проект "ТраеКТОриЯ"
проект (11 класс)

Швецова Анастасия Андреевна

Все чаще выпускники ВУЗов работают не по полученной профессии, так как часто допускают ошибки при самоопределении, поэтому становятся актуальными программы и проекты, которые помогают подросткам лучше изучить свои способности, и осознано подойти к выбору своей будущей профессии. Данный проект представляет собой систему встреч, целью которых является активизация и оптимизация процесса выбора и подготовки к профессии.

Целевой аудиторией проекта являются обучающиеся образовательных организаций города и района в возрасте 14-18 лет, классные руководители учащихся 8-11 классов, педагоги-организаторы школ и родители выпускников. Срок реализации проекта: с сентября 2018 по май 2019 года.

В ходе реализации проекта учащиеся смогут больше узнать о современном мире профессий, оценить свои профессиональные способности через социальные пробы, изучить профессиональные склонности через тестирование. Итогом проекта станет разработанный профессиональный маршрут школьника и как результат его самоопределение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_traektoriya.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества

Яранского района Кировской области

612260 Кировская область, город Яранск, улица Свободы, 27а,

Телефон (83367) 2-15-75 E-mail: svoboda27@bk.ru

 

Социальный проект

«ТраеКТОриЯ»

 

Автор:

ШВЕЦОВА НАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА,

педагог-организатор

МБУ ДО ДДТ Яранского района

Яранск, 2018 г.

Аннотация проекта

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным

Сенека

Все чаще выпускники ВУЗов работают не по полученной профессии, так как часто допускают ошибки при самоопределении, поэтому становятся актуальными программы и проекты, которые помогают подросткам лучше изучить свои способности, и осознано подойти к выбору своей будущей профессии. Данный проект представляет собой систему встреч, целью которых является активизация и оптимизация процесса выбора и подготовки к профессии.

Целевой аудиторией проекта являются обучающиеся образовательных организаций города и района в возрасте 14-18 лет, классные руководители учащихся 8-11 классов, педагоги-организаторы школ и родители выпускников. Срок реализации проекта: с сентября 2018 по май 2019 года.

В ходе реализации проекта учащиеся смогут больше узнать о современном мире профессий, оценить свои профессиональные способности через социальные пробы, изучить профессиональные склонности через тестирование. Итогом проекта станет разработанный профессиональный маршрут школьника и как результат его самоопределение.

Актуальность проекта

У каждого подростка рано или поздно наступает важный этап в жизни: он завершает основную школу и вступает в пору ранней юности – время размышлений о будущем, построения планов и определения перспектив своей жизни. Свое будущее многие учащиеся  связывают с интересной работой, которая поможет им состояться как личности, добиться материального благополучия. Человеку в такой ситуации нужно суметь разобраться в огромном мире профессий, понять их содержание, специфические требования, суметь реально оценить свои возможности, способности и интересы.

Актуальность проекта подтверждается Концепцией развития дополнительного образования детей, в которой говорится о необходимом расширении программ и закреплением практик учебного характера обучающихся на реальных производствах.

Цель проекта: осуществление профориентационной работы с учащимися 8-11 классов школ для их профессионального самоопределения посредством активных форм профориентации в период с сентября 2018 по май 2019 года.

Основные задачи:

  • создание условий для профориентации старших школьников посредством их активного включения в профориентационную деятельность через взаимодействие со школами города;
  • разработка календарного плана реализации проекта с учетом запросов и возрастных особенностей школьников;
  • выстраивание партнерских взаимоотношений с администрацией и предприятиями города, ВУЗами и Сузами Кировской области;

Партнерство

  • Администрация Яранского городского поселения
  • Администрация МБУ ДО ДДТ Яранского района
  • Районные отделения КО ДОО «ЮВК» и РДШ
  •  Волонтерский отряд «Энергия добра»
  • Редакция газеты «Отечество»
  • Предприятия города
  • Образовательные учреждения
  • КОГКУ Центр занятости населения Яранского района

Механизм реализации проекта

Для реализации проекта была создана инициативная группа из педагогических работников МБУ ДО ДДТ Яранского района, цель которой была разработка календарного плана реализации проекта и его методическое обеспечение. Через администрацию удалось осуществить взаимодействие с предприятиями и Сузами по организации экскурсий и социальных проб по профессиям. В результате чего был разработан календарный план реализации проекта.

Календарный план реализации проекта

Сроки

Содержание, форма

Целевая аудитория

Сентябрь 2018

Знакомство участников проекта.

Диагностика профессиональных склонностей. Определение запросов участников проекта.

Школьники 8-11 классов, педагоги

Сентябрь 2018

Профориентационный квест «Профессии моего города»

Обучающиеся 8 классов

МКОУ  СШ № 2 им А.

Жаркова г. Яранска

Октябрь 2018

Профессия и социальный статус. Ролевая игра «Бункер»

Очно-заочная школа «Лидер»

Ноябрь 2018

Знакомство с профессиями типа «Человек-художественный образ».

Экскурсия и социальные пробы в МБУ ДО ДДТ Яранского района.

Школьники 7-11 классов, находящиеся на учете КДН, проживающие в центре социального обслуживания населения

Декабрь 2018

Интеллектуальная  игра «Знаю все профессии»

Школьники  7-11 классов

Январь 2019

Экскурсия в ЯГТТ, знакомство с профессией «Программист», «Технолог общественного питания»

Школьники 8-11классов, педагоги

Февраль 2019

Современный рынок труда. Информирование о рынке труда, востребованных профессиях. Пути получения профессии и образовательная карта региона. Встреча со специалистом центра занятости населения Ольгой Юрьевной Щелкановой.

Школьники 8-11 классов, педагоги

 Февраль 2019

Клуб интересных встреч «Мой жизненный выбор» с главой города Н.Н. Зыковым. Экскурсия в администрацию

ОЗШ «Лидер»

 Март 2019

Экскурсия и социальные пробы в ателье «KOFI», «Любимое», Яранскую швейную фабрику.

Детское объединение ДДТ «Конструирование и моделирование одежды»

 Март 2019

Просмотр видеороликов о ВУЗах Кировской области.

Вебинар с Саратовской юридической академией.

Обучающиеся 10-11 классов, выбравшие гуманитарный профиль обучения.

Март 2019

Большая профориентационная игра «Вакансия»

Активы детских общественных организаций школ города:

Апрель 2019

Экскурсия на предприятие ООО «Кондитер»

Детское объединение ДДТ «Домашняя академия»

Апрель 2019

Экскурсия в Пожарную часть №60

Школьники 9-11

классов (по запросам педагогов)

Апрель 2019

Экскурсия в Яранские электросети (филиал ОАО «Кировэнерго»

Школьники 9-11 классов

Апрель - май

Значение характера и темперамента в профессиональном самоопределении. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента.

Обучающиеся очно-заочной школы «Абитуриент»

Апрель - май

Познавательные процессы и успешность профессионального труда. Общее представление о ВПФ (высших психических функциях)

Тестирование (память, внимание, тип мышления, IQ тест)

Школьники 9-11 классов

Май

Составление профессиограммы выбранной профессии.

Составление личного профессионального плана.

Участники проекта

Май

Рефлексия, интерактивный опрос по удовлетворенности участия в проекте.

Участники проекта

Оценка результатов проекта

Количественные

Качественные

  • увеличение доли старшеклассников, определившихся с будущей профессией;
  • снижение количества выпускников ВУЗов, работающих не по специальности;
  • увеличение доли выпускников, вернувшихся после  обучения для работы в городе.
  • высокая степень удовлетворенности участников проекта его содержанием

  • определение  школьником психологических особенностей своей личности, выявление своих способностей и профессиональных интересов;
  • определения соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам и запросам рынка труда;
  • ориентация школьников  в многообразии профессий;
  • составление личной профессиональной траектории.

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Кадровое обеспечение: руководитель проекта, педагог-психолог, педагог-организатор.
  2. Методическое обеспечение: диагностический инструментарий, методические разработки профориетационные игры «Вакансия», «В поисках своего призвания», ролевая игра «Бункер», интеллектуальная игра «Знаю все профессии», квест «Профессии моего города».
  3. Материально-техническое: учебная аудитория с наличием персональных компьютером с доступом в сеть «Интернет», интерактивная доска и проектор, программное обеспечение («True Conf client» для осуществления вебинаров, профориентационные тесты).

Перспектива проекта

Проект «ТраеКТОриЯ» в своей перспективе может стать сетевым и в его деятельность включаться образовательные учреждения города. Кроме того, в проект планируется включить экскурсии и совместные мероприятия с «Индустриально-педагогическим колледжем» с целью популяризации педагогических профессий.

Как результатом долгосрочной перспективы в Доме детского творчества будет активно действовать профориентационный центр для подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1991
  2. Белова Т.В. Волошина И.А. ,Солнцева А.А.  Справочник начинающего профконсультанта-М.,1998
  3. Бондарева В.П. Твоя профессиональная карьера М., Просвещение, 1994
  4. Выбор профессии: Оценка готовности школьников. под ред. С.Н. Чистяковой – М.,2009г
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996
  6. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики – М.,1994г
  7. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. М: Новая школа, 1993
  8. Степанов А., Бендиков И. Азбука профориентации. – С.Петербург: Литера Плюс, 1995
  9. Электронный музей профессий  http://www.profvibor.ru/ 
  10. Общероссийская информационная система «Абитуриент» http://old.urc.ac.ru/abiturient/index.html
  11. Сайт « А.Я. Психология» Профориентационные тесты http://azps.ru/tests/indexpf.html 
  12. Центр тестирования и развития http://www.proforientator.ru/