"Межличностные отношения подростков"
методическая разработка на тему

Ефремова Елена Эдуардовна

Работа над самообразованием. Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_mezhlichnostnye_otnosheniya.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование

Межличностные отношения в коллективе подростков

2016-2017 учебный год

               «Человек ... один ни черта». Это предсмертные слова героя романа Э.Хемингуэя «Иметь и не иметь» являются одной из аксиом человеческого существования. Где бы мы и кем бы мы ни были, какую позицию не занимали бы в сложнейшей координатной сетке общественных отношений, мы всегда находимся среди людей. И, даже будучи в полном одиночестве, мы, тем не менее, не остаемся одни, ибо окружающие нас значимые, близкие и дорогие люди продолжают жить в нашем сознании, определяя и его содержание, и соответственно весь строй нашего поведения. Таким образом, отношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако их значимость усиливается именно в подростковом возрасте, когда из маленького ребенка человек постепенно превращается в юношу. Именно поэтому становление и развитие межличностных отношений подростков должна стать одной из актуальнейших тем в современной психологии.

            Межличностные отношения среди подростков – одна из главных тенденций переходного возраста. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым. Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

           Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) аффиляции, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу, общественность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество – тоска, субъективное состояние душевной и духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

       Напряженная потребность в общении и аффиляции превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет – какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у юношей. При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не осознаются. Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая комфортность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и характера аффиляции. На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин. Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к другим участникам игры. С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а девочки – по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны – создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности.

       Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица. Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям. Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляют желать лучшего. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные. Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой истории.  Взаимоотношения с другими людьми и важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой предоставляется их роль для старшеклассников – юношей и девушек 14 – 17 лет, которые как раз в этом возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей. Постигают сущность собственного «Я» в соответствии с «зеркальным» эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентаций и объекте поклонения. Именно поэтому исследование возникающих межличностных отношений подростков является одной из актуальных тем в современной психологии отношений.

Взаимоотношения подростка со взрослыми.

Вступление в жизнь взрослых подросток понимает, прежде всего, как новые права в отношениях с взрослыми, в  результате у подростка обостряется чувство собственного достоинства, стремление к равноправным отношениям, самостоятельности. Подросток добивается, чтобы взрослый признал его и уважал.

  Характер общения со взрослыми существенно влияет на особенности самооценки подростков. Так, только в 8,3% подростков, которые могли доверительно общаться с родителями, отмечается неадекватная самооценка (так или иначе они недооценивают себя) При доминировании же регламентированного общения неадекватная самооценка имела место у 87,9% случаев. Стойкая самооценка формируется в 79,1% подростков, если у них есть возможности для доверительного общения, и только в 25% при регламентированном общении.

Переход к новому типу взаимоотношений сложен, как для подростка, так и для взрослого Его тормозят следующие моменты:

1) подросток, по-прежнему остается учеником;

2) полная его материальная зависимость;

3) привычка взрослых контролировать поведение ребенка и страх перед самостоятельностью подростка;

4) проявления у подростка детских черт, отсутствие подлинной самостоятельности.

Несмотря на перечисленные трудности, именно взрослый должен стать инициатором изменений в отношениях с подростком. При отсутствии таких изменений, ребенок или останется неподготовленным к взрослой жизни и будет страдать в будущем инфантилизмом, или будут возникать бурные межличностные конфликты взрослых и подростков.

Итак, основной причиной межличностных конфликтов с участием подростка является противоречие между отношением взрослого к подростку как к ребенку и представлениям подростка о степени собственной взрослости Протест ребенка  возникает в форме непослушания, грубости, упрямства, агрессивности. Эти же проявления присутствовали и в предыдущих возрастных кризисах. Однако в подростковом возрасте  особенно яркий, глубокий характер, в деятельности и поведении. При неадекватном реагировании взрослых на конфликт с подростком он становится отчужденным, бесконтрольным, неуправляемым.

Преодоление конфликта лежит через обретение той степени самостоятельности подростка, которая соответствовала бы его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяла бы взрослому влиять на него. Рекомендуется организация содержательной сотрудничества взрослого и подростка с присущими для нее взаимопониманием.

Взаимоотношения подростка с ровесниками

Общение со сверстниками - особая и отдельная сфера жизни подростка, чрезвычайно важна для него. Эти отношения строятся на принципах равенства, справедливости и поэтому обеспечивают оптимальные условия для укрепления чувства взрослости у подростка. Основой для общения выступает общность потребностей, ценностей, стремлений, интересов, переживаний.

Субъективное значение для подростка сферы общения со сверстниками серьезно отличается от ее оценки взрослыми, особенно учителями .  Сами подростки считают свои переживания по этому поводу наиболее типичными и значимыми, тогда как учителя думают, что подростков больше всего волнуют отношения с ними, а родители приписывают такое же значение взаимоотношениям в семье.

Вследствие различной субъективной ценности ведущих сфер взаимоотношений подростка для него самого и для взрослых между ними часто случаются споры в частности, подросток может найти компанию сверстников, по которой он не слушается родителей, учителей.

Подростки видят в общении с ровесниками сферу личной жизни, где каждый действует самостоятельно и отвечает за свои поступки важная потребность подростка - стремление к совместной деятельности со сверстниками и  желание быть признанным, принятым товарищем Следует иметь в виду и то обстоятельство, что для подростков важно не просто быть вместе со сверстниками, они стремятся занять в их среде то положение, которое бы отвечало их притязаниям Для одних это желание быть лидером, для других - пользоваться авторитетом в каком-то деле, третьи пытаются найти близкого друга.

Сказанное объясняет, с одной стороны, повышенный конформизм подростков по компаниям сверстников и, с другой - их недисциплинированность и даже правонарушения из-за неумения добиться желаемого положения в  таких компания.

Мотивы общения с товарищами проходят определенные стадии развития:

5 класс - доминирует недифференцированное желание быть среди сверстников, играть с ними, что-то вместе делать;

6 класс - основным становится стремление подростка занять определенный статус в коллективе;

7-8 класс - возникает потребность подростка в автономии в группе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах.

Исследования показывают, что именно фрустрация потребности быть значимым среди товарищей у многих подростков вызывает тяжелые негативные переживания, приводит к появлению девиантного поведения

Конфликты с ровесниками подросток воспринимает очень болезненно, ищет друзей за пределами школы, среди случайных знакомых. Стремясь завоевать признание, демонстрирует свою индивидуальность, но не всегда удачно. Прежде всего, подростки ценят такие качества друг друга, как общительность, сообразительность и знания, смелость, самообладание.

Популярность подростка в классе обеспечивается:

 - наличием положительных качеств, класс ценит;

-  ценностной единством подростка и класса;

-  адекватной или чуть пониженной самооценкой

Статус подростка в классе изменяется по сравнению с младшим школьником. Ученики, которые раньше были популярны на основании уровня успеваемости и поведения, теперь перестают быть таковыми. Ученики, которые пользовались авторитетом среди одноклассников, теряют его, если действуют с позиции приказов, пренебрежительностью.

В процессе общения со сверстниками у подростка активно формируются моральные нормы, характерные для отношений между взрослыми - на основе "кодекса товарищества", где высоко ценятся уважение, равенство, честность и осуждаются несоблюдение договоренностей, отказ в помощи, эгоизм, жадность, стремление к превосходству, унижения других, отсутствие собственного мнения, неумение постоять за себя. Развивается умение подростков ориентироваться на требования товарищей, способность к взаимопониманию.

Особое значение приобретает дружба. Подростки стремятся дружить с теми, кто пользуется уважением, авторитетом, отличается своей индивидуальностью (знаниями, смелостью, взрослым видом и манерами и т.д.).

Происходит поиск друга. Первоначально круг претендентов на звание друга достаточно широк, противоречив, пестр и неустойчив. Для выбора важными факторами являются общность увлечений, сближение интересов, взаимопонимание.  Дружба влияет на развитие личности подростка, выполняя такие функции:

-  выступает источником возникновения новых интересов;

-  развитие самооценки и самосовершенствования на основе того, что товарищ служит образцом;

 - обеспечивает опыт взаимопонимания и взаимоподдержки;

- возможность выражения своих мыслей, мечтаний, планов и сравнение их с товарищами;

-  формирование убеждений в дискуссиях и в обсуждениях;

-  формирование рефлексивного отношения к отношениям;

-  формирование идеала дружбы;

-  познания внутреннего мира своего и других людей;

-  приобретения умений влиять на поведение другого;

-  овладение практикой личных взаимоотношений

Отдельно следует остановиться на развитии взаимоотношений между мальчиками и девочками

В 5-6 классах сказывается неравномерность развития мальчиков и девочек.  Возникает интерес к противоположному полу и к собственной внешности. У ребят интерес к девушкам проявляется в задевании девушек, насмешек, есть интерес сочетается с отчуждением.

В 6-7 классах подростки обсуждают вопрос "кто кому нравится", характерны обмен "новостями" личного содержания, доверительные разговоры с друзьями.

В 7-8 классах возникают разнополые микрогруппы, дружба девушек и парней. Характерные страдания от равнодушия сверстника противоположного пола, который вызвал интерес, нравится, страх перед отказом того, кто нравится. Ребята устраивают свидания, совместно проводят досуг.

В разнополых отношениях формируется наблюдательность, внимание к внутреннему миру человека, проницательность, желание быть лучшим.

Таким образом, в подростковом возрасте общение со сверстниками имеет огромное значение для формирования личности.

Заключение о взаимоотношениях подростка с окружающими:

- во взаимоотношениях со взрослыми у подростка обостряется чувство собственного достоинства, стремление к равноправным отношениям;

- взрослый должен стать инициатором изменений во взаимоотношениях с подростком;

- основной причиной межличностных конфликтов является противоречие между отношением взрослого к подростку как к ребенку и представлениям подростка о степени собственной взрослости;

- преодоление конфликта лежит через обретение той степени самостоятельности подростка, которая соответствовала бы его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяла бы взрослому влиять на него;

- общение со сверстниками - особая и отдельная сфера жизни подростка, чрезвычайно важна для развития его личности;

- важнейшая потребность подростка - стремление к совместной деятельности со сверстниками и желание быть признанным, принятым товарищем.

Методист

Е.Э.Ефремова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проведения социометрического исследования для определения уровня межличностных отношений подростков

Технология проведения социометрического исследования для определения  уровня межличностных отношений учащихся на примере 7-го класса....

Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

В процессе общения у подростков воз­никают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики.Целью данной работы является разработка реко...

Родительское собрание: «Особенности межличностных отношений подростков»

Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей твор...

Программа развития мотивов межличностных отношений подростков

Программа предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков - осознания опасений и страхов, желания «быть, как все» и следовать принятым социальн...

Особенности межличностных отношений подростков

Материалы к родительскому собранию...

Проектно-исследовательская работа Тема: Межличностные отношения подростков в классе

Цель исследовательсткой работы: выявление уровня межличностных отношений и социальных статусов учеников 9 класса...