Подпрограмма по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Дорога без опасности"
методическая разработка по теме

Мёдова Людмила Петровна

Сохранение  жизни и здоровья детей – одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Конвенция о правах ребенка утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государство обеспечивать «в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» (ст.6)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Сохранение  жизни и здоровья детей – одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Конвенция о правах ребенка утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государство обеспечивать «в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» (ст.6)

             Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации, порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

  Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны. А ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети.      

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам

предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.

Несмотря на то, что в России действует целый ряд профилактической работы по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей, а так же о необходимости создания в детских общеобразовательных учреждениях кружков «Юных инспекторов дорожного движения».

           

 Основное содержание подпрограммы

Цель подпрограммы – повышение эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

       Задачи программы:

•  Разработать психолого-педагогическое обоснование содержания работы для разных возрастных особенностей детей.

•  Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей, а также ключевые воспитательные идеи, на основе которых необходимо развивать мотивы правопослушного поведения на разных этапах возрастного развития детей.

•  Сформулировать методические рекомендации для педагогов дополнительного образования,  родителей и детей.

Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-

транспортного травматизма

В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».

 Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части, неподчинение сигналам светофора, неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев; игра на проезжей части; неумелое управление велосипедом.  

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;  

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности. Эффективность и, соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

 В детском возрасте отношения и ценности формируются, прежде всего, через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Педагогам детских  учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты, должны быть доступны для родителей.  Основой профилактической работы с детьми  является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.  

Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

                  Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:

 

  • Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения,

формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

  • Развивающее – формирование практических умений и навыков    

безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

  • Воспитательное – формирование мотивации ответственного,

сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование поведения, позволяющего ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей.

 Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

 Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.

Комплекс мероприятий по профилактике ДДТТ

Мероприятия по информационной направленности

 1.Разработка и организация выпуска   методических пособий для проведения   занятий по изучению ПДД.

 

2.Разработка  рекомендаций по оформлению стендов по ПДД и организация выпуска наглядных пособий.

3.Организация оформления стендов наглядных пособий по   ПДД.

4.Разработка и организация выпуска методических  и раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД.

5.Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов) в МБОО ДО ДДиЮ.

6.Приобретение настольных игр по ПДД.

7.Создание картотеки мультипликационных фильмов по ПДД.

8.Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание по ПДД.

Мероприятия по развивающему направлению

 1.Приобретение (по возможности) модулей   автогородка для проведения  тренировочных занятий, для отработки навыков ориентирование в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаков, сигналах светофорах, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах.

2.Организация экскурсий по поселку с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков  безопасного поведения.

Мероприятия по воспитательному направлению

 

1.Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников.

2.Проведение акций, выставок, массовых мероприятий во время летних каникул.

3.Проведение родительских собраний совместно с детьми.

Мероприятия по методической направленности

1.Организация и проведение родительских собраний для педагогов и родителей по вопросам профилактики ДДТТ с участием сотрудников ГИБДД.

2.Обобщение опыта работы объединений МБОО ДО ДДиЮ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке   мероприятий по

профилактике ДДТТ.

3.Проведение профилактических мероприятий  по данной тематике с

педагогами МБОО ДО ДДиЮ сотрудниками ГИБДД.

Мероприятия по контрольной направленности

1.Разработка инструкций и памяток по предупреждению детского дорожного травматизма для педагогов дополнительного образования и родителей.

2.Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений детей по теме ПДД.

 

 

 

План работы

по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей         и подростков  на 2016-2017 учебный год

Содержание работы

Срок исполнения

Ответственный

Подбор материала для стенда по ПДД

в течение   года

Педагоги-организаторы

Обзор литературы по ПДД

в течение года

Педагоги-организаторы, педагоги доп. образования

Пополнение    объединений методической и детской

литературой по ПДД

в течение года

Педагоги-организаторы, педагоги доп. образования

Консультации, беседы по пропаганде правил дорожного движения.

Темы:

  • «Будьте вежливы»

правила поведения в общественном транспорте;

  • Что должны знать

родители, находясь с детьми на улице;

  • Правила дорожного движения – для всех;
  • Осторожно, дети! – статистика и типичные случаи детского травматизма;
  • Чтобы не случилось беды! – меры предупреждения детского травматизма;
  • Инструктаж по соблюдению ПДД;

  • Обсуждение вопроса

обеспечения безопасности детей на дороге в объединениях на   родительском собрании;

  • Выпуск памяток для

родителей по соблюдению ПДД в разное время года.

в течение года

Педагоги-организаторы,

педагоги доп.образования,

сотрудники ГАИ

Акция «Внимание дети!»

сентябрь

Педагоги-организаторы,

сотрудники ГАИ

Оформление стенда по ПДД

октябрь - ноябрь

Педагоги-организаторы

Викторина «Знатоки ПДД»

ноябрь

Педагоги-организаторы, педагоги доп. образования

Буклеты для родителей ««Правила поведения пешехода на дороге в зимнее время »

декабрь

Педагоги-организаторы

Просмотр фильма «Каникулы» по профилактике ДТП среди подростков (беседа, обсуждение)

январь

Педагоги-организаторы, педагоги доп. образования

«Красный, желтый, зеленый» - игровая программа по ПДД (в рамках профилактике дорожно-транспортного травматизма  у детей и подростков)

февраль

Педагоги-организаторы, педагоги доп. образования

«Внимание: весна!» - информационные листы для родителей о правилах поведения на улице детей в весенний период, во время гололедицы, во время таяния снега

март

Педагоги-организаторы, педагоги доп. образования

"Дорожные ловушки"- обыгрывание ситуаций на дороге

апрель

Педагоги-организаторы,

сотрудники ГАИ

Муниципальное мероприятие «Безопасное колесо-2017»

май

Педагоги-организаторы,

сотрудники ГАИ

Список используемой литературы

 

  1. Волокитин О.А. Справка о работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма [Электронный  ресурс].
  2. Давыдова Г.Е. Профессиональная безопасность детей   [Текст]

/Г.Е. Давыдова\\ Всероссийская газета «Добрая дорога детства». -2001.- №2

  1. Мирмович Э.Г. К  проблеме снижения детского травматизма на улицах и дорогах  [Электронный  ресурс].
  2. Мосунова Л.В. Причина детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма [Электронный  ресурс].
  3. Кирьянова В.Н. Профилактика  детского дорожно-транспортного травматизма  [Текст]: метод.пособ. / В.Н. Кирьянова. –М.: Изд. Дом Третий Рим, 2007,-56с.

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Памятка родителям

     Привлекайте детей к участию в ваших наблюдениях обстановки на дороге.

Показывайте машины, которые следует остерегаться, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска машин. Если ребенок заметил это,  значит, обучается на Вашем примере.

1.Находясь на улице, старайтесь, чтобы ребенок был рядом с вами, даже если Вы находитесь в нескольких метрах от проезжей части.

2.Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестках по линии тротуаров. Пользуясь одним и тем же маршрутом, выберите самое безопасное место для перехода. Если Вы своим примером приучите ребенка ходить, где ему захочется, никто не в силах будет его переучить.

3.Перед началом перехода необходимо остановиться на тротуаре, не ближе полуметра от края, и осмотреть проезжую часть.

4.Если дорога узкая, то следует начинать переход тогда, когда вы сможете перейти через проезжую часть, не задерживаясь на середине дороги.

Если вы прошли половину пути, заметили приближающийся к вам транспорт, следует остановиться и дождаться его проезда. Ни в коем случае не возвращайтесь обратно, не делайте шаг назад. Будьте спокойны сами и спокойно держите ребенка.

5. Если дорога широкая,  дойдя до середины, следует еще раз осмотреть ту сторону, откуда: возможно появление автомобиля. Автомобиль мог находиться далеко от вас или был не виден.

6.Не начинайте переход, если вы подошли к светофору, на котором уже горит разрешающий сигнал пешеходам. Помните: сигналы меняются через несколько секунд. Ребенок должен привыкнуть к тому, что переход улицы следует начинать только после того, как на светофоре загорелся зеленый сигнал для пешехода.

7. Никогда не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он так будет поступать и без Вас.

8. Не переходите, не доходя нескольких метрах до пешеходного перехода, боясь не успеть на «зеленый». Транспорт на этом участке еще движется.

9.Если на вашем пути расположен светофор с вызывным устройством, научите ребенка правильно обращаться с «кнопкой»: после нажатия проходит разное время до включения разрешающего сигнала. Поэтому следует нажать на кнопку и ожидать,  пока на пешеходном светофоре появится «зеленый человечек». После этого, убедившись, что транспорт остановился, следует начинать переход.

10.Никогда не переходите дорогу наискосок. Идти следует строго под прямым углом к обочине. Сами взрослые, может быть, и успеют перейти, но ребенок один не будет видеть дорогу и возможной опасности, время его нахождения на проезжей части возрастает.

11.Скорость перехода через дорогу и размер своего шага соизмеряйте с возможностью ребенка. И вы, и он должны идти спокойным шагом.

12.Не выходите с ребенком из-за стоящих и движущихся машин, кустарников, снежных сугробов,  не осмотрев предварительно дороги. Это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

13.Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди Вас, идти самостоятельно, когда Вы находитесь на противоположной стороне. Этим Вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам.

14.В случае отсутствия тротуара или невозможности двигаться  по обочине, следует идти по краю проезжей части навстречу движения транспорта. Ребенок должен находиться слева от вас. Не забывайте держать его за руку.

15.Следуя по тротуару, пешеходной дорожке, придерживайтесь принципа правостороннего движения (так же, как идут автомобили). Ребенок должен находиться всегда дальше от проезжей части (ближе к середине тротуара). Никогда не ведите ребенка со стороны дороги.

16.Пресекайте попытки детей устраивать игры возле проезжей части. Отвлечение внимания от окружающей обстановки грозит выбегом на проезжую часть, где, как запомнилось ребенку, несколько секунд назад никого не было.

Вы должны дойти до пешеходного перехода или (в случае его отсутствия вблизи) дождаться, когда транспорт отойдет. В этом случае вы хорошо будете видеть дорогу в обе стороны и сами будете видны водителям. Если вы научите так

поступать своего ребенка, то вы сможете быть за него спокойны.

17.Находясь с ребенком в автомобиле, приучите его садиться только на заднее сиденье. Также поступайте и сами, если Ваш ребенок еще не самостоятелен.

   Ни в коем случае не разрешайте детям стоять (особенно между водительским и передним пассажирским сиденьем) небольшое торможение, проезд по неровной дороге может привести к травмам.

18.Из любого транспортного средства первым выходит взрослый человек, затем он помогает выйти ребенку. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.  В транспорт ребенок садится первым.

19.Если после выхода из автомобиля, автобуса или другого транспортного средства вам необходимо перейти через дорогу, то помните: опасно обходить стоящий транспорт, в т.ч. и легковой, с любой стороны.

Памятка детям

 

  • из подъезда, ворот дома, учебного заведения выходи спокойно, не беги – рядом могут быть машины;
  • иди  по тротуару или обочине, держись как можно дальше от проезжей части;
  • если на пути стоит группа людей, обойди их, не выходя на проезжую часть;
  • если нет тротуара или обочины, иди по краю проезжей части навстречу транспорту;
  • подойдя к проезжей части, остановись;
  • переходи по пешеходному переходу, обозначенному знаками или разметкой «зебра»;
  • выбирая место перехода, помни: дорога должна просматриваться во все стороны;
  • не выходи на проезжую часть, когда обзору мешает препятствие – стоящая у тротуара машина, построенное близко здание, растущие кусты, а зимой -сугробы;
  • обходить стоящие на остановке автобусу нельзя;
  • при переходе дороги, двигайся прямо, не меняй направления движения;
  • не останавливайся на середине дороги, рассчитывай время перехода;
  • не стой за машиной, которая припарковывается или отъезжает с места стоянки;
  • используй светоотражающие значки и наклейки на одежду и портфель (сумку, ранец, рюкзак);
  • играй только в местах, предназначенных для игр.

 

 

       

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

План мероприятий

по профилактике детского дорожного   травматизма  

  на 2017-2018 учебный год

Содержание работы

Срок исполнения

Ответственный

Подбор материала для стенда по ПДД

в течение   года

Педагоги-организаторы

Обзор литературы по ПДД

в течение года

Педагоги-организаторы, педагоги доп. образования

Пополнение    объединений методической и детской

литературой по ПДД

в течение года

Педагоги-организаторы, педагоги доп. образования

Консультации, беседы по пропаганде правил дорожного движения.

Темы:

  • «Уровень знаний по

ПДД»(тесты для родителей);

  • «Будьте вежливы»

правила поведения в общественном транспорте;

  • Что должны знать

родители, находясь с детьми на улице;

  • Правила дорожного движения – для всех;
  • «Начни с себя. Во избежание ДДТТ»  (круглый стол с родителями);
  • Чтобы не случилось беды! – меры предупреждения детского травматизма;
  • Инструктаж по соблюдению ПДД;

  • Обсуждение вопроса

обеспечения безопасности детей на дороге в объединениях на   родительском собрании;

  • Выпуск памяток для

родителей по соблюдению ПДД в разное время года.

в течение года

Педагоги-организаторы,

педагоги  доп. образования,

ГАИ

Акция «Внимание дети!»

Конкурс рисунков на асфальте «Транспорт»

сентябрь

Педагоги-организаторы,

ГАИ.

Педагоги  доп. образования

Оформление стенда по ПДД

Беседа «О правилах поведения в транспорте»

октябрь – ноябрь

октябрь

Педагоги-организаторы

Педагоги  доп. образования

Викторина « Наш друг – светофор»

ноябрь

Педагоги  доп. образования

Буклеты для родителей «Изучение ПДД в домашних условиях»

Фотовыставка «Моё безопасное кресло»

         декабрь

Педагоги-организаторы

Педагоги  доп. образования

 Конкурс рисунков

«Моя мама авто леди»

январь

Педагоги-организаторы,

педагоги доп. образования

 Диагностика детей по знаниям ПДД

февраль

Педагоги-организаторы, педагоги доп. образования

 Беседа

«Осторожно гололёд!»

март

 Педагоги  доп. образования

"Правила езды  на велосипеде"- обыгрывание ситуаций на дороге

апрель

Педагоги-организаторы,

Муниципальное мероприятие «Безопасное колесо-2018»

май

Педагоги-организаторы,

ГАИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА « ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ».

Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в обучении детей.Данный материал подготовлен для проведения общего мероприятия с учащимися.Имеется презентация, конспект и самоанализ....

Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дороги, которые мы выбираем»

Положение, методическая разработка, презентация, памятка помогут в проведении данного внеклассного мероприятия...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...

ПРОЕКТ по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения "Безопасная дорога - это жизнь!"

ПРОЕКТ по организации работы по пропаганде детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения "Безопасная дорога - это жизнь!"...

Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма «Дорога без опасности»

Программно-методическое обеспечение процесса обучения правилам безопасного поведения на дорогах          Изучением ПДД в  МБОУ СОШ № 3 охвачен...