Дополнительная общеобразовательная программа "Глиняная игрушка" педагога Жидковой Н.А.
рабочая программа на тему

Жидкова Наталья Александровна

Программа предназначена для детей от 7 до 12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zhidkovoy_n.a._glinyanaya_igrushka.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

структурное подразделение дополнительного образования детей «Вдохновение» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 11 г. Кинеля

__________________________________________________________________

Программа принята на основании

                                                                          решения Малого педагогического  

                                                                          совета  СП ДОД «Вдохновение»                                                                                                                            

                                                                           Протокол №______         

                                                                            от «___»________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ГБОУ СОШ № 11 г.Кинеля            

______________О. А. Лозовская

 «____»__________2017 г.                              

                                                                   

                                                                     

               

                           

Дополнительная

общеобразовательная программа

 «Глиняная игрушка»

Возраст детей (молодежи)  7 – 14 лет

                                   Срок образования (обучения)  1 год

                                                           

                                                         

                             Автор-составитель:

                                                        Жидкова Наталья Александровна

                                                            педагог дополнительного образования

                                                                1 квалификационной категории

г. Кинель

2017г

Паспорт модифицированной дополнительной общеобразовательной программы «Глиняная игрушка»:

Уровень, направленность ДОП

1.

Уровень содержания образования ДОП

Программа рассчитана на основное общее образование

2.

Направленность ДОП

Художественная

3.

Тип ДОП

Общая

4.

Вид ДОП по:

4.1

степени авторского вклада

модифицированная

4.2

объемам усвоения содержания

интегрированная

4.3

особенностям содержания педагогической деятельности

4.4

степени усложнения теоретического материала

познавательная

4.5

количеству организации детей в детском объединении

фронтальная

4.6

срокам реализации

краткосрочная (обучение в течении 1 года)

4.7

масштабу реализации программы (уровням освоения содержания за пределами образовательного учреждения)

учрежденческая

4.8

особенностям контингента обучающихся

общая

4.9

уровням организации творческой деятельности обучающихся

репродуктивно-творческая

4.10

степени реализации программы

освоена полностью

Оглавление.

  1. Титульный лист
  2. Паспорт
  3. Оглавление
  4. Пояснительная записка
  5. Учебно-тематический план
  6. Содержание
  7. Методическое обеспечение
  8. Список литературы
  9. Приложение «Календарно-тематический план»

Пояснительная записка.

       Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции.

       Техника лепки из глины очень богата и разнообразна, но при этом доступна  маленьким детям. Она дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.

Лепка из глины – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, творческие способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве и  в общении  с другими.

          Дополнительная общеобразовательная программа «Глиняная игрушка» направлена на приобщение детей к миру декоративно-прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла – глиняной игрушкой.

            При разработке данной  программы использовались источники:

-Рябкова Е.Г.  «Авторская дополнительная образовательная программа «Лепка из глины»;

- Ермолаева Н.В.«Авторская образовательная программа декоративно-прикладного творчества «Художники-умельцы».

            Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Глиняная игрушка»  состоит в том, она отличается от перечисленных выше программ тем, что она знакомит детей с самарской игрушкой из глины, а так же с различными видами народной игрушки.

         Дополнительная общеобразовательная программа «Глиняная игрушка»  через освоение различных направлений работы с глиной, обращение к народной культуре, попытку прикосновения к народным ремеслам, развивает творческие способности детей, позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать  своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность детей. Общение в группе единомышленников позволяет обучающимся развивать коммуникативные навыки. Структура дополнительной общеобразовательной программы «Глиняная игрушка»  учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам. Данная программа вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.

           Программа составлена согласно требованиям:

-Федерального закона от 29.12. 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации»;

-Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской федерации от 11.12. 2006 г. № 06-18-44);

-Приказа № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013г.);

-Порядка организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам СП ДОД «Вдохновение» согласно требованиям образовательных программ.

Цели и задачи программы.

1-го года обучения:

Цель программы:  - создание условий для самореализации личности ребенка в процессе приобщения к декоративно- прикладному искусству и творчеству.

Цели: способствовать развитию творческих способностей  детей и приобретению ими знаний по выполнению различных изделий  из глины, через создание условий для формирования художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения различным направлениям работы с  глиной.  

Задачи:

1. Обучающие: обучать детей  основам цветоведения, выполнению растительного и геометрического орнаментов, основным приёмам и навыкам работы с глиной, изготовлению филимоновских, каргопольских, дымковских,  ковровских, самарских игрушек, абашевских игрушек, познакомить обучающихся с историей возникновения народных игрушек  из глины.

2. Развивающие: развивать коммуникативные способности, фантазию, художественный вкус, навыки работы в группе, мелкую моторику рук.

3. Воспитательные: воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, умение работать в коллективе, эстетические чувства, патриотизм, любовь к народным художественным традициям.

          Дополнительная общеобразовательная программа «Глиняная игрушка» рассчитана на 1 год обучения и работу с детьми младшего и среднего школьного возраста -7-14 лет. В группе от15 до17 чел.

      Специального отбора не производится.  Дополнительная общеобразовательная программа «Глиняная игрушка»  предполагает работу  не только с обучающимися объединения, но и индивидуальную  и групповую работу с талантливыми детьми и  уделяет внимание  дифференцированной работе с воспитанниками  и творческим разработкам.  

      Программа рассчитана на 1 год обучения.

      На 1-й год отводится  144 часа. Дети 1-го года обучения занимаются по 2 часа 2 раза в неделю.   Занятия проводятся по расписанию.

Методы обучения по классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина:

-объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, беседа, показ, инструктаж, демонстрация);

-репродуктивные (задания, алгоритмы);

-проблемные (беседа, игра, проблемная ситуация, обобщение);

-частично-поисковые (самостоятельная работа);

-исследовательские (творческие задания).

Используется такая технология развивающего обучения  

( по Л.В. Занкову)  как:

- технология проблемного обучения - основана на создании в учебной деятельности проблемных ситуаций, которые способствуют организации самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие и мыслительные способности детей.

        В проведении занятий используются формы индивидуальной и групповой работы. Основной формой работы являются учебные занятия. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы, через работу в подгруппах по 2-4 чел.

Ожидаемый результат в развитии обучающихся.

Обучаемые 1-го года обучения

знают:

-основы цветоведения, основные и дополнительные цвета, холодные и теплые цвета, основы построения композиции, понятия: «композиция», «орнамент», «цветовая гамма», виды орнамента;

- материалы и инструменты для работы с глиной;

-требования техники безопасности при работе с глиной;

- общую характеристику глины,  виды глины, состав разных видов глины и ее свойства;

- способы деления глиняной массы (откручивание, отщипывание, разрезание прочной проволокой (нитью), разрезание и надрезание стекой, формирование);

- основные формы лепки из глины: «жгутик», «шарик», «косичка», «колбаска», «яйцо».

- основные элементы и приемы лепки (конструктивный, пластичный, комбинированный).

- способы придания формы заготовке (раскатывание в ладонях, на столе, сплющивание, прищипывание, сгибание):

- способы соединения деталей (прижимание, примазывание, заглаживание);

-особенности оформления изделий из глины (дополнение мелкими деталями: налепами, процарапыванием);

-особенности сушки изделий из глины;

- значение понятий: лепка, рельеф;

- историю возникновения филимоновской, каргопольской, дымковской, абашевской, самарской и ковровской игрушек;

-технологию изготовления филимоновской, каргопольской, дымковской, самарской,  ковровской и абашевской игрушек;

умеют:

- получать различные цвета и их оттенки, рисовать растительный и геометрический орнамент;

- правильно делить глиняную массу;

- применять основные элементы и приемы лепки (конструктивный, пластичный, комбинированный).

- применять основные способы придания формы заготовке (раскатывание в ладонях, на столе, сплющивание, прищипывание, сгибание), способы соединения деталей (прижимание, примазывание, заглаживание);

-оформлять  изделий из глины (дополнять мелкими деталями: налепами, процарапыванием);

-правильно сушить изделия из глины;

-лепить и расписывать филимоновские,  каргопольские, дымковские,  самарские, ковровские, абашевские игрушки;

Приобретают навыки работы с глиной, красками, кистью.

Планируемые результаты, включающие универсальные учебные действия (УУД).

Личностные УУД: формирование у детей способности  к самоопределению, саморазвитию и самоутверждению в социуме.

Регулятивные УУД: формирование целеустремленности, стремления к разумной организации  своего свободного времени,  мотивации к самообразованию у обучающихся.

Коммуникативные УУД: обучающиеся умеют работать в группе, научены основам коммуникативной рефлексии, формируется чувство взаимопомощи, коллективизма.

Познавательные УУД (предметные): обучающиеся научены основам работы с глиной,  выполняют изделия из глины, научены поиску информации в различных книжных источниках и сети Интернет для развития творческого потенциала.

Способы проверки ожидаемого результата.

     Оценка полученных результатов проводится в группе в конце каждого задания, выявляются ошибки, отмечаются удачные моменты,  лучшие  работы. Для каждого ребенка нужно найти слова одобрения, поддержать его старания, деликатно и тактично указать на недостатки в работе.

     Оценка результатов так же проводится на просмотрах работ учащихся, на персональных,  групповых и подгрупповых  выставках объединения.

 В ходе работы применяются такие формы диагностики обучающихся -  их  знаний, умений,  навыков и уровней освоения программы как:

-викторина;

-устный опрос;

-творческие подгрупповые  задания;

-участие в городских, областных, всероссийских, международных  выставках и конкурсах.

В объединении «Глиняная игрушка» применяются следующие этапы диагностики:

Входной контроль.

С целью определения интересов, способностей обучающихся входной

контроль  педагогом осуществляется  на первом вводном занятии по образовательной программе в форме устного опроса и викторины.

Текущий контроль

Педагог проводит  на каждом занятии в форме наблюдений,  беседы, устных рекомендаций.

Контроль по итогам 1 полугодия. Формы проведения аттестации: викторина, творческие подгрупповые  задания, участие в выставках, конкурсах и фестивалях.

Итоговый контроль.

Итоговая аттестация воспитанников проводится по итогам 1 года обучения.

Когда обучающие заканчивают обучающий курс дополнительной общеобразовательной программы «Глиняная игрушка». И включает в себя устный  опрос и викторину.

Формы подведения итогов: итоговые занятия с проведением выставки изделий и рисунков детей.


Учебно-тематический  план.

 

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теор

Практ

Контр

1.

Вводное занятие

2

0,5

0,5

1

3.

Раздел № 1 Основы цветоведения

8

2

6

-

4.

Раздел № 2 Материалы и инструменты при работе с глиной.

4

4

-

-

5.

Раздел № 3 Филимоновская  игрушка.

20

2

18

-

7.

Раздел № 4 Каргопольская игрушка.  

20

2

18

-

8.

Раздел № 5 Дымковская игрушка.

22

2

20

-

9.

Раздел № 6 Ковровская  игрушка.

24

2

22

-

10.

Раздел № 7 Самарская игрушка

22

2

20

-

11.

Раздел  № 8 Абашевская игрушка

20

2

18

-

12.

Итоговое занятие

2

-

1

1

Итого:

144

14,5

125, 5

4

 

Содержание учебно-тематического плана.

Вводное занятие (2ч).

Теория. Знакомство детей с инструктажами по технике безопасности, правилами дорожного движения. Знакомство с дополнительной общеобразовательной программой «Глиняная игрушка».

Практика. Проведение входной диагностики знаний, умений и навыков детей.  

Раздел № 1 Основы цветоведения (8 ч).

Теория. Цветоведение.  Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Понятие холодных и теплых цветов. Цветовая гармония. Роль основного цвета в работе. Смешение цветов. Основы построения композиции. Понятия: «композиция», «орнамент», «цветовая гамма». Общая форма и отдельные детали орнамента.  Понятие линейного и замкнутого орнамента. Законы симметрии и ритмы повтора в орнаменте.  Знакомство с растительным и геометрическим орнаментами.

Практические упражнения. Получение различных цветов и их оттенков. Выполнение орнамента: «Сказочный цветок».

Практическая работа. Выполнение  красками элементов растительного орнамента: цветов, листьев, плодов, «Дерева жизни». Построение растительного линейного орнамента «Цветы в полосе». Выполнение геометрического замкнутого орнамента из кругов, треугольников, квадратов.

Раздел № 2 Материалы и инструменты при работе с глиной. (4ч)

Теория. Общая характеристика глины.  Виды глины. Состав разных видов глины и ее свойства. Подготовка глины к работе. Понятие лепки. Материалы и инструменты: глина, стеки, кисточки, краски, лак. Техника безопасности при работе с глиной.  Способы деления глиняной массы (откручивание, отщипывание, разрезание прочной проволокой (нитью), разрезание и надрезание стекой, формирование). Знакомство с формами лепки: «жгутик», «шарик», «косичка», «колбаска», «яйцо». Основные элементы и приемы лепки (конструктивный, пластичный, комбинированный). Способы придания формы заготовке (раскатывание в ладонях, на столе, сплющивание, прищипывание, сгибание). Способы соединения деталей (прижимание, примазывание, заглаживание). Оформление изделий (дополнение мелкими деталями: налепами, процарапыванием). Сушка изделий.

 Раздел № 3 Филимоновская игрушка (20ч).

Теория. История возникновения и особенности  лепки филимоновской игрушки. Символы солнца, плодородия, земли, неба в филимоновской игрушке. Знаки-символы в росписи филимоновской игрушки: солярные знаки, знаки воды, земли, засеянного поля. Особенности орнамента, цветовой гаммы филимоновских игрушек. Технология выполнения  предварительного рисунка росписи филимоновских игрушек  на бумаге. Особенности лепки головного убора филимоновской барыни.

Практические упражнения. Демонстрация лепки основных элементов глиняной игрушки («шарика», «колбаски», вытягивание из куска глины).

Выполнение знаков-символов росписи филимоновских игрушек на бумаге.  Освоение способов  росписи изделий – кистью, «тычком». Лепка  игрушек основными способами и приемами:  «Петух», «Кони», «Барыня».  Роспись игрушек: «Петух», «Кони», «Барыня».

Практическая работа. Изготовление  и роспись игрушки «Всадник».

Подготовка конкурсных работ: Изготовление  и роспись игрушки «Хоровод».

Раздел № 4. Каргопольская игрушка (20 ч).

Теория. История возникновения и возрождение каргопольской игрушки. Мастера  каргопольской игрушки: Дружинин И.В. и Бабкина У.И.  Символы солнца, плодородия, земли, неба в каргопольской игрушке. Особенности лепки каргопольской барыни: лепка по отдельным частям: голова и торс, руки, юбка-колокол и головной убор. Особенности головного убора в виде кокошника. Особенности росписи каргопольской игрушки:  волнообразные линии, зигзаги, кресты, крест в ромбе,  различные завитушки. Знаки-символы в росписи каргопольских игрушек. Цветовая гамма каргопольской игрушки.  Прием лепки  каргопольских игрушек из целого куска на основе «катушка».

Практические упражнения: Выполнение символов каргопольской росписи ( солярных и растительных знаков, знаков земли, воды, засеянного поля) на листе бумаги. Изготовление  и роспись каргопольских игрушек: «Собака», «Конь», «Каргопольская барыня».

Практическая работа. Выполнение и роспись игрушки: «Крестьяне».

Подготовка конкурсной работы: Выполнение, роспись и оформление игрушки «На мельницу».

Раздел № 5 Дымковская игрушка (22 ч ).

Теория. История возникновения дымковской игрушки. Символы солнца, плодородия, земли, неба в дымковской игрушке. Особенности символов  росписи дымковской игрушки (солярных и растительных знаков, знаков земли, неба, воды, дождя, засеянного поля).  

Особенности изготовления дымковских игрушек «Индюк», «Лошадка», «Барыня» конструктивным и комбинированным способами.

Практические упражнения: Выполнение символов дымковской росписи       (солярных и растительных знаков, знаков земли, неба, воды, дождя, засеянного поля) на листе бумаги.  Изготовление и роспись дымковских игрушек: «Индюк», «Лошадка», «Барыня».

Самостоятельная практическая работа: Изготовление и роспись дымковской игрушки: «Крестьянин - балалаечник».

Подготовка конкурсной работы: Изготовление и роспись дымковской игрушки: «На ярмарку».

Раздел № 6 Ковровская игрушка (24 ч ).

Теория. История возникновения ковровской игрушки. Мастерица           Баранова Н.П. – основательница ковровской игрушки. Особенности лепки ковровской  игрушки «Барыня с самоваром» комбинированным способом. Знакомство с росписью ковровской игрушки (растительные орнаменты, завитки). Символы солнца, плодородия, земли  в ковровской  игрушке.

 Практические упражнения: Выполнение символов росписи (растительные орнаменты, завитки) на листе бумаги.  Изготовление и роспись ковровских игрушек: «Барыня с самоваром», «Встреча».

Самостоятельная практическая работа: Изготовление и роспись игрушки: «Русский танец».

Подготовка конкурсных работ: Изготовление и роспись игрушек: «Репка», «Тройка».

Раздел № 7 Самарская  игрушка /региональный компонент/ (22ч ).

Теория. «Душа Самары» - самарская глиняная игрушка. Основательница самарской игрушки -мастерица Городецкая Л.К. Тонкость и изящество самарской игрушки. Особенности лепки самарской игрушки «Козочка» комбинированным способом. Знакомство с росписью самарской игрушки (растительные орнаменты, завитки). Символы солнца, плодородия, земли  в самарской   игрушке.

Практические упражнения: Выполнение символов самарской  росписи (растительные орнаменты, завитки) на листе бумаги. Изготовление  и роспись самарских  игрушек: «Козочка», «Древо жизни».

Самостоятельная практическая работа: Изготовление  и роспись игрушки: «Самарская барыня».

Подготовка конкурсных работ: Изготовление  и роспись самарских  игрушек: «Семья», «Гуляние на масленицу».

Раздел № 8 Абашевская игрушка (20ч ).

Теория. История возникновения и возрождение абашевской  игрушки. Мастера  абашевской игрушки: Зоткин Т.Н., Зузенков И.И., Еськин А.И., Малышев Т.Д. Символы солнца, плодородия,  неба в абашевской игрушке. Особенности лепки абашевской барыни: лепка по отдельным частям: голова и торс, руки, юбка-колокол и головной убор. Особенности головного убора в виде кокошника. Особенности налепной росписи абашевской игрушки:  узоры из точек, насечек, штрихов и капель. Знаки-символы в росписи абашевских игрушек. Цветовая гамма абашевской игрушки.  

Практические упражнения: Выполнение символов абашевской росписи       (солярных знаков в виде узора из круговых точек, штрихов, капель) на листе бумаги. Изготовление, украшение налепами (точки, насечки, штрихи и капли)  и роспись абашевских  игрушек: «Баран», «Абашевская барыня».

Практическая работа. Выполнение и роспись игрушек: «Коза-дереза», «Олень».

Подготовка конкурсной работы: Выполнение, роспись и оформление игрушки «Посиделки».

Итоговое занятие  Подведение итогов за год (2 ч).  

Викторина «Угадай, чья игрушка?».

Проведение выставки изделий детей «Моя любимая игрушка из глины».

Проведение итоговой диагностики знаний, умений и навыков обучающихся.

Литература для педагога.

1. Глаголев О.Б. Лепим из глины / Глаголев О.Б. -  М. : Профиздат, 2010.-96 с.

2. Лыкова И.А. Рельефные картины / Лыкова И.А. – М. : Цветной мир, 2015. – 16 с.

3. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства / Проснякова Т.Н. -  М. : Феникс, 2010.- 126 с.  

4. Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей / Ращупкина С.Ю. -  М. : Рипол Классик, 2010.- 264 с.  

5. Шнуровозова Т.В. Лучшие поделки своими руками / Шнуровозова Т.В.  -  Р. :  Владис, 2011. – 406 с.

Литература для детей.

1. Глаголев О.Б. Лепим из глины / Глаголев О.Б. -  М. : Профиздат, 2010.-96 с.

2. Лыкова И.А. Рельефные картины / Лыкова И.А. – М. : Цветной мир, 2015. – 16 с.

3. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства / Проснякова Т.Н. -  М. : Феникс, 2010.- 126 с.  

4. Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей / Ращупкина С.Ю. -  М. : Рипол Классик, 2010.- 264 с.  

5. Шнуровозова Т.В. Лучшие поделки своими руками / Шнуровозова Т.В.  -  Р. :  Владис, 2011. – 406 с.

Литература для родителей.

1. Глаголев О.Б. Лепим из глины / Глаголев О.Б. -  М. : Профиздат, 2010.-96 с.

2. Лыкова И.А. Рельефные картины / Лыкова И.А. – М. : Цветной мир, 2015. – 16 с.

3. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства / Проснякова Т.Н. -  М. : Феникс, 2010.- 126 с.  

4. Ращупкина С.Ю. Лепка из глины для детей / Ращупкина С.Ю. -  М. : Рипол Классик, 2010.- 264 с.  

5. Шнуровозова Т.В. Лучшие поделки своими руками / Шнуровозова Т.В.  -  Р. :  Владис, 2011. – 406 с.

 


Содержание календарно-тематического плана.

Дата

прове

дения

Название раздела, темы,  номер  занятия

Кол-во ча

сов

Содержание занятия, тема

Методическое

обеспечение, материалы

Вводное занятие

(1-2)

2

Теория. Знакомство детей с инструктажами по технике пожарной безопасности, правилами эвакуации людей при пожаре, по предупреждению и предотвращению терактов, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, правилами дорожного движения. Знакомство с дополнительной общеобразовательной программой «Глиняная игрушка».

Практика. Проведение входной диагностики знаний, умений и навыков детей.  

Методическое обеспечение: дополнительная общеобразовательная программа «Глиняная игрушка», инструктажи по технике безопасности, правилам дорожного движения, диагностический материал (викторина).

Раздел № 1 Основы цветоведения

8

Материалы: краски, кисточки, простые карандаши, ластик, баночка для воды.

Методическое обеспечение:  

схемы: «Цветовой круг», «Основные и дополнительные цвета», «Смешение цветов», «Растительный орнамент», «Геометрический орнамент», схема выполнения орнамента «Сказочный цветок», схема выполнения линейного растительного орнамента «Цветы в полосе», схема выполнения геометрического замкнутого орнамента из кругов, треугольников, квадратов, схемы выполнения и иллюстрации элементов растительного орнамента: цветов, листьев, плодов, «Дерева жизни», иллюстрации растительных и геометрических орнаментов.

Занятие № 3-4 

2

Тема: Цветоведение. Цветовой круг.

Теория. Цветоведение.  Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Понятие холодных и теплых цветов. Цветовая гармония. Роль основного цвета в работе. Смешение цветов.

Практические упражнения. Получение различных цветов и их оттенков.  

Занятие № 5-6 

2

 Тема: Основы построения композиции. Выполнение орнамента: «Сказочный цветок».

Теория. Понятия: «композиция», «орнамент», «цветовая гамма». Общая форма и отдельные детали орнамента.  

Практические упражнения. Выполнение орнамента: «Сказочный цветок».

Занятие № 7-8

2

Тема: Виды орнамента. Выполнение растительного орнамента.

Теория. Понятие линейного и замкнутого орнамента. Законы симметрии и ритмы повтора в орнаменте.  Знакомство с растительным и геометрическим орнаментами.

Практическая работа. Выполнение  красками элементов растительного орнамента: цветов, листьев, плодов, «Дерева жизни». Построение растительного линейного орнамента «Цветы в полосе».

Занятие № 9-10

2

Тема: Выполнение геометрического  орнамента.

Практическая работа. Выполнение геометрического замкнутого орнамента из кругов, треугольников, квадратов.

Раздел № 2 Материалы и инструменты при работе с глиной.

4

Методическое обеспечение:  схемы основных форм, элементов и приемов  лепки. 

 

Занятие № 11-12

2

Тема: Материалы и инструменты.

Теория. Общая характеристика глины.  Виды глины. Состав разных видов глины и ее свойства. Подготовка глины к работе. Понятие лепки. Материалы и инструменты: глина, стеки, кисточки, краски, лак. Техника безопасности при работе с глиной.  Способы деления глиняной массы (откручивание, отщипывание, разрезание прочной проволокой (нитью), разрезание и надрезание стекой, формирование). Знакомство с формами лепки: «жгутик», «шарик», «косичка», «колбаска», «яйцо».

Занятие № 13-14

2

Тема: Основные элементы и приемы лепки

Теория. Основные элементы и приемы лепки (конструктивный, пластичный, комбинированный). Способы придания формы заготовке (раскатывание в ладонях, на столе, сплющивание, прищипывание, сгибание). Способы соединения деталей (прижимание, примазывание, заглаживание). Оформление изделий (дополнение мелкими деталями: налепами, процарапыванием). Сушка изделий.

Раздел № 3 Филимоновская игрушка.

20

Материалы: глина, стеки, доска для лепки, клей ПВА, баночка с водой, гуашь, художественные  кисти разных размеров, альбомы, карандаши, ластик, тряпочка.  

Методическое обеспечение:

иллюстрации и схема выполнения элементов филимоновской росписи (солярных знаков, знаков воды, земли, засеянного поля), схемы выполнения и иллюстрации  филимоновских игрушек «Петух», «Кони», «Барыня», «Всадник», «Хоровод»,

Занятие № 15-16

2

Тема: История возникновения и особенности  лепки филимоновской игрушки.

 Теория. История возникновения и особенности  лепки филимоновской игрушки. Символы солнца, плодородия, земли, неба в филимоновской игрушке.

Практические упражнения.  Демонстрация лепки основных элементов глиняной игрушки («шарика», «колбаски», вытягивание из куска глины).    

Занятие № 17-18

2

 Тема: Знаки-символы в росписи филимоновской игрушки, особенности орнамента.

Теория. Знаки-символы в росписи филимоновской игрушки: солярные знаки, знаки воды, земли, засеянного поля. Особенности орнамента, цветовой гаммы филимоновских игрушек. Технология выполнения  предварительного рисунка росписи филимоновских игрушек  на бумаге.

Практические упражнения. Выполнение знаков-символов росписи филимоновских игрушек на бумаге. Освоение способов  росписи изделий – кистью, «тычком».  

Занятие № 19-20

2

Тема: Лепка  игрушек «Петух», «Кони» основными способами и приемами.

Занятие № 21-22

2

Тема: Лепка  игрушки «Барыня» основными способами и приемами.

Теория. Особенности лепки головного убора филимоновской барыни.

Практические упражнения. Лепка  игрушки «Барыня» основными способами и приемами.

Занятие № 23-24

2

Тема: Роспись игрушек «Петух», «Кони».

Занятие № 25-26

2

Тема: Роспись игрушки «Барыня».

Занятие № 27-28

2

Тема:  Изготовление  игрушки «Всадник». 

Занятие № 29-30

2

Тема:  Роспись игрушки «Всадник»

Занятие № 31-32

2

Тема:  Изготовление  игрушки «Хоровод». 

Занятие № 33-34

2

Тема:  Роспись игрушки «Хоровод».

Раздел № 4 Каргопольская игрушка.

20

 

Материалы: глина, стеки, доска для лепки, клей ПВА, баночка с водой, гуашь, художественные  кисти разных размеров, альбомы, карандаши, ластик, тряпочка.  

Методическое обеспечение:

иллюстрации и схема выполнения элементов каргопольской  росписи (солярных знаков, знаков воды, земли, засеянного поля), схемы выполнения и иллюстрации  каргопольских игрушек «Собака», «Конь», «Каргопольская барыня», «Крестьяне», «На мельницу», план-конспект  занятия: «Выполнение каргопольской игрушки «Конь».

 

Занятие № 35-36

2

Тема: История возникновения и особенности  лепки каргопольской  игрушки.

Теория. История возникновения и возрождение каргопольской игрушки. Мастера  каргопольской игрушки: Дружинин И.В. и Бабкина У.И.  Символы солнца, плодородия, земли, неба в каргопольской игрушке. Прием лепки  каргопольских игрушек из целого куска на основе «катушка».

Практические упражнения: Изготовление  каргопольских игрушек: «Собака», «Конь».

Занятие № 37-38

2

Тема: Знаки-символы в росписи каргопольской игрушки, особенности орнамента.

Теория.  Особенности росписи каргопольской игрушки:  волнообразные линии, зигзаги, кресты, крест в ромбе,  различные завитушки. Знаки-символы в росписи каргопольских игрушек. Цветовая гамма каргопольской игрушки.

 Практические упражнения: Выполнение символов каргопольской росписи ( солярных и растительных знаков, знаков земли, воды, засеянного поля) на листе бумаги.

Занятие № 39-40

2

Тема: Роспись каргопольских игрушек: «Собака», «Конь».

Занятие № 41-42

2

Тема: Лепка  игрушки «Каргопольская барыня».

Теория. Особенности лепки каргопольской барыни: лепка

по отдельным частям: голова и торс, руки, юбка-колокол и головной убор. Особенности головного убора в виде кокошника.

Практические упражнения: Изготовление игрушки «Каргопольская барыня».

Занятие № 43-44

2

Тема: Роспись  игрушки: «Каргопольская барыня».

Занятие № 45-46

2

Тема: Выполнение игрушки: «Крестьяне».

 

Занятие № 47-48

2

Тема: Роспись  игрушки: «Крестьяне».

Занятие № 49-50

2

Тема: Выполнение игрушки «На мельницу».

Занятие № 51-52

2

Тема: Роспись  игрушки: «На мельницу».

Занятие № 53-54

2

Тема: Роспись  и оформление игрушки: «На мельницу».

Раздел № 5 Дымковская игрушка

22

 

Материалы: глина, стеки, доска для лепки, клей ПВА, баночка с водой, гуашь, художественные  кисти разных размеров, альбомы, карандаши, ластик, тряпочка.  

Методическое обеспечение:

иллюстрации и схема выполнения элементов дымковской росписи (солярных знаков, знаков воды, земли, засеянного поля), схемы выполнения и иллюстрации  дымковских  игрушек «Индюк», «Лошадка», «Барыня», «Крестьянин-балалаечник», «На ярмарку», план-конспект  занятия: «Выполнение дымковской игрушки «Барыня».

Занятие № 55-56

2

Тема: История возникновения и особенности  лепки дымковской  игрушки.

Теория. История возникновения дымковской игрушки. Символы солнца, плодородия, земли, неба в дымковской игрушке. Особенности изготовления дымковской игрушки «Индюк» конструктивным и комбинированным способами.

Практические упражнения: Изготовление дымковской игрушки: «Индюк».

Занятие № 57-58

2

Тема: Знаки-символы в росписи дымковской игрушки, особенности орнамента.

Теория. Особенности символов  росписи дымковской игрушки (солярных и растительных знаков, знаков земли, неба, воды, дождя, засеянного поля).  

Практические упражнения:  Выполнение символов дымковской росписи (солярных и растительных знаков, знаков земли, неба, воды, дождя, засеянного поля) на листе бумаги.  

Занятие № 59-60

2

Тема: Роспись дымковской игрушки «Индюк». 

Занятие № 61-62

2

Тема: Выполнение дымковской игрушки: «Лошадка».

Теория. Особенности изготовления дымковской игрушки «Лошадка» конструктивным и комбинированным способами.

Практические упражнения: Изготовление дымковской игрушки: «Лошадка».

Занятие № 63-64

2

Тема: Выполнение дымковской игрушки: «Барыня».

Теория. Особенности изготовления дымковской игрушки «Барыня» конструктивным и комбинированным способами.

Практические упражнения: Изготовление дымковской игрушки: «Барыня».

Занятие № 65-66

2

Тема: Роспись дымковской игрушки: «Барыня».

Занятие № 67-68

2

Тема: Изготовление дымковской игрушки: «Крестьянин - балалаечник».

Занятие № 69-70

2

Тема: Роспись дымковской игрушки: «Крестьянин - балалаечник».

Занятие № 71-72

2

Тема: Изготовление дымковской игрушки: «На ярмарку».

Занятие № 73-74

2

Тема: Роспись дымковской игрушки: «На ярмарку».

Занятие № 75-76

2

 Тема: Роспись дымковской игрушки: «На ярмарку».

Раздел № 6 Ковровская игрушка.

24

Материалы: глина, стеки, доска для лепки, клей ПВА, баночка с водой, гуашь, художественные  кисти разных размеров, альбомы, карандаши, ластик, тряпочка.  

Методическое обеспечение:

иллюстрации и схема выполнения элементов ковровской росписи (растительных орнаментов, завитков), схемы выполнения и иллюстрации  ковровских   игрушек «Барыня с самоваром», «Встреча», «Русский танец», «Репка», «Тройка».

Занятие № 77-78

2

Тема: История возникновения и особенности  лепки ковровской  игрушки.

Теория. История возникновения ковровской игрушки. Мастерица Баранова Н.П. – основательница ковровской игрушки. Особенности лепки ковровской  игрушки «Барыня с самоваром» комбинированным способом.

Практические упражнения: Изготовление ковровской игрушки: «Барыня с самоваром».

Занятие № 79-80

2

Тема: Знаки-символы в росписи ковровской игрушки, особенности орнамента.

Теория.  Знакомство с росписью ковровской игрушки (растительные орнаменты, завитки). Символы солнца, плодородия, земли  в ковровской  игрушке.

Практические упражнения: Выполнение символов росписи (растительные орнаменты, завитки) на листе бумаги.  

Занятие № 81-82

2

Тема: Роспись ковровской игрушки: «Барыня с самоваром».

Занятие № 83-84

2

Тема: Изготовление ковровской  игрушки: «Встреча».

Занятие № 85-86

2

Тема: Роспись ковровской  игрушки: «Встреча».

Занятие № 87-88

2

Тема: Изготовление ковровской  игрушки: «Русский танец».

Занятие № 89-90

2

Тема: Роспись ковровской  игрушки: «Русский танец».

Занятие № 91-92

2

Тема: Изготовление ковровской  игрушки: «Репка».

Занятие № 93-94

2

Тема: Роспись ковровской  игрушки: «Репка».

Занятие № 95-96

2

Тема: Изготовление ковровской  игрушки: «Тройка».

Занятие № 97-98

2

Тема: Роспись ковровской  игрушки: «Тройка».

Занятие № 99-100

2

Тема: Роспись ковровской  игрушки: «Тройка».

Раздел № 7 Самарская  игрушка /региональный компонент/

22

Материалы: глина, стеки, доска для лепки, клей ПВА, баночка с водой, гуашь, художественные  кисти разных размеров, альбомы, карандаши, ластик, тряпочка.  

Методическое обеспечение:

иллюстрации и схема выполнения элементов самарской росписи (растительных орнаментов, завитков), схемы выполнения и иллюстрации  самарских  игрушек «Козочка», «Древо жизни», «Самарская барыня», «Семья», «Гуляние на Масленицу».

 

Занятие № 101-102

2

Тема: История возникновения и особенности  лепки самарской  игрушки.

Теория. «Душа Самары» - самарская глиняная игрушка. Основательница самарской игрушки -мастерица Городецкая Л.К. Тонкость и изящество самарской игрушки. Особенности лепки самарской игрушки «Козочка» комбинированным способом.

Практические упражнения: Изготовление самарской игрушки: «Козочка».

Занятие № 103-104

2

Тема: Знаки-символы в росписи самарской игрушки, особенности орнамента.

Теория.  Знакомство с росписью самарской игрушки (растительные орнаменты, завитки). Символы солнца, плодородия, земли  в самарской   игрушке.

Практические упражнения: Выполнение символов самарской  росписи (растительные орнаменты, завитки) на листе бумаги.

Занятие № 105-106

2

Тема: Роспись самарской  игрушки: «Козочка».

Занятие № 107-108

2

Тема: Изготовление самарской   игрушки: «Древо жизни».

Занятие № 109-110

2

Тема: Роспись самарской   игрушки: «Древо жизни».

Занятие № 111-112

2

Тема: Изготовление самарской   игрушки: «Самарская барыня».

Занятие № 113-114

2

Тема: Роспись самарской   игрушки: «Самарская

барыня».

Занятие № 115-116

2

Тема: Изготовление самарской   игрушки: «Семья».

Занятие № 117-118

2

Тема: Роспись самарской   игрушки: «Семья».

Занятие № 119-120

2

Тема: Изготовление самарской   игрушки: «Гуляние на Масленицу».

Занятие № 121-122

2

Тема: Роспись самарской   игрушки: «Гуляние на Масленицу».

Раздел № 8 Абашевская игрушка

20

Тема: История возникновения и особенности  лепки абашевской   игрушки.

Теория. История возникновения и возрождение абашевской  игрушки. Мастера  абашевской игрушки: Зоткин Т.Н., Зузенков И.И., Еськин А.И., Малышев Т.Д. Символы солнца, плодородия,  неба в абашевской игрушке. Особенности лепки абашевской барыни: лепка по отдельным частям: голова и торс, руки, юбка-колокол и головной убор. Особенности головного убора в виде кокошника. 

Практические упражнения: Изготовление игрушки из глины «Абашевская барыня».

Практическая работа. Выполнение и роспись игрушки: «Коза-дереза».

Подготовка конкурсной работы: Выполнение, роспись и оформление игрушки «Посиделки».

Материалы: глина, стеки, доска для лепки, клей ПВА, баночка с водой, гуашь, художественные  кисти разных размеров,тряпочка.  

Методическое обеспечение:

иллюстрации и схема выполнения элементов росписи абашевской игрушки, схемы выполнения и иллюстрации  абашевских игрушек: «Абашевкая барыня», «Баран», «Коза-дереза», «Олень»,

«Посиделки».

Занятие № 123-124

2

Тема: Особенности росписи абашевской игрушки.

Теория. Особенности налепной росписи абашевской игрушки:  узоры из точек, насечек, штрихов и капель. Знаки-символы в росписи абашевских игрушек. Цветовая гамма абашевской игрушки.  

Практические упражнения: Выполнение символов абашевской росписи (солярных знаков в виде узора из круговых точек, штрихов, капель) на листе бумаги. Роспись игрушки из глины: «Абашевская барыня».

Занятие № 125-126

2

Тема: Выполнение абашевской  игрушки: «Баран».

Занятие № 127-128

2

Тема: Роспись абашевской  игрушки: «Баран».

Занятие № 129-130

2

Тема: Выполнение абашевской  игрушки: «Коза-дереза».

Занятие № 131-132

2

Тема: Роспись абашевской  игрушки: «Коза-дереза».

Занятие № 133-134

2

Тема: Выполнение абашевской  игрушки: «Олень».

Занятие № 135-136

2

Тема: Роспись абашевской  игрушки: «Олень».

Занятие № 137-138

2

Тема: Выполнение абашевской  игрушки: «Посиделки».

Занятие № 139-140

2

Тема: Роспись абашевской  игрушки: «Посиделки».

Занятие № 141-142

2

Тема: Роспись абашевской  игрушки: «Посиделки».

Итоговое занятие (143-144 ч).

2

Подведение итогов за год.  

Викторина «Угадай, чья игрушка?».

Проведение выставки изделий детей «Моя любимая игрушка из глины».

Проведение итоговой диагностики знаний, умений и навыков обучающихся.

Методическое обеспечение:

диагностический материал (викторина), викторина «Угадай, чья игрушка?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга" педагога Жидковой Н.А.

Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга" рассчитана на детей дошкольного возраста. Программа призвана обучить детей основам изобразительной деятельности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...