Воспитание любви к родному краю посредством изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо)

Назарова Любовь Григорьевна

Обобщение педагогического опыта по воспитанию любви к родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nazarova_lg_vospitanie_lyubvi_k_rodnomu_krayu.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Назарова Л.Г.,

педагог дополнительного образования

МАУДО «Районный центр дополнительного образования детей»,

г. Няндома

Воспитание любви к родному краю посредством изобразительного искусства

Холмы, перелески, луга и поля.

Родная, зеленая наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок.

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей –

Частица великой Отчизны моей.

Г. Ладонщиков

Искусство – сильное и незаменимое средство эстетического и патриотического воспитания. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. И сама жизнь - природа и предметный мир, быт и труд человека - все это также источник, питающий переживания ребенка. Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос: с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту родной природы, поэзии, живописи, музыки. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь - быт человека и его труд, природа и предметный мир - все это также источник, питающий переживания ребенка. 

Уже много лет я являюсь руководителем коллектива «Юный художник» в Районном центе дополнительного образования детей. Одна из важнейших задач  моей работы - создание условий для привития любви к родному краю, содействие развитию патриотического воспитания.

В ходе учебных занятий я стараюсь помочь учащимся разглядеть и полюбить прекрасный мир родной природы, пробудить любовь ребёнка к Родине, научить бережно, относиться к окружающему миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям; знакомлю с историческим прошлым и культурой родного края, стараюсь сформировать интерес и уважение к северному народному искусству. В своей работе я использую следующие способы воспитания любви к родному краю:

  1. Наблюдение, любование, изображение окружающей природы

Природа очень рано входит в жизнь человека. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Погружаясь в мир природы, впитывая его звуки, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. Поэтому во все времена и у всех народов общение с природой, стремление понять, познать ее законы всегда рождало желание сделать свой край еще прекраснее.

На первом этапе цель наблюдений – разнообразие растительного мира: травы, цветы деревья, сравнение, особенности. Деревья, как люди – стройные березы, сильные, мощные тополя, красавица пушистая ель. Для передачи характера используем разные материалы: акварель помогает показать переливы зелени в кроне дерева, отпечатки гуашевой краской передают порывы ветра, массивность стволов вековых деревьев, штриховка цветными мелками, пастелью придает  дереву волшебный характер. Работаем пятном и линией.

На втором этапе изображаем природу в различных состояниях, используя для этого разную цветовую гамму. Неповторимые краски природы, разнообразие голосов у художников мы можем услышать у композиторов и поэтов. Использование на занятиях стихов и классической музыки помогает вызвать у детей чувство радости, печали, удивления, недоумения, страха, восторга. Изображаем природу в разное время года и различное время суток.

На третьем этапе изучаем особенности архитектуры северного края. Высокие деревянные рубленые избы с множеством маленьких окошек, стоящие на берегу реки, величественные храмы устремленные куполами ввысь передают характер северного народа – крепкий, несгибаемый, неподдающийся.

На пешеходных экскурсиях учащиеся знакомятся с архитектурой Няндомы - станционные постройки в стиле «шале» возведенные Саввой Мамонтовым при строительстве Северной железной дороги более ста лет назад. У каждого из этих домов свое лицо, так как они состоят из отдельных блоков объединенных воедино.

Очень важно научить ребенка видеть и передавать в рисунках особенности северной природы и свое отношение к родной земле.

  1. Изображение тематических композиций из истории родного края

Детство - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными, географическими, климатическими, национальными особенностями своего региона помогает повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

В ходе подготовки к празднованию Дня Победы дети изучают историю своей семьи, вклад в победу над врагом по рассказам старшего поколения, фотографиям, краеведческой литературе, репродукциям картин на военную тематику. Для создания эмоционального настроя мы слушаем песни военных лет, стихи, воспоминания участников.

Горечь потерь и радость победы передается в работах на темы: «День Победы», «Портрет ветерана», «Дети войны», «Бессмертный полк Няндомы»

  1. Создание портретного образа «мамона» - жителя города Няндома

С большим интересом дети работали над образом человека живущего и работающего в Няндоме. С рисунков смотрели чаще работники железной дороги: дежурные по станции, машинисты электровозов, вагонники и путейцы, но не только – были портреты строителей, учителей, врачей и даже художников с этюдником.

  1. Знакомство с образами птиц и животных северных народных росписей по дереву.

На своих занятиях я знакомлю детей с росписями Русского Севера, их колоритом, отличительными особенностями. В дальнейшем  мы создаем композиции с использованием образов птиц и животных.

Воспитание чувства патриотизма - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям,  к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Изобразительная деятельность помогает влюбиться в свой край, родную природу. Знакомство с народным искусством пробуждает к творчеству.

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.

Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка.    Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»

Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....

Консультация по воспитанию любви к родному краю детей старшего дошкольного возраста

В своей консультации знакомлю с приемами и способами воспитания у детей любви к родному краю...

Воспитание любви к родному краю

Консультация для родителей...

Природосообразное обучение учителей методического объединения «ВИТА» - воспитание любви к родному краю

Состав методического объединения предметов естественно-научного цикла.Основные направления деятельности методического объединения.Учебно-методическая деятельность учителей естественного цикла.Учебно-п...