Методический доклад с элементами открытого урока «Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения»
методическая разработка

Городецкая Лидия Петровна

Методический доклад с элементами открытого урока «Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorodetskaya_l.p.statya_oktyabr_2018.doc1010 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Симферопольская детская школа искусств»

Методический доклад

с элементами открытого урока

«Навыки координации в развитии пианиста

на начальном этапе обучения»

Выполнила:

Преподаватель

Городецкая Л.П.

Симферополь, 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3

1. Формирование навыков координации движений у пианиста.........................5

2. Навыки координации пианиста на начальном этапе обучения …………… 6

2.1. Координация движений в работе над одноголосным произведением……6

2.2. Координация движений при исполнении пьес двумя руками одновременно……………………………………………………………………. 6

2.3. Координация движений и музыкальная выразительность………………. 8

3. Пример открытого урока  на тему: «Навыки координации развития пианиста на начальном этапе обучения»……………………………………… 9

Заключение…………………………………………………………………...…..13

Список литературы…………………………………………………………...….13

Введение

Одна из особенностей игры на фортепиано состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен охватить все элементы музыкальной ткани и согласовать их между собой таким образом, чтобы наиболее ясно и ярко донести до слушателя художественно-музыкальный замысел композитора. Можно сказать, что в руках пианиста заключён целый оркестр, в котором он является и дирижёром, и исполнителем всех партий. Чтобы выполнить эти задачи, пианист должен обладать большим комплексом навыков, среди которых одно из главных мест занимает высокоразвитая способность координации.

Координация – буквально «упорядочение». Координироваться – значит быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Мозг отдает «приказ», а тело, руки, ноги, пальцы подчиняются этому «приказу».

В музыкальной педагогике координация – понятие, включающее в себя ряд компонентов. Это координация движений, слуховая координация и координация метроритмическая. В процессе игры на фортепиано координация движений играет значительную роль. Это и координация между движениями пальцев каждой руки, и между руками, играющими поочерёдно или вместе, и координация ног, работающих с педалями [5.стр.71-73]. Координация необходима пианисту, главным образом, для того, чтобы в процессе исполнения сохранить независимость каждого элемента музыкальной фактуры, и в то же время не разрушить гармоничную связь отдельных линий, подчиняя их основному направлению движения и развития музыки.

Недостатки владения координацией отрицательно сказываются на исполнении как произведений сложного, многопланового строения, так и сравнительно более простой фактуры и даже пьес невысокой степени трудности.

Нельзя забывать о том, что игровые движения зависят и даже определяются мысленно-звуковой картиной, сложившейся в представлении исполнителя. И.Гофман говорил: «Если мысленная картина ясна, руки выполнят её без затруднений». Следовательно, чтобы скоординировать игровые движения, надо мысленно создать звучащую картину взаимодействия элементов музыки. Отсюда ясно, что приобретение навыков координации движений тесно связано с развитием мышления и слуха. Одаренный артист-музыкант должен обладать не только высокоразвитыми компонентами по отдельности, но и их совершенной координацией. Эта координация имеет следующую структуру: музыкальное мышление (сознательный процесс) управляет эмоциональностью, эмоциональность влияет на музыкальный слух, а слух, в свою очередь, влияет на моторику.

Целью работы является выявление и раскрытие музыкально-пианистических задач для развития навыков координации пианиста на начальном этапе обучения.


1. Формирование навыков координации движений у пианиста

Формирование навыков координации обуславливается тремя постановочными периодами, и, учитывая специфику трёх периодов постановки, рекомендуется решать определённый круг задач по координации движений в каждый из периодов занятий.

Задачи первого периода:

1) разнообразные двигательные действия корпусом, на базе которых будут воспитываться все двигательные действия рук;

2) на основе двигательной свободы корпуса, особенно его верхней части, согласованные действия рук, их идентичные ощущения и движения без инструмента. Эти ощущения и движения станут в дальнейшем основой взаимодействия рук в процессе игры, даже в тех условиях, когда рукам придётся совершать диаметрально противоположные движения;

3)идентичные ощущения в силовых зонах, на основе которых воспитываются синхронные действия рук: ощущения подвешенного состояния рук в поднятом положении, ощущения веса руки, размаховые движения, рулевые движения, движения предплечья – сгибания и разгибания локтевых суставов, а также все имитирующие движения, связанные со спецификой инструмента.

Задача второго периода: разобщённая постановка рук, формирование основных ощущений и движений для каждой руки в отдельности непосредственно на инструменте – озвученный вариант двигательных действий рук. Основным критерием эффективности воспитываемых игровых навыков их контроля становится умение ученика определять на слух и корректировать правильность движений рук. Воспитание двигательных навыков каждой из рук в отдельности в значительной мере облегчает проблемы координации рук при соединении их действий.

Задача третьего периода: соединение элементарных действий рук. Этот период в полной мере будет определять дальнейшую согласованность действий рук в процессе игры. Правильно организованные двигательные действия силовых и игровых зон рук – основа их координации. Несоблюдение основных двигательных закономерностей в любой из зон рук неизбежно приводит к координационному разладу всей системы руки и игровому хаосу [4.стр.95-96].

2. Навыки координации пианиста на начальном этапе обучения

2.1. Координация движений в работе над одноголосными произведениями

Задачи, связанные с координацией, возникают на первых порах музыкальных занятий, например при разучивании одноголосных песенок двумя руками поочерёдно. Чтобы чередование рук было своевременным и плавным, надо уметь распределять внимание между руками, не прерывая игрового процесса. При этом движения пианиста должны быть не порывистыми, а заранее подготовленными: каждая рука перед своим вступлением как бы «берёт дыхание» соответственно характеру звуковой задачи и в то же время продолжает общую мелодию, подчиняясь объединяющему «дыханию» целой фразы. Для успешного выполнения указанных задач надо развивать у ученика способность предварительного осмысливания каждой группы нот, то есть представлять увиденное раньше, чем пальцы успеют это сыграть, а в дальнейшем и предварительного «слышания», то есть умения «слышать» звук до того, как он будет извлечён.

Так намечаются первые необходимые навыки координации, объединяющей все три фактора: мышление, слух и двигательно-игровой процесс.

2.2. Координация движений при исполнении пьес двумя руками одновременно

Следующий этап в развитии координации наступает при переходе к исполнению пьес двумя руками одновременно. Здесь главные трудности возникают при соединении рук. Именно на этой ступени разучивания зачастую искажается звучание и ритм пьесы, разрушается её цельность, допускаются неточности  аппликатуры, штрихов и даже нот; нарушается и пластичность движений, которые становятся «корявыми».

Чтобы избежать этих недостатков, нужно игру двумя руками одновременно начинать с пьес, в которых сопровождающий элемент был бы предельно лёгким и удобно расположенным.

Добившись цельного и выразительного исполнения мелодии и свободной ориентировки в смене аккордов (или отдельных нот) сопровождения, можно приступить к соединению рук вместе. И вот тут перед учеником встаёт очень важная задача: не допустить искажения мелодической линии при добавлении к ней сопровождения. Для этого, начиная соединяя руки, например, партию левой руки следует игра очень тихо, без погружения в клавиатуру, а только переставляя пальцы и очередные клавиши, чтобы взятие аккордов не мешало плавному и связному движению мелодии. Если внимание не успевает подготовить своевременную смену аккордов левой руке, можно несколько замедлить мелодию, или даже остановиться перед сменой аккорда, но ни в коем случае не прерывать связного исполнения (снимать руки с клавиш в залигованных фразах и  повторять по несколько раз уже сыгранные звуки). На первых порах можно даже пропустить отдельные звуки сопровождения, с тем, чтобы сохранить целостность мелодической линии. В дальнейшем, по мере неоднократных повторений, пропуски будут ликвидироваться, замедления и остановки выравниваться, уравновесится и звучание сопровождения. При таком способе разучивания сводятся к минимуму искажения в процессе соединения рук, и конечная цель достигается значительно быстрее. Кроме того, непрерывно слушать мелодию на фоне сопровождения помогает установить правильное соотношение звучности между ними. Но главное заключается в организации внимания, слухового контроля и игровых движений в процессе соединения двух различных элементов. Достижение таких результатов очень важно в начальном периоде, так как оказывает большое влияние на приобретение соответствующих навыков в дальнейшем обучении. Исходя из этого, на первых порах надо разучивать с учеником как можно больше несложных пьес, в которых легко достигается координация составляющих элементов.

В работе немалая роль принадлежит естественной удобной аппликатуре, с помощью которой легче увязать голоса в цельные линии. Педагог должен выбирать для ученика репертуар с учётом применения подобной аппликатуры и следить за точным её соблюдением, особенно при соединении рук.

2.3. Координация движений и музыкальная выразительность

Известно, что музыкальное и техническое развитие пианиста должно проходить в едином процессе. Эту взаимосвязь можно выразить так: ясное представление музыкальной задачи определяет соответствующие формы игровых движений; правильно же выбранный технический приём, в свою очередь, помогает практически выполнить музыкальную задачу. Соблюдение правильных пропорций между активными пальцами, глубиной погружения в клавиатуру и огибающими движениями руки является чрезвычайно важной задачей в работе пианиста; эти пропорции устанавливаются и регулируются при помощи "уха", то есть зависят от музыкального развития ученика, в частности, от его способности создать в представлении правильную звуковую картину. Значительную роль играет эмоциональная сторона: темперамент, воодушевлённость ученика.

3. Пример открытого урока  на тему: 

«Навыки координации развития пианиста на начальном этапе обучения»

Цель урока: выявление и раскрытие музыкально-пианистических задач для развития навыков координации пианиста на начальном этапе обучения.

Для достижения цели определим следующие задачи:

1 – наметить основные периоды формирования навыков координации движений;

2 – описать основные двигательные действия, формирующие координирующие движения музыканта;

3  –  выявить  принципы  организации  и  построения  специальных  упражнений, непосредственно влияющих на формирование координированной свободы исполнительского аппарата.

Форма организации труда: индивидуальный урок

Межпредметные связи: сольфеджио

Ход урока:

1. Организационная часть: постановка цели и задач, представление учащейся.

2. Вступительное слово

Особенность игры на фортепиано (в отличие от большинства других инструментов) состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен охватить все элементы музыкальной ткани и согласовать их между собой таким образом, чтобы наиболее ясно и ярко донести до слушателя художественно - музыкальный замысел композитора.

Чтобы выполнить эти задачи, пианист должен обладать большим комплексом навыков, среди которых одно из главных мест занимает высокоразвитая способность координации.

Координация необходима пианисту, для того, чтобы в процессе исполнения сохранить независимость каждого элемента музыкальной фактуры, не разрушить гармоническую связь отдельных линий.

Как мы ранее и говорили формирование навыков координации обуславливается тремя постановочными периодами, и, учитывая специфику трёх периодов постановки, рекомендуется решать определённый круг задач по координации движений в каждый из периодов занятий.

3. Практическая часть (проводится с учащейся 3 класса)

Первая группа упражнений проводится стоя.

1. Упражнение «Дятел»

Правая рука стучит по животику со словами «На сосне высокой дятел весело стучит тук-тук-тук», левая рука гладит голову сверху со словами «Сверху гладит ласково тихий ветерок». А затем обе руки одновременно начинают работать, правая стучит по животику, а левая гладит голову сверху со стихотворением.

2. Упражнение «Флажок»

Поднять правую руку перед собой с раскрытой ладошкой со словами «Мы флажок поднимем в правой». Затем поднять левую руку перед собой, пальцы спрятать в ладошке (в кулачке) со словами - «Ну, а в левой - камешек». Затем, поднять обе руки одновременно перед собой, в правой раскрыть ладошку, а в левой зажать ладошку в кулачок. Выполнять упражнение со стихами «Мы флажок поднимем в правой, ну, а в левой – камешек».

3. Упражнение «Певец и цветок»

Поднять правую руку перед собой из кулачка раскрывать медленно пальцы, изображая раскрытие бутона. Поднять левую руку перед собой постукивать 2345 пальчиками о первый палец, изображая певучего певца. Теперь поднять обе руки правая изображает раскрытие бутона, а левая изображает поющего певца со словами «Нежно проснулся цветок на поляне, тихо раскрыл он свои лепестки, солнце пригрело цветок на поляне, красный цветок у самой реки».

4. Упражнение «Радуга»

В правой руке 1 пальчик рисует радугу, пальчик покачивать то влево, то вправо. В левой руке 1 пальчик тикает, стучит о второй пальчик ритмично со словами. Теперь одновременно, в правой 1 пальчик рисует радугу, а в левой 1 пальчик тикает со словами «Я рисую радугу на правой стороне, а на левой часики тикают быстрей».

5. Упражнение «Веселые ладошки»

Выполняется в паре ученик с учителем. Руки перед грудью, ученику объясняют хлопнуть громче правой ладошкой о ладошку учителя, а левой рукой хлопнуть нежнее со словами «Вот веселые ладошки хлопать весело хотят правой громче левой тише ну а вместе вот так так». Далее выполнять хлопки одновременно и правой и левой рукой.

6. Упражнение «Состязанья»

Выполняется в паре ученик с учителем. Ученик держит руки учителя, правой рукой зажимать руку учителя сильнее, а левой рукой зажимать руку учителя нежнее. Выполнять упражнение со словами «Состязанья не простые силу ловкость показать. Только в правой посильней, ну, а в левой понежнее».

Упражнения за инструментом.

1.Упражнение «Ручейки»

Правой рукой ученик играет гамму на нон легато громче, смело, а левой рукой играет туже гамму на нон легато тихо, нежно. Со словами «Ручеек бежит веселый только в правой - громкий. Ручеек бежит печальный только в левой тихий».

2. Упражнение «Волшебный дождь»

Правая нога плавно опускается на педаль и поднимается, а правая рука играет гамму спокойно не спеша на нон легато со словами «Вот волшебник к нам пришел показать на чудо, будет дождик капать нам со звоном хрусталя».

Регулярные занятия упражнениями помогают учащемуся более осознанно организовать двигательный процесс, поддерживать его на должном уровне, активно управлять им, осуществлять координацию всей системы двигательного процесса.

3. Работа над репертуаром

- Витлин «Кузнец»

- Кабалевский «Клоуны»

Переходя к работе над пьесой, надо в правой руке добиться цельного и выразительного исполнения мелодии, а в левой руке добиться свободной ориентировке в смене аккордов (или отдельных нот) сопровождения. Если при соединении рук искажается мелодическая линия при добавлении к ней сопровождения. Партию правой руки исполняет учитель, а партию левой руки исполняет ученик. Партию левой руки следует исполнять очень тихо, без погружения в клавиатуру, а только переставляя пальцы, чтобы взятие аккордов не мешало плавному и связному движению мелодии. При таком способе разучивания сводятся к минимуму искажение мелодии в процессе соединения рук, конечная цель достигается значительно быстрее. Кроме того, непрерывно слушать мелодию на фоне сопровождения помогает установить правильное соотношение звучности между ними. В организации внимания подключается слуховой контроль и игровые движения рук. Исходя из этого, на первых порах надо разучивать с учеником как можно больше несложных пьес, в которых легко достигается координация составляющих элементов.


Заключение

Итак, проблема координированной свободы пианистических движений всегда была в центре внимания музыкальной педагогики, в этом заключается актуальность данной темы.

Все эти компоненты не только должны быть развиты в отдельности, но должны быть скоординированы между собой. Не последнюю роль играет и развитие техники, в частности способность пианистического аппарата к гибкому взаимодействию всех его звеньев. Недостаточная же гибкость технического аппарата затрудняет координацию движений, а, следовательно, препятствует точному воспроизведению звуковой картины, сложившейся в представлении исполнителя. Навыки координации необходимы пианисту, как для решения сложных задач интерпретации, так и для овладения самыми элементарными пианистическими приёмами.

Комплексы специальных упражнений учитывают основные взаимосвязи мышечных групп организма и координируют действия этих групп в процессе обучения. Регулярные занятия упражнениями помогают учащемуся более осознанно организовать двигательный процесс, поддерживать его на должном уровне, активно управлять им, осуществлять координацию всей системы двигательного процесса.

Список литературы

  1. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры Лиса по лесу ходила. - М.: Карапуз, 2005,19с.
  2. Гнесина Е.Ф. Подготовительные упражнения к различным видам техники, С-П.: Композитор, 2009.
  3. Забурдяева Е.,Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу Вып.4- С-П.: ООО Невская нота, 2010.
  4. Мазель В. Музикант и его руки. - С-П.: Композитор, 2003, 180с.
  5. Макаров В.Л. Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном     отделении и начальной школе. – ХГИИ Харьков, 1997, 120с.
  6. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста – М.: Советский композитор, 1987,119с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Актуальность проблемы творческого развития учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне»

О развитии музыкальных способностей ученика   на начальном этапе обучения....

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

Особенности развития воспитанников на начальных этапах обучения основам бальных танцев.

Обычно именно на начальном этапе формируется отношение к танцам. Поэтому в данной методической разработке уделяется особое внимание необходимости обучения конкретным фигурам и танцам  с простыми ...

Презентация на тему "Развитие УУД на начальном этапе обучения иностранному языку"

Презентация на тему "Развитие УУД на начальном этапе обучения иностранному языку" и доклад к ней...

Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....

Развитие координации пианистов на начальном этапе обучения

Координация пианистов нередко является трудной проблемой в обучении. Однако, не обладая навыками координированной игры, качество исполнения будет невысоким. Поэтому развитию координации с самого начал...