Опыт исследования компетентности обучающихся в сферах проектной и творческой деятельности в программе опытно-экспериментальной площадки.
статья

Малуша Валентина Ивановна

В статье обобщен опыт исследования компетенций обучающихся в пректной, исследовательской и творческой деятельности в рамках опытно- экспериментальной площадки по проблеме "Социальное проектирование как фактор формирования творческой направленности лисности в условиях межинституционального взимодействия".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи»

Опыт исследования компетентности обучающихся  в сферах проектной и творческой деятельности в программе опытно-экспериментальной площадки.

Малуша В.И., методист высшей категории.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» с 2014года является базовым учреждением инновационной деятельности по теме: «Социальное проектирование как фактор формирования творческой направленности личности в условиях межинституционального взаимодействия и сотрудничества».

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности включает в себя: разработку методологической основы инновационной идеи, разработку инновационного проекта (программы), координацию инновационных действий, организацию и проведение обучающих и методических мероприятий, организацию и проведение мониторинговых исследований, анализ их результатов, обобщение результатов инновационной деятельности.

Важная роль в научно-методическом сопровождении инновационной деятельности принадлежит методической службе учреждения.

Приоритетным направлением деятельности методической службы МБУ ДО ДТДМ на разных этапах реализации программы федеральной экспериментальной площадки по проблеме «Социальное проектирование как фактор формирования творческой направленности личности в условиях межинституционального взаимодействия» является научно-методическое обеспечение и сопровождение опытно-экспериментальной деятельности структурных подразделений и педагогических работников, включенных в программу эксперимента.

Предметом исследования в контексте данной проблемы является система деятельности учреждения по развитию творческой направленности  ребенка средствами социальных проектов в условиях межинституционального взаимодействия и сотрудничества.

Первый этап эксперимента (2014-2015гг.), наряду с разработкой концептуальных оснований, анализом ресурсной базы учреждения  и существующего опыта, предусматривал разработку программы психолого-педагогического сопровождения  инновационной деятельности в контексте проблематики эксперимента,  в том числе программы исследования условий и факторов становления творческой направленности личности ребенка, а также отбор, адаптацию и разработку диагностического инструментария исследований.

Второй этап реализации программы эксперимента (2015-2018гг.) предполагал  проведение формирующего эксперимента, связанного с практической реализацией разработанных социальных проектов, определением критериев, организационно-педагогических условий развития творческой направленности личности  в условиях межинституционального взаимодействия и сотрудничества.

Одна из задач опытно-экспериментальной деятельности, которая решалась на данном этапе, - разработать и проверить в процессе эксперимента диагностический инструментарий и критерии, определяющие уровень сформированности творческой направленности личности обучающихся.

На начальном этапе эксперимента методической службой в сотрудничестве с педагогами Дворца творчества детей и молодежи  определялись компетенции, формирование которых возможно в результате участия обучающихся в реализации проектов различной направленности, разрабатывались критерии и диагностические методики, апробировался диагностический инструментарий.

В период осуществления формирующего этапа эксперимента были проведены исследования эффективности опытно-экспериментальной деятельности во всех структурных подразделениях МБУ ДО ДТДМ.

В учреждении был организован мониторинг эффективности проектов (социальных, образовательных, исследовательских), включенных в программу эксперимента, исследование уровня сформированности компетенций обучающихся, осуществлен анализ полученных результатов.

В отделе инновационных проектов была осуществлена диагностика компетентности обучающихся в сферах межинституционального взаимодействия, проектной и исследовательской деятельности.  

В исследовании приняли участие 59 обучающихся подросткового и старшего школьного возраста.

Цель исследования – изучение уровня компетентности учащихся в сферах деятельности, обеспечивающих эффективность  реализации проблемы отдела «Формирование творческой направленности  личности в процессе инновационно-проектной деятельности» в рамках  федеральной экспериментальной площадки.

В качестве диагностической методики использовался тест, разработанный творческой группой педагогических работников отдела.

Тест условно подразделяется на 4 блока вопросов, позволяющих изучить компетентность обучающихся в определенной сфере:

  • в проектной деятельности;
  • в сфере межинституционального взаимодействия, правовых основ проектной и исследовательской деятельности;
  • в сфере информационных технологий;
  • в исследовательской деятельности.

Полученные результаты диагностики  были представлены в виде документов Excel, позволяющих зафиксировать компетентность каждого обучающегося (индивидуальные достижения), уровень компетентности по отдельным объединениям и по выборке в целом.

Кроме того в них были одновременно представлены и уровень компетентности обучающихся по каждому вопросу, и по блокам, и по совокупности всех вопросов теста (индивидуальные, групповые и по выборке в целом).

Обобщенные данные исследования были приведены в таблицах и диаграммах, на основании которых был сделан вывод: Компетентность обучающихся отдела  инновационных проектов в сферах межинституционального взаимодействия, проектной и исследовательской деятельности в достаточной  мере обеспечивает эффективность экспериментальной деятельности отдела  инновационных проектов по реализации проблемы отдела «Формирование творческой направленности  личности в процессе инновационно-проектной деятельности» в рамках  федеральной экспериментальной площадки.

В экологическом отделе диагностика компетентности обучающихся проводилась в соответствии критериями, разработанными в контексте проблемы отдела «Формирование экологического сознания и экологической ответственности обучающихся в процессе социального проектирования»:

  • сформированность  экологических знаний;
  • сформированность  экологической ответственности;
  • сформированность информационной компетентности;
  • сформированность коммуникативных качеств;

Для каждого объединения и  каждой возрастной группы обучающихся были разработаны опросники, отражающие специфику содержания реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.

В исследовании эффективности экспериментальной деятельности в экологическом отделе приняли участие  57 обучающихся детских объединений.

По итогам исследования в целом по выборке высокий уровень сформированности компетентности по изучаемой проблеме продемонстрировали –12,3% респондентов; средний уровень - 43,9 %.

В отделе прикладного искусства исследование проводилось с использованием тестового задания, состоящего из трех блоков, позволяющих оценить:

  1. Уровень развития проектно-исследовательских компетенций.
  2. Уровень развития творческих компетенций.
  3. Уровень сформированности мотивации к проектно-исследовательской и творческой деятельности.

В исследовании приняли участие 58 обучающихся младшего школьного возраста: 3 экспериментальные группы и одна контрольная: обучающиеся 2 класса МБОУ СОШ № 49 – дети, не занимающиеся в МБУ ДО Дворец творчества детей и молодежи.

Результаты исследования показали: уровень развития творческих компетенций и уровень мотивации к проектно-исследовательской и творческой деятельности в экспериментальных группах выше, чем в контрольной.

        В художественном отделе результативность социальных проектов исследовалась на основе следующих критериев:

Образовательная самостоятельность:        умение отбирать средства для собственного продвижения в обучении (открытие для себя новых способов действий и индивидуальная  работа по освоению нового способа), осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебных заданий самостоятельно.

Образовательная инициатива: способность выстраивать свою образовательную траекторию и уметь ее претворять в жизнь; осознанно вносить поправки, необходимые коррективы в исполнении как по ходу реализации так и в конце концертных номеров и постановок.

Образовательная ответственность: способность принимать самостоятельные решения в определенных нестандартных ситуациях; нести ответственность за принятие решений, предъявлять на оценку личностные и коллективные достижения.

Также в качестве критериев рассматривался и уровень сформированности Универсальных учебных действий. (УУД)

Личностные УУД: положительная мотивация на обучение хореографическому и вокальному искусству, ориентация на понимание причин успеха в обучении, интерес к обновлению учебного материала, способность к самооценке, художественно-эстетический вкус, способность понимать необходимость обучения,  вести здоровый образ жизни, проявлять гражданскую позицию в поступках и деятельности.

Регулятивные УУД: способность принимать и выполнять учебную задачу, учитывать данные педагогом рекомендации в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом и сверстниками, осуществлять рефлексию, адекватно воспринимать оценку педагога, различать способ и результат действия, вносить коррективы в творческую деятельность; в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу, самостоятельно учитывать сформулированные педагогом ориентиры в освоении нового учебного материала.

Познавательные УУД: умение находить нужную информацию для выполнения учебных заданий, осуществлять поиск информации с использованием ИКТ- ресурсов, разнообразить способы выполнения заданий, анализировать образовательные результаты на занятиях, выделять существенные и несущественные признаки;  осуществлять выбор эффективных способов выполнения заданий с учетом конкретных условий, сравнение, анализ, строить логическое рассуждение на основе установленных причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: способность ориентироваться на партнерские позиции в общении и взаимодействии, формулировать собственное мнение и позицию, использовать правильную речь для обоснования своих действий, договариваться и приходить к общему решению в совместной коллективно-творческой деятельности; учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей, учитывать разные мнения и интересы, принимать различные мнения и подходы к решению проблем, последовательно передавать необходимую информацию партнерам как ориентир для построения действия.

На основе критериев был разработан опросник, включающий  32 позиции.

Оценка компетентности осуществлялась педагогами – руководителями детских объединений, включенных в программу эксперимента и обучающимися (самооценка).

По оценке экспертов (педагогов и учащихся), исследуемые компетенции участников реализации проектов сформированы на среднем уровне.

Эффективность опытно-экспериментальной деятельности отдела социального творчества по проблеме «Система социально-педагогического сопровождения семьи в процессе формирования творческой направленности личности в УДО» исследовалась в процессе мониторинговых исследований,  целью которых было выявление ресурсных возможностей образовательной среды, субъектами которой являются воспитанники дошкольного возраста, родители, педагоги.

Были определены критерии эффективности системы социально-педагогического сопровождения семьи в процессе формирования творческой направленности личности в УДО:

1.        уровень развития творческих способностей детей;

2.         степень   сформированности  атмосферы творческого сотрудничества в детско-родительских  коллективах;

3.        готовность родителей к дальнейшему участию в различных творческих проектах.

4.        уровень родительской компетентности в осуществлении творческого взаимодействия с ребёнком, повышение глубины и интенсивности общения с ребёнком;

5.        уровень готовности  педагога к  проектно-творческой деятельности.

    В исследовании приняли участие   30 воспитанников детских объединений и 29 родителей, 20 педагогов отдела социального творчества.

      Уровень развития творческих способностей обучающихся исследовала Психологическая служба МБОУ ДОД ДТДМ.

Для определения готовности родителей к участию в творческих проектах использовалась модифицированная методика, разработанная Институтом развития образовательных систем РАО.

     Исследование осуществлялось методами педагогического наблюдения, экспертной оценки. Было выделено 4 уровня степени готовности родителей к творческому взаимодействию, раскрывающиеся через определенные характеристики: Степень готовности.         Характеристика (показатели).

Отсутствие готовности: равнодушное отношение к творческому процессу, непосещение родительских групп, безразличие или настороженность к тому, что происходит с ребенком, избегание общения с педагогами,  отказ от принятия какой - бы то ни было  роли и ответственности в этом процессе.

Низкая:        родители не придают значения  творческим событиям в жизни ребенка, стараются как можно реже посещать родительские группы, не проявляя там никакой активности, доверительного конструктивного общения с педагогами не возникает.

Удовлетворительная (средняя): родители периодически интересуются творческими событиями в жизни ребенка, сами не проявляют инициативу, но стараются принимать участие во всех мероприятиях и проектах, на которые их приглашают, в острых случаях обращаются к педагогам за советом и помощью, готовы помогать, если их просят; в целом ориентированы на конструктивное решение возникающих проблем.

Высокая:         родители постоянно в курсе всего происходящего, более того, являются инициаторами определенных событий, проектов, мероприятий,  постоянно и тесно общаются с педагогами, как правило, с удовольствием посещают родительские группы, проявляют ответственность в решении проблем воспитания и  творческого развития  собственных детей.

На основе анализа результатов исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Показатели степени готовности родителей к участию в проектной деятельности в экспериментальной группе несколько выше, чем в контрольной группе. Это объясняется наличием определенной системы работы с родителями в детском объединении «Город Радости».
  2. Высокие показатели отмечаются в той деятельности, которая не требует проявление инициативы.

Анализ инструментария и результатов диагностики позволяет выявить общие тенденции организации системы диагностики, установить значимость полученных результатов, их соответствие целям и задачам опытно-экспериментальной деятельности, вскрыть причинно-следственные связи, оценить эффективность использованных диагностических методик, корректность опросников и тестов, совершенство механизма фиксирования и обработки результатов диагностики.

Общее направление анализа заключается в поиске всевозможных объяснений зафиксированных фактов и  выяснении истинной причинной зависимости условий, средств и результатов.

Данные, полученные с помощью сравнений, сопоставлений, классификации, служат основой для поиска и нахождения причин педагогических успехов и неудач, отправной точкой в совершенствовании педагогической системы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно - экспериментальной работы «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры»

Кто я сейчас? Кем я хочу стать? Это вопросы, которые задаёт себе каждый ученик старших классов. Ответ на эти вопросы в  профессиональном самоопределении -  первом настоящем выборе молодого ч...

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАЦЕЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ....

Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»

В основу концепции ОЭР изначально  заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность ...

Программа деятельности по осуществлению опытно-экспериментальной работы

Программа деятельности учителя по теме "Формирование культурно-экономических компетенций учащихся как основы социализации в процессе изучения региона". Цель работы; способствовать культурно-...

Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»

Актуальность выбранной темы обусловлена следующим фактором:  переход к рыночной экономике требует не только создание соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и форми...