Основные аспекты подготовки учащихся к публичным выступлениям.
методическая разработка на тему

НИКОЛАЕВА ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА

В этой работе я хочу поделиться с коллегами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащихся к публичному выступлению.

          Участие в концертах – важная составляющая обучения юных пианистов в ДШИ. Согласно реализуемым в нашей школе образовательным программам, контроль успеваемости учащихся проводится не только на уроках, зачётах, экзаменах, но также учитываются выступления в концертах, тематических вечерах, конкурсах и т.д. Публичные выступления – это особая форма музыкальной деятельности. Она помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую смелость и волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение и эмоциональную отзывчивость, артистизм. Обучение не ограничивается рамками занятий, оживляется внеклассная деятельность детей, их активное участие в творческой жизни школы, развивается вкус к исполнительству.

          С первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающими своим искусством. Концерт – это музыкальный праздник, которого ждут и к выступлению в котором надо старательно готовиться. Участие в концерте и почётно, и ответственно. Если ученик знает о том, что изучаемая пьеса будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и внимательно. Педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывает большинство учащихся.                                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные аспекты подготовки учащихся к публичным выступлениям.

В этой работе я хочу поделиться с коллегами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащихся к публичному выступлению.

          Участие в концертах – важная составляющая обучения юных пианистов в ДШИ. Согласно реализуемым в нашей школе образовательным программам, контроль успеваемости учащихся проводится не только на уроках, зачётах, экзаменах, но также учитываются выступления в концертах, тематических вечерах, конкурсах и т.д. Публичные выступления – это особая форма музыкальной деятельности. Она помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую смелость и волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение и эмоциональную отзывчивость, артистизм. Обучение не ограничивается рамками занятий, оживляется внеклассная деятельность детей, их активное участие в творческой жизни школы, развивается вкус к исполнительству.

          С первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающими своим искусством. Концерт – это музыкальный праздник, которого ждут и к выступлению в котором надо старательно готовиться. Участие в концерте и почётно, и ответственно. Если ученик знает о том, что изучаемая пьеса будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и внимательно. Педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывает большинство учащихся.                                   

     По моему глубокому убеждению, занятия музыкой должны проходить в доброжелательной обстановке, а в основе успеха ученика вне всякого сомнения лежит позитивный настрой педагога и ученика на работу. Основой для такого сотрудничества должно стать успешное выступление. Первый концерт – особое событие в жизни маленького музыканта. Он должен пройти удачно, чтобы оставить в памяти малыша положительные эмоции. Это замечательный день и для ребёнка, и для его родителей и, конечно, для педагога. Выступление проходит, обычно, на небольшом классном мероприятии. Перед началом надо представить детей, которые будут впервые выступать, поздравить их, пожелать успехов. Сделать фотографии на память. Можно попросить родителей и дома отметить это событие. Всё это создаёт приподнятое настроение и повышает желание ученика играть перед публикой.

             Крупные мероприятия проходят в концертном зале, большом и красивом, где стоит рояль (в классах играем на пианино). Если ученику предстоит выступать в зале, то полезно сводить его туда на экскурсию, посмотреть, как там красиво, какой красивый рояль и послушать, какой у него красивый звук. После этого он старается лучше заниматься, чтобы подготовиться к предстоящему концерту. Как правило, малыши хотят играть на сцене. Но есть робкие, закрытые дети, и в них приходится возбуждать и подогревать это желание. Для первых выступлений лучше выбирать более лёгкие произведения, чем те, которые изучаются в классе. В этом случае «запас прочности» будет способствовать большей уверенности исполнения. Безусловно, пьеса должна быть своевременно, примерно за месяц до концерта, выучена, доведена до эстрадной готовности, затем тщательно отрепетирована.                

      Большое значение имеет правильный выбор пьесы. Для публичного показа следует отбирать произведения, раскрывающие индивидуальность ученика, его сильные стороны, соответствующие его возможностям и способствующие его развитию как исполнителя. Надо быть осторожными с произведениями, недоступными ученику с технической и эмоциональной стороны, так как они снижают требовательность и самокритичность и ученика, и преподавателя. Интересная по содержанию и понравившаяся пьеса, как правило, выучивается гораздо быстрее. Нельзя забывать о том, что одной из привлекательных форм музыкальной деятельности учащихся является ансамблевое исполнительство, которое значительно разнообразит и украшает концертные программы. Для некоторых учащихся именно ансамблевая игра может стать основой их концертных выступлений. Чувство локтя и взаимной поддержки уменьшают эстрадное волнение исполнителей, объединённых удовлетворением от совместно выполненной творческой работы, едиными художественными задачами, общей ответственностью.

    Эстрадное волнение имеет возрастные особенности и сильнее проявляется в средних и старших классах с ростом чувства ответственности и взыскательности к себе. Постулат о том, что  успех выступления гарантирован, если педагог и ученик полностью уверены в своей готовности, я считаю неверным. Опытный педагог всегда знает слабые стороны подготовки ученика и работа над исполнением концертного произведения в принципе может длиться бесконечно. Мудрый педагог во  время работы будет беспощаден к ученику, требователен и взыскателен. Но когда до концерта остались  считанные дни, играющий должен приникнуть убеждением, что его исполнение убедительно. Если это и не так, (а это почти всегда не так), то надо заставить ученика поверить, в свои силы, отстраняя от него в указанный период все, что может подорвать  уверенность в себе.

      Одна из причин эстрадного волнения – так называемая «нечистая совесть», боязнь забыть текст, не справиться с трудными местами и т.д. Известны слова Н.А.Римского-Корсакова о том, что степень волнения обратно пропорциональна степени подготовки. «Особенно тормозящим мою душевную свободу на концерте бывало иногда одно лишь сознание (даже не всегда оправданное), что я не успел столько и так поработать, сколько и как хотел и считал нужным» (Г.Нейгауз).Необходимо правильно спланировать работу над произведением, чтобы оно было готово примерно за месяц до выступления и могло «отлежаться». Кроме того, полную свободу его исполнения на эстраде можно достичь только после нескольких выступлений. Поэтому нужно организовать ученику повторные выступления перед разными аудиториями, либо давать ему возможность несколько раз « объиграться» до ответственного выступления.  Время от времени ему надо давать задание повторять старые пьесы. Юный музыкант, приученный «держать в руках» произведения, выученные в разные годы, выгодно отличается от тех, которые, сыграв пьесу на концерте, вскоре её забывают. Большие перерывы между выступлениями также могут стать ещё одной причиной сильного эстрадного волнения. Для сохранения «исполнительского тонуса» перерыв между выступлениями должен быть не больше 3 месяцев. Чем чаще ученик выходит на концертную эстраду, тем больше его исполнительский опыт, тем меньше он страдает от вредных форм сценического волнения.

            Отличные способы предотвратить провалы в памяти – игра наизусть с разных мест, по партиям, «игра» без инструмента, медленная игра на рр с полным контролем каждого взятого звука. Можно мысленно представить себе нотный текст  произведения со всеми деталями, чтобы он был хорошо закреплён в памяти, а не только в пальцах. Необходимо развивать умение ученика слушать себя – мысленно представить звучание исполняемого произведения, приготовить исполнительский аппарат к нужным действиям, контролировать исполнительский процесс. Предпосылки успешного выступления – сосредоточенное внимание и руководящий музыкальными «событиями» слуховой контроль. Так как наши музыканты ещё дети, и каждый миг им может дать благоприобретение, то накануне концерта можно открыть ноты и посмотреть нотные тексты: освежить в памяти основные моменты, на что обращалось внимание, просто посмотреть «свой такт», который был когда- то проблемный, тональность, вступление, оттенки и.т.д. Сыграть программу целиком, на выдержку, представив концертную ситуацию в своей комнате (воображение для этого уже развито). Провести самоконтроль: обратить внимание мысли и слуха на своё исполнение, включить позицию стороннего наблюдателя (слышать себя со стороны, акустический слух) и самостоятельно устранить случившиеся потери. Этот совет хорош для добросовестных и усидчивых учеников. Непоседам и «торопыгам» желательно накануне концерта дома не играть, так как они быстрее всего «заболтают» хорошо сделанное произведение. Таким детям я желаю «хорошо отдохнуть и набраться сил» перед выступлением.

          С явлением, называемым «забалтыванием», нужно не бороться post factum, а не допускать его. В чем коренятся причины «забалтывания»? В неправильных домашних занятиях. Зачем трудиться над отделкой отдельных мест, добиваться лучшего? Достаточно сыграть свою программу два-три раза дома на память целиком. И играют — как автоматы, без участия самоконтроля, или, как говорил Г. Нейгауз, — «занимаются музыкой без музыки».

         Первые тревожные симптомы таких домашних занятий появляются не за день-два до выступления, а значительно раньше. То появилась неточность в артикуляции, то где-то вкралась случайная аппликатура, то нарушено соотношение динамики, а то и фальшивая нота появилась. Опытный педагог сразу улавливает плоды бездумной домашней работы и принимает меры, не дожидаясь того, что ошибки укоренятся в подсознании, станут привычными.

         Чтобы быть уверенным в том, что ученик дома будет заниматься внимательно, осмысленно, следует посвятить урок новому прочтению пьесы по нотам. Это как бы разбор на новом, более высоком уровне, с более внимательным отношением ко всему, что кроется за текстом. Над отдельными местами, требующими шлифовки, нужно доработать так, чтобы ученик имел ясное представление, как работать над ними самому дома. Ошибки в тексте ученик должен находить сам. Обнаружив ошибку (будь то фальшивая нота, неточность в артикуляции, педализации), педагог не указывает ошибки, а, остановив игру ученика, предлагает ему самому найти и исправить ее. Самостоятельное исправление ошибки закрепляется в памяти значительно прочнее, чем многократные замечания педагога.    

                     «Забалтывание» может принять и иной облик: ошибок нет, все правильно, но исполняется пьеса формально, без эмоционального участия, намеченный образ увял. Чтобы оживить исполнение, вернуть первоначальную свежесть эмоционального восприятия, есть много средств: где-то чуть изменить динамику, педализацию, где-то продумать заново интонацию, найти новые штрихи, новые детали в содержании, настроении произведения и т. д. Не перечесть всех возможных способов, которые разбудят мысль и воображение и помогут избежать скучного, формального исполнения.

           Нередки случаи, когда ученик вполне благополучно исполнял произведение в классе, но на эстраде растерялся и сыграл неудачно. Уверенное исполнение пьесы в привычных условиях не гарантирует удачу на эстраде. Для тренировки можно рекомендовать имитацию концертной обстановки, например, поиграть перед своими товарищами, в соседнем классе, на домашнем концерте, запись собственного исполнения на диктофон или видеокамеру  и т.п. Полезна игра перед воображаемой публикой. При повторных тренировочных проигрываниях негативное влияние волнения заметно уменьшается. Кроме того, эти приемы помогают выявить слабые места, над которыми ещё до концерта надо поработать в классе. Для малышей можно рекомендовать роль кого-то ("настоящего пианиста", старшего ученика класса, который является идеалом для маленького пианиста и т.д.) Удивительно, что дети, исполняющие произведение в роли кого-то, играют не только увереннее и стабильнее, но и более раскрепощённо и музыкально.

           Нужно также провести ряд репетиций, которые развивают адаптацию детей к изменяющимся условиям, устойчивость их внимания, умение охватить пьесу целиком, не теряя логику музыкального развития, и яркого воссоздания музыкального образа, способствуют формированию их сценической уверенности. Зал, сцена, другая акустика, освещение, необходимость играть пьесу один раз, без исправлений и поправок педагога – всё это создаёт большую нагрузку на нервную систему ученика. Педагог должен позаботиться о том, чтобы концертная обстановка стала для него в какой-то степени знакомой.

            Важно проводить репетиции планомерно, вырабатывая у ученика «репетиционные навыки».

 Момент первый. Уже сидя за инструментом надо по возможности отчётливо представить себе атмосферу и обстановку того зала, где будет проходить выступление.

Момент второй. Представив себе начало выступления и поволновавшись "впрок",  необходимо волевым усилием сосредоточиться и поставить себе внутреннюю задачу. У каждого ученика, в зависимости от индивидуальности, она будет индивидуальная.

Эта задача должна быть действительно главной, конкретной и единственной. Неверно, прослушав почти готовую пьесу, говорить ученику: "У тебя не вышло то, и это, и ещё вот это... в третьем такте... и в Кульминации... и в коде..." Всё это должно отрабатываться задолго до выступления. Свойство памяти таково, что крепко в ней удерживается "дальнее", а "ближнее" забывается.

Момент третий: хочу играть! Послушайте, как хороша моя пьеса! Слух обостряется, пальцы "рвутся в бой"...Вперед!

А теперь быстро - момент четвертый: репетиция, как таковая. Но - никакой репетиции! Действовать, играть не "впонарошку", а всерьёз. Никаких поблажек на условность, "ненастоящесть". Запомнить накрепко: на репетиции - никакой репетиции! Требования к себе! слуховой контроль должны быть максимальными! Играем с полной отдачей.

 Момент пятый: анализ сыгранного. "Пройтись" по нотам, можно даже с карандашом, и оценить только что сыгранное. После того, как ученик много раз побывает в такой ролевой ситуации, сам момент выступления перестаёт быть для него чем-то непривычным, стрессовым.

        Репетировать можно как с одним, так и с несколькими учениками, причём сначала пусть садятся за инструмент более сильные и смелые. Присутствуя на репетициях друг друга дети приобретают пример поведения на сцене (неважно положительный или отрицательный), могут провести анализ и сравнение других исполнений, соотнести свои возможности с возможностями других исполнителей.

         При первом знакомстве с новым залом и инструментом желательно сначала поиграть отдельные места, попробовать другие темпы, даже другие пьесы, чтобы приспособиться к инструменту. Перед проигрыванием пьесы целиком должна быть установка на единичное исполнение, пусть ученик почувствует свободу и ответственность. Очень важна правильно спланированная и проведённая генеральная репетиция. Она требует от ученика концентрации всех его эмоциональных сил, и лучше проводить её за 1-2 дня до выступления, чтобы он успел полностью восстановиться.

        На репетициях важно также отрепетировать поведение ученика на сцене. Спокойно выйти, поклониться, поправить, если нужно, стул, сесть за инструмент. Сделать небольшую паузу и мысленно проиграть начало пьесы, тогда гораздо легче начать в нужном характере. После исполнения ещё раз поклониться, поблагодарить слушателей. Став привычными на репетициях, эти размеренные действия успокаивают ученика, помогают настроиться на эмоциональный образ произведения. 

      Надо научить ребёнка правильно себя вести в дни перед концертом. Играть в последние дни перед концертом, конечно, нужно, но меньше, чем раньше и не с таким внутренним напряжением: необходимо беречь силы для предстоящего.

        В день выступления лучше не менять привычный режим дня. Заниматься не намного больше, чем обычно. Полезны прогулки, необходим полноценный сон. В день концерта для разыгрывания поиграть гаммы, что-нибудь из своего репертуара, помнить о том, что игра перед выходом в быстром темпе ведет к усилению беспокойного состояния. Концертную пьесу лучше повторять в сдержанном темпе и в средней звучности, не в полную силу. Полезно просмотреть её по нотам, поиграть отдельные части, целостное исполнение лучше оставить до выступления. 

        Играть программу «начисто, с настроением», как говорят дети, то есть как на концерте, не нужно. Неопытный исполнитель не может дважды за короткий срок сыграть программу с одинаковой эмоциональной отдачей. При повторении «градус накала» будет ниже. По этой же причине вряд ли можно признать полезной практику повторять в классе всю программу перед самым выступлением. Скорее это делается для спокойствия педагога, чем для пользы ученика. Вполне достаточно попросить сыграть начальные такты каждой пьесы, чтобы проверить, правильны ли темпы. Для выверки темпов даже  не обязателен рояль, можно проверить темпы на любом столе или на коленях. Рояль нужен в тех случаях, когда в пьесе есть «подводный камень». Попросить ученика сыграть несколько начальных тактов, несколько заключительных, отрывок из середины и где-то между небольшими частями пьесы и трудный пассаж, начав с нескольких предшествующих ему тактов, то есть так, чтобы ученик не понял, что именно это опасное место вы хотели услышать. Перед выходом на сцену спокойно посидеть в удобной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять мышечное напряжение, несколько глубоких вздохов.

         Перед выступлением нельзя загружать ученика многими замечаниями, надо помочь ему сосредоточиться на художественном содержании пьесы, отвлечься от излишнего волнения и переключиться на творческие задачи.             Велико счастье исполнителя, когда он чувствует, что слушатели чутко внимают исполнению. Но вот сосредоточенность исполнителя на миг ослабела. И тотчас же кто-то из слушателей кашлянул, зашуршал бумажкой. И заразительный шум пошёл гулять по залу. Здесь должна сказаться артистическая воля исполнителя. Такие понятия, как "исполнительская воля", "волевая игра" должны закладываться в  сознание ученика задолго до первого публичного выступления. Беседы о силе воли, о необходимости участия воли в игре на рояле дают хороший эффект, и не мешает их изредка проводить не только перед выступлением.

           Главное правило успешного выступления: Во время выступления нельзя что-то исправлять, повторять. Если вкралась случайная ошибка, даже сбой в тексте, ученик должен продолжать играть дальше, помня, что важнее всего целостное восприятие произведения слушателями.

            И с ленивым учеником, и с учеником, лишенным музыкальных способностей, можно добиться удовлетворительных результатов, если он знает, к чему стремиться в каждом произведении, если он вооружен нужными средствами для достижения цели; если педагог не ограничивается словесным заданием, а добивается усвоения и закрепления показанного способа или приема на уроках; если соблюдается постепенность в преодолении трудностей; если педагог приучает ученика активно мыслить.

           После выступления ученик ждёт оценки своей  игры прежде всего от педагога. Надо обязательно его поддержать, найти, за что похвалить, даже если не всё получилось, дать почувствовать, что преподаватель рад его старанию, его успехам. Подробнее обсудить выступление лучше позднее на уроке, в спокойной обстановке. Проанализировать и удачи, и промахи, найти их причину, извлечь полезные уроки для подготовки к другим выступлениям. Всё это воспитывает у детей умение целенаправленно работать. Ещё один очень важный момент – научить ученика правильно относиться к неудачам, воспринимать их как временное явление, а не катастрофу, как неприятный, но проходящий урок. Вспомним слова М.Лонг: «Не падать духом, вот в чём была моя опора в жизни». Неудачи должны вызывать не долгие размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий раз играть лучше. Поэтому педагогу надо избегать фиксировать внимание ученика на неприятных мыслях о бывших неудачах, а чаще говорить о тех выступлениях, когда ученик играл успешно.

           В каждом классе есть ученики, настроенные непременно на высокий результат. Это очень прилежные дети с повышенным чувством ответственности, которое постепенно начинает их тяготить, сковывать в эмоциональном плане. Таких детей надо отвлекать от этого состояния.

Хотелось бы заметить, что в музыкальную школу принимаются дети с различным уровнем музыкальных способностей. Задача педагога не допускать,  чтобы менее способные страдали от своей музыкальной ограниченности.  Мы обязаны поощерять их увлечённость музыкой,  научить их играть осмысленно, с пониманием характера,  настроения исполняемой музыки, привить им культуру звука, хороший исполнительского опыта учеником в благоприятной для него обстановке.        

     Очень большое влияние на моральное состояние ученика и качество подготовки к концертам имеет семья ребенка. Заинтересованность взрослых в музыкальной  жизни ребенка - это залог его успешного обучения и выступления. Родителям необходимо обратить внимание на организацию и соблюдение режима дня ребёнка в ответственный день экзамена или концерта. Обеспечить ему полноценный отдых, питание, хорошее настроение, уверенность в своих силах. В день концерта важна каждая мелочь: покушать заранее, перед выходом из дома проверить взята ли сменная концертная обувь, ноты, носовой платок, на дорогу к месту выступления нужно предусмотреть время с большим запасом, чтобы не создать дополнительных ситуаций беспокойства.

          После концерта стоит спросить родителей: «Как Вы себя чувствовали сидя в зале? А если бы Вы сейчас играли на сцене, можете себя представить?». Выслушав эмоциональную экспрессию, попросите родителей восхититься своим ребёнком, праздником музыки в школе, который продолжится дома за сладким столом. Дайте тайм-аут будничному быту, подарите праздник ребёнку и себе, и тогда внутреннее состояние духа рождает торжество, так необходимое в нашей проблемной жизни. Одновременно идёт воспитание ребёнка: хороший результат, получившийся от хорошего труда, награждается поощрением.

            Важно заметить также, что исполнение ребенком произведений дома, в кругу семьи или перед гостями также является публичным выступлением, требует подготовки и эмоциональных затрат. Подобные выступления могут стать хорошей базой для накопления Излишне говорить, что эти выступления также должны быть подготовлены педагогом и иметь заданный исполнительский уровень, а не сводиться к обычному детскому «треньконью». Ребёнок видит знакомые лица. Все рады его успехам, и он старается порадовать их своим хорошим исполнением. Это ещё не настоящие концерты, но для малыша - хорошая тренировка умения собраться в нужный момент, не растеряться, чтобы хорошо сыграть.

        Нетрудно предугадать вопрос: а что делать с учениками ленивыми, безответственными, легкомысленными, которые готовят свою программу в последние дни, и им уж хоть бы только наизусть сыграть. Где уж там генеральная репетиция за неделю, если он за два дня до экзамена спотыкается. Ученики, рассчитывающие все успеть выучить в последние дни, обычно, играя на уроке, ошибаются, сбиваются и, огорчаясь и недоумевая, оправдываются: «Дома все получалось, я не знаю, почему теперь не вышло». Тут самое время провести беседу на тему о разнице между занятиями музыкой и занятиями в общеобразовательной школе, где к контрольной работе можно подготовиться за три-четыре дня.        

       Все дети,независимо от возраста испытывают чувство волнения перед выступлением на открытой сцене. Сживание со сценой протекает у каждого ученика индивидуально и зависит прежде всего от склада нервной системы. Есть учащиеся, которые на эстраде расцветают, и другие, которые, напротив, на эстраде вянут; последних надо заставлять играть почаще, используя для этого домашний вечеринки, классные прослушивания с последующим обсуждением, не очень ответственные концерты. Первых же можно выпускать пореже, чтобы они хорошо играли не только на концертах. Изолировать одарённых детей от публичных выступлений - вредная ошибка. Но слишком частые выступления на большой сцене также вредны для ребёнка: как в смысле нервной системы, так и общего здоровья. Чрезмерные выступления плохо отражаются на психике ребёнка, теряется чувство ответственности. Может наступить апатия к занятиям.  Всё это даже для очень одарённых детей является тормозом в их художественном развитии. Развивается "звёздная болезнь", которую легче предотвратить, нежели лечить. Также надо остерегаться опасных перегрузок, могущих причинять большой вред детскому организму, особенно в подростковом возрасте.

              Выступление на сцене – не только испытание ученика на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ничто не может сравниться с чувством творческой радости и удовлетворения после удачного выступления, которое является огромным стимулом для его дальнейших интенсивных занятий музыкой. Детские музыкальные школы, вовлекая учащихся в концертное исполнительство, решают задачу их подготовки к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах, в том числе профессиональной, музицированию в кругу родных, друзей, организации содержательного досуга, участия в самодеятельности, формируют необходимые навыки и потребность в музыкальном общении. 

КОНЦЕРТ КЛАССА НИКОЛАЕВОЙ Е.В.

"НОВОГОДНИЙ СУВЕНИР"

26.12.15

1.   П.Пьерпонт "Gingl bells" исп.Шутова В. и Главацкий Г.

2.   Н. Смирнова "Хорошее настроение" исп. Корякин Б.

3.   Д.Шостакович "Адажио" исп. Пануровская А.

4.   Н.Игнатьева " Колыбельная негритенка" исп.Корякин Б.

5.   Тевторадзе  "Цирковые лошадки" исп.Бумарскова Д.

6.   Петерсен  " Матросский танец"  исп. Низамов Д.

7.   С.Прокофьев  " Сказочка"  исп.Шутова В.

8.   Жилинский  "Этюд"  исп.Бумарскова Д.

9.   И.С.Бах "Маленькая прелюдия"  исп.Главацкий Г.

10.  Р. Штраус " Полька-пиццикато "  исп.Сутырина А. и Николаева Е.В.

11.  Н.Мясковский "Фуга в старинном стиле"  исп.Жданова А.

12.  О.Хромушин  "Джайв " исп. Воронов Д. и Николаева Е.В.

13.  Я.Сибелиус  " Колыбельная"  исп .Микерина А.

14.  Н.Раков  "Протяжная"  исп." Силантьев А. и Николаева Е.В.

15.  Дашкевич увертюра из кинофильма" Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"  исп.Сажин Е. и Николаева Е.В.

16.  Ласковский " Мимолетная мысль"  исп. Бумарсков Н.

17.  Я. Сибелиус " Ель" исп. Николаева Е.В.

18.  Л. Бекман  " В лесу родилась елочка" в обр.Жульевой исп. Бумарсков Н. и Николаева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Основные методические аспекты подготовки учащихся к итоговой аттестации"

Современное математическое образование в системе среднего общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развити...

Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению. ( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)

Данный методический материал представляет собой сжатый конспект беседы с учащимися-пианистами старших классов ДМШ и ДШИ, может быть взят за основу при подготовке преподавателя к тематическому классном...

Подготовка учащихся к публичному выступлению.

Проблема психологической подготовки музыканта - исполнителя к концертному выступлению - одна важнейших тем в музыкально - исполнительском искусстве.Нет артиста, который ни разу не пострадал от негарив...

Подготовка учащихся к публичному выступлению.

Проблема психологической подготовки музыканта - исполнителя к концертному выступлению - одна важнейших тем в музыкально - исполнительском искусстве.Нет артиста, который ни разу не пострадал от негарив...

Предконцертный период подготовки учащегося к публичному выступлению.

То, как музыкант готовится к выступлению во многом отражается на то, что будет происходить на сцене. Давайте готовиться правильно!  Актуальная тема для всех пианистов и других музыкантов....

Некоторые проблемы психологической подготовки учащихся к публичным выступлениям.

В своей многолетней педагогической практике    постоянно  сталкиваюсь  с проблемой сценического волнения учащихся при подготовке к публичным выступлениям. Обобщая  накопл...

"Психологическая адаптация и подготовка учащихся к публичному музыкальному выступлению"

Различные виды сценического исполнения, в том числе и музыкальное, требуют большой подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнителя.Как настроиться на нужны...