Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"
рабочая программа

Светличная Валентина Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_hud._1-4.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лофицкая основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена на педагогическом

совете школы

Протокол заседания

№ 1 от «29» августа 2018 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ Талыкова Н.И.

Приказ № 47 от «29» августа 2018 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

студия «Юный художник»

5-9 классы

Срок реализации программы – 4 года

 Составил: Светличная Валентина Николаевна

учитель изобразительного искусства

I квалификационной категории

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты изучения курса.
  3. Содержание курса.
  4. Тематическое планирование.

а) Календарно-тематическое планирование. (Приложение  1)

  1. Пояснительная записка

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

     Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Направленность программы  «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности.

Основная  цель  программы:   Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

  Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества –  как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

      В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Принцип построения программы:

     На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы:  доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

 Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 4 года обучения. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.

Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения,  даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть   наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу, количество  часов  в год – 34.

  1. Планируемые результаты изучения курса.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

       В конце 1 полугодия обучения:

Ученик будет знать:

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.

Ученик будет уметь:

 - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

 - понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу  формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

           

По завершении 2 полугодия  обучения:

Ученик будет знать:

  • Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.
  • Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.
  • Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы  цветоведения, композиции.
  • Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
  • Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.
  • Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.                                        

Ученик будет уметь:

- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;

- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;

- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние  воздушной перспективы;

- в сюжетных работах передавать движение;

- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

2. Содержание курса

1. Чем и на чем рисует художник?  Линия и штрих-основа рисунка. Техники рисования. Форма предметов. Рисунок куба и шара, глиняной крынки  

Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.

Знакомство с художественными инструментами и материалами .

Совершенствование графических навыков ( линия, штрих, абрис)

Передача  пространства линией. Нанесение штрихов для выявления формы предмета. Конструирование из простых геометрических фигур более  сложные.

2. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Техника работы акварелью и гуашью

Зрительное восприятие цвета. Составление цветов путем  смешения. Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение  ограниченной  палитрой вариативных возможностей цвета. Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки  плоскости цветом.

Особенности гуашевых красок. Отработка приемов работы с гуашью. Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета. Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме).

Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.

Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.

3. Жанры живописи.  

Раскрыть отличительные особенности каждого жанра, исторические сведения.

Обучающий компонент Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства; с видами и жанрами  искусства, с крупнейшими  художественными музеями и замечательными  художниками.

Воспитывающий компонент. Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса.

Практическая часть. Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.

Формы      занятия. Рассказ с элементами беседы.

4. Натюрморт.  

Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.

Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно участие ребят в постановке натюрморта. Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры. Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель. Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.

Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение, сопоставление теней и полутонов.

5. Пейзаж.  

Построение пространства в перспективном сокращении. Рисунок дерева. Передача тональных отношений. Составление пространственной композиции. Работа в живописной технике.

Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности  освещения.

Обучающий компонент

Красота окружающего мира. Взаимосвязь  литературы и изобразительного искусства.  Произведения живописи русских художников.

Воспитывающий компонент.

Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к произведениям  художественной литературы.

Практическая часть. Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Формы      занятия.       Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

6. Мы рисуем своих друзей.  

Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников. Характер человека в портрете. Портрет-шарж. Практическая работа: выполнение в смешанной технике портретных изображений своих друзей по летнему лагерю. Главное в этом задании — передать характер, возможно решение в стиле шаржа.

Материалы: уголь, сангина, пастель.

Зрительный ряд: графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа.

 7. Изображаем свое любимое животное.  

Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.

Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного.

Материалы: на выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка.

Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.

8. Портрет. Портрет с натуры.  

Обучающий компонент: Первичные навыки рисования с натуры человека. Воспитывающий компонент: Прививать любовь к изобразительному искусству. Формы      занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Практическая работа:

      а) выполнение каким-нибудь мягким материалом рисунка головы человека. Желательно сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали;

      б) работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: портреты В. Серова, В. Ван Гога, З. Серебряковой

9. Декоративно-прикладное творчество. Аппликация. Бумагопластика.  

Выполнение композиции в технике бумажной отрывной аппликации на тему «Весенний вернисаж». Проект декоративной поздравительной открытки в виде объемной матрешки. Бумагопластика как область искусства предметного мира.  Стилевое единство изображения. Виды работ с бумагой. Воспитывающий компонент: Развитие  творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Практическая часть.

Рассказ с элементами беседы, практическая работа.

10. Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент.  

Обучающий компонент

Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии, ценности дизайнерских разработок. Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги Стилевое единство изображения и текста. Художники - иллюстраторы. Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.

Воспитывающий компонент.

Развитие  творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному  миру.

Практическая часть. Дизайнерское оформление работ. Рассказ с элементами беседы, практическая работа.  Формы      занятия: Рассказ с элементами беседы.

11. Мир вокруг нас (коллективная работа).  

Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.

Практическая работа

      I этап — выполнение цветного подмалевка (2 ч).

      II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений (2 ч).

      III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно) (4 ч).

Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.

12. Экспозиция работ. Обсуждение выставки.  

Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за прошедший период. Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки.

Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки, выполненные в течение всего срока обучения.

13. Тематическое рисование 

Тема    Рисование на тему «Золотая осень».  «Старая,стараясказка»

Обучающий компонент Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы.  Совершенствование навыков рисования в цвете.

Воспитывающий компонент: Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса.

Практическая часть: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Формы занятия: Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое     обеспечение: Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

  1.  

Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Техника работы акварелью и гуашью

3

Натюрморт.

4

Пейзаж.

4

Мы рисуем своих друзей.

2

Изображаем свое любимое животное.  

2

Портрет. Портрет с натуры.  

2

Декоративно-прикладное творчество. Аппликация. Бумагопластика.  

4

Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент.  

2

Мир вокруг нас (коллективная работа).

4

Экспозиция работ. Обсуждение выставки.  

1

Тематическое рисование

6

Всего

34

Приложение 1

к рабочей программе по внеурочной деятельности

студия «Юный художник»

Календарно – тематическое планирование

Темы

Дата по плану

Дата по факту

 1.

Чем и на чем рисует художник?  Техника безопасности на занятиях.

2.

Линия и штрих-основа рисунка. Техника рисования.

 

 

3.

Форма предметов. Рисунок куба и шара, глиняной крынки.

4.

Изображение с натуры натюрморта.

5.

 Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета.

6.

Техника работы акварелью.

7.

Техника работы гуашью.

8.

 Натюрморт с натуры. Крынка и яблоко.

9.

Натюрморт с натуры. Ваза с цветами и стакан.

10.

Ваза с цветами и стакан. Завершение работы.

11.

Пейзаж. Изображение пейзажной местности с архитектурными  постройками.

12.

Изображение уголка  леса.

13.

Мастерская Деда Мороза. Поделки, рисунки.

14.

Композиция «Сказочный зимний лес».

15.

Создание коллективной работы (поздравительная открытка).

16.

Рождество. Мастерская Деда Мороза «Рождественский сувенир».

17.

Портрет. Портрет с натуры

18.

Мы рисуем своих друзей. Стоящий человек. Человек в движении.        

19.

Композиция «Моя семья».        

20.

Наброски животных.

21.

Изображаем свое любимое животное.

22.

Технология работы с соленым тестом.

23.

Фигурки из теста. Лепка деталей для панно.

24.

Панно из соленого теста «У самовара».

25.

Композиция «В гостях у сказки».

26.

Линейно – конструктивное построение композиции.

27.

Тональное решение композиции.

28.

Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент.

29.

Мир вокруг нас (коллективная работа)        

30.

Пленэр. Изображение уголка леса.

31.

Экскурсия. Наблюдение за природой.

32.

Декоративно-прикладное творчество. Аппликация. Бумагопластика.

33.

Выполнение композиции на тему «Весенний вернисаж".

34.

Экспозиция работ. Обсуждение выставки

         

Отметка за выполнением программы и корректировка.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Тема

Общее количество часов

Теорети-ческие занятия

Практичес-кие занятия

1

Вводная часть

1

1

-

2

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

2

1

1

3

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

3

1

2

4

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.

3

1

2

5

Орнамент. Стилизация.

3

1

2

6

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

3

1

2

7

Жанры изобразительного искусства: пейзаж

портрет

натюрморт

1

1

-

8

Портретные изображения героев — персонажей любимых литературных произведений

3

1

2

9

Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходящих в выбранном литературном произведении        

3

1

2

10

Пейзаж в графической технике граттажа

4

1

3

11

Летний декоративный натюрморт        

3

0,5

2,5

12

Тематическое рисование

3

1

2

13

Экспозиция работ. Обсуждение выставки

2

-

2

Итого:

34

11,5

22,5

Содержание  программы

 1. Введение. (1 час)

Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.

 (1 час)

Теория. Ознакомление с работой кружка «Юный художник», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О.Т.

Формы       занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое      обеспечение.   Инструкции по О.Т., альбом, ластик, карандаш.

 2. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.(2 часа)

Первичный инструктаж по ПДД. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства.   (1 час)                            

Обучающий компонент

Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.

Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.

Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

Практическая часть.

- пользование рисовальными материалами;

- правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;

- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;

- выполнять зарисовки и наброски.

Формы     занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.

Методическое     обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.

  3.   Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

(3 часа)

Обучающий компонент

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень»

Воспитывающий компонент.

Развитие наблюдательности за растительным  миром и животным миром.  Вести наблюдения  в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

Практическая часть.

Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).

Формы      занятия.

 Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое     обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

4. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.(3 часа)

Обучающий компонент

Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.

Воспитывающий компонент.

Воспитание любви к изобразительному искусству. Развитие наблюдательности за растительным и животным  миром.  Вести наблюдения  в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

Практическая часть.

Упражнение на  заполнение свободного пространства на листе;

Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.

Формы      занятия.

 Теоретические сведения с последующей практической работой.

 Методическое     обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

 5.   Орнамент. Стилизация. (3 часа)

 Обучающий компонент

Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др;

Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;

Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

Воспитывающий компонент.

Развитие наблюдательности за растительным и животным  миром.  Вести наблюдения  в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

Практическая часть.

Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур,

на основе декоративной переработке форм растительного и животного мира. применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм.

Формы      занятия.

 Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое     обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

6.    Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

(3 часа)

 Обучающий компонент

Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства;

знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан.

Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.

Воспитывающий компонент.

Расширение  представлений о культуре прошлого и настоящего.

Об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.

Практическая часть.

Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.

Формы      занятия.

 Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое     обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

7.    Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

(1 час)

Обучающий компонент

Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;

С видами и жанрами  искусства, с крупнейшими  художественными музеями и замечательными  художниками.

Воспитывающий компонент.

Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса.

Практическая часть.

Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.

Формы      занятия.

Рассказ с элементами беседы.

Методическое     обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

8. Портретные изображения героев — персонажей любимых литературных произведений

      Педагог может выбрать какое-то одно произведение и, исходя из этого, строить свою дальнейшую работу с учениками, так как последующая деятельность предполагает коллективное творчество. К примеру, можно иллюстрировать такие произведения, как «Алые паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, или какую-то другую приключенческую литературу, ценность которой неоспорима.

      Практическая работа: выполнение портретов любимых литературных героев.

      Материалы: тонированная бумага, пастель или масляные мелки (можно сочетать уголь и сангину).

      Зрительный ряд: репродукции произведений графики и живописи; книги по истории костюма, где стиль эпохи отражен не только в одежде, но и в предметах быта, в обмундировании и аксессуарах.

9.   Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходящих в выбранном литературном произведении        (3 часа)

Изучение старинных гравюр, памятников архитектуры.

      Предполагается, что в нижней части композиции будут располагаться литературные персонажи, поэтому заранее необходимо оставить для них свободное пространство.

      Практическая работа: изображение на большом полотнище обоев или склеенных листах ватмана пейзажа с обязательным включением в него архитектуры; можно выполнить работу в технике аппликации.

      Материалы: большой лист обоев или склеенной бумаги, уголь, гуашь, кисти; вырезки из журналов, включающее шрифтовое оформление страниц (для аппликации).

      Зрительный ряд: старинные гравюры, фотографии архитектурных памятников.

10. Пейзаж в графической технике граттажа. (4 часа) 

Изображение на бумаге небольшого формата летнего пейзажа.

      Для выполнения работы в технике граттажа (воскографии) нужно осуществить необходимые стадии грунтовки листа бумаги:

      а) покрыть бумагу легким слоем краски (в холодной или теплой гамме);

      б) натереть сверху лист бумаги свечой или парафином;

      в) поверх воска покрыть лист слоем темной гуаши в смеси с тушью;

      г) легкой линией карандаша наметить рисунок пейзажа;

      д) процарапать изображение отточенной палочкой.

      Материалы: бумага, гуашь или акварель, восковая свеча или парафин, тушь, палочка.

      Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, Н. Крымова, П. Сезанна, В. Ван Гога.

  11.    Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта. (3 часа)

Обучающий компонент

Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.

Воспитывающий компонент.

Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть.

Рисование с натуры.

Формы      занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое     обеспечение.

Белая бумага, карандаш, краски, репродукции.

      Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.

      Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно участие ребят в постановке натюрморта.

      Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.

      Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель.

      Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.

12.   Тематическое рисование (3 часа)

 Тема    Рисование на тему «Закат солнца»  

Обучающий компонент

Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы.  Совершенствование навыков рисования в цвете.

Воспитывающий компонент.

Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса.

Практическая часть.

Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Формы      занятия.

Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое     обеспечение.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

 

13. Экспозиция работ. Обсуждение выставки (2 часа)

       Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за прошедший период. Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки.

      Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки, выполненные в течение всего срока обучения.

Методическое обеспечение программы

Способы проверки результатов освоения программы

   Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- контрольных занятий по изученным темам;

- конкурсы;

- выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

   Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности школьников».  

№ п\п

Ф.И. ребенка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

«н» - начало года, «к» – конец года

   

Нетрадиционные техники рисования:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.

 Материалы:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Методы:

- беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.

 Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусстваОсобенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография  и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ., Русский музей, Эрмитаж - и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

         Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелю и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

          Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.                  

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. 
           Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. 
          Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условии).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты) Как говорит искусство? 
           Композиция. 
Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета, Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.           

             Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

              Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

              Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

               Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.), Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи 

 и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Дидактические игры

Дидактическая игра "Укрась дымковским узором игрушку" автор Пищикова Н.Г.

В игре могут принимать участие 6-8 детей.

Цель игры: закрепить знания детей о дымковской росписи, ее цветовой гамме, элементах и особенностях узоров. Закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона. Развивать интерес к народным промыслам.

Активизация словаря детей: "народные промыслы", "дымковская игрушка", "узор".

Игровой материал: шаблоны дымковских игрушек 15Х15, вырезанные элементы узоров. Фишки для победителей.

Ход игры:

Педагог раскладывает перед каждым ребенком подносы с элементами узора (круги, кольца, полоски, волнистые линии, разные по цвету). 

Педагог читает стихотворение:

    Дым валит из труб столбом,

    Точно в дымке все кругом.

    Голубые дали. И село большое

    Дымково назвали.

Педагог обращается к детям: "Как вы думаете, ребята, о каком промысле говорится в стихотворении? Какие поделки делали в этом селе? Давайте и мы сейчас станем народными мастерами и украсим узором шаблоны игрушек! Помните, что для каждой игрушки существует свой узор, поэтому нужно быть очень внимательным при составлении и украшении шаблона".

Дети сами выбирают себе шаблоны. По сигналу учителя - звонок колокольчика - дети приступают к украшению шаблона. На выполнение работы отводится определенное время - 5 минут.

Фишку получает тот ребенок, который первым составит узор, правильно подобрав элементы и правильно расположив их на шаблоне.

Затем дети меняются шаблонами и по сигналу педагога приступают к составлению узоров. Игра может повторяться до 4-х раз.

Дидактическая игра "Волшебный круг" (цветовой круг) автор Пищикова Н.Г.
 В игре могут принимать участие 3-5 детей

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к  искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры:

Педагог вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.

Педагог предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Педагог объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

2 вариант игры:

Педагог выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан "Золотая осень", Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.

Педагог  вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Педагог может предложить детям по очереди вращать стрелку.

Дидактическая игра "Русский народный костюм"

Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательные способности:

- умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;

- сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;

- классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины).

Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".

Ход игры:

Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.

Дидактическая игра "Придумай пейзаж" автор Пищикова Н.Г.
 В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.

Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.

Ход игры:

Педагог раскладывает перед детьми "подмалевки" 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.

    Осень на опушке краски разводила.

    По листве тихонько кистью проводила.

    Пожелтел орешник и зарделись клены.

    В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

    Утешает осень - не жалейте лето!

    Посмотрите - роща золотом одета!

Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем педагог рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.

Затем педагог читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.

Конспект занятия

Тема занятия: Картина - натюрморт

 Цель: Установление связей искусства с повседневной жизнью ребёнка   «искусство вокруг нас».

Задачи занятия:

  1. Создать условия для развития эмоционального восприятия красоты и пластичности мира
  2. Создать условия для творческой интерпретации  знаний  о форме, цвете, объёмно-пространственной композиции
  3. Создание конкретного художественного продукта – постановка натюрморта.

Оборудование: Видеопроектор, презентация.

Репродукции картин – натюрмортов художников. Картины – натюрморты самобытных народных художников посёлка, драпировки, муляжи овощей и фруктов, вазы.

Ход занятия:

  1. Орг. Момент. Целеполагание

Педагог приветствует учеников и предлагает послушать стихотворение и самим определить тему урока:

« Если видишь на картине чудо-вазу на столе,

   В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем,

   Стоит множество посуды, и стеклянной и простой,

   Может чашка или блюдце с золоченою каймой.

   А ещё и так бывает: нарисована там дичь.

   В завершение положим спелых персиков и слив.

   А ещё в картине может нарисованным быть торт.

   И поэтому картина назовется -   …….(натюрморт)».

Педагог пишет тему на доске.

- Как звучит тема урока?

- Какие вопросы вы можете задать, услышав это название?

Дети предлагают варианты:

- Что такое натюрморт?

- О чем расскажет натюрморт?

- По каким признакам мы можем определить, что перед нами – натюрморт?

- Какие знания нужны?

-Как поставить натюрморт?

2.  Работа над осмыслением темы занятия

На экране перед учениками появляются эти слова  и изобразительный ряд – натюрморты.

Как вы думаете, что может быть нарисовано на такой картине? (Цветы, плоды, предметы быта).

Педагог показывает репродукции картин Кончаловского.

Это натюрморты?

  • «Яблоки на ветке»,
  • «Натюрморт с зеленым луком»
  • «Дичь на красном столе»
  • «Яблоки и сливы»

Педагог: О чем рассказывают натюрморты? Дети отвечают.

Педагог: Как нужно составлять натюрморт? Чтобы предметы подходили друг к другу или натюрморт может состоять из случайных предметов?

3.Практикум

 Педагог показывает репродукции. Дети определяют, являются ли они натюрмортами или нет  и какими художественными средствами художник передает красоту предмета. (Цветом)

  1. Повторение. Работа с методической таблицей. «Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета». Физкультминутка.

  1. Расположение натюрморта.

Беседа:

  • Нужно ли выделять главное в натюрморте?
  • Как нужно располагать натюрморт – выше уровня глаз, на уровне глаз или ниже уровня глаз?
  • Играет ли какую-то роль драпировка, т.е. фон?
  1. Практическая работа. Дети делится на  4 группы. Каждая должна поставить свой натюрморт из муляжей овощей и фруктов, вазы, драпировки.

Обсуждение результатов.

  1. Оценки. Рефлексия.

Конспект занятия

Тема занятия:  Жанры в изобразительном искусстве  

Цели:

  • Развивать умение видеть и понимать произведения изобразительного искусства;
  • Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Задачи:

  1. Создать условия для:  
  • воспитания интереса к произведениям искусства;
  • развития мыслительных способностей, связной монологической речи;
  • формирования собственной точки зрения;
  • расширения словарного запаса.
  1. Закрепить знания, полученные при изучении темы;
  2. Учить каждого учащегося самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки, которые помогут обеспечить успешное выполнение творческой деятельности.

Оборудование:

  • Репродукции картин  российских и советских художников: Брюллова, Левитана, Дейнека, Неменского, Пластова, Сурикова, Перова, Пукирева. Петрова-Водкина, Хруцкого, Васильева, Куинджи,  Васнецова, Айвазовского, Венецианова, Фаворского, Б. Пророкова, Малевича,  Кустодиева;
  • Репродукции картин европейских художников: Рембрандта, Дюрера, Мурильо, Босха, Сезанна, Босхарта, С. Дали, Арчимбольдо.
  • Иллюстрации скульптур Родена, Эрнста Барлаха, Донателло;
  •  Произведения ДПИ (вышивка, роспись, скульптура мелкая пластика) жителей посёлка Л. Лихачевой, Г. Бисык, Л. Горбуновой).
  • Плакат – кроссворд (для определения темы).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствует учеников и предлагает им разгадать кроссворд, чтобы определить тему урока.

Разгадывают кроссворд

п

е

й

з

а

ж

1

2

а

н

и

м

а

л

и

с

т

и

ч

е

с

к

и

й

3

н

а

т

ю

р

м

о

р

т

4

п

о

р

т

р

е

т

  1. Изображение природы
  2. Изображение животных
  3. Изображение неживой природы
  4. Изображение человека

Педагог: - Какое слово мы получили по вертикали?

-А как оно будет звучать во множественном числе?

А что такое жанр?

-Жанры в чём?

Педагог записывает тему на доске

Жанр

Жанры

Общность художественных произведений по предметному смыслу.

В изобразительном искусстве.

Целеполагание

Какие вопросы вы предлагаете задать и решить в течение занятия

Что? (такое жанр)

Какие? (жанры мы знаем)

Как? (определить жанр)

Какие жанры вы знаете?

Пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический, батальный, марина, сказочно-мифологический, сатирический.

Актуализация знаний

 Мы с вами изучали виды изобразительного искусства. Назовите их по порядку.

Вспомните типы художественных произведений

Графика (линия, штрих, пятно);

Живопись (цвет);

Скульптура (объем);

ДПИ (предметы быта художественно-украшенные);

Архитектура (постройки).

Перечисляют: Оригинал, копия, эскиз, этюд, репродукция, иллюстрация.

Практическая работа  (устная)

Педагог показывает картины, репродукции, иллюстрации и предметы ДПИ

Показывая картины односельчан, учитель заостряет внимание, что талантливые люди живут рядом с нами.

Ученики определяют вид, жанр, тип художественного произведения.

Физкультминутка

У лягушки дом в пруду,

Дом у Пеночки – в саду.

Эй, цыплёнок! Где твой дом?

Он у мамы под крылом!

Выполняют

Работа по группам

Молодцы! Давайте посмотрим. Где все-таки вы ещё сомневаетесь, а в чем уверены. Для этого сядьте по группам и получите по комплекту репродукций и иллюстраций художественных произведений. Порядок работы в группе определите сами.

Инструкция к работе прилагается.

Ученики распределяют полученные изображения по жанрам и дают характеристику. Вторая группа внимательно слушает, добавляет и характеризует свои иллюстрации.

   

Самооценка.

Рефлексия

-Я узнал новое:

-Мне легче (или нет) стало определять вид, жанр, тип произведения.

-Понравилось (нет) работать сообща

-Мои успехи на уроке

-Я хотел бы узнать подробнее о….

Отвечают

Итог

занятия

Педагог характеризует работу на уроке, соглашается с самооценками

Заводят отметки в дневники

 

Рекомендуемая литература

1. Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — М., 1991.

2. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. —

    М., 1961.

3. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного

     проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд.–  

    М.: Издательский центр «Академия», 2007.

4.  Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном  

     искусстве. – сПб.: Питер, 2006.

5. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском

     изобразительном творчестве // Искусство в школе. — 1993. — № 3.

6. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

7.  Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.

8.  Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. –  

     Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.

9.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе

      3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 – М.: Дрофа, 1997.

10.  Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной  

      школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 – М.:

       Дрофа, 1997.

11. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное

      развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. —

      М., 1987.

12. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма

      усвоения социального опыта / В. С. Мухина. — М., 1981.

13. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - Наука,    

      Флинта, 1999.

14. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. - М.:

      Просвещение, 1980.

15.  Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в

      школе. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000

16.  Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его  

       преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

17.  Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное

       искусство. - М.: Просвещение, 1989.

18.  Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках

       изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

19. Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В.

      Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. — М., 1991.

20.  Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Просвещение, 1983.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты изучения курса.
  3. Содержание курса.
  4. Тематическое планирование.

а) Календарно-тематическое планирование. (Приложение  1)

  1. Пояснительная записка

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Развитию творческих способностей учащихся уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

     Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной учащихся является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально.

Направленность программы  «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности.

Основная  цель  программы:   Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

  Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества –  как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

      В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Принцип построения программы:

     На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы:  доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу, количество  часов  в год – 68.

  1. Планируемые результаты изучения курса.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

       В конце 1 полугодия обучения:

Ученик будет знать:

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.

Ученик будет уметь:

 - передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

 - понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу  формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

           

По завершении 2 полугодия  обучения:

Ученик будет знать:

  • Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.
  • Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.
  • Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы  цветоведения, композиции.
  • Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
  • Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.
  • Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.                                        

Ученик будет уметь:

- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;

- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;

- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние  воздушной перспективы;

- в сюжетных работах передавать движение;

- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

2. Содержание курса

1. Чем и на чем рисует художник?  Линия и штрих-основа рисунка. Техники рисования. Форма предметов. Рисунок куба и шара, глиняной крынки  

Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.

Знакомство с художественными инструментами и материалами .

Совершенствование графических навыков ( линия, штрих, абрис)

Передача  пространства линией. Нанесение штрихов для выявления формы предмета. Конструирование из простых геометрических фигур более  сложные.

2. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Техника работы акварелью и гуашью

Зрительное восприятие цвета. Составление цветов путем  смешения. Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение  ограниченной  палитрой вариативных возможностей цвета. Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки  плоскости цветом.

Особенности гуашевых красок. Отработка приемов работы с гуашью. Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета. Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме).

Материалы: кисти, гуашь, вода, бумага.

Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.

     

3. Жанры живописи.  

Раскрыть отличительные особенности каждого жанра, исторические сведения.

Обучающий компонент Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства; с видами и жанрами  искусства, с крупнейшими  художественными музеями и замечательными  художниками.

Воспитывающий компонент. Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса.

Практическая часть. Выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.

Формы      занятия. Рассказ с элементами беседы.

4. Натюрморт.  

Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.

Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно участие ребят в постановке натюрморта. Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры. Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель. Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.

Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение, сопоставление теней и полутонов.

5. Пейзаж.  

Построение пространства в перспективном сокращении. Рисунок дерева. Передача тональных отношений. Составление пространственной композиции. Работа в живописной технике.

Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности  освещения.

Обучающий компонент

Красота окружающего мира. Взаимосвязь  литературы и изобразительного искусства.  Произведения живописи русских художников.

Воспитывающий компонент.

Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса. Воспитание любви и интереса к произведениям  художественной литературы.

Практическая часть. Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Формы      занятия.       Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

 

6. Мы рисуем своих друзей.  

Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников. Характер человека в портрете. Портрет-шарж. Практическая работа: выполнение в смешанной технике портретных изображений своих друзей по летнему лагерю. Главное в этом задании — передать характер, возможно решение в стиле шаржа.

Материалы: уголь, сангина, пастель.

Зрительный ряд: графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа.

 7. Изображаем свое любимое животное.  

Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.

Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного.

Материалы: на выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка.

Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.

8. Портрет. Портрет с натуры.  

Обучающий компонент: Первичные навыки рисования с натуры человека. Воспитывающий компонент: Прививать любовь к изобразительному искусству. Формы      занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Практическая работа:

      а) выполнение каким-нибудь мягким материалом рисунка головы человека. Желательно сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали;

      б) работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: портреты В. Серова, В. Ван Гога, З. Серебряковой

9. Декоративно-прикладное творчество. Аппликация. Бумагопластика.  

Выполнение композиции в технике бумажной отрывной аппликации на тему «Весенний вернисаж». Проект декоративной поздравительной открытки в виде объемной матрешки. Бумагопластика как область искусства предметного мира.  Стилевое единство изображения. Виды работ с бумагой. Воспитывающий компонент: Развитие  творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Практическая часть.

Рассказ с элементами беседы, практическая работа.

10. Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент.  

Обучающий компонент

Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии, ценности дизайнерских разработок. Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги Стилевое единство изображения и текста. Художники - иллюстраторы. Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.

Воспитывающий компонент.

Развитие  творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам, к сказочному  миру.

Практическая часть. Дизайнерское оформление работ. Рассказ с элементами беседы, практическая работа.  Формы      занятия: Рассказ с элементами беседы.

11. Мир вокруг нас (коллективная работа).  

Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.

Практическая работа

      I этап — выполнение цветного подмалевка (2 ч).

      II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений (2 ч).

      III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно) (4 ч).

Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.

12. Экспозиция работ. Обсуждение выставки.  

Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за прошедший период. Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки.

Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки, выполненные в течение всего срока обучения.

13. Тематическое рисование 

Тема    Рисование на тему «Закат солнца»  

Обучающий компонент Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы.  Совершенствование навыков рисования в цвете.

Воспитывающий компонент: Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса.

Практическая часть: Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Формы      занятия: Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое     обеспечение: Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

  1.  

Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Техника работы акварелью и гуашью

5

Натюрморт.

3

Пейзаж.

5

Мы рисуем своих друзей.

2

Изображаем свое любимое животное.  

2

Портрет. Портрет с натуры.  

3

Декоративно-прикладное творчество. Аппликация. Бумагопластика.  

2

Оформительская деятельность. Шрифт. Дизайн. Орнамент.  

2

Мир вокруг нас (коллективная работа).

5

Экспозиция работ. Обсуждение выставки.  

1

Тематическое рисование

4

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов...

Рабочая программа кружка "Мир глазами художника"

Рабочая программа кружка "Мир глазами художника" (художественно-эстетическое направление)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» Направления развития личности школьника: общекультурное 2-4 класс

Цель программы: Формирование  у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения; развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного тв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...