Программа по выявлению и развитию способностей учащихся 5-6 лет к интеллектуальной деятельности
материал

Срок реализации: 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vyyav_i_razv_sposobnostey.doc731.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа  по выявлению и развитию способностей учащихся 5-6 лет к интеллектуальной деятельности реализуется в МБУ ДО «Дом детского творчества»  в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я познаю мир», являясь её составной частью.

Развитие  интеллектуальных способностей детей дошкольного  возраста является актуальной проблемой современного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, быстро адаптирующихся к изменяющимся условиям.

В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков, способностей к какой-либо деятельности. По мнению В. Серебрякова, «Задатки — это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться».

В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка. Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка 5-6 лет бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 - 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте,  однако темп развития у каждого ребенка свой.

Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия  интеллектуальных способностей и их развития. Именно для этих целей была разработана данная программа. Актуальность программы состоит в том, что она способствует раскрытию и развитию интеллектуальных способностей детей.

Теоретическая новизна программы заключается в следующем:

-   Выявление и развитие интеллектуальных способностей каждого ребенка;

- Формирование  творчески мыслящей, социально активной личности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.

Отличительная особенность  программы состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью (создание условий для развития интеллектуальных способностей личности  дошкольников), и средством (тесты, задания, игры как средство для развития интеллектуальных способностей) обучения.  Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения  интеграция способствует приобретению новых знаний по предметам раннее развитие детей и история православной культуры.

Цель программы:

Выявление и развитие способностей учащихся к интеллектуальной деятельности для повышения  интереса к процессу обучения, ориентированного на интеллектуальную деятельность в будущем.

Задачи:

1. Выявить способности учащихся к интеллектуальной деятельности с помощью стартовых диагностик:

  • диагностика выявления уровня внимания «Проставь значки»;
  • диагностика выявления уровня памяти;
  • диагностика развития элементов логического мышления;
  • диагностика для определения уровня развития мелкой моторики.

2.  Развить способности учащихся к интеллектуальной деятельности с помощью различных заданий, игр, стихотворений, пальчиковой гимнастики.

3. Провести итоговые диагностики для выявления развития  способностей учащихся к интеллектуальной деятельности.

4. Проанализировать полученную информацию.

5. Сформулировать выводы для дальнейшего повышения эффективности процесса по выявлению и развитию способностей учащихся к интеллектуальной деятельности.

Педагогические принципы реализации программы.

При реализации программы учитываются следующие принципы:

  • связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности;
  • принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи;
  • принцип последовательности и систематичности – направлен на развитие компетентности детей в данном виде деятельности;
  • принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен;
  • принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, их иллюстраций, использованием наглядного материала.

Возрастные особенности детей 5-6 лет:

- высокий уровень активности;

- процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;

- эмоциональная непосредственность;

- высокая потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях;

- высокая чувствительность к критике со стороны взрослых;

- сознание различий пола;

- желание проигрывать позитивные социальные роли;

- желание быть полезным;

- становление чувства ответственности;

- стремление научиться общаться с людьми вне семьи.

Пятилетний возраст является этапным  в том отношении, что у детей появляется произвольность как новое особое качество основных психических процессов - внимания, памяти. Теперь ребенок уже может принять и попытаться выполнить задачу, запомнить, сосредоточиться. Его целесообразно начинать приобщать к занятиям, требующим произвольного движения, внимания, памяти. Можно осваивать игры с правилами. Эти игры имеют большое значение для преодоления инфантильности и эгоцентризма. Старший дошкольный возраст - период многоаспектной социализации ребенка. Воспитание патриотических чувств и убеждений - важная цель работы с детьми данного возраста. В старшем дошкольном возрасте необходимо приложить значительные усилия к формированию у детей умения общаться и сотрудничать со сверстниками.

В конце учебного года у учащихся  будут развиты следующие способности:

Речь и мышление.

  • Составлять описательный рассказ по картинке.
  • Понимать и использовать обобщающие слова, обозначающие группы предметов.
  • Отвечать на простейшие вопросы.
  • Определять последовательность событий.
  • Запоминать и удерживать в памяти действие на определенном промежутке времени.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить и объяснять на картинке несоответствия.

Память.

  • Уметь запоминать  несколько  разных картинок или предметов.
  • Запоминать считалочки, потешки, стихи, загадки.
  • Рассказывать по памяти  содержание картинок.
  • Учить и рассказывать стихи по методике «Расскажи стихи руками».

Внимание. 

  • Находить среди предложенных предметов лишний.
  • Находить признаки сходства и отличия предметов.

Графические навыки, развитие мелкой  моторики.

  • Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
  • Копировать узор или движение.
  • Уметь запоминать и воспроизводить пальчиковую гимнастику.

Календарно-тематический план

Месяц

Раздел

Тема

Формы и методы проведения занятий

Сентябрь

организа

ционный

этап

Развитие речи и мышления

Знакомство с группой, правила

поведения на занятиях.

Форма занятия -  фронтальная, индивидуальная.

Тестирование.

Наблюдение. Рассматривание картин,

 игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

игры, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Тесты на выявление общих знаний.

Тест по развитию речи.

Прослушивание скороговорок, считалок, стихов.

Диагностика развития элементов логического мышления                                          

Предложения с предлогами

 «по», «над», «в». Нахождение закономерностей в расположении картинок. Расскажи стихи руками. Скороговорки, заклички.

Классификация предметов.

Развитие памяти и внимания

Диагностика выявления уровня внимания.

Диагностика выявления уровня памяти.

Сравнение рисунков и нахождение отличий. Сравнение количества предметов в группах. Загадки.

Развитие зрительной памяти: запомни содержание сюжетной картинки.

Графические навыки, развитие моторики

Диагностика для  определения уровня развития мелкой моторики.

Обучение проводить линию,

не отрывая карандаш от бумаги. Пальчиковые игры. Изготовление поделок из природного материала.

Октябрь

основной

этап

Развитие речи и мышления

Пересказ небольшого текста: «Послушай рассказ и попробуй его повторить». Расскажи стихи руками. Обогащение словарного запаса.

Форма занятия -  фронтальная.

Наблюдение, рассматривание картин,

 игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Правильное употребление в речи предлогов: « в », « перед », « около ».

Развитие памяти и внимания

Найди различия в картинках.

Нахождение одинаковых предметов.

Графические навыки, развитие моторики

Проведение замкнутых округлых линий точно по контуру.

Пальчиковые игры. Изготовление поделок из природного материала.

Ноябрь

основной

этап

Развитие речи и мышления

Составление предложений по картинке. Выстраивание последовательности картинок и составление рассказа по ней. Описание предмета. Определение предмета по его описанию. Заучивание скороговорок, небольших стихотворений. Обогащение словарного запаса.
Расскажи стихи руками.

Обучение находить и объяснять на картинке несоответствия, парные предметы.

Развитие памяти и внимания

Учиться классифицировать предметы.

Нахождение у предметов общих признаков. Игры и игровые задания на развитие внимания и памяти.

Графические навыки, развитие моторики

Обучение проводить прямые линии в разных направлениях.

Пальчиковая гимнастика. Изготовление поделок из природного материала

Декабрь

основной

этап

Развитие речи и мышления

Расширение словарного запаса.

Умение правильно строить предложения. Расскажи стихи руками. Скороговорки, заклички.

Тест по развитию речи.

Диагностика выявления ЗУН учащихся по рассказыванию стихов по методике «расскажи стихи руками».

Наблюдение, тестирование, рассматривание картин,

 игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Форма занятия -  фронтальная, индивидуальная.

Нахождение предмета

по заданным признакам.

Диагностика развития элементов логического мышления                                          

Развитие памяти и внимания

Развитие зрительной памяти:

«Запомни нарисованные предметы». Нахождение на рисунке

 нужных предметов.

Диагностика выявления уровня внимания.

Диагностика выявления уровня памяти.

Графические навыки, развитие моторики

Умение проводить дугообразные линии.

Пальчиковые игры. Изготовление поделок из природного материала. Диагностика для  определения уровня развития мелкой моторики.

Январь

основной

этап

Развитие речи и мышления

Умение узнать сказочного персонажа, составить о каждом из них небольшой рассказ. Расскажи стихи руками. Скороговорки, заклички. Обогащение словарного запаса.

Форма занятия -  фронтальная.

Наблюдение, рассматривание картин,

 игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

 игры, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Правильное употребление в речи предлогов: « над », « под ».

Развитие памяти и внимания

Нахождение одинаковых предметов.

Учиться запоминать предметы парами. Стихотворения, загадки. Умение выполнять задания по речевой инструкции.

Графические навыки, развитие моторики

Учиться аккуратно обводить рисунок.

Пальчиковая гимнастика. Изготовление поделок из природного материала.

Февраль

основной

этап

Развитие речи и мышления

 Учимся называть части

и действия предметов. Расскажи стихи руками. Скороговорки, заклички. Обогащение словарного запаса.

Форма занятия -  фронтальная.

Наблюдение, рассматривание картин,

 игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Загадки о предметах окружающего мира.

Умение определять последовательность событий.

Развитие памяти и внимания

Учиться находить части одного предмета.

Учиться запоминать сюжетные картинки.

Графические навыки, развитие моторики

Дорисуй картинку по образцу.

Пальчиковые игры. Изготовление поделок из природного материала. Умение выполнять задания по речевой инструкции.

Март

основной

этап

Развитие речи и мышления

Запоминание потешек, скороговорок, закличек и рассказ

их с выражением. Обогащение словарного запаса. Расскажи стихи руками.

Форма занятия -  фронтальная.

Наблюдение, рассматривание картин,

 игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Учиться логически рассуждать и аргументировать свой ответ.

Развитие памяти и внимания

Классификация предметов.

Умение соотносить предметы по цвету, форме и размеру, подбирать детали подходящие друг другу.

Запомнить количество предметов.

Графические навыки, развитие моторики

Проведение сложных линий точно по контуру.

Пальчиковые игры. Изготовление поделок из природного материала

Апрель

 основной

этап

Развитие речи и мышления

Умение правильно называть действия людей разных профессий, составлять

небольшой рассказ. Расскажи стихи руками. Скороговорки, заклички. Обогащение словарного запаса.

Форма занятия -  фронтальная.

Наблюдение, рассматривание картин,

 игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

игры, беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Учиться анализировать и объяснять свой выбор; различать и правильно называть какие-либо предметы, выделять на картинке их характерные признаки.

Развитие памяти и внимания

Запомнить количество предметов

 в группах. Найди лишнее.

Учимся находить одинаковые предметы.

Умение соотносить предметы по цвету, форме и размеру, подбирать детали подходящие друг другу.

Графические навыки, развитие моторики

Умение проводить ритмичные дугообразные линии.

Пальчиковые игры. Изготовление поделок из природного материала.

Май

заключи

тельный

этап

Развитие речи и мышления

 Расскажи стихи руками. Скороговорки, заклички. Составление предложений по картинке. Выстраивание последовательности картинок и составление рассказа по ней. Описание предмета. Определение предмета по его описанию. Обогащение словарного запаса.

  Диагностика выявления ЗУН учащихся по рассказыванию стихов по методике «расскажи стихи руками». Тест по развитию речи.

Форма занятия -  групповая, фронтальная, индивидуальная.

Тестирование.

Наблюдение, рассматривание картин,

 игровой метод, упражнения, беседа,

чтение детской литературы,

 беседа,

рассказ педагога,

рассказ детей.

Учиться логически  рассуждать,

 объяснять свой выбор. Умение ребенка строить простейшие умозаключения, находить недостающие части целого, находить предметы, объединенные каким-либо общим признаком (обобщение и классификация).   Диагностика развития элементов логического мышления.                                          

Развитие памяти и внимания

Умение  детей запоминать несколько картинок; рассказывать наизусть стихотворения по методике «Расскажи стихи руками»; сравнивать два изображения по памяти; определять последовательность событий.

Учить выполнять задание не отвлекаясь, находить отличия между предметами; выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; находить пары одинаковых предметов; копировать узор или движение.

Диагностика выявления уровня внимания.

Диагностика выявления уровня памяти.

Графические навыки, развитие моторики

Пальчиковые игры. Изготовление поделок из природного материала. Умение копировать узор или движение. Умение аккуратно раскрашивать сложные рисунки.  

Диагностика для  определения уровня развития мелкой моторики.

Методическое обеспечение программы

Выявление таких интеллектуальных способностей как память, внимание, логическое мышление осуществляется с помощью методик № 1, 2, 3. (приложение 1, 2, 3).  Их развитие происходит с помощью игр (приложение 4), заданий, тестов. Результативность деятельности по развитию способностей происходит во время промежуточной и итоговой аттестации.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. Большее количество времени занимает практическая часть.

На занятиях используется индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Основные формы и методы работы с детьми

Наглядные методы обучения: это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.

  • наблюдение;
  • рассматривание картин и демонстрация видео фильмов;
  •  разнообразные упражнения.

Практические методы:

К группе практических методов обучения  относятся:

  • упражнения;
  •  игровой метод;

Словесные методы:

  • Рассказ  педагога

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.  

  • Рассказы детей

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

  • Беседы

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.  

Оценка результатов работы учащихся проводится в виде бесед, наблюдения за учащимися, а так же различных тестов и диагностик, которые находятся в приложении.


Литература:

  1. Богоявленская  Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский / под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1998.
  2. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России – М., 2007 г.
  3. Буйлова  Л.Н. Как разработать авторскую программу, 2001г – М, 2001 г.
  4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
  5. Гин С.И. «Мир фантазии». Методическое пособие для учителей начальных классов. М., 2002г.
  6. Гин С.И. «Мир человека». Методическое пособие для учителей начальных классов. М., 2003г.
  7. Гризик Т.И. Познаю мир. – М., Просвещение. 2000.
  8. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 6-8 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М., Просвещение, 2014.
  9. Земцова О.Н.,  «Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет». – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2016
  10. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
  11. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб., 2002.
  12. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/18/ispolzovanie-tekhnologiy-intellektualnogo-razvitiya-doshkolnikov
  13. http:/infourok.ru/diagnostika-i-razvitie-pamyati-408161.html
  14. http://avemir.com.ua/HTMLs/mir_diagnostica_attention.html

Приложение 1

Диагностика выявления уровня внимания «Проставь значки»

(Р.С. Немов).

Цель: выявить уровень внимания ребёнка.

Инструкция к тесту:   Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.

Средства выполнения задания: вербальная инструкция, рисунок, карандаш.

Критерии оценки.

1.  Количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут.

3 балла – 40-30 фигур.

2 балла – 11-29 фигур.

1 балл – до 10 фигур.

2. Количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.

3 балла – до 2 ошибок.

2 балла – от 3 до 10 ошибок.

1 балл – более 10 ошибок.

3. Показатель переключения и распределения внимания.

3 балла – показатель S от 0,75 и выше.

2 балла –  от 0,50 до 0,75

1 балл – от 00,00 до 0,50

Общий показатель переключения и распределения  внимания определяется по формуле: S = (0,5 x N – 2,8 x n) : 120

 S — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Очень высокий - показатель S больше чем 1,00.

Высокий - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

Средний - показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

Низкий  - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

Очень низкий - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Уровни развития.

Высокий уровень – 9-8 баллов.                                              Средний уровень – 4-7 баллов.

 Низкий уровень –  3 балла.

        

        Приложение 2

                                   Диагностика выявления уровня памяти

(разработана на основе теста на узнавание Когана) 

https://infourok.ru/diagnostika-i-razvitie-pamyati-408161.html

Цель: выявить уровень памяти ребёнка.

Инструкция к тесту:   Ребенку предлагается внимательно посмотреть на маленькую таблицу и запомнить все фигурки, которые на ней нарисованы. А затем на большой таблице зачеркнуть карандашом те фигуры, которые он видел на маленькой таблице.

Средства выполнения задания, материалвербальная инструкция, таблицы, карандаш. Когда ребенок смотрит на маленькую табличку, большую закрыть листом бумаги. Время экспозиции маленькой таблицы  от 30 секунд до 1,5 минуты.

hello_html_6defe1df.pnghello_html_7fdb9df6.png

Критерии оценки.

1.  Количество времени, потраченное на запоминание информации.

3 балла - до 35 секунд.

2 балла – 35 сек - 1минута.

1 балл - более минуты.

2. Количество времени, потраченное на опознание воспринимаемого объекта.

3 балла – до 1 минуты.

2 балла – от 1 до 2 минут.

1 балл – более 2 минут.

3.  Правильность сохранения и воспроизведения информации.

3 балла – если ребенку удалось узнать 8-9 фигур.

2 балла – от 4 до 7 фигур.

1 балл – если меньше 4 фигур.

Уровни развития.

Высокий уровень – 9-8 баллов.

Средний уровень – 5-7 баллов.

Низкий уровень –  3-4 балла.

Приложение 3

Тест на воображение для дошкольников

 «Я его слепила из того, что было».

Цельопределение уровня развития воображения учащихся.

Инструкция к тесту:  ребёнку предлагается за несколько минут смастерить какую-либо поделку. Придумать ей название.

Средства выполнения задания, материал: вербальная инструкция. Пластилин, различный природный материал (семена, орехи, крупы).

Критерии оценки.

  1. Время, потраченное на изготовление поделки.

3 балла - до 3 минут.

     2 балла – 3-5 минут.

               1 балл - более 5 минут.

  1. Оригинальность выполнения поделки.

3 балла - придуманная вещь весьма оригинальна.

     2 балла – что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся    богатством фантазии.

1 балл – что-то очень простое.

  1. Детальная проработка поделки.

     3 балла - придуманная вещь детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

     2 балла – имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

1 балл – не имеется детальной проработки.

Уровни развития.

Высокий уровень – 9-8 баллов.

Средний уровень – 5-7 баллов.

Низкий уровень –  4-3  балла.


Приложение 4

Игры на развитие памяти и внимания.

 «Платочек».

 Положите на стол несколько мелких игрушек, покажите их ребенку (примерно на 15 секунд) и накройте их платочком; затем предложите вспомнить, что там лежит. Можно потихоньку заменить одни игрушки другими и спрашивать: «А что появилось нового? Что изменилось?»

 «Пары картинок»  (по темам занятия).

Подберите 7-8 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса, а изображение чайника — рядом с изображением чашки. Возможны любые взаимосвязи предметов.

Задание ребенку: Внимательно рассмотри все рисунки и постарайся запомнить как можно больше картинок из правого ряда.

Через 1-2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд.

Задание ребенку: Посмотри на картинки еще раз. Вспомни и назови те, которые убрали.

 «Пары слов» (по темам занятия).

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом.

Например: кошка — молоко, девочка — бантик, мальчик — машина. Просите ребенка запомнить вторые слова  из каждой пары. Затем называете любое первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Постепенно усложнять задание, увеличивая количество пар слов и подбирая пары слова с отдельными смысловыми связями.

«10 слов» (по темам занятия).

Ребенку зачитывают слова. Например: роза, гриб, кот, лес, зонт, кино,  пила. После этого просят малыша повторить (воспроизвести) эти слова. Затем повторяют весь список и еще раз отмечают слова, которые малышу удалось запомнить.  

«Цепочка слов» (по темам занятия).

Назовите ребенку один раз тройки слов, которые он должен запомнить. Например: круг, треугольник, квадрат; мак, ромашка, роза; пятый, шестой, седьмой. Затем называйте только первое слово в каждой тройке, а второе и третье вспоминает и называет ребенок.

«Слушай и исполняй» (по темам занятия).

Вы называете и показываете 1-3 раза несколько движений. Ребенок должен повторить их в той же последовательности.

«Отгадай, чей голосок»  Игра развивает слуховую память.

Правила игры: играющие, взявшись за руки, образуют круг. В центре с завязанными глазами стоит водящий. По сигналу ведущего (взрослого) дети начинают двигаться по кругу, напевая: «Вот построили мы круг, Повернемся разом вдруг.

(поворачиваются и двигаются в обратную сторону), А как скажем: «Скок, скок, скок» — Отгадай, чей голосок». Слова «Скок, скок, скок» говорит только один игрок, которого можно обговорить заранее или на которого, укажет ведущий. После этого водящий открывает глаза и старается отгадать, кто произнес слова «Скок, скок, скок». Если он правильно угадывает, то тот, чей голос отгадан, заменяет водящего, и игра повторяется. Говорящему слова «Скок, скок, скок» изменять голос.

«Запомни свое место»  Игра направлена на развитие пространственной памяти. Правила игры: играющие располагаются в различных местах. Например, на стуле, около двери (окна), в углу, в центре комнаты и т. д. Каждый игрок стремится запомнить «свое место». Затем собираются около водящего и ждут команды «Место!». Как только прозвучит команда, игроки разбегаются по своим местам.  Во время игры включать какую-нибудь ритмичную музыку. Дети под музыку двигаются, но как только наступит тишина, разбегаются по своим местам.

 «Барабан» Игра направлена на развитие моторно-слуховой памяти.

Правила игры: водящий, сидя за столом, простукивает концом карандаша определенный ритм. Один из игроков должен повторить его. Затем игрок, который правильно повторил ритм, придумывает новую ритмичную фразу.  Ритмичная фраза должна быть короткой и четкой.

 «Найди карточку» Игра развивает точность восприятия и степень внимательности.

Правила игры: для игры понадобиться  наборы карточек, на которых нарисованы картинки по теме занятия. Один набор карточек раскладывается перед каждым ребенком, второй у педагога. Ведущий поочередно показывает детям одну из своих карточек и предлагает найти такую же среди  карточек у детей.

 «Не пропусти профессии», «Не пропусти птиц» и т. д. по теме занятия. Игра развивает способность к переключению внимания.

Правила игры: играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например: пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан...

Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным. Продолжительность игры 1-2 минуты (около 50 слов).

«Будь внимателен!» Игра развивает умение стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Правила игры: играющие спокойно стоят. Ведущий подает команду, играющие показывают соответствующие движения. Например, ведущий говорит: «Лошадка», играющие показывают движение: ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом, и произносят «иго-го-го».

«Хорошо – плохо» ( «Летает — не летает», «Живое — неживое», «Зима — лето», «Фрукты — овощи») и другие по теме занятия. Самая характерная игра для развития произвольного внимания.

Правила игры: ведущий называет различные слова. Если предмет съедобный, ребенок хлопает в ладоши, если нет — молчит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения естественнонаучной направленности

Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков,...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Выявление иразвитие способностей у физически-одаренных детей одно из важнейших направлений учителя...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестировани...

Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках информатики и внеурочной деятельности

Программа по выявлению  и развитию способностей у обучающихся предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и лич...

Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения "Эколята"

Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских на...

Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии

программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей учащихся .

Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.Способно...