Открытый урок на тему: "Подготовка к концертному выступлению с учащейся 1 класса фортепианного отделения"
учебно-методический материал по теме

Евтеева Анфиса Владимировна

Работа над произведением в целом,развитие элементов художественного мастерства в процессе работы над музыкальным произведением, охват целостности формы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КЕРЧЕНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС-ИНТЕРНАТ-ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ»

Открытый урок на тему:

«Подготовка к концертному выступлению   с учащейся 1 класса»

Педагог Евтеева Анфиса Владимировна

2018 год


Вступительная часть

       Важно отметить, что отличает такой урок от обычного открытого урока на тему, который включает в себя какой-нибудь один из  видов работы, будь-то техника, полифония, крупная форма и т. д. Подготовка к концертному выступлению - это последний этап работы  и он предполагает исполнение  всей программы. Произведений, абсолютно отличающихся по стилю, форме, драматургии и тембру. И  поэтому для ученика очень важно охватить произведение в целом, исполнить его от начала до конца с соблюдением нужного темпа, динамики и характера. Исполнительство – это сложный, тонкий процесс, и концертная деятельность неотъемлемая часть обучения ребёнка в музыкальной школе. Именно публичные выступления являются важным элементом учебного процесса – уже во время обучения необходимо предоставлять ученикам возможность самореализации в исполнительской деятельности и способствовать формированию у них определённого опыта, накоплению знаний и умений. Выступление – результат напряженного творческого труда и является ответственным актом, стимулирующий дальнейший творческий рост учащегося.

 Наша задача заключается в том, чтобы глубоко проникнуть в содержание произведения воссоздать его возможно более правдиво. Правдивое воссоздание художественного образа предполагает не только верность авторскому тексту, но и эмоциональную насыщенность произведения. Игра безжизненная, не согретая теплом настоящего чувства, не увлекает слушателя. Необходимо, чтобы исполнитель не только тщательно изучил произведение, но и внутренне пережил его, глубоко сроднился с ним и почувствовал его красоту. Важнейшая черта исполнителя – выявление самых существенных черт художественного образа. Игра ученика, также как и музыканта – профессионала, должна быть содержательной, логичной, стильной. Разгадка неувядаемости творчества больших артистов в значительной мере кроется именно в том, что они с течением времени всё больше углубляются в образ, этим поддерживается их интерес к сочинению, сохраняется свежесть отношения к нему. Необходимость неустанного вникания в содержание произведения на протяжении всей работы над ним важно воспитывать и в учениках, и как можно раньше. Начиная работать над произведением, многие педагоги делают так : разбирать по кусочкам, каждой рукой отдельно, не заботясь о том, чтобы ученик составил себе вначале хотя бы приблизительное представление о характере музыки. Это – неправильный метод. Задача последней стадии работы над произведением – проникновение в его содержание, что предполагает вникание в особенности его мелодии, полифонии, ладового и гармонического строения, формы, фактуры и других средств выразительности. Музыка – искусство, развивающееся во времени, поэтому вопросы развития приобретают в ней особое значение. К сожалению, учащиеся часто этого не осознают. Параллельно с проникновением в содержание пьесы и созданием на этой основе исполнительского замысла, идёт процесс его реализации. Воплощение художественного образа протекает в неразрывной связи с поиском необходимого для него звучания. Подлинная красота звучания – всегда красота содержательная, выражающая сущность образа.

Цель урока: охват целостности формы, работа над драматургией. Сформировать комплекс знаний и умений для выступления на сцене.                                                  

Задачи  урока:

Обучающие : приобретение и накопление опыта в работе над произведением.       Развивающие: развить уровень мастерства игры на сцене.            

Воспитательные : воспитать ответственное отношение к подготовке, умение добиваться качественного исполнения.                  

Тип  урока : закрепление полученных навыков.                                                      

Форма урока : индивидуальная.                                                                                    

Метод обучения : словестные, практические, наглядные.                                                          

Оборудование : фортепиано  для учащейся и преподавателя, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь.                                                                                

Критерии оценки результативности работы ученика :                                               

  • Высокий – творческая инициатива, проявление интереса, быстрое осмысление задания, желание выполнить, добиться нужного результата, самоотдача.                                                                
  • Средний – проявление интереса, но не всегда  получается достигнуть поставленной цели, требуется помощь преподавателя, дополнительное объяснение.                                      
  • Низкий – безразличен к музыкальной деятельности, не проявляет интереса.                                                          

План  урока :                                                                       

  1. Организационный момент.                                            
  2. Актуализация опорных знаний.                                    
  3. Применение знаний и умений.                
  4. Обобщение занятия, подведение итогов.                                                    

Организационный момент:                                

  • Приветствие;        
  • Оглашение темы урока;                

Ход  урока:                        

Сейчас мы находимся на начальной стадии последнего этапа работы над программой. Наша задача - определится с формой каждого произведения, его драматургией, образностью и характером  каждой темы.        

Сегодня ученица исполнит М. Клементи Сонатина соч. 36 № 3 до мажор,  

Ю. Щуровский « Памяти Чайковского», А. Холминов «Котёнок – шалун».          

Все произведения абсолютно разные по характеру и жанру, поэтому очень важно каждый раз уметь  настроиться на следующую пьесу.    

      М. Клементи Сонатина №3 до мажор.  Сразу акцентируем внимание на самом важном моменте, при исполнении крупной формы – это единство темпа, динамическое разнообразие и кульминация. Без этого произведение может рассыпаться на отдельные построения. Основным средством сохранения  единства темпа служит ясное ощущение счётной единицы. Важно ощущать её до начала игры, иначе можно взять не тот темп. Для  сравнения дать пример  с биением человеческого сердца, дирижёром. Определяем характер главной партии – энергичная, настойчивая, стремительная. И побочной – танцевальная, изящная, грациозная.  

Показ ученицей сонатины в первичном  варианте. Исполнение было недостаточно уверенным и ярким. Обращаем внимание на те эпизоды, где ученица чувствует себя неуверенно, это окончание частей, фраз. В целях  повышения выразительности  исполнения, предложила выполнить более рельефно стоящие в нотах динамические обозначения. Ученица начинает «делать» оттенки, и от этого исполнение выигрывает и становится более ярким. Трудности и ошибки – сглаживание контрастов, не всегда слушает динамический баланс  мелодии и аккомпанемента. Для избежания подобных явлений важно раскрыть смысл динамического указания, исходя из содержания музыки.  Полезно разбить работу на несколько участков. При любых динамических изменениях – внимание к тембру звучности. Различная окраска связана с регистром. Например, при перемещении  партии в иной регистр, нужно ощущать и тембровые изменения звучности.                                

Ю. Щуровский «Памяти Чайковского» - пьеса советского, украинского композитора, музыка которого всегда отличалась красотой мелодизма,  эмоциональностью и ясностью формы, за что её очень любят исполнять дети. Уже в программности заложен характер данного произведения, поэтому сначала анализируем с ученицей образы, впечатления, которые она представляет, исполняя его. Это светлая печаль, грусть, сожаление о прошлом. Так как пьеса полифоническая, важно обратить внимание на  гармоническое развитие музыки, так как именно гармония придаёт ей краски. Ученик обязан помнить о связи качества звука, фразировки, формы и ритма, что  в конечном счёте поможет в работе над раскрытием содержания произведения. Затем предлагаю исполнить его.                                                                                

Исполнение было достаточно выразительным, осознанным.  Но  кульминация средней части прозвучала не достаточно ярко, не хватило глубины звука. Здесь понятие фраз уместно связать с дыханием, проводим аналогию со словесной речью. В данном случае вопрос – ответ, динамически более взволнованно. Ученица исполняет уже более воодушевлённо.                    

   А. Холминов «Котенок – шалун». Пьеса советского композитора, необычна своим ладо-тональным и гармоническим звучанием. Это подготавливает слух  ребёнка к восприятию современной музыки. Ученице она очень нравится образом весёлого, игривого котёнка. И к ней она подготовила собственный рисунок, как она представляет себе этот образ. Обсуждаем характер произведения, чем оно отличается от предыдущего, какое настроение передает. Отмечаем важность ритмической пульсации, сильной доли и кульминации в конце каждой части, каким штрихом исполняется. Слушаем пьесу в исполнении ученицы.                                                                

Произведение прозвучало достаточно уверенно, передала характер и настроение. Слышит ритмическую пульсацию, хорошая координация. Но можно еще ярче и смелей сделать кульминации и острее штрих staccato.          

Обобщение урока и подведение итогов, запись домашнего задания:              

Ученица перед показом пьес хорошо настроила себя ,сконцентрировалась, постаралась сыграть пьесы выразительно ,ярко с минимальными потерями.

По критериям оценки результативности работы относится к высокому уровню – интерес проявляет активно, с желанием выполнить поставленные задачи. После показа и дополнительного объяснения достигает поставленной цели.                                                                                  

Следует обратить внимание на такие ошибки:                                            

  1. В сонатине проработать сложные места, в пассажах слушать конец фраз, проучить их в подвижном темпе.
  2. Во втором произведении поработать над фразировкой и педалью.      
  3. В последней пьесе – острее штрих и ярче кульминации.

Для качественного исполнения всей программы очень важен эмоциональный настрой перед выступлением. В данный период ученице важно научится вырабатывать чувство уверенности перед выступлением, способность максимально концентрировать внимание, эмоции и волю.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока на тему « Подготовка к ГИА Бессоюзное сложное предложение».

Тема: «Подготовка к ГИА: Бессоюзное сложное предложение»Цели урока. 1. Обобщить и систематизировать знания по следующим темам:бессоюзное сложное предложение;пунктуация в бессоюзном сложном предл...

Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Открытый урок по теме:«Подготовка к написанию сочинения  по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»...

открытый урок на тему «Подготовка текстовых документов со сложным форматированием»

Урок разработан для учащихся 7 классов (ФГОС).Решаемые учебные задачи:1)  систематизировать представления учащихся  об этапе  форматирования текстового документа;2)  актуализироват...

Открытый урок по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Открытый урок  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку...

Открытый урок по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

Задачей этого урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля. Выполнение задания 27 при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хо...