Краткосрочная программа профилактики самовольных уходов несовершеннолетних «Мой защищенный мир»
рабочая программа

Поливода Ольга Александровна

Данная программа направлена на работу со всеми несовершеннолетними, склонными к бродяжничеству. Программа предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_zashchishchennyy_mir.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Краткосрочная программа

профилактики самовольных уходов несовершеннолетних

«Мой защищенный мир»

Разработчик: социальный педагог

отделения диагностики и

социальной реабилитации

Поливода Ольга Александровна

ст. Новоминская

Пояснительная записка

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из направлений деятельности социально-реабилитационного центра, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

Проанализировав профилактическую работу в учреждении за 3 года, было выявлено, что большинство поступающих несовершеннолетних имеют склонность к бродяжничеству, самовольным уходам из дома, конфликтные отношения с родителями, учителями.С целью профилактики  и предупреждения асоциального поведения подростков в учреждении разработана краткосрочная программа «Мой защищенный мир».  

Цель программы

        оказание своевременной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к асоциальному поведению.

Задачи программы:

  1. Предупреждение самовольных уходов.
  2. Формирование у воспитанников способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, в которую они попадают.
  3. Формирование навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.

Методика и технология реализации:

Данная программа направлена на работу со всеми воспитанниками, склонными к бродяжничеству, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения. Для эффективного проведения профилактической работы  программа разделена на 2 блока:

1 блок - Предупредительно-профилактическая работа с воспитанниками(включает первичную профилактику: просвещение детей о рискованном поведении, преодоление различных личностных дефицитов - развитие уверенного поведения, навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях.

2 блок - Индивидуальная работа с несовершеннолетними совершившими самовольный уход из учреждения (проводится работа по оказанию помощи и предупреждению повторениясамовольного ухода в будущем).

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре.

Форма проведения: групповая, индивидуальная,  кружковая.

В программе используются различные методы работы: проективные тесты, личностные опросники, педагогическое наблюдение, упражнения, проблемные ситуации, дискуссия, опрос, беседа- диалог, мозговой штурм, ролевая игра, круглый стол, социально-психологический тренинг, решение ситуаций, интервью.

Режим занятий: программа рассчитана на краткосрочный период проведения мероприятий.

Групповые занятия - 1 раз в неделю по одному академическому часу (45 минут).

Индивидуальные занятия -  для каждого воспитанника, нуждающегося в данной помощи, мероприятия проводятся в течение 10 дней после совершения самовольного ухода.

Этапы реализации программы

1. Первый этап - диагностическая работа (включает диагностические методики: тест акцентуации характера, опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности», определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)).

2. Второй этап  - формирующий (проведение занятий).

3. Третий этап – завершающий (результативность программы отслеживается с применением методов первоначальной диагностики: опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности», «Шкала личностной тревожности», тест акцентуации характера, методы педагогического наблюдения).

Состав исполнителей: профилактическую работу с несовершеннолетними проводят педагогические работники учреждения: воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог и приглашенные: инспектор ОПДН, священнослужитель.

Материально - техническое обеспечение занятий: комната психологической разгрузки, игровой зал, модульное и сенсорное оборудование, компьютер,  музыкальный центр для создания эмоционального настроя  и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки), интерактивная доска, видео и аудио материалы,  дидактические игры, спортивный инвентарь, оборудование для песочной терапии.

        

Ожидаемые результаты:

  1. Уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам несовершеннолетних.
  2. Сформированность у несовершеннолетних  нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

Список используемой литературы:

        1.  Вахромов Е. Побег подростков из дома: психологическая коррекция аномального поведения / Евгений Вахромов. – М.: Чистые пруды, 2006.–

32 с.

        2. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – М.: МПСИ «МОДЭК», 2004. – 464с.

        3. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л.М, Шипициной. - СПб.: «Речь», 2003. -144с.

        4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками.   Конспект лекций. – Ростов н/д: «Феникс», 2005. – 288 с.

        5. Зиновьева Н.О., Микайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. - СПб.: «Речь» , 2003. -248 с.

        6. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ. Пособие / под ред. В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Белорусская наука,1999. – 189 с.

        7. Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Константинова Т.П. Здоровье: Программа профилактики курения в школе, 2005. – 132с.

        8. Колпакова Н.В., Захарова Т.Г.        Программа коррекционно-развивающей работы  «Познай себя»  для подростков 12-14 лет с минимальными мозговыми дисфункциями. – Барнаул, 2002

        9. Прудников Б.П., Рыбалкина О.П.   Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. – М.: Юнити, 2004. – 447с..

        10. Социальная работа с подростками девиантного поведения (проект «Умей сказать «нет»!»). Сост. М.А. Костенко, О.В.Вараксина, Л.Г.Сковоронская, Н.Б.Костенко, А.В. Мальцева. - Барнаул, Алтайский краевой кризисный центр для мужчин, 2002. -150с.

        11. Статмен Пола Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей /Пер. с англ. С.А. Юрчука. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.popovka.edu.ru/modules.  
  2. www.adalin.mospsy.ru

Календарно-тематический план

краткосрочной программы профилактики самовольных уходов несовершеннолетних:

«Мой защищенный мир»

п/п

Дата

Название занятий

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Предупредительно-профилактическая работа

18

11

7

1.1.

- «Мои права и обязанности»- беседа-диалог

1

1

-

1.2

- «Учусь быть взрослым» - ситуативный практикум

1

0,5

0,5

1.3

-«20 желаний» - беседа-диалог

1

1

-

1.4

- «Ты и улица» - беседа-диалог с приглашением инспектора ОПДН

1

1

-

1.5

- «Разумное решение проблем» - тренинг

1

0,5

0,5

1.6

- «Я сам строю свою жизнь» - тренинг

1

0,5

0,5

1.7

- «Мои сильные стороны» - тренинг

1

0,5

0,5

1.8

- «Я-ты-мы» - тренинг

1

0,5

0,5

1.9

- «Мир, в котором я живу» - беседа с приглашением священнослужителя

1

1

-

1.10

- «Неприятность эту мы переживем» - тренинг

1

0,5

0,5

1.11

- «Трудно быть богом» - просмотр и обсуждение видеоролика

1

0,5

0,5

1.12

- «Я и мир вокруг меня» - беседа-диалог

1

1

-

1.13

- «Мои чувства, желания взгляды» - беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

1.14

- «Моя крепость» - беседа-диалог

1

0,5

0,5

1.15

- «Я принимаю решение» - ситуативный практикум

1

-

1

1.16

- «Остановись и подумай» - тренинг

1

0,5

0,5

1.17

- «Как справиться с самим собой» - беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

1.18

- «Учимся доверять друг другу» - беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

2.

Индивидуальная работа с несовершеннолетними, совершившими самовольный уход из учреждения

14

8

6

2.1

- «Правила центра. Ты знай и соблюдай» - беседа

1

1

-

2.2.

- «Учимся говорить «Нет», когда это нужно» - ситуативный практикум

1

-

1

2.3

- «Мотивы моего поведения» - беседа-рассуждение

1

1

-

2.4

- «Соблюдение закона - главное правило» - беседа-диалог

1

1

-

2.5

- «Мое окружение – компания по возрасту» - беседа-диалог

1

1

-

2.6

- «Навыки личной безопасности» - ситуативный практикум

1

-

1

2.7

- «Цена поступка»- занятие-размышление

1

1

-

2.8

- «Жизнь по собственному выбору» - беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

2.9

- «Я в ответе за свои поступки» - беседа с элементами тренинга

1

0,5

0,5

2.10

- «Терпение и понимание – вот гарантия успеха» - беседа-диалог

1

1

-

2.11

- «Просто поверь в себя» - ситуативный практикум

1

-

1

2.12

- «Я становлюсь старше» - беседа-диалог

1

1

-

2.13

- «Мой жизненный путь» - создание коллажа

1

-

1

2.14

- «Спасибо, нет» - ситуативный практикум

1

-

1

ВСЕГО

32

19

13

Содержание программы профилактики самовольных уходов несовершеннолетних«Мой защищенный мир»

1. Блок «Предупредительно-профилактическая работа»

1.1. «Мои права и обязанности»- беседа-диалог

Углубить первоначальное представление детей об основных правах человека.

1.2«Учусь быть взрослым» - ситуативный практикум

Развитие самоконтроля, повышение уверенности в себе.

1.3 «20 желаний» - беседа-диалог

Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях.

1.4 «Ты и улица» - беседа-диалог с приглашением инспектора ОПДН

Развивать умения противостоять дурному влиянию, формировать навыки культурного поведения.

1.5 «Разумное решение проблем» - тренинг

Научить осознавать проблемы и их обсуждать, отработать навыки решения проблем.

1.6 «Я сам строю свою жизнь» - тренинг

Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, стремление к самосовершенствованию.

1.7 «Мои сильные стороны» - тренинг

Развитие самоконтроля, повышение уверенности в себе.

1.8 «Я-ты-мы» - тренинг

Учить несовершеннолетних внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя, повысить самооценку воспитанников.

1.9 «Мир, в котором я живу» - беседа с приглашением священнослужителя

Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, стремление к самосовершенствованию.

1.10 «Неприятность эту мы переживем» - тренинг

Формирование у несовершеннолетних нравственных качеств, общечеловеческих ценностей.

1.11 «Трудно быть богом» - просмотр и обсуждение видеоролика

Развивать нравственные качества, умение оценивать поступки и находить выход их сложных ситуаций.

1.12 «Я и мир вокруг меня» - беседа-диалог

Выявление интересов, склонностей несовершеннолетних, знакомство с кругом его общения.

1.13 «Мои чувства, желания взгляды» - беседа с элементами тренинга

Развивать саморефлексию; формировать установки на активную жизненную позицию.

1.14«Моя крепость» - беседа-диалог

Коррекция эмоционального состояния. Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.

1.15«Я принимаю решение» - ситуативный практикум

Способствовать осознанию негативных последствий самовольных уходов.

1.16«Остановись и подумай» - тренинг

Осознание своей позиции по отношению к запретам.

1.17«Как справиться с самим собой» - беседа с элементами тренинга

Формировать негативное отношение к агрессии. Приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и способах их регулирования.

1.18 «Учимся доверять друг другу» - беседа с элементами тренинга

Формировать навыки конструктивного взаимодействия.

2. Блок «Индивидуальная работа с несовершеннолетними, совершившими самовольный уход из учреждения»

2.1 «Правила центра. Ты знай и соблюдай» - беседа

Повторное знакомство с правилами пребывания несовершеннолетнего в учреждении.

2.2 «Учимся говорить «Нет», когда это нужно» - ситуативный практикум

Формирование у несовершеннолетнего эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

2.3 «Мотивы моего поведения» - беседа-рассуждение

Содействовать осознанию воспитанником  того, что самовольный уход не является способом решения возникающих проблем;способствовать развитию навыков разрешения проблемных ситуаций.

2.4 «Соблюдение закона - главное правило» - беседа-диалог

Развивать этические и правовые нормы поведения в обществе.

2.5 «Мое окружение – компания по возрасту» - беседа-диалог

Развивать  умение  анализировать  жизненные  ситуации, воспитывать  чувство  ответственности  за  своё  будущее.

2.6 «Навыки личной безопасности» - ситуативный практикум

Развивать умения противостоять дурному влиянию, формировать навыки культурного поведения.

2.7 «Цена поступка»- занятие-размышление

Содействовать формированию у несовершеннолетних умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;убедить в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

2.8 «Жизнь по собственному выбору» - беседа с элементами тренинга

Формировать культуру выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, нравственное воспитание, стремление к самосовершенствованию.

2.9 «Я в ответе за свои поступки» - беседа с элементами тренинга

Формировать чувство ответственности за свои поступки, ответственное отношение к своему жизненному опыту.

2.10 «Терпение и понимание – вот гарантия успеха» - беседа-диалог

Коррекция эмоционального состояния, профилактика самовольного ухода.

2.11  «Просто поверь в себя» - ситуативный практикум

Сформировать мировоззрение, осознание ценности жизни, чувство уверенности в себе.

2.12 «Я становлюсь старше» - беседа-диалог

Профилактика и коррекция отклонений в поведении детей.

2.13  «Спасибо, нет» - ситуативный практикум

Научить подростков нести ответственность за свои поступки и действия.

2.14 «Мой жизненный путь» - создание коллажа

Осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних детей из дома"

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА: - Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы...

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних. (Методические рекомендации для педагогов.)

Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, ...

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних. (Методические рекомендации для педагогов.)

Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а такж...

Программа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из дома

Программа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из дома "Я в мире взрослых"...

Программа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из дома "Я в мире взрослых"

Программа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из дома "Я в мире взрослых"...

Родительский всеобуч" Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семьи".

Родитель должен помнить, если в семье случилось несчастье, ваш  ребенок ушел из дома, то необходимо организовать первоначальные розыскные мероприятия....