Программа внеурочной деятельности "Народные промыслы"
рабочая программа (5 класс) на тему

Косырева Олеся Александровна

разработка программы по внеурочной деятельности для 3-4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly_3-4.docx238.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Уральская школа»

    Утверждаю _____                                                   Согласовано _____

    Директор школы: Мокрушина З.А.                   зам.дир.по УВР:Сырова И.В.

    Пр.№___ от «__»_____2017г.                                       «___» ______ 2017г.

образовательная программа социального направления

Начальное общее образование (3-4 классы), ФГОС

                                                                              Разработала: учитель истории   Косырева О.А.

                                                                                                   

Пояснительная записка

Цель программы - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры и художественного вкуса, развитие внутреннего мира, приобщение учащихся к исторической судьбе народа.

Задачи программы:

  •       воспитание интереса к народному искусству; обогащение нравственного   опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально -ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в  художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о народном искусстве: изобразительных, декоративно -прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно - творческой деятельности;
  • совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами

-   учить анализировать окружающую  среду,

-   воспитывать интерес и бережное отношение к народному творчеству,

- познакомить учащихся с видами народного творчества,

-  обратить внимание на возможности использования изобразительно – выразительных средств фольклора,

-  создавать свои произведения.

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

- лекции,

- творческие задания,

- практические работы,

- самостоятельный поиск,

- рисование иллюстраций и др.

Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, развивать культуру общения.

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

теория

практика

3-4 класс

 

1

 Искусство тряпичной куклы

1

1

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, городецкого, резьбы по дереву, плетения кружев; познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.

Развивать эстетическое восприятие.

Воспитывать уважение к народному творчеству

Познакомить с изделиями хохломских мастеров. Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, «травки», располагать ветку вдоль изделия, рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»), сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, «золотой» (охра).

Развивать интерес к народным промыслам.

Закрепить знания детей о разных видах народного искусства, уметь различать характерные особенности каждого вида росписи.

Закрепить умение расписывать объемные изделия, самостоятельно выбирая вид, узор, композицию

Развивать интерес к многообразию народного искусства.

2

Кукла из бересты

4

1

3

3

Кукла - МАСЛЕНИЦА

3

1

2

4

Композиция из вепсских кукол

4

1

3

5

Кукла бабушка

2

2

6

Кукла дедушка

2

2

7

Домовенок

2

2

8

Кукла – благополучница

2

2

9

Композиция – семья

4

1

3

10

Кукла день-ночь

2

2

11

Баба-Яга

3

1

2

12

Игольница – бабка

3

1

2

13

Кукла – пакетница

2

2

14

Кукла из природного материала(из шишек)

4

1

3

15

Кукла куница

2

2

16

Кукла петушок

2

2

17

Кукла-курочка

2

2

18

Кукла барыня

2

2

19

Выжигание по дереву

4

1

3

20

Выжигание растительного узора

3

3

21

Выжигание животных

3

3

22

Выжигание и раскрашивание:

ГЖЕЛЬ

4

4

23

Выжигание и раскрашивание:

Жостов

4

4

24

Выжигание и раскрашивание:

Городецкая

4

4

ИТОГО

68 часов

                           bGw4iXuZvuo

3.Содержание программы

3-4 класс

        Народная тряпичная игрушка. Познакомить с тряпичной игрушкой. Учить выделять материал, выделять элементы узора. Учить составлять композициии. Учить нарядно, украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. Развивать творчество.

         Филимоновская  игрушка. Познакомить с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. Развивать воображение.

         Богородская игрушка. Познакомить с богородскими игрушками. Учить сравнивать дымковские, филимоновские и богородские игрушки, учить находить сходство и различия.

        Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.

         Городецкая роспись. Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно, украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.

         Гжельская роспись. Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.

         

4.Результаты реализации программы

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно -конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения, народные рисунки).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно -прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека, народные традиции овладение элементарными навыками народного искусства.

Выбор и применение выразительных средств  для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии народного искусства.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно -прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета,  композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, орнамента.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:  аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки,  карандаш, фломастеры.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в народных промыслах. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств  произведений изобразительного искусства.

Планируемый результат:

Освоение детьми программы «Народные промыслы» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

 школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусств

Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
  • оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;
  • фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях.

5.Формы и виды контроля

1.лекции, творческие задания, практические работы, самостоятельный поиск, рисование иллюстраций.

2. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.

3. Занятия по декоративному рисованию.

4. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

5. Выставки. На них могут быть представлены:

один подлинный предмет (например, кукла кувадка);

предметы одного вида (куклы столбушки);

предметы одного образа (солнечный конь, петушок);

сравнение двух-трех видов.

6. Методические рекомендации

Включая во внеурочную деятельность  занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется  в 3- 4 классе. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма , выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостов, гжель, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание"  игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

использование интерактивной доски  для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз...");

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

О.А.Цыгвинцева Мастерская народных кукол, СПб, 2013г

Н.В.Шайдурова Традиционная тряпичная кукла, СПб, 2012г.

Л.В.Грушина Тряпичные куколки, М., 2012г.

И.А.Лыкова  Куколки из сундучка, М., 2012г.

Л.В.Грушина Лоскутные куколки, М.2012г.

И.А.Лыкова Любимые игрушки, Кострома, 2012г.

Методическая разработка по курсу «Народные промыслы», Косырева О.А., п.Урал, 2013г.

Наглядное пособие «Тряпичная, народная» Косырева О.А., 2014г.

2.Демонстрационный материал

- альбомы по народному творчеству,

- иллюстрации с изображением жостовских подносов,

- иллюстрации с изображением старинных построек,

- таблицы с элементами росписей,

- схемы поэтапного рисования различных видов росписей

-Подлинные народные игрушки - дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские и др. (по 1-2 каждого вида)

-Гжельские изделия (посуда, фигурки животных).

-Изделия мастеров Полхов - Майдана (лошадки, матрешки, предметы быта).

-Предметы декоративно прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева.

3.Экранно-звуковые пособия.

-презентации.

-аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.

- видеофильм "Русские промыслы",

- слайды с изображением народных мастеров за работой;

rqnt2ECUy3s

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа Кружка «Народные промыслы»

Кружок «Народные промыслы» рассчитан на 54 часа (2 часа в неделю)  всего 31 неделя. Занятия проводятся  с 1 октября по 25 мая. Содержание кружка делится на два блока: «Чувашская национ...

Программа внеурочной деятельности по изо "Ярмарка народных промыслов" 5 класс

Программа курса по изобразительному искусству «Ярмарка народных промыслов» рассчитана на учащихся 5-го класса. В программе представлены материалы  практических заданий  по  изгото...

Программа кружка "Народные промыслы"

Необходимо отметить, что для плодотворной работы в области деревообработки недостаточно обучения техническим приемам, процесс обучения должен быть творческим, важно воспитывать у школьников художестве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...