ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
статья
Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту является сложной, динамичной педагогической системой, эффективность функционирования которой зависит от многих факторов, которые проявляются на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Шевченко А.Э., Булатов А.А.
г. Тамбов, МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа № 4»
Профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту является сложной, динамичной педагогической системой, эффективность функционирования которой зависит от многих факторов, которые проявляются на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им.
Педагогическое образование является составной частью системы образования России. Одной из важных проблем современного российского образования остается проблема качества подготовки молодых специалистов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2018 г.» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Социальный заказ предполагает подготовку конкурентоспособного специалиста, готового к адаптации в современной социокультурной среде, с высоко профессиональным отношением к труду и потребностью в непрерывном самообразовании, самоактуализации, саморазвитии в профессиональной деятельности. Выпускники призваны стать носителями идей обновления лучших традиций отечественного образования и мирового опыта». В современных условиях, когда на студентов обрушиваются потоки информации, встает необходимость координально нового подхода к определению целей, задач и принципов образования. В основе современной образовательной системы лежат педагогические, технологические, управленческие инновации, ориентированные на максимальное развитие личности, направленные на мобилизацию потенциала самоорганизации обучения. Особое внимание в настоящее время уделяется формированию навыков самостоятельного получения информации и ее обработки. Закон Российской Федерации «Об образовании» ориентировал современную систему образования на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
реализации». Выдвижение на передний план проблем самопознания, самоопределения личности и отсутствие необходимого для этого материала в содержании образования не позволяет достичь этой цели выпускникам высших учебных заведений. Смена образовательной парадигмы на рубеже столетий связывает цели образования с изменением качества человека, который должен воплощать идеал единства его духовных и физических сил, быть творцом самого себя. Это обусловливает необходимость появления нового содержания знания, предлагаемого ему в системе образования, где особую значимость приобретает методический потенциал информации. Реформирование системы высшего профессионального образования существенным образом отразилось на формировании его содержания. В основу разработки содержания высшего профессионального образования, были положены следующие принципы:
– универсальность – полный набор гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной и специализированной образовательной программами;
– интерактивность – междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функциональное единство учебного процесса;
– целостность картины мира, воссоздаваемая комплексом базовых дисциплин на основе единства цели, взаимодополнительности содержания и единства требований;
– фундаментальность – научная основательность и высокое качество социогуманитарной и общекультурной, психолого-педагогической и специальной подготовки;
– профессиональность– овладение многообразными социальными технологиями;
– вариативность – гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким сектором специализированных учебных предметов специального гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободный выбор объема, темпов и форм образования;
– многоуровневость – подготовка на ступенях общего, базового (бакалавр) и полного (магистр) высшего образования, аспирантура, различные формы послевузовского повышения квалификации.
Главная цель профессионального образования в области физической культуры заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов для всех звеньев системы физической культуры и спорта на основе реального спроса на их услуги, в их способности обеспечить качественное педагогическое сопровождение всего многообразия физкультурно-оздоровительных программ в различных образовательных учреждениях и других организационных структурах физической культуры и спорта. В последнее время ведется большое количество педагогических исследований в области высшего профессионального физкультурного образования, однако их применение не удовлетворяет потребности государства, общества, личности. Непродуктивным оказывается стихийное использование всевозможных технологий и инноваций. Исходя из этого назрела необходимость построения новой технологии подготовки специалиста по физической культуре и спорту в современных условиях высшего профессионального образования. Содержание образовательного процесса должно выстраиваться в соответствии со стратегиями личностного и профессионального развития. Подготовка специалиста гуманитарного профиля (к которому и относится специалист по физической культуре), предполагает решение трех групп задач:
– базовая гуманитарная подготовка;
– формирование проектных качеств и способностей личности;
– овладение специальными технологиями.
Модернизированная система требований к качеству подготовки специалиста в области физической культуры и спорта, может включать в себя усиление гуманистической ориентации специалиста, высокий уровень его знаний в области психологии мотиваций, потребностей и свободы выбора вида физкультурной или спортивной деятельности. От специалиста будущего потребуется способность к ускоренному освоению наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Ему будут необходимы глубокие знания в области технологий естественного и стимулируемого развития физического потенциала человека, умения и навыки выполнения его типологических и, особенно, индивидуальных характеристик занимающихся и построения адекватных им программ физического и спортивного совершенствования, а также организации инфраструктур обеспечения их полноценной реализации. В своем исследовании мы придерживаемся позиции ведущих ученых, считающих, что профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту является сложной, динамичной педагогической системой, эффективность функционирования которой зависит от многих факторов, которые проявляются на основе общих закономерностей педагогического процесса и управления им. Эффективное решение проблемы модернизации высшего профессионального образования невозможно без комплексных исследований в различных научных сферах, таких как философия, педагогика, акмеология, психология, социология, путем интеграции их положений в едином исследовании. На основании этого возникла необходимость приведения в соответствие социально-экономических условий подготовки специалистов этой области деятельности, новых «социальных заказов» на подготовку кадров в этой области, требований к выпускнику, диктуемых временем, включая координацию всех основных звеньев системы подготовки, обеспечивающих формирование высококвалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта. В процессе получения высшего профессионального образования остро встает необходимость в создании максимально приближенных условий будущей деятельности специалиста по физической культуре, для того чтобы студент предвидел результат своей деятельности и мог адаптироваться и самоопределяться в изменяющихся условиях жизни.
При подготовке специалистов по физической культуре очевидна необходимость в разработке и учебных программ, организующих деятельность студентов по овладению знаниями и умениями, дающих ему информацию по содержанию учебной деятельности. С этой целью преподавателю важно ориентироваться в том, какие знания и с какой целью он хочет сформировать у студента. Немаловажную роль играет установление последовательности действий, структура операционального состава, исполнительская, оценочная, ориентировочная, нахождение способов повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Если студент не видит выхода в решении той или иной ситуации, не видит результатов своей познавательной деятельности, снижается развивающая и мотивирующая функции обучения. Таким образом, применение наукоемких подходов, основанных на системном исследовании изучаемых явлений, позволяет найти резервы в повышении качества и эффективности новой педагогической системы профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция профессиональной подготовки специалистов
При организации обучения на основе интеграции важно определить степень привлечения смежного материала других дисциплин,выделить взаимосвязанный материал,наметить конкретные вопросы для изучения по каж...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-311314-1387212837.jpg)
ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Их необходимо адапт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/30/picture-202946-1377834810.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Советы родителям...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/20/picture-907231-1490032584.jpg)
«Теоретическая подготовка на уроках физической культуры с использованием современных информационных технологий»
Тезисы к моему выступлению на нучно-практическом семинаре "Актуальные проблемы физического воспитания в современной школе" в С-Пб АППО 30.01.2012 г....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/22/picture-809781-1666425559.jpg)
Статья на тему: "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ"
В статье показано исследование адаптации к физической нагрузке путем анализа динамики порогового межимпильсного интервала при предъявлении испытуемому парных световых импульсов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/13/picture-1143395-1557764451.jpg)
Значение курса для профессиональной подготовки специалиста по физической культуре
Термин физическая культура был впервые использован в Англии и США в 1890-х гг. В России термин физическая культура стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали дея...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/05/picture-1326635-1617632206.jpg)
Проект на тему «Профессионально прикладная физическая подготовка учителя по физической культуре»
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕТема: «Профессионально прикладная физическая подготовка учителя по физической культуре» Содержание Исходные данные 3Актуальность 8Цели и задачи проекта 11Этапы п...