Рабочая программа дополнительного образования кружок журналистики "Репортер"
рабочая программа на тему

Виноградова Александра Валериановна

Рабочая программа дополнительного образования кружка журналистики "Репортер" рассчитана на 144 часа, занятия кружка проходят два раза в неделю (по вторникам и четвергам) во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dop.obrazovaniya_kruzhka_reporter.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ  НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение

«ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Кружок журналистики «Репортер»

на 2018-2019 г.

Педагог дополнительного образования

Преподаватель английского языка

Виноградова А.В.


Дзержинск, 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 1 учебный год. Общее количество часов – 144ч (4 часа в неделю). Программа кружка дополнительного образования по журналистике «Репортер» ориентирована на обучающихся 1-4 курсов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива корреспондентов (репортеров) и формирование студенческой газеты «Путь химика».

Структура документа

Программа включает пять разделов: пояснительную записку; планируемые предметные результаты освоения учебного предмета; содержание; календарно-тематическое планирование; лист внесения изменений в рабочую программу.

Актуальность программы

Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает интеллект. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, раскрытия творческого потенциала. Программа кружка «Репортер» является программой интеллектуального творчества. Известный писатель и журналист К.Паустовский писал следующее: «Главное – это попасть на творческую волну. Бывает, что не можешь написать ни одной живой строчки, мучаешься, злишься на себя. И вдруг возникает момент, когда материал организуется сам собой, и память вместе с воображением подает вам все нужное для того, чтобы получилась законченная статья или рассказ. Поэтому никогда не нужно отчаиваться, а надо пробовать и пробовать, чтобы войти в творческий строй». Вот именно для того, чтобы студенты смогли реализовать свои творческие способности, попробовать свои силы в словесном выражении мыслей и чувств, «попасть на творческую волну», почувствовать себя успешным и востребованным, и разработана программа кружка «Репортер».

С другой стороны, актуальность программы обусловлена тем, что в техникуме обучающиеся получают недостаточно сведений о роли средств массовой информации в современной жизни.  Сейчас студенты мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. В этих процессах огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря журналистике люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию.  СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания.

В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о журналистике, ее истории, истории печатного дела, особенностях различных жанров журналистики. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся, потому что на занятиях кружка студент может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Навыки коммуникации пригодятся студентам в их дальнейшей жизни. Они смогут увереннее себя чувствовать, выражать своё мнение, не бояться высказываться и отстаивать свою точку зрения, аргументировав её.

Новизна программы

Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение журналистики должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.

Программа «Репортерп» расширяет границы изучения языка и предусматривает знакомство и практическое освоение многих разделов лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи.

Одной из самых важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, а также способность реализации всего процесса (от сбора информации, до формирования нового номера газеты). Способность соучастия, формирование навыков взаимодействия на всех этапах подготовки номера газеты. Весь процесс студенты выполняют сами, в том числе полностью занимаются версткой новых номеров газеты, участвуют в планировании и обсуждении тем, которые будут интересны читателям газеты «Путь химика».

Отличительной особенностью содержания данной программы является и то, что она постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлечённых людях, усваивают идеи здорового образа жизни, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.

Цель программы

Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению основ журналистики и освоения практических навыков; для раскрытия творческого потенциала обучающихся, для успешной адаптации в современных жизненных условиях и самоопределения в выборе жизненного пути.

В основе содержания и структуры образовательной программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентами газетного ремесла на базе творческой деятельности.

Программы «Репортер» обуславливается тем, что, проходя обучение, обретая опыт общения и создания газеты, подростки смогут проявить свои творческие спрособности, самоутвердиться, реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень. Ни один другой вид человеческой деятельности не предоставляет подростку таких возможностей для самореализации, удовлетворения естественного любопытства, потребности в познании мира и человека, как журналистика. Именно журналистика позволит познакомиться с огромным количеством людей, побывать в различных местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.

Положительный эффект работы кружка усилится благодаря тому, что на занятиях учащиеся смогут презентовать созданные ими работы, критически их осмысливать, строить критические суждения, формировать навыки оценки и самооценки.

Задачи программы:

Развивающие:

- развитие образного, логического и критического мышления;

- развитие навыков устного и письменного выступления;

-формирование у ребят практических навыков журналистской работы, умения собирать информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

-развитие интереса к общественной жизни, чтению и словесному творчеству;

-развитие способности к конструктивному и содержательному общению с людьми разных возрастов;

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического и художественно-публицистического стилей;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

-формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

-овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

- овладение основными навыками компьютерных программ.

Воспитывающие:

- воспитание нравственных основ личности будущего журналиста,

-воспитание культуры поведения, культуры чтения периодической печати.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ кружка по журналистике «Репортер»

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии и желание овладеть навыками журналистской работы; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в  творческих конкурсах, подготовка новых номеров газеты «Путь химика» (от сбора материалов до их обработки, верстки газеты силами студентов.

При организации работы кружка основное внимание уделяется творческой индивидуальной работе по созданию произведений различных жанров журналистики, а также работе по совершенствованию навыков публичного выступления, пополнению словарного запаса, формированию умений согласованно действовать при коллективных формах работы. На этих занятиях ребята учатся писать сочинения различных жанров, в которых рассуждают на различные актуальные темы дискуссионного характера, опираясь на жизненный и читательский опыт. В начале учебного года составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юных журналистов является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов, радиопередач и др.).

Обучающиеся смогут:

-определить тему или идею текста;

-составлять простой и подробный план текста;

-создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);

-оценивать чужую и свою речь;

-спорить, но не ссориться, аргументировать свои высказывания;

-сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;

-рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;

-брать интервью у знакомых и незнакомых людей;

-вести репортаж с места событий;

-составлять различные типы текстов газетной информации.

Обучающиеся должны:

-понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;

-уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;

-уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;

-уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.

Календарно-тематическое планирование

занятий кружка журналистики «Репортер»

№ п/п

Тема 1. Введение в историю журналистики (20 часов)

    1.

Вводное занятие

2.

Как и почему возникла журналистика?

     3.

Понятие «журналистика». Особенности периодических изданий.

     4.

Современные СМИ. Какие газеты, журналы есть  в нашем городе?

           5.

Краткий обзор журналов, альманахов, газет.

     6.

Знакомство с законами о СМИ.

                7.

История создания студенческой газеты.

    8.

Планирование нового номера газеты. Обсуждение тем, идей.

    9.

Как применять теорию на практике. Учимся писать.

  10.

Практическое занятие.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ (124 часа)

Журналистика, как профессия.

Функции журналиста. Основные качества журналиста.

Формирование жанров журналистики. Система жанров в литературе и журналистике.

Принципы деления на жанры: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Формирование жанров журналистики.

Язык журналистики. Значение слова. Профессиональная лексика.

Заголовок и его значение.

Информационные жанры: отчёт, репортаж, интервью, заметка.

Новость и ее основные черты. Типы информации. Правила построения информации. Методы получения информации.

Практическое занятие. Творческая работа.

Заметка. Что такое заметка и ее основные черты.

Очерк и его жанровые особенности.

Репортаж. Что такое репортаж, его признаки. Предмет репортажа и его основа.

Виды и типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу.

Фоторепортаж. Работа с техническими средствами.

Практическое занятие. Творческая работа

Интервью. Что такое интервью, его признаки.

Этапы работы над интервью. Классификация вопросов.

Как написать интервью, чтобы оно было интересным?

Практическое занятие. Творческая работа.

Репортаж и его жанровое своеобразие.

Опрос. Пресс-релиз. Функции и структура пресс-релиза.

Рецензия и как ее написать. Основные требования к рецензии. В чем ее отличие от отзыва.

Обозрение. Комментарий. Понятие «обозрение», «комментарий». Виды и признаки.

Практическое занятие. Творческая работа.

Корреспонденция. Понятие об этих жанрах, видах и признаках.

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.

Статья. Что такое статья. Виды статей.

Приемы написания статей. Описание как элемент любой статьи.

Отзыв. Жанровое своеобразие.

Практическое занятие. Творческая работа.

Зарисовка. Ее основные черты. Виды зарисовок.

Способы написания зарисовок.

Социология как составная часть журналистских знаний. Правила построения анкеты. Ее виды.

Правила проведения опроса. Методика опроса.

Практическое занятие. Творческая работа.

Стилистические фигуры в речи.

Композиция материала.

Художественные жанры : очерк, эссе, фельетон. Их основные функции.

Очерк. Его основные черты. Виды  и типы очерковых публикаций.

Эссе. Что такое эссе. Правила написания.

Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка.

Фельетон. Памфлет. Что такое фельетон и памфлет. Элементы и разновидности фельетона.

Фельетоны Зощенко, Ильфа и Петрова. Фельетон в современной пьесе.

Практическое занятие. Творческая работа.

Этика и мораль журналиста.

Изучение аудитории студенческой газеты.

Читатель и его интересы

Планирование номера. Его структура. Дизайн и верстка макета издания.

Практическое занятие. Творческая работа.

Как придумывать заголовки и писать лиды?

Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ.

Выразительные средства газетного языка. Лексические и синтаксические особенности газетного языка.

Лексические и синтаксические особенности газетного языка.

Газетные штампы. Ошибки в тексте: лексические, логические, синтаксические.

Интернет-журналистика. Он-лайн издания. Социальные сети – как инструмент журналистики.

Плагиат. Закон и порядок. Правила порядочного журналиста.

Формы устной и письменной речи: рассуждение, размышление, описание.

Искусство обмена информацией в письменном виде.

Особенности публицистического стиля.

Творческая работа.

Итоговое занятие. Обобщение изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)

Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....

Рабочая программа дополнительного образования (Кружок "Эврика")

В рабочей программе представлена работа   с учащимися 7-9 классов  по физике  во внеурочное время....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мимическое пение».

                       Рабочая программа                 д...

Рабочая программа дополнительного образования" Кружок по математике в 6-м классе"

Рабочая программа дополнительного образования для учителей математики(6-ой класс)...

Рабочая программа дополнительного образования" Кружок по математике в 5-м классе"

Рабочая программа для учителя математики " Кружок в 5-м классе"...

Рабочая программа дополнительного образования" Кружок по математике в 5-м классе"

Рабочая программа для учителя математики " Кружок в 5-м классе"...