Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования
проект

Противоречия, возникающие в процессе социализации ребенка, требуют сегодня от него выбора того общественного института, где он наиболее полно обогатится социальным опытом и реализует себя как личность. Среди общественных институтов воспитания особое место занимают учреждения дополнительного образования детей (УДО), так как они представляют собой гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых. Особенно это касается многопрофильных учреждений дополнительного образования детей, которые имеют разнообразные возможности для социального становления детей за счет многообразия форм организации, содержательных аспектов, видов деятельности. Этот вид образования обеспечивает развитие ребенка в его свободное время. Временные внешкольные объединения различной направленности повышают эффективность социального развития подростков, располагают богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Автор: Загорская Е.В.

Должность: педагог дополнительного образования

Москва, 2017 год

Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования Противоречия, возникающие в процессе социализации ребенка, требуют сегодня от него выбора того общественного института, где он наиболее полно обогатится социальным опытом и реализует себя как личность. Среди общественных институтов воспитания особое место занимают учреждения дополнительного образования детей (УДО), так как они представляют собой гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых. Особенно это касается многопрофильных учреждений дополнительного образования детей, которые имеют разнообразные возможности для социального становления детей за счет многообразия форм организации, содержательных аспектов, видов деятельности. Этот вид образования обеспечивает развитие ребенка в его свободное время. Временные внешкольные объединения различной направленности повышают эффективность социального развития подростков, располагают богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.  Подход к многопрофильному учреждению дополнительного образования детей как открытой социально-педагогической системе строится  на исследованиях классических подходов к управленческой науке (М. Альберт, А. Вайсман, М.Х. Мескон. ) и проблем управления образовательным учреждением (Ю.А Конаржевский. Е.И. Козакова. В.С. Лазарев, М.М. Поташник. И П. Раченко, В.П.Симонов, В.А. Сластенин и др.).  Анализ научного знания позволяет утверждать, что ранее социально-педагогическая деятельность рассматривалась в рамках системы коммунистического воспитания, был усилен акцент на идеологизацию. Многие диссертации исследовали теорию и практику отдельных направлений воспитания: идейно-политического, экологического, нравственного, но вместе с тем, недостаточно изучено социальное становление детей как составная часть общей социально-воспитательной деятельности УДО, не раскрыто значение и влияние на этот процесс конкретных социально-культурных условий среды, в состав которой входит и УДО. Вне поля зрения исследователей осталась группа проблем, специфических для деятельности УДО в современных условиях, целостной системы деятельности УДО как уникального социально-воспитательного института. Таким образом, имеет место противоречие между возрастанием роли дополнительного образования в становлении личности ребенка, обусловленное особенностями деятельности УДО, отличающими его от других типов образовательных учреждений и новыми требованиями к социальному становлению детей, которые определяются меняющимися условиями социальной жизни.

Отсюда вытекает проблема : каковы организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования.

Задачи:

1. Выявить возможности социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования и критерии его эффективности через деятельность центра дополнительного образования  

2. Определить условия организации педагогической деятельности многопрофильного учреждения дополнительного образования по обеспечению социального становления детей через деятельность центра дополнительного образования  

3. Разработать совокупность педагогических средств, обеспечивающих эффективную организацию социально-педагогической деятельности многопрофильного учреждения дополнительного образования детей.

 Социальное становление детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования как открытой социально-педагогической системе будет обеспечено наиболее эффективно при следующих условиях:

• реализации комплексного подхода в определении содержания деятельности УДО по социальному становлению детей;

• обеспечении многоуровневости и вариативности в подготовке членов педагогического коллектива УДО к решению задач социального становления детей;

• проектировании деятельности УДО по обеспечению социального становления детей.

Государственно-правовые аспекты изучаемой нами проблемы основывались на программных документах Правительства, Закона Российской Федерации «Об образовании», направлениях развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены особенности деятельности и управления многопрофильным учреждением дополнительного образования по реализации целей социального становления детей и определены критерии ее эффективности: раскрыто своеобразие подходов к социальному становлению детей в истории развития отечественной системы внешкольного дополнительного образования, современном массовом и зарубежном опыте деятельности учреждений свободного времени детей и молодежи; разработана модель деятельности УДО по обеспечению социального становления детей; разработан комплексный подход к определению содержания деятельности УДО как уникального социально-педагогического института; разработана и апробирована методика проектирования деятельности УДО по обеспечению социального становления детей.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий, способствующих эффективному социальному становлению детей в УДО; в разработке пакета методических рекомендаций для руководителей УДО, направленных на совершенствование управления социально-педагогической деятельностью; в разработке содержания, форм и методов подготовки педагогов дополнительного образования к обеспечению социального становления детей в УДО. Полученные данные могут быть использованы в разработке программ деятельности УДО по обеспечению социального становления детей, программ спецкурсов для руководителей многопрофильных учреждений дополнительного образования детей.

 

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и полученные практические результаты были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях по проблемам деятельности учреждений дополнительного образования детей (Санкт-Петербург, 1995, 1997; Москва, 1996; Ярославль, 1997), в выступлениях на открытых педагогических чтениях, посвященных К.Д. Ушинскому (1997), в выступлениях на ярославских областных педагогических августовских конференциях (1995, 1996), семинарах и курсах повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования (Ярославль, 1995-1998; Кострома, 1998). Автор принимал участие в мероприятиях Европейской Ассоциации учреждений свободного времени детей и молодежи (1997-1998). Апробация результатов исследования проводилась через практическую деятельность автора в качестве директора Ярославского областного центра детей и юношества (1990-1998), а также - руководителя методического объединения директоров УДО Ярославской области (1993-1998), руководителя временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Стратегия»   члена ярославских областных экспертной и квалификационной комиссий по аттестации педагогических и руководящих работников системы образования (1995-1998

Весь ход развития человечества, в том числе и педагогической мысли, наглядно показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. Поэтому мы можем говорить о социальном становлении как о формировании определенных качеств личности в процессе освоения ею системы социальных ролей с целью более эффективной интеграции человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей. Проведя исторический и теоретико-педагогический анализ изучаемой проблемы, мы выявили возможности социального становления детей в учреждении дополнительного образования.

Согласно «Стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей», они вместе с общеобразовательными школами должны составить в «регионе разноуровневую и целостную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны». Особенно это относится к многопрофильным УДО, где многообразие направлений, видов, аспектов деятельности расширяет образовательные возможности ребенка. Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей, находясь в среде ближайшего окружения ребенка — социокультурной среде по месту жительства, являются фактором социализации детей.

Дополнительное образование выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, разновозрастных группах. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободной смены вида деятельности или педагога. Культурное пространство самореализации личности расширяется за счет возможностей вариативного, дифференцированного или индивидуального образования. Формирование гуманистических ценностных ориентации происходит благодаря особому стилю отношений педагога и детей, основанному на уважении личности, заботе о здоровье, демократии, свободе. Широта образовательных связей с другими учреждениями создает возможность полноценного развития ребенка, своевременного его самоопределения, получения им допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки, повышения его конкурентоспособности в жизни, создания условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.

Реализация возможностей образования, в том числе и дополнительного, как фактора развития личности и общества зависит от многих условий, но прежде всего - от определения целей образования, их соответствия социальным потребностям в образовании и возможностям самой образовательной системы. Цели социального становления детей в УДО выполняют роль посредника между государством и ребенком, стремясь, с одной стороны, выполнить заказ общества на формирование социально-адекватной личности, а с другой - удовлетворить конкретные потребности детей и их родителей на формирование конкретных, социально значимых для каждого ребенка качеств личности.

Можно выделить следующие цели социального становления детей в УДО:

• освоение ребенком системы социальных ролей;

• формирование социальной грамотности (политической, социально-экономической, общекультурной);

• формирование социальной активности;

• формирование социальной устойчивости;

• развитие индивидуальных качеств личности.

Из проведенных теоретических исследований социального становления детей мы увидели, что, цели социального становления детей в УДО в обобщенном виде можно развести на инвариантные, направленные на формирование набора качеств, которые общество считает обязательными для всех своих членов, и вариативные, соответствующие требованиям специфической социальной группы каждому своему члену или человека самому себе. На основании данного подхода к построению системы целей социального становления детей в УДО мы определили его результат как систему результатов реализации инвариантных и вариативных целей.

Итак, личность является существом общественным, вне общества не возникающим и, являясь относительно самостоятельным социальным субъектом, не может в процессе саморазвития не учитывать требований общества. Вместе с тем целью формирования человека должно быть не только одно формальное соответствие внешнего поведения требованиям общества, но и формирование у него внутренних устремлений, отвечающих не букве, а духу морального требования общества. Поэтому каждый человек должен определять собственные цели в соответствии с основными социальными ценностями общества. Самостоятельная постановка цели и осуществление ее в действии являются важнейшим фактором усвоения социального опыта. Наличие ценностных ориентации и целей определяют направленность человеческой деятельности по социальному становлению. Для нас важно еще и то, что ценностные ориентации имеют трехкомпонентную структуру: 1 уровень — когнитивный, включающий в себя накопление и систематизацию индивидуальных знаний о различных материальных и духовных ценностях общества; 2 уровень — эмоциональный, отражающий степень эмоционального переживания своего отношения к различным ценностям; 3 уровень — поведенческий, или деятельностный, представляющий собой план действий, конкретных поступков, которые соответствуют той или иной социальной роли, выполняемой человеком.

Среди факторов, влияющих на деятельность и поведение человека в обществе, особый интерес представляют проблемы мотивации этой деятельности и развития интереса как мотива социальной деятельности и поведения. В условиях многопрофильного УДО основным организационным принципом деятельности является добровольность выбора. Самостоятельный, добровольный выбор видов социальной деятельности является для человека любого возраста стимулом для поиска новых интересов, подчеркивает личностное своеобразие каждого, раскрывающееся во всем содержании деятельности, а затем побуждает к творческой деятельности и содействует его развитию как субъекта деятельности.

В то же время каждый человек -сложнейшая из известных науке систем, обладающая уникальными характеристиками и способностью к саморегуляции. В процессе социального становления ребенка, центральной, ведущей подсистемой в системе личности будет социальная, под которую подстраиваются все другие. Тогда мы можем говорить о социальности ребенка, как интегральном критерии его социального становления.

 

Результаты исследований, проведенных при построении модели организации социального становления детей в УДО, позволили выявить организационно-педагогические условия для эффективной реализации его целей. При этом для сохранения системности модели, не нарушая системообразующие связи, мы рассмотрели в качестве условий реализации по одному компоненту на каждом уровне:

• реализация комплексного подхода к определению содержания деятельности УДО по социальному становлению детей;

• обеспечение многоуровневости и вариативности в подготовке членов педагогического коллектива УДО к решению задач социального становления детей;

• проектирование деятельности УДО по обеспечению социального становления детей.

Результаты исследований массового опыта деятельности УДО позволили нам сделать предположение, что социальное становление детей как целевая функция деятельности УДО реализуется через комплекс его основных видов деятельности и социально-педагогических функций. Для этого мы рассмотрели структуры видов деятельности и функций по схеме: цели - содержание - методы - результат, их взаимосвязь между собой и место в них социального становления детей.

Проведенные исследования основных видов деятельности и социально-педагогических функций УДО позволили сделать вывод, что процесс социального становления детей будет протекать наиболее эффективно, если обеспечить органическое сочетание видов деятельности и социально-педагогических функций, факторов и условий, целей, содержания и форм, взаимосвязь образовательных областей, то есть обеспечить комплексный подход в определении содержания деятельности по социальному становлению детей. Проанализировав структуры основных видов деятельности и социально-педагогических функций с позиции комплексного подходов, мы увидели комплексный результат социального становления детей через получение системы его результатов на «стыке» организации основных видов деятельности и реализации социально-педагогических функций УДО. Предложенный нами комплексный подход к получению системы результатов социального становления детей позволяет по такому же принципу сформулировать систему целей, отобрать систему содержания и методов деятельности для получения отдельного результата или комплекса результатов.

Судьба преобразования системы дополнительного образования сегодня решается не отдельными педагогами, а взаимосогласованной, стройной и цельной деятельностью всего педагогического коллектива УДО. Каждый из педагогов дополнительного образования представляет весьма узкую область знаний, поэтому они нужны друг другу, чтобы обеспечить социальное становление ребенка. Эта деятельность может осуществляться лишь на основе коллективных, согласованных действий педагогов-единомышленников. Поэтому мы сделали вывод, что результатом подготовки педагогов к социальному становлению детей будет формирование педагогического единства коллектива в отношении к этой деятельности.

Одним из средств управления организацией любого уровня, будь то образовательное объединение, структурное подразделение или учреждение дополнительного образования детей в целом, является проектирование его деятельности. Под педагогическим проектированием мы понимаем определение путей достижения поставленной педагогической цели. Проектирование деятельности учреждения — дело непростое, требующее аналитической и исследовательской работы, включения всего коллектива в эту деятельность. Оно состоит в том. чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты. Результатом проектирования может стать, например, концепция, модель, программа или план, то есть документы, которые описывают с разной степенью точности создание и действие педагогических систем.

Таким образом, организация проектирования деятельности позволила не только исследовать процесс социального становления детей в УДО, но и упорядочить систему этой деятельности, помочь всему педагогическому коллективу в осознании той реальной обстановки, в которой учреждение находится, и, что особо важно, проектировать дальнейшее функционирование и развитие УДО, соответствующее этой реальной обстановке. Кроме того, удалось выявить сильные и слабые стороны, основные тенденции социального становления детей в УДО, возможности и угрозы внешней среды, в том числе заказ на социальное становление детей, на основе чего затем выработать цели и задачи этой деятельности, адекватные реальному состоянию деятельности.     Выводы

1. Социальное становление детей — это формирование определенных качеств личности в процессе освоения ею системы социальных ролей с целью более эффективной интеграции человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей. Ядром деятельности по социальному становлению детей является предоставление ребенку возможности для освоения системы социальных ролей. Структура социального становления детей может быть построена на предположении о двойственной природе процесса социального становления детей и состоять из инвариантных (единых для всех) и вариативных (определенных задачами конкретного индивида) компонентов.

2. Социальное становление детей является целевой функцией деятельности У ДО и реализуется в образовательном процессе через основные виды деятельности: образовательную (обучение и воспитание), культурно-досуговую, допрофессиональную, начальную профессиональную подготовку и социально-педагогические функции: оздоровление, социальная защита, рекреация, компенсация, коммуникация, адаптация.

Построение модели организации социального становления детей в УДО можно осуществить исходя из системного подхода к деятельности УДО, выявления особенностей его деятельности, педагогического труда, педагогического коллектива, управления учреждением данного типа. Модель организации социального становления детей в УДО имеет трехуровневую структуру: 1 уровень — целевой, 2 уровень — социально-психологический, 3 уровень — операционно-субъективный.

3. Результат социального становления детей в УДО можно рассматривать на двух уровнях:

1 уровень — результат на уровне ребенка. Он будет складываться из результатов реализации целей социального становления (сформированность социальной грамотности, активности, устойчивости ребенка, освоение им системы 'социальных ролей, развитие его индивидуальности), в процессе организации основных видов деятельности и реализации социально-педагогических функций УДО.

2 уровень — результат деятельности УДО по социальному становлению детей Он будет складываться из результатов влияния на эффективность социального становления реализации образовательных, досуговых, социально-педагогических, обеспечивающих и управленческих функций деятельности УДО.

4. Системный подход к деятельности УДО, построению модели организации деятельности УДО по социальному становлению детей и результату этой деятельности позволил выбрать системный подход к определению критериев оценки его эффективности на двух уровнях: критерии оценки эффективности социального становления детей и критерии оценки эффективности деятельности УДО по социальному становлению детей.

5. Для эффективной реализации целей социального становления детей в УДО необходимы следующие организационно-педагогические условия:

• реализация комплексного подхода к определению содержания деятельности УДО по социальному становлению детей:

• обеспечение многоуровневое™ и вариативности в подготовке членов педагогического коллектива УДО к решению задач социального становления детей;

• проектирование деятельности УДО по обеспечению социального становления детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Организация технической направленности в многопрофильном учреждении дополнительного образования"

В работе представлен опыт организации технической направленности в многопрофильном учреждении дополнительного образования....

Тема самообразования "«Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения дополнительного образования»

Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме «Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреж...

Социальный проект на тему: «Имидж учреждения дополнительного образования»

Имидж – это образ организации, существующий в сознании людей. Можно сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, ведется или нет работа над его формированием....

Система социальных практик в Муниципальном казённом учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Курчатова Курской области

В статье представлен опыт МКУДО "ДДТ" по реализации социально-профессиональных, нравственно-ориентированных, проектно-исследовательских, социально-культурных практик развития гражданских ини...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...