Дополнительная общеразвивающая программа театрализованной деятельности "Затейники"
рабочая программа на тему

Виниченко Людмила Николаевна

Ни одно массовое мероприятие, как известно, не обходится без организаторов. Именно организаторы делают праздник ярким, весёлым и неповторимым.  Следовательно, чтобы добиться высокого качества любого мероприятия необходимо их подготовить. Данная программа содержит курс обучения подростков 12-18 лет искусству организатора и ведущего культурно - досуговых мероприятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел по делам образования, молодёжи и спорта

Администрации МО" Полесский муниципальный  район"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом  детского творчества

                                                                                                 

                                                                                         Утверждаю

                                                                                   Директор МБОУ ДОД ДДТ

                                                                                                 __________ Хрусталёва И.В.

                                                                                                 28 августа _» ____________ 2015г.

                                 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ   ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

"ЗАТЕЙНИКИ"

направление:  художественное

срок реализации 3 года

                                               Программу составила:

                                 педагог дополнительного образования

Виниченко Людмила Николаевна

                                                                                                                                   Рассмотрена и одобрена

на педагогическом совете МБОУ ДОД ДДТ

Протокол № 2     от  28.08. 2015г.

г. Полесск

2015г.

Пояснительная записка

      Проблема воспитания молодежи актуальна всегда. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением.

   Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности.   Одной из разновидностей творческой деятельности в системе дополнительного образования детей являются разные типы культурно - досуговых программ.

     Среди разнообразных форм и видов досуговой деятельности школьников: спортивно - оздоровительной, туристско - краеведческой, эстетической и других- особое место  занимает совместная творческая деятельность детей и взрослых, связанная со зрелищными сценическими формами. Эти формы интересны для ребят – исполнителей и ребят- зрителей в первую очередь тем, что включают в себя в большей или меньшей степени элементы театрализации, игры. Такие виды досуга  как детские спектакли, инсценировки, театрализованные представления, композиции, концерты, конкурсно - игровые программы, праздники и др. развивают художественно - творческие способности детей, укрепляют их взаимоотношения друг с другом, формируют коллектив, способствуют сближению детей, учителей  и родителей.  

     Ни одно массовое мероприятие, как известно, не обходится без организаторов. Именно организаторы делают праздник ярким, весёлым и неповторимым.  Следовательно, чтобы добиться высокого качества любого мероприятия необходимо подготовить организатора.

    Данная программа содержит курс обучения подростков 12-18 лет искусству организатора и ведущего культурно - досуговых мероприятий.

В рамках данной программы осуществляется образовательный процесс, базирующийся на технике овладения воспитанником основами культуры сценического поведения на сцене, организации и подготовки культурно-досуговых мероприятий, методике написания сценария, владения игровыми технологиями.

     Программа ориентирована на развитие элементов культуры речи и движения, формирование организаторских умений и навыков. Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность учащихся по овладению теорией, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью.

Актуальность.

     С увеличением темпов жизни, социальными условиями, требующими от человека определенных способностей для адаптации в окружающем мире, занятостью родителей,  значительно уменьшается взаимодействие ребенка – школьника с родными, что  приводит к недостаточному развитию  эмоциональной сферы ребенка. Поэтому в настоящее время является актуальным формировать у детей художественный вкус, развивать творческие способности, эмоциональный мир ребенка. Самый короткий путь для эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественного воображения является театрализованная деятельность.

Сценическое творчество является  действенной формой информационно-наглядной работы по обучению детей и подростков пожарной безопасности, правилам поведения на дорогах, профилактики асоциальных явлений, таких как сквернословие, наркомания, алкоголизм, табакокурение. Оно приобщение молодёжи к самостоятельному осмыслению процессов, происходящих в связи с негативным воздействием пагубных привычек, привлечения внимания общественности и населения к проблемам экологии, воспитания у обучащихся  любви к родной природе, чувства ответственности за будущее.  С этой целью  творческая деятельность 2 года обучения включает в себя создание агитбригады.

Новизна и отличительная особенность.

    Особенностью данной программы  является установка на то, что предлагаемые творческие задания, практический тренинг, требующий не только теоретических знаний, но, главным образом, фантазии, воображения, самостоятельного творческого усилия и работы, под силу каждому  обучающемуся.

Практические  работы представляют собой индивидуальные и групповые  творческие задания, упражнения, участие каждого в сценарной, актёрской, режиссерской, исполнительской, а также организационно-творческой работе. Творческие работы являются одной из форм отчётности.  Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.

      Коллективный творческий процесс написания сценария, репетиции превращает агитбригаду, в своеобразные молодежные клубы, что очень ценно в целях воспитательной работы.  Это позволяет сделать готовый материал с одной стороны, педагогически целесообразным (дидактическим, развивающим и воспитывающим), а с другой стороны – несущим элементы развлекательности, зрелищности и других присущих агитбригаде эффектов психологического воздействия на зрителя.

На занятиях  дети пробуют  свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, звукорежиссера, ведущего.

Практическая значимость.

     В процессе реализации программы создается творческая группа «Затейники» для разработки сценариев, подготовки и проведения

конкурсно - игровых программ, тематических вечеров, концертов, новогодних утренников  и других мероприятий для различных аудиториях при самом активном участии зрителей.  

      У детей формируется смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче. Ребенок становится  раскрепощенным,  контактным, учится четко формулировать свою мысль и излагать ее публично, точнее чувствовать и познать окружающий мир.  

     С помощью занятий, которые проходят в комфортной и свободной          среде   непосредственного общения, учащиеся легче и глубже постигают    уроки жизни и усваивают литературно - художественное наследие.

Цель:

  • Выявление и развитие коммуникативных и организаторских способностей подростков посредством включения их в театрализованную досуговую деятельность для активной социализации в обществе.

Задачи:

Обучающие:

  • - ознакомить детей с различными видами  культурно - досуговой деятельности и их художественно- творческих особенностях ;
  • - овладеть элементами театрального мастерства, сценического перевоплощения;
  • =научить владеть своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом, чётко, последовательно и доходчиво выражать свою мысль.
  • - привить навыки сценического общения.

Развивающие:

  • - развить основные психические процессы и качества: восприятие, память, внимание, наблюдательность,  фантазию, воображение, коммуникабельность,   чувство ритма,   смелость   публичного самовыражения:
  • - развить речевой аппарат и пластическое выражение движения;
  • - создать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных наклонностей индивидуальные способности.
  • - развить организаторские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения.
  • - совершенствовать данные умения в ходе теоретических и практических занятий;

Воспитывающие:

  • -формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности и межличностного общения
  • - воспитать  ответственность, чувство  коллективизма, умение подчинить свои интересы общему делу.
  • - воспитать пытливость, любознательность, критичность, активность, умение преодолевать трудности, а порой и самого себя.
  • - придать досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер.

Основные принципы построения образовательной программы.

  • - принцип последовательности и доступности положен в основу изложения материала от простого к сложному.
  • - спиральный принцип предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков. Наличие одинаковых тем в содержание курса второго и третьего года обучения непременно предполагает различную степень сложности.

Основные педагогические принципы:

  • - личностно – ориентированный подход и партнерские отношения. В центре внимания – ребенок,  отдельная неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
  • - принцип единства обучения, воспитания и развития. В ходе учебного процесса  педагог не только дает  знания, но и формирует личность ребенка.  Разыгрывание школьниками драматического действия дает взрослым возможность решать многие воспитательные и образовательные задачи, а дети играют не для того, чтобы кому-то нравиться; их захватывает процесс перевоплощения, вживания в роль.

  • - принцип  связи обучения с практикой.  Использование детьми полученных теоретических знаний в решении практических задач, причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни и в непосредственной творческой деятельности.
  •  -  принцип творчества. Творчество ребенка и педагога – основа педагогического процесса.
  • - принцип мотивации. Создание комфортной обстановки,     атмосферы доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.

Формы и  методы  обучения.

    В зависимости от поставленных задач данная программа  предполагает использование на занятиях различных  методов обучения:

  • - репродуктивный метод, когда ребенок перенимает навыки и умения, которые демонстрирует педагог.
  • - метод игры и игрового тренинга.   С помощью упражнений игровой и театральной педагогики решаются задачи комплексного развития способностей ребенка:  развития и совершенствования основных психофизических процессов ребенка: ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, эмоций и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления.
  • - метод театрализации. Костюмирование,  досуговые аксессуары, обряды позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других, знакомят с разнообразными сюжетами жизни.
  • -  метод импровизации.  Действие, не осознанное и не подготовленное заранее  (экспромт), выводит на практическую и творческую предприимчивость.
  • -метод состязательности. Состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимуляция к поиску, открытию, побед над собой.

   Многообразие форм  занятий (беседы, разнообразные игры, театр-экспромт, пантомимы, этюды, ситуации, творческие задания и упражнения, конкурсы, танцевальные и музыкальные элементы и т.п.) дает возможность развитию художественных способностей детей, активизирует их творческий потенциал, развивает эмоционально- чувственную сферу, позволяют подростку ощутить себя полноправным субъектом деятельности, проявлять самостоятельность, инициативу, творческую активность.  

     В ходе программы реализуется потребность детей в игровой деятельности, в двигательной активности, во внешних впечатлениях, в познании и овладении новыми умениями, помощи в самопознании, общении.

 Процесс обучения на занятии характеризуют:

  • - сотворчество педагога и воспитанника;
  • - диалогичность;
  • - четкость поставленных целей и вариативность их решений.

Воспитательная работа.

     Совместная творческая деятельность учит детей чуткости по отношению к товарищу, воспитывает чувство коллектива и ответственности перед ним, учит договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать и уважать друг друга,  что дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Вовлечение родителей в образовательный  процесс, формирование у них позиции субъекта этого процесса – важный момент воспитания ребенка. Родители помогают ребенку в изготовлении сценических костюмов для выступления и приходят «болеть» за своих детей во время  самих выступлений.

Система воспитательной работы.

Форма работы

Периодич-ность

Цель

1.

Выбор постоянного детского актива

1 раз в год

сентябрь

Воспитание у ребенка чувства полноценности, уверенности в себе, ощущения общности с коллективом.

2.

Участие в организации театрализованных постановках ко   Дню учителя.

1 раз в год

октябрь

 Демонстрация творческих способностей учащихся . Укрепление контактов «Ученик – Учитель»

3.

Участие в мероприятиях, посвященных  Дню пожилого человека

1 раз в год

октябрь

 Духовно- нравственное воспитание

4.

Участие в мероприятиях, посвященных Дню Матери и на 8 марта

1 раз в год в ноябре и марте

Укрепление внутрисемейных  связей. Выражение любви и уважения к матери.

5.

Участие в мероприятиях Дома творчества

По плану  ДДТ

 Выявление  творческих достижений.

6.

Проведение театрализованного новогоднего утренника для младших классов

1 раз в год

декабрь

Демонстрация  творческих и

Организаторских способностей. Воспитание смелости публичных выступлений.

Укрепление внутрисемейных  связей.

7.

Подготовка литературно-музыкальной композиции на день Победы.

1 раз в год

май

Патриотическое и духовно – нравственное воспитание.

Связь поколений.

8.

Изготовление  декораций и художественное оформление театрализованных представлений.

На каждое выступление

Вовлечение в творческую деятельность ребенка,

Художественно-эстетическое оформление спектакля.

9.

Проведение «Дня именинника» в объединении

4 раза в год

Воспитание у ребенка чувства полноценности, уверенности в себе, ощущения общности с коллективом.

10.

Поход в парк, лес, на речку.

2-3 раза в год

11.

Поездка в театр

1 раз в год

Воспитание культуры организации творческой деятельности

12.

Участие в мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни: «Нет- наркотикам!», «Жизнь без СПИДа» Выступление агитбригады

 В течении года

Формирование негативного отношения к вредным привычкам. Пропаганда здорового образа жизни.

   Воспитывающая деятельность имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым воспитанником и формирование коллектива.

 В процессе воспитания используются  методы:

  • - метод формирования сознания (метод убеждения) – рассказы, беседы, объяснения по вопросам и проблемам, решение которых имеет большое значение для всех учащихся;
  • - методы организации деятельности  - приучение, педагогические требования;
  • - метод формирования опыта поведения – общественное мнение, воспитывающие ситуации:
  • - метод стимулирования поведения и деятельности –

выражение положительной оценки, признание качеств и поступков, а   также осуждение действий и поступков, противоречащих нормам

поведения.

Основные принципы воспитания:

  • 1.Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Доверие, взаимное уважение, авторитет педагога, сотрудничество.
  • 2. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Вера в стремление воспитанника быть лучше, поддержка и развитие этого стремления.
  • 3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности и активности воспитанника. Предложение тех видов деятельности, которые стимулируют активность и творческую свободу детей, сохранение при этом руководящей позиции.
  • 4. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Процесс общения основан на позитивных межличностных  отношениях.
  • 5. Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. Установление тесного контакта с семьей, согласованные действия. Обсуждение с детьми реальных событий, происходящих в жизни (в школе, в городе, в стране, в мире).

Организационно-педагогические основы деятельности.

       Объединение «Затейники»  являются  коллективом, объединенным общими  задачами, совместной творческой деятельностью, стремлением к наиболее полному общему и личностному самовыражению, интересом и желанием «выступать».

Набор группы на первый год обучения свободный, преимущественно для детей 13-17 лет.  Уровень подготовленности определяется собеседованием и проведением ряда упражнений на выразительность чтения.

На  втором и третьем году обучения  формируется  основная труппа из наиболее    талантливых   участников,   проявивших    большую заинтересованность    в   повышении своего мастерства.

  • В состав группы входят дети в возрасте 13-17лет.

  Средний и старший возраст-период самоутверждения, проверок своих возможностей,   активного  самопознания.  Школьники  стремятся разнообразить свой досуг, но зачастую они просто не знают, как это сделать, как организовать  свое  свободное время с целью  развития в себе таких способностей, как организаторские, интеллектуальные, коммуникативные.

  • Численный состав группы первого года обучения составляет 10-12 человек, второго года-8-10 человек, третий год – 8-10 человек.  

Выполнение программы рассчитано на 144  учебных часа (1-й год обучения и 3-й год обучения) и на 180 учебных часов (2-й  год обучения).

Занятия  проводятся:

  • 1 год обучения: « Первые шаги».  2 занятия в неделю по 2 часа,   72

занятия 144часов.

2 год обучения: «Тропинками творчества» 2  занятия в неделю  (1 занятие  -2 часа,  другое -3 часа)  72 занятия,  180 часов.

  • 3 год обучения: «Вдохновение». 2 занятие в неделю по 2 часа,  72 занятия, 144  часов.
  • Работа осуществляется в комплексе самых разнообразных форм и видов деятельности : свет, звук, грим, декорации, реквизит и т.п.  Распределение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями.
  • Для образовательного процесса используются как групповые, подгрупповые, так и индивидуальные формы обучения. Индивидуальные занятия проводятся при подготовке конкретного мероприятия и с наиболее способными обучающимися. На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.

    Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.

  • На теоретических занятиях даются основные знания,  раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем

   На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время  занятий  происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.  

  • Занятия проходят в  классе, не  загроможденном  мебелью, оборудованном  местом  для  выступлений  (сценой),  специальным реквизитом,  ширмами и фанерными кубами. Стулья стоят в один ряд полукругом (творческий полукруг). Это удобно при выполнении упражнений, так как все видят всех. Часть заданий выполняется в творческом полукруге, а часть на сцене. Кубы из фанеры очень удобно как условная декорация, которая позволяет быстро перестраивать выгородку и менять функциональное назначение. На них можно сидеть, стоять , лежать, ставить разные предметы
  • Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой:
  • 1-я ступень  - начальная     «Первые шаги »
  • 2-я ступень  - расширенная   «Тропинками творчества»
  • 3-я ступень   «Вдохновение»

Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.

Этапы обучения

 Реализация программы осуществляется на трех уровнях образовательного процесса.

1-й год обучения -  начальная ступень «Первые шаги».

Основная цель этой ступени:

  • выявление и  развитие  общих  исполнительских   и  организаторских способностей детей, формирование интереса к  творчеству.

В  течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о видах  культурно - досуговой деятельности и ее художественно- творческих особенностях.

Основной формой работы на первом этапе  являются беседы, наблюдение, театральные игры и упражнения - импровизации, репетиции

2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества»  Основная цель:

  • углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность.

В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в  выступлении актера перед зрителем,

Формы работы -  беседы, игры, упражнения, тренинги, репетиции, агитбригада.

3-й год обучения -ступень «Вдохновение».

Цель ступени:

  • закрепление и развитие стремления к творческой деятельности.

        Данная ступень программы  содержит курс обучения подростков искусству организатора и ведущего массовых мероприятий, базирующийся на технике овладения воспитанником основами культуры сценического поведения на сцене, организации и подготовки культурно - досуговых мероприятий, методике написания сценария, владения игровыми технологиями.

В течение 3-го года обучения  по программе планируется разработка и реализация социально значимых творческих проектов досуговых программ, проведение различных видов игровых практикумов, культурно – массовых мероприятий  на районном уровне, создание агитбригады, а так же участие в областных  фестивалях и конкурсах.

На занятиях  дети пробуют  свои силы в разных ролях: актера, режиссера,  художника, звукорежиссера, ведущего .

Основной формой работы является репетиции, организация и проведение театрализованных мероприятий, постановка спектаклей и выступление агитбригады.

Набор группы  производится из наиболее талантливых участников, проявивших большую заинтересованность в повышении своего мастерства и прошедших обучение по 2 этапу, в возрасте  13-14 лет.

    Численный состав группы третьего этапа обучения составляет  6-8 человек.

Структура урока выглядит так:

1 год обучения.

* приветствие и игровое упражнение на внимание, воображение

* упражнение на технику речи (постановка дыхания, тренировка речевого аппарата, пословицы и скороговорки)

*беседа по теме урока

* задание на пластику движений

* подвижные игры.

2 год обучения

* разминка

* беседа по теме урока

* выполнение задания на сцене (репетиции)

*подвижные игры

3 год обучения

* творческий настрой

* основная часть, посвященная теме

*подвижные игры.

Структура занятий может меняться в зависимости от основной цели урока, степени усвоения материала.   Статичные упражнения чередуются с подвижными играми.  Важное условие всей работы является сохранение игрового начала: короткое объяснение - пробный показ - краткий анализ показа- поточный показ и анализ учеников- поощрение лучших.  Каждый урок несет в себе какой-то новый элемент упражнения, задания или игру.

  • Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий.

   В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает сценаристом, ведущим,  актёром, режиссёром, зрителем. Кто разбирается в технике - обеспечивает звуковое и шумовое и световое оформление.  Есть работа   для гримера и парикмахеров, музыкантов и хореографов,  осветителей и  суфлеров.

         В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:

В программу» включены разделы:

  •  Актерская грамота
  • «Техника речи»,
  • «Мастерство ведущего»
  •  « Основы сценарного мастерства»
  • «Виды культурно - досуговой деятельности»
  • «Культурно- досуговая  деятельность»

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения

Условия реализации программы

Исходя из особенностей учебно-тематического плана и специфики занятий,  проводятся групповые занятия, количество детей в группе  4-6 человек.

Для  полноценной  реализации  данной  программы  необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементы театрального костюма, реквизита, декораций. Для театрализованных представлений необходимы: сценическая площадка, репетиционный зал, выносной свет, аппаратура для музыкального оформления,  театральные костюмы,  грим, парики.  

Формы подведения итогов и контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за       деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы проводимые в Доме детского творчества;
  • итоговый – концерты, спектакли, выступление агитбригады.
  • Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля  за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
  • Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
  • Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.
  • Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является   театральное представление.
  • Главным критерием в оценке деятельности участника театрального объединения является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнения роли в театрализованном представлении, участие в агитбригаде, литературно-поэтической композиции или выступление в качестве ведущего концертной  или игровой программы.
  • Одной из форм контроля является участие в городских конкурсах. Высшая оценка для участника – получение призового места.

Прогнозируемый результат

Цель  первого года обучения:

  • создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью

Задачи:

  • дать первоначальные знания по актерскому мастерству, культуре речи, основам сценографии;
  • познакомить с  основными видами культурно - досуговой деятельности;
  • сформировать навыки сценической речи, сценического движения, работы  с текстом;
  • научить партнерскому взаимодействию на сцене;
  • способствовать развитию пластики, речевой выразительности, внимания, воображения, образного мышления;
  • воспитывать   стремление к  взаимопомощи, поддержке, доброе отношение друг к другу;
  • заложить основы сплоченного творческого  коллектива;

Цель  второго  года  обучения:

  • вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • закреплять и  развивать на практике   знания, умения, навыки,   полученные на первом году обучения;
  • дать общие знания о сценографии;
  • сформировать навыки публичного поведения;
  • научить сценическому конферансу;
  • научить приемам освобождения от мышечных зажимов на сцене;
  • развивать творческое воображение, эстетическое восприятие;
  • воспитывать чувства ответственности;

Цель третьего года обучения:

  • удовлетворение потребности детей  в творческой деятельности.

Задачи:

По итогам третьего этапа  обучения воспитанники  будут знать:

  • виды проектов и основы проектной деятельности;
  • принципы и особенности творческого проекта досуговой программы; основные стили ораторского искусства, композиции и качества публичного выступления;
  • алгоритм действий разработки и создания творческого проекта досуговой программы;
  • основные виды деятельности и основные социальные роли разработки и реализации творческого проекта досуговой программы;
  • основы культуры речи и элементы органического действия.

Приобретают умения:

  • По созданию творческих проектов досуговых программ, оформлению праздничного пространства;
  • перспективно видеть и формулировать цели и задачи творческих проектов.

Владеют

  • основными качествами речи, необходимыми актерскими навыками,

По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать:

  • о формах и приемах владения голосом,  телом, постановки дыхания;
  • специфике сценического искусства;
  • основные виды досуговых программ;
  •  элементы сценического движения  

  Должны уметь:

  • активизировать свою фантазию;
  • передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания;
  • видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
  • коллективно выполнять задания;
  • культуру суждений о себе и о других;
  • освоить основные элементы упражнений;

    Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого), демонстрирующего владение «лепкой» фразы, выступление в роли ведущего.

 По завершении 2 года обучения воспитанники должны знать:

  •  законы сценического действия;
  • геометрию мизансцены;
  • об особенностях и художественно - творческих принципах  популярных  театрализованных форм проведения досуга
  • как правильно написать сценарий;

Должны уметь:

  • пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в   сценическом пространстве;
  • сознательно управлять речеголосовым аппаратом;
  • логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста;
  •  самостоятельно создавать физические действия по тексту;
  • работать с микрофоном;
  • взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
  •  составлять сценарный план мероприятия
  • сочинять, подготавливать и выполнять этюды;
  • анализировать работу свою и товарищей;
  •  создавать творческие работы, декламировать;
  •  управлять зрительским вниманием;
  •  импровизировать

   Содержание занятия-зачета: выступление агитбригады,   в театрализованное представление  или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение работ из своего чтецкого репертуара.

По завершении 3 года обучения воспитанники должны знать:

  • теоретическую базу второго года обучения в развернутом виде;
  • игровые технологии:
  • методику проведения и организации досуговых мероприятий.
  • тематическое планирование и разработку сценариев;
  • законы органичного существования на сцене;

Должны уметь:

  • Использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских задач;
  • точно соблюдать текст при исполнении;
  • культурно воспринимать реакцию зрителей;
  •  правдиво, логично и последовательно действовать на сценической площадке;
  •  передавать эмоциональные переживания в игре;
  •  производить логический, идейно-тематический анализ текста;
  •  различать разные подтексты в словесном воздействии;
  •  импровизировать «голосом», передавая особенности характера и возраста;
  • самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли;
  • самостоятельно работать над реквизитом к игровым программам, оформлением помещения;
  • использовать полученные практические навыки при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической;

   Содержание занятия-зачета проводится в форме отчётного театрализованного мероприятия, творческого конкурса, организованного самими воспитанниками.

Учащиеся третьего года обучения участвуют в разработке сценариев выступления агитбригады, тематических вечеров, этюдов, творческих заданий для учащихся 1–2 годов обучения, что также может рассматриваться как одна из форм проведения итогового контроля.

Ожидаемый конечный результат:

         Объединение «Затейники»  являются  коллективом, объединенным общими  задачами, совместной творческой деятельностью, стремлением к наиболее полному общему и личностному самовыражению, интересом и желанием «выступать", организаторами и ведущими театрализованных культурно - досуговых мероприятий как внутри учреждения, так и за его пределами.

Учебно- тематический план 1 года обучения

Раздел

Количество часов

Теория

Прак-

тика

Всего

      1

Вводное занятие

1

1

2

2

Актерская грамота

5

20

25

3

Техника речи

Художественное чтение

4

14

18

4

Ритмопластика

-

8

8

5

Основы сценарного мастерства

4

8

12

6

Виды и художественно-творческие особенности культурно- досуговая деятельность

6

18

24

7

Мастерство ведущего

5

13

18

8

Культурно-досуговая деятельность

-

30

30

9

Участие в мероприятиях

7

7

ВСЕГО:

25

119

144

Содержание программы 1-го обучения

Раздел 1 Вводное занятие

Глава 1. 1.Введение    

Теория.  Введение в образовательную программу первого года обучения. Ознакомление с содержанием образовательной программы через  проектную деятельность.  Анкетирование. Тестирование.

Раздел  2 Актерская грамота  

Тема 2. 1. Значение поведения в актерском искусстве.

Теория:Что такое «актёрская фантазия и воображение»? Возможности актёра «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнёров. Компоненты поведения (интонация, мимика, жест).

Практика.Тренинги на внимание. Тренинги на воображение. Тренинги на освобождение мышц. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками)

Тема 2.2. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением.

Теория. Предлагаемые обстоятельства. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Роль декораций и костюмов «в превращениях».

Сценическое оправдание и сценическое отношение в предлагаемых обстоятельствах. Целесообразность поведения.

Практика. Игры и упражнения: « Вера», театр- экспромт, этюды  на заданную тему,  « Представьте картину» « Презентация своего хобби»,           « Мнение по поводу…», игра «Ассоциации», «Реклама», этюд « Если бы я был..».   Невербальные упражнения « Сопереживание», «Мы удивляемся»   Этюды на ситуацию по теме: «Пожар»,  «Происшествие»    

Тема 2.3.  Бессловесные и словесные действия

Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практика:    Выполнение этюдов, упражнений- тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

Тема 2.4. Целесообразность поведения.

Теория. Ремарки автора. Режиссура. Возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

Практическая частьПоведение на сцене. Движение и перемещение по сцене. Тренинги на воображение. Тренинги на внимание

Тема 2.5. Многообразие выразительных средств.

Теория: Драматургия, декорации, костюмы, музыкальное и шумовое оформление, вспомогательная роль этих выразительных средств.

История грима. Разновидности грима (театральный, бытовой). Гримировальные принадлежности.  Характерный грим.

Практическая часть Подбор музыкального оформления спектакля. Отработка правил нанесения грима на лицо и технология разгримирования. Разработка эскиза характерного образца и воплощение его на своём лице с помощью театрального грима.

Раздел  3    Сценическая речь

Глава 1 Техника речи

Тема 3.1.1.   Развитие  речевого дыхания .

 Теория.    Постановка дыхания. Типы дыхания. Три вида выдыхания. Дыхание и голос. Дыхание и звук. 

Дыхательная гимнастика. Упражнения: «Пушинка», «Греем руки», «Чай на блюдечке», «Собачий лай». Упражнения на три вида дыхания.

Тема.3.1.2. Снятие речевых зажимов.  

Теория: Нижнечелюстные зажимы, пути устранения. Артикуляция, подвижность языка и губ.

Практика. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки.

Тема 3.1.3. Постановка голоса.

Теория. Технология возникновения звука. Посыл звука. Основы практической работы над голосом.

Практика. Голосовая гимнастика,  Пословицы и скороговорки, упражнения: « Снежки», « К нам». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», « Резиновая кукла», «Фонарь», «Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.  "Суетливое чтение", "Голос сострадания, скорби, печали". "Голос Дьявола".

Тема.3.1. 4. Работа над дикцией.

Теория: Понятие о дикции. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных.

Практика Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика «Скороговорки», «Памятник пословице». Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку»

Глава 2  Художественное чтение

Тема 3.2 1. Орфоэпия. 

Теория: Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии. Правил произношения неударных гласных, согласных.

Практика   Дикционные упражнения на пройденные гласные и согласные звуки, пословицы, скороговорк

Тема 3.2.2. Средства выразительной речи

Теория: Интонация: Логическое ударение, сила звука, пауза, тембр голоса, темпо - ритм.  Тональное выражение знаков препинания. Правила выделения логических  ударений. Законы интонации в речевом общении. Простые и сложные предложения. Темп речи. Ритм речи. Логика речи.

Практика. Выполнение тренировочных упражнений на интонирование междометий, на плавность и медленность, слитность речи. Тренировка логического ударения и силы звука на материале скороговорок: «Бобр…», «Цапля…», «Карл…», «От топота копыт…». Выразительное чтение по ролям (тембр голоса, подтекст). Упражнение: с помощью интонации убедить слушающих, что слон – большой, мышь – маленькая, торт – вкусный, горчица – горькая, картошка – горячая, вода – холодная и т.д

Тема 3.2.3.   Работа со стихотворным материалом.

Теория. Логические паузы, эмоциональная направленность. Особенности стихотворного текста.  Ритмическая организация стиха.

Практика. Подбор репертуара. Анализ произведения. Демонстрация навыков.

Раздел 4    Ритмопластика.

Тема 4.1 Пластический тренинг.

Практика   Разминка, настройка, освобождение мышц, релаксация. расслабление - напряжение. Рождение пластического образа. Музыка и движение. Пластический образ живой и неживой природы. Музыкально-ритмическая импровизация.

Раздел 5. Основы сценарного мастерства

Тема 5.1. Что такое сценарий?  Виды сценариев

Теория. Этимология слова «сценарий».  Литературный сценарий. Режиссерский сценарий. Сценарный план. Сюжетный сценарий. Драматургия сценария. Компилятивный сценарий. Специфика работы сценарно – авторских групп.

Практическая работа: Составление  сценарного плана заданного мероприятия.

Тема 5.2. Сценарный замысел и его компоненты

Теория. Рождение замысла сценария. Отправная точка сценария. Определение темы. Уточнение темы. Изучение материала. Идея замысла. Проверка собранного материала идеей и сверхзадачей. Корректировка замысла.

Практическая работа:  Чтение сценариев различных вечеров. Разбор сценария. Разработка сценария заданного мероприятия.

Тема 5.3. Сценарный ход. Его поиск

Теория. Соединение компонентов сценария единым приёмом. Понятие сценарного хода. Виды сценарных ходов. Сюжетный ход. Требования к единому, сквозному ходу на протяжении всего сценария. Подчинение эпизодов сценария единому ходу – сквозному приёму. Монтаж эпизодов в соответствии с требованиями единого сценарного хода.

Практическая работа:   Разработка сценария заданного мероприятия.

Тема 5.4.  Запись сценария. Монолог

Теория. Описательная часть сценария. Описание действия как отправной момент для работы художника, декоратора, осветителя и др. Текстовая часть оформления. Приём условного оформления сценической площадки. Световые эффекты и др. технические приспособления.

Практическая работа:   Разработка сценария заданного мероприятия.

Раздел 6. Виды Культурно-досуговой деятельности и  ее  художественно- творческие особенности.

Тема 6.1. Театрализация

Теория: Театрализация – как ведущий метод организации массовых праздников, метод художественного осмысления реальных событий и организации действия масс участников.

Тема 6.2. Театрализованное представление для детей.

Теория: Основные разновидности представлений. Концерт и театрализовано – елочное представление для детей.

Практическая работа: Составление сценарно-постановочных планов театрализованных представлений для детей.

Сценарно-режиссерский анализ новогодних репетиций и праздников для детей

Тема.6.3. Концерты. Виды концертов.

Теория: Виды концертов, принципы их организации, составные части. Сценарий и режиссура театрализованного концерта. Принципы составления концертной программы. Конферанс.

Практическая работа: Составление программы из предложенных номеров. Разработка сюжета концерта для детской, взрослой и смешанной аудитории. Придумать свой концертный номер и организовать его постановку. Выбор ведущего и репетиция с ним ведение концерта.

Тема. 6.4. Театрализованная композиция.

Теория. Понятие композиции. Виды композиции. Монтаж как ведущий метод в искусстве создания композиции. Функции и приемы монтажа. Роль музыки в композиции.

Практическая работа: Чтение сценария композиции, определение темы, идеи, сквозное действие, художественные и документальные элементы.  Составление чтецкой композиции на заданную тему и подбор к ней музыки, выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте.

Тема.6.5.Конкурсно - игровые программы.

Теория. Особенности и основные виды программ. Этапы работы над программой. Подготовка  ведущих игровых программ.

Практическая работа: проведение игр в качестве ведущих.  Составление  программы конкурса.

Тема.6.6. Театрализованные вечера, виды и особенности в ходе их подготовки и проведения.

Теория. Разнообразие вечеров по форме, структуре, содержанию, методике, проведению, драматургии  и постановке. Виды вечеров. Тема вечера, его цель, содержание, освоение приема новизны в подготовке и проведении вечера.

Практическая работа: Использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры.  Чтение сценариев различных вечеров. Поиск  интересных фактов из жизни, о которых можно было бы создать вечер.  Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре», участие в подготовке и проведении игра-путешествие с театрализацией,  традиционного праздника "Посвящение студийцев в мир творчества".

Раздел 7.  Мастерство ведущего.

Тема 7.1. Ораторское искусство:

Теория.   Определение. Стили  ораторской речи: Композиция ораторской речи: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Качество речи: выразительность, эмоциональность, четкость, дикция, правильность. Невербальные средства общения. Исполнение, декламирование произведений.

Практика : Ролевая игра «Я - Греческий оратор!».

Тема 7.2.  Сценическая культура.

Теория. Сценическая культура. Умение вести себя на сцене. Имидж ведущего. Что можно, что нельзя делать на сцене. Ведущий перед выходом на сцену. Выход на сцену. Настрой перед выходом на сцену. Текст ведущего. Культура поведения на сцене.

Практическая работа :  Упражнения-тренинги  (готовимся, выходим, говорим)». Занятие-тренинг

 Тема 7.3.  Монолог и диалог

Теория.  Чтение монологов и диалогов. Монолог и диалог как основное средство раскрытия сценического образа. Монолог и диалог ведущего. Особенности чтения монологов и диалогов.

Практическая работа. Работа с микрофоном. Коллективная творческая работа с реальной аудиторией.

Тема 7.4. Искусство конферансье.

Теория.  Особенности ведения концертов, торжественных мероприятий. Основные правила ведения торжественных мероприятий. Одежда, речь ведущего. Искусство конферансье.

Практическая работа. Коллективная творческая работа с реальной аудиторией.

Тема 7.5.  Ведущий культурно - досуговых программ.

Теория: Ведущий культурно - досуговых программ. Особенности при проведении досуговых мероприятий. Умение завладеть аудиторией. Объяснение правил игры во время праздников. Игры с залом и командные эстафеты.

Практическая работа:  Коллективная творческая работа с реальной аудиторией.

Раздел 8  Культурно - досуговая деятельность

 Тема 1. Выбор мероприятия.

Практическая работа:         Составление плана работы   досуговой программы. Определение аудитории, формы, темы .

Тема 2. Сценарий.  

Практическая работа:  Разработка сценария, игр и творческих заданий, подбор номеров художественной самодеятельности.

Тема 3. Распределение ролей.

Практическая работа:   Распределение ролей.  Застольная репетиция.

Тема 4. Костюмы и реквизит

Практика. Разработка эскизов костюмов и реквизита для оформления праздника и их создание.

Тема 5 Подбор музыкального оформления.

Практика. Прослушивание музыкальных фрагментов.

Тема 6. Репетиция по музыкальной партитуре.

Практика. Ассоциативный подбор пластики.

Тема 7. Монтировочная репетиция.

Практика. Репетиция перестановок, размещение реквизита на площадке

Тема 8. Прогонная репетиция.

Практика. Прогон в выгородке, прогон в костюмах и в гриме.

Тема 9. Проведение мероприятия.

Практика.    Подготовка площадки, костюмированеие, грим. Показ спектакля.

Теория.  Анализ выступления

 

Учебно- тематический план 2 года обучения

Раздел

Количество часов

Теория

Прак-

тика

Всего

1

Вводное занятие.

    1

    1

2

2

Мастерство ведущего

6

14

20

3

Виды и художественно-творческие особенности культурно- досуговая деятельность

5

10

15

4

Культурно-досуговая деятельность

-

91

91

5

Участие в мероприятиях и конкурсах

16

16

ВСЕГО:

12

132

144

Содержание программы 2-го обучения

Раздел 1 Введение

Тема 1.Введение    

Теория.  Введение в образовательную программу второго года обучения. Ознакомление с содержанием образовательной программы .Анкетирование. Тестирование.

Раздел 2   Мастерство ведущего

Тема 2. 1. Речевой тренинг.

Практическая работа: Постановка дыхания . Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения. Развитие диапазона голоса. Распевка гласных. Упражнения для  тренировки нижней челюсти, губных мышц, мышц языка. Дыхание: вдох, выдох. Скороговорки.

Тема 2.2. Пластический тренинг.

 Практическая работа: Разминка.  Релаксация.

Тема 2.3. Словарь настроений.

Практическая работа:    Работа с текстом по выделению "ведущего настроения". Радостное, светлое. Печальное, сонное. Хвастливое, хвалебное, насмешливое. Сердитое, возмущенное, обиженное настроение. Таинственное, капризное, противоречивое настроение.

Тема 2.4. Сценическая культура.

Теория.  Имидж ведущего. Ведущий перед выходом на сцену. Выход на сцену. Настрой перед сценой. Текст ведущего. Культура поведения на сцене.( повторение)

 Практическая работа:    Упражнения-тренинги  (готовимся, выходим, говорим)».

Тема 2.5. Особенности чтения монологов и диалогов.

Теория. Монолог и диалог как основное средство раскрытия сценического образа(повторение)

Практическая работа:  Коллективная творческая работа с реальной аудиторией.( День матери)

Тема 2.6. Особенности ведения концертов, торжественных мероприятий. 

Теория.  Основные правила ведения торжественных мероприятий. Одежда, речь ведущего. Искусство конферансье ( повторение).

Практическая работа:  Коллективная творческая работа с реальной аудиторией.

Тема 2.7. Ведущий культурно - досуговых программ.

Теория.  Особенности при проведении досуговых мероприятий (повторение)

Практическая работа  Коллективная творческая работа с реальной аудиторией.

Раздел 3. Виды культурно-досуговой деятельности и  ее  художественно- творческие особенности.

Тема 3.1. Концерты. Виды концертов и творческие проблемы.

Теория:  Понятия «конферанс», «конферансье».  Театрализованные концерты.

Практика: КДД. Разработка и проведение театрализованного концерта на День  матери.

Тема 3.2. Театрализованные представления

Теория. Театрализовано – елочное представление для детей (повторение).

Практическая работа: КДД. Разработке и проведение Новогоднего  театрализованного представления.

Тема 3.3.  Конкурсно – игровые программы

Теория. Особенности и основные виды программ (повторение).

Практическая работа: КДД.  Проведение конкурсно-игровой программы  в качестве ведущих.  

Тема 3.4.  Дискотеки и другие музыкальные программы

Теория:     Музыкальные формы досуга. Оборудование зала для дискотек и музыкальных программ. Дискотека как массовая форма досуга.  Выбор темы дискотеки. Важность сценарной подготовки диско-вечер.

Практика:КДД. Разработке и реализация  диско-вечера.

Тема 3.5. Массовые празднества и зрелища.

Теория  Структура празднества. Празднества на открытом воздухе- специфика их организации. подготовки и проведения. Сценарный план массового праздника. Роль рекламы, оформления праздника.

Практика: КДД.  Составление сценария праздника детства.

Раздел 4.Культурно - досуговая деятельность

 Тема 4.1. Выбор мероприятия.

Практическая работа:         Составление плана работы   досуговой программы. Определение аудитории, формы, темы.

Тема 4.2. Сценарий.  

Практическая работа:  Разработка сценария, игр и творческих заданий, подбор номеров художественной самодеятельности.

Тема 4.3. Распределение ролей.

Практическая работа:   Распределение ролей.  Застольная репетиция.

Тема 4.4. Костюмы и реквизит

Практика. Разработка эскизов костюмов и реквизита для оформления праздника и их создание.

Тема 4.5. Подбор музыкального оформления.

Практика. Прослушивание музыкальных фрагментов.

Тема 4.6. Репетиция по музыкальной партитуре.

Практика. Ассоциативный подбор пластики.

Тема 4.7. Монтировочная репетиция.

Практика. Репетиция перестановок, размещение реквизита на площадке

Тема 4.8. Прогонная репетиция.

Практика. Прогон в выгородке, прогон в костюмах и в гриме.

Тема 4.9. Проведение мероприятия.

Практика.    Подготовка площадки, костюмированеие, грим. Показ спектакля.

Теория.  Анализ выступления.

Учебно- тематический план 3 года обучения

Раздел

Количество часов

Теория

Прак-

тика

Всего

1

Вводное занятие.

1

1

2

2

Мастерство ведущего

18

18

3

Разработке и реализация проектов

2

106

106

5

Участие в мероприятиях и конкурсах

16

16

ВСЕГО:

143

144

Содержание программы 3-го обучения

Раздел 1 Введение

Тема 1.1. Введение    

Теория.  Введение в образовательную программу третьего года обучения. Ознакомление с содержанием образовательной программы .Анкетирование. Тестирование.

Раздел 2   Мастерство ведущего

Тема 2. 1. Речевой тренинг.

Практическая работа: Постановка дыхания . Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения. Развитие диапазона голоса. Распевка гласных. Упражнения для  тренировки нижней челюсти, губных мышц, мышц языка. Скороговорки.

Тема 2.2. Средства выразительной речи

Практика. Выполнение тренировочных упражнений на интонирование на плавность и медленность, слитность речи. Тренировка логического ударения и силы звука на материале скороговорок.

Тема 2.4. Пластический тренинг.

 Практическая работа: Разминка.  Релаксация.

Раздел 3   Разработке и реализация проектов

Тема 3.1.  Виды проектов

Теория Проектная деятельность, виды творческих проектов досуговых программ. Выявление социального запроса. Знакомство с принципами и особенностями одного из видов проектных работ –  творческих проектов досуговых программ.

Тема 3.2.    Алгоритм

Практика: Составление алгоритма работы над творческим проектом досуговой программы. Определение аудитории, формы, темы разрабатываемых творческих проектов.

Тема 3.3.    Замысел, идея

Практика: Разработка замысла, идеи творческого проекта досуговых программ.

Тема 3. 4.     Составление сценария.

Практика: Разработка сценария, игр и творческих заданий, подбор номеров художественной самодеятельности.

Тема 3.5.    Костюмы и реквизит.

Практика:    Разработка эскизов костюмов и реквизита для оформления праздника и их создание.

Тема 3.6.    Музыкальное оформление

Практика:  Подбор музыкального оформления.

Тема 3.7.    Репетиции и показ.

Практика:  Организация репетиций. Реализация творческих проектов.

Тема 3.8.     Анализ

Практика:   Анализ всех этапов работы над проектом.

                               

      4.   Методическое обеспечение программы.  

         На занятия дети приходят в немаркой одежде или в спортивных костюмах, потому что многие задания приходится выполнять на полу.

            Основная работа по развитию речи (постановка дыхания, тренировка речевого аппарата, пословицы и скороговорки) ведется в первый год  обучения.

На втором и третьем году обучения  большое внимание уделяется выразительности речи, поиску красок для адекватного выражения творческих идей, задумок.

     Создание театральной постановки -замечательное дело, объединяющее детей и взрослых и позволяющее каждому человеку почувствовать себя личностью. Театральное искусство -не только актерская игра. На сцене и за сценой места хватит всем: кто умеет рисовать и шить -создает декорации и костюмы, кто разбирается в технике- обеспечивает звуковое и шумовое и световое оформление. Есть работа для гримера и парикмахеров, музыкантов и хореографов, осветителей и суфлеров.

            У ребят из школьного театра нет «узкой специальности: сегодня принц, завтра билетер. Каждый участник мероприятия  может показать себя с новой, неожиданной стороны. Задача педагога помочь человеку «раскрыться», проявить себя в новом качестве. Материал подбирается таким образом, чтобы каждый школьник сумел продемонстрировать свою индивидуальность.

       Многообразие форм  занятий (беседы, разнообразные игры, психодрамы, театр-экспромт, пантомимы, этюды, ситуации, творческие задания и упражнения, конкурсы, танцевальные и музыкальные элементы и т.п ) дает возможность развитию художественных способностей детей, активизирует их творческий потенциал, развивает эмоционально- чувственную сферу, позволяют подростку ощутить себя полноправным субъектом деятельности, проявлять самостоятельность, инициативу, творческую активность.

Использование здоровьесберегающих методов

и технологий в обучении.

Используемые методы и технологии

Перио-дичностьисполь-зования

Результаты использования

1.

Дифференцированный подход к воспитанникам.

Весь курс обучения

Раскрепощение ребенка, раскрытие его индивидуальности

2.

Ведение «Карты наблюдений за развитием ребенка».

Весь курс обучения

Выявление личностных особенностей ребенка. Контроль динамики развития воспитанника

3.

Тестирование и анкетирование воспитанников.

2 раза :  в начале  и конце учебного года

Выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Индивидуальный подход к воспитаннику

Работа с родителями

4.

Прохождение инструктажа по технике безопасности.

3 раза в год.

Избежание травм и несчастных случаев/

5.

Чередование статичных упражнений с подвижными

Каждое занятие.

Повышение работоспособности, настроения.

6.

Создание творческих групп.

По желанию детей

Повышение эмоциональной стабильности через развитие коммуникативных качеств, групповой солидарности, чувства ответственности.

7.

Упражнения по сценическому движению

10-15 минут на каждом занятии

Подготовка физического аппарата к условиям движения на сцене, и безопасное исполнение трюков.

8.

Упражнение по сценической пластике.

10-15 минут на каждом занятии.

Развитие гибкости тела, разогрев мышц, растяжки,  способности к образному мышлению. Тренировка умения расслабляться.

9.

Свободная пластика под музыку

4 занятия в четверть

Раскрепощение ребенка, развитие творческой фантазии.

10.

Подвижные игры с шуточным содержанием

15-20 минут занятия 1 раз в месяц.

Повышение эмоциональности урока

11.

Упражнения по развитию речи, дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика

5-7 минут на каждом занятии

Освоение  навыков развития объема дыхания, постановка голоса, снятия речевых зажимов, освобождение речевого аппарата от психо- физических  дефектов произношения.

12.

Игры и игровые тренинги  

 На каждом занятии

Развитие психофизических качеств, расслабление, разогрев. Проявление физических способностей: ловкости, силы, координации. Выявление симпатии и антипатии.

13.

Театр-экспромт

По темам

 Развитие воображения, фантазии, координации движения.

14.

Массовые сценки, этюды.

По темам

Раскрепощение, расслабление ребенка, развитие воображения, внимания

15.

Создание атмосферы успеха.

Весь курс обучения

Участие в школьных мероприятиях,  воспитание у ребенка чувства полноценности, уверенности в себе,

ощущения общности с коллективом.

19.

Взаимодействие с родителями воспитанника.

Весь курс обучения

Создание условий для развития и формирования здоровой, целостной личности, творческой индивидуальности.

20.

Участие в мероприятиях за здоровый образ жизни:  «Нет – наркотикам!», «Жизнь без СПИДа».

1 раз в году.

Негативное отношения к вредным привычкам. Пропаганда здорового образа жизни.

                            Условие выполнения программы:

Для реализации программы необходимо просторное помещение , не загроможденное мебелью, оформленной сценой  и  местом для хранения костюмов, реквизита и декораций.

Оборудование:

- место оборудованное под сцену

-стол учителя

- стулья по числу детей.

- фанерные кубы

- палас

- наутбук

-мультимедийный проектор

- музыкальный центр

- микрофоны

- световое оборудование ( прожектора, подсветки)

Для изготовления декораций, костюмов и реквизита  необходимы:

- бумага писчая

- бумага цветная

- ватман

- различные ткани, меха

- поролон

- фанера

- ножницы

- маркеры

- гуашь, краски

- клей

Список литературы, используемой в процессе обучения.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Конвенция о правах ребёнка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-ФЗ (в редакции от 21.12.2004) "Об основных гарантиях  прав ребёнка в Российской Федерации".
  5. Приказ Министерства образования  и науки от 26 июня 2012 года № 504 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003г. № 27 "О введении в действие сан - эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.1251 – 03".
  7. Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений".
  8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 № 593 "Об утверждении единого квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов и служащих раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
  9. Письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2206 т № 06 – 1844 / Примерные требования к программам дополнительного образования де

Список литературы:

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М  Театрализованные игры в школе, М.: Школьная Пресса, 2003 г( «Воспитание школьников. Библиотека журнала. Вып. 30)

Л.И Жук. Театр круглый год.ред.-сост. Л.И Жук.- Минска: Красико- Пинт. 2007.- 128с.-( Праздник в школе)

М. В. Кайгоровцева, Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт-сост. М.В Кайгородцева. Волгоград: Учитель.2009.-377с.

Золоторева А.В Дополнительное образование детей, Теория и методика социально- педагогической деятельности / худож. А.А Селиванов.- Ярославль: Академия развития; 2004.-304с.- ( Методика  воспитательной работы в школе).

Скурат Г.Г  Детский психологический театр; развивающая работа с детьми и подростками.- СПб.: Речь. 2007.-144с

Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. -СПб.: Речь, 2003.-168 с.

А.Н. Никульников  Школьная площадка. Организация досуга детей на каникулах ( Текст)/ авт.- сост. А.Н. Никульников.- 3-е изд.. стер.- Новосибирск: Сиб. унив.изд-во. 2008.- 192 с.- ( Сценарии игр и праздников)

Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы. пьесы для постановок: 5-11 классы- М.: ВАКО, 2006.-272 с.-( Мозаика детского отдыха).

Н. В. Рождественская Диагностика актерских способностей. СПб: Речь. 2005. 192 с.

Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста –м.6 Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2005 – 280 с. 6 ил.- (Театр и дети)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по педагогической практике по"практике наблюдений и пробных зантий" по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности для специальности 050704 Дошкольное образование.

Методические рекомендации представляют собой первый раздел методичекой разработки по педагогичекой практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разде...

Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»

Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ» ...

Дополнительная общеразвивающая программа театрализованной деятельности "Янтарик"

     Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности «Маленькие артисты»

Пояснительная запискаПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, ...

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «В гостях у сказки». Адаптированная для детей (от 1 года до 3 лет), воспитывающимся в ГКУ ЦССВ «Соколенок».

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребен...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности «Золотой ключик»

Образовательная программа дополнительного образования по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности «Золотой ключик»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"

Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...