«Духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого компонента»
статья

Розанова Наталья Викторовна

Первостепенной задачей объединения «Краеведения» становится сегодня, духовно-нравственное развитие и воспитание, и это не случайно.

 Краеведение — по мнению академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, прекрасная школа воспитания гражданственности. В результате анализа и изучения педагогического опыта и методической литературы, была определена цель объединения «Краеведение»: всестороннее и комплексное изучение истории природы, населения и хозяйства Воронежской области, воспитание духовно-нравственного потенциала личности.

          Воспитывать обучающихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы  духовно-нравственного воспитания обучающихся объединения «Краеведение».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района

Воронежской области

 

«Духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого компонента»

Секция: «Опыт организации системы духовно – нравственного воспитания в образовательных организациях».

Автор: педагог дополнительного

 образования Розанова Н.В.

пгт Каменка, 2018 год

Оглавление

I Введение.

II Основная часть.

1 Обращение к краеведческому материалу.

2 Традиционные  районные акции.

3 Мероприятия для воспитанников ЦРТДЮ  и объединения «Краеведение».

4 Участие в конкурсах различного уровня.

5 Духовно-нравственного воспитания непосредственно через образовательную деятельность.

6 Педагог должен быть примером духовности и примером высоконравственных дел.

III Заключение.

IV Список используемых источников (библиографический список).

 «Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знания о них, приучает интересоваться историей,

 искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачев. 

Первостепенной задачей объединения «Краеведения» становится сегодня, духовно-нравственное развитие и воспитание, и это не случайно.

 Краеведение — по мнению академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, прекрасная школа воспитания гражданственности. В результате анализа и изучения педагогического опыта и методической литературы, была определена цель объединения «Краеведение»: всестороннее и комплексное изучение истории природы, населения и хозяйства Воронежской области, воспитание духовно-нравственного потенциала личности.

          Воспитывать обучающихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы  духовно-нравственного воспитания обучающихся объединения «Краеведение».

Краеведение должно воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу, стимулировать к гражданскому участию в решении проблем местного сообщества. Опираясь на комплексное изучение родного края, краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры обучающихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

     

Обращение к краеведческому материалу на основе жизненного опыта предков, знакомство с природными и историческими объектами, с выдающимися личностями и их деятельностью, способствует пониманию причастности каждого к родной природе, к национальной культуре, традициям и обычаям.

Духовно-нравственное воспитание и развитие является неотъемлемым компонентом методической системы. Опыт работы строится на основе смешанной модели: во взаимодействии педагога, обучающихся и родителей, с учетом индивидуальных траекторий развития и воспитания, интересов и склонностей обучающихся.

Творческие работы, исследования, участие в конкурсах различного уровня, игры, проектная деятельность способствуют воспитанию чувства коллективизма, повышать культуру общения, познавательный интерес, усвоению общепринятые норм поведения.

Первый блок - традиционные  районные акции. Учитывая необходимость разностороннего развития обучающихся мы ежегодно  участвуем в  районных благотворительных акциях  "Белый цветок" и «Рождественское чудо детям!». Обучающиеся собственноручно изготовляют цветы и открытки и передают их в храм «Казанской иконы Божией Матери».

          Второй блок мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию, - мероприятия для обучающихся ЦРТДЮ  и объединения «Краеведение» конкретно, посвященные памятным датам, государственным праздникам, нашего  посёлка и страны. Сложность их заключается в необходимости тонкого, ненавязчивого введения моментов духовно-нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважение традиций своего народа.

 Многие данные мероприятия проводятся традиционно в образовательных учреждениях: это многочисленные концерты (День учителя, День матери, 23 февраля, День Победы, Масленица, День  посёлка, День защиты детей и т.д.), Все они проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.

          Третьем блоке мероприятий - это участие в конкурсах различного уровня но связанных с духовно-нравственным развитием. Учитывая необходимость использования современных технологий и приобщения обучающихся к исследовательской деятельности, мы ежегодно  участвуем в конкурсе «Краски жизни» по здоровому образу жизни. В прошлом году стали лауреатами.  Также принимали участие в областном фестивале-конкурсе «Воронеж-город Сад». А еще мне хочется отметить что у объединения «Краеведение» есть подшефный ветеран Великой Отечественной войны Захарченко Мария Стефановна. Обучающиеся регулярно навещают ее.    

Четвертый блок мероприятий - осуществление духовно-нравственного воспитания непосредственно через образовательную деятельность.

В объединении «Краеведение» формирование духовности, нравственности на основе воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу окружающего мира является основополагающим, и вокруг этого момента строится все обучение и воспитание. И тут важно для педагога определить тот стержень, который позволит дойти до сердца ребенка. И я, нашла то, что объединяет нас всех: и детей, и меня, то, что дорого всем нам - это наш  посёлок, а значит люди, живущие в нем, а значит их дела, проблемы, подвиги и успехи. Мы уверены, что конкретные дела по отношению к земле, на которой мы живем, определяют уровень нашей воспитанности, духовности и нравственности. А дети живо откликаются на то, что им знакомо, близко и дорого.

          И, наконец, пятый блок мероприятий основан на одном из  педагогических принципов: сам педагог должен быть примером духовности и примером высоконравственных дел.

          Я, как педагог активно участвуют во всех мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Мастер-класс «Изготовление пасхальных сувениров», мастер-класс и ярмарка Рождественских сувениров «Николин день. В ожидании Рождества…», участие в ежегодной Покровской ярмарке, участие в областной научно-практической конференции «Система дополнительного образования Воронежской области:  развитие детской одаренности в пространстве современного образования» и многое другое.
 

          Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет обучающимся создать цельную систему знаний о родном крае, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования.

Краеведение позволяет формировать ключевые компетенции на основе жизненных реалий, включать обучающихся в решение проблем окружающей действительности, воспитывать в них чувство любви к Родине на конкретном жизненном материале.

Список используемых источников (библиографический список):

  1. https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2014/04/02/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-na-osnove-kraevedcheskogo
  2. http://crtdiukamenka.ucoz.org/news/2017-09
  3. Сборник статей по проблемам школьного краеведения в системе дополнительного образования детей. Приложение к журналу «Внешкольник». Выпуск 5.- М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого компонента.

Духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого компонента....

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключев...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Модель формирования духовно-нравственной личности учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности

Особое место в многообразии форм воспитательной работы, видов деятельности школьников, направленных на всестороннее и гармоничное развитие личности, занимает туристско-краеведческая деятельность. Прак...