Факультатив "За страницами учебника математики" 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Аксенова Алена Владимировна

Факультатив  "За страницами учебника математики" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_stranitsami_uchebnika_matematiki_5_kl.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа №1»

«Утверждаю»

Т.Н.Зырянова – директор,

«____»___________

_____________________

Рабочая программа факультатива по математике

«За страницами учебника математики»

для 5 класса

Разработчик

Аксенова А.В.,

учитель математики,

первая квалификационная категория

Обсуждена и согласована на МО                               Принято на педсовете

Протокол №      от «___»_____                               Протокол №     от «____»____

Березовка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня. При разработке факультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету и примерная программа факультативного курса общеобразовательной школы №7 г. Гусь-Хрустальный.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Задачи факультативного курса по математике определены следующие:

  • развитие у учащихся логических способностей;
  • формирование пространственного воображения и графической культуры;
  • привитие интереса к изучению предмета;
  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • выявление одаренных детей;
  • формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Для успешного достижения поставленных целей и задач  при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы – 15 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Виды деятельности

Кол-во

часов

Планируемые рез-ты

Дата

Основы математики – 15 часов

1

Приемы устного счета

Тренировочные задания

1

Уметь рационально считать устно

05.09

2

О разных системах счисления.

Работа с доп литературой

1

Знать какие системы счисления существуют

12.09

3

Как люди научились считать?

Работа с доп литературой

1

Знать когда икак научились люди считать

19.09

4

Открытия в арифметике, сделанные юными математиками

Работа с олимпиадными заданиями

1

Уметь решать олимпиадные задачи

26.09

5

Открытия в арифметике, сделанные юными математиками

Работа с олимпиадными заданиями

1

Уметь решать олимпиадные задачи

03.10

6

История арифметики

Создание презентации

1

Знать историю арифметики

10.10

7

Занимательная арифметика

Создание презентации

1

Что называем занимательной арифметикой

17.10

8

Логика и смекалка

Счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру

1

Уметь получать новые фигуры из данной, путем перекладывания

24.10

9

Логика и смекалка

Счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру

1

Уметь получать новые фигуры из данной, путем перекладывания

31.10

10

Логика и смекалка

Счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру

1

Уметь получать новые фигуры из данной, путем перекладывания

14.11

11

Логика и смекалка

Карточки с задачами на смекалку

1

Уметь решать з-чи на смекалку

21.11

12

Математические игры

игра

1

уметь играть в математические игры

28.11

13

Математические игры

игра

1

уметь играть в математические игры

05.12

14

Математические игры

игра

1

уметь играть в математические игры

12.12

15

Математика в профессии родителей

Написание сочинения

1

Должны знать что математика нужна во всех профессиях

19.12

Геометрическая составляющая школьного курса математики -19 часов

16

Приёмы рационального счёта

Карточки

1

Уметь рационально считать устно

26.12

17

Приёмы рационального счёта

карточки

1

Уметь рационально считать устно

16.01

18

Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма.

Игра-головоломка

«Танграм».

1

Уметь составлять геометрические фигуры

23.01

19

Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма.

Игра-головоломка

«Танграм».

1

Уметь составлять геометрические фигуры

30.01

20

Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма.

Игра-головоломка

«Танграм».

1

Уметь составлять геометрические фигуры

06.02

21

Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма.

Игра-головоломка

«Танграм».

1

Уметь составлять геометрические фигуры

13.02

22

Старые русские меры. Решение задач

Тренировочные задания

1

Знать Старые русские меры

20.02

23

Старые русские меры. Решение задач

Тренировочные задания

1

Уметь решать задачи

27.02

24

Решение логических задач        

Тренировочные задания

1

Уметь решать з-чи на разрезание

06.03

25

Решение логических задач        

Тренировочные задания

1

Уметь решать з-чи на разрезание

13.03

26

Решение логических задач        

Тренировочные задания

1

Уметь решать з-чи на переливание

20.03

27

Решение логических задач        

Тренировочные задания

1

Уметь решать з-чи на переливание

03.04

28

Решение логических задач        

Тренировочные задания

1

Уметь решать комбинаторные з-чи

10.04

29

Решение логических задач        

Тренировочные задания

1

Уметь решать комбинаторные з-чи

17.04

30

Оригами как моделирование объектов

Тренировочные задания

1

Знать что такое оригами

24.04

31

Оригами как моделирование объектов

Тренировочные задания

1

Уметь моделировать объекты из оригами

08.05

32

Оригами как моделирование объектов

Тренировочные задания

1

Уметь моделировать объекты из оригами

15.05

33

Решение и составление

 кроссвордов        

Составление кроссворда

1

Уметь составлять кроссворды и их разгадывать

22.05

34

Итоговое занятие "Творцы математики".

игра

1

Интерес к математике

29.05

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Основы математики – 15 часов

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепить навыки математических действий с натуральными числами; продолжить развитие общеучебных умений и навыков.

После изучения данной главы учащиеся должны знать: о разных системах счисления;

уметь: оперировать приёмами умножения на 5, 25, 11, 98, 99, 97, 94, 93; двузначного числа, оканчивающегося на 5, на само себя; правильно строить свои умозаключения.

Эта глава программы рассчитана на повышение и удержание интереса к предмету математике. Логические задачи представляют собой разного вида умозаключения, построенные на сюжетном материале. В их условиях содержатся сведения о свойствах и отношениях людей и вещей. На основе этих сведений требуется сделать вывод о наличии или отсутствии у объектов, описываемых в задачах, тех или иных свойств или отношений. Исторические сведения насыщены практическим материалом.

Геометрическая составляющая школьного курса математики-19 часов

Основная цель – развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

После изучения данной главы учащиеся должны знать: свойства геометрических фигур;

уметь: работать по заданному алгоритму; решать задачи на разрезание, переливание, перекладывание.

При решении геометрических задач раскрывается взаимосвязь образного и логического мышления. В процессе решения задач на разрезание проявляются связи между всеми компонентами умственной деятельности: пространственным, метрическим, интуитивным, конструктивным и символическим, а значит и соответствующими содержательно – методическими линиями школьного курса математики.

Решение кроссвордов заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, найденный в результате его ответ долгое время остаётся в памяти.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  • уметь составлять занимательные задачи;
  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

.

ЛИТЕРАТУРА:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5  

– 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М.,  1969 г.

9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.

          12. Интернет ресурсы.

          13. Занимательные задания в обучении математике. Книга для учителя. Шуба М.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив "За страницами учебника математики"

Программа факультативного курса по математике для учащихся 7 класса...

Программа кружка "Математика за страницами учебника". 11 класс

Программа кружка "Математика за страницами учебника". 11 класс...

Факультатив "За страницами учебника математики" 5 класс

Факультативные занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся кр...

Факультативный курс "За страницами учебника" 8 класс

Факультативный курс "За страницами учебника"  для учащихся 8 класса составлен на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, а также Программы общеобразов...

Факультатив "За страницами учебника математики" 8 класс

Факультатив "За страницами учебника математики" 8 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника» 9 класс

Данный элективный курс предназначен для расширения базового курса алгебры и дает учащимся возможность познакомиться с основными приемами и методами выполнения заданий, связанных с модулями, параметрам...

Промежуточная аттестация по учебному курсу "За страницами учебника" 5 класс

Промежуточная аттестация по учебному курсу "За страницами учебника" (русский язык, 5 класс)...