Методическая разработка занятия по теме : «Основные приёмы техники вязания на спицах»
методическая разработка на тему

Добрый день!

Данная методическая разработка  содержит  в себе полное и детальное  описание системы обучения  основным приемам техники вязания на спицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrab_uroka_teh_vyazaniya_na_spitsah_lits.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара

Методическая разработка занятия

по теме : «Основные приёмы техники вязания на спицах»

Тема занятия №1: «Техника вывязывания лицевой петли «классическим» способом. Технология изготовления детали (лапки) для карандашницы «Собака».

Автор работы: Курмышова Елена Николаевна

                            педагог дополнительного образовании    

                            высшая квалификационная категория

г. Арзамас

2017 год

Характеристика коллектива.

Занятие проводится с учащимися по образовательной программе «Декоративное вязание» 1 года обучения. Дети разновозрастные, набор в группу свободный. Способности у всех разные. Учащиеся познакомились с историей возникновения вязания, с основными (виды спиц) и дополнительными (крючок, игла, ножницы и т. д.) инструментами, материалами (виды пряжи) необходимыми для работы. И мы приступаем к теме №1 раздела №2 программы «Основные приёмы техники вязания на спицах» (1 занятие 14 часовой темы).

Тема сегодняшнего занятия: «Техника вывязывания лицевой петли «классическим» способом. Технология изготовления детали (лапки) для карандашницы «Собака».

Цель занятия: Научить вывязывать лицевые петли за переднюю стенку.

Задачи:

 Обучающие:

1.Научить набирать петли начального ряда из двух нитей.

2.Познакомить с кромочными петлями - «зубчатый» край.

3.Изучить строение трикотажной петли.

4.Научить вывязывать лицевые петли «классическим способом» (за переднюю стенку).

5.Познакомить учащихся с узором «платочное вязание» (вывязывание детали (лапки) для полезной игрушки).

Воспитательные:

1.Воспитание аккуратности, усидчивости.

 2.Воспитание эстетического вкуса.

3.Самоконтроль.

Развивающие:

1.Умение применять школьные знания по отдельным предметам на занятии.

2.Формировать интерес учащихся к рукоделию.

3.Знакомство с профессией вязальщицы (профориентация).

Методы обучения: Репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Форма организации учебного занятия:  Беседа – инструктаж (лекция, упражнения, игра), практическая работа.

Тип учебного занятия: Комбинированное занятие с элементами закрепления ранее полученных знаний; усвоение новых знаний; применение их в творческой работе.

                                   

Хронометраж учебного занятия.

1занятие – 45 минут

1.Организационный этап – 1 минута

2.Подготовительный этап – 2 минуты

3. Этап усвоения новых знаний (беседа – инструктаж) – 5 минут

4.Этап проверки знаний и умений в практической деятельности -16 минут

5.Физкультурная минутка – 1 минута

6.Этап усвоения новых знаний. Закрепление материала в практической деятельности -10 минут

7.Этап практической работы – 7 минут

8.Рефлексивный этап – 2 минуты

9.Этап информации о домашнем задании – 1 минута

Сложность занятия и конкретно для данной группы.

1.Разновозрастные дети, способности разные.

Характеристика оборудования учебного занятия

Инструменты и материал: шерсть (светлого цвета), 2спицы №2-2,5, ножницы, рабочая тетрадь, ручка, карандаш,  ластик.

 Образцы : вязаная  полезная игрушка карандашница «Собака», узор «платочное вязание».

Схемы: «Строение трикотажной петли», «Набор петель из двух нитей», «Провязывание лицевой петли «классическим» способом».

Инструкционно-технологическая карта:  «Вывязывание первой и последующих петель начального ряда».

Картотека «Виды петель» (для самоконтроля).

Тренажёр – самодельные спицы и бельевая верёвка.

Техническое средство: ноутбук, инструментальная музыка.

Содержание учебного занятия.

1.Организационный этап. – Здравствуйте! Рассаживаемся по местам. Посмотрите на рабочие места, всё ли готово к занятию? Шерсть, спицы и т. д. Вопросов по оборудованию нет, итак, начинаем занятие.

2.Подготовительный этап. 

 (Повторение ранее изученного).

- Какие виды пряжи вам известны?  (шерсть, хлопчатобумажные, синтетические)

-Расскажите о спицах (виды спиц, номер спиц)?  

-Как правильно подбирать в зависимости от толщины ниток инструмент для вязания спицами?

-Назовите правила по техники безопасности?

-Какие изделия можно связать? (одежду, украшения, игрушки)

-А вы любите играть в игрушки? (успокаивают, отдых)

-Какие вам особенно нравятся? (мягкие игрушки из меха и ткани особенно выполненные своими руками)

-Да, согласна, они приятны на ощупь, а улыбающиеся мордочки поднимают нам настроение.

Кто уже сам изготавливал игрушку знает, что надо выкроить из меха (ткани) детали и сшить их. Затем набить синтепоном и оформить мордочку.

-Сегодня я хочу познакомить вас с вязаной игрушкой. И чтобы выполнить её необходимо не только сшить, а сначала вывязать детали необходимого размера, формы.

-И я предлагаю приступить к изготовлению полезной игрушки карандашницы «Собака».

Будет стоять у вас дома на письменном столе с карандашами, ручками и радовать вас.

-А главное вы научитесь вязать выполняя детали карандашницы.

 -И мы приступаем к изучению  самой важной темы  «Основные приёмы техники вязания на спицах».

-Тема сегодняшнего занятия звучит так: «Техника вывязывания лицевой петли «классическим» способом. Технология изготовления детали (лапки) для карандашницы «Собака».

-Итак,  сегодня научимся:

1.Набирать петли начального ряда.

2.Познакомимся с кромочными петлями.

3.Изучим строение трикотажной петли.

4.Научимся вывязывать лицевые петли «классическим способом» (за переднюю стенку ).

5.Познакомимся с «платочным вязанием» (вывязывание детали (лапки) для полезной игрушки).

3.Этап усвоения новых знаний.

Беседа-инструктаж  «О правильном положении рук при наборе петель начального ряда».

Процесс образования трикотажного полотна происходит путём вывязывания петель из ниток с помощью двух спиц.

Правильная постановка рук, пальцев позволяет получить ровное петлеобразование и достаточную скорость вязания.

Руки должны быть согнуты в локтях и не иметь опоры, а свободно передвигаться при работе. При вывязывании петель самыми подвижными пальцами должны быть указательные. Клубок, из которого вяжут, лежит с левой стороны перед вывязываемым полотном, нитка свободно поступает к рукам.

Вязание изделия или образца начинают с набора петель начального ряда. Петли набирают на двух спицах, сложенных вместе, чтобы петли начального ряда легко растягивались и легче было провязать петли следующего ряда.

Конец нитки клубка зависит от количества набираемых петель – он в 3 раза длиннее ширины вывязываемого полотна.

Инструкционно – технологическая карта «Вывязывание первой и последующих петель начального ряда».

Положение рук: клубок ниток находится внизу, рабочий конец нити зажат на ладони левой руки. Нить петлёй обвивает большой  палец против часовой стрелки и проходит по указательному пальцу. Две спицы вводят в петлю на большом пальце и  захватывают рабочую нить с указательного. Затем провязанную петлю снимают с большого пальца и затягивают её большим и указательным пальцем левой руки. Так получается первая петля.

Вторую и все последующие петли набирают в следующем порядке: полученную петлю поддерживают указательным пальцем правой руки и оттягивают вниз на себя. Вводят спицы в петлю на большом пальце левой руки снизу и подхватывают нить с указательного пальца. Провязанную петлю снимают с большого пальца левой руки и затягивают большим и указательным пальцами.

Схема  «Набор петель из двух нитей».

-Давайте посмотрим по ноутбуку мастер-класс «Набор петель начального ряда».

Набрав нужное количество петель, одну из спиц освобождают, и ею начинают вязать первый ряд.

4. Этап проверки знаний в практической деятельности.

- Итак, нам необходимо научится набирать петли. И я предлагаю поиграть.

Игра-конкурс: учащиеся делятся на 2 команды. Оценивается качество выполненного задания, взаимопомощь и быстрота.

Задание №1:(работа в группах)

1 участник: на специальных тренажёрах (самодельные большие спицы и бельевая верёвка) выполняет первую петлю;

2 участник: вторую петлю;

3 участник :третью и т. д.

Задание №2:(индивидуальная работа)

Каждый на своём рабочем месте набирает 15 петель.

5. Физкультурная минутка ( см. приложение ).

 6. Этап усвоения новых знаний. Закрепление материала в практической деятельности.

Процесс вязания.

Основной единицей вязаного изделия является петля, образуемая из нити с помощью спиц. Вязание же представляет собой процесс превращения непрерывной нити в петли, которые, соединяясь между собой по горизонтали (ряды) и по вертикали (столбики, цепочки), образуют сплошное полотно.

Изучение схемы «Строение трикотажной петли». (См. схему): У петли есть передняя стенка, задняя стенка. Сверху – дуга, внизу соединяется с другой петлёй протяжкой . Расстояние от одной петли до другой – петельный шаг.

 Чередуя в строго определённом порядке разные по виду петли, получают требуемый узор.

Запомнить правило: Первая крайняя и последняя крайняя петли, а так же начальный ряд являются кромочными.

При вязании узора первую крайнюю петлю всегда переснимают с левой спицы на правую.

 Последнюю петлю ряда провязывают лицевой или изнаночной петлёй.

Если лицевой петлёй – то получится «зубчатый» край, если изнаночной – «ровный» край.

Сегодня познакомимся с «зубчатым» краем.

(Показать образец вязания из лицевых петель)

Это вязание называют репсовым, верёвочкой, рябушкой, грядками. В России им вязали платки, поэтому до сих пор сохранилось название «платочное». Оно одинаково выглядит с обеих сторон (двустороннее), поэтому часто используется при вязании шарфов, шапок и т. д.

-Обратимся к нашей картотеки «Виды петель» (для самоконтроля).

Для вывязывания изделий и образцов используют различные виды петель, создавая разнообразные узоры. В одном узоре могут сочетаться несколько видов петель.

-Вам необходимо знать как они называются и способ их провязывания.

-Сегодня мы познакомимся с двумя:

«Снятая петля» - петлю с левой спицы снимаем на правую  не провязывая.

«Лицевая петля» - рабочая нить находится под левой спицей. Правую спицу вводим в провязываемую петлю слева направо под левую спицу, захватываем рабочую нитку за спицей и вытягиваем петлю на себя.

Изучение схемы «Провязывание лицевой петли «классическим» способом».

7. Этап практической работы. Вывязывание детали (лапки) для карандашницы «Собака».

(Показ образца  полезной игрушки карандашницы «Собака»)

-Из каких деталей состоит? (туловище, лапки, накладка на мордочку).

-Сейчас мы выполним одну лапку.

Изученный материал учащиеся закрепляют практической работой с соблюдением технологии, техники безопасности и правильности выполнения приёмов работы.

Самоконтроль: время от времени класть полотно на стол: если полотно лежит ровно, не топорщится, не стянуто, то работа выполнена правильно.

Целевой обход педагога: обходя рабочие места учащихся , проконтролировать правильность приёмов работы, соблюдение технологии, техники безопасности.

В ходе работы:

-индивидуальная работа с каждой учащейся

-дифференцированный подход

-Деталь (лапка) готова.

8. Рефлексивный этап.

Проверка выполнения самостоятельной работы.

Анализ допущенных ошибок в работе.

Демонстрация лучших работ.

- Спасибо ребята за урок. Мне понравилось, что вы проявили прекрасные знания и смекалку.

- Все получают красный клубочек в экран успеха.

- Что же нового вы сегодня на занятии узнали?

1.Вспомнили, что кроме мягких есть вязаные игрушки.

2.Научились набирать петли начального ряда.

3.Познакомились с кромочными петлями.

4.Изучили  строение трикотажной петли.

5.Научились вывязывать лицевые петли «классическим способом» (за переднюю стенку)

6.Вывязали деталь для полезной игрушки – лапу.

9. Этап информации о домашнем задании.

На следующее занятие принести: вывязанную заготовку (лапку) для того, чтобы  закрыть петли (кто не успел – довязать заготовку); 2 спицы,  шерсть для вывязывания второй детали (лапки) для карандашницы «Собака», тетрадь , ручку.

Список используемой литературы.

  1. Азбука вязания на спицах. Обнинск ЭТЦ «Реал И», 1992 г.
  2. Власова А.А. «Вязание от умения к мастерству». Лениздат.
  3. Максимова М.В. Азбука вязания. М., ч.1,2,3. Легпромбытиздат, 1991г.
  4. Максимова М.В. Энциклопедия вязания. М., Легпромбытиздат, 1993г.

  1. Небатова З. Кононович Т. Мягкая игрушка. Игрушки-сувениры. М. Эксмо, 2003, Академия «Умелые руки».
  2. Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка»  2е издание, Минск «Полымя» 1993 г.

7. Тарасенко С.Ф.»Забавные поделки крючком и спицами», М. «Просвещение» 1992г.

8.  Максимова М.В. Азбука вязания часть 1 М., Легпромбытиздат,1991г.

9.  Ковалько В.И. Школа физкультминуток  М.  «Вако»,2007 г. Мастерская учителя.

10.Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. М.Творческий центр «Сфера» 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Вязание овала"

Данная методическая разработка занятия по теме  "Вязание овала"  будет  интересна   педагогам  дополнительного образования.  К ней прилагается презентация "Вязание ...

Методическая разработка занятия по теме "Основные понятия алгебры логики. Логические выражения и логические операции".

Цель: ознакомление с основными понятиями алгебры логики.Задачи:Образовательные: познакомить с основными понятиями темы: логическое высказывание, логические операции;научить составлять таблицу истиннос...

Методическая разработка занятия по теме: «Атласная техника»

Данное занятие проводится с детьми 3 года обучения, в рамках подготовки к Новогодней выставке. Оно посвящено выполнению ёлочных игрушек. Чтобы они получились более интересные и необычные, мы буд...

Методическая разработка занятия по теме:«Изготовление бус в технике фелтинга (сухое валяние)»

Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Войлок &nda...

Методическая разработка занятия по теме "Основные компоненты и механизмы автомобиля. Типы двигателей"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ЗАНЯТИЯпо дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельностиРаздел программы «Общее устройство автомобиля»Тема: «Ос...

Методическая разработка занятия по теме «Декорирование новогодней свечи в технике декупаж»

В разработке представлены два способа декорирования свечи в технике "Декупаж"(холодный способ)...