Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РАЗВИТИЕ ГОЛОСА, СЛУХА И РИТМА В РАБОТЕ С ХОРОВЫМИ ПАРТИЯМИ»
рабочая программа по теме

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Развитие голоса, слуха и ритма

в работе с хоровыми партиями»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_razvitie_golosa_sluha_ritma_1.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

                                                                 «Школа № 883»

Принята на заседании педагогического совета ГБОУ «Школа № 883»

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ «Школа № 883»

__________________(Л.А.Куклева)

«___»_____________________20__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«РАЗВИТИЕ ГОЛОСА, СЛУХА И РИТМА

В РАБОТЕ С ХОРОВЫМИ ПАРТИЯМИ»

ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ «ДЕБЮТ»

Направленность программы: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

Уровень программы: ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ

Возраст обучающихся: 5-18 лет

Срок реализации программы: 9 лет

Автор-составитель программы:

                                                                                      Емельянова Елена Викторовна,

Красавцева Тамара Николаевна,

педагоги дополнительного образования

г. Москва

2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Пение - один из самых доступных видов музыкальной деятельности. Благодаря тексту, содержание песен понятно детям, гораздо понятнее, чем любой другой музыкальный жанр. С помощью голоса многое можно выразить, о многом рассказать. Но это реально только при условии владения голосом, которое является очень сложным, многокомпонентным, почти полностью «закрытым инструментом». Владение певческим голосом - результат специальной и очень тонкой работы по его постановке.

Дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус, но, к сожалению, на сегодняшний день можно констатировать острую нехватку или полное отсутствие пения на музыкальных занятиях в детском саду и школе, в связи с этим низкий уровень вокально-хоровой и вокально-слуховой культуры, и как следствие, отсутствие интереса к пению.

Разработка данной программы дополнительного образования по «Развитию голоса, слуха и ритма в работе с хоровыми партиями» обусловлена социальным заказом поиска  оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования. Программа является комплексной, адресована учащимся хоровой капеллы мальчиков и юношей «Дебют» и неразрывно связана с хоровыми занятиями. Исходными предпосылками разработки данной программы явились необходимость быстрого и качественного развития природных данных мальчиков до наступления мутации и совершенствование вокальных навыков и охрана голосов юношей в период мутации.

В программу обучения входят постановка и развитие певческого голоса, постановка дыхания, разучивание своих хоровых партий из хорового репертуара, элементы сольфеджио и обучение игре на фортепиано в  объёме, необходимом для того, чтобы уметь сыграть свою вокальную хоровую партию. Развитие у детей музыкального ритма помогает им свободно и раскрепощённо держаться на сцене, более ярко и выразительно донести характер исполняемых произведений.

Все вышеперечисленные аспекты образовательной программы способствуют оптимизации образовательного процесса, поскольку используют одновременно 3 вида памяти – слуховую,  зрительную и мышечную для достижения качественного конечного результата.

В программу обучения входит не только овладение певческими навыками, но и охрана детских и юношеских голосов, которая сводится: 

- к разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни;

- к воспитанию правильных певческих навыков;

- к необходимому режиму во время занятий пением;

- к выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися вокальными данными.

В программе систематизирован опыт педагогического коллектива Хоровой капеллы по созданию коллектива мальчиков и юношей на основе многосторонней работы по обучению элементам сольфеджио, развитию вокальных данных,  слуха, ритма и владению навыками игры на фортепиано, выработке навыков хорового пения.

Программа разработана в соответствии с действующими нормативными документами: приказ МО РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 г., приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14.

Цель и задачи программы:

Цель программы – через индивидуальную работу с учащимися качественно подготовить каждого из них к работе в хоровом коллективе, научить ребенка  грамотно пользоваться своим певческим аппаратом, развить навыки самореализации и самовыражения в коллективе и социуме.

Задачи программы:

задачи в обучении:

  1. Обучение певческим навыкам - ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование;
  2. Обучение фортепианной техники исполнения (постановка руки, основы звукоизвлечения, накопление двигательно-моторных умений и навыков).
  3. Формирование навыков чтения нот с листа, подбор по  слуху простых мелодий;
  4. Знакомство с музыкальной терминологией.

задачи в развитии:

  1. Развитие слуха и голосового диапазона;
  2. Формирование голосового аппарата;
  3. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых   представлений, чувства ритма;
  4. Развитие артикуляции речи и пения;
  5. Развитие двигательных качеств и умений;
  6. Развитие координации движений.

задачи в воспитании:

  1. Развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;
  2. Воспитание воли и характера, умения довести начатое дело до конца;
  3. Развитие музыкально - эстетического вкуса, расширение музыкального кругозора;
  4. Развитие потребности в разумном проведении своего  свободного времени, формирование  гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма.

Новизна и отличительные особенности программы: Разработка данной комплексной программы дополнительного образования «Развитие голоса, слуха и ритма в работе с хоровыми партиями» обусловлена социальным заказом поиска оптимальных форм работы с детьми в хоровой школе мальчиков и юношей «Дебют». В программу включены обучение азам сольфеджио, развитие вокальных данных, слуха, ритма и овладение навыками игры на фортепиано, выработка навыков хорового пения.

1. Важно отметить, что такого предмета в других учебных заведениях нет. На индивидуальном занятии обучаются мальчики и юноши, входящие в состав хорового коллектива. В процессе занятия идет подготовка к качественной работе в хоре.

2. Главной отличительной особенностью данной образовательной программы является скоординированная деятельность всех направлений деятельности: вокал, чтение нот с листа и общее фортепиано; направленных на достижение единой цели – качественное и максимально скорое развитие музыкальных данных.

3. В данной программе для оптимизации образовательного процесса и для достижения качественного результата, комплексно используются три вида памяти: слуховая, зрительная и мышечная.

4. Новизной программы является организация урока: 30 минут - развитие голоса, слуха и ритма + 10 минут перерыв, 30 минут общее фортепиано + 10 минут перерыв, 30 минут – чтение с листа, элементы сольфеджио + 10 минут перерыв.

 5. Во время занятия используются методические пособия (таблички, карточки и др.), изготовленные лично педагогами и помогающие сочетать работу по всем направлениям.

6. Индивидуальные занятия проводятся со всеми обучающимися хоровой школы, как с одаренными детьми, так и с детьми с не выявленными музыкальными способностями, имеющими определенные трудности в усвоении программы.

7. Особое внимание уделяется режиму занятий с юношами в период мутации голосового аппарата.

Возраст обучающихся по программе: 5 - 18 лет

Срок реализации программы: 9 лет

Формы и режим занятий: 

Форма обучения: очная, индивидуальная

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (время занятий включает 90 минут учебного времени и обязательный 10-минутный перерыв каждые 30 минут)

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

Программные требования к знаниям:

- освоение на начальном уровне теоретических понятий качества певческого звука и элементов музыкальной выразительности

-знание начальной терминологии, связанной с вокально-хоровыми и фортепианными навыками

- освоение теоретических понятий качества звукоизвлечения на фортепиано, понятие о начальных двигательно-моторных умениях и навыках.

Программные требования к умениям и навыкам:

- умение правильно пользоваться певческим дыханием, звукообразованием;

- овладение навыком правильной постановки руки, основными приёмами игры на фортепиано;

- умение грамотно читать нотный текст, штрихи, динамические оттенки, указания автора;

- владение техникой чтения с листа несложных пьес;

- умение правильно, интонационно точно петь выученную мелодию нотами и со словами;

- умение играть вокальную партию;

- умение читать с листа на начальном уровне.

Программные требования к уровню развития:

- умение пользоваться верхними звуками диапазона;

- умение правильно формировать звуки;

- определять на слух ноты, интервалы и несложные мелодии, точно тактировать заданный ритм;

- правильная артикуляция речи и пения;

- свобода корпуса и движений;

- умение координировать пение с игрой на инструменте.

Программные требования к уровню воспитанности:

- умение адаптироваться в обществе, навыки группового общения, способность к анализу собственного поведения; формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;

- умение сопереживать окружающим;

- умение отличать качественную музыку, осознанность пения и слушания;

- умение довести работу до конца;

- соблюдение социальных норм, правил поведения;

- умение планировать свое время для саморазвития, умение отстаивать собственную нравственную позицию, знание истории страны и чувство гордости за Родину.

Механизм выявления образовательных результатов программы:

Формы и содержание итоговых занятий: для подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводятся итоговые занятия, зачеты, собеседования. Также может использоваться оценка результатов, полученных во время участия в профильных конкурсах и фестивалях.

Итоговые занятия или зачет проводятся по окончании учебного года. Содержание итогового занятия или зачета включает проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки:

- правильное и грамотное исполнение своих партий, знание слов;

-демонстрация основных приёмов игры на фортепиано, знание штрихов, динамических оттенков, исполнение указаний автора.

Критерии оценки учебных результатов программы:

Успеваемость обучающихся оценивается по пятибалльной системе в течение всего периода обучения.

Способы фиксации учебных результатов программы: индивидуальные планы, личные дневники, журнал.

Методы выявления результатов воспитания: беседа и наблюдение

Методы выявления результатов развития: зачеты, экзамены, конкурсы

Формы подведения итогов реализации программы: концерты.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

1-2 год обучения

№№

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Развитие слуха, ритма, голоса

2.1

работа над дыханием, понятие о певческом дыхании

2

1

1

2.2

Принципы артикуляции речи и пения, упражнения для развития артикуляционного аппарата

2

1

1

2.3

Работа над звуком: пение гласных, произношение согласных, характер звуковедения

4

1

3

2.4

Работа над хоровыми партиями из изучаемого репертуара

13

4

9

Прослушивание

2.5

Работа над текстом: объяснение незнакомых слов и выражений, подтекстовка

2

1

1

3.

Общее фортепиано

3.1

Беседы о музыке. Подбор по слуху

2

1

1

3.2

Игра педагога.  Ансамблевое музицирование

2

1

1

3.3

Чтение с листа

2

1

1

3.4

Работа над постановкой пианистического аппарата

4

1

3

Итоговое занятие

3.5

Работа над техникой

5

2

3

3.6

Работа над произведениями

8

3

5

Зачет

4.

Элементарное сольфеджио

4.1

Вокально – интонационные навыки

6

2

4

Прослушивание

4.2

Сольфеджирование и пение с листа

6

2

4

4.3

Воспитание чувства метроритма

4

1

3

4.4

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

5

2

3

4.5

Музыкальный диктант

-

-

-

4.6

Знакомство с музыкальной терминологией  Теоретические сведения

2

1

1

5.

Итоговое занятие

2

0,5

1,5

Итоговое занятие/зачет

Итого:

72

26

46

Примечание.

Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одного ученика.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие

Теория: правила поведения на занятиях. Техника безопасности.

Практика: решение организационных вопросов.

2 раздел. Развитие слуха, ритма, голоса

Тема 2.1. Работа над дыханием, понятие о певческом дыхании

Теория: Акцентирование внимания ученика на основные певческие установки: посадка, дыхание, звукоизвлечение, оптимизация резонаторов, избавление от «горлового» звука и т.д.

Практика: Распевание. Атака звука. Грудобрюшное дыхание.

Тема 2.2. Принципы артикуляции речи и пения, упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Теория: Упражнения дикционной гимнастики. Знакомство со скороговорками.

Практика: Отработка скороговорок и упражнений.

Тема 2.3. Работа над звуком: пение гласных, произношение согласных, характер звуковедения.

Теория: Правила произношения гласных и согласных в пении.

Практика: Выравнивание звучности гласных, четкое произношение согласных, пение легато, нон-легато, стаккато, маркато, и т.д.

Тема 2.4. Работа над хоровыми партиями из изучаемого репертуара.

Теория: Анализ нового произведения.

Практика: Разбор нотного и текстового материала, отработка трудных мест в произведении.

Тема 2.5. Работа над текстом: объяснение незнакомых слов и выражений, подтекстовка.

Теория: Объяснение незнакомых слов и выражений. Законы подтекстовки гласных и согласных.

Практика: Работа над особенностями  вокального произношения (дикция),  пропевания гласных и согласных в произведении.

3 раздел. Общее фортепиано

Тема 3.1. Беседы о музыке. Подбор по слуху

Теория: Примерная тематика бесед: «Что можно сыграть на фортепиано?», «Выразительные средства фортепиано». Основы подбора по слуху (направление движения мелодии, скачки, ритмический рисунок, характер, используемые выразительные средства).

Практика: определение по слуху ритмического рисунка, воспроизведение голосом небольших фрагментов, подбор по слуху лёгких детских попевок и песен, жанровой и бытовой музыки, творческие игры.

Тема 3.2. Игра педагога.  Ансамблевое музицирование

Теория: Демонстрация обучающимся  художественного фортепианного  репертуара, детской, бытовой музыки, переложение популярных классических музыкальных произведений. Беседы - как играть в ансамбле, выразительные возможности аккомпанемента, рояль – как оркестр.

Практика: Обсуждение прослушанных произведений. Игра в ансамбле с педагогом лёгких пьес, переложений русских народных песен, вокальной и оркестровой музыки.

Тема 3.3. Чтение с листа.

Теория: Устный анализ музыкальных  произведений, объяснение принципа чтения нот с листа.

Практика: Чтение с листа коротких однострочных пьес.

Тема 3.4. Работа над постановкой пианистического аппарата

Теория: Посадка за инструментом, правильная постановка руки, положение корпуса во время игры.

Практика: Упражнения на расслабление, свободу и пластичность, постановка и положение рук на клавиатуре, их движение, выработка  ощущения глубины клавиатуры, игра вспомогательных упражнений.

Тема 3.5. Работа над техникой.

Теория: Основы звукоизвлечения, штрихи (нон легато, легато, стаккато и т.д.).

Практика: Игра упражнений на нон легато, легато, стаккато, развитие двигательно-моторных, технических навыков и умений; развитие координации, сочетание различных приёмов игры, освоение игры двумя руками.

Тема 3.6. Работа над произведениями

Теория: освоение нот скрипичного ключа, аппликатуры, динамики, понимание правил чтения партитур.

Практика: Освоение игры каждой рукой, разучивание  нотного  материала, игра со счётом вслух, исполнение пьес по нотам и наизусть.

4 раздел. Элементарное сольфеджио

Тема 4.1. Вокально – интонационные навыки

Теория: Объяснение правильной техники дыхания, интонирования.

Практика: Умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции; пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона; пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков); мажорного и минорного трезвучия от звуков; пение в унисон.

Тема 4.2. Сольфеджирование и пение с листа

Теория: Объяснение принципов чтения нотного текста.

Практика: Пение несложных песен с текстом  с сопровождением и без него; транспонирование песенок от разных звуков; пение нотных примеров, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы; скачки на тонику и опевание; ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, 3/4;  целая нота, размер  4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые.

Тема 4.3. Воспитание чувства метроритма

Теория: Объяснение ритма, долей. Тактирование.

Практика: ощущение равномерности пульсирующих долей; осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии; повторение ритмического рисунка; навыки тактирования; исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням; исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без  него; узнавание мелодии по ритмическому рисунку.

Тема 4.4. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Теория: Объяснение понятий лад, фраза, темп, динамика.

Практика: определение на слух и осознание характера музыкального  произведения, лада, количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов; отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора; анализ несложных мелодических оборотов.

Тема 4.5. Музыкальный диктант

Тема 4.6. Знакомство с музыкальной терминологией. Теоретические сведения.

Теория: Объяснение музыкальных терминов.

Практика: отработка встречающихся в нотном тексте обозначений.

5. Итоговое занятие

Теория: Проверка теоретических знаний и практической подготовки

Практика: Демонстрация основных приёмов игры на фортепиано, знание штрихов, динамических оттенков, исполнение указаний автора. Правильное и грамотное исполнение своих партий, знание слов.

Прогнозируемый результат.

По окончании обучающийся сможет:

-        узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать;

-        петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков;

-   играть фрагменты своей хоровой партии или легкую пьесу;

-        интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения;

-        знать необходимый теоретический материал;

-        прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его;

-        определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и 3/4;

-        досочинить ответную фразу на знакомый текст.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

3-4 год обучения

№№

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Развитие слуха, ритма, голоса

Прослушивание

2.1

Работа над дыханием, понятие о певческом дыхании

2

1

1

2.2

Принципы артикуляции речи и пения, упражнения для развития артикуляционного аппарата

2

1

1

2.3

Работа над звуком: пение гласных, произношение согласных, характер звуковедения

3

1

2

2.4

Работа над хоровыми партиями из изучаемого репертуара

14

4

10

2.5

Работа над текстом: объяснение незнакомых слов и выражений, подтекстовка

2

1

1

3.

Общее фортепиано

Итоговое занятие

3.1

Беседы о музыке. Подбор по слуху

2

1

1

3.2

Игра педагога.  Ансамблевое музицирование

2

1

1

3.3

Чтение с листа

2

1

1

3.4

Работа над постановкой пианистического аппарата

4

1

3

3.5

Работа над техникой

4

1

3

3.6

Работа над произведениями

9

3

6

Зачет

4.

Элементарное сольфеджио

Прослушивание

4.1

Вокально – интонационные навыки

5

2

3

4.2

Сольфеджирование и пение с листа

6

2

4

4.3

Воспитание чувства метроритма

4

1

3

4.4

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

5

2

3

4.5

Музыкальный диктант

2

1

1

4.6

Знакомство с музыкальной терминологией  Теоретические сведения

1

0,5

0,5

5.

Итоговое занятие

2

0,5

1,5

Итоговое занятие/зачет

Итого:

72

25,5

46,5

Примечание.

Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одного ученика.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие

Теория: правила поведения на занятиях. Техника безопасности.

Практика: решение организационных вопросов.

2 раздел. Развитие слуха, ритма, голоса

Тема 2.1. Работа над дыханием, понятие о певческом дыхании

Теория: Повторение основных певческих установок (дыхание, звукоизвлечение, оптимизация резонаторов, избавление от «горлового» звука и т.д.)

Практика: Отработка навыка правильного дыхания, звукоизвлечения и т.д.

Тема 2.2. Принципы артикуляции речи и пения, упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Теория: Упражнения дикционной гимнастики. Скороговорки.

Практика: Отработка скороговорок и упражнений.

Тема 2.3. Работа над звуком: пение гласных, произношение согласных, характер звуковедения.

Теория: Правила произношения гласных и согласных в пении.

Практика: отработка навыка выравнивания звучности гласных, четкого произношения согласных, пение легато, нон-легато, стаккато, маркато, и т.д.

Тема 2.4. Работа над хоровыми партиями из изучаемого репертуара.

Теория: Анализ новых произведений.

Практика: Разбор нотного и текстового материала, отработка трудных мест в произведении.

Тема 2.5. Работа над текстом: объяснение незнакомых слов и выражений, подтекстовка.

Теория: Объяснение незнакомых слов и выражений.

Практика: Работа над особенностями  вокального произношения (дикция),  пропевания гласных и согласных в произведении.

3 раздел. Общее фортепиано

Тема 3.1. Беседы о музыке. Подбор по слуху

Теория: Примерная тематика бесед: «Музыка для театра и кино», «Что выражает и изображает музыка?».

Практика: Подбор по слуху не больших попевок и песен, жанровой и бытовой музыки, творческие игры.

Тема 3.2. Игра педагога.  Ансамблевое музицирование

Теория: Популярные, легко узнаваемые фрагменты из опер и балетов, переложение популярных классических музыкальных произведений, показ некоторых произведений из будущего репертуара учеников.

Практика: Обсуждение прослушанных произведений. Игра в ансамбле с педагогом лёгких пьес, переложений русских народных песен, вокальной и оркестровой музыки.

Тема 3.3. Чтение с листа.

Теория: Устный анализ музыкальных  произведений, объяснение принципа чтения нот с листа.

Практика: Чтение с листа произведений из репертуара  первого и начала второго года обучения. На четвертый год обучения с использованием пунктирного ритма, шестнадцатых.

Тема 3.4. Работа над постановкой пианистического аппарата. Работа над игровыми приёмами, игра упражнений.

Теория: Объяснение  основных  приёмов игры, строение мажорных и минорных гамм до 3-х знаков в ключе. Диапазон – две октавы. Упражнения на развитие мелкой техники.

Практика: Упражнения на расслабление, свободу и пластичность, постановка и положение рук на клавиатуре, их движение, выработка  ощущения глубины клавиатуры, игра мажорных и минорных гамм отдельно каждой рукой и двумя руками.

Тема 3.5. Работа над техникой.

Теория: Основы звукоизвлечения, штрихи (нон легато, легато, кистевое стаккато, пальцевое стаккато и т.д.)

Практика: Игра упражнений на нон легато, легато, кистевое стаккато, развитие двигательно-моторных, технических навыков и умений; развитие координации, сочетание различных приёмов игры, развитие навыка игры двумя руками.

Тема 3.6. Работа над произведениями

Теория: Продолжение освоения музыкальной грамоты, скрипичного и басового ключей, аппликатуры, динамики, аппликатуры,  основы педализации понимание правил чтения партитур.

Практика: освоение игры двумя руками, разучивание  нотного  материала, игра со счётом вслух, исполнение пьес по нотам и наизусть. Развитие комплекса музыкальных способностей.

4 раздел. Элементарное сольфеджио

Тема 4.1. Вокально – интонационные навыки

Теория: Объяснение правильной техники дыхания, интонирования.

Практика: пение мажорных и минорных гамм (3 вида), тонических трезвучий и их обращений в пройденных тональностях, мелодических оборотов, включающих в себя скачки с 1ступени на 5, опевание устойчивых ступеней, движение по тетрахордам, трезвучию и его обращениям, пройденных интервалов в тональности и вне лада, диатонических секвенций, упражнений на обращение трезвучий.

Укрепление ладотонального слуха: пение гамм, пройденных аккордов и интервалов от звука и на ступенях гаммы, секвенций, 2-х и 3-х-голосных последовательностей.

Тема 4.2. Сольфеджирование и пение с листа

Теория: Объяснение принципов чтения нотного текста.

Практика: Пение более сложных песен, выученных на слух и по нотам, пение с листа мелодий в пройденных тональностях,  включающих интонации знакомых аккордов и интервалов, разучивание 2-х голосных песен, транспонирование. Выработка техники и качества чтения с листа, сольмизация нотных примеров.

Тема 4.3. Воспитание чувства метроритма

Теория: Схемы дирижирования. 

Практика: упражнения с использованием пройденных длительностей, виды затактов, ритмическое остинато, ритмический канон, исполнение ритмических партитур двумя руками и в ансамбле, ритмический диктант, сольмизация нотных примеров освоение  ритмических групп: пунктирный ритм, синкопа, триоль, знакомство с размером 6/8, знакомство с техникой дирижирования, ритмический диктант.

Тема 4.4. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Теория: Объяснение необходимых терминов.

Практика: определение на слух и осознание характера муз. произведения, лада, количества фраз, размера, интервалов и аккордов, ритмических особенностей, темпа, динамических оттенков, мелодических оборотов, включающих движение по тоническому трезвучию и его обращениям, интонации пройденных,  интервалов, остановки на V и II ступенях, опевание, скачки на V, II, VI  ступени  и др.

Определение интервалов в ладу и от звука в мелодическом и гармоническом звучании, трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре, знакомство с функциональной окраской ТSD.

Тема 4.5. Музыкальный диктант

Теория: Правила написания диктантов.

Практика: все формы устного диктанта, письменный диктант в объеме 4-8 тактов, включающий освоенные мелодические обороты и ритмические группы, тембровые диктанты.

Тема 4.6. Знакомство с музыкальной терминологией. Теоретические сведения.

Теория: Объяснение музыкальных терминов.

Практика: отработка встречающихся в нотном тексте обозначений.

5. Итоговое занятие

Теория: Проверка теоретических знаний и практической подготовки

Практика: Демонстрация основных приёмов игры на фортепиано, знание штрихов, динамических оттенков, исполнение указаний автора. Правильное и грамотное исполнение своих партий, знание слов.

Прогнозируемый результат.

 По окончании обучающийся сможет:

  • интонационно чисто петь пройденные гаммы, интервалы и аккорды;
  • знать пройденный теоретический материал;
  • написать простой мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8 тактов;
  • исполнить небольшую пьесу с соблюдением штрихов;
  • самостоятельно разобрать и сыграть свою партию, соблюдая темп и ритмический рисунок;

- строить и определять аккорды и интервалы в ладу и от звука;

- играть с листа не сложные фортепианные пьесы;

- анализировать элементы музыкального языка в прослушанных произведениях и по нотному тексту.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

5-6 год обучения

№№

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Развитие слуха, ритма, голоса

Прослушивание

2.1

Работа над дыханием, певческое дыхание

2

1

1

2.2

Работа над звуком

2

0,5

1,5

2.3

Работа над хоровыми партиями из изучаемого репертуара

16

4

12

2.4

Работа над текстом и художественным образом

3

1

2

3.

Общее фортепиано

Итоговое занятие

3.1

Чтение с листа

4

1

3

3.2

Работа над техникой

4

1

3

3.3

Работа над произведениями

15

5

10

Зачет

4.

Элементарное сольфеджио

Прослушивание

4.1

Сольфеджирование и пение с листа

8

3

5

4.2

Воспитание чувства метроритма

5

2

3

4.3

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

6

2

4

4.4

Музыкальный диктант

4

1

3

5.

Итоговое занятие

2

0,5

1,5

Итоговое занятие/зачет

Итого:

72

22,5

49,5

Примечание.

Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одного ученика.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие

Теория: правила поведения на занятиях. Техника безопасности.

Практика: решение организационных вопросов.

2 раздел. Развитие слуха, ритма, голоса

Тема 2.1. Работа над дыханием, певческое дыхание

Теория: Повторение основных певческих установок (дыхание, звукоизвлечение, оптимизация резонаторов).

Практика: Совершенствование навыков правильного дыхания и звукоизвлечения.

Тема 2.2. Работа над звуком.

Теория: Характер звуковедения.

Практика: отработка навыка выравнивания звучности гласных, четкого произношения согласных, пение легато, нон-легато, стаккато, маркато, и т.д.

Тема 2.3. Работа над хоровыми партиями из изучаемого репертуара.

Теория: Анализ новых произведений.

Практика: Разбор нотного и текстового материала, отработка трудных мест в произведении.

Тема 2.4. Работа над текстом и художественным образом.

Теория: Объяснение незнакомых слов и выражений. Анализ художественного образа.

Практика: Работа над особенностями  вокального произношения (дикция),  пропевания гласных и согласных в произведении. Создание художественного образа изучаемого произведения.

3 раздел. Общее фортепиано

Тема 3.1. Чтение с листа.

Теория: Устный анализ музыкальных  произведений, принципы чтения нот с листа.

Практика: чтение с листа произведений из репертуара  второго – четвертого года обучения с использованием пунктирного ритма, шестнадцатых, в тональностях до 5 знаков в ключе.

Тема 3.2. Работа над техникой.

Теория: Мажорные и минорные гаммы. Упражнения на развитие мелкой техники. Основы звукоизвлечения, штрихи.

Практика: Игра упражнений, мажорных и минорных гамм отдельно каждой рукой и двумя руками, диапазон – две октавы. Развитие двигательно-моторных, технических навыков и умений; совершенствование координации, развитие навыка игры двумя руками.

Тема 3.3. Работа над произведениями и хоровыми партиями.

Теория: Продолжение освоения музыкальной грамоты, ключей, динамики, аппликатуры,  основы педализации, понимание правил чтения партитур.

Практика: Усовершенствование игры двумя руками, разучивание  нотного  материала, игра со счётом вслух, исполнение пьес по нотам и наизусть. Развитие комплекса музыкальных способностей.

4 раздел. Элементарное сольфеджио

Тема 4.1. Сольфеджирование и пение с листа

Теория: Объяснение принципов чтения нотного текста.

Практика: пение: мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими  оборотами, элементами хроматизма и модуляции, с листа мелодий с движением по звукам Д7, Ум53, включающих интонации Ув2, Ум7, тритонов, 2-х-голосных примеров с элементами альтерации, в том числе и дуэтом. Транспонирование с листа на секунду вверх и вниз, синкопы внутритактовые и межтактовые.

Тема 4.2. Воспитание чувства метроритма

Теория: Схемы дирижирования. Тональности.

Практика: Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в том числе и переменном размере, ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые, новые ритмические группы в размере 6/8, переменный размер, ритмический ансамбль, ритмический диктант.

Тема 4.3. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Теория: Объяснение необходимых терминов.

Практика: определение на слух и осознание характера муз. произведения, лада, формы количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, ритмических особенностей, функций аккордов, гармонических оборотов, мелодических оборотов с движением по звукам пройденных аккордов и интервалов, анализ простейших альтераций в мелодии, анализ аккордов и интервалов в последовательности в ладу  и отдельно от звуков, анализ каденций в периоде, типа полифонии, модуляций в параллельную тональность, тональность доминанты.

Тема 4.4. Музыкальный диктант

Теория: Правила написания диктантов.

Практика: разные формы устных диктантов, письменный диктант в объеме 8-10 тактов, ритмические длительности четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа.

Тембровый диктант.

5. Итоговое занятие

Теория: Проверка теоретических знаний и практической подготовки

Практика: Демонстрация основных приёмов игры на фортепиано, знание штрихов, динамических оттенков, исполнение указаний автора. Правильное и грамотное исполнение своих партий, знание слов.

Прогнозируемый результат.

По окончании обучающийся сможет:

  • приобрести устойчивые  навыки и умения по всем видам работ на уроках сольфеджио;
  • осознанно воспроизводить аккорды и интервалы в тональности и от звука;
  • использовать полученные теоретические знания в практике;
  • интонационно чисто петь музыкальные примеры, в том числе и с листа
  • определять на слух пройденные аккорды и интервалы;
  • иметь достаточный уровень слуховых представлений;
  • применять свои знания и умения в практике;
  • играть с листа фортепианные пьесы двумя руками;
  • самостоятельно разбирать на фортепиано любую хоровую партию с авторскими указаниями.        

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

7-9 год обучения

№№

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Развитие слуха, ритма, голоса

Прослушивание

2.1

Работа над хоровыми партиями из изучаемого репертуара

19

4

15

2.2

Работа над текстом и художественным образом

4

1

3

3.

Общее фортепиано

Итоговое занятие

3.1

Чтение с листа

4

1

3

3.2

Работа над техникой

4

1

3

3.3

Работа над произведениями

15

5

10

Зачет

4.

Элементарное сольфеджио

Прослушивание

4.1

Сольфеджирование и пение с листа

8

3

5

4.2

Воспитание чувства метроритма

4

1,5

2,5

4.3

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

5

2

3

4.4

Музыкальный диктант

6

1,5

4,5

5.

Итоговое занятие

2

0,5

1,5

Итоговое занятие/зачет

Итого:

72

21

51

Примечание.

Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– 36 учебных недель;

– одного ученика.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие

Теория: правила поведения на занятиях. Техника безопасности.

Практика: решение организационных вопросов.

2 раздел. Развитие слуха, ритма, голоса

Тема 2.1. Работа над хоровыми партиями из изучаемого репертуара.

Теория: Анализ новых произведений.

Практика: Разбор нотного и текстового материала, отработка трудных мест в произведении.

Тема 2.2. Работа над текстом и художественным образом.

Теория: Текст на иностранном языке. Произношение. Объяснение незнакомых слов и выражений. Анализ художественного образа.

Практика: Работа над особенностями  вокального произношения, в том числе иностранного текста. Создание художественного образа изучаемого произведения.

3 раздел. Общее фортепиано

Тема 3.1. Чтение с листа.

Теория: Устный анализ музыкальных  произведений, принципы чтения нот с листа.

Практика: чтение с листа произведений из репертуара  третьего – пятого года обучения с использованием переменного ритма, разных длительностей, в тональностях до 5 знаков в ключе.

Тема 3.2. Работа над техникой.

Теория: Упражнения на развитие техники. Мажорные и минорные гаммы. Основы звукоизвлечения, штрихи.

Практика: Игра мажорных и минорных гамм отдельно каждой рукой и двумя руками, упражнений на разные виды техники. Совершенствование двигательно-моторных, технических навыков и умений; совершенствование координации, совершенствование навыка игры двумя руками.

Тема 3.3. Работа над произведениями и хоровыми партиями.

Теория: Анализ музыкального произведения. Правила чтения партитур.

Практика: Разучивание нотного  материала, исполнение пьес по нотам и наизусть. Работа над художественным образом. Развитие комплекса музыкальных способностей.

4 раздел. Элементарное сольфеджио

Тема 4.1. Сольфеджирование и пение с листа

Теория: Объяснение принципов чтения нотного текста.

Практика: пение мелодий с хроматизмами  и модуляциями, с движением по звукам Д7  и его обращений,  2-х-голосных примеров с элементами альтерации, в том числе и дуэтом, мелодий в народных ладах. Все пройденные ритмические группы и размеры. 

Тема 4.2. Воспитание чувства метроритма

Теория: Переменный размер. Схемы дирижирования.

Практика: Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в том числе и переменном размере. Дирижирование в смешанных размерах. Ритмический ансамбль. Ритмический диктант.

Тема 4.3. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Теория: Объяснение необходимых терминов.

Практика: определение на слух и осознание характера муз. произведения, лада, формы количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, ритмических особенностей, типа полифонии, функций аккордов, гармонических оборотов, мелодических оборотов с движением по звукам пройденных аккордов и интервалов. Анализ не сложных альтераций в мелодии, анализ аккордов и интервалов в последовательности в ладу  и отдельно от звуков, анализ каденций в периоде, модуляций.

Тема 4.4. Музыкальный диктант

Теория: Правила написания диктантов.

Практика: все формы устных диктантов, письменный диктант в объеме 8-10 тактов, различные ритмические длительности. Тембровый диктант.

5. Итоговое занятие

Теория: Проверка теоретических знаний и практической подготовки

Практика: Демонстрация основных приёмов игры на фортепиано, знание штрихов, динамических оттенков, исполнение указаний автора. Правильное и грамотное исполнение своих партий, знание слов.

Прогнозируемый результат.

По окончании обучающийся сможет:

  • уметь правильно, интонационно точно петь выученную мелодию нотами и со словами;
  • сольфеджировать один из голосов двухголосного примера;
  • подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент;
  • анализировать на слух и определять в нотном тексте основные элементы музыкальной речи;
  • записывать  по слуху несложные мелодии в объеме 8-10 тактов;

- знать основные теоретические сведения, предусмотренные программой;

  • играть с листа фортепианные пьесы двумя руками с авторскими указаниями;
  • самостоятельно разбирать на фортепиано любую хоровую партию, не сложную партитуру.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Название учебной темы

Название и форма методического материала

Вводное занятие

ТБ в учебных аудиториях, ПДД по дороге на занятия, правила поведения в общественных местах

Развитие слуха, ритма, голоса: работа над дыханием, понятие о певческом дыхании

Схема строения голосового аппарата. Упражнения для правильного дыхания.

Принципы артикуляции речи и пения, упражнения для развития артикуляционного аппарата

Скороговорки, дикционные упражнения. Тексты.

Работа над звуком: пение гласных, произношение согласных, характер звуковедения

Аудио и видеозаписи, методическая литература

Работа над хоровыми партиями из изучаемого репертуара

Нотный текст изучаемых хоровых произведений, аудио, видеозаписи.

Работа над текстом: объяснение незнакомых слов и выражений, подтекстовка

Тексты к изучаемым произведениям, фотографии, рисунки.

Общее ф-но: беседы о музыке. Подбор по слуху

Аудио и видеозаписи, схема устройства инструмента

Игра педагога.  Ансамблевое музицирование

Хрестоматии. Клавиры. Аудио и видеозаписи.

Чтение с листа

Нотный материал: сборники, учебники, хоровые партии

Работа над постановкой пианистического аппарата

Схема посадки, постановки рук. Мяч.

Работа над техникой

Схемы с обозначением пальцев левой и правой руки в гаммах и упражнениях

Работа над произведениями

Нотный текст, в том числе изучаемые хоровые партии

Сольфеджио: вокально – интонационные навыки

Камертон. Таблицы с упражнениями для развития интонационных навыков

Сольфеджирование и пение с листа

Сборники, учебники. Методическая литература. Камертон.

Воспитание чувства метроритма

Метроном. Ритмические игры.

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)

Настроенный инструмент, последовательности аккордов и цепочки интервалов

Музыкальный диктант

Сборники диктантов, при необходимости и наличии записи диктантов разными инструментами

Знакомство с музыкальной терминологией.  Теоретические сведения

Учебные пособия, таблица длительностей, таблицы звукорядов; таблицы терминов и обозначений.

Методическое обеспечение реализации программы

Приёмы и методы.

При реализации программы  используются различные  методы  обучения:

Словесные – беседа, рассказ, объяснение нового материала;

Наглядные – игра преподавателя, прослушивание аудио и видео записей, прослушивание исполнения других исполнителей.

Практические – пение и игра самих обучающихся.

 Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальных навыков определяет педагог в зависимости от музыкальных  способностей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

    Учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве проводятся индивидуальные занятия. Для этого, использую богатый опыт в области музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского,  Н.А.Ветлугиной, Т. М. Орловой, В. Емельянова, Д. Огородного. Для развития музыкально - ритмических навыков использую материалы и программы А. И. Буренининой «Топ-хлоп, малыши», «Музыкальная палитра».

   Для успешного развития вокально-хоровых, а также общей музыкальности, в построении занятий необходимо включать следующие разделы:

1. Специальные упражнения:

  • упражнения на развитие ладового чувства;
  • упражнения на развитие музыкально слуховых представлений;
  • упражнения на развитие чувства ритма.

2. Музыкотерапевтические  распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания.

3. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств:

  • упражнения и игры для развития музыкальных способностей с использованием элементов драматизации;
  • художественное слово.

4. Музыкально-ритмическая деятельность:

  • упражнения и игры на развитие ритмичности и пластики движений,
  • упражнения и игры на снятие мышечного зажима;
  • упражнения и игры на ориентировку в пространстве;
  • упражнения и игры на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

В план непременно включается  определение характера музыки, устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение удерживать интонацию. Всегда детям указывается на неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечаются положительные стороны их работы.

При пении упражнений или песен большое внимание уделяется процессу певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулируется процесс дыхания и управление им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Особое внимание уделяю интонации интервалов.

Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях  большое внимание уделяется постановке певческого голоса.

Постепенно, в процессе работы,  добиваемся:

  •  пения естественным звуком без напряжения;
  • чистого интонирования в удобном диапазоне;
  • пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;
  • умения слышать и передавать в пении постепенное и скачкообразное движение мелодии;
  • умения слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
  • умения самостоятельно попадать в тонику;
  • умения эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;
  • умения чувствовать и соблюдать в пении метроритм.
  • Умение сыграть на фортепиано свою хоровую вокальную партию, одновременно  пропевая её в заданном характере, темпе и с  соответствующей нюансировкой.

 Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, подражая их голосам, не приобретали вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.

        Приёмы развития слуха и голоса детей

При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.

Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие.

  • Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
  • Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
  • Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
  • Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
  • Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
  • Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя; ил
  • Моделирование высоты звука движениями руки;
  • Отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
  • Настройка на тональность перед началом пения;
  • Устные диктанты;
  • Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
  • Письменные и устные задания на анализ вокального исполнения

                 

               Список литературы

  1. Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976.
  2. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975.
  3. Баренбоймб Л. Путь к музицированию Л. 1979.
  4. Богино Г. Игры-задачи. М. 1974.
  5. Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968.
  6. Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Л., 1967.
  7. Голубовская Н. Искусство педализации Л. 1974.
  8. Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ.–М., 1976.
  9. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 19782
  10. Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 4 класса ДМШ. – М., 1978.
  11. Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 5 класса ДМШ. – М., 1981.
  12. Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972.
  13. Детский голос под  ред. В. Шацкой. Москва, 1970
  14. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Новосибирск, 1991 г.
  15. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2., ч. 1. – М., 1979.
  16. Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1989.
  17. Калужская Т. Сольфеджио. Учебник для 6 класса ДМШ., - М., 1986.
  18. Каузова А.Г.. Николаевы А.И.  Теория и методика обучения игре на фортепиано. М. 2001.
  19. Коробка В.И. Вокал в популярной музыке. Москва 1989 г.
  20. Котляревская–Крафт М., И. Москалькова, Л. Бахтан. Сольфеджио.  Учебное пособие для подготовительных  отделений. М., С-  Пбг., 1995г.
  21. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980.
  22. Мартинсен К.  Индивидуальная фортепианная техника. Раздел 1-й.  М. 1966.
  23. Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1980.
  24. Металлиди Ж. Сольфеджио. Учебник для 7 класса ДМШ, - М, 1989.
  25. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989.
  26. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2 класса ДМШ. – М. 1989.
  27. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного  класса ДМШ. – М. 1989.
  28. Музыкальное воспитание. М. 1983.
  29. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975.
  30. Нейгауз Г.Г.  Об искусстве фортепианной игры.  М. 1961
  31. Писарская Е. «Вокальный букварь», Москва, 1996 г.
  32. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981.
  33. Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению
  34. Теплов Б.М.  Проблема индивидуальных  различий.  М.  1961.
  35. Тимакин Е.  Воспитание пианиста.  М.  1984.
  36. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1974.
  37. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979.
  38. Цатурян К.А. Чтение с листа как метод работы с учащимися пианистами.М.1971.
  39. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа.  М. 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В ПЕРИОД МУТАЦИИ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20___г.Про...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ХОРОВОГО ПЕНИЯ В СМЕШАННОЙ ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ И ЮНОШЕЙ НА ОБРАЗЦАХ КЛАССИЧЕСКОЙ, НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития литературного творчества и журналистской работы ПРЕСС-ЦЕНТР «СВЕЖИЙ ВЕТЕР»

     Программа развития литературного творчества и журналистской работы Пресс-центр «Свежий ветер» имеет художественную направленность, предусматривает развитие и реа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Элементы сольных партий грузинского народного танца. 1 этап - вращения, прыжки (триалеби, хтомеби)». 2020 г.

Данная программа художественной направленности относится к ознакомительному уровню и предоставляет широкие возможности обучения сольным элементам грузинского танцевального искусства, дает возможность ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Элементы сольных партий грузинского народного танца. 2 этап-движения на пальцах, коленях (церилетеби, мухлилетеби)». 2020 г.

Данная программа художественной направленности относится к ознакомительному уровню и предоставляет широкие возможности обучения сольным элементам грузинского танцевального искусства, дает возможность ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Элементы сольных партий грузинского народного танца. 2 этап». 2022 г.

Данная программа художественной направленности, ознакомительного уровня реализации предназначена для обучения детей в возрасте от 8 до 18 лет. Программа предоставляет широкие возможности для обучения ...