Техника А. Сеговии
методическая разработка

Ермолович Лариса Герасимовна

"Техника Сеговии"- кто из гитаристов не мечтал о ней, кто не пытался проникнуть в ее сокровенные тайны и, по-возможности, достигнуть ее совершенства, блеска и магического воздействия на слушателей?....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника А. Сеговии

Выдающийся испанский гитарист-виртуоз и педагог Андрес Торрес Сеговия (1893 - 1987), считающийся основателем современной академической школы игры на шестиструнной гитаре

«Техника Сеговии» — кто из гитаристов не мечтал о ней, кто не пытался проникнуть в ее сокровенные тайны и, по возможности, достигнуть ее совершенства, блеска и магического воздействия на слушателей?

И вот мы наконец получаем ключ к разгадке этой тайны: перед нами две книги о технике прославленного музыканта: «Техника Сеговии» В. Бобри и «Моя гитарная тетрадь» самого А. Сеговии.

Книги прочитаны, изучены, обдуманы, и мы приходим к удивительному выводу, что никаких особенных секретов у Сеговии нет; его техника рациональна, логична и… проста! «Все гениальное просто» — этот крылатый афоризм полностью применим к технике А. Сеговии; она не возникла сама по себе, а явилась естественным развитием испанской школы Ф. Сора, Д. Агуадо и Ф. Тарреги и его высшей точкой.

Внимательно просматривая фотографии и рисунки рук А. Сеговии, убеждаешься, насколько они совершенны и как бы созданы для исполнительства на гитаре.

В основу техники Сеговии положен очень важный, необходимый принцип — предельная экономность движений. Посмотрим на рисунок правой руки Сеговии, ставший уже хрестоматийным: так часто он воспроизводился в различных гитарных изданиях.

Рис. 1. Правая рука А. Сеговии. Положение «Крест»

Это основное положение руки, когда все пальцы, расположенные на одной струне (любой из шести) и слегка прижатые друг к другу, выстроены как бы в одну линию. Большой и указательный образуют «крест» (указан пунктиром). Все пальцы округлены, и запястье, достаточно приподнятое над струнами, как бы напоминает купол. И какими бы сложными и быстрыми ни были движения пальцев, кисть не меняет своего основного положения, двигаясь вместе с пальцами и направляя их движение.

Рис. 2. Прием «Тирандо»

Основные приемы звукоизвлечения — «апояндо» (верхний удар с опорой на соседнюю струну) и «тирандо» (нижний удар, без опоры на соседнюю струну) — трактуются Сеговией весьма своеобразно.

Как видно из рисунков 2 и 3, в извлечении звука приемом «апояндо» и «тирандо» участвуют только два последних сустава пальца. Такое жесткое предписание делает почти неподвижными при игре кисть и первые суставы (примыкающие к кисти) пальцев, а следовательно, способствует максимальной экономии движений. Действительно, побывавшие на концертах Сеговии отмечают необычайно спокойную манеру его звукоизвлечения и едва заметные движения пальцев правой руки.

Рис. 3. Прием «Апояндо»

Большой палец правой руки извлекает звуки приемом «апояндо», как бы скользя со струны на струну. Исключение бывает только тогда, когда он встречается с указательным пальцем, извлекающим звук на соседней, более высокой струне. В этом случае большой палец прикасается к указательному, образуя положение «крест». Звук извлекается всем пальцем.

При такой технике игры кисть правой руки с помощью большого пальца имеет постоянную опору на струнах, что придает ее движениям уверенность и точность. Кроме того, такая техника способствует красивому, яркому, богатому обертонами и чистому звучанию инструмента.

Ногти на правой руке Сеговии короткие. Они едва выступают за подушечки пальцев и затачиваются по форме подушечек.

Гаммы и гаммообразные пассажи Сеговия играет в основном двумя пальцами — i, m или m, а приемом «апояндо»; некоторые пассажи, исполняемые на разных струнах, Сеговия играет тремя пальцами.

Прием «апояндо» употребляется в трех случаях:

1)      при исполнении гаммообразных пассажей;

2)      при исполнении мелодии на одной струне;

3)      при выделении мелодического  голоса в арпеджио.

Этот прием никогда не применяется при исполнении арпеджио и фигурации на разных струнах во избежание глушения звучащих струн.

Во всем остальном техника Сеговии не отличается от общепринятой ортодоксальной испанской школы. Исключение составляет положение предплечья правой руки на корпусе гитары: точка соприкосновения правой руки с корпусом гитары лежит не ниже локтя, а чуть выше его.

Конечно, техника Сеговии тесно связана с его личностью как музыканта и художника, с его талантом и интеллектом. Она полностью подчинена тем художественным задачам, которые ставит перед собой музыкант-исполнитель.

Об отношении Сеговии к искусству и артистическому призванию можно судить по его письму к своему биографу Б. Гавоти в 1954 году.

«…Подобно актерам-романтикам, приходящим в себя после обморока, я спрашиваю себя каждое утро, просыпаясь: „Где я?“.

И все же посреди этой безумной гонки я высвобождаю для себя ежедневно оазис покоя и безмятежности и с религиозным пылом посвящаю его работе.

Когда я укрываюсь в этом оазисе, все остальное остается за его гранью — как внешние дела, так и интимные заботы.

Мало кто даже подозревает, какие требования предъявляет овладение инструментом. Публика со всеми удобствами присутствует при свершении своего рода чуда, ей и в голову не приходит, на какие жертвы вынужден идти артист…

Не считаете ли Вы вместе со мной, что в мире искусства наблюдается сейчас большой кризис любви к труду и что мы, инструменталисты, можем в этом отношении служить образцами высокой морали? Владение инструментом невозможно симулировать, как бы ловок ни был обманщик; овладеть им нет возможности, если — помимо дара богов — не подчинишь себя суровой трудовой дисциплине.

Многие художники-творцы нашей эпохи лишь симулируют трудолюбивое отношение к своему делу. Есть сейчас художники с большим именем, которые небрежно водят кистью по холсту, занимаясь капризным искажением красот природы, за отсутствием подлинного проникновения в нее; есть скульпторы комически-«синтетического» направления, для которых создание статуи вовсе не является — как это утверждал гениальный Микеланджело — терпеливым освобождением глыбы камня от того, что в ней есть лишнего; есть поэты, которые стараются удивить нас, нагромождая на бумаге бессвязные слова и забывая, что для создания прекрасных образов нужно испытать родовые муки; есть композиторы, которые охотятся за паразитирующими диссонансами, „демелодизируют“ музыку и превращают ее в жесточайшее наказание для слуха. Даже если бог и отметил их печатью таланта, они лениво отказываются искать свою оригинальность с помощью упорного труда… Все это и отдаленно не напоминает чистой любви к искусству.

Зато всем нам, пианистам, скрипачам, виолончелистам, гитаристам, — сколько часов изнурительного до страдания труда нужно нам, сколько недель, месяцев, лет проводим мы, шлифуя какой-нибудь пассаж, заставляя его блистать, извлекая из него луч света! И когда мы считаем, что он доведен до совершенства, приходится еще упорней трудиться весь остаток дней своих, чтобы пальцы не забыли выученный урок и не заплутались бы вновь в арпеджиях, акцентах, гаммах, трелях, мордентах и аккордах! А если от простой техники мы переходим к духовной сфере интерпретации — через какую томительную тревогу нужно пройти, чтобы открыть за немыми значками душу произведения, сколько сомнений и терзаний пережить, чтобы прозреть то, что не запечатлено на бумаге!..»1

Таково кредо А. Сеговии, таков фундамент, на котором воздвигнуто его сказочное мастерство, его неповторимое, ставшее легендой искусства.

Натуральные мажорные и мелодические минорные гаммы с аппликатурой Андреса Сеговии

Имя замечательного испанского гитариста Андреса Сеговии не нуждается в представлении. Скажем одно: этот человек является родоначальником современной исполнительской школы игры на шестиструнной гитаре. А это значит, что любая профессиональная рекомендация от музыканта такого уровня является, не побоимся этого слова, бесценной, тем более рекомендация, адресованная том, кто только начинает осваивать этот замечательный инструмент. Ниже представлено предисловие к книге Андреса Сеговии «Диатонические мажорные и минорные гаммы», а также архив с двумя файлами для скачивания.

Предисловие автора

Книга Андреса Сеговии «Диатонические мажорные и минорные гаммы»

Вдумчивый музыкант, взирающий на историю гитары с самого её начала, не может не удивляться отсутствию практической системы этюдов и упражнений, согласованных таким образом, чтобы позволить добросовестному ученику непрерывно совершенствоваться от первых простых уроков до настоящего овладения инструментом. В этом мы могли бы обвинить трёх великих людей, раскрывших нам истинный дух гитары Сора, Агуадо и Таррегу. Но у них есть превосходное оправдание: они добросовестно посвятили все свои силы задаче гитарного репертуара, того единственно ценного репертуара, который для неё требуется. Это в особенности касается Сора и Тарреги. Агуадо постоянно интересовался проблемами преподавания, получая при этом достойный результат.

Действительно, педагогические работы Агуадо превосходят его немногочисленные композиторские опусы. Хотя «Школа гитары» Агуадо это разрозненное собрание этюдов без поступательной логики, она будет полезна тем учащимся, которые уже далеко продвинулись в овладении мастерством и не нуждаются в элементарных уроках. Новичок, делающий попытки учиться по книге Агуадо, едва ли найдёт в ней опору своим стремлениям. Красивые, бесполезные уроки, составляющие одну часть школы, порадуют слух, не развивая техники пальцев, остальные же будут далеко за пределами его возможностей.

Из трёх человек, упомянутых выше, именно Таррега сделал гитару тем чувствительным инструментом, которым она является сегодня. Другие оставили нам несколько страниц, обобщающих его богатый талант, и мудрость, извлеченную из его опыта. В такой книге он мог бы дать нам совет, соединённый с тем здравым смыслом и той любезностью, которая была характерна для его метода обучения при жизни. Ясное, без изменений, изложение его педагогических устремлений, оказало бы неоценимую услугу гитарному искусству в будущем, в наше время отлучив от его учения всех ложных последователей, которые ошибочно преподают гитару от его имени.

Андрес Торрес Сеговия (1893—1987)

Поскольку пока еще нет определённо установленной программы изучения нашего любимого инструмента, мы считаем нашим долгом попытаться восполнить этот недостаток. По-видимому, до сих пор не нашлось человека, который бы оставил запись о своих первых попытках овладения гитарным мастерством, возможно, из опасения передать ученику тайну своего собственного ученичества. Мы же, напротив, испытываем особенную радость, имея возможность передать на бумаге то, как нам удалось справиться с задачами, некогда стоявшими перед нами, чтобы помочь учащимся максимально расширить их художественные возможности.

Учащийся, который хочет приобрести прочные технические навыки гитарного мастерства, не должен пренебрегать терпеливым изучением гамм. При занятиях по два часа в день, это поможет исправить неверное положение рук, постепенно увеличить силу пальцев и подготовить суставы к более поздним быстрым упражнениям. Благодаря независимости и упругости, которые пальцы развивают в процессе упражнений с гаммами, учащийся скоро приобретёт качество, очень трудно приобретаемое впоследствии: физическую красоту звука. Я говорю физическую, поскольку звучание и его бесконечные оттенки не являются результатом действия упрямой силы воли, но происходят от врождённого совершенства духа.

Чтобы получить максимально возможную пользу от следующих упражнений, играйте их вначале медленно и энергично, а затем легче и быстрее. В одном часе занятий гаммами могут заключаться многие часы трудных упражнений, которые часто оказываются бесполезными. Разучивание гамм позволяет решить большее количество технических проблем за более короткое время, чем изучение любого другого упражнения.

АНДРЕС СЕГОВИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока: Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники

Техника безопасности и правила поведения в кабинете вычислительной техники....

конспект занятия "Знакомство с техникой папье- маше, изготовление яиц в технике папье - маше"

Это занятие проводится в сооответствии с рабочей программой "Природа и фантазия", 2 год обучения. Дети знакомятся с новой техникой - папье - маше, учатся использовать бросовый материал, узнают историю...

Техника пластилиновые картины. Наглядный материал к данной технике.

Техника, по созданию пластилиновых картин, является великолепным творческим материалом в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Забавные, выразительные и пластичные работы канадской худож...