Дополнительная образовательная программа "Волшебная бумага"
рабочая программа по теме

Байдаченко Елена Викторовна


Программа кружка "Радуга творчества".

Мне было очень интересно составлять эту программу. Моим воспитанникам нравится постигать азы различных творческих техник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2016-2017_uch.god_.docx74.2 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.  Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

 Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.  

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время искусство работы с бумагой  не потеряло своей значимости. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает любому ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием.

У глухих детей значительно позже, чем у слышащих (с отставанием на 3-4 года и более), формируется понятийный подход к решению задач. Только в школьном возрасте у глухих детей начинает формироваться логическое и творческое мышление.

Важно понять, как развивать творческие способности у глухих и слабослышащих учащихся. Нужно не просто дать материал, провести работу в более удобной форме, а построить процесс обучения таким образом, чтобы у детей оставалось поле для творчества.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Обучение и развитие человека связаны с его творчеством:  развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов учащихся, раскрытие их творческого потенциала. Деятельность – это процесс, в результате которого человек создает конкретный продукт. Деятельность может быть репродуктивной и творческой. Репродуктивная деятельность – это процесс, который выполняется по детально разработанному алгоритму и в результате которого создается продукт, не имеющий новизны как для самого субъекта деятельности, ведь он уже ранее видел этот продукт, так и для других людей. Другое дело творческая деятельность. Ни для одного вида творческой деятельности нет и не может быть создано детальных алгоритмов их выполнения, однако общие алгоритмы для многих видов творческой деятельности уже созданы, например, для выполнения определенной аппликации или вырезанию картинки по шаблону.

Потеря слуха сказывается на развитии ребенка уже в первые месяцы жизни. Он не может воспринимать мир объемно, пространственно, реагируя только на те воздействия, которые входят в поле его зрения, а также тактильные и вибрационные. У детей со сниженным слухом затрудняется формирование полноценного полисенсорного восприятия, то есть нарушается одно из главных условий нормального развития.

Необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является систематическое и значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий, среди которых особое значение принадлежит воздействиям, осуществляемым посредством звучащей речи. Но объем внешних воздействий на глухого ребенка чрезвычайно сужен, воздействие звучащим словом (устной речью) ограничено, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Ввиду этого психическая деятельность таких детей упрощается.

По данным исследований Н. В. Яшковой у глухих детей наблюдаются заметные индивидуальные различия в переходе от практического анализа и синтеза к мысленному. У детей, у которых своевременно не формируется операция мысленного анализа предметов, в последующий период появляются заметные трудности в оперировании образами, что отрицательно сказывается на художественно-изобразительной деятельности.

Программа составлена с учётом особенностей психофизического и интеллектуального развития обучающихся, направлена на развитие художественных способностей и склонностей к различным видам ручного труда, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Программа направлена на то, чтобы помочь педагогам увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все самое лучшее, что в нем есть, и дать импульс к совершенствованию через развитие творчества.

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Школа-интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья № 19 г.о. Коломна»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы-интерната  №19                           Зам. директора по воспитательной работе          ___________________Алёшкина Н.В                               __________________Жиленко Н.М.

«__»_______________2017 г.                                                          «__» ______________2018г.

Дополнительная образовательная программа

 «Волшебная бумага»

студии «Радуга творчества»

МК ОУ шк-инт.№19

Возраст обучающихся 7 – 16 лет

Срок реализации программы 3 года

Составитель программы

 педагог дополнительного образования

Байдаченко Елена Викторовна

г.о.  Коломна

2017 г.

Пояснительная записка

В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.

Дополнительная образовательная программа  «Волшебная бумага» – программа, которая направлена на реализацию потребностей и запросов обучающихся помимо деятельности в рамках основной образовательной программы.  По содержательной и тематической направленности является художественно-эстетической.  

Данная программа направлена  на формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом, интеллектуальном и нравственном развитии; обеспечение духовно-нравственного и трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий  для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся школьников.

Программа составлена с учётом требований и рекомендаций

- Конституции Российской Федерации;

- Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Конвенции о правах ребенка;

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки №1008 от 29 авг. 2013 г.)

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные   постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189. (приложение 1);

- Методических рекомендаций по привлечению учреждений дополнительного образования детей к реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта общего образования;

- Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (Проект).

- регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области, реализующих программы общего образования на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом министра образования Московской области от 02.08.2013№ 2958.

Программа направлена на

  • обеспечение духовно-нравственного и трудового воспитания учащихся
  • на формирование творческих способностей учащихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и художественно-эстетическом и нравственном развитии;
  • освоение различных техник обработки бумаги;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры учащихся.

 Программа  адаптирована по  ФГОС ОО и  может быть реализована в организациях осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеразвивающие программы.

Педагогическая целесообразность

   Занятия  рукоделием  развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка, и это очень важно для воспитанников интерната для слабослышащих и глухих детей.

Чередование занятий тремя – четырьмя видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

    Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.

Образовательная   программа  рассчитана на три  года  обучения и  предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

Организация учебного процесса 

   На первом  году  обучения происходит общее знакомство учащихся с различными видами  работы с бумагой и картоном, на втором и третьем  – более углубленное постижение основ мастерства.

Практические результаты и темп освоения  программы  является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.

Сроки реализации программы с 1 сентября по 31 мая.

 Занятия проводятся: 1 год - 2 часа в неделю;  2-й год – 2 часа в неделю, 3 год – 2 часа в неделю.

Количество учебных часов – 1 год  - 68; 2 год – 68, 3 год –68.  

 Режим занятий

Год обучения

Количество занятий в неделю

Продолжительность занятий
(в часах)

Итого часов
в неделю

Итого часов
в год

1

2

1

2

68

2

2

1

2

68

3

2

1

2

68

 Программа рассчитана на обучение детей от 7 до 16 лет.

Основные формы и методы организации учебного процесса

        Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. При выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально.

Группы первого года обучения формируются из обучающихся начальной школы,  получивших базовые знания на занятиях  рисованием, аппликацией в детском саду или начальной школе. Для второго и третьего года – прошедшие подготовку на занятиях кружка предыдущих этапов обучения.

Начать обучение можно в любом возрасте. Не применяется отчисление детей в случае не усвоения материала, предлагаются индивидуальные консультации и занятия. Каждый ребенок получает возможность реализации своего творческого потенциала.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает  из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках, применять для украшения интерьера, изготовления поделок.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”.  “Квиллинг” открывает обучающимся широкий  путь к творчеству, раскрывает художественные способности  и фантазию.

Бумагопластка — это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций. В основе техники лежит высокая пластичность бумаги.

Художественное вырезание из бумаги — уникальный вид искусства. В разных странах искусство вырезания называется «вырезка из бумаги», «силуэтное вырезание», «вытынанка» и т.д. Современные работы, выполненные в технике художественного вырезания из бумаги,  называют прорезными изображениями, бумажной графикой, ажурным (филигранным) вырезанием.

Программа построена по принципу “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (вырезание, бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

“Волшебная бумага” — так называется курс. Он предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе работы с различными видами бумаги и картона, овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги; научить выполнять различные виды изделий декоративно-прикладного творчества и применять их в быту, развивая творческий потенциал и воспитывая трудолюбие, терпение, целеустремленность.

Кружок «Радуга творчества» является добровольным объединением детей, проявляющих интерес к рукоделию и желающих творить в свободное от занятий в общеобразовательной школе время.

Работа педагога на занятиях направлена на воспитание у детей интереса к прикладному творчеству как средству выражения чувств, мыслей, отношений и разнообразных замыслов, развитие специальных и творческих способностей, а также формирование умений и общих навыков как в области обработки бумаги, так и общих навыков владения инструментами.

 

Цели и задачи дополнительной образовательной программы

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами обработки бумаги, техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги, а так же приёмов художественного вырезания из бумаги, умения создавать сувениры и подарки из подручных материалов.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • обучать технологиям разных видов  рукоделия.
  • обучать различным приемам работы с бумагой и картоном в различных техниках – силуэтное и симметричное вырезание, квиллинг. аппликация;
  • отрабатывать и закреплять умения владения различными инструментами (ножницы, циркуль, линейка, трафарет, шаблон, макетный нож);
  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • учить работать со схемами;
  • знакомить детей с основными геометрическими понятиями; обогащать словарь ребенка специальными терминами;
  • создавать композиции с элементами, выполненными в технике квиллинга;
  • знакомить детей с разнообразными свойствами бумаги и способами её обработки;

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление, способность к анализу и эстетической оценке окружающего мира;
  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к созданию творческих работ, искусству квиллинга, бумагопластики;
  • формировать стремление к самостоятельному творческому труду;
  • прививать любовь к ручному труду;
  • расширять коммуникативные способности детей, умение работать не только рядом, но и вместе;  формировать усидчивость;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, обучающийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным обучающимся будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебная бумага” дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Методическое обеспечение.

Формы, методы и технологии, используемые в программе.

При выборе метода изложения материала учитываю уровень и особенности психофизического состояния обучающихся, уровень подготовки обучающихся, их возраст, соответствие содержанию изучаемого материала и его эффективность. На выбор методов и приёмов большое влияние оказывают особенности здоровья обучающихся – слабослышащие и глухие дети. Для того, чтобы обучающиеся  в полной мере восприняли учебный материал -  различные технологии, используемые при обработке бумаги, изготовлении поделок, используется  жестовый способ общения  и билингвистический метод обучения (прим.1)

Методы проведения занятий:

Словесные.

Билингвистический метод.

В основу этих методов положено слово, как источник информации. Поэтому для изучения материала использую показы, работу с книгой, схемой. Беседы-презентации о народных мастерах, различных технологиях, используемых при изготовлении поделок. Инструкции, которые применяются в процессе  работе. Правила техники безопасности. Все иллюстративные материалы имеют текстовое сопровождение, субтитры. Используются словарные карточки.

Наглядные.

Иллюстрационные  (плакаты, картинки, эскизы, схемы) и демонстрационные (выставки, просмотр альбомов, журналов по бумагопластике,  и т.д.).

Показ образцов, выполненных с помощью различных технологий. Использование наглядных пособий. Просмотр презентаций, книг, альбомов, различных журналов, фотоальбомов моделей изготовленных детьми.

Практические.

В связи с особенностями психофизического развития обучающие занятия проводятся методом диктанта. Поэтапное изготовление непосредственно по показу педагога.

Помогают выявить эффективность и прочность усвоения умений и навыков (выполнение элементов, зарисовок эскизов, составление схем, сборка поделок).

Педагогические технологии

При выборе педагогической технологии учитываю уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.

Технология сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.

Личностно-ориентированное обучение – в центре внимания - личность ребёнка который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.

Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Здоровье сберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и чередования видов деятельности.

Модульное обучение – направленность – индивидуальное обучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей. В данной программе два модуля – бумагопластика, квиллинг, художественное вырезание. Развивающее обучение – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.

Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие; практическое занятие, игра, мастерская, соревнование, выставка.  

Занятия работы с бумагой ориентированы на практику, поэтому преобладающий тип занятий комбинированный, в котором соединяются элементы усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков. Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе.

Основная форма

Образовательная задача, решаемая на занятиях

Методы

1. Познавательное занятие

Передача информации.

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2. Практическое занятие по отработке определенного умения.

Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.

Упражнения

3. Самостоятельная деятельность детей  

Поиск решения проблемы самостоятельно

Упражнения

4. Творческие упражнения

Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом

Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах

5. Игровая форма

Создание ситуации занимательности

Короткая игра, игра-оболочка

6. Конкурсы

Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности

Игра

7. Выставки

Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства, усиление мотивации, стимулирование интереса

Экспозиция

8. Занятие – соревнования  

Закрепление умений, знаний, навыков

Игра

9. Занятие - зачет

Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда

Индивидуальное или групповое занятие, собеседование.

10. Модульное занятие

Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция

Самостоятельная деятельность

Ожидаемые результаты:

В конце 1 года обучения обучающиеся должны знать:

  • о правилах безопасности труда и личной гигиены;
  • технологии изготовления  изделий из бумаги и картона, свойствах применяемых материалов,
  •  наиболее распространенных приемах обработки бумаги и создания декоративных элементов;
  • виды декоративно-прикладного творчества (бумагопластика,  симметричное и силуэтное вырезание);
  •  правила организации трудового процесса;
  • название и назначение инструментов, приспособлений и материалов, необходимых при работе;
  •  приемы безопасной работы с ними.

Должны уметь:

  •  выполнять разные виды обработки бумаги и картона;
  •  изготавливать изделия из бумаги и картона;
  • применять полученные при обучении навыки работы с бумагой и картоном;
  •  работать с ножницами,  циркулем (резать по прямой линии, вырезать в соответствии с разметкой, использовать шаблоны и трафареты) и т.п. в соответствии с их назначением и соблюдением правил безопасности;
  • использовать разнообразные материалы и средства  для создания образа и композиции;
  • создавать композиции как по образцу, так и по собственному замыслу;
  • бережно относиться к инструментам и оборудованию, экономить материал;
  • осуществлять декоративное оформление изделий.

В конце 2 года обучения учащиеся должны знать:                                                                                                                                                          

  • историю возникновения бумагокручения – квилинга;
  • материалы и инструменты для квилинга;                                                                                                                                                                                   основные формы квилинга;
  • технологию изготовления цветов в технике квилинга;
  • технологию изготовления аппликации с элементами квиллинга;

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами для квилинга;
  • изготовлять основные формы квилинга;
  • изготовлять цветы в технике квилинга;
  • изготовлять животных в технике квилинга;
  • изготовлять изделия в технике квилинг по выбору;
  • оформлять открытки, рамки, декоративные элементы украшений в технике квилинг

В конце 3 года обучения учащиеся должны знать:

  •  историю видов художественного вырезания,
  • правила техники безопасности при работе с инструментами;
  • технологию симметричного вырезания ножницами;
  • технологию вырезания силуэта ножницами;
  • что такое вытынанка и бумажный туннель; особенности их выполнения;
  • материалы и инструменты,  применяемые для изготовления изделий в различных техниках вырезания;
  • технологию разработки схем и эскизов для вырезания.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами с соблюдением правил ТБ;
  • вырезать разными способами и техниками;                                                              
  • изготавливать объёмные фигуры и композиции;
  • выполнять работы в технике симметричное вырезание, силуэтное вырезание, бумажный туннель, вытынанка;                                                                                                                                                                                                                  
  • изготавливать изделия самостоятельно в любой технике.

Формы подведения итогов реализации программы                                                                         

           В основу мониторинга выполнения программы взята методика  Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н., составлены таблицы, которые позволяют определить:

•        набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести обучающийся в результате освоения конкретной образовательной программы;

•        систему важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у обучающегося за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками;

•        определить с помощью критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных ребят, а значит и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.

•        теоретическая подготовка обучающегося;

•        практическая подготовка обучающегося;

•        общеучебные умения и навыки обучающегося.

Оценивание результативности обучения обучающихся по программе проводится по Картам результативности освоения образовательной программы (см. Приложение 2, таблицы 1,2,3). По результатам наблюдения педагог ставит в диагностических картах определенные баллы/ обозначения (см. Приложение 3).  Диагностика проводится три раза в год: в начале года (начальная), в середине года (промежуточная), а также в конце (итоговая). По баллам в диагностических картах или цветовой диаграмме  мы видим результативность обучения каждого ребенка в кружке «Радуга творчества» по программе дополнительного образования «Волшебная бумага»». Кроме внутренней диагностики успешность развития обучающихся, результативность их работы в кружке позволяет выявить участие в конкурсах и выставках художественно-эстетического направления различного уровня .

                                                                                                                                                         

Для успешной реализации программы  имеется необходимый минимум материалов и инструментов:

– бумага и картон различных видов (калька, акварельная бумага, потребительская бумага, салфетки бумажные столовые, гофрированная бумага, флористическая бумага, картон гофрированный, картон коробочный различной толщины, обои и проч.);

– ножницы, макетные ножи, макетные коврики, линейки для квиллинга;

– клей;

– бусины, пайетки, бисер и др. элементы украшений;

–акриловые или гуашевые краски.

Дидактический материал:

– презентации (на электронном носителе);

– образцы, наглядные пособия;

– книги и журналы;

– методические пособия, инструкции по ТБ.

Список литературы,

использованной  при подготовке программы

  1. Бумажная мозаика /Ханна Линд - М.: Айрис-пресс, 2007г.
  2. Бумажная филигрань / Александра Быстрицкая. – М.: Айрис-пресс, 2011.
  3. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги» - Ярославль. Академия развития: Академ., «К о» Холдинг. 2000 г.
  4. Зайцева А.А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия /Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
  5. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.
  6. Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: Рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. Самара: изд-во «Учебная литература», 2008
  7. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства. 3 класс. Федоров:Учебная литература, 2010
  8. Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. «Умные руки» 1 кл.  Методика.
  9.  Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. «Уроки творчества» 2 кл..
  10. Узорова О.В., Нефедова Е.А.  Технология: 2 класс. М.: АСТ: Астрель, 2010
  11. Цирулик Н.А. Технология. Уроки творчества. Федоров: Учебная литература, 2009.
  12. Электронное пособие для педагогов ДО. Внеурочная деятельность. Художественное творчество. Издательство «Учитель», 2013.
  13. Электронное пособие. Особенности организации внеурочной деятельности в школе. Издательство «Учитель», 2013.
  14. http://allforchildren.ru/article/quilling.php
  15. http://efachka.ru/post156469076#
  16. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/563
  17. http://stranamasterov.ru/quilling
  18. http://stranamasterov.ru/node/618494

Список литературы

для учащихся и  родителей

  1. Афонькин С.Ю. и др. «Рождественское оригами». М.: Аким, 98.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома», М.: Аким, 97. (рек. Мин. образования РФ).
  3. В. Гончар. «Игрушки из бумаги», М.: Аким, 97.
  4. Пудова В.П., Лежнёва  Л.В. «Легенды о цветах», М.: Аким, 98.
  5. Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами», М.: Айрис, 98 г.
  6. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. «Полезные предметы и украшения для письменного стола», М.: Аким, 98.
  7. Интерактивное учебное пособие "Наглядная школа. Технология. Работа с бумагой, природными материалами, тканью, пластилином. Конструирование".


Приложение

Приложение 1

Санитарно-гигиенические условия реализации образовательного процесса

для кружка ручного труда «Радуга творчества»

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях в кабинете для проведения занятий ручным трудом (кружок «Радуга творчества») созданы нижеперечисленные условия.

Помещение находится на первом этаже здания школы-интерната в учебном корпусе.

Площадь кабинета 33,5 м кв.,  высота потолков 3,30 м кв.

Площадь помещения для внеурочной деятельности и проведения кружковых занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

 

Выдержка из документа:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03

"Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)

Санитарно-эпидемиологические требования
к учреждениям дополнительного образования детей

(внешкольные учреждения)"

(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.)

Дата введения: 20 июня 2003 г.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений дополнительного образования, обучением и воспитанием детей и подростков, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3.10. Поверхности стен и полов должны быть гладкими, позволяющими проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

3.11. Используемые отделочные материалы, краски, лаки, применяемые для внутренней отделки помещений, применяются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.12. Высота помещений для занятий различными видами деятельности принимается в соответствии с требованиями строительных нормам и правилам, утвержденным проектным заданием, но не должна быть менее 3,0 м.

5.3. Требования к условиям проведения занятий художественным творчеством детей.

5.3.2. Мастерские для акварельной живописи и рисунка должны иметь площадь из расчета не менее 4,0 м2 на 1 учащегося, высотой не ниже 3,6 м, высотой подоконников не более - 1,1 м.

5.3.5. Для теоретических занятий может организовываться кабинет истории искусств площадью из расчета 2,0 м2 на 1 учащегося и помещение для хранения натюрмортного методического фонда - не менее 18 м2.

VI. Требования к естественному и искусственному освещению

6.9. На рабочих местах обучающихся должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже:

- в учебных помещениях для теоретических занятий     - 300 - 500 лк;

 - изостудии, живописи, рисунка, скульптуры           - 300 - 500 лк;

VII. Требования к воздушно-тепловому режиму

7.1. В основных помещениях учреждений дополнительного образования детей температура воздуха должна соответствовать параметрам таблицы 7.1.

Средние расчетные температуры воздуха в основных помещениях

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|       Основные помещения       | Температура воздуха,°С (t) в разных  |

|                                | климатических районах и подрайонах   |

|                                |——————————————————————————————————————|

|                                |1а, 1б, 1г |1в, 1д, II, |     IV      |

|                                |           |    III     |             |

|————————————————————————————————|———————————|————————————|—————————————|

|Комнаты для занятий  объединений|    21     |     18     |     17      |

|учащихся                        |           |            |             |

|————————————————————————————————|———————————|————————————|———————————

VIII. Требования к режиму деятельности детей

8.2. Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

8.2.4. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание - не позднее 20.00 ч.

IX. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений

9.1. В учреждениях дополнительного образования детей должны регулярно проводиться санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция.

Во всех помещениях должна проводиться ежедневная, влажная уборка помещений с использованием соды, мыла, синтетических моющих средств и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования в установленном порядке.

Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Окна и оконные проемы снаружи и изнутри моют не менее 3-х раз в год (весной, летом, осенью).

X. Медицинское обеспечение

10.4. Учреждение дополнительного образования детей должно быть укомплектовано медицинскими аптечками для оказания доврачебной помощи.

Приложение 3

к СанПиН 2.4.4.1251-03

Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

|NN | Профили и отдельные виды  |    Наполняемость групп    |Число занятий|   Продолжительность    |

|п/п|          кружков          |                           |  в неделю   |       занятий*         |

|   |                           |———————————————————————————|             |                        |

|   |                           | оптимальная | допустимая  |             |                        

|———|———————————————————————————|—————————————|—————————————|—————————————|————————————————————————|

|3. |Художественные  объединения|             |             |             |                        |

|   |детей:                     |             |             |             |                        |

|   |изобразительное искусство  |     10      |     15      |      2      |    2-3-4 по 45 мин     |

|———|———————————————————————————|—————————————|—————————————|—————————————|——————————————————————

* продолжительность занятий от 30 до 45 минут с обязательным 10 минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания

Приложение 2 .

Таблица 1.

Карта результативности освоения образовательной программы «Волшебная бумага»

за ___________________ учебный год    кружка «Радуга творчества»

МКС(К) ОУ школа -интернат №19 г. Коломна

группа 1 ;     педагог __________________________________________

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Общеучебные умения и навыки

Творческие навыки

Достижения

 (знает)

- Правила ТБ и личной гигиены

- Организация трудового процесса

- Название и назначение инструментов

- Приёмы обработки бумаги, название операций

 (умеет)

- Использует по назначению инструменты и оборудование

- Знает способы обработки бумаги, картона

- Работает по образцу или указанию

- Проявляет инициативу

- Бережно и экономно расходует материалы

- Организация рабочего места (соблюдение порядка в процессе работы; уборка рабочего места в конце занятия)

- Умение слушать и выполнять указания педагога

- Соблюдение правил безопасности

- Аккуратность

- Умение работать в коллективе

Креативность в выполнении практических заданий (Элементарный – простейшие задания; Репродуктивный – выполняет на основе образца; Творческий –выполняет практические задания с элементами творчества)

Выставки, конкурсы, участие в мероприятиях различных уровней

Ф.И. обучающегося

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1.

. . . . . . . . . . . . . .

Таблица 2.

группа 2

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Обще учебные умения и навыки

Творческие навыки

Достижения

 (знать)

- Приёмы обработки бумаги, название операций

- История возникновения искусства

- Основные формы, название

- Технология изготовления элементов квиллинга

- Название и назначение инструментов

 (уметь)

- Использует по назначению инструменты и оборудование

- Использует знакомые способы обработки бумаги, картона

- Работает по образцу или указанию, технологической карте

- Изготавливает изделия в технике квиллинг  (основные формы, цветы, животных)

- Проявляет инициативу.

- Бережно и экономно расходует материалы

- Организация рабочего места (соблюдение порядка в процессе работы; уборка рабочего места в конце занятия)

- Умение слушать и выполнять указания педагога

- Соблюдение правил безопасности

- Аккуратность

- Работать в паре, коллективно

Креативность в выполнении практических заданий (Элементарный – простейшие задания; Репродуктивный – выполняет на основе образца; Творческий - выполняет практические задания с элементами творчества)

Выставки, конкурсы, участие в мероприятиях различных уровней

Ф.И. обучающегося

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1.

. . . . . . . . . .

Таблица 3.

группа 3

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Обще учебные умения и навыки

Творческие навыки

Достижения

 (знать)

- Правила ТБ и личной гигиены

- Организация трудового процесса в технике вырезания

- Название и назначение инструментов

- Приёмы обработки бумаги, название способов вырезания (силуэтное, симметричное, выты нанки)

- Знание истории видов художественного вырезания

 (уметь)

- Использует по назначению инструменты и оборудование

- Соблюдает правила безопасного труда

- Знает способы обработки бумаги, картона

- Работает по образцу или указанию

- Изготавливает объёмные фигуры и композиции

- Использует разные способы и техники вырезания

- Проявляет инициативу

- Бережно и экономно расходует материалы

- Организация рабочего места (соблюдение порядка в процессе работы; уборка рабочего места в конце занятия)

- Умение слушать и выполнять указания педагога

- Соблюдение правил безопасности

- Аккуратность и ответственность в работе

- Умение работать в коллективе

Креативность в выполнении практических заданий (Элементарный – простейшие задания; Репродуктивный – выполняет на основе образца; Творческий - выполняет практические задания с элементами творчества)

Выставки, конкурсы, участие в мероприятиях различных уровней

Ф.И. обучающегося

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1.

. . . . . . . . . . . . .

Приложение 3

Уровень оценки  сформированности навыков и умений

Степень выраженности оцениваемого качества

Обозначения

Минимальный (низкий) уровень сформированности  навыков и умений

Овладение  менее чем на    ½ объёма знаний, предусмотренных программой. Беспомощность во всех компонентах творческого процесса, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи педагога, результат  труда низкого качества.

Н

Средний уровень сформированности навыков и умений. Объём усвоенных знаний составляет более ½.  Проявление самостоятельности в деятельности репродуктивного характера, качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс)

С

 Максимальный (высокий) уровень сформированности навыков и умений. Соответствие теоретических знаний практическим требованиям. Знание специальной терминологии Развиты комбинаторные умения. Полная самостоятельность. Результат высокого качества.

В

Приложение 4

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

Организационно-волевые качества:

1 Терпение

2. Воля

3. Само-

контроль

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

Способность активно

побуждать себя к

практическим действиям

Умение контролировать свои поступки

(приводить к должному

свои действия)

- терпения хватает меньше, чем на ½ занятия;

- терпения хватает больше, чем на ½ занятия;

- терпения хватает на все занятие;

— волевые усилия ребенка побуждаются извне;

— иногда — самим ребенком;

— всегда — самим ребенком

— ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне;

— периодически контролирует себя сам;

— постоянно контролирует себя сам

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Ориентационные качества:

1. Самооценка

2. Интерес к занятиям в детском объединении

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

— завышенная;

— заниженная;

— нормальная

— интерес к занятиям продиктован ребенку извне;

— интерес периодически поддерживается самим ребенком;

— интерес постоянно

поддерживается ребенком самостоятельно

Собеседование

Собеседование, наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...