Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" 2017
рабочая программа на тему

Проценко Наталия Викторовна

В написании программы учитывались знания основ теории и практики дополнительного образования, педагогики, психологии и возрастной физиологии, методики обучения и воспитания, а также личный педагогический опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» технической  направленности разработана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта». Художественное конструирование из бумаги. М., «Просвещение», 1981 г., с. 151-167. и программы «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» (1-4 классы) Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова.», М., «Просвещение», 2012г. и в соответствии со следующими нормативными документами:

1.  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.  Концепция  развития  дополнительного  образования  детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).

3.  Приказ Министерств образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4.  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

5.  Методические  рекомендации  по  проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015г. Министерство образования и науки РФ.

6.  Краевые  методические  рекомендации  по  разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.

В написании программы учитывались знания основ теории и практики дополнительного образования, педагогики, психологии и возрастной физиологии, методики обучения и воспитания, а также личный педагогический опыт.

Направленность базовой дополнительной общеобразовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» технической направленности, адаптированная, составленная на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта». Художественное конструирование из бумаги. М., «Просвещение», 1981 г., с. 151-167. и программы «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» (1-4 классы) Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова.», М., «Просвещение», 2012г.

Новизна программы заключается во введении в обучающий процесс новых техник: объемного конструирования,  бумагокручения, бумагопластики. И в интеграции двух образовательных областей: конструкторской деятельности (изготовление различных видов изделий из бумаги) и художественной отделки готовых изделий, применение их при оформлении интерьеров, создании макетов и др. В программе прослеживается взаимодействие двух деятельностей: конструкторской и изобразительной. Принцип «от простого – к сложному» способствует постепенному, пошаговому овладению ребенком различными технологиями.

Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на развитие личности ребенка к познанию и творчеству. Ребѐнок за определенный промежуток времени овладевает значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость. В процессе обучения в рамках данной программы у детей формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение, художественно-изобразительные способности, что поможет им в дальнейшем успешно продолжить обучение в объединениях художественной направленности, подготовит к исследовательской и проектной деятельности.

В соответствии со стандартами второго поколения, данная программа направлена на формирование таких ключевых компетенций (наращивания потенциала в области декоративно-прикладного творчества), как личностная компетентность, социальная компетентность, познавательная компетентность, предметно-деятельностная компетентность.

В целом же программа «Начальное техническое моделирование» направлена на:

• создание условий для развития ребенка;

• развитие мотивации к познанию и творчеству;

• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

• профилактику асоциального поведения;

• создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

• интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Педагогическая целесообразность программы «Начальное техническое моделирование» заключается в том, что она предоставляет широкую возможность не только для адаптации школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству.

Программа способствует раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя. Дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Работа в этих техниках благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности учащихся – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности, формируя такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет  детям  проявлять  свои  творческие  способности,  приобрести  новые изобретательные навыки. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Таким образом, занятия по программе активизируют воображение, фантазию и развивают художественный вкус учащихся.

Отличительные особенности программы:

  • комплексность (программа предполагает изучение пяти разделов «Изготовление игрушек из бумаги и картона», «Оригами», «Модульное оригами», «Квиллинг», «Объемная аппликация»),
  • интегрированность (взаимосвязь различных разделов изобразительного искусства и конструирования),
  • универсальность (возможность применения программы для различного возрастного контингента).

Занятия способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремлённости, активности и самостоятельности детей.

В программе рассматриваются различные способы выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник:

- Квиллинг

- Оригами

- Конструирование

- Мозаика

- Аппликация

В процессе работы развивается:

- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- Сенсорное восприятие, глазомер;

- Логическое воображение;

- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;

- Художественные способности и эстетический вкус;

- Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

- Влияет в формировании самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

- Дети овладевают навыками культурой труда, усидчивости и добросовестности.

В процессе реализации программы возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из возраста, подготовленности детей и степени усвоения ими материала.

Адресат программы.

Дополнительная образовательная программа «Начальное техническое моделирование» адресована как мальчикам, так и девочкам с 7 летнего возраста до 15 лет. Программа ориентирована на выявление способностей каждого ребенка, активное включение его в новое для него образовательное пространство.

Программа рассчитана на 2 года обучения – 144 часа (216 ч) в каждой группе. Необходимо учитывать, что для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку, поэтому оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 12 человек.

Занятия – групповые. Принимаются все желающие.

Уровень программы, объем и сроки реализации.

Уровень программы – базовый.

Объем программы, сроки реализации – 2 года, 144 часа, 216 часов.

Форма обучения – очная, 2(3) занятия в неделю по 2 академических часа.

Режим занятий – 1 год обучения – 144  часа, 2 занятия в неделю по 2 часа, 2 год обучения – 216 часов, 3 занятия в неделю по 2 часа.

- Возраст учащихся в группах – 7-15 лет.

- Количество детей в группах – не более 12 человек.

- Уровень подготовки детей при приеме в группу:

а) неподготовленные дети;

б) более подготовленные дети.

- Основанием для приема детей является письменное заявление родителей.

Методы обучения, в основе которых лежит:

способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

наглядный (показ иллюстраций, работа по образцу, и др.)

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

частично-поисковый – участие детей в поиске решения поставленной задачи совместно с педагогом

исследовательский – самостоятельная творческая работа

форма организации деятельности на занятиях:

фронтальный – работа со всеми детьми

групповой – работа с группами, подготовленных на разном уровне.

индивидуальный – индивидуальная работа с отдельным ребенком.

Формы обучения.

Для первого года обучения - 2 занятия в неделю, по 2 академических часа.

Для второго года обучения - 3 занятия в неделю, по 2 академических часа.

Работа с детьми проводится в коллективной форме, но и может быть звеньевой, в зависимости от сложности.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель дополнительной образовательной общеразвивающей программы технической  направленности «Начальное техническое моделирование» формирование творческих способностей учащихся, стимулирование интереса и потребности к самостоятельному творчеству посредством конструирования из бумаги.

Задачи программы

Обучающие:

• научить самостоятельно и с педагогом конструировать и моделировать из бумаги,

а также выполнять изделия в технике оригами;

• научить следовать устным инструкциям;

• научить работать со схемами и образцами;

• обучить базовым знаниям материаловедения и цветоведения.

Развивающие:

• развить навыки организации рабочего пространства;

• развить основные психические процессы: внимание, память, воображение;

• развить творческую активность, самостоятельность, интеллектуальные способности

учащихся.

• сформировать художественный вкус.

Воспитательные:

• сформировать эстетические потребности, ценности и чувства;

• развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях,

• воспитать умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Планируемые  результаты

1 год обучения

Предметные результаты:

  • знают правила техники безопасности при работе с инструментами;
  • овладеют практическими навыками и приёмами обработки бумаги;
  • знают способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона.
  • умеют планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ; работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности.
  • умеют четко работать с ножницами, линейкой, циркулем;
  •  умеют самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики.
  • стараются эстетично оформить творческую работу;

Личностные результаты:

  • умеют продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.

        

2 год обучения

Предметные результаты:

  • пользуются чертежными инструментами, умеют выполнять простейшие геометрические построения;
  • вырезают геометрические фигуры без трафарета, по трафарету;
  • технологически верно выполняют работы в техниках  оригами, объемного конструирования;
  • знают технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации;
  • знают условные знаки, обозначения и схемы оригами;
  • читают и записывают схемы оригинальных поделок;
  • изготавливают шаблоны моделей по чертежам;

Личностные результаты:

  • планируют выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ.
  • самостоятельно работают по схемам, чертежам, таблицам;
  • выполняют эскизы декоративной отделки изделий;

Метапредметные результаты

  • Умеют воспринимать, усваивать, перерабатывать информацию и преподносить окружающим;
  • Умеют определять цель в творческой работе;
  • Умеют планировать действия по созданию работы, и действовать по плану;
  • Умеют определять уровень личной творческой работы: достойна ли работа быть представленной на конкурсных мероприятиях (адекватная самооценка);
  • Умеют определять действия , которые необходимо и возможно сделать, чтобы улучшить работу;
  • Определяют наиболее эффективные способы достижения результата в творческой деятельности.

Содержание программы

Учебный план

1 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие. Организация рабочего места. Правила безопасности труда.

2

1

1

2.

Конструирование и моделирование из  бумаги и картона.

44

10

34

2.1

Материалы и инструменты.

12

3

9

2.2

Техника в жизни человека.

2

1

1

2.3

Основы черчения

4

2

2

2.4

Макетирование из бумаги и картона.

26

4

22

3.

Оригами – японское искусство складывания из бумаги.

28

14

14

3.1

Понятие «Оригами». История возникновения.

4

2

2

3.2

Базовые формы.

22

11

11

3.3

Промежуточная аттестация.

2

1

1

Практическая работа

4.

Модульное оригами.

38

11

27

4.1

Базовая форма модульного оригами.

8

4

4

4.2

Создание плоских фигур по схеме.

16

4

12

4.3

Создание объемных фигур по схеме.

14

3

11

5.

Основы квиллинга.

32

11

21

5.1

Знакомство с техникой квиллинга.

8

4

4

5.2

Художественное моделирование.

22

6

16

5.3

Итоговая аттестация.

2

1

1

Практическая работа.

Итого

144

47

97

Содержание учебного плана

1 год обучения

  1. Вводное занятие. – 2 часа. (теория – 1 час, практика – 1 час).

Организация рабочего места. ТБ при работе с инструментами. 

Теория: Порядок и содержание занятий, демонстрация готовых поделок (образцов). Правила поведения и ТБ учащихся во время занятий. Организация рабочего места.

Практика: Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления умений, навыков и интересов учащихся. Игры с поделками.

  1. Конструирование и моделирование из  бумаги и картона. – 44 часа (теория – 10 часов, практика – 34 часа).

 2.1.  Материалы и инструменты. – 12 часов. (теория – 3 часа, практика – 12 часов).

Теория: Бумага, виды и свойства. Дать общие сведения о бумаге, её видах и свойствах (толщина, цвет, прочность). Знакомство с инструментом для работы с бумагой ножницами, правила безопасности работы с ними, вырезания из картона и бумаги. Использование других инструментов для работы с бумагой (шило). Правила безопасности работы с шилом. Складывание бумаги с использованием фальцовки с помощью шила. Проделывание отверстий. Знакомство с шаблоном, понятие, умение пользоваться. Использование шаблонов. Дополнение деталей, изготовленных по шаблону, деталями, изготовленными самостоятельно. Знакомство с основными операциями работы с бумагой, картоном (складывание, сгибание). Знакомство с операциями склеивания, разрезания, фальцевания.

Практика: Изготовление рельефа из плотной бумаги на тему «Город». Изготовление открытки «Тюльпан с использованием ножниц, картона и тонкой бумаги. Изготовление модели самолета путем складывания бумаги с использованием шила. Изготовить поделку «Домик» с использованием деталей, изготовленных самостоятельно (труба, крыльцо и т.д.). Изготовление модели самолета путем складывания бумаги. Изготовление открытки с сюрпризом с использованием операций резания, склеивания, фальцевания бумаги и картона.

2.2.  Техника в жизни человека. – 2 часа (теория – 1 час, практика – 1 час)

Теория: Беседа на тему: «Техника на службе у человека. Техника вокруг нас» Экскурсия по улицам города с целью изучения машин, встречающихся на улицах.

Практика: Обсуждение увиденного, рисование понравившегося объекта. Изготовление открытки «Грузовик».

2.3.  Основы черчения. – 4 часа (теория – 2 часа, практика – 2 часа)

Теория: Дать первоначальное понятие о чертеже. Знакомство с простейшими чертежными инструментами (линейка, карандаш). Познакомить с изображением видимого контура – разреза. Познакомиться с изображением линии сгиба на чертеже и на шаблоне (прерывистая пунктирная). Познакомиться с изображением на чертежах деталей и шаблонах с местом для склеивания - штриховка. Знакомство с чертежными инструментами (линейка, циркуль, карандаш, угольник) и их назначением. Техника безопасности при работе с инструментами.

Практика: Начертить простые линии, отрезки заданной длины. Найти на шаблонах (чертежах) изображение линии разреза. Начертить простую деталь с изображением линии сгиба. Изготовить поделку с использованием чертежа детали с местом для склеивания. Работа с линейкой, циркулем, угольником. Приемы разметки по линейке.

2.4. Макетирование из бумаги и картона. – 26 часов (теория – 4 часа, практика – 22 часа).

Теория: Дать первоначальное понятие о геометрических фигурах. Детали технических объектов как отдельные геометрические фигуры. Дать определение геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, трапеция). Дать определение фигур круга, овала. Дать первоначальные сведения о разметке. Разметка деталей на бумаге с помощью шаблонов. Сборка плоских деталей с помощью склеивания. Прививать навыки художественного оформления. Сборка деталей друг с другом путем соединения в «замок». Вырезание симметричных деталей путем складывания бумаги вдвое. Вырезание одинаковых деталей с помощью сложенной в несколько раз бумаги. Изучение способов изготовления объёмной геометрической фигуры «Куб». Изучение способов изготовления объёмной геометрической фигуры «Параллелепипед». Изучение способов изготовления объёмной геометрической фигуры «Цилиндр». Изучение способов совмещения простых геометрических фигур.

Практика: Сопоставить детали выбранных технических объектов с геометрическими фигурами (колесо-круг, кузов-прямоугольник, кабина-квадрат и т.д.). Изготовить плоскую модель ракеты. Вырезать квадрат и прямоугольник без помощи шаблонов. Изготовить плоскую модель автомобиля. С помощью шаблонов изготовить круглые, овальные детали для поделки «Медведь». Изготовить поделку «Парусник» с использованием разметки. Изготовление плоской модели трактора с помощью клеевого соединения деталей. Изготовление поделки с помощью щелевидного соединения в «замок». Изготовление модели самолета при помощи шаблона-половинки. Изготовить открытку «Тюльпан» с использованием шаблона и вырезания одинаковых деталей из сложенной бумаги. Изготовление поделки «Игральный кубик». Изготовление поделки «Шкатулка». Изготовление поделки «Стаканчик для карандашей». Изготовление объемных игрушек из бумаги.

  1. Оригами – японское искусство складывания из бумаги. – 28 часов (теория – 14 часов, практика – 14 часов).

3.1.  Понятие «Оригами». История возникновения. – 4 часа (теория – 2 часа, практика – 2 часа).

Теория: Понятие «оригами». Техники складывания бумаги, характерные особенности оригами. История возникновения, развития и характерные особенности, ее сходства и различия с другими видами бумажной пластики. Порядок и содержание занятий, демонстрация готовых поделок (образцов). Правила поведения и ТБ при работе с инструментами в кабинете. Ножницы, их виды. Знакомство и комбинирование с понятиями и операциями. Сведения о бумаге, её видах и свойствах (толщина, цвет, прочность). Базовые сгибы: «Долиной», «Горой», сгибы наружу и внутрь, заворачивание. Приёмы надрезания и склеивания бумаги.

Практика: Правила работы с ножницами. Выполнение закладки из квадрата на основе угла. (монстрик, заяц, цыпленок) Условные знаки, принятые в оригами. Изготовление поделок с использованием базовых сгибов «Щенок» и «Кот». Изготовление поделок с использованием базовых сгибов «Стакан» и «Совок». Изготовление поделок «Летящий голубь» и «Летучая мышь»

3.2.  Базовые формы. – 22 часа (теория – 11 часов, практика – 11 часов).

Теория:  Понятие «базовая форма» (б/ф) и ее разновидности. Изучение базовой формы «треугольник».  Изучение базовой формы  «книжка».  Изучение базовой формы  «дом». Изучение базовой формы «блин».  Изучение базовой формы  «дверь». Изучение базовой формы «воздушный змей». Изучение базовой формы «катамаран».  Изучение базовой формы  «двойной треугольник», «двойной квадрат». Изучение базовой формы «рыба». Изучение базовой формы  «лягушка». Техника выполнения и приемы комбинирования базовых форм. Понятия «аппликация», «сюжет». Аппликационное построение в оригами.

Практика: Изготовление поделок с использованием базовых форм: «Лис», «Киска Алиска», «Домик с крыльцом», «Открытое сердце», «Уточка», «Воробей», «Лебедь», «Цветок», «Автомобиль», «Кубик», «Пароход», «Пилотка», «Водяная бомбочка», «Заяц», «Рыбка», «Письмо с сердечком», «Морской котик», «Ворона», «Тюльпан», «Катамаран с парусом», «Бабочка», «Коробочка – звезда», «Коробочка Санбо», «Японский журавлик», «Ирис» и др.

3.3. Промежуточная аттестация. – 2 часа (теория – 1 час, практика – 1 час).

Аттестация по итогам конструирования и моделирования из бумаги и картона и изучения базовых форм оригами. Самостоятельное изготовление поделок.

  1. Модульное оригами. – 38 часов (теория – 11 часов, практика – 27 часов).

4.1. Базовая форма модульного оригами. – 8 часов (теория – 4 часа, практика – 4 часа).

Теория: Азбука модульного оригами: знакомство с понятием «модуль», складывание базового модуля; способы соединения модулей («прямое», «перевернутое», «одностороннее»); способы добавления и убавления модулей; обозначение на чертежах.

Практика: Подготовка бумаги, складывание, способы соединение модулей, замкнутый начальный ряд, изнаночные и лицевые модули, сборка корзины.

4.2. Создание плоских фигур по схеме. – 16 часов (теория – 4 часа, практика – 12 часов).

Теория: Складывание модуля, способы соединения модулей, обозначение на чертежах. Практика: Соединение модулей в плоские фигурки: цыпленок, стрекоза, рыбка, рыбка - скалярия, черепаха, человек, змейка, Дед Мороз.

4.3. Создание объемных фигур по схеме. – 14 часов (теория – 3 часа, практика – 11 часов).

Теория: Складывание модуля, способы соединения модулей, обозначение на чертежах.

Практика: Соединение модулей в объемные фигуры: Клубничка, тюльпаны, фруктово-ягодные пироженки, Вечный огонь, ёжик, подснежники в вазе.

  1. Основы квиллинга. – 32 часа (теория – 11 часов, практика – 21 час).

5.1. Знакомство с техникой квиллинга. – 8 часов (теория – 4 часа, практика – 4 часа).

Теория: Рассказ «Квиллинг – искусство бумагокручения». История квиллинга. Инструменты для квиллинга, способы их применения. Бумага для квиллинга. Компьютерная презентация «Красивый квиллинг». Техника квиллинга. Закрытые формы: Капля, глаз, треугольник, стрела, полукруг, полумесяц, квадрат, прямоугольник. Открытые формы: Спиралька, сердечко, рожки, веточка.

Практика:  Изготовление бумажных полосок. Гофрирование бумажных полосок. Изготовление     инструмента для квиллинга. Практические приемы изготовления основных закрытых форм квиллинга. Практические приемы изготовления основных открытых форм квиллинга. Изготовление открыток с использованием разных форм квиллинга.

5.2. Художественное моделирование. – 22 часа (теория – 6 часов, практика – 16 часов).

Теория: Изучение составления схем в квиллинге. Изучение способов конструирования модели из заготовок. Техники выполнения элементов. Изготовление простых цветов и листиков. Изготовление различных форм листьев. Изготовление бахромчатых цветов.

Практика: Изготовление простых цветов и листиков: Ромашки, василек, ландыш, нарцисс, фиалка. Изготовление различных форм листьев. Изготовление бахромчатых цветов: Одуванчик, Осенютки, Космеи.

5.3. Итоговая аттестация. – 2 часа (теория – 1 час, практика – 1 час). Аттестация по итогам изучения модульного оригами и основ квиллинга. Самостоятельное изготовление поделок.

Учебный план

2 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие. Организация рабочего места. Правила безопасности труда.

2

1

1

2.

Конструирование и моделирование из  бумаги и картона.

42

11

31

2.1

Материалы и инструменты.

6

3

3

2.2

Основы черчения

4

2

2

2.3

Изготовление игрушек, моделей из бумаги и картона.

32

6

26

3.

Аппликация.

22

4

18

3.1

История возникновения. Виды аппликации.

2

1

1

3.2

Аппликация  из геометрических фигур.

6

1

5

3.3

Аппликация с помощью трафарета.

14

2

12

4.

Основы квиллинга.

44

7

37

4.1

Знакомство с техникой квиллинга.

4

2

2

4.2

Художественное моделирование.

38

4

34

4.3

Промежуточная аттестация.

2

1

1

Практическая работа

5.

Оригами – японское искусство складывания из бумаги.

56

28

28

5.1

Понятие «Оригами». Базовые формы.

4

2

2

5.3

Оригами с элементами аппликации.

52

12

40

6.

Модульное оригами.

50

13

37

6.1

Основы модульного оригами.

4

2

2

6.2

Создание плоских фигур по схеме.

12

3

9

6.3

Создание объемных фигур по схеме.

32

7

25

6.4

Итоговая аттестация.

2

1

1

Практическая работа.

Итого

216

64

152

Содержание учебного плана

2 год обучения

  1. Вводное занятие. – 2 часа. (теория – 1 час, практика – 1 час).

Организация рабочего места. ТБ при работе с инструментами. 

Теория: Порядок и содержание занятий, демонстрация готовых поделок (образцов). Правила поведения и ТБ учащихся во время занятий. Организация рабочего места.

Практика: Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления умений, навыков и интересов учащихся. Игры с поделками.

  1. Конструирование и моделирование из  бумаги и картона. – 42 часа (теория – 11 часов, практика – 31 час).

 2.1.  Материалы и инструменты. – 6 часов. (теория – 3 часа, практика – 3 часа).

Теория: Бумага, виды и свойства. Дать общие сведения о бумаге, её видах и свойствах (толщина, цвет, прочность). Знакомство с инструментом для работы с бумагой ножницами, правила безопасности работы с ними, вырезания из картона и бумаги. Знакомство с шаблоном, понятие, умение пользоваться. Использование шаблонов. Дополнение деталей, изготовленных по шаблону, деталями, изготовленными самостоятельно. Знакомство с основными операциями работы с бумагой, картоном (складывание, сгибание). Знакомство с операциями склеивания, разрезания, фальцевания.

Практика: Приемы работы с бумагой: складывание, сгибание, склеивание, разрезание, фальцевание. Способы соединения деталей. Изготовление поделок с использованием трафаретов и шаблонов. Художественное оформление изделий.

2.2.  Основы черчения. – 4 часа (теория – 2 часа, практика – 2 часа)

Теория: Дать первоначальное понятие о чертеже. Знакомство с простейшими чертежными инструментами (линейка, карандаш). Познакомить с изображением видимого контура – разреза. Познакомиться с изображением линии сгиба на чертеже и на шаблоне (прерывистая пунктирная). Познакомиться с изображением на чертежах деталей и шаблонах с местом для склеивания - штриховка. Знакомство с чертежными инструментами (линейка, циркуль, карандаш, угольник) и их назначением. Техника безопасности при работе с инструментами.

Практика: Начертить простые линии, отрезки заданной длины. Найти на шаблонах (чертежах) изображение линии разреза. Начертить простую деталь с изображением линии сгиба. Изготовить поделку с использованием чертежа детали с местом для склеивания. Работа с линейкой, циркулем, угольником. Приемы разметки по линейке.

2.3.  Изготовление игрушек, моделей из бумаги и картона.  – 32 часа (теория – 6 часов, практика – 26 часов).

Теория: Сгибание и складывание бумаги. Правила резания ножницами (по прямой, кривой и вырезывание отверстий), фальцевание линий сгиба. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Художественное оформление изделий из бумаги и картона с применением красок (акварель, гуашь), карандашей и фломастеров. Цветовые сочетания.

Практика: Изготовление поделок из бумаги и картона. Принцип зеркальной симметрии. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Художественное оформление изделий из бумаги и картона. Цветовые сочетания. Изготовление объемных игрушек, гирлянд из бумаги, игрушек – мобиле. Самостоятельные творческие работы из бумаги и картона.

  1. Аппликация. – 22 часа. (теория – 4 часа, практика – 18 часов).

3.1.  История возникновения. Виды аппликации. – 2 часа. (теория – 1 час, практика – 1 час).

Теория: Искусство аппликации. История возникновения. Материалы и инструменты. Виды аппликаций из бумаги (предметная, сюжетная, декоративная, геометрическая, негеометрическая, мозаика, плоскостная, полуобъемная, объемная).

Практика: Сгибание и складывание бумаги. Правила резания ножницами (по прямой, кривой и вырезывание отверстий), фальцевание линий сгиба. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Способы выполнения полуобъемной аппликации. Художественное оформление изделий. Цветовые сочетания.

3.2.  Аппликация из геометрических фигур. – 6 часов. (теория – 1 час, практика – 5 часов).

Теория: Конструирование простых предметов (фигур) из геометрических форм. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету.

Практика: Конструирование из геометрических фигур (дом, машина, поезд). Аппликация из геометрических фигур (корабль, самолет, ракета).

3.3.  Аппликация с помощью трафарета. – 14 часов. (теория – 2 часа, практика – 12 часов).

Теория: Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Работа с трафаретом. Художественное оформление изделий.

Практика: Изготовление аппликации с помощью трафарета: Ослик и бабочка, Ежик в тюльпанах, Кролик и черепаха, Щенок и улитка, Дерево. Самостоятельные творческие работы в технике аппликация.

  1. Основы квиллинга. – 44 часа (теория – 7 часов, практика – 37 часов).

4.1. Знакомство с техникой квиллинга. – 4 часа (теория – 2 часа, практика – 2 часа).

Теория: История квиллинга. Инструменты для квиллинга, способы их применения. Бумага для квиллинга. Компьютерная презентация «Красивый квиллинг». Техника квиллинга. Закрытые формы: Капля, глаз, треугольник, стрела, полукруг, полумесяц, квадрат, прямоугольник. Открытые формы: Спиралька, сердечко, рожки, веточка.

Практика:  Изготовление бумажных полосок. Гофрирование бумажных полосок. Изготовление инструмента для квиллинга. Практические приемы изготовления основных закрытых форм квиллинга. Практические приемы изготовления основных открытых форм квиллинга. Изготовление открыток с использованием разных форм квиллинга.

4.2. Художественное моделирование. – 38 часов (теория – 4 часа, практика – 34 часа).

Теория: Изучение составления схем в квиллинге. Изучение способов конструирования модели из заготовок. Техники выполнения элементов. Изготовление простых цветов и листиков. Изготовление различных форм листьев. Изготовление бахромчатых цветов. Основы петельчатого и контурного квиллинга.

Практика: Изготовление простых цветов и листиков: Рождественская пуансеттия, Снежинки. Изготовление бахромчатых цветов: Бархатцы, Васильки. Петельчатый квиллинг: Маки, Хризантемы. Контурный квиллинг: Цветы, Ирисы. Самостоятельные творческие работы в технике квиллинг.

4.3. Промежуточная аттестация. – 2 часа (теория – 1 час, практика – 1 час).

 Аттестация по итогам изучения конструирования и моделирования из бумаги и картона, аппликации и основ квиллинга. Самостоятельное изготовление поделок.

  1. Оригами – японское искусство складывания из бумаги. – 56 часов (теория – 28 часов, практика – 28 часов).

5.1.  Понятие «Оригами». Базовые формы. – 4 часа (теория – 2 часа, практика – 2 часа).

Теория: Понятие «оригами». Техники складывания бумаги, характерные особенности оригами. История возникновения, развития и характерные особенности. Порядок и содержание занятий, демонстрация готовых поделок (образцов). Правила поведения и ТБ при работе с инструментами в кабинете. Знакомство и комбинирование с понятиями и операциями. Сведения о бумаге, её видах и свойствах (толщина, цвет, прочность). Базовые сгибы: «Долиной», «Горой». Понятие «базовая форма» (б/ф) и ее разновидности. Изучение базовых форм: «треугольник», «книжка», «дом», «блин», «дверь», «воздушный змей», «катамаран», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «рыба», «лягушка».

Практика: Изготовление поделок с использованием базовых форм.

5.2.  Оригами с элементами аппликации. – 52 часа (теория – 12 часов, практика – 40 часов).

Теория:  Техника выполнения и приемы комбинирования базовых форм. Понятия «аппликация», «сюжет». Аппликационное построение в оригами. Мозаика в технике оригами.

Практика: изготовление поделок оригами с элементами аппликации: Деревья, полевые цветы, георгины, декоративные цветы, еловые ветки. Рождественский венок, цветик – семицветик, ваза с ромашками. Оригами из кругов: аппликация «Мама и дочка», «Два веселых гуся», «Корова», объемные цветы. Мозаика из «воздушного змея». Мозаика из ромбиков. Мозаика из модуля «тройной блинчик». Мозаика из модуля «цветок». Мозаика из модуля «цветок на конфетке». Самостоятельные творческие работы в технике оригами.

  1. Модульное оригами. – 50 часов (теория – 13 часов, практика – 37 часов).

6.1. Основы модульного оригами. – 4 часа (теория – 2 часа, практика – 2 часа).

Теория: Азбука модульного оригами: знакомство с понятием «модуль», складывание базового модуля; способы соединения модулей («прямое», «перевернутое», «одностороннее»); способы добавления и убавления модулей; обозначение на чертежах.

Практика: Подготовка бумаги, складывание, способы соединение модулей, замкнутый начальный ряд, изнаночные и лицевые модули, сборка корзины.

6.2. Создание плоских фигур по схеме. – 12 часов (теория – 3 часа, практика – 9 часов).

Теория: Складывание модуля, способы соединения модулей, обозначение на чертежах. Практика: Соединение модулей в плоские фигурки: Рамочка для фотографии, морская звезда, декоративная тарелка.

6.3. Создание объемных фигур по схеме. – 32 часа (теория – 7 часов, практика – 25 часов).

Теория: Модульные куклы: складывание базовых модулей, способы соединения модулей, обозначение на чертежах. Кусудама. История возникновения.

Практика: Изготовление модульных кукол: Петушок, Медвежонок, Украиночка, Хуторянка. Изготовление шара – кусудама: основа для кусудамы Электра, кусудама Весенняя, кусудама Весенний букет. Самостоятельные творческие работы в технике модульное оригами

6.4. Итоговая аттестация. – 2 часа (теория – 1 час, практика – 1 час). Аттестация по итогам изучения оригами и модульного оригами.

Условия реализации программы.

Занятия должны проходить в просторном, хорошо освещенном и проветриваемом помещении. Мебель: столы, стулья, должна соответствовать росту каждого ребенка, проводящего достаточно долгое время в напряженной работе. Мебель располагается таким образом, чтобы дневной свет падал на поверхность стола с левой стороны или спереди, учитывая леворукость и праворукость детей.

Перед выполнением практической части занятия педагог проверяет положение принадлежностей на рабочем столе, следит в ходе занятия за правильностью использования колющихся и режущих инструментов.

На каждом занятии перед проведением практической части проводится инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, в который входит инструкции по работе с ножницами, карандашом, бумагой.

Дефицит двигательной активности восполняется во время игровых пауз.

Программа осуществляет развитие от простого к сложному, и помогает реализовать интересы детей, а так же выявляет интересы детей, а так же выявляет индивидуальные особенности каждого учащегося. В основе образовательного процесса по реализации данной программы лежит технология разноуровнего обучения. При организации и осуществлении этого процесса приоритетным являются учебные преобразовательные задачи поискового характера. Процесс достижения цели и поставленных задач осуществляется в сотрудничестве педагога и детей, при этом применяются различные методы осуществления целостности педагогического процесса. Поставленные цели и задачи обеспечивают всестороннее развитие ребенка как личности.

Программа реализуется при помощи наглядных пособий, схем, шаблонов изделий, а так же опирается на дидактические пособия и опыт педагога.

Оборудование и материалы, необходимые для занятий:

1)Учебные столы и стулья;

2)Выставочные стенды;

3)Белая бумага, цветная бумага тонкая, двухсторонняя цветная бумага, цветной картон;

4)Линейки, простые карандаши, цветные карандаши;

5)Ножницы;

6)Клей-карандаш;

7)Бумажные салфетки

Учебно-методическое обеспечение:

1) Дидактические раздаточные материалы:

-инструкционные карты и схемы базовых форм оригами;

-инструкционные карты сборки изделий;

-схемы создания изделий;

-образцы изделий;

2) Компьютерные презентации: «Базовые формы оригами», «Базовые формы квиллинга», «Модульное оригами».

Формы аттестации.

Проверка результатов обучения носит текущий и итоговый характер. На протяжении процесса обучения педагог контролирует эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, обращая особое внимание на способность детей самостоятельно определить сюжеты своих работ. Подготовленные работы оцениваются педагогом по соответствию поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения.

Формой проверки результатов обучения являются:

- итоговые занятия в конце каждого полугодия;

- отчетная выставка творческих работ обучающихся в конце учебного года;

- итоговая выставка по завершении всей образовательной программы.

Оценочные материалы

«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами, базовых форм квиллинга.                                                                                      

- умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги , умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «конфетка», «блинчик», «воздушный змей», «книжка», «дверь».

- умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «рыба».

- владение разнообразными приемами и техниками квиллинга

       Высокий уровень - делает самостоятельно,

       Средний уровень — делает с помощью педагога или товарищей,

        Низкий уровень - не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- создавать изделия оригами, пользуясь картами и схемами

- умение сделать изделие, следя за показом  учителя и слушая  устные
пояснения.

- умение сделать изделие по схеме.

- умение сделать изделие по инструкционной карте.

- умение пользоваться инструментами и приспособлениями для квиллинга

- овладение основными навыками работы с различными видами бумаги

         Высокий уровень - делает самостоятельно,

         Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,

          Низкий уровень — не может сделать.

III.        Развитие мелкой моторики рук и глазомера

           - умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

          - умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.

        - умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.

      Высокий уровень - почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными
     линиями;

     Средний уровень — имеются небольшие отклонения от контура (несколько
    миллиметров) по одну сторону образца;

     Низкий уровень - значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в
    другую сторону.

IV.        Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами, квиллинга; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы; стремление к совершенству и законченности в работе.

   Высокий уровень - работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;

   Средний уровень - работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню
 группы;

  Низкий уровень - работы выполнены на недостаточном уровне.

V.        Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

        Оцениваются умения:

организовать свое рабочее место,

- рационально использовать необходимые материалы,

- аккуратность выполнения работы.

Знание техники безопасности.

Тест с выбором ответа.

1. Как правильно подать ножницы соседу?

а) кольцами вперед;

б) острием вперед;

в) положить на стол;

г) бросить.

2. Что нужно сделать, если намазали много клея?

а) вытереть клей рукой;

б) убрать излишки клея салфеткой;

в) оставить как есть;

г) подождать, пока высохнет.

3. Если толкать друг друга, что может произойти?

а) ничего;

б) испортишь свою работу;

в) стукнешься об угол стола, парты, стула;

г) весело поиграешь.

Формирование культуры труда

и совершенствование  трудовых навыков.

Тест с выбором ответа.

1. Как правильно организовать свое рабочее место перед началом занятия?

а) разложить все, что принесли;

б) разложить только необходимые для данного занятия вещи;

в) подождать, когда скажет педагог.

2. Какие должны быть руки на занятиях по оригами?

а) не обязательно чистые, но сухие;

б) не важно какие;

в) идеально чистые.

3. Что нужно сделать после окончания работы?

а) смахнуть весь мусор на пол;

б) убрать мусор в урну;

в) оставить все на столе;

г)  переложить обрезки бумаги на соседний стол.

Методические материалы

Программа «Начальное техническое моделирование» включает следующие технологии:

По видам:

групповые

По методам:

объяснительно-иллюстрированный

репродуктивный (педагог демонстрирует – воспитанник воспроизводит)

диагностический

поисковый

игровой

Метод творчества:

эвристический (развитие творческих способностей)

смысловое видение

придумывания

Метод воспитания:

изменение деятельности в обществе

Виды занятий:

теоретические и практические

обучающие

закрепляющие

импровизационные

игровые

Список литературы:

Список литературы для педагога:

  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта». Художественное конструирование из бумаги. М., «Просвещение», 1981 г., с. 151-167.
  2. Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива» (1-4 классы)», М., «Просвещение», 2012г.
  3. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.:Эксмо,2012. – 256с.
  4. Коротеев И. Оригами. Полная иллюстрированная энциклопедия. - М.:Эксмо,2011. – 208с.
  5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: «Аким», 1995. – 176с.
  6. Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.: Эксмо; Спб.: Валери СПД, 2004. – 176с.
  7. 192с.
  8. Хайн Д. Игрушки – мобиле. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 32с.
  9. Зайцева А.А. Квиллинг: Самый полный и понятный самоучитель. - М.: Эксмо,2013. – 96с.

Список литературы, рекомендованный для учащихся:

  1. Зайцева А.А. Объемный квиллинг: создаем фигурки из гофрокартона. – М.: Эксмо, 2012. – 64с.
  2. Юртакова Л.В., Юртакова А.Э. Квиллинг: создаем композиции из бумажных лент.   – М.: Эксмо,2013. – 64с.
  3. Юртакова А.Э. Игрушки из бумаги. – М.: Эксмо, 2012. – 64с.
  4. Вогль Р., Зандер Х. Оригами и поделки из бумаги. Пер. А Озерова. – М.: Эксмо – Пресс,2001. – 144с.
  5. Гончар В.В. Модульное оригами. – М.: Айрис – пресс, 2012. – 112с.
  6. Зайцева А.А. Модульное оригами: забавные объемные фигурки. – М.: Эксмо,2013. – 64с.
  7. Жукова И. Забавные самоделки в технике модульного оригами. – М.:  Эксмо, 2013. – 64с.
  8. Ращупкина С. Красивые фигурки животных из бумаги. – Ростов н/Д: Владис, 2010. –192с.

Список литературы, рекомендованный для родителей:

  1. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. - Самара:  Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 128 с.
  2. Титкова Т.В. Подарки своими руками. - М.: РИПОЛ  КЛАССИК, 2001. - 320 с.
  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  4. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль Академия развития, 2001.
  5. Гарматин А. «Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги», «Владис», Ростов-на-Дону, 2005 г.
  6. Ильин И.С., Ильин С.Д. «100 лучших моделей оригами», «Мир книги», Москва, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" (базовый уровень)

Формирование   специальных компетентностей у учащихся в области технического моделирования и конструирования, способствующих развитие творческих способностей личности ребёнка....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальная футбольная подготовка. Подготовительный этап» физкультурно-спортивная направленность стартовый уровень секция «Футбол»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальная футбольная подготовка. Подготовительный этап» относится к физкультурно-спортивной направленности.Программа стартовог...

Методические разработки к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Начальное моделирование с элементами художественного конструирования»

Конспекты занятий, разработки родительских собраний , материалы  аттестациии кдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической  направленности «Начальное модели...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование с элементами художественного конструирования»

Для заинтересованности обучающихся техническим творчеством и инженерной деятельностью была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное моделирование с эле...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Начальное обучение детей плаванию»

Основными показателями успешной реализации программы является:устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде;адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей;общее позитивное с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Paintошка» технической направленности для детей 9-12 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Paintошка» имеет техническую направленность и предусматривает ознакомительный уровень, который предполагает обеспечение учащих...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Начальное техническое моделирование"

Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Начальное техническое моделирование» технической направленности. Программа ориентирована на развитие у обучающихся художеств...