Организация работы детского творческого объединения дополнительного образования на базе школ
методическая разработка

 

В методическом издании приведен опыт организации  работы детского объединения силами педагогов дополнительного образования на базе школ. В работе отражена схема взаимодействия  учреждения дополнительного образования и школы, представлен пакет документов, необходимых для открытия групп дополнительного образования на базе общеобразовательных школ  и  образовательные программы, по которым осуществляется деятельность педагогов дополнительного образования на базе школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_na_baze_shkol.docx128.79 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Организация  работы детского  творческого объединения  дополнительного образования на базе школ

Методическое пособие

Авторский коллектив: Алексеева Н.А., Кубышина Н.И., Загорская Е.В.

В методическом издании приведен опыт организации  работы детского объединения силами педагогов дополнительного образования на базе школ. В работе отражена схема взаимодействия  учреждения дополнительного образования и школы, представлен пакет документов, необходимых для открытия групп дополнительного образования на базе общеобразовательных школ  и  образовательные программы, по которым осуществляется деятельность педагогов дополнительного образования на базе школ.

Введение

Формирование развивающейся личности, творческого человека является целью всех учреждений образования. Вместе с тем, в реализации этого процесса у школы и учреждения дополнительного образования есть некоторые различия.

Во-первых, если для школы приоритетной является информационная сторона гуманитарной культуры, то для учреждений дополнительного образования на первый план выходит практический аспект, выполняя тем самым свое прямое предназначение – дополнять основное образование теми способами, которые недоступны или малодоступны школе. Правда, сегодня  УДО нередко дополняют школу и в информационном плане, осваивая с детьми конкретные виды практической деятельности в контексте соответствующих срезов духовной культуры.

Во-вторых, имея изначально, по сравнению со школой, больше возможностей для дифференцированного подхода к детям, учреждения дополнительного образования находятся в более благоприятных условиях в плане освоения ими педагогики сотрудничества, следовательно, и в отношении понимания индивидуальных особенностей ребенка. Для многих «нестандартных» детей именно  внешкольные образовательные заведения становятся тем единственным местом, где они находят применение своим талантам, понимание и уважение и, как следствие, повышение собственной самооценки.

Таким образом, учреждения дополнительного образования готовы сотрудничать со школами на равных.

Нынешний опыт педагогов дополнительного образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», перевел внешкольные досуговые учреждения в разряд образовательных, наполнив их деятельность новым содержанием, выстраивая ее вариативной и гибкой, личностно-ориентированной и многомерной.

Большую часть современных программ дополнительного образования  составляют программы по курсам изобразительного, декоративно-прикладного, театрального искусства. Из всех преимуществ занятий художественным творчеством остановимся на двух:

  1. Занятия в большинстве случаев вызывают у людей положительные эмоции.
  2.  Помогают преодолеть апатию и безынициативность, сформировать активную жизненную позицию.

 Учреждение дополнительного образования имеет хорошо оборудованные специализированные кабинеты, в которых занимаются либо дети, в основном живущие недалеко от УДО, либо те дети, которых приводят и ждут после занятия родители.  Но есть категория детей, проживающих  далеко от УДО или  детей, родители которых не имеют возможности сопровождать ребенка на занятие, что становится причиной, не дающей ребёнку посещать те или иные студии. Прямой выход из создавшейся ситуации – открытие групп дополнительного образования на базе школ.

Отработка схемы взаимодействия учреждений дополнительного образования и базовых школ  требует создание нормативной документации для реализации программ дополнительного образования.

Цель данной работы – разработка схемы взаимодействия по организации деятельности детских образовательных объединений на базе школ и составление пакета документов, необходимых для открытия групп дополнительного образования на базе общеобразовательных школ и для осуществления комплекса контрольных мероприятий.

  1. Перечень документов для организации работы творческого объединения на базе школы.
  1. Запрос от школы;
  2. Договор о сотрудничестве ГОУ  ЦРТДиЮ «Лефортово» со школой;
  3. Приложение к Договору на текущий учебный год;
  4. Копия лицензии школы на право образовательной деятельности, заверенная руководителем учреждения;
  5. Паспорт готовности школы к текущему учебному году;
  6. Копия приложения к лицензии ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» на право ведения образовательной деятельности по адресу школы, заверенная руководителем учреждения;
  7. Запрос от ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» в  Департамент  образования

 г. Москвы (в случае окружного подчинения – в Окружное Управление образования  г. Москвы);

  1. Приказ  Департамента  образования г. Москвы (в случае окружного подчинения – в Окружного Управления образования г. Москвы) об организацию работы на базе школ;
  2. Приказ ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» об открытии групп на базе школы;
  3. Расписание занятий, согласованное с администрацией школы;
  4. План контроля образовательного процесса на базе школ;
  5. Справка по организации контроля образовательного процесса на базе ГОУ СОШ.

3.Образцы документов, необходимых для организации работы творческого объединения на базе школы

3.1.     Запрос от школы

Директору ГОУ ЦРТДиЮ  «Лефортово»

Т.В. Медведевой

Директора ГОУ СОШ №

 ____________________

Ф.И.О.

        Администрация школы №  просит Вас оказать содействие в организации дополнительного образования детей в 200  /200   учебном году по художественно-эстетическому направлению с привлечением педагогов ГОУ ЦРТДиЮ  «Лефортово».

Директор ГОУ СОШ №                                                          ___________

3.2.  

ДОГОВОР №________________

о совместной деятельности

г.Москва

«__»______________________200__г.

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово», расположенное по адресу Москва, Лефортовский вал, д.14,  в лице директора Медведевой Татьяны Викторовны, действующей  на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Центр», с одной стороны и государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №______, в лице директора_______________________________________________________________именуемое в дальнейшем «Школа», с другой стороны, заключили настоящий Договор о сотрудничестве и творческих контактах.

  1. Предмет договора.
  1. «Центр» предлагает, а «Школа»

принимает на себя обязательства по организации учебного процесса  на базе «Школы» по программам дополнительного образования детей «Центра» художественной направленности на бесплатной основе с целью увеличения сети детских творческих коллективов и занятости детей в свободное время.

2.Обязанности сторон

2.1   «Центр»  обязуется:

2.1.1.Направлять в «Школу» педагога(ов) дополнительного образования, принимающего(их) на себя ответственность за жизнь и физическое и психическое здоровье детей в порядке, предусмотренном Должностной инструкцией педагога дополнительного образования «Центра» для организации работы учебных групп дополнительного образования детей. Условия работы педагогов оформляются ежегодно в приложении №1 к Договору.

2.1.2. Качественно организовать учебный процесс по реализации дополнительных образовательных программ художественной направленности на базе «Школы».

2.1.3. Принимать участие в совместных со «Школой» культурно-досуговых программах, акциях и мероприятиях.

2.2. «Школа» обязуется:

2.2.1.Создать необходимые условия для работы педагога(ов) дополнительного образования: предоставить помещения (учебные классы, актовый зал, комнаты и т.п.) для проведения занятий и массовых мероприятий.

2.2.2. Обеспечить материально-техническое оснащение учебного процесса.

2.2.3.Организовать занятия коллективов в соответствии с  санитарно-гигиеническими  нормами и техникой безопасности.

2.2.4.Способствовать привлечению детей в учебные группы и обеспечению их посещаемости на занятиях.

2.2.5.Заверять подписью и печатью

выполнение учебного расписания в журнале отработки часов.

2.2.6. Осуществлять организацию выездов детей  на экскурсии, конкурсы  и соревнования с изданием приказа директора о выезде и регистрации детей и педагогов «Центра»  в школьной книге выездов.

2.2.7. Принимать участие в совместных с «Центром» культурно-досуговых программах, акциях и мероприятиях.

2.2.8. Обеспечить сохранность оборудования, предоставленного «Центром» для проведения занятий коллектива.

2.3. Дополнительные условия

2.3.1. Расписание занятий устанавливается «Центром»  по согласованию со «Школой» и не должно совпадать со школьным расписанием.

2.3.2. Замена занятий допускается при согласовании с администрацией «Центра» и «Школы».

2.3.3. Во время школьных каникул (осенних, зимних, весенних) занятия проводятся в помещении «Центра» по плану мероприятий на каникулы, который утверждается Директором «Центра» и предоставляется Директору «Школы». График работы педагогов в дни каникул утверждает директор центра. План мероприятий по программе «Каникулы» предоставляется «Школе».

2.3.4.Педагог не  позднее 25 числа текущего месяца предоставляет в учебную часть Центра журнал учёта работы объединения, предварительно заверив отработанные часы у администратора «Школы».

  1. Права сторон.
  1. «Центр» имеет право:

3.1.1. Контролировать работу педагога по итогам учебной работы, в том числе по вопросам количества и наполняем ости групп, согласно учебного плана «Центра»; выполнения расписания занятий; выполнение образовательной программы в детских объединениях в соответствии с разработанными планами; ведения документации.

3.2. «Школа» имеет право:

3.2.1. Контролировать организацию работы учебных групп, соблюдение педагогом правил внутреннего распорядка «Школы».

3.2.2. Доводить до сведения «Центра» свои замечания и пожелания об организации учебного процесса вообще, и о работе педагога(ов) в частности.

4. Особые условия.

4.1. Стороны принимают на себя обязательства, запрещающие взимание денежных средств за проведение занятий.

5. Сроки действия договора.

5.1. Настоящий Договор  вступает в силу с момента его подписания и считается пролонгированным  на 5 лет , если не позднее чем за один  месяц до предполагаемого расторжения ни одна из сторон письменно не заявит   другой стороне о своем намерении прекратить действие настоящего Договора или о намерении полностью или частично изменить или дополнить условия настоящего Договора.

5.2. Ежегодно утверждается приложение №1, которое включает в себя :

Ф.И.О. педагога

№ группы

год обучения

Название образовательной программы

Кол-во детей

Дни занятий

Время занятий

Кол-во часов в неделю

Место проведения

(каб.)

6. Прочие условия.

6.1. Договор  может быть дополнен или изменён по письменному согласию Сторон. Все дополнения и изменения по настоящему договору являются его неотъемлемой частью.

6.2. Все спорные вопросы по настоящему Договору  Стороны  разрешают путем переговоров.

6.3. Любые споры, неурегулированные путем переговоров, могут быть разрешены в установленном порядке Арбитражным судом Москвы.

8. Юридические адреса.

ГОУ ЦРТД и Ю «Лефортово»

Адрес:111250, Москва,

Лефортовский вал, д.14

Тел. 361-13-81

Директор

_______________Медведева Т.В.

«___»_____________________200__г.

ГОУ СОШ №_____________________

Адрес:

Тел._____________________________

Директор

«__»__________________200__г.

          С условиями договора ознакомлен

Педагог дополнительного образования__________________________________________

«__»________________________200_г.

3.3     приложение к договору

Приложение №1

к  договору №______на 200__-200__уч год.

Ф.И.О. педагога

№ группы

год обучения

Название образовательной программы

Кол-во детей

Дни занятий

Время занятий

Кол-во часов в неделю

Место проведения

(каб.)

Директор ГОУ ЦРТДиЮ

Ф.И.О………………………

Подпись

Директор ГОУ СОШ №_______

Ф.И.О…………………………….

Подпись

3.4.   Запрос от ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» в  Юго-Восточное Управление образования г. Москвы

Приложение к письму № ____ от _______________200   г.

Организация дополнительного образования ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» на базе ГОУ СОШ ЮВАО в 200  - 200   учебном году.

школы

Адрес

школы

Направленность

Предмет

Кол-во

групп

Кол-во

детей

Наличие

договора

 

Директор ГОУ  ЦРТДиЮ «Лефортово»                Т.В.Медведева

3.5.  Приказ об открытии групп на базе школы

ПРИКАЗ №  

По ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово»                                                от     сентября 200    г.

П.1 Об открытии групп на базе школ района Лефортово ЮВАО г. Москвы.

        На основании договоров №№ ____   от_________   ; №_____ от ______ о сотрудничестве ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово» со школами Юго-Восточного округа г. Москвы и Лицензий на образовательную деятельность школ и разрешение  руководителя Департамента  образования г. Москвы  Лирионовой О.Н.

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Открыть группы дополнительного образования на 200  /200   учебный год с 1 сентября 200   года по 31 мая 200   года в следующих школах:

школы

Название коллектива, предмет

№ группы, год обучения

Кол-во

детей

Кол-во

часов в неделю

ФИО педагога

  1. Педагогам дополнительного образования (Ф.И.О. педагогов, работающих на базе школ) согласовать расписание занятий на базе школ с директорами школ.
  2. Педагогам дополнительного образования (Ф.И.О. педагогов, работающих на базе школ)   ежемесячно предоставлять в учебную часть ЦРТДиЮ «Лефортово» заверенный у администрации школы журнал учета работы своего объединения.

Директор

ГОУ ЦРТДиЮ «Лефортово»                                                      Медведева Т.В.

  1. Расписание занятий, согласованное с администрацией школы

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ КОЛЛЕКТИВОВ ГОУ ЦРТДиЮ “ЛЕФОРТОВО”

на 200  /200   учебный год  с 01.09.200   г.

на базе средних общеобразовательных школ

Название кол-ва

Ф.И.О. педагога

№ группы, год обучен.

ДНИ НЕДЕЛИ

ПОНЕД

ВТОРН

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

Ст. «Юнона»

Бальные танцы

Педагог: Буров Виктор Александрович

I-1

ГОУ

СОШ

№632

14.00- 16.00

14.00-16.00

Студия «Мастерица»

Педагог: Блохина Антонина Федоровна

II-1

СОШ 415

III-1

СОШ1226

IV-1

V-1

СОШ735

VII-2

VIII-2

СОШ 415

14.00-16.00

17.00-19.00

14.00-16.00

16.00-18.00

13.00-15.00

14.00-16.00

14.00-16.00

  1. План контроля образовательного процесса на базе школ

ПЛАН КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА БАЗЕ СОШ РАЙОНА «ЛЕФОРТОВО» НА 200   /200    УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Объект контроля

Вид контроля

Цель

Ответственный

Метод

Обсуждение результатов

ежемесячно

Учебная документация

тематический

Своевременность и грамотность оформления

Зам. дир.  по УВР,

Специалист по работе с СОШ

Проверка документации

Совещания при директоре

сентябрь

Учебная группа

Фронтальный

Итоги комплектования групп первого года обучения.

Сохранность контингента и наполняемость групп 2-го и последующих лет обучения.

Специалист по работе с СОШ

Наблюдения, проверка списков учащихся

Совещания при завуче, методические объединения

Образовательное пространство

Фронтальный

Организация образовательного пространства

Специалист по работе с СОШ

Наблюдения, собеседование с администрацией школ

Совещания при завуче, методические объединения

октябрь

Учебная группа

Фронтальный

Соблюдение расписания и учебная нагрузка

Специалист по работе с СОШ

Посещение занятий

Совещания при завуче, методические объединения

Вновь принятые сотрудники

Персональный

Знакомство с методикой организации и проведения учебного занятия

Зав.отделами,  зам.директора по учебно-воспит.

работе,

методист по уч.

работе, специалист по работе с СОШ

Посещение занятий, проверка соответствия Программы нормативным требованиям, собеседования

Совещания при завуче, методические объединения

Педагоги, работающие на базе школ

тематический

Проверка соблюдения договорных обязательств   сторон

Зам. дир.  по УВР,

специалист по работе с СОШ

Посещение занятий, собеседование с администрацией школ, проверка учебной документации

Совещание при завуче

ноябрь

программа

«Каникулы»

тематический

Проведение общецентровских  мероприятий, досуговых  форм в коллективах

Зам.директора по воспит.  работе, зав. отделами,  специалист по работе с СОШ

Наблюдение

Совещание при

директоре

Учебная группа

Фронтальный

Соблюдение расписания и учебная нагрузка

Специалист по работе с СОШ

Посещение занятий

Совещания при завуче, методические объединения

декабрь-январь

программа

«Каникулы»

тематический

Проведение общецетров

ских  мероприятий, досуговых  форм в коллективах

Зам.директора по воспит.  работе, зав. отделами,  специалист по работе с СОШ

Наблюдение, посещение досуговых мероприятий, учебных занятий

Совещание при

директоре

Учебная группа

Фронтальный

Соблюдение расписания и учебная нагрузка

Специалист по работе с СОШ

Посещение занятий

Совещания при завуче, методические объединения

педагоги дополнительного образования

персональный

Выполнение учебно-тематического плана, сохранность детского контингента, итоги промежуточной аттестации

Зам.директора по воспит.  работе, зав. отделами,  специалист по работе с СОШ

Собеседование, проверка текущей документации

Совещания при завуче, методические объединения

февраль

Учебная группа

Фронтальный

Соблюдение расписания , выполнение учебно-тематического плана, сохранность детского контингента

Специалист по работе с СОШ

Посещение занятий

Совещания при завуче, методические объединения

Учебная группа

Фронтальный

Соблюдение расписания , выполнение учебно-тематического плана, сохранность детского контингента

Специалист по работе с СОШ

Посещение занятий

Совещания при завуче, методические объединения

март

программа

«Каникулы»

тематический

Проведение общецентровских  мероприятий, досуго-

вых  форм в коллективах

Зам. директора по вопит.  работе, зав. отделами,  специалист по работе с СОШ

Наблюдение

Совещание при

директоре

Апрель-май

учебная группа

оперативный

Проверка наполняемости групп, выявление причин пропусков занятий.

Зам. директора по вопит.  работе, зав. отделами,  специалист по работе с СОШ

Посещение занятий, учет посещаемости в учебных журналах

Совещания при завуче, методические объединения

учебные группы

тематический

Результативность реализации образовательных   программ, уровень знаний, умений, навыков учащихся

Зам. директора по вопит.  работе, зав. отделами,  специалист по работе с СОШ

Посещение итоговых занятий.

На педсовете

  1. Справка по организации контроля образовательного процесса на базе ГОУ СОШ
  1. В 200  -200   учебном году ЦРТДиЮ «Лефортово» приказом директора были открыты ___ группы  дополнительного образования детей по художественно-эстетической направленности на базе ___ школ района  Лефортово ЮВАО г. Москвы. Общий охват детей составляет _____ человек.
  2.  Для организации деятельности групп были подготовлены следующие документы: заявление педагога дополнительного образования, запрос от СОШ договор о сотрудничестве с СОШ, утвержденное расписание занятий, согласованное с СОШ, лицензия на образовательную деятельность СОШ, лицензия на образовательную деятельность ЦРТДиЮ, паспорт готовности СОШ,  разрешение УО ЮВАО на организацию работы групп на базе СОШ, приказ об открытии групп на базе СОШ.
  3. Образовательный процесс проходит по утвержденным программам ЦРТДиЮ «Лефортово». В системе учебного отдела назначен специалист, ответственный за организацию образовательной деятельности на базе СОШ, в задачи которого входит обеспечение программно-методического сопровождения, а также контроль выполнения образовательных программ и их качества, вовлечение детей в массовые мероприятия Центра и района, проведение просветительской работы  в СОШ.
  4. Система контроля в СОШ включена в общий  план Центра и является его неотъемлемой частью. Контроль образовательного процесса четко спланирован и осуществляется в соответствии с графиком. Контроль охватывает методику проведения занятий, ведение отчетной документации, наполняемость  групп, составление расписания и его изменения. Администрация школы ежемесячно фиксирует в журнале учета проведение занятий.
  5. Каждый из видов контроля дополняет друг друга. Разнообразие форм и видов контроля позволяет получить более полную информацию о выполнении образовательных программ и их качестве, а также наметить пути дальнейшей работы по их улучшению.

Государственное образовательное учреждение

Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово»

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Протокол № 1

от  28 августа 2000 г.

Директор ЦРТДиЮ

____________Т.В. Медведева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Рукоделие»

Программа рассчитана на 3 года обучения

детей 7-10 лет.

Автор – Блохина Антонина Федоровна,

педагог дополнительного образования

Москва-2009

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

Образовательная программа «Рукоделие»  имеет  художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к рукоделию - одному из старейших видов декоративно-прикладного творчества. Рукоделие  - вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов.  В течение веков людьми создано немало видов рукоделия. Основным «орудием производства» в рукоделии являются умелые руки. Не зря в старину говорили: « Не то дорого, что из красна золота сделано, а то,  что добрым мастером сработано». Занятия рукоделием привлекают детей  результатом труда. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения навыков шитья и вышивания, т. к. они своими руками смогут сделать красивую салфеточку, мягкую игрушку, сплести закладку для книг или «фенечку» из разноцветных ниток. В программе представлены направления рукоделия: шитьё, вышивание, изонить, макраме, аппликация, элементы флористики и бисероплетения. Важно, чтобы дети  научились изготавливать  прикладные вещи, которые найдут практическое применение.

Новый подъём  интереса к рукоделию наблюдается в настоящее время, так как повышаются культурно – бытовые запросы людей.  Каждый человек хочет, чтобы   элементы его одежды,  его быта  несли неповторимый отпечаток его личности и здесь на помощь приходит рукоделие. Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия.

  Цель программы  -   приобщить ребёнка  к искусству рукоделия, способствовать развитию творчества и созданию детьми  предметов декоративно – прикладного искусства

            Задачи:

  • раскрыть детям значимость   одного  из старейших видов декоративно-прикладного творчества – рукоделия;
  • научить техническим навыкам и приемам выполнения различных видов рукоделия;
  • на основе знакомства с изделиями декоративно – прикладного искусства способствовать развитию творчества и созданию детьми предметов декоративно – прикладного искусства;
  • формировать такие качества как наблюдательность, внимательность, самостоятельность, целенаправленность, усидчивость;
  • развивать  глазомер, чувство цвета, моторику мелкой мускулатуры рук,   что способствует формированию и расширению мыслительной и речевой деятельности детей.  

Организация образовательной деятельности

Данная программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 10 лет. Курс обучения - 3 года.    Групповые  занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 астрономических часа  (учебное занятие  -   45+45 минут , перерыв на проведение гимнастики для глаз и физкультминутки -   15 минут , время на подготовку  - 5 минут и уборку рабочего места учащегося-10 минут );  или 2 раза в неделю по 1 астрономическому часу (учебное занятие    45 минут , перерыв на проведение гимнастики для глаз и физкультминутки   5 минут (после  30 минут занятия), время на подготовку   - 5 минут,   уборку рабочего места учащегося - 5 минут). Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно – тематическим планом, на них изучаются различные темы по рукоделию,   рассказывается об истории различных видов рукоделия и изделий, демонстрируются их образцы.  Практические занятия проводятся только после того, как обучающиеся усвоят теоретическую часть и правила техники безопасности. На этих занятиях происходит усвоение практических навыков по изготовлению декоративно – прикладных изделий.  Практические работы и задания выполняются как группами, так и индивидуально. Задания составлены таким образом, чтобы учащиеся обязательно доводили работу до логического завершения.

Главный принцип обучения   - добровольность. Только при желании ребёнка заниматься в студии можно достичь определённых результатов в его развитии. Количественный состав групп – максимально 15 человек. Для успешного освоения программного материала, создания благоприятных условий для организации занятий оптимальное количество занимающихся не должно превышать 12 человек. Эта норма позволяет педагогу держать группу в поле внимания и хотя бы короткое время проводить индивидуальную  работу с каждым учащимся, давая советы и оценивая работу каждого.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу первого года обучения дети будут знать:

  •  виды декоративно – прикладного искусства и рукоделия – шитьё, вышивание, починку изделий;
  •  материалы,  инструменты, принадлежности для шитья и вышивания;
  • правила техники безопасности при работе с инструментами для рукоделия;
  • технологию выполнения простейших ручных швов – смёточного, ручной строчки, потайного шва, петельного шва, крестообразного шва, простого обмёточного шва;
  • технологию изготовления русской тряпичной куклы - традиционной;
  • правила правильной организации своего рабочего места.

Уметь:

  • правильно организовать своё рабочее место;
  • пользоваться основными инструментами для рукоделия;
  • выполнять простейшие ручные  швы при шитье и вышивании;
  • пришить пуговицу;
  •  под контролем педагога  изготовить русскую тряпичную куклу, прихватку, мягкую игрушку;

     После второго года обучения дети будут знать:

  • технику тканевой аппликации;
  • материалы и инструменты, применяемые при выполнении аппликации;
  • технологию изготовления русской тряпичной куклы – костюмной, игровой ;
  • основы изготовления русского костюма для куклы;
  • технологию изготовления мягкой игрушки, материалы и инструменты для изготовления мягкой игрушки.

Уметь:

  • выполнить аппликацию;
  • изготовить выкройку и раскроить материал  для изготовления куклы и мягкой игрушки;
  • изменить масштаб выкройки;
  • самостоятельно   изготовить русскую тряпичную куклу и мягкую игрушку(лягушку, пингвин, свинка и т.д).

К концу 3-го года обучения учащиеся будут знать:

  • что такое изонить, технологию изготовления изделий из изонити;
  • что такое макроме, материалы для плетения, инструменты и приспособления
  • историю бисера,  основные  правила для вышивания бисером, необходимый материал и инструмент.
  • что такое флористика.  Историю флористики. Основные правила  и условия хранения растений. Материалы, оборудование, инструменты. Формы цветочного оформления.

Уметь:

  • изготовить поздравительную открытку, используя технику «Изонить»;
  • выполнить изделие, используя технику «Макроме»;
  • выполнять основные  приемы вышивки бисером;
  •  вышить  бисером сумочку для телефона, салфетку и другие изделия домашнего обихода;
  •  создать композицию из цветов.

   Уровень усвоения определённых знаний, умений, навыков образовательной программы проверяется на итоговых учебных занятиях по результатам первого полугодия и года. Формы проведения итоговых занятий – тестирование, выполнение практического задания, выставка творческих работ детей с обсуждением работ, детским жюри и приглашением родителей.  Занятия  позволяют определить качество полученных знаний путём сравнения достигнутого результата с ожидаемым. Учитывая построение и распределение программного материала, формы проведения итоговых занятий, определённые требования к овладению знаниями, умениями и навыками по результатам обучения выделяются 3 уровня оценки знаний детей:

  • Высокий.
  • Средний.
  • Низкий.

Определены и критерии оценки уровня знаний детей по  программе  « Рукоделие»

Уровни  оценки знаний

Общие критерии определения уровня аттестации

Критерии определения уровня аттестации для данной образовательной программы

1

Высокий

 Освоил  в полном объёме материал образовательной программы.

  • Ребёнок активен на занятии,

  • отвечает на вопросы;

  • правильно использует специальные термины;

  •  уверенно выполняет задания педагога;

  • умеет довести работу до конца

2

Средний

 Освоил программу в полном объёме, но допускает незначительные ошибки в познаниях и при  выполнении практических заданий.

  • выполняет задание полностью  с подсказкой педагога;

  • отвечает не на все вопросы; педагога;
  • задания выполняет с помощью педагога;
  • неуверенно использует специальные термины;
  • заинтересован в выполнении практического задания;
  • задает вопросы педагогу    

3

Низкий

 Не полностью освоил материал образовательной программы, допускает существенные ошибки в познаниях и при выполнении практических заданий.  

  • ребёнок невнимателен на занятии, часто переключается на другую деятельность;

  • не повторяет приёмы  за педагогом;
  • не правильно отвечает на вопросы педагога;
  • специальные термины не использует

Уровни оценки знаний педагог использует для того, чтобы лучше понять динамику  творческого роста учащихся  и степень усвоения полученных знаний и умений.

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения

Название   темы

Кол-во

в том числе

программы

часов

теория

практика

1

 Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство России. Рукоделие.

2

2

-

2

 Шитьё. Ручной шов. Основные правила. Инструменты, приспособления. Виды швов.

8

4

4

3

Починка (штопка простая и узорная).

10

2

8

4

Пуговицы.

6

2

4

5

Изготовление прихваток с помощью   технологии лоскутного шитья

12

4

8

5

Русская тряпичная кукла.

16

4

12

7

 Изготовление мягкой игрушки

18

4

14

Итого:

72

 22

 50

 

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

Название   темы

Кол-во

в том числе

программы

часов

теория

практика

1

Введение

2

2

-

2

Аппликация

16

6

10

3

Русская тряпичная кукла

18

6

12

3

Изготовление мягкой  игрушки

 24

8

 16

4

 Чудесные превращения  - изготовление игрушек из старых вещей

 12

2

10

Итого:

72

24

48

 

II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 год обучения

Название   темы

Кол-во

в том числе

программы

часов

теория

практика

1

Введение

2

2

-

2

 Изонить

16

6

10

3

 Макраме  

18

8

10

4

Вышивка бисером

20

8

12

5

 Элементы флористики

 16

8

8

Итого:

72

32

40

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                                                  

I год обучения

Тема 1. Вводное занятие 

 Рассказ о различных видах декоративно – прикладного искусства России.  Художники   и мастера рукоделия -  Джинни Вертман, Александр Крамаренко, Мария Рудакова, Маргарита Черепанова. Рукоделие – понятие, виды рукоделия, история рукоделия.   Правила техники безопасности и правила поведения на учебных занятиях.

Тема 2  Шитьё. Ручной шов. Основные правила. Инструменты, приспособления. Виды  швов: основные и декоративные.

      Теория.  Зачем мы шьём? Что можно сшить своими руками – одежду, хозяйственные мелочи, элементы интерьера, аксессуары, мягкие игрушки. Сложность шитья. С каких вещей начинать шить. Виды швов.

      Практика. Выполнение  основных ручных швов: сметочный шов «вперед иголкой», ручная строчка, шов «козлик», потайной шов.

Выполнение декоративных швов: стебельчатого, шва «цепочкой», «ёлочка». Вышивка салфетки декоративными швами.

Тема 3.  Починка (штопка простая и узорная).

     Теория.  Что такое починка. Материалы, необходимые для починки (иглы, нитки). Способы штопки: плотная штопка, атласная или диагональная, узорная, незаметная. О заплате

     Практика.  Штопка изделий различными способами. Установка заплаты  на изделие.

 

 Тема 4.  Пуговицы

Теория.  История. Как красиво разместить пуговицу. Как пришить пуговицу. Как измерить нестандартную пуговицу. Как обтянуть тканью пуговицу. Украшения из пуговиц.

Практика. Пришиваем пуговицу с отверстиями и на ножке. Обвязываем пуговицу, обтягиваем пуговицу. Фантазии на тему пуговиц: декор на сумке, браслеты, украшения и т.д.

Тема 5.  Изготовление прихваток с помощью   технологии лоскутного шитья

      Теория.  Что такое прихватка, для чего они нужны в домашнем хозяйстве, какими могут быть прихватки. Материал и инструмент для изготовления прихваток.  Техника изготовления

      Практика. Изготовление кухонных прихваток по шаблонам: овальная, квадратная, фигурная и т.д. Изготовление прихваток в виде варежки

Тема 6. Русская тряпичная кукла.

      Теория.  Русская тряпичная кукла – культура, традиции, технология. История куклы. Различные виды тряпичной куклы (традиционная, костюмная, игровая)

      Практика.  Кукла своими руками. Материалы для изготовления куклы. Изготовление куклы закрутки.

Тема 7.  Изготовление мягкой игрушки.

      Теория.  Инструменты, материалы, наполнители, виды швов, используемых при изготовлении мягкой игрушки. Увеличение и уменьшение выкроек. Технология изготовления мягкой игрушки.  Раскрой, набивка.

      Практика. Изготовление  простых по конструкции мягких игрушек с использованием технологических карт и шаблонов.

II год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

       Правила техники безопасности и правила поведения на учебных занятиях. Повторение основных понятий прошлого учебного года.

Тема 2. Тканевая аппликация

Теория.  Техника аппликации. Материалы  и инструменты, необходимые для выполнения аппликации. Элементы аппликации.  Аппликация  на различных тканях.

Практика.  Оформление аппликацией предметов домашнего обихода.

Тема 2.  Русская тряпичная кукла.

      Теория. Повторение и закрепление знаний об истории, технологии создания русской тряпичной куклы, полученных на первом году обучения. Технология создания сшивной куклы. История русского народного костюма, принципы его изготовления.  

      Практика. Изготовление сшивной тряпичной куклы, выполнение народного костюма для куклы.

Тема 3.  Изготовление мягкой игрушки.

Теория. Повторение и закрепление знаний об истории, технологии создания мягкой игрушки, полученных на первом году обучения. Каркасные игрушки. Глаза и носы к игрушкам. Подвижные лапы.

 Практика. Изготовление мягкой игрушки самостоятельно по выкройкам и образцам, создание своей мягкой игрушки, используя имеющиеся образцы и элементы

Изготовление выкройки, раскрой материала, сшивание деталей, набивка, оформление игрушки.

Тема 4. «Чудесные превращения»

      Теория. Способы изготовления игрушек из старых вещей.

      Практика. Изготовление игрушек из старых перчаток.

III  год обучения.

Тема 1. Вводное занятие.

              Правила техники безопасности и правила поведения на учебных занятиях. Что такое мастерство. Изделия  и поделки мастеров.    

Тема 2.  Изонить

      Теория.  Что такое изонить. История изонити. Приёмы и технология.

      Практика. Разбор схем, изготовление изделий с помощью техники «Изонить»

 Тема 3. Макраме  

      Теория.    Что такое макроме. Материалы для плетения. Инструменты и приспособления. Подготовка нитей к плетению.

      Практика. Начало плетения. Плоские узлы, пико, горошина. Изготовление различных узоров.

Тема 4.  Вышивка бисером

      Теория.  История бисера. Основные  правила для вышивания бисером. Необходимый материал и инструмент. Основные  приемы вышивки бисером

      Практика.  Проработка основных приемов вышивки бисером. Вышивка простых картин   и предметов домашнего обихода.

Тема 5. Элементы флористики.

Теория.  История флористики. Основные правила  и условия хранения растений. Материалы, оборудование, инструменты. Формы цветочного оформления.

Практика. Создание композиций и аппликаций из живых и сухих растений. Декорирование цветами.

 

IY.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

       Образование учащихся средствами декоративно–прикладного творчества представляет собой органическое единство образования и воспитания, единство активных методов обучения и творческой самостоятельности детей. На основе этих принципов определены методы работы:

  1. Метод поэтапного обучения. Занятия построены таким образом, что дети продвигаются от освоения простейших видов стежков (базовая форма), через сборку мягкой игрушки из нескольких деталей (модулей), к конструированию собственных  изделий. Конструирование - процесс сложный, но увлекательный. Важно, чтобы дети не копировали, а создавали новое изделие. Главное при этом  - найти принцип построения, усвоить логику технологического процесса. Практика убеждает, что, используя метод поэтапного обучения, каждый ребёнок может сделать много интересных поделок.
  2. Метод привлечения индивидуального опыта ребёнка – эмоционального, визуального, бытового. Индивидуальная и коллективная работа. Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Изучение технологию рукоделия требует кропотливого труда, поэтому педагог  должен проводить индивидуальную работу с каждым ребёнком. Коллективный же труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а допущенные ошибки одного  всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправлены.
  3. Метод обсуждения с детьми увиденного на выставках, в книгах, журналах  и в работах других учащихся.

 

Формы работы:

  • теоретическое занятие: в доступной форме дети получают знания об особенностях и видах рукоделия;
  • зарисовка образцов в тетради и краткая запись названий и терминологии;
  • практическое выполнение заданий по изучаемой теме;
  • изготовление и оформление готовых изделий;
  • анализ и обсуждение изготавливаемых изделий;
  • участие в выставках творческих работ учащихся.

 

Схема проведения традиционного занятия.

Обычно занятия начинаются с теоретической части: работа с литературой, рассказ педагога, разбор технологии изготовления изделия. Вторая часть – практическая: изготовление изделия или его части и т.д. Теоретическую и практическую части можно менять местами и комбинировать в зависимости от изучаемой темы. При проведении практических занятий необходимо отслеживать правильное использование оборудования, показывать приемы работы с инструментами. Занятия рукоделием связаны с большой нагрузкой, на занятиях предусматривается через каждые полчаса проводить с детьми гимнастику для снятия утомляемости и напряжения. После каждого занятия подводятся итоги, обобщается проделанная работа.  

        Для лучшего освоения программы используются разнообразные формы организации занятий: посещение  выставок декоративно-прикладного творчества, участие детей в выставках-конкурсах, выполнение коллективных работ и индивидуальных  проектов.

Y. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Academia, 1998.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1993.
  3. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.

       4. Домоводство для девочек: Энциклопедия домашнего хозяйства и рукоделия. – М.: Из-во     ЭКСМО-Пресс, 2002.

        5.    «Макраме. Техника «Кавандоли» Ю. Ольшанская. – М: Культура и традиции, 2000 г.

        6. «Мягкая игрушка» И. Г. Зайцева. – М; Издательский дом МСП, 2004 г.

        7. «Русский народный костюм и его сценическое воплощение». С. П. Исенко – М: ИПО Профиздат. Изд. Московского государственного университета культуры, 1999 г.

        8. «История народных художественных промыслов». Часть 1. Программа для учебных заведений культуры и искусств. – М: 2000 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. «Волшебная швейная игла». Л. Ю. Огерчук – М: Школа-пресс, 2000 г.

2. «Домоводство для девочек. Энциклопедия домашнего хозяйства и рукоделия», - М: Эксмо-пресс, 2002 г.

3. «Такие разные куклы» М. Кузьмина, М. Максимова, М: Эксмо-Пресс,  2004 г.

4. «Макраме. Техника «Кавандоли» Ю. Ольшанская. – М: Культура и традиции, 2000 г.

5.  «Мягкая игрушка» И. Г. Зайцева. – М; Издательский дом МСП, 2004 г.

6. «Молодежный имидж: плетеные косички, шнуры, бисерные ленточки: Пер. с нем. – М.: Никола-Пресс, 1997.

7.  Домоводство для девочек: Энциклопедия домашнего хозяйства и рукоделия. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы предназначены для педагогов-организаторов, вожатых, учителей занятых организацией летнего отдыха....

Создание на базе школы мини-музея кристаллов и минералов

В статье описан опыт создания небольшого музея минералов....

Основные аспекты программы развития материально-технической базы школы

"Школа 2015". Улучшение материально-техническго обеспечения учебного процесса школы с целью максимальной эффективности и комфортности образовательного процесса....

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

Статья "Организация ВИА на базе школы"

На основных музыкальных дисциплинах, таких как вокал, фортепиано, сольфеджио и хор, учащиеся исполняют в основном классические произведения, что даёт им хорошую базовую музыкальную подготовку. Однако ...

Материально-методическая база школы

Паспорт спортивного зала Кабинет...