Особенности восприятия рекламных роликов современными носителями языка (ассоциативный эксперимент).
статья (10 класс)

Валерия Викторовна Некрасова

В данной статье,  проанализировав результаты эксперимента, автор подводит нас к ответу на вопрос: что больше влияет на формирование ассоциаций в сознании людей - вкусовые качества продукта  или же сама реклама этого продукта?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhevatelnaya_rezinka.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности восприятия рекламных наименований современными носителями языка (ассоциативный эксперимент).

Цели:

  • Определить ассоциативный потенциал наименований жевательной резинки на современном рынке;
  • Установить причины появления ассоциаций на рекламные наименования в сознании школьников (от 14 до 18 лет) и людей, старше 27 лет;
  • Проанализировать результаты эксперимента и выявить,что больше влияет на формирование ассоциаций в сознании людей: вкусовые качества продукта  или же сама реклама этого продукта?
  • Выявить отличия в формировании ассоциаций в сознании разных возрастных групп.

Основным методом исследования являются психолингвистический (метод свободных ассоциаций)  и описательно-классификационный.

В эксперименте приняли участие119 человек, которых поделили на две возрастные группы:

  • Дети школьного возраста (от 14 до 18 лет), всего 68 человек:

8 класс – 18 учеников;

9 класс – 19 учеников;

10 класс – 15 учеников;

11 класс – 15 учеников.

  • Люди, достигшие зрелого возраста (старше 27 лет), всего 51 человек.

Общее количество наименования торговых марок жевательной резинки составило 6 единиц: «ORBIT», «Dirol», «HubbaBubba», «Loveis», «Eclipse», «JuicyFruit». Главным условием отбора являлось высокая популярность на современном рынке, доступность, общераспространённость.

Описание эксперимента:

Испытуемым раздавали карточки, на которых написано 6 наименований торговых марок жевательной резинки. Им было предложено записать напротив каждого названия 5 слов-ассоциаций, возникающих при прочтении наименования продукта. Также, были поставлены временные рамки: на выполнение работы давалось 10-15 минут.

После проведения эксперимента и анализа ответов испытуемых, мы пришли к выводу, что все результаты можно разбить на тематические группы: вкус продукта, вид продукта, реклама продукта, другое.

  1. Ответы детей школьного возраста:

Наименование продукта

Тематическая группа

Вкус

Вид

Реклама

Другое

ORBIT

Есть ответ – 85%

Нет ответа – 15%

Мята (8)

Свежесть (7)

Вкус (долгий) (4)

Звезды

Орбита

Подушка (2)

Орбита

Лидер (3)

Дыхание (2)

Лёд

Кофе

Пончик (2)

Блеск

Еда

Кариес (4)

Реклама

Сахар (4)

Красота

28 рублей

«Полушка»

Dirol

Есть ответ – 61%

Нет ответа – 39%

Тархун (3)

Вишня (2)

Слабость (вкуса) (10)

Плагиат (3)

Орбит (2)

-

Маска

Стоматолог

Путешествие (4)

«Орел и решка» (2)

Кепка

Скидки (5)

Акция (3)

HubbaBubba

Есть ответ – 87%

Нет ответа – 13%

Фрукт

Запах (4)

Аромат (2)

Сахар

Кока-кола (5)

Клубника

Банан (4)

Сладость

Пузырь (11)

Резина

Фантик

Цвет (4)

Тату (5)

Пузырь (3)

Метр

Лента (3)

Губка

Цена (4)

Редкость

Детство

Зубы

Радуга

«нетто»

juicyfruit

Есть ответ – 58%

Нет ответа – 42%

Фрукт (13)

Вкус/яркость (2)

Аромат (2)

Сок (3)

Квадрат (3)

Цвета (5)

Фрукты (9)

Ребенок

Взрыв

Машина (2)

Семья (2)

Гитара (2)

Eclipse

Есть ответ – 74%

Нет ответа – 26%

Мята (14)

ORBIT

Холод (11)

Поцелуй (13)

Реклама (2)

Дыхание (3)

Ледник

Лёд (4)

Имя

Корабль

Магазин

Дороговизна

Loveis

Есть ответ – 95%

Нет ответа – 5%

Аромат

Вкладыш (6)

Твердость

Драматичность

Любовь (11)

Романтика (12)

Предсказание

Размер

Фраза (3)

Мысль (2)

Пара

Картинка (2)

Прямоугольник

Сердце (16)

Этикетка

-

Отношения (2)

Подростки

Мужчина (5)

Женщина (5)

Доброта

Эмоция

Признание

Мейнстрим (2)

Коллекция

Язык

Веселье

Душевность

Популярность (8)

  1. Ответы людей, достигших зрелого возраста:

Наименование продукта

Тематическая группа

Вкус

Вид

Реклама

Другое

ORBIT

Есть ответ – 95%

Нет ответа – 5%

Свежесть (5)

Мята (4)

Мелисса

Сахар (5)

Апельсин

Мандарин

Синий

Зеленый

Белый

Подушка (3)

Реклама

Блеск (3)

Космос (2)

Зубы

Без сахара (2)

Кофейный налёт

Орбита (3)

Сплин (2)

Глютен

Детство

Подружка

Не то пальто

Dirol

Есть ответ –49%

Нет ответа – 51%

Пластинка (4)

Полоска

Снег

Подружка(2)

Лед (3)

Рок-н-ролл

Пароль

Король

Сироп

90-е (2)

Полиция

Безысходность

Забвение

Кселид

Корбомид

Орбакайте

HubbaBubba

Есть ответ – 75%

Нет ответа – 25%

Фрукты (7)

Шарик (8)

Цвет (2)

Пестрый

Фантик

Кубики

Танец (4)

Регги

Талисман

Хлеб

Батон

Клей

Динозавр

Абу-даби (2)

Песня

Омывайка (2)

Juicyfruit

Есть ответ – 65%

Нет ответа – 35%

Фрукты (8)

Мармелад Сахар

Сок (11)

Аромат

Ежевика

Ягода

Быстро

Пластинки (8)

Кубики

Квадрат (3)

Линейка

Зубы

Овощи

Джем

Кукла

Руки

Ультрафиолет

Ригли

Радуга (3)

Eclipse

Есть ответ – 58%

Нет ответа – 42%

Мята (6)

Эвкалипт (3)

Редкий

Горечь (2)

Противный

Лед (5)

Мороз (3)

Разврат (2)

Клоп

Клипса (4)

Серьги

Ожерелье

Эклер (2)

Липа

Упс

Мицубиси

Стиль

Loveis

Есть ответ – 95%

Нет ответа – 5%

Вкладыш (7)

Комикс Любовь (18)

Ты и я

Мальчик (13)

Девочка

Сердце

Человечки

Коллекция (5)

Розовый

Вера

Надежда

Мир(3)

Дети (9)

90-е (3)

Фантазия

Рубль

Ностальгия

Полученные в ходе эксперимента свободные ассоциативные реакции были рассмотрены нами и мы выявили следующее:

Дети сильно зависимы от телевизионной рекламы и многие ассоциации возникают  на основе рекламных роликов. Если в ролике женщина спасается от говорящих пончиков и настойчивой чашечки кофе с помощью одной подушечки жевательной резинки, то ассоциации будут соответствующие – пончик, кофе, подушка.

В целом, эксперимент показал, что рекламные наименования жвачек сильно ассоциируются с производимыми товарами. Большинство наименований вызвали реакции опрошенных.

Дети: Значительную часть полученных реакций можно отнести к таким тематическим группам, как вид продукта  и внешняя реклама продукта, что говорит о бесспорном влиянии рекламы на выбор товара в данном случае. Дети в меньшей степени обращают внимание на качество.

Взрослые: Большое количество ответов можно отнести к группе другое. Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что взрослые, в первую очередь, опираются на свой опыт. В этом возрасте продукт часто ассоциируют с каким-то событием в жизни. На втором месте по количеству ответов стоит группа реклама продукта, которая так же внесла значительный вклад в формирование ассоциаций.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что 29% опрошенных, данной возрастной группы, не смогли составить ассоциативный ряд к некоторым продуктам, т.к. марки «HubbaBubba», «Eclipse», «JuicyFruit» им не знакомы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекламный ролик

Конкурс-бал имени Русского Валенка, рекламный ролик....

Рекламный ролик "Зачем надо изучать экономику"

Рекламный ролик, выполненный в виде презентации, имеет цель привлечь внимание школьника к изучению предмета "Технологии бизнеса", а также повысить мотивацию к изучению экономики...

Рекламный ролик "Зачем надо изучать экономику"

Рекламный ролик, выполненный в виде презентации, имеет цель привлечь внимание школьника к изучению предмета "Технологии бизнеса", а также повысить мотивацию к изучению экономики...

«Особенности функционирования пословиц в современном русском языке»

АннотацияЦелью данной работы является исследование особенностей функционирования  пословиц в современном русском языке.В связи с этим были поставлены следующие задачи:изучение научной литер...

«Особенности функционирования пословиц в современном русском языке»

АннотацияЦелью данной работы является исследование особенностей функционирования  пословиц в современном русском языке.В связи с этим были поставлены следующие задачи:изучение научной литер...

«Особенности функционирования пословиц в современном русском языке»

АннотацияЦелью данной работы является исследование особенностей функционирования  пословиц в современном русском языке.В связи с этим были поставлены следующие задачи:изучение научной литер...

Образ замужней женщины в сознании носителей английского языка (на материале ассоциативного эксперимента)

С целью выявления образа замужней женщины в английском языковом сознании в ноябре-декабре 2012 года был проведен свободный ассоциативный эксперимент среди студентов г. Сиэтл, штата Вашингтон, поскольк...