ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Бисероплетение» Творческого объединения «Чудесница»
рабочая программа

Позднякова Наталья Николаевна

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиций народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.

Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.

Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусства, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.

Мода на изделия из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация занятий по бисероплетению в рамках внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chudesnitsa_2018-2019.zip23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Советского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» Советского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО                                                                           УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

На методическом                                                                           МБУДО «ДЮЦ»

Совете, протокол от                                                                      Советского района

                                                                                                         Алтайского края

                                                                                                         №____ от «___» _____2018г.

                                                                                                         Директор ________________

                                                                                                         Н.Ф. Голованова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)  ПРОГРАММА

«Бисероплетение»

Творческого объединения «Чудесница»

(срок реализации – 1 год, возраст – 9 – 17 лет)

                                                                                           Автор – составитель:

Позднякова Наталья Николаевна,

                                                                                             педагог дополнительного

                                                                            образования  

             

с. Советское

2018 - 2019

Пояснительная записка

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиций народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.

Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.

Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусства, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.

Мода на изделия из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация занятий по бисероплетению в рамках внеурочной деятельности.

Направленность дополнительной образовательной программы:

Программа относится к художественно-эстетической направленности и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.

Содержание занятий поможет существенно приблизить детей к традиционной культуре своего народа, дать им представление о красоте и роли декоративно-прикладного творчества, о силе и значимости народной культуры в целом, даёт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир. В зависимости от совершенствования умений и навыков, учащихся можно переводить к освоению более сложных технических приёмов бисероплетения, вышивки бисером.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Особенность данной программы – подбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

Новизна данной программы заключается в том, что в процессе реализации используются новые педагогические технологии индивидуализации обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха, формируют у воспитанников положительную « я – концепцию».

Программа актуальна, поскольку дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Атмосфера неформального общения, царящая на занятиях, поощрение личной творческой активности влияет на формирование проявлений у детей творческой инициативы, нестандартности, гибкости мышления, способствует развитию личностных качеств ребёнка, его мотивации к познанию, творчеству посредством занятия бисероплетением.

Программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа - Человек - Предметная среда".

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

 Программа построена так, чтобы дать  школьнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У школьников развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). У школьников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию «я хочу это сделать сам». Для заинтересованности  школьников в работе используют разработку эскиза и схемы изделия самим ребенком.

Многообразие форм, расцветок и материалов, из которых изготовлен бисер, представляет массу идей для творчества. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Умение сделать изделие своими руками, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Основная задача занятий заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Цель:

Создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства, создание оптимальных условий для развития личности ребенка на основе национальных ценностей и традиций.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с одним из видов древнего рукоделия - плетение из бисера и вышивка бисером.
  2. Обучать различным видам и техникам плетения бисером.
  3. Формировать знания по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.
  4. Обучать навыкам и умению работать с различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером, соблюдая правила техники безопасности.
  5. Учить работать на высоком художественном уровне, ориентироваться в задании на восприятие образа и творческого воображения.
  6. Обучать планировать свою деятельность, оформлять готовые изделия работать самостоятельно.
  7. Обучать умению самостоятельно составлять эскизы и схемы будущей работы.
  8. Углубить и расширить знания об истории бисероплетения.

Развивающие:

  1. Раскрытие творческого потенциала, творческой активности детей.
  2. Развитие образного и логического мышления, моторных навыков, внимания, фантазии.
  3. Формирование художественно-эстетического вкуса.
  4. Обучение детей работать самостоятельно и в коллективе.
  5. Развивать положительное эмоциональное отношение к работе и её результатам.

Воспитательные:

  1. Привитие интереса к работе с бисером и желание совершенствоваться в данном направлении декоративно – прикладного творчества.
  2. Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
  3. Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной.
  4. Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
  5. Воспитание у детей эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения при работе с мелкими деталями, самостоятельности, организованности, умения довести начатое дело до конца, чувства гордости за выполненный труд, экономичного отношения к используемым материалам.
  6. Привитие основ культуры труда.
  7. Воспитание умения общаться со сверстниками, чувства коллективизма и взаимовыручки.

Для успешной реализации педагогических задач используются следующие принципы:

  • систематичности;
  • развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • доступность материала;
  • наглядности;
  • закрепления приобретенных умений;
  • обеспечения эмоционального благополучия ребенка;
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • творчества, свободы выбора (развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах);
  • дифференциации и индивидуализации (учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка);
  • культуросообразности (знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов);
  • единство обучения и воспитания;
  • сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников;
  • успешность.

Отличительные особенности образовательной программы:

Формирование разносторонне развитой личности на основе изучения культуры русского народа, знакомства с художественными традициями.

Подача материала осуществляется в процессе практических занятий, во время экскурсий в краеведческие музеи, во время  познавательно-досуговой  деятельности, дети  знакомятся с материалом в игровой форме.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 9 до 17 лет.

Сроки реализации программы:

Обучение рассчитано на 1 год. Обучение начинается с изготовления простейших изделий. Техника бисероплетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области рукоделия, формируются умения плести изделия  различными способами и методами.

При возникновении стойкого интереса к бисероплетению возможно продление образовательной программы по индивидуальному маршруту.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся в классе, 3 раза в неделю по 2 часа.

В среду с 18.00 – 20.00 ч, в четверг с 18.00 – 20.00 ч, в пятницу  16.00 – 18.00 ч. Программа рассчитана на 186 ч.  

Объединение посещают 12 детей. Состав детей комплектую на основе диагностики восприятия, памяти, внимания, творческого мышления, мелкой моторики

Необходимость в проведении индивидуальной работы с каждым обучающимся по выполнению различных методов выполнения плетения. Пополнение багажа теоретических знаний в рукоделии. Обучение и совершенствование навыков плетения.

Занятия проводятся в форме игры, вначале занятия – теоретическая часть, затем – практическая работа. В конце занятия подводится итог, оформляется выставка готовых работ, дети заполняют «тетрадь по плетению», в которой записывают новые термины, зарисовывают схемы выполнения различных способов плетения.

В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты и способы проверки:

В конце каждого года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний по плетению, а также занятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложенной схеме.

Выпускники принимает участие в выставках, конкурсах. В конце обучения выполняет творческую итоговую работу.

Способы проверки знаний:

-самоанализ достижений: чему новому научились, способы плетения, какие работы были на выставке, конкурсе;

-игры-викторины на выявление теоретических знаний по программе;

-ведение журнала успехов каждого учащегося – ведёт педагог;

-контрольные занятия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Выставки работ в школе и на районных и краевых мероприятиях. Участие в конкурсах «ДЮЦ» («Рождественская звезда», «Ростки талантов», «Сибириада»).

Учебно–тематический план

«Таблица 1»

Тема занятий

всего

часов

теория

практика

1

Введение в промысел

1.1.Вводное занятие: диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса.

1.2.Бисер в народном творчестве. Цветоведение.

2

2

0

2

Низание в одну и в две нити

2.1.Ознакомление с технологической картой-схемой.

2.2.Ознакомление с видами плетения.

2.3.Плетение простых цепочек.

2.4.Ознакомление с принципом плетения в 2 нити.

2.5.Плетение учебных образцов.

2.6.Игольчатое плетение.

2

2

6

2

6

6

1

2

0

0

0

0

1

0

6

2

6

6

3

Техника плетения дугами

3.1.Плетение букета «Ромашки, Розы, астры» –коллективная работа.

36

2

34

4

Французская техника плетения

4.1.Плетение фиалки.

24

2

22

5

Деревья из бисера

5.1.Техника плетения деревьев из бисера на проволочной основе .

48

2

46

6

Плоское параллельное плетение на проволоке

6.1.Бабочка, гусеница, рыбка.

12

2

10

7

Объёмное параллельное плетение на проволоке

7.1. «Букет роз» - коллективная работа.

36

2

34

8

Краеведческая работа:

Экскурсии в краеведческий музей, художественную школу. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

2

2

0

9

Итоговая выставка работ к концу учебного года

2

0

2

Итого:

186

17

169

Содержание программы

- Введение в промысел

- Низание в одну и в две нити

- Техника плетения дугами

- Французская техника плетения бисером

- Деревья из бисера

- Плоское параллельное плетение на проволоке

- Объёмное параллельное плетение на проволоке

- Краеведческая работа

1 РАЗДЕЛ – введение в промысел

Вводное занятие: диагностика базовых умений и навыков детей. Знакомство с особенностями материала: бисер, стеклярус, бусы, пайетки, стразы и их отличительные особенности. Знакомство с инструментами и правилами техники безопасности.

Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса. История возникновения стеклоделия. Распространение бисера по миру. Образование бисерного производства в России. Особенности узорных разновидностей.

Бисер в народном творчестве. Значение цветов в костюме, орнамент в декоративной обработке, особенности народных украшений разных народов мира.

Цветовой спектр. Цвета ахроматические и хроматические, холодные и теплые, их сочетание. Цветовой контраст. Гармония цветов. Цвет в орнаменте.

2 РАЗДЕЛ – плетение в одну и две нити, мозаичная техника

Ознакомление с технологической картой-схемой. Основы составления схемы. Правила чтения карты-схемы. Наложение узора на сетку плетения.

В ходе занятия детям даются основные технологические понятия, используемые в дальнейшей работе. Ознакомление с видами плетения. Обзор видов плетения в одну нить. Отличительные особенности одних видов от других. Направления движения плетения в разных видах.

Плетение простых цепочек. Переход от теоретического анализа карт-схем к их практическому выполнению. Практическая работа: изготовление образцов цепочек: «снизка» и варианты «снизки», «капелька», «ягодки», «зигзаг».

Ознакомление с принципом плетения в две нити. Характеристика видов плетения в две нити. Анализ карт-схем плетений.

Плетение учебных образцов. Использование ранее полученных навыков. Практическая работа: выполнения изделий цепочки «Крестик» (1 и 2 способы), «Колечки», «жучок», «колечки», «лодочки», «ромашки».

3 РАЗДЕЛ - Техника плетения дугами

Теоретические сведения. Техника выполнения изделий. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Коллективная работа плетение букета «Ромашки, розы, астры»  Оформление. Применение.

4 РАЗДЕЛ – Французская техника плетения бисером

Теоретические сведения. Техника выполнения изделий. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. «Фиалки». Оформление. Применение.

5 РАЗДЕЛ – Деревья из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев из бисера. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление деревьев. Составление композиции. Оформление. Применение.

6 РАЗДЕЛ – Плоское параллельное плетение на проволоке

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Гусеница. «Порхающие цветы» - бабочка. Рыбка.

7 РАЗДЕЛ - Объемное параллельное плетение на проволоке

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных изделий из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения изделий способом параллельного плетения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Ящерица. Коллективная работа «Букет роз». Оформление. Применение.

8 РАЗДЕЛ – Краеведческая работа

Экскурсии в краеведческий музей, художественную школу. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

Итоговое занятие. Контрольная диагностика приобретенных знаний, умений и навыков детей. Выставка работ. Анализ работ. Награждение победителей.

Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Также проходит посещение выставок, экскурсии, участие в игровых программах.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Занятие проводится согласно темы, в форме игры. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, остальное время занимает теоретическая и практическая части. Планируются развлекательные мероприятия: календарные праздники, экскурсии, конкурсы, Дни именинника.

Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т. к. данная программа требует индивидуальной работы  с каждым ребёнком: показ техники выполнения бисероплетения различными способами, оформление выполненной работы и т. д.

Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами. Во время проведения практической работы целесообразно использование музыкального фона (спокойная классическая музыка, музыка с шумами природы: шум ветра, листвы деревьев, льющейся воды, пением птиц).

Для проведения занятий для каждого года обучения собрана необходимая обучающая литература.

Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок.

Подготовлены образцы изделий с различными видами бисероплетения.

Имеются в наличии образцы изделий с различными способами бисероплетения.

Собраны образцы изделий различного направления.

Подобрана литература по технике выполнения различных методов бисероплетения.

Разработана инструкция по технике безопасности работы.

Формы подведения итогов по каждой теме: выполнение работы на закрепление способа бисероплетения. Анализ выполнения качества работы с оценкой себестоимости работы.

Организация выставок творческих работ.

Набор детей на кружок «Чудесница» производится ежегодно с 1 по 14 сентября по желанию детей. Занятия проводятся в классе по 10-12 человек.

На первом году обучения используется в основном групповая форма занятий, на втором и третьем – индивидуальные занятия с детьми, имеющими определённые результаты и успехи в работе. Программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей.

Основные принципы программы:

  • Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.
  • Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.
  • Изложение нового материала в доступной для детей форме.
  • Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
  • Постепенное усложнение при подаче нового материала.
  • Учёт региональных особенностей культуры, рыночных и общественных отношений.

Список литературы

Для педагога

  1. Алексеева Н.В. Плетение из бисера. – Н.Новгород, 1998
  2. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М., 1999.
  3. Аппозолова Л. М. Бисероплетение. – М.: Культура и традиция, 1997 г.
  4. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль, 2000.
  5. Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе, методическое пособие – СПб: «Паритет», 2003 .
  6. Бисер. Кружево. Вязание крючком. Сост. М. Ивахнова. М. Олимп. Смоленск : Русич, 2000.
  7. Бобита М. Рукоделие. – Харьков, 1997.
  8. Божко Л. А. Бисер. – М.:Мартин, 2000 г.
  9. Виноградова Е.Г. Бисер для детей. Игрушки и украшения.
  10. Виноградова Е. Большая книга бисера. – Спб., 1999.
  11. Вильчевская Е.В. Пасхальные яйца из бисера. – М.,2006.
  12. Гадаева Ю.В. Бисероплетение. Флора и фауна.
  13. Гусева Н.А. «365 фенечек из бисера»
  14. Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д.,2001.
  15. Гашицкая Р., Левина О. Вышивка бисером, 2001.
  16. Жукова О.Г. Бисерное рукоделие. – М., 1998.
  17. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.,1999.
  18. Крайнева И.Н. Мир бисера. – СПб.,1999.
  19. Котова И.Н. Серия Бисер. 6 книг. – Спб., 1998.
  20. Ладынина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». – М.,2001.
  21. Литвинец Э. Н.Забытое искусство. – М.: Знание,1992 г. (Новое в жизни, науке, технике, сер. «Сделай сам» №2)
  22. Лындина Ю.С. Бисер. Техника «кирпичный стежок». – 2001.
  23. Ляукина М. В. Бисер. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998 г.
  24. Ляукина М.В. «Подарки из бисера»
  25. Ляукина М. И это всѐ из бисера. – М.,1999.
  26. Ляукина М.В. Бисер. Основы художественного ремесла. – М., 1998.
  27. Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера. Пасхальные композиции. – М.: Культура и традиции, 2000 г.
  28. Ручная вышивка. Сост. М. Ивахнова – М.: Олимп, Смоленск, Русич, 1999.
  29. Сафонова Н.С., Молотобарова О.С., Кружки художественной вышивки, М., Просвещение, 1983 г.
  30. Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – СПб.,1999.
  31. Соколова Ю., Пырерка Н. Азбука бисера. – СПб.,1999.
  32. Тейлор К. Бисер: 55 современных оригинальных идей. – М., 2000.
  33. Федотова М., Валюх Г.М. Бисер. Цветы и букеты. – М., 1999.
  34. Фигурки из бисера / ред. Л. Мартынова. – М., 2001.
  35. Фигурки из бисера. /Сост. Лындина, 2001.
  36. Чиотти Д. Бисер. Украшения своими руками. – М.,2004.
  37. Чекулаева Е. Хочу всѐ знать. Праздники. – М.,2001.
  38. Шорис М. Техники плетения из бисера. – М., 1998.

Для детей

1. Азбука бисероплетения. – Спб., 1998.

2. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер - Ярославль: «Академия развития», 2006 .

3. Берлина Н.А. Игрушечки. Бисер, 2003.

4. Белякова. Бисер. Модные украшения, фенечки и фигурки. Ростов н/Д: Издат. Дом «Рипол Классик», 2007 .

5. Бисер – ленд: сборники. – Спб., 1998. - № 1 – 3.

7. Бисер. Практическое пособие. – СПБ.: КОРОНА принт, 1999 г.

8. Васильева. И.И. Бисероплетение. Шкатулки, сумочки. Практическое пособие. – СПБ.: КОРОНА принт, 2000 г.

9. Виноградова Е. Г. Макраме: украшение и сувениры. – СПБ.: Политехника, 1998 г.

10. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения (часть 1). – СПб.,1998.

11. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. М., 2000.

12. Гадаева Ю.В. Бисер Цветочки и фенечки. М., 2001.

13. Зайцева Н. Бисер, украшения, М., Аст – Пресс, 2000 .Калмыков С. Азбука бисероплетения (часть 2). – СПб.,1998.

14. Котова И.Н., Котова А.С. Волшебная игла. – СПб.,1998.

15. Котова И.Н., Котова А.С. жгуты и шнуры. – СПб.,1998.

Электронные образовательные ресурсы:

1. www.biser.info

2. biCer.ru

3. www.biserland.ru

4. biseropletenie.com

5. www.magic-beads.ru

6. ru.wikipedia.org/wiki/

7. onlybiser.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально – инструментальный ансамбль» объединение «Искорка»

Программа модифицированная, разработана на основе: Образовательной программы ВИА  педагога дополнительного образования   Микрюкова С.А. г. Санкт-Петербург, Образовательной п...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности творческого объединения «Радуга»

Модульная  программа дополнительного образования детей  направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося в сфере  и...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...