Реализация программы работы с одарёнными детьми «Дарование»
статья на тему

Эпова Светлана

Дополнительное образование является прекрасным средством социальной адаптации личности, её развития, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в целом (и в школе в том числе), выявления творческой одаренности и её развития. С целью работы с одаренными детьми 12-18 лет, развития их творческого потенциала, в условиях их дифференцированного и индивидуального обучения была создана общая программа нашего Дворца детского творчества «Маленький принц» -«Дарование». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_programmy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эпова С.А.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

                               

 

       Реализация программы работы с одарёнными детьми «Дарование»

Система дополнительного образования детей предоставляет  приоритетные условия для выявления творческой одаренности и её развития.

 При этом дополнительное образование является прекрасным средством социальной адаптации личности, её развития, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в целом (и в школе в том числе).

С целью работы с одаренными детьми 12-18 лет, развития их творческого потенциала, в условиях их дифференцированного и индивидуального обучения была создана общая программа нашего Дворца детского творчества «Маленький принц» -«Дарование». Программа рассчитана на десять лет и включает следующие этапы реализации.

  1. Выявление одаренных детей и дальнейшая работа с ними.
  • Исходя из результативности участия детей в конкурсах, олимпиадах и иных соревновательных мероприятиях, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностики психолога и педагогов происходит выявление одарённого ребёнка;
  • Формирование банка данных одарённых детей, разработка и пополнение портфолио детей;
  • С учетом данного информационного банка составляется индивидуальный маршрут развития, проектируется расписание занятий, своеобразный режим «жизнедеятельности» ребёнка;
  • Разрабатываются и внедряются индивидуальные и групповые программы, позволяющие более полно удовлетворить интересы учащихся;
  • Разработка и внедрение спецкурсов для одарённых «Дар», «Лестница успеха», «Партнёрство».

II.   Для дальнейшего развития образовательной микросреды любого ребёнка необходимо, как известно, взаимосвязанное проектирование четырёх компонентов: социального, психологического, дидактического и пространственно-предметного.

Важнейшая роль принадлежит проектированию психологического и дидактического компонентов.

Несомненно, развивающая среда в учреждении дополнительного образования как нигде с наименьшими затратами предоставляет учащимся комфортные психологически, свободные личностно, условия  для формирования  интеллектуальных способностей и развития творческого потенциала.

 Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие взаимосвязанные направления работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования:

  • Проектная деятельность по углублённому практическому изучению выбранных базовых образовательных курсов;
  • Мероприятия по укреплению здоровья (соревнования, олимпиады в парках, совместные с родителями выезды на природу, проведение игр на переменах между занятиями, соблюдение питьевого режима и режима проветривания помещений, залов и рекреаций и т.п.);
  • Проведение коммуникативных тренингов, тренингов на развитие интеллектуальных способностей, креативности, творческого потенциала учащихся;
  • Интеграция общего, школьного и дополнительного образования создаёт педагогические условия для восприятия ребёнком более общей картины МИРА.
  • Профессиональная ориентация детей способствует осуществлению непрерывности дополнительного образования, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выпускниками, помогает более эффективному профессиональному самоопределению выпускников;

  1. В системе дополнительного образования учреждения для работы  с одарёнными применяются следующие элементы педагогических технологий:
  • Деятельностный подход (обязательное наличие практической деятельности между обучением и развитием);
  • Формирование внутренней мотивации к обучению;
  • Существование «субъект- субъектных отношений» при организации образовательного процесса;
  • Предоставление «веера выбора», что даёт каждому ребёнку возможность для освоения более сложного содержания программы, сверх образовательного стандарта;
  • Обязательная рефлексия;
  • Предоставление возможности индивидуализации темпов прохождения индивидуальных маршрутов учащимися, обогащение и углубление программ;
  • Создание комфортного морально-психологического климата в группах одарённых детей (воспитание на принципах «право на ошибку», «отсутствия сравнения с другими», создание «ситуации успеха»);
  • Интегративный подход;
  • Опора на зону ближайшего развития.

IV. Деятельность в учреждении дополнительного образования «Маленький принц» г. Хабаровска  с одарёнными детьми  имеет следующие формы работы:

диспут-клубы по интересам творческих дел, форум «юное дарование», творческие викторины в студиях и объединениях, тренинговые психологические группы «Учимся думать», действующие на постоянной основе внутри Дворца постоянные познавательные и развивающие мероприятия (например, клуб для умных родителей и любознательных детей «Мы вместе!», клуб для одарённых родителей  одарённых детей «Идем на Взлет!», отчетные концерты «Звездный дождь», реализация проектов «Дар», «Иду на взлёт» и «Открытые двери»).

На сегодняшний день более 250 одарённых подростков и детей были награждены ценными дипломами и призами, три ребёнка были премированы поездками в Крым, Москву и Санкт –Петербург). Семь одарённых детей участвовали в шоу «Голос» г. Москва и вышли в полуфинал. 17 человек получили право представлять г. Хабаровск в краевом форуме инновационных проектов ХАБАРОВСК. НАШ. Два человека стали победителем данного мероприятия.

  Призовые места прекрасно показывают результативность наших детей, сплочённость команды. Однако, я считаю, что самое главное это-возможности для развития талантов детей, их дополнительная поддержка, высокий рост мотивации к достижению социально-значимых результатов. Всё это в значительной мере облегчает трудный процесс социализации в подростковом возрасте.

  Опыт работы по программе с одарёнными детьми «Дарование» убедительно показывает, что развитие сотрудничества детей и педагогов в учреждении дополнительного образования на благо ребенка даёт положительные результаты, повышает эффективность образовательной системы в целом. Несомненно, от этого выигрывает только ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа предусмотрена для учащихся 10- 11 классов и рассчитана на 34 часа, она учитывает возможности продолжения как естественнонаучного, так и гуманитарного образования в 10-11 классах. Реализация...

Программа работы с одарёнными детьми

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей....

Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"

Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....

Программа работы с одарёнными детьми по английскому языку

Познакомившись с программой работы вы сможете применить данный материал в своей практической деятельности. Желаю успехов!...

Программа работы с одарёнными детьми

Представлен материал по работе учителя химии с одарёнными детьми....

программа работы с одарёнными детьми

прграмма рассчитана на год.указаны фамиллии детей психологическая характеристика даты проведения занятий и формы...

Программа работы с одарёнными детьми

Программа по географии. Работа с одарёнными детьми в 6 классе...