Воспитание любви к родному краю посредством изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо)
Обобщение педагогического опыта по воспитанию любви к родному краю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazarova_lg_vospitanie_lyubvi_k_rodnomu_krayu.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Назарова Л.Г.,
педагог дополнительного образования
МАУДО «Районный центр дополнительного образования детей»,
г. Няндома
Воспитание любви к родному краю посредством изобразительного искусства
Холмы, перелески, луга и поля.
Родная, зеленая наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок.
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей –
Частица великой Отчизны моей.
Г. Ладонщиков
Искусство – сильное и незаменимое средство эстетического и патриотического воспитания. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. И сама жизнь - природа и предметный мир, быт и труд человека - все это также источник, питающий переживания ребенка. Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос: с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту родной природы, поэзии, живописи, музыки. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь - быт человека и его труд, природа и предметный мир - все это также источник, питающий переживания ребенка.
Уже много лет я являюсь руководителем коллектива «Юный художник» в Районном центе дополнительного образования детей. Одна из важнейших задач моей работы - создание условий для привития любви к родному краю, содействие развитию патриотического воспитания.
В ходе учебных занятий я стараюсь помочь учащимся разглядеть и полюбить прекрасный мир родной природы, пробудить любовь ребёнка к Родине, научить бережно, относиться к окружающему миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям; знакомлю с историческим прошлым и культурой родного края, стараюсь сформировать интерес и уважение к северному народному искусству. В своей работе я использую следующие способы воспитания любви к родному краю:
- Наблюдение, любование, изображение окружающей природы
Природа очень рано входит в жизнь человека. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Погружаясь в мир природы, впитывая его звуки, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. Поэтому во все времена и у всех народов общение с природой, стремление понять, познать ее законы всегда рождало желание сделать свой край еще прекраснее.
На первом этапе цель наблюдений – разнообразие растительного мира: травы, цветы деревья, сравнение, особенности. Деревья, как люди – стройные березы, сильные, мощные тополя, красавица пушистая ель. Для передачи характера используем разные материалы: акварель помогает показать переливы зелени в кроне дерева, отпечатки гуашевой краской передают порывы ветра, массивность стволов вековых деревьев, штриховка цветными мелками, пастелью придает дереву волшебный характер. Работаем пятном и линией.
На втором этапе изображаем природу в различных состояниях, используя для этого разную цветовую гамму. Неповторимые краски природы, разнообразие голосов у художников мы можем услышать у композиторов и поэтов. Использование на занятиях стихов и классической музыки помогает вызвать у детей чувство радости, печали, удивления, недоумения, страха, восторга. Изображаем природу в разное время года и различное время суток.
На третьем этапе изучаем особенности архитектуры северного края. Высокие деревянные рубленые избы с множеством маленьких окошек, стоящие на берегу реки, величественные храмы устремленные куполами ввысь передают характер северного народа – крепкий, несгибаемый, неподдающийся.
На пешеходных экскурсиях учащиеся знакомятся с архитектурой Няндомы - станционные постройки в стиле «шале» возведенные Саввой Мамонтовым при строительстве Северной железной дороги более ста лет назад. У каждого из этих домов свое лицо, так как они состоят из отдельных блоков объединенных воедино.
Очень важно научить ребенка видеть и передавать в рисунках особенности северной природы и свое отношение к родной земле.
- Изображение тематических композиций из истории родного края
Детство - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
В ходе подготовки к празднованию Дня Победы дети изучают историю своей семьи, вклад в победу над врагом по рассказам старшего поколения, фотографиям, краеведческой литературе, репродукциям картин на военную тематику. Для создания эмоционального настроя мы слушаем песни военных лет, стихи, воспоминания участников.
Горечь потерь и радость победы передается в работах на темы: «День Победы», «Портрет ветерана», «Дети войны», «Бессмертный полк Няндомы»
- Создание портретного образа «мамона» - жителя города Няндома
С большим интересом дети работали над образом человека живущего и работающего в Няндоме. С рисунков смотрели чаще работники железной дороги: дежурные по станции, машинисты электровозов, вагонники и путейцы, но не только – были портреты строителей, учителей, врачей и даже художников с этюдником.
- Знакомство с образами птиц и животных северных народных росписей по дереву.
На своих занятиях я знакомлю детей с росписями Русского Севера, их колоритом, отличительными особенностями. В дальнейшем мы создаем композиции с использованием образов птиц и животных.
Воспитание чувства патриотизма - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Изобразительная деятельность помогает влюбиться в свой край, родную природу. Знакомство с народным искусством пробуждает к творчеству.
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.
Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка. Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев Одна из актуальных задач, ...
«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»
Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....
Консультация по воспитанию любви к родному краю детей старшего дошкольного возраста
В своей консультации знакомлю с приемами и способами воспитания у детей любви к родному краю...
Воспитание любви к родному краю
Консультация для родителей...
Природосообразное обучение учителей методического объединения «ВИТА» - воспитание любви к родному краю
Состав методического объединения предметов естественно-научного цикла.Основные направления деятельности методического объединения.Учебно-методическая деятельность учителей естественного цикла.Учебно-п...