Концерт-беседа "Солнечный свет - имя тебе Моцарт"
статья на тему

Кадырматова Ирина Михайловна

Рассказ о юных годах В.А.Моцарта, с краткими аннотациями перед исполняемыми произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motsart_beseda.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Концерт – беседа:

« Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе  « Моцарт»

Исполнение и комментарии : Кадырматова И.М.

                                                         

                                        2 апреля 2014 года

« Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе « Моцарт»

 (А.Г.Рубинштейн)

В те далёкие времена Зальцбург был столицей маленького церковного княжества, На карте тогдашней Европы оно выглядело не более ноготка. Но ведь его измеряли лишь в ширину и длину. А стоило поднять свой взор выше, и вы немало удивились бы…

Здесь, в Зальцбурге, начинали своё шествие величественные Альпы – одни из самых красивых гор Европы. Каждое утро солнце, точно сиятельный маршал, обходило их стройные ряды и поправляло золотой рукой их белоснежные шапки. А кроме того, у солнца имелось ещё много других дел: заглянуть в каждую улицу, каждый сад, дом и главное – вовремя улыбнуться здешнему владельцу – архиепископу, дабы в княжестве всё шло тихо и спокойно…

И всё-таки не Альпами, не архиепископом, даже не высоким небом славился старинный городок. В самой Австрии о нём говорили так:

- Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!

И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий – пел и каждый четвёртый – обязательно играл на  музыкальном инструменте.

Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт. Правда, в тот день никто из горожан и не подозревал о том, что родился великий композитор. Лишь только отец новорождённого, скрипач Леопольд Моцарт, счастливо вздохнув, задумался:

- А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплётчиком, как все Моцарты, иль, подобно мне, отдаст своё сердце музыке?!

Ну, конечно маленький Моцарт стал музыкантом. Необычайная одарённость мальчика проявилась очень рано. В три года его трудно было оторвать от инструмента: нажимая клавиши, он долго, внимательно вслушивался, шумно радуясь, когда находил понравившиеся ему созвучия; потом начал подбирать мотивы знакомых ему песенок, а далее целые отрывки из услышанной музыки. На пятом году отец успешно начинает занятия с сыном – для Вольфганга, казалось, не существовало трудностей – его огромная память без усилий удерживала всё, что он когда-либо слышал, а врождённая беглость пальцев позволяла справляться с самыми сложными вещами. К шести годам юный Моцарт овладевает техникой клавесинной игры, уже умеет играть на скрипке и органе.

И отец решает, что пока ребёнок мал и его необычайные способности могут поразить публику, отправиться завоевать признание во всём мире. Дорога в эти страны должна пролегать через Вену – столицу Австрии, самый музыкальный город в Европе.

-В путь! - решил отец.

…И вот она Вена! Ослепительно блистали старинные фонари, и в праздничном ореоле их блеска весело кружились робкие снежинки. Моцарты очень волновались. Что скажет император? Что скажет императрица? Что скажут придворные? Но маленький Моцарт играл бесподобно! И ,наверное поэтому, когда кончилась музыка, так долго длилось молчание: эхо звуков умирало в каждом сердце, и каждый, прислушиваясь к себе , ловил их последнее дыхание…

Но вот зал ожил, затрепетал, словно огромная бабочка! Взлетели вверх кружевные манжеты! Все говорили, вздыхали и повторяли без конца: «Прелестно! Прелестно!» Так было вечером, а утром на пороге их комнаты появился чопорный лакей.

- За вашу прелестную музыку Её Императорское Величество жалует вам шпагу и платье принца! Ах, какое прекрасное пробуждение! Нет, маленький Моцарт не может, не смеет этому поверить! Но старший Моцарт рассеивает все сомнения. Роняя слова сквозь счастливые слёзы, он говорит:

- Это всё правда, правда Вольфганг! Исполнилась наша мечта! Сегодня ты уже не какой-то неизвестный музыкант! Отныне ты - маленький принц австрийской Музыки!

( «Менуэт» Ре-мажор, «Менуэт» Соль-мажор)

А потом… Это произошло в Риме. Известен ли вам знаменитый случай с римским папой и маленьким Моцартом? Нет? Тогда послушайте. Восторженные итальянцы до сих пор не перестают щёлкать языком и удивляться:

- Вы только подумайте! Гордый первосвященник склонился перед талантом мальчика?!

…Римский папа не признавал никого и ничего кроме Бога и … Музыки. Да, да музыки! Папа знал, как велика власть музыки над сердцами людей и потому собирал и покупал самую прекрасную музыку. Раз или два в год эта музыка торжественно звучал в папской церкви, а потом драгоценные ноты прятали в золочёную шкатулку. И никто, никогда не касался их до следующего праздника. Как раз в то время в Италию приехали Моцарты. Однажды, гуляя по Риму, маленький Моцарт забрёл в папскую церковь. Был праздник. Торжественная музыка сотрясала церковные своды, пел хор, верующие молились. Никто не заметил прихода юного Моцарта. А он пришёл, послушал музыку, горячо помолился Богу и ушёл.

На другой день в папском дворце начался неслыханный переполох:

- Музыка! Пропала музыка! Прекрасную музыку похитили!

Все бегали, суетились, стукались лбами, склоняясь над шкатулкой, где лежали ноты и ахали:

- Ах, как могла пропасть музыка, если ноты лежат на месте и охраняют их два дюжих гвардейца?!

Виновником же переполоха оказался маленький Моцарт. Однако он и пальцем не тронул драгоценную шкатулку, где лежали ноты. Он просто запомнил эту музыку от начала и до конца во время богослужения, придя домой, записал всю партитуру по памяти, и сделал это без единой погрешности против оригинала.

Ах, как негодовал папа!

- Кто? Кто посмел украсть мою музыку?!

А римляне? Сначала они удивились, а потом расхохотались! И тогда папа насупил брови и задумался… Он думал день, думал два, а на третий решил: « Лучше быть добрым, чем смешным». И маленького Моцарта не только простили, но и наградили орденом, орденом « Золотой шпоры», которым награждали только самых знаменитых и самых старых композиторов, например, таких как Кристофер Глюк, факт всем известный.

( « Аллегро» Фа-мажор, « Аллегро» Си-бемоль мажор)

А вот в Париже…  Ах, Париж! Париж! Наверно, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Возьмите хотя бы названия парижских улиц! « Улица старой голубятни»   « Улица кошки, играющей в мяч»! Парижане уверяют, что на этой улице родился знаменитый Кот в сапогах. Он и теперь приходит ночью на эту узкую улочку, чтобы поиграть в золотой мячик. А люди открывают окна и ждут…  Куда влетит мячик, к тому придёт счастье! Ну не сказочно ли это?!

Как известно парижане очень любят шутить. Когда маленький Моцарт приехал в Париж, они его тоже восприняли как очаровательную шутку музыки. « Такой младенец и талантливее многих старых! Ну, разве это не забавно?!» - смеялись парижане. И желая угодить добрым французам, Моцарт писал им сонаты и менуэты, надев серебряный паричок, и взяв в руки скрипку, играл и играл свои бесконечные концерты. И вскоре о нём заговорил весь Париж.

А когда наступил Новый год и на колокольнях повисли серебряные нити, а в королевском дворце зажглись золотые свечи, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин. В тот праздничный вечер Вольфганг Амадей Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. И король Франции спрашивал своего маленького пажа:

- Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?

И маленький Моцарт с поклоном отвечал:

- Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца!

Король улыбался и милостиво кивал. А следом за королём улыбались и кивали все придворные.

Париж был завоёван Моцартами. Но и Париж завоевал сердца Моцартов. В Версале они слушали превосходную хоровую церковную музыку, бывали на изысканных камерных вечерах. Здесь, в Париже, Вольфганг под впечатлением этих вечеров сочинил свои первые  четыре сонаты для скрипки и клавесина, которые строгий и взыскательный отец счёл возможным напечатать.

(«Менуэт» Фа-мажор, «Лёгкая соната» До-мажор, ч.1)

Но наибольшее впечатление на мальчика произвёл симфонический оркестр.

Это случилось уже в Лондоне. Отец тяжело заболел. Боясь обеспокоить больного отца, Вольфганг не касался инструмента и не обращался к больному с вопросами, Он лишь беззвучно трогал клавиши, ужасно скучая без музыки.  Вот уже несколько дней у него в голове звучит мелодия, которая не даёт ему покоя. А что если он попробует записать её? Вольфганга смущало одно: эта музыка никак не хотела превратиться  в клавесинную пьесу, он ясно слышал оркестровые голоса – скрипку, флейту, гобой…  А как писать для оркестра, отец ещё ему не показа. Он даже не знает, сколько строчек потребуется для изложения всех голосов и как сделать, чтобы они не набегали один на другой. Сначала он даже с раздражением закрыл тетрадь, потом решительно снова подсел к столу. Через полчаса он уже ни о чём другом не мог думать: звучавшие в воображении голоса вели его за собой, подсказывая как писать, сплетались и снова расходились.

Он так увлёкся работой, что не сразу услышал голос отца:

- Вольфганг, - спрашивал тот встревоженно, - где ты, почему не откликаешься?

Вольфганг бросился к нему. В маленькой спальне было совсем темно.

- Сколько же я проспал? И ты всё время сидел один, бедняжка? Проклятая болезнь! Вот ты и не учишься из-за меня и не выступаешь.

Мальчик припал к отцу разгорячённой щекой.

- Папа, это не так, я всё время учусь, правда! Всё повторяю, что проходил с тобой, и даже новое сочинил. Хочешь, покажу? Только не сердись, если там много ошибок. Я хотел для оркестра сочинить, а как записать, ты мне ещё не показывал.

Он побежал за тетрадью.

Внимательно просмотрев, отец откинулся на подушки. – Принеси карандаш, сынок…    Или нет. Перо и чернила!

- Ты будешь поправлять ошибки чернилами? – удивился Вольфганг.

Отец улыбнулся.

- Ошибок – то почти нет, малыш. Ты действительно кой - чему выучился, пока я болел. А чернилами мы напишем вот что.

И большими красивыми буквами он вывел на заглавном листе рукописи: « Вольфганг Моцарт. Первая симфония». И потом мельче в углу: « Сочинена самостоятельно в Лондоне, восьми лет от роду»

Вскоре эта симфония была исполнена в Лондоне и имела шумный успех.

( « Соната» Си-бемоль мажор, ч.1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Свет Родионовна, забуду ли тебя!"

Материал расчитан на учащихся 5 - 6 классов. Рекомендую для проведения внеклассных мероприятий, в дни посвященные памяти А.С. Пушкина....

: «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Через текст художественного произведения проследить, как зарождается чувство любви у героев,как оно развивается и крепнет, как борются герои засвою любовь,  как претерпевают невзгоды на пути...

Музыкальная гостиная "Вечный солнечный свет, имя тебе Моцарт!"

Сценарий музыкальной гостиной посвящён жизни и творчкству великого австрийского композитора - В. А. Моцарту.На сцене- ведущие, Дамы, Академик, с ними мы попадаем в мир чарующей  музыки 18 века....

Я дарю тебе свет

Стенгазета "Я дарю тебе свет!" о слепых людях, их проблемах. Эта стенгазета напомнит детям и взрослым о том, что среди нас живут люди, которые никогда не увидят ни улыбку, ни слезы. Мы без устали бежи...

Сценарий "Сегодня все на свете УЧИТЕЛЬ для тебя!"

Сценарий торжественного чествования педагого, учителей ко Дню учителя...

Вечный солнечный свет в музыке - Моцарт, Моцарт....

Музыкальная гостиная в школе для учащихся 7-8 классов...

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт!». Открытый урок для 4 класса.

Открытый  урок для 4 класса.«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт!»...