Позитивная модель взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования
статья (11 класс) на тему

Эпова Светлана

Многоплановая ситема работы во Дворце, тесное сотрудничество с родителями вылилось в создание программы "Мы вместе!". Семйные клубы, участие в проектах, совместные мероприятия дворца и студий- и это далеко не весь список совместной работы во Дворце детского творчества "Маленький принц".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_semey_i_dvortsa.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эпова С.А.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

Позитивная модель взаимодействия семьи

и учреждения дополнительного образования

Развитие, творческое становление ребёнка как личности проходит одновременно в двух жизненных плоскостях- семье и учреждении дополнительного образования. В этих социальных институтах ребёнок крепнет, социализируется, получает те ценностные ориентиры, которые составляют основу эффективного процесса воспитания и развития творческих способностей.

За последние годы во Дворце детского творчества «Маленький принц» г. Хабаровска, в результате сотрудничества родителей и Дворца сложилась интересная, многоплановая система работы. Основу этой системы составляет программа «Мы вместе!», цель программы состоит в гуманизации взаимоотношений родителей с детьми, полноценное развитие личности ребёнка. Изучив родительский контингент, желания, стремления, мотивы и образовательные запросы родителей во Дворце был сделан полноценный анализ и выявлены наиболее эффективные формы деятельности родителей, педагогов и детей.

Помимо указанных целей и задач совместной деятельности, программа направлена на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, углубление их знаний по различным вопросам воспитания детей. В целях выработки у родителей адекватного представления о детских возможностях и потребностях, выявления и изменения стереотипов, воспитательных установок родителей, повышения сензитивности к ребенку (в рамках программы) пять лет назад начал свою работу «семейный клуб», в этом учебном году открыл свои двери «клуб для одарённых родителей талантливых детей».

Хотелось бы подчеркнуть, что во всех детских объединениях Дворца регулярно проводятся открытые мероприятия для родителей. Свои успехи и результаты в творческом росте дети показывают родителям. Поскольку мнение семьи является основополагающим в выявлении стремления детей к учебно-творческой деятельности в образовательной организации дополнительного образования детей. Всем также известно, что если ребёнок со стороны родителей и семьи чувствует поддержку, работает в тесном тандеме с педагогом, то это является залогом его успеха в выбранном им виде творчества.

Активное участие семьи, родителей в воспитании и образовании ребёнка возможно при условии, если родители находятся в тесном сотрудничестве с педагогом, уважают и доверяют ему, программа соответствует запросам и потребностям семьи.

Итогами работы по программе «Мы вместе!» стало обобщение и систематизация опыта, накоплен богатейший материал по вопросам осознания традиций, знания истории семьи, уважения семейных корней. Значительно повысилась педагогическая подкованность родителей. Интегративность программы заключается в том, что она объединила все коллективы, помогла сплотить разрозненные студии, дала возможность координировать свои усилия всем коллективам Дворца. О результативности программы можно было судить по увеличению коммуникативных высказываний родителей о своих желаниях, чувствах, опасениях, достижениях и промахах, что свидетельствовало о заинтересованности и желании улучшить обучение своего ребёнка. Родители осознали свои роли в полноценном развитии детей, стали понимать своё единство с детьми, окрепли семейные узы, две семейные пары с детьми пересмотрели свои взгляды на жизнь и не стали расставаться. Родители приняли новые конструктивные способы общения в семье, многие изменили своё поведение, стали более свободны в действиях и лояльнее в коммуникации с детьми и педагогическими работниками.

Ежегодно подводит итоги работы семейных клубов, представляя результаты образовательной деятельности учащихся, праздник «Звёздный дождь», творческие отчёты детских коллективов, выпускные вечера, персональные выставки, премьеры спектаклей, участие в передачах на ТВ, публикации в СМИ и издание альманаха творческих встреч, где освещается деятельность как детей, так и родителей, внесших вклад в учебно-воспитательный процесс Дворца.

Хотелось бы подчеркнуть, что во Дворце детского творчества, продолжая данную тематику взаимодействия родителей и детей реализуются программы и проекты, которые также способствуют развитию и личностному росту всех субъектов образовательного процесса: проект «Дарование», в рамках проекта «Я живу в России»- подпроекты: «Уважаемые люди» и «От всей души», культурно-образовательный проект «Свет Рождества», исследовательский проект «Содружество».

На некоторых из них следует остановиться поподробнее.

Проект «Дарование» выявляет, развивает, поддерживает талантливых учащихся. Педагоги ставят задачу развивать детей в познавательном, интеллектуальном, социальном и эмоционально-волевом плане. Решение проблем по работе с одарёнными детьми осуществляется в тесном содружестве с родителями. Главным условием решения поставленных задач является создание гуманной, личностной среды, которая обеспечивает одарённому ребёнку спектр возможностей для проявления творческого начала. Результатами в реализации проекта стало награждение 3 учащихся стипендиями Губернатора Хабаровского края, создание персональных выставок для 2 учащихся Дворца, участие 12 учащихся в международных выставках «Новые имена» и «Таланты юных». Постоянно разрабатываются индивидуальные маршруты для обучения одарённых детей, создаются портфолио и банк данных одарённых. Дворец поддерживает и оказывает помощь родителям одарённых детей в их поездках в центральную часть России для участия во Всероссийских конкурсах, концертах, мероприятиях, отвечает за подбор репертуара, пошив костюмов, написание фонограмм. Результатом тесного сотрудничества стало участи детей вокальной студии «Жемчужина» во всероссийской передаче «Голос», где трое наших выпускников вышли в полуфинал в 2017 году, Гран-при ещё одного учащегося в конкурсе «Юные голоса» г. Москва, учащиеся литературного театра «Взгляд» получили в 2018 году Гран-при на международном конкурсе «Театральная весна» г. Владивосток. Немалая заслуга в данных победах принадлежит родителям. В рамках проекта «От всей души» проводятся ежегодные акции и праздничные концерты. Данный проект самый добрый и открытый, он направлен на воспитание активности подрастающего поколения, развития чувства уважения и благодарности старшему поколению, милосердия и сострадания. За последний год детьми, педагогами, при участии и непосредственной помощи родителей было проведено более 67 шефских концертов в воинских частях, домах ветеранов, детских домах, жилмассивах и открытых парковых зонах районах город, благотворительных акций по сбору подарков, театрализованных представлений и конкурсных программ. Нередки концерты учащихся во Дворце по праздничным датам – «День учителя», «День матери», «8 марта», «23 февраля», «Рождественские встречи», «Русь Пасхальная», «День святого Валентина», «День всех дураков -1 апреля», «Мой маленький принц». Организация концертной благотворительной деятельности, как отметили сами родители, создала условия для воспитания у детей добрых намерений, терпимости, понимания. В данном проекте у детей гармонично сочетаются внутренняя дисциплина и чувство собственного достоинства, уважение и доверие к старшему поколению и любовь к соблюдению семейных традиций.

Очень интересно, оригинально проходят семейные праздники, встречи в коллективах, где сами родители принимая активное участие, работают и ведущими праздников и актёрами, а порой помогают ставить детские праздники.

Социальный проект «От всей души» важен ещё и тем, что содействует развитию гуманитарных ценностей, помогает детям из разных слоёв общества, детских домов, школ-интернатов, домов ветеранов найти общий язык.

Проект помогает одиноким людям найти и почувствовать себя значимыми, а учащиеся приобретают неоценимый опыт навыков общения, воспитывают эмпатию, учатся взаимопомощи. В рамках проекта «От всей души» раз в полгода проводится акция «Шанс на жизнь», где дети и родители собирают теплые вещи и корма и отдают в питомник для бездомных животных.

В каникулярные дни родители и семья также не забыты. Дети и родители приглашаются на родительские встречи, для семейного отдыха выезжают в загородную зону, на берег реки Амур, ходят в походы по топам заповедника «Хехцир», для родителей и детей проводятся тематические встречи, лекции, викторины- «Общаться с ребёнком, как?», «Воспитание одарённого ребёнка: проблемы и перспективы», «Физиология и психология талантливых детей и их родителей», «В кругу друзей», «Мир моей семьи», «Моё генеалогическое древо», «Война в судьбе моих близких», «Я родом из детства» и другие. Семьям и родителям постоянно оказывается консультативная помощь психолога по различным вопросам воспитания и обучения детей, коррекции поведения и внутрисемейного взаимодействия. На базе Дворца регулярно работают методические объединения города, где была тоже неоднократно затронута тема семейного воспитания. Были выпущены методические пособия «Рекомендации по проведению родительских собраний и встреч с родителями», «Методические рекомендации по взаимодействию семьи и учреждения дополнительного образования», «Воспитание в семье и студии детского объединения».

Все коллективы Дворца детского творчества организуют в конце года итоговые концерты, семейные капустники, в которых родители имеют возможность воотчию убедиться в успехах и достижениях своих детей.

Ежегодно педагогами в студиях на родительских собраниях проводится опрос родительских преференций взаимодействия Дворца и родителей. Результат опроса, проводимого в этом учебном году показал, что самыми популярными формами взаимодействия у родителей стали, в процентном отношении лекции, беседы с приглашением специалистов (медиков, психологов, детских логопедов, художников, театральных деятелей, хореографов)- 7%; родителям понравилось посещать занятия своих детей -22%; присутствовать на родительских собраниях в объединениях, на организованных с педагогом встречах – 23%; а также консультироваться, беседовать с психологом, протестировать ребёнка и обсудить результаты теста – 38%; посещать совместные мероприятия, семейные клубы, концертные мероприятия, выезжать на совместные экскурсии за город понравилось 57% родителей.

Подобные формы работы с родителями и семьей не являются чем-то устоявшимся. Чтобы наиболее полно удовлетворить запросы детей и их родителей следует постоянно организовывать их досуг интересно и полезно, повышать уровень педагогической культуры, разнообразить и изменять формы взаимодействия.

Современная педагогическая практика, к сожалению, лишь декларирует привлечение родителей в процесс воспитания, где большое место уделяется с опоре на семью, подразумевая «родительскую некомпетентность» в некоторых вопросах. Однако, существующий опыт работы с родителями в детских объединениях Дворца показывает, что планировать родительское участие необходимо не только в воспитании, но и в обучении детей теми или иными видам творчества. Это повышает родительскую самооценку, позволяет доверять родительскому опыту в образовательном процессе, доверять как равнозначным участникам, как специалистам. Слаженность действий всех участников образовательного процесса-педагогов, родителей и детей является в свою очередь, показателем высокого профессионализма педагогов, их уровню, ответственности, деятельностному подходу к ведению образовательного процесса в коллективе.

Семья - это средоточие опыта и возможностей реализации преемственности поколений. Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования имеет значительное взаимонаправленное позитивное влияние на представителей семьи и учреждения в целом.

 

https://solncesvet.ru/опубликованные- материалы/ номер свидетельства:СВ886766        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и дополнительного образования.

Взаимодействие семьи и дополнительного образования....

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей в системе дополнительного образования....

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей, используемые в учреждении дополнительного образования....

Сообщение "Вариативность модели сетевого взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования в условиях ФГОС"

В связи с переходом Российского образования на новые образовательные стандарты, педагогическим коллективам школ пришлось существенным образом переосмыслить принципы взаимодействия с учреждениями допол...

Реализация модели взаимодействия общего и дополнительного образования

Реализация модели взаимодействия общего и дополнительного образования...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...