Учебно-опытный участок станции юннатов – база для учебно-исследовательской деятельности школьников
статья на тему

Василова Любовь Алексеевна

В данном тезисе даны напрналения учебно-исследовательской деятельности при помощи учебно-опытного участка учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_po_issledov._rabote.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-опытный участок станции юннатов – база для учебно-исследовательской деятельности школьников

Василова Л.А., педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Городская станция юных натуралистов», г. Нижний Тагил

С началом XXI века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой. Они необходимы каждому культурному человеку в целях раскрытия его креативности, творческих возможностей и интеллектуального потенциала.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.

Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний.

Кроме познавательного, развивающего значения исследовательская деятельность имеет немаловажное значение для социализации личности учащегося, формирования успешности, подготовке к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению.

Учебно-опытный участок станции юннатов в первую очередь является центром экологического образования и воспитания учащихся. Его осуществление должно быть направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе.

При организации опытнической работы на учебно-опытном участке наиболее важными являются две задачи: привить любовь к земле и уважение к труду на земле. Развитие сельско-хозяйственного  опытничества  помогает комплексному подходу к воспитанию школьников на основе единства трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания.

Учебно-опытный участок – это «зелёная лаборатория» под открытым небом. На нём проводится практическая деятельность, связанная с экспериментальными исследованиями по выращиванию культурных растений, фенологическими наблюдениями, природоохранной деятельностью. Важнейшей особенностью работы с юными натуралистами является опора на самостоятельность, активность, инициативу учащихся. При этом чрезвычайно важно, чтобы характер опытнической деятельности соответствовал возрастным особенностям.

Опытническую работу школьников можно считать одной из форм соединения обучения с производительным трудом, эффективного средства усвоения учащимися основных понятий курса обучения на теоретическом и практическом уровнях. Опытничество – целенаправленный поиск ответа на поставленный экспериментальный вопрос, в ходе которого приходится решать многие задачи, различные по своей сложности, длительности и значимости. Для проведения собственного исследования возникает потребность в поиске новых источников информации.

Исследовательский метод познания особенно уместен при выполнении лабораторно-практических работ, при изучении новых приёмов агротехники, вопросов экономики и организации сельского хозяйства. В этой работе нет перерыва – она продолжается весь год.  Юные исследователи природы весной закладывают опыты на учебно-опытном участке, летом ухаживают за посевами и посадками, проводят всевозможные наблюдения и опыты, осенью убирают и учитывают урожай.  В кабинете или в лаборатории юные опытники проводят анализы на качество семян, определяют почвенный состав, подводят итоги работы. В зимнее время организуют подготовку к предстоящей работе: изучают методику полевого эксперимента, составляют планы, разрабатывают тематику опытов и их схемы.

Опытно-практическую работу на учебно-опытном участке следует рассматривать как первое звено в трудовом воспитании школьников в подготовке их к сознательному выбору профессии.  Она служит своеобразным индикатором результата трудового обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность школьников

Методические материалы по теме "Управление созданием системы для реализации творческого потенциала учащихся ГООУ «Созвездие» через учебно - исследовательскую деятельность"...

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Экологическое образование школьников – одна из сложных областей. Знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук – биологии, географии, химии, физики и т.д. Интеграция экологическо...

Проект программы «Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности школьников»

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мы...

Организация учебно-исследовательской деятельности школьников

Цель мастер-класса:          расширение профессиональной компетентности учителей; стимулирование     интереса  к  овладе...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций.Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из ...

УЧЕБНО –ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ школьников

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением...

Проект:" Использование элементов ландшафтного дизайна в оформлении учебно-опытного участка станции юннатов"

Использование элементов ландшафтного дизайнав оформлении учебно-опытного участка станции юннатовЦель проекта: создание проекта оформления цветочно-декоративного отдела учебно-опытного участка с учетом...