Конспект урока по аранжировке на синтезаторе.
методическая разработка (7 класс) по теме

Романец Оксана Петровна

 Конспект  урока по аранжировке на синтезаторе. Адресована учителям музыки, педагогам дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика игры на синтезаторе.

Методическая разработка урока по аранжировке на синтезаторе.

Цель работы: Познакомить учащихся с разными жанрами и стилями  в музыке классической, народной, песенной;         из детского репертуара.

Задача: Способствовать активизации мышления ученика и развитию в полной мере его музыкальных способностей. Сохранить интерес к творчеству и воспитывать хороший вкус. Проявить себя в разных формах деятельности - в электронной аранжировке и исполнительстве, игре по слуху и в ансамбле, импровизации и звукорежиссуре.

 Исходя из образной и стилистической сферы подобрать соответствующие выразительные средства - тембры, эффекты, стили, выстроить драматургию произведения.

Оборудование: Синтезатор, колонки, микрофоны, звукорежиссёрский пульт, компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

Обучение игре на клавишном синтезаторе обладает ярко выраженной спецификой. Она обусловлена электронно-цифровой природой  музыкального инструмента, которая значительно расширяет его художественный потенциал по сравнению с традиционными механическими инструментами и определяет коренное изменение содержания и методов обучения в инструментальном классе.

Если обучение игре на каком-либо традиционном инструменте всегда связано с исполнительской интерпретацией, то при обращении к синтезатору этого оказывается недостаточно. Чтобы озвучить нотный текст нужно выбрать из большого числа электронных тембров те, что лучше всего подходят к данному тексту, скорректировать фактуру изложения, т. е. создать проект аранжировки, - элемент композиторской деятельности, затем надо озвучить этот проект - исполнить его или ввести в память инструмента, - исполнительская деятельность, а также выстроить электроакустическую среду звучания, т.е. провести звукорежиссерскую работу. Иногда необходимо внести поправки в готовые тембры синтезатора, как бы выступить создателем нового музыкального инструмента.

Вместе с тем, эта деятельность не является элитарной и сложной, т.к. опирается на интерактивные программные заготовки, заложенные в память синтезатора.

        

г

Аранжировка музыкальная (от фр.arranger — приводить в порядок, устраивать) — искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной. Отличается от оркестровки тем, что допускает применение различных способов развития первоначального материала — изменение гармонии, применение транспозиции и модуляций, добавление нового материала, вступления, заключения и т.д. Аранжировка на синтезаторе - это сложная творческая деятельность, состоящая из 4-х основных действий: анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, поверка, корректировка результата. Все это невозможно без знания теории музыки, законов развития и построения музыкальной формы. И, как у Г.Г.Нейгауза « учитель должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком... и дать ученику подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии....»

Практический показ.

  • Работа над гаммами и аккордами:

Игра гамм под авторитм, используя звуки из различных банков. Практическое освоение главного элемента гармонии - аккорда на примере гармонизации детских песенок - «Паровоз» и «Серенькая кошечка». (5 минут)

  • Работа над репертуаром:
  1. Й. Гайдн «Менуэт»

История происхождения, жанровые особенности, план аранжировки. Усложнение исполнительских задач как перспектива развития.

  1. А. Роули « В стране гномов»

Знакомство с программными произведениями на фантастическую тему, подбор звуковых средств, исходя из образа. Гармонический анализ текста, игра в режиме SONG, свободная ритмическая импровизация.

  1. В. Шаинский «Песенка про кузнечика»

Игра под автоаккомпанемент с отредактированным стилем со спец. эффектами.

  1. Матросский танец «Яблочко»

История происхождения. Выстраивание драматургии, тема в развитии.

- Подведение итогов.

Из-за облегченности клавиш, которые уменьшают мускульную работу пальцев, (естественный тренинг у пианистов), приобретает большее значение скорость в опускании пальца и его активный подъем при снятии звука. Вид клавиатуры, похожей на фортепианную не означает буквальный перенос мышечных ощущений, весовой, опертой игры на этот инструмент. Упражнения для формирования свободной гибкой кисти сродни фортепианным с некоторой коррекцией. Игра 3-м пальцем с погружением в клавишу имеет меньшее значение, используется на начальном этапе параллельно со знакомством с клавиатурой. Вначале осваиваются простые мелодии в 5-пальцевой позиции, потов игра в сопровождении бурдона квинты и двойных нот, помогающих укрепить свод и приобрести навыки игры «вслепую», т.к. помимо клавиш учащемуся необходимо зрительно контролировать очень много параметров на рабочей панели, управлять множеством функций с помощью кнопок. Именно поэтому предпочтительнее работа стоя - лучше зрительный охват информационных окон и есть возможность при необходимости сделать шаг вперед или в сторону. 5- пальцевая позиция готовит руку к взятию аккордов, без которых невозможно полноценно использовать функцию автоаккомпанемента. На 1-2 году обучения допускается режим упрощенного взятия аккордов - SINGLEFINGER, - «одним пальцем», но для правильного формирования представлений о тонально-гармонических функциях желательно давать небольшие творческие задания на освоение - особенно левой рукой! — трезвучий.

Гаммы до 2-х знаков -исполняются поочередно каждой рукой под автоаккомпанемент.

Цель — добиться плавного движения кисти при активных пальцах и звуковой ровности.

Задача — контролировать высокий 1 палец при подкладывании; отрабатывается под стили с пунктирным ритмом (акустический джаз, свинг) Используются инструменты подходящего диапазона, т.е. параллельно изучается инструментовка.

Трезвучия главных ступеней - в тональностях от белых клавиш. Аккорды авторской песни.

Цель - свободное владение тональностями, устойчивая 5-пальцевая позиция при гибкой и свободной кисти.

Задача - создать микро-аранжировку двух детских песен, используя автоаккомпанемент и знания принципов подбора аккордов.

Работа над репертуаром, составление проекта электронной аранжировки.

Перед учащимся ставятся следующие задачи:

- Провести анализ формы, определить количество частей.

- Рассмотреть необходимость использования автоаккомпанемента.

Если да, то использовать ли шаблоны вступления, окончания, сбивки, вариации стиля?

- Требуется ли разделение клавиатуры на два мануала для подчеркивания тембрального контраста? В каком месте будет точка деления клавиатуры?

- Голоса        каких инструментов подойдут для передачи образного содержания произведения?

- Какой темп, оттенки и штрихи подойдут для исполнения мелодии?

- Требуется        ли звукорежиссерская обработка каких-либо параметров звучания?

- Какие шумовые эффекты можно использовать в данном произведении?

Йозеф Гайдн «Менуэт»,

Необходимость воспитания хорошего художественного вкуса у учащегося. Стремление к аутентичному исполнению. Анализ формы, структуры.

Алек Роули «В стране гномов»

Синхронное исполнение с записанной композицией, значимость подчеркнутых лиг и резких акцентов.

В. Шаинский «Песенка про кузнечика»

Переключение настроек педалью, исполнение в разных темпах и характере, связанными с образами песни.

Матросский танец «Яблочко»

Технически сложная пьеса, требующая беглости и ловкости пальцев, хорошей реакции на изменение темпа и включение шумовых эффектов.

Итоги.

После работы аранжировщика, который, по сути, является неким волшебником, мелодия или песня может приобрести яркие краски, получить новую жизнь и открыть неизведанные ранее грани.

Аранжировку музыкального произведения можно сравнить, пожалуй, с режиссурой фильма. Герои фильма, в зависимости от видения режиссёра, могут быть определённого типажа, мироощущения, заставлять зрителя плакать или смеяться, злиться или доверять и сочувствовать. Так и музыка, над которой работает аранжировщик, становится более многогранной, наполняется определённым настроением, которое в дальнейшем передаётся слушателю и представляет собой некий спектр, складывающийся из представлений музыканта и аранжировщика.

Список литературы:

И М.Красильников «Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании» Проблемы педагогики электронного музыкального творчества

М.Ю. Черная «Электронные музыкальные инструменты»

ГТ. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»

А. С. Рогачев «Аранжировка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Методическая разработка урока по специальности «Клавишный синтезатор»

Методическая разработка урока  для обучающихся ДМШ, ДШИ эстрадного отделения, специализации "клавишный синтезатор"- старшие классы....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...