Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)
методическая разработка

Городецкая Лидия Петровна

Методический доклад на тему: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту» (разработка открытого урока)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorodetskaya_l.p._statya_yanvar_2019.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Симферопольская детская школа искусств»

Методический доклад

на тему:

«Работа над гаммами.

Подготовка к техническому зачёту»

(разработка открытого урока)

Выполнила:

Преподаватель

Городецкая Л.П.

Симферополь, 2019


Содержание

Введение…………………………………………………………3

  1. Гаммы - основа технического оснащения пианиста…….. 4
  1. Техническое освоение гамм……………………………5
  2. Художественные задачи в игре гамм………………….5

1.3. Недостатки при игре гамм…………………………….6

2. Подготовка к техническому зачету ………………………   7

2.1. Открытый урок…………………………………………7

Заключение ……………………………………………………..9

Список используемой литературы:……………………………10


Введение

Нет необходимости объяснять насколько полезно для учащихся играть гаммы. Данную аксиому знает любой музыкант, причем никто не сомневается в том, что именно гаммы положительно влияют на их техническое развитие.

В нашей школе существует проблема первоначального освоения гамм: часто обучающиеся боятся играть гаммы, отсюда вырабатываются комплексы при сдаче технических зачетов, которые порой приводят к различным негативным последствиям, вплоть до отчисления из школы.

Сейчас стали доступны многие методические пособия известнейших педагогов и исполнителей, в которых довольно подробно описываются способы работы над гаммами, включающие в себя работу над преодолением различных технических задач, а также звуковых, динамических, ритмических и прочих других. Но, к сожалению, везде описываются способы работы с обучающимися, которые уже достаточно уверенно знакомы с гаммами и свободно ими владеют.

У каждого преподавателя-пианиста в определенный момент возникает вопрос: как начать знакомить обучающегося с гаммами и гаммовым комплексом, чтобы свести к минимуму негативные эмоции, часто возникающие практически у всех обучающихся?

На сегодняшнем открытом уроке я попытаюсь показать свои методы ознакомления с гаммами, основанные на личном опыте работы с учащимися.

Вашему вниманию предлагается разработанный для нашей школы гаммовый комплекс, включающий в себя исполнение в каждой гамме непосредственно самой гаммы, аккордов и арпеджио.


1.Гаммы - основа технического оснащения пианиста

Гаммы - это основа технического оснащения пианиста, ни один музыкант не может обойти этот инструктивный материал стороной. Гаммы играются для накопления пианистического мастерства. Придумал их музыкант XI века Гвидо Д’Ареццо, он же назвал и ноты. Карл Черниназвал гаммы “основой фортепианного обучения”, и это понятно, так как весь гаммовый комплекс - это фактура произведений периода классицизма. Гаммы - это так же основа инструктивной этюдной литературы. Игра гамм развивает такие технические качества, как беглость, ловкость, чёткость и точность звукоизвлечения, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Но в работе над гаммами мало развивать только простую моторику (скорость и точность). Фортепианную технику мы рассматриваем в органической связи с проблемами художественно - исполнительского мастерства, поэтому между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно. Художественные и пианистические способности учащегося должны развиваться в комплексе. Ведь гаммы могут являться составной частью фактурных произведений, и мы должны учить ученика выполнять художественные задачи, заключенные в них, подчинять этим задачам и качество звука.

Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что получается. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности, точности, отчетливости звукоизвлечения и правильности пианистических движений. Основная задача при работе над гаммами – это улучшение качества исполнения.


  1. Техническое освоение гамм.

Ровность при игре гамм зависит от legato внутри позиции и подкладывания первого пальца. Часто при игре гамм приходится сталкиваться с так называемой тряской. Основные технические требования к игре legato предъявляются следующие: погружение веса всей руки от плеча через палец в клавишу (контакт с клавиатурой). При этом необходимо следить, чтобы неиграющие пальцы не напрягались, не оттопыривались, а двигались за играющими. Кисть должна быть все время собранной. Большое значение при игре гамм имеет подкладывание первого пальца и перекладывания через него других пальцев кисти. Первый палец должен быть легким, гибким, подвижным и самостоятельным.

  1. Художественные задачи в игре гамм:

Динамические задачи

1. Сыграть гамму форте (f)

Необходимо сразу настроить ученика на правильное звукоизвлечение forte , объявив его техническую сторону. Играть звуком forte - это не значит стучать, выколачивать, играть грубо, жестко, форсировать звук. Звук должен быть глубоким, но сочным, мягким, благородным.

2. Сыграть гамму пиано (р)

Играя гамму piano, Важно не "шептать", не "прятаться". Звук должен быть опертый, пронизывающий. По выражению Перельмана Н. "пиано должно быть слышно и в сотом ряду зала"

3. Совершать волнообразное движение

В гамме необходимо слышать постепенное усиление и ослабление звучания. Савинский С. писал, что "над сгеscendo и diminuendo надо работать, как над технически трудными пассажами"

Артикуляционные задачи

  1. Сыграть гамму кистевым staccato
  2. Сыграть гамму пальцевым staccato
  3. Сыграть гамму певучим, кантиленным lеgato

Ритмические задачи:

Исходя из того, что настоящая беглость пальцев - это ритмически организованная беглость и в этюдах с пьесами приходится исполнять пассажи ритмически организованные, полезно играть гаммы в различных ритмических вариантах. Такая игра гамм особенно способствует ровности звучания и очень полезна ученикам, у которых страдает чувство ритма.

Ритмическая игра гамм будет заключаться в следующем:

1. Игра с акцентами с разной пульсацией (меняется ритмическая группа в одной доле, и начало каждой группы акцентируется).

2. Игра в разных ритмах и в сочетании с различной артикуляцией 

Координационные задачи и развитие полифонического слуха при игре гамм:

Играя гаммы, мы можем рассматривать партии обеих рук как два голоса, самостоятельно ведущие свои мелодические линии, которые могут не совпадать ритмически, артикуляционно и динамически, и которые нужно провести ясно и выразительно.

1.3. Недостатки при игре гамм:

1. Пальцы не должны "вязнуть" в клавишах. Взятие и снятие пальцем клавиши должно быть активным и точным. Для этого кончики пальцев нужно слегка фиксировать и нацеливать на взятие клавиш, но высоко их не поднимать.

2. Не прогибать последние фаланги пальцев. Это тоже зависит от фиксации кончиков. Надо зацепить и закрепить кончик пальца на клавише.

3. Не "выколачивать" первым пальцем при смене позиций, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.

2. Подготовка к техническому зачету

2.1. Открытый урок

Тема урока: «Работа над гаммами. Подготовка к техническому зачёту»

Тип урока: комплексный

Цель урока: подготовка к техническому зачёту, развитие и совершенствование технических навыков на основе полного комплекса гамм.

Задачи урока:

Обучающая: расширение спектра задач в освоении комплекса гамм, закрепление игровых навыков.

Развивающая: способность осваивать и выполнять различные технические задачи, развитие устойчивых навыков самостоятельной работы.

Воспитывающая: создание проблемных ситуаций, стимулирующих ученицу к преодолению трудностей в самостоятельной практической работе.

Оборудование урока: учебный класс, фортепиано, нотный материал.

Формы и методы, применяемые педагогом на уроке: рассказ, иллюстративный показ, метод слухового контроля.

Ход урока:

К работе на уроке подготовлены гаммы As-dur, f-moll. При исполнении ученицей самостоятельно проведён анализ степени комфортности этих гамм: гамма As-dur более удобна, благодаря использованию чёрной клавиатуры - в прямом движении, аккордах, коротких арпеджио, трудна в длинных; f-moll требует внимания к аппликатуре (окончание гаммы на четвёртый палец и обратное движение), в коротких арпеджио и аккордах.

Технические трудности: смена позиции в аккордах, коротких арпеджио, основное внимание направить на положение рук в глубине, в чёрной клавиатуре, соблюдение неизменной позиции. Ошибки - положение первого и пятого пальцев, свобода корпуса и крупных мышц руки.

Освоен новый инструктивный материал: расходящаяся хроматическая гамма (удобная и интересная “зеркальная аппликатура”), гамма As-dur в терцию, в дециму. Расширение объёма исполнения гаммы воспринимается с интересом и удовольствием. Проведена подробная работа над ритмическими недостатками в исполнении гаммы, а также положением 1,2,3 пальцев в хроматическом виде.

Художественные задачи:

Исполнить мажор на пиано, минор два вида - форте.

Аккорды с вычленением верхнего звука при движении вверх, нижнего - вниз.

Короткие арпеджио в движении diminuendo и crescendo.

Длинные арпеджио - двойная задача в различной динамике.

Сложность этой работы в постепенности и ровности динамического движения, что требует выработки устойчивых навыков и сразу не получается.

Хроматическая гамма в стандартном движении, но с ритмическими акцентами на 4 и 8.

Артикуляционные задачи:

Использовалась только гамма f-moll, так как ученице четвёртого класса сложно исполнить различный штрих в чёрной клавиатуре.

Гармонический минор - вверх staccato пальвое с хорошим ощущением кончика пальца (град по крыше), вниз - глубокое legato diminuendo.

Мелодический минор - вверх legato crescendo, вниз, натуральный минор, non legato, (слон шагает в валенках).

Главная задача - добиться ровного прикосновения пальцев в различном штрихе и разнообразной динамике. Эти задачи, благодаря подтекстовкам, были восприняты легко, с весельем и юмором.

Координационные задачи:

Самое сложное задание, так как от ребёнка потребовалось максимальное внимание и сосредоточенность. Гамма As-dur прямая - левая рука исполняется на форте, правая - пиано, причём legato и non legato; короткие арпеджио - разный штрих; хроматическая гамма - в левой staccato, в правой legato. Надо отметить, что в возрасте 11 лет (четвёртый класс), при соблюдении точной аппликатуры, достаточно сложно выполнять данную работу, а в арпеджио обоих видов просто не получается сразу.

В качестве обобщения проверены теоретические знания о гаммах, аккордах, арпеджио и сопутствующие правила нотной грамоты.

Заключение

Сегодня на этом уроке я имела цель ознакомить вас со своими формами и методами первоначального освоения гамм и гаммового комплекса. Несмотря на узкую специфику, урок прошёл интересно, разнообразно и плодотворно. Поставленные в начале урока цели и задачи выполнены полностью. Все аспекты работы над гаммовым комплексом воспринимались живо и серьёзно. Создание проблемных ситуаций стимулировало ребёнка к самостоятельной работе. Оказалось, что обычную рутинную работу можно сделать увлекательной.

Организация развивающего пространства, реализация индивидуального подхода, развитие активности учащегося явились основными методами работы на уроке.

Урок прошёл легко и интересно, позже он был обсуждён с коллегами.

Список используемой литературы:

 

  1. Как научить играть на рояле. Первые шаги
  2. Коган Г. Работа пианиста
  3. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой.
  4. Линаки А. Основные принципы работы с учащимися старших классов
  5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока Применение передовых технологий и эффективных технических решений в области энергосбережения

Данный открытый урок разрабатывался с применением проектных технологий. В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и восп...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»

Цель урока:·        Развитие полифонических навыков.Задачи урока:·        Обучить основным  навыкам поэтапного разбора ...

Разработка открытого урока « Соотношение художественных и технических задач в работе пианиста"

Цель урока: Обеспечить условия, при которых техническая оснащенность ученицы будет способствовать воплощению художественного замысла. ...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Практикум работы на ПЭВМ» Тема: Создание и форматирование таблиц в MS Word.

Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости  владения такими средствами обработки текста, создания и форматирования таблиц как MS Word....

Открытый урок на тему: "Работа над формированием и развитием технических навыков на начальном этапе обучения цимбалиста"

В конспекте открытого урока поэтапно описываются основные проблемы в начальном периоде обучения, с которыми сталкиваются педагоги при обучении на  таком  инструменте как цимбалы.Данный консп...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...