Внеклассное мероприятие «Умеем ли мы общаться?»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Паршина Татьяна Анатольевна
  1. Познакомить учащихся с общепринятыми нормами поведения.
  2. Научить анализировать конкретные ситуации.
  3. Научить выходить из конфликтных ситуаций без применения силы, т.е. конструктивно реагировать на агрессию.
  4. Развивать способность к выработке собственной точки зрения.
  5. Воспитывать умение работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Умеем ли мы общаться?»

Учитель: Паршина Т.А.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с общепринятыми нормами поведения.
  2. Научиться анализировать конкретные ситуации.
  3. Научиться выходить из конфликтных ситуаций без применения силы, т.е. конструктивно реагировать на агрессию.
  4. Развивать способность к выработке собственной точки зрения.
  5. Воспитывать умение работать в команде.

Структура урока:

  1. Мотивация. Постановка проблемы. (Анкетирование) – 7 мин.
  2. Изучение основной проблемы. Что такое общение? Проблема подросткового общения. (Работа в группах. Игра) – 20 мин.
  3. Выработка способов конструктивного реагирования на агрессию. (Работа в группах. Разбор ситуаций) – 5 мин.
  4. Выработка и принятие свода законов общения в классе. (Дискуссия) – 5-6 мин.
  5. Заключительные выводы. Рефлексия – 7 мин.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя: Человеческое поведение, его образ жизни и действий зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. С детства мы знакомимся с правилами общения. Знание этих правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его. Ваш жизненный опыт еще мал, и часто вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, кА поступить, чтобы не было конфликтов. Попробуем с помощью анкеты выяснить, конфликтная ли вы личность?

АНКЕТА

  1. В классе идет спор на повышенных тонах. Какова Ваша реакция?

А) не участвую в споре;

Б) кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую поддерживаю;

В) активно включаюсь и «вызываю огонь на себя».

  1. Выступаете ли Вы на классных собраниях с критикой руководства?

А) нет;

Б) да, если имею для этого веские основания;

В) критикую всегда (по поводу или без повода).

  1. Часто ли Вы спорите с друзьями?

А) только в шутку, если эти люди не обидчивые;

Б) лишь по принципиальным вопросам;

Споры – моя стихия.

  1. Вы стоите в очереди. Как Вы реагируете на тот факт, что кто-то хочет пролезть без очереди?

А) возмущаюсь в душе, но молчу;

Б) делаю замечание, ведь надо проучить грубияна;

В) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

  1. Дома на обед подали недосоленный суп. Какова Ваша реакция?

А) не буду возмущаться из-за пустяка;

Б) молча возьму солонку;

В) не удержусь от едких замечаний.

  1. На улице Вам наступили на ногу…

А) с возмущением посмотрю на обидчика;

Б) сухо без эмоций сделаю замечание;

В) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

  1. В семье купили вещь, которая Вам не нравится. Вы:

А) промолчу;

Б) коротко прокомментирую (тактично);

В) скажу об этом все, что я думаю.

  1. На улице Вы проиграли в лотерею хорошую сумму денег. Вы:

А) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше так не делать;

Б) не скрою досаду, но отнесусь к этому случаю с юмором, пообещав взять реванш;

В) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщикам.

Подсчитайте баллы по схеме: а – 4 балла, б – 2 балла, в – 0 баллов.

Результат:

22 – 32 балла: Вы миролюбивы и тактичны, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций дома и в школе. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, высказывайтесь принципиально, не взирая на лица.

12 – 21 балл: Вы конфликтный человек, так думают о вас другие. Но это преувеличение – Вы спорите, если нет другого выхода, когда все другие средства исчерпаны. При этом Вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает уважение к Вам.

До 11 баллов – споры и конфликты – Ваша стихия. Вы любите критиковать других, но если услышите замечание в свой адрес, можете «съесть человека живьем». Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с Вами – Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой крутой нрав.

Учитель: Всем вам, наверное, хочется стать лучше. Есть множество способов научиться жить бесконфликтно. Для этого нужно уметь трезво оценивать свое поведение. Поиграем в игру «Свет мой зеркальце».

Ребята рассаживаются по парам. Один ученик выполняет роль зеркала (берет в руки зеркало с ручкой). Другой ученик, обращаясь к зеркалу, спрашивает: «Свет мой, зеркальце, скажи, в каких ситуациях я бываю агрессивным?» ученик-зеркало описывает ситуации, обращаясь к помощи класса. Затем спрашивающий тоже становится чьим-нибудь зеркалом.

Есть еще один способ – умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова. (выходят два человека – ученик и ученица, делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты).

Умение высказать свое расположение к собеседнику – это еще не все. Каждому человеку надо уметь вести диалог, т.е. поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы.

Конкурс «Культурная беседа» - два человека садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой фильм посмотрел мой собеседник последний раз и что он думает об этом фильме.

В речи культурного человека обязательно должны быть вежливые слова. Вежливость – важное качество общения.

Поиграем в речевой этикет. Разделимся на три группы и выполним письменные задания.

I группа – Назовите слова приветствия (Доброе утро! Здравствуйте! Добрый день! Добрый вечер! Салют! Приветствую Вас! Привет!)

               - Выскажите просьбу (Разрешите Вас спросить? Будьте так добры… Скажите, пожалуйста… Вы можете мне сказать? Не могли бы Вы мне подсказать?)

II группа – Как лучше начать знакомство? (Разрешите представить Вам…, Разрешите познакомить Вас…, Как тебя зовут? Вы знакомы?)

                - Как принято извиняться в культурном обществе? (Простите пожалуйста… Позвольте мне извиниться… Приношу Вам свои поведения… Не могу не принести свои изменения…)

                - Утешьте, ободрите своего друга (Не огорчайся… Нет повода для беспокойства… Успокойся… все будет хорошо…)

III группа – Выскажите слова благодарности (Спасибо… Благодарю Вас… Разрешите поблагодарить Вас… Примите мою благодарность… Признательны Вам за…)

                     - Попрощайтесь так, чтобы вас вновь было приятно встретить (Всегда рад вас видеть… приятно было с Вами общаться… Надеюсь увидеть Вас еще раз… Доброго пути!)

Учитель: При общении часто возникают трудные ситуации. Нужно уметь находить выход из них. Попытаемся  это сделать.

Каждая группа предлагает свое решение проблемы.

А) Лена обижена: «Вчера ты, Саша, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо.» Саша удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась!» Кто прав?

Б) Тебя обозвали. Что ты сделаешь? Ответы: отделаюсь шуткой, отблагодарю тем же (обзову в ответ), пожалуюсь старшим.

Давайте создадим коллективный портрет человека, с которым нам приятно общаться: каждая группа пусть разберет карточки с положительными и отрицательными качествами на две стопки, а затем мы выберем из них 7 наиболее важных.

Положительные: доброжелательность, тактичность, безотказность, миролюбие, вежливость, честность, гостеприимность, деликатность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, справедливость, неподкупность, любовь к родине.

Отрицательные: грубость, придирчивость, агрессивность, зависть, равнодушие, болтливость, ехидность, жадность, злопамятность, небрежность, обидчивость, назойливость.

Учитель: Выполним самое серьезное задание. В течение 5 минут группы напишут предложения в общий свод законов общения класса.

ЗАКОНЫ КЛАССА

  1. Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюби его, дари ему знаки уважения.
  2. Ищи то, что вас сближает, не противоречь по любому поводу.
  3. Не отзывайся о людях дурно, не обвиняй собеседника
  4. Строй общение на равных, а не с позиции сверху.
  5. Не спорь по мелочам.
  6. Не спорь с тем, с кем спорить бесполезно.
  7. Стремись не к победе, а к истине и миру.

Учитель: Давайте поговорим о том, какую пользу вы получили от нашего сегодняшнего занятия, какой след в вашей душе оставил наш общий разговор?

Ответы: научились обнаруживать проблемы, появилось желание узнать о возможных путях решения проблем, научились аргументировать свою точку зрения, принимать аргументы других, показали умение составлять правила поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Внеклассное занятие «Умеем ли мы правильно питаться?»

Внеклассное занятие по теме: «Умеем ли мы правильно питаться?» формирует у учащихся представления о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья. В ходе мероприятия уд...

Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс

Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс...