Конспект классного часа об истории празднования Рождества
классный час (5 класс) на тему

Каюмова Ирина Фуатовна

Материал об истории празднования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kl_chasa_rozhdestvo.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект на тему: «История рождества Христова»

Подготовила: учитель Каюмова Ирина Фуатовна

МБОУ СШ №63 г.Ульяновска

Цели  мероприятия :

-знакомить детей с тайнами культовых праздников, мест;

-развивать познавательный интерес, расширять кругозор;

-воспитывать чувство уважения к национальному достоянию;

Методические приемы: словесные (беседа, вопросы); наглядные: презентация

Материал: ПК (презентация)

Ход мероприятия

Ученик 1: читает стихотворение А.Фета.(слайд 2)

Звезда сияла на востоке,
И из степных далеких стран
Седые понесли пророки
В дань злато, смирну и ливан.


Изумлены ее красою,
Волхвы маститые пошли
За путеводною звездою
И пали до лица земли.


И предо мной, в степи безвестной,
Взошла звезда Твоих щедрот:
Она свой луч в красе небесной
На поздний вечер мой прольет.

Учитель: Есть в году день, когда в мире наступает беспредельная радость. Кажется, что небеса опускаются, и в них растворяется все земное. В едином порыве ликуют ангелы и радуются люди. Причину этой радости более двух тысяч лет назад возвестил Ангел вифлеемским пастухам: «Благовествую вам, что ныне во граде Давидовом родился Сын Божий – Спаситель мира». Это событие положило основу спасения человечества воплотившимся Христом. (слайд 3)

Ученик 2: Христиане всего мира каждый год с нетерпением ожидают самый светлый праздник – Рождество Христово. В каждом уголке земного шара, где преклоняются пред именем Христа, празднуют этот поистине великий день. Его с нетерпением ждут не только дети, но и взрослые.

Ученик 3. Давайте познакомимся с историей появления праздника 

Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Вместе с обручником своим Иосифом она участвовала в переписи граждан. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота.

Ученик 4

То были времена чудес,
Сбывалися слова пророка,
Сходили ангелы с небес,
Звезда катилась от востока,
Мир искупленья ожидал —
И в бедных яслях Вифлеема,
Под песнь хвалебную Эдема,
Младенец дивный воссиял…

Учитель: Первыми воплотившемуся Богу поклонились пастухи. Также поклониться Спасителю пришли волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эта звезда в христианской истории называется Вифлеемской.(слайд 4)

Ученик 5

Встаньте и пойдите
В город Вифлеем;
Души усладите
И скажите всем:
«Спас пришел к народу,
Спас явился в мир!
Слава в вышних Богу,
И на земли мир!
Там, где отдыхает
Бессловесна тварь,
В яслях почивает
Всего мира Царь!»

Учитель: Волхвам пришлось пересечь границы нескольких государств, прежде чем они пришли к бедным вифлеемским яслям. Богомладенцу мудрецы принесли в дар золото, ладан и смирну.  Эти подарки, которые получили название «Дары волхвов», имеют глубокое символическое значение (слайд 5)

 -золото – символизировало, как приношение Царю, ведь Иисус воплотился, чтобы стать царем земным;

-ладан – священнический символ, ведь своим земным служением Христос стал Первосвященником;
-смирна – ею помазывали тело умершего человека, в рождественской истории она стала символом и указанием на искупительную жертву Христа за все человечество.

Ученик 1:Впервые этот праздник христиане стали отмечать только в IV веке. До этого событие появления на свет Христа упоминалось первыми христианами в день Богоявления. Под воздействием эллинской культуры и верований, эти два праздника были разделены. Рождество значительно превзошло по значению Богоявление и практически сразу стало вторым христианским праздником после Пасхи.

Ученик 2: На Руси Рождество ждали особенно. Сначала праздновали его, а потом встречали Новый год. Поэтому у христиан принято наряжать елки именно к Рождеству. В 1918 году Россия перешла на григорианское летоисчисление. Церковь продолжала и продолжает жить по юлианскому, старому календарю. Из-за этого сначала приходит Новый год и только потом Рождество.(слайд 6)

Ученик 3: Рождественский сочельник

День накануне праздника называется Рождественским сочельником. Это очень строгий постный день. Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера. Земля готовится встретить Божественного Младенца. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству.(слайд 7)

Учитель: Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой. Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святвечеру готовят двенадцать постных блюд. 12 число символическое – это и 12 месяцев года, и 12 апостолов, и 12 главных праздников Церкви. Главное лакомство – кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.

Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Только с XVI века в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар. От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед – самый чистый на земле продукт. А Богу, как известно, отдается лучшее.(слайд 8)

Ученик 4: Празднование Рождества

В Церкви, кроме Пасхи, есть 12 самых больших праздников и самый главный среди них – Рождество. Празднуют его до Крещения. То есть, от 7 по 17 января. Этот период называется Святками. Рождества ждут и взрослые, и дети. Оно приносит много радости, веселья, сладостей. В доме царит ощущение уюта и покоя, а сердце согревает надежда, что будущее обязательно будет светлым.(слайд 9)

Ученик 5: Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквах происходят праздничные службы. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Нужно помнить, что Господь благодарит человека за каждое, самое малое усилие, которое тот за Него делает. В этот праздник даже звезды на небосклоне ведут себя особенно, а утром солнце играет разными цветами. (слайд 10)

Учитель: Традиции праздника

С Рождеством связано много народных традиций. Большинство из них Церковью признаются. Накануне, в Сочельник, наряжают елочку. Ее верхушку венчает звезда – символ Вифлеемской. Свечи на елочке напоминают о неземном свете, исходящем от пещерки, в которой родился Иисус. Под елочку кладут коробки с подарками всем членам семьи. Кроме елочки, в домах и храмах сооружают вертеп – символическую пещерку с родившимся Христом и объемными фигурками людей, которые Его окружали. Главное действо праздника – колядование. Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Раньше города мало напоминали нынешние мегаполисы, поэтому люди ходили от дома к дому и славили родившегося Христа, отчего их называли христославами. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.(слайд 11)

Ученик 1:В сознании человека Рождество – это праздник осуществления мечты. Поэтому подбирать подарок нужно тщательно. Он необязательно должен быть дорогим. Для человека важно прикосновение чуда к его жизни.. Подарок не всегда может вызвать восторг. Намного важнее – тронуть сердце человека, заставить его поверить в чудо. Традиционно к Рождеству дарят сладости. И не только детям. (слайд 12)

Ученик 2: Рождество празднуют долго. Самое важное, что должен вынести из этих дней любой человек – это саму суть рождения Святого Младенца, который отдал свою жизнь заплатив за наши грехи. Тем самым дал нам возможность исправить свои ошибки и помириться с Богом

Звучит музыка. Дети хором поют песню «Рождественская песня» Музыка Е. Зарицкой. Слова И. Шевчука.(слайд 13)

1. Зажигает вечер праздничные свечи
На Рождество.
Снова так случится, в двери постучится
К нам волшебство.
И под запах хвои вспомнится былое,
Позабудем злое — час пробьет.
Слышишь, как по крыше ходит тише мыши
Новый год.

Припев:
Дин-дон.
Часы бьют на башне.
Дин-дон.
Где, ты год, вчерашний?
В норке ли мышиной?
В ратуше старинной?
Иль в дремучей чаще?
Вспоминай почаще нас.

2. Огонек качнется, ото сна очнется
Сказочный мир.
Оживают тени, затевают тени
Праздничный пир.
Вьюга за окошком, подожди немножко,
Сядем на дорожку, старый год.
Старый год присядет, веточку пригладит,
И вздохнет.

3. Утро гасит свечи, умолкают речи.
Удержать нам нечем Колдовство.
Не горюй, вернется, через год вернется
К нам Рождество.

Учитель: А сейчас самое время провести небольшую викторину, для того, чтобы узнать, что вы узнали об истории праздника Рождество и том, как его отмечали издревле.

Вопрос 1. Как называют мать Христа? (Богородица)

Вопрос 2: Имена родителей Христа(Мария и Иосиф)

Вопрос 3. Где родился Иисус? ( г. Вифлеем)

Вопрос 4. Что принесли в дар младенцу волхвы и что символизировали эти подарки? (Золото, ладан, смирна)

Вопрос 5.Как называется день накануне Рождества? (Рождественский сочельник)

Вопрос 6.Почему число12 является символическим на рождество? ( 12 апостолов, 12 месяцев в году, 12 главных праздников)

Вопрос 7:Как называется традиционное кушанье? Как его готовят?( Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами.)

Вопрос 8. Какие рождественские традиции вы знаете? (колядки, подарки)

Учитель: А наше мероприятие подошло к концу. Будьте терпимы друг к другу, любите своих близких! Счастливого Нового года и Рождества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа - конкурса "Семейные истории"

Форма проведения классного часа – конкурс.Цель: формировать чувство семейной сплоченности....

Александрова Е.В Сценарий-конспект классного часа из истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Чтобы помнили

Сценарий открытого классного часа, посвящен 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.  и рассчитан на детей 8-13 лет. Это мероприятие имеет воспитательную направленност...

Конспект классного часа «Государственные символы: история и современность» для 5-6 классов

Цель: дать представление о значении, преемственности и символике российских герба, флага (знамени), гимна.   Задачи: - способствовать проявлению у учащихся интереса и потребности к изучению ...

Конспект классного часа 1 сентября 2018 года в 9 классе "История России и нашего края в датах календаря"

Разработка классного часа в 9 классе вечерней школы на 1 сентября, День Знаний...

конспект классного часа "История Дня Св. Валентина"

Материал хорошо использовать для беседы на классном часе, можно взять материал и на урок по теме....

Конспект классного часа(1-4 классы) по истории чувашского народа.

Каждый когда -нибудь задумывается : Кто мы? Откуда? Что за народ наши предки? В материале даются ответы на вопросы относительно истории чувашского народа....

Конспект классного часа "Листая страницы истории. Вторая Мировая война"

Материал  поможет учителю провести внеклассное мероприятие, посвященное памяти событиям Великой Отечественной войны...