"Социально-бытовое ориентирование воспитанников детского дома"
проект

Данная работа посвящена проблеме подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное  учреждение  для  детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Детский дом (смешанный) №13»

Тема проекта: «Социально-бытовое ориентирование воспитанников детского дома»

Выполнила:

Беспалова Наталья Николаевна,

инструктор по труду,

ГКУ «Детский дом (смешанный) №13»

с.Надежда, 2019 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Раздел 1. Анализ социально-бытовой некомпетентности воспитанников ГКУ «Детского дома (смешанный) №13» в постинтернатный период……………………………………………………………………………...4

Раздел 2. Авторская программа «Шаг за шагом» по социально - бытовому ориетированию  воспитанников детского дома…………………….6

Раздел 3. Результаты исследования уровня социально – бытовой компетентности воспитанников………………………………………………….7

3.1. Система диагностики …………………………………………………7

3.2. Результаты исследования……………………………………………..8

Заключение……………………………….……………………………….11

Список использованной литературы…………………………………….12

        

Введение

Актуальность проекта заключается в том, что как показывает практика, большинство выпускников сиротских учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Находясь в стенах детского дома, ребенок не ощущает проблем. Государство берет на себя обязательства по обучению, воспитанию, обеспечению детей всем самым необходимым. Практические, научные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы: какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в сиротском учреждении, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни.[3] Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Умение планировать бюджет, распоряжаться карманными деньгами, вести домашний быт, которое у домашнего ребенка воспитывается на примере мамы и папы, а у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется. После выхода из учреждения выпускник не в состоянии перейти на самостоятельное жизнеобеспечение.[2] Самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ним проблемы, к которым он реально не готов. Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, в организации своего быта, в создании семьи, в воспитании  детей, не умеют составлять и соблюдать бюджет, организовывать свободное время, отстаивать свои юридические права, осуществить поход в ЖКХ и т.д.

В последнее время государство нацелено на социально-бытовую подготовку воспитанников детских домов  (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 п.57 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей").[1] Но отсутствие государственных стандартов, определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации  привело к тому, что в настоящее время во многих учреждениях разрабатываются и реализуются различные программы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Такие программы включают довольно разнообразное содержание.

Цель проекта рассмотреть и проверить эффективность использования разработанной авторской программы «Шаг за шагом» по  социально-бытовой подготовке ориентированию в условиях ГКУ «Детский дом (смешанный) №13»  Ставропольского края. [4]

В соответствии с целью исследования определены следующие основные задачи:

  1. Провести анализ, имеющихся проблем у выпускников детского дома;
  2. Обосновать содержание и формы педагогической работы, способствующей социально - бытовому ориентированию воспитанников.
  3. Проверить эффективность использования авторской программы на основе исследования (диагностики) воспитанников.

В ходе реализации проекта ожидались следующие результаты:

  • высокий уровень социально-бытовых умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни;
  • понимание ценности труда в современном мире;
  • формирование у воспитанников детского дома умений и навыков, которые помогут реализоваться в различных сферах деятельности.

Ожидание данных результатов основывается на том, что:

  • программа педагогической деятельности разработана с учетом особенностей развития воспитанников детского дома;
  • содержание программы ориентировано на подготовку воспитанников к самостоятельному решению основных социально - бытовых проблем жизнеустройства после выпуска;
  • условия организации позволяют реализовать эту программу.

Раздел 1.  Анализ социально-бытовой некомпетентности выпускников ГКУ «Детского дома (смешанный) №13» в постинтернатный период

Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в постинтернатной адаптации выпускников сиротских учреждений. При выпуске из организации бывший воспитанник оказывается один на один с реальным миром - настоящим, а не иллюзией, создаваемой детским домом. И выпускаясь из учреждения, он начинает это понимать и осознавать. Самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ним проблемы, к которым он в реальности оказываются не готов.

Наиболее важными проблемами, с которыми приходиться сталкиваться выпускникам сиротских учреждений в самостоятельной жизни являются: решение жилищной проблемы; материальное самообеспечение; самостоятельное решение бытовых проблем; решение сложных жизненных проблем; выход из конфликтных ситуаций; взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями; взаимодействие, общение с различными людьми; создание собственной семьи; защита законных прав и интересов; забота о здоровье; продолжение образования; отсутствие возможности посоветоваться со взрослыми; организация своего досуга.

Основная задача сиротских учреждений  согласно запросу государства является социально-бытовое ориентирование воспитанников, для того чтобы при выпуске  он мог без посторонней помощи справляться с выше указанными проблемами, возникающими у него на пути.

Как показывает практика ГКУ «Детский дом (смешанный) №13»  , не у всех бывших воспитанников самостоятельная жизнь начинается легко и гладко. Проанализировав проблемы, постинтернатного устройства выпускников 2015-2016 уч.года, была выявлена недостаточная готовность их к самостоятельной жизни. Очень частыми оказывались ситуации, когда работники детского дома, а именно социальный педагог и психолог, помогали в решении проблем или отстаивали права своих выпускников. Большинство педагогов отметило что, даже получив нормальное жилье, выпускники часто просто не умеют (или не хотят) в нем жить, не умеют жить в одиночестве, не умеют самостоятельно вести домашнее хозяйство, не имеют навыков самообслуживания. Речь идет об элементарных формах бытовой деятельности: чистке обуви, ремонту одежды, стирке белья, приготовлении пищи, уборке квартиры и созданию уюта в доме. Как правило, даже девушки не умеют создать в своем жилище уют, не сразу застилают постель, подолгу не моют грязную посуду. Очень многие воспитанники не умеют приготовить обед. Находясь на полном государственном обеспечении у детей нет бережного отношения к одежде, обуви, они не в состоянии провести даже мелкий ремонт одежды.

Все эти аспекты, а также запрос со стороны государства в  социально - бытовом ориентировании воспитанников поставило данную организацию перед необходимостью проведения более качественной подготовки выпускников к самостоятельному жизнеобеспечению. С этой целью была создана  программа, направленная на формирование основных социально-бытовых навыков, необходимых для дальнейшей самостоятельной жизни. Решено было включить в программу основы домоводства, сельскохозяйственного труда и экономических знаний в быту.

Были выбраны сроки реализации. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни должна была проходить в течение года (с сентября по август). К программе решено было разработать систему диагностики, для выявления уровня социально – бытовой компетентности воспитанников детского дома.

Раздел 2. Авторская программа «Шаг за шагом» по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Шаг за шагом» разработанная лично автором данного проекта, прорецензирована и внедрена в работу детского дома в 2016-2017 уч.году.

Основная цель программы «Шаг за шагом» осуществить подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, обучить навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок, создать уют в доме,научить навыкам экономического поведения и т.п.

Программа предназначена для работы с воспитанниками 8-11 классов. Продолжительность занятия 1 час. Частота проведения 1 час в день (6 часов в неделю). Срок реализации 1 год.

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни состоит из двух блоков: сельскохозяйственный труд идомоводство. Каждый из блоков имеет теоретическую и практическую часть.

Сельскохозяйственная работа проходит весной, летом и осенью. В теоретической части сельскохозяйственного блока рассматриваются основные сельскохозяйственные культуры, агротехника их возделывания для формирования у воспитанников знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, развитию умения по распознаванию и определению выращиваемых культур. Рассматриваются правила ухода за садом, придомовой территорией, живой изгородью, даются теоретические знания по уходу за садом, правила формирования крон садовых деревьев, стрижки живой изгороди, выполнения мелкого ремонта придомовой территории и т.д. Практическая часть включает в себя работу на огороде, клумбе, придомовой территории, в саду. За каждой группой, а их в детском доме 3, закреплен свой участок (огород, придомовая территория, сад, клумба), где воспитанники с школьного возраста отрабатывают трудовые умения и навыки, учаться пользоваться  сельскохозяйственным инвентарем. Итогом сельскохозяйственных работ, проводимых с воспитанниками, является конкурсы: «Урожайные грядки», «Цветочная клумба». Вся продукция с огорода и сада, а это зелень, овощи, клубника, малина, абрикосы и смородина, используется в детском питании. Воспитанники готовят различные блюда. Помимо готовки воспитанники учатся оформлять готовые блюда, сервировать стол; учатся составлять меню, рассчитывать количество и подсчитывать стоимость продуктов; оказывать первую необходимую помощь при пищевых отравлениях. Каждый год, осенью в детском доме проводится кулинарный конкурс среди групп, где воспитанники могут использовать выращенную ими продукцию, проявить творческие способности. На занятиях  по блоку домоводства  воспитанники приобретают навыки работы на швейных машинах различного вида, учатся пользоваться инструментами для ручного шитья и изготавливать простейшие изделия с применением ручных и машинных стежков, ухаживать за одеждой, обувью, выполнять ремонт одежды, определять размеры одежды и обуви; рассматривают бытовые приборы, правила обращения с ними; знакомятся с правилами стирки одежды, умению читать ярлыки на одежде; рассматривают приборы учета, рассчитывают и заполняют квитанции ЖКХ; рассматривают правила ухода за собой, за жилым помещением; учатся создавать уют в доме, ухаживать за комнатными растениями.

Основными формами проведения занятий являются: беседа; занятие; практикум; тест; конкурс. Формы работы: групповые; индивидуальные.

Раздел 3. Результаты исследования уровня социально – бытовой компетентности воспитанников

3.1. Система диагностики

Для выявления уровня социально – бытового ориентрования воспитанников, прошедших обучение по программе «Шаг за шагом»  была разработана система диагностики. В ней использованы следующие критерии: практические умения и навыки, теоретические знания, культура и организациятруда. Диагностика детей проводится в течение  года  по блокам в форме теста. Уровень социально-бытовых знаний, умений и навыков оценивается по трехбалльной системе:

Балл «3» (высокий уровень) ставится, если воспитанник: с достаточной полнотой знает изученный материал; умеет применять полученные знания в практической работе; практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил безопасности труда; умеет объяснить основы выполняемой работы; активно участвует в проведении работ.

Балл «2» (средний уровень) ставится, если воспитанник: обнаруживает знание и понимание лишь основного учебного материала; в основном правильно, но недостаточно быстро выполняет практические работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда в основном правильно; может объяснить основы выполняемой работы по наводящим вопросам.

Балл «1» (низкий уровень) ставится, если воспитанник: обнаруживает незнание, и непонимание большей части учебного материала; не умеет самостоятельно выполнять практические работы и объяснить их основы; нарушение правила безопасности труда; не аккуратно выполняет практические работы.

3.2. Результаты исследования (диагностики) уровня социально – бытовой компетентности воспитанников ГКУ «Детский дом (смешанный) №13»

В 2016-2017 уч.году в диагностике приняли участие 13 воспитанников 8-11 классов: 8 класс-5 человек, 9 класс- 8 человек. Из них 6 девочек и 7 мальчиков.

Таблица 3.2.1. Средние показатели диагностики за 2016-2017 уч.году

Показатели

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Знание теоретического материала.

28%

68%

4%

Практические умения и навыки.

24%

62%

14%

Культура организации труда.

18%

62%

20%

В2017-2018 уч.году в диагностике приняли участие 15 воспитанников8-11 классов: 8 класс-6 человек, 9 класс- 8 человек, 10 класс-1 человек. Из них 6 девочек и 9 мальчиков.

Таблица 3.2.2. Средние показатели диагностики за 2017-2018 уч.году

Показатели

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Знание теоретического материала.

32%

62%

6%

Практические умения и навыки.

30%

60%

10%

Культура организации труда.

22%

64%

14%

Таблица 3.2.3.Средние показатели уровня подготовки воспитанников

Уч.год

Высокий

Средний

Низкий

2016-2017  уч. год

23%

64%

13%

2017-2018  уч. год

28%

62%

10%

Диагностика сформированности социально-бытовых практических умений и навыков у выпускников детского дома позволила провести оценку их уровня, степень сформированности у них тех или иных умений и навыков, для своевременного выстраивания алгоритма работы по разрешению проблем у воспитанников и для более эффективной интеграции их в общество. Анализируя обученность воспитанников  по программе «Шаг за шагом» за два года, хотелось бы отметить хорошие результаты. Большинство детей освоили программу: в 2016-2017 уч. году 11 воспитанников из 13; в 2017-2018 уч. году 13 воспитанников из 15.

Как показывает диагностика высокий  уровнень имели:

 в 2016-2017 уч. году  3 воспитанника из 13;

 в 2017-2018 уч. году 4 воспитанника из 15.

Воспитанники этого уровня знали изученный материал, умели применять полученные знания на практике, были активны в проведении работ, соблюдали  правила безопасности труда, умели объяснить основы выполняемой работы, с достаточной полнотой знали изученный материал.

Средним уровнем обладали:

в 2016-2017  уч. году  8 воспитанников из 13;

в 2017-2018  уч. году 9 воспитанников из 15.

Воспитанники этого уровня в основном правильно, но недостаточно быстро выполняли практические работы, допускали лишь некоторые погрешности, могли объяснить основы выполняемой работы по наводящим вопросам, обнаруживали знание и понимание лишь основного учебного материала.

Низкий уровень имели:

в 2017-2018 уч. году  2 воспитанника из 13;

в 2017-2018 уч. году 2 воспитанника из 15.

Воспитанники этого уровня не умели объяснить основы выполняемой работы без наводящих вопросов, не аккуратно выполняли практические работы, обнаруживали незнание, и непонимание большей части учебного материала, нарушали правила безопасности труда.

Заключение

Результаты, проводимых диагностик сформированности социально – бытовых практических умений и навыков у воспитанников 8-11 классов  детского дома, показали, что около 90% воспитанников обладают необходимыми умениями и навыками  для самостоятельного жизнеобеспечения и деятельности в постинтернатный период.

Разработанная программа позволила мотивировать воспитанников детского дома на ведение домашнего хозяйства, обучить основам кулинарии, научить вести семейный бюджет, экономить на питании без ущерба для здоровья и т. д

Итак, цель данной работы была выполнена в полном объеме.

Для достижения цели в работе были решены следующие задачи:

  • проанализированы проблемы, с которыми сталкиваются выпускники сиротских учреждений в постинтернатный период;
  • обоснованы содержание и формы педагогической работы, способствующей социально - бытовому ориентированию воспитанников.
  • проведено исследование (диагностика) по эффективности использования авторской программы;
  • определены показатели готовности к самостоятельной жизни выпускников детского дома.

Литература:

1.Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 п.57 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".https://multiurok.ru/index.php/files/proekt-sotsializatsiia-i-adaptatsiia-vospitannikov.html 

2.http://ddrudenka.isil.obr55.ru/dop_obras/Программа%20Выпускник.doc

3.https://docplayer.ru/47964116-Nauchnyy-forum-pedagogika-i-psihologiya.html

4.detdom26.ru Сайт ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №13» с. Надежда Ставропольского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"

Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

социальная адаптация воспитанников детских домов

материал включает несколько важных разделов: влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов на успешность их социальноц адаптации, основной критерий эффективности работы по соц...

Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»

В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Доклад на педсовете "Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию"

Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания  подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации т...

Рабочая программа по "Социально бытовой ориентировке", для обучающихся на дому. 8 класс.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся на дому....