Программа досуговой деятельности
материал по теме

Программа досуговой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dosugovaya.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………….3

Нормативно-правовая база досуговой деятельности в условиях дополнительного образования…………………………………………………………………………………4

Учебный  план  досуговой деятельности творческого объединения «Рукодельница»……………………………………………………………………………10

Литература…………………………………………………………………………………12

Пояснительная записка

     Досуговая деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся.  Досуговая деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование досуговой деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.                                                 Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на занятии, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид досуговой деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.                                        Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.                Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.         Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.                                                  Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки обучающихся, но являются обязательными для финансирования.

Нормативно-правовая база внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13
  • «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
  • Приоритетный национальный проект «Образование» (объявлен 5 сентября 2005 г.);
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Пр-271 от 04 февраля 2010 г.);
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016 -2015 годы (пост. Правительства РФ № 497 от 23 мая 2015 г.);
  • Национальная стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 N ИР-352/09);
  • СанПиН 2.4.2. 2821 –10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).

                Цели внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования: создание  условий для достижения обучающимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы и занятий время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

                Задачи внеурочной деятельности в условиях дополнительного образования:

1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно   с общественными организациями, организациями культуры, семьями обучающихся.

2.Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.

3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

5.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.

6.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)   для формирования здорового образа жизни.  

7.Создание условий для эффективной реализации основных общеразвивающих программ.

8.Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в ДДТ.

9.Углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от занятий время.

10.Организация информационной поддержки обучающихся.

11.Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.

                Принципы программы:

  • Включение обучающихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

                Направления деятельности:

Духовно-нравственное направление (познавательная деятельность):

  • Формирование гражданской идентичности;
  • Приобщение к культурным ценностям социокультурной группы;
  • Базовым национальным ценностям российского общества;
  • Общечеловеческим ценностям.

Социальное направление (проблемно-ценностное общение):

  • усвоение основных понятий о оциальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях,
  • сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания;
  • усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;
  • усвоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые.

Общеинтеллектуальное направление (досугово- развлекательная деятельность):

  • усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности;
  • усвоение основных элементов общенаучных методов познания.

Общекультурное направление (развитие музыкального и вокального творчества):

  • усвоение основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и др. основных понятий, связанных с художественно-образным способом познания);
  • усвоение основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия;
  • усвоение основных понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием).

Спортивно-оздоровительное направление:

  • Укрепление здоровья средствами физической культуры;
  • Гармоничное физическое развитие;
  • Обогащение двигательного опыта и развитие двигательных качеств.

Виды деятельности:

  • Игровая;
  • Познавательная;
  • Проблемно-ценностная;
  • Вокальное творчество;
  • Музыкальное творчество;
  • Досугово-развлекательная деятельность;
  • Социальное творчество;
  • Трудовая деятельность;
  • Проектно-исследовательская деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность.

Организационные формы:

  • Экскурсии;
  • Конференции;
  • Конкурсы;
  • Открытые выступления;
  • Поисковые и научные исследования;
  • Тематические лагерные смены.

Условия организации внеурочной деятельности:

  • Количество часов внеурочной деятельности отличной от количества часов основных занятий, предусмотренных общеразвивающей программой;
  • Форма организации внеурочной деятельности;
  • Связь внеурочной деятельности с общеразвивающей программой творческого объединения;
  • Выход на личностные, предметные и метапредметные результаты;
  • Часы внеурочной деятельности не входят в недельную нагрузку.

Этапы организации внеурочной деятельности:

1. Проектировочный.

2. Организационно - деятельностный.

3. Аналитический.

Прогнозируемые результаты:

-готовность обучающегося к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному);

-готовность к дальнейшему образованию;

-сформированность естественно-научного и социально- философского мировоззрения;

 -сформированность общей культуры,

- сформированность потребностей и умений творческой деятельности;

- сформированность педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни;

-сохранение здоровья, т.е. оптимального развития  каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей,  интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.

 Планируемые личностные результаты:

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция воспитанника на основе положительного отношения к образовательному учреждению;

- принятие образа «хорошего обучающегося»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.

Показатели, по которым отслеживается эффективность реализации программы внеурочной деятельности:

  • активность;
  • высокая посещаемость мероприятий и участие в конкурсах обучающихся творческого объединения;
  • самостоятельность и инициативность в деятельности;
  •  гибкость и креативность мышления (умение реагировать в нестандартных ситуациях);
  • динамика детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Учебный  план

досуговой деятельности творческого объединения «Рукодельница»


Направление деятельности

Содержание деятельности

Виды внеурочной деятельности

Участники

       Количество часов

              в неделю

1-ый год обучения

2-ой год обучения

Всего часов

1

Духовно-нравственное направление (познавательная деятельность)

Экскурсия в городской краеведческий музей, экскурсии на природу.

Проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная

Обучающиеся

Педагог дополнительного образования

1

1

2

2

Социальное направление (проблемно-ценностное общение)

Занятие: «День единства России»;

Беседы:  «Конституция Российской Федерации», «Осторожно, дорога!»;

Акции:  «Бессмертный полк», «Добрые крышечки», «Цветок памяти»; «За здоровый образ жизни».

Познавательная,

проблемно-ценностная,

социальное творчество.

Обучающиеся Педагог дополнительного образования

3

3

6

3

Общеинтеллектуальное направление (досугово-развлекательная деятельность)

Проектно-исследовательская деятельность;

Игровая программа «Каллейдоскоп»

Игровая,

Познавательная,

проблемно-ценностная,

досугово-развлекательная деятельность,

проектно-исследовательская деятельность.

Обучающиеся Педагог дополнительного образования

1

1

2

4

Общекультурное направление

Участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровня;

Утренники: Новый год, 8 марта; Участие в мероприятиях муниципального уровня.

Познавательная,

досугово-развлекательная деятельность,

вокальное творчество,

музыкальное творчество

Обучающиеся Педагог дополнительного образования

2

2

4

5

Спортивно-оздоровительное направление

Проведение бесед по охране здоровья; соблюдение САНПИНа;

Применение на занятиях   физкульт.минуток.

Познавательная,  спортивно-оздоровительная деятельность, досугово-развлекательная деятельность.

Обучающиеся Педагог дополнительного образования

1

1

2

Итого:

8

8

16

Литература:

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2017.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2014
  3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2013
  4. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2017. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
  5. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2014.
  6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2016 Серия: Стандарты второго поколения
  7. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013..: Ил.
  8.  Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2015. – (В помощь психологу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа досуговой деятельности "Школьная радуга"

Программа длсуговой деятельности "Школьная радуга" рассчитанна для детей 7-12 лет.Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самор...

Программа досуговой деятельности "Девичья гостиная"

Программа досуговой деятельности. Темы бесед с девочками -подростками...

Программа досуговой деятельности педагога-организатора "Мир начинается с нас"

Программа предусматривает создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга обучающихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне ...

Программа досуговой деятельности

Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг....

Программа досуговой деятельности учащихся "Шахматы в сфере досуга на 2017-2021 гг"

Реализация Программы системы дополнительного образования детей  призвана способствовать: расширению возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его проектов;2. Р...

Программа досуговой деятельности "Радуга веселья"

Программа досуговой деятельности "Радуга веселья"...

Программа досуговой деятельности "Мир праздника"

В результате деятельности по данной программе  обучающиеся должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии  прив...