Конспект беседы по ЗОЖ «Зависимость здоровья человека от окружающей среды»
план-конспект на тему

Великанова Мария Валерьевна

Актуальность. Из истинно человеческих ценностей понятие здоровье одно их основных. «Здоровье» до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля», - писал Шопенгауэр.
            Сохранение здоровья – объективная необходимость. Усилия каждого должны быть направлены на восстановление утраченных резервов здоровья, сохранение и продление здорового рода, обеспечение высокой социальной активности и профессиональной деятельности, на разумное отношение к своему здоровью. Укрепление и сохранение здоровья, достижение активного долголетия является естественной потребностью каждого.

Цель:  формирование бережного отношения обучающихся к своему здоровью.

Задачи:

  1. Расширение представлений обучающихся о факторах, влияющих на здоровье.
  2. Рефлексия собственного отношения к здоровью, выявление проблем.
  3. Моделирование перспективы с позиции бережного отношения к здоровью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Маша\Desktop\с флешки\РАБОТА\логотип.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРИЗОНТ»

Конспект беседы по ЗОЖ
 «Зависимость здоровья человека от окружающей среды»


Аудитория: дети младшего школьного возраста  (7-10 лет)

Автор (составитель):
Великанова Мария Валерьевна,
педагог-организатор
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00c4/0007c8f3-8df8e460/3/hello_html_m61a475af.jpg

г. Ярославль
2016 год

Пояснительная записка

         Актуальность. Из истинно человеческих ценностей понятие здоровье одно их основных. «Здоровье» до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля», - писал Шопенгауэр.
         Сохранение здоровья – объективная необходимость. Усилия каждого должны быть направлены на восстановление утраченных резервов здоровья, сохранение и продление здорового рода, обеспечение высокой социальной активности и профессиональной деятельности, на разумное отношение к своему здоровью. Укрепление и сохранение здоровья, достижение активного долголетия является естественной потребностью каждого.

Цель:  формирование бережного отношения обучающихся к своему здоровью.

         Задачи:

  1. Расширение представлений обучающихся о факторах, влияющих на здоровье.
  2. Рефлексия собственного отношения к здоровью, выявление проблем.
  3. Моделирование перспективы с позиции бережного отношения к здоровью.

Материалы и оборудование

 Магнитная доска, магниты, маркер для доски, парты и стулья по количеству детей.

Демонстрационный материал:

         «Кирпичики» (прямоугольники из цветной бумаги или картона) из бумаги с надписями «наследственность», «образ жизни», «окружающая среда»,  «окна» (квадраты из белой бумаги или картона), на которых написано «качество медицинских услуг».

Ход занятия:

  1. Вводное слово. Объявление темы беседы.

- Сегодня мы поговорим с вами о нашем здоровье и о том, от чего оно зависит. Ребята, давайте представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то ваше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из вас.

         Каким он будет - кривым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным? Давайте попробуем построить дом нашего здоровья вместе. Начнем с подготовки «места» под строительство.

2. Основная часть.

Этап 1. Стоит ли строить?
        -
Ребята, я прошу вас  включиться в спор. Сидящие на левом ряду принимают на себя  роль противников такого строительства. Их главный довод: «Не мешай природе, а там уж как повезет». А в правом ряду – отстаивают свое право на строительство.

         - Итак, мы «расчистили место» И начинаем закладывать фундамент. Но, прежде чем решить, какой  материал будет составлять его. давайте попытаемся перечислить, что  же влияет на здоровье человека? (Ребята делают попытки называть  факторы здоровья, нередко повторяются, все это записывается на доске).

         Практически, всегда ребята выходят при поддержке педагога на следующий набор:

- Наследственность.

- Образ жизни.

-  Окружающая среда.

- Качество медицинских услуг.

          Что, на ваш взгляд, из перечисленного составляет фундамент здоровья? (Участники сходятся во мнении, что это – наследственность).

Этап 2. Строительство.

Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (срок жизни не менее 85 одного из них и не менее 80 - двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из этих прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.

         Итак, давайте заложим «камень» в фундамент дома нашего здоровья  фрагмент, на котором написано «наследственность».

         Ну, продолжим строительство. Как вы думаете, что из представленного выше станет главным строительным материалом?

Ребята выдвигают версию, что «кирпичами
(а лучше - крупными блоками, будет дет образ жизни.
(4 больших блока из листа ватмана, на каждом из которых написано «образ жизни»).

- Что в вашем понимании есть здоровый раз жизни? (Высказывается много версий, в итоге формируется схема)

1) Здоровое питание

 - Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и      разнообразие.

Что значит умеренность? (Не переедать)

- А разнообразие? (Ответы детей)

         Вывод:  - Нужно есть разнообразную пищу. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным. Назовите, какие это продукты питания? (Творог, рыба, мясо, яйца, орехи) А третьи - фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму, расти и развиваться.

2) Двигательная активность

- Как вы думаете, что включает в себя двигательная активность? (Занятие спортом, физическая зарядка).

Американские медики разработан тест «Доживете ли вы до 70?»,  который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой  фактический  материал  и  сделали  выводы  относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие.

Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного,  прибавляет несколько лет жизни.

Спорт также увеличивает ее продолжительность.

Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.

Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности,  а значит, и ухудшением кровообращения.

Доказано, что агрессивные  люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные  удлиняют его благодаря собственной  уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет.

          На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, избыточный вес.

         Положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год. высшее на два.

Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют всю организацию жизни человека.

         - Давайте с помощью теста проверим,   принятый вами образ жизни влияет на ваше здоровье, я предлагаю каждому из вас ответить на вопросы теста, подсчитать балловую оценку, и. используя «ключ», самим оценить результат. Обсуждать его ни с кем не надо, а надо просто подумать самому (можно взять тест с обработанным результатом домой).

Тест 1-анкет для  самооценки школьниками  факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова)

Вопросы:

1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.

2. Я ношу сумку (часто 'тяжелую) обычно в правой руке.

3. У меня есть привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, л час иге и спортивных секциях, плавание).

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

8. Нередко читаю при плохом освещении леям.

9. Я не забочусь о своем здоровье.

10. Бывает, я курю.

1 1 . Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье?

         а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

         а) да, б) нет; в) затрудняюсь ответить.

13. Какие состояния для тебя наиболее типичны на уроках?

         а) безразличие; б) заинтересованность; в) усталость; г) сосредоточенность; д) волнение; беспокойство; е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

         а) заботятся о моем здоровье; б) наносят вред; в) подают хороший пример;

         г) подают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровья.

15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

а) не оказываем заметного влияния;

б) влияет плохо;  в) влияет хорошо; г) затрудняюсь ответить.

Обработка результатов

По вопросам 1—10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ.

По вопросам 11—12 балл начисляется за ответ «б».

По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д.

 По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется 'за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

Интерпретация результатов

         Благополучным считается результат, составляющий более 6 баллов, а «Зона риска» - более 12 баллов.

         Очень больно по здоровью «бьют» стрессы, связанные со страхами, неуверенностью, обидами  грубостью окружающих. И первая ступень к стрессу состояние тревожности. Я предлагаю вам провести самооценку уровня вашей  тревожности

Этап 3. Мы почти у  цели.

         - А теперь поговорим о влиянии на здоровье окружающей среды. Я хочу обратить ваше внимание на экологию дома. Ученые отмечают, что опасными загрязнителями воздуха в помещениях являются древяностружечные плиты, из которых обычно делается мебель. Их изготавливают из измельченной древесины и склеивающих составов. В качестве связующего материала  широко применяются пенс- или аминопласты, которые выделяют формальдегид - вещество, вызывающее аллергию. С течением времени поступление формальдегида в окружающую атмосферу уменьшается, поэтому старая мебель более экологичнее. Опасны также продукты неполного и полного сгорания, испарения жидких моющих веществ, клеев, освежителя, сигаретный дым.

         Не менее опасно электромагнитное загрязнение. В помещении электромагнитные волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ-печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и жидкокристаллическими дисплеями. Факторами риска являются и громкие звуки, разрушающие нервную систему. Когда включаете громкую музыку, думайте о людях, которым это может нанести вред.

         Экология  дома - это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это мысли и душевное состояние каждого человека.

После обсуждения складывается перечень:
- загрязнение воздуха, водоемов (в том числе и тех, откуда забирают питьевую воду),
- засоренность территории и загрязнение почвы,
- уменьшение  площадей зеленых насаждений, стихийные автостоянки;

- низкий контроль за продаваемыми продуктами, шум, радионуклиды.

- В России быстро растет автопарк. Автомобили стали главным загрязнителями окружающей среды в городах. В выхлопных газах содержатся угарный и углекислый газ, двуокись азота, агрессивные тяжелые металлы.

 Так, в 1952 году в Лондоне от «черного тумана» (капли кислотного дождя + взвешенная пыль) заболели десятки тысяч человек, 4000 умерли. Это был страшный урок, после которого о проблеме загрязнения воздуха задумались серьезно.

В водопроводной воде нередко присутствуют фенолы, тяжелые металлы и другие загрязнители. Не случайно в наш быт вошли водоочистительные фильтры. Чернобыльская авария стоила жизни и здоровья многим людям. Только заболеваемость раком щитовидной железы среди детей на загрязненных радионуклидами территориях в 5-10 раз, а лейкемией в 2-4 раза выше среднего. Учитывая ухудшение экологии, ученые сегодня говорят уже о стратегии выживания человечества.

Участник беседы по просьбе педагога  подходит к доске  прикрепляет к «дому» фрагмент в форме крыши,на котором написано «окружающая среда».
Этот фрагмент символизирует защищенность человека
в случае разумного отношения к ней.

-  Не в нашей с вами компетенции обсуждать сегодня качество медицинских услуг как компонент здоровья. Сейчас мы ничего не можем изменить. Но в будущем, возможно, вы станете политиками, государственными деятелями или просто активными гражданами, могущими заявить свое мнение, высказать позицию. Тогда вы обязательно должны будете делать что-то в этой сфере. Потому что в ней далеко не все в порядке. В нашем символическом доме хорошее медицинское обслуживание мы обозначим окнами (прикрепляет «окна» к «выстроенному» дому), потому что они открывают человеку возможность увидеть новые подходы к лечению болезней и поддержанию организма в нормальном состоянии на долгие годы

3. Заключение

Итак, мы завершили наше занятие, построили наш «дом здоровья». пусть он будет крепким, надежным и долговечным. Залогом тому  - тот опыт, который вы сегодня получили. Конечно, мы обсудили далеко не все факторы окружающей среды, влияющие на качество жизни человека. Но я надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и полезное, постараетесь вести здоровый образ жизни, соблюдать чистоту в своих домах, сохранять и улучшать экологию, таким образом, влияя на окружающую среду и качество вашей жизни.

Список литературы

  1. Человек и среда его обитания. Хрестоматия. - М.: Мир, 2003. - 460с
  2. «Здоровье человека и окружающая среда» // Величковский Б.Т. – М., Новая школа, 1997

Интернет-источники

  1. https://infourok.ru/klassniy-chas-vliyanie-okruzhayuschey-sredi-na-zdorove-zhizni-cheloveka-846181.html
  2. http://refac.ru/zavisimost-zdorovya-cheloveka-ot-sostoyaniya-okruzhayushhej-sredy/
  3. https://texts.news/obschaya-ekologiya/ekologiya-cheloveka-okrujayuschaya-sreda-24607.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье человека и окружающая среда

Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезни или физических дефектов...

элективный курс, 9 класс "Здоровье человека и окружающая среда"

Программа элективного курса для 9 класса "Здоровье человека и окружающая среда". Данная программа рассчитана на 34 часа, включает теоретический и практический материал. Отдельные темы могут быть испол...

Элективный курс "Здоровье человека и окружающая среда" (8 класс)

Рабочая программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда" разработана для обучающихся 8 класса, рассчитана на 17 часов....

Тематическое планирование факультативных занятий по теме: "Здоровье человека и окружающая среда"

Тематическое планирование факультативных занятий по теме: "Здоровье человека и окружающая среда" в 8 классе...

Проблемы здоровья человека и окружающей среды

В статье отмечаются вредные привычки и способы борьбы с ними...

Изучение влияния стиральных порошков и мыла на здоровье человека и окружающую среду

   Цель работы – исследование состава моющих средств используемых при стирке, их влияние на здоровье человека, оценка экологических последствий в результате попадания СМС в водое...

Статья "Влияние на здоровье человека загрязнение окружающей среды"

Статья о негативном влиянии различных видов загрязнений окружающей среды на здоровье человека....