Методическая учеба «Современная терминология системы образования: новое явление или новое значение»
методическая разработка

Алексеева Людмила Владимировна

В данной разработке рассмотрены проблемы содержания новой терминологии в сфере образования. Проанализированы некоторые наименования явлений и процессов, связанных с образованием и получивших распространение не только в письменных документах, но и в устной речи учителей и преподавателей. Цель разработки - упорядочение и прояснение существенно обновившейся за последние годы и продолжающей динамично развиваться терминологической системы образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_ucheba_po_forsaytu.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Л.В.,

методист ОМО МАУДО г.Нижневартовска «Центр детского творчества»

Методическая учеба

«Современная терминология системы образования:

новое явление или новое значение»

Аннотация

В данной разработке рассмотрены проблемы содержания новой терминологии в сфере образования. Проанализированы некоторые наименования явлений и процессов, связанных с образованием и получивших распространение не только в письменных документах, но и в устной речи учителей и преподавателей. Цель разработки - упорядочение и прояснение существенно обновившейся за последние годы и продолжающей динамично развиваться терминологической системы образования.

 

"Предвидеть - значит, управлять"

Паскаль

«Мир круглый, и то, что кажется нам концом, может оказаться началом».

Айви Прист

«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти». О.Бальзак

Введение

Лексическое поле современной системы образования сегодня активно пополняется модными иностранными словами, изначально принадлежащих миру информационных технологий или бизнеса. К их числу бесспорно можно отнести такие понятия, как «дресс-код», «ридервайдер», «new квест».

Это связано и с вхождением России в европейское образовательное пространство, и с широким внедрением информационных технологий и распространением Интернета на все новые сферы нашей жизнедеятельности. Зачастую они представляют собой лишь новые значения уже давно известных нам форм и методов, но иногда обозначают совершенно новые термины, понятия и технологии.

Следует заметить, что это закономерный процесс. Так, в начале 19- века в педагогической науке впервые появились такие понятия как «опыт», «наблюдение», «педагогический эксперимент», «педагогический процесс»  и мн.др., которые сегодня являются неотъемлемой частью педагогической науки.

Итак, каково происхождение этих понятий, их значение и смысловое наполнение в сфере образования?

Кейс-стади (от англ. case-study) — методика ситуативного обучения, основанная на реальной действительности и реальных проблемах, требующая от учащегося целесообразного решения в предложенной ситуации[1].

Геймификация — применение в образовательном процессе игровых элементов, приёмов, технологий, свойственных компьютерным играм (напр., сюжета, ролевого распределения, перехода на новые уровни, соревнование, рейтинги, медали или баллы). Даже такой простой элемент образовательной среды, как индикатор выполнения учебной работы, на полосе которого отображаются выполненные и невыполненные задания, может визуализировать прогресс и сделать обучение занимательным. Современное поколение очень активно играет в компьютерные игры, и не использовать этот инструмент в обучении по крайней мере нелогично. Именно поэтому игрофикация стала своего рода педагогическим трендом. 

Образовательный процесс с применением таких приемов  кардинально не меняется, но получение знаний в большей степени ассоциируется с игрой.

Широкую известность получила методика американского учителя Дэвида Хантера. Он разработал специальную систему уроков, которая была основана на сценарии игры. С легкой руки американского педагага учебник по географии превратился в комикс про зомби, а сам курс стал квестом по спасению во время зомби-апокалипсиса. Дети должны были продумывать безопасные маршруты, строить укрепленное поселение, учиться навыкам выживания. Успех их «миссий» напрямую зависел от того, насколько хорошо ученики сдавали тесты по различным разделам географической науки. Как и в любой игре, каждое выполненное задание переводило школьников на новый уровень.

В 2008 году Международная конференция разработчиков игр признала лучшей историческую стратегию «Операция Багратион», при помощи которой можно детально изучить основные этапы наступательной кампании времен Великой Отечественной войны. К работе над играми такого типа часто привлекают консультантов, специалистов по истории, чтобы не исказить факты и усилить эффект достоверности.

Существуют и противники игрового обучения. Одна из главных претензий к этой методике связана с тем, что увлечение играми связано с азартом и соревновательным эффектом. У образовательного процесса же иная мотивация — познавательная. Критики утверждают, что при исчезновении азарта резко пропадает и интерес к учебе.

Решить эту проблему возможно, если удачно комбинировать такую методику с классической. Геймификация не должна играть главную роль в создании учебных процессов или программ. Она должна мотивировать учащихся открывать для себя новое, а не только получать награды.

Ментор —  руководитель образовательной организацией, который имеет опыт эффективного управления, и в этом качестве выполняющий роль наставника для другого руководителя в подготовке и реализации управленческих проектов и развитии его профессиональных управленческих компетенций. Менторы —  это признанные в педагогическом сообществе лидеры образования, которые готовы поделиться своим опытом и заинтересованы в повышении качества управленческой деятельности своих коллег. Менторство —  система управленческого наставничества, суть которой состоит в передаче опыта по выработке, подготовке и реализации управленческих решений и проектов наиболее опытными и успешными своим коллегам (Москва).

В современный русский язык перекочевало множество английских терминов, используемых в деловом общении, и коучинг – одно из таких слов. Коучинг (от англ. тренировка, обучение) — процесс консультирования учащихся, направленный на достижение целей в различных областях жизни[2]. Он формирует готовность учащихся к саморазвитию, проектирует и конструирует образовательную среду школы, помогает строить образовательный процесс с учетом индивидуальных личностных качеств учащегося.

В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития. Коуч ничего никому не навязывает (в отличие от тренинга, где знания навязываются, даются в готовом виде), а только помогает человеку самостоятельно найти оптимальное для него решение. Коучинг – это раскрепощение, привитие навыка к самостоятельному анализу ситуации, формированию выводов и составлению плана действий.

Образовательный кластер – соединение работодателя и образовательных учреждений при помощи комплекса сквозных программ[3], единая система непрерывного образования от школы до производства [4]. В России в настоящее время проблема создания инновационных кластеров находится на стадии становления. Но, к примеру, в Республике Татарстан еще в марте 2006 г.  была сформирована и утверждена «Концепция формирования образовательных кластеров». 

Кластеры и кластерный подход характерны, прежде всего, для инновационного образования, а образовательные кластеры являются одной из форм организации инновационного обучения. Кластерная форма организации приводит к созданию совокупного инновационного продукта и подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями[5]. 

Суть концепции образовательных кластеров заключается в объединении под эгидой ведущего отраслевого вуза учреждений начального и среднего профессионального образования, профильных школ, базовых предприятий, основных заказчиков и потребителей специалистов. Образовательный кластер нацелен на обучение личности, которая способна к конкуренции в постоянно меняющихся условиях конъюнктуры рынка[6]. Пример воплощения данного подхода представлен на слайде.

Метод под названием «Брейншторминг» является ярким примером как раз того случая, когда избитый прием получает новое лексическое наименование.  Он представляет собой всем нам хорошо известный метод мозгового штурма, когда решение задачи находится путем обсуждения множества интересных вариантов.

Питчинг (от англ. «pitch» — выставлять на продажу, подавать мяч в игре) — понятие, заимствованное из киноиндустрии (а она, в свою очередь, позаимствовала его из продаж). Питч — краткая презентация проекта с целью уговорить инвесторов на сотрудничество. Особенность питча в краткости (от 30 секунд до 5 минут) и яркости (в идеале это должна быть история, включающая рассказ об авторе питча и проекте, эмоционально вовлекающая слушателя).

В свете современных обстоятельств, думается, что в скором времени это слово вполне может войти в нашу с вами профессиональную деятельность в качестве рекламы услуг для непосредственной целевой аудитории ЦДТ – родителей и детей.

Нетворкинг (анг. работать, полезные связи)— это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи (пример: устроить ребенка в детский сад, найти работу, познакомиться с будущим супругом) и бизнес-вопросы (пример: находить клиентов, нанимать лучших сотрудников, привлекать инвесторов). При этом, в сути нетворкинга лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь. Работа по созданию сети деловых контактов. Чем больше контактов – тем мощнее сеть, тем успешнее решаются любые деловые и личные вопросы.

Кто бы мог подумать, что осуждаемое в замечательном советском фильме «Блондинка за углом» с Татьяной Догилевой и Андреем Мироновым  «кумовничество» станет целым направлением. Изучаемым и поощеряемым.

 «Коммунизм – это когда каждый советский человек будет иметь знакомого мясника» - уверенно заявляет главная героиня фильма.

В основе этого понятия «нетворкинг» лежит так называемая теория шести рукопожатий, разработанная в 1960-х годах американским социологом Стенли Милгрэмом и психологом Джеффри Трэверсом. Суть её в том, что каждый из нас опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых. В среднем эта цепочка состоит из шести человек.

Согласно нетворкингу, каждое знакомство ценно, и оно может вам в будущем пригодиться. Жизнь непредсказуема. Поэтому всегда сохраняйте контакты нового знакомого: имя, профессия, телефон, e-mail, никнейм в соцсоетях и то, откуда вы его знаете. Рекомендуется поддерживать периодическое общение, чтобы и про вас не забыли. Но важно напоминать о себе ненавязчиво. Например, вы можете поздравить его в одной из социальных сетей с каким-либо общеизвестным праздником или днем рождения. Можно оставлять положительные комментарии под некоторыми фотографиями в его профиле или хоты бы ставить лайки[7].

Каким образом, данная форма может быть близка системе дополнительного образования, спросите вы? Ответ пришел неожиданно при подготовке данного материала. 19 января 2018 г. в Москве в Детском сказочном театре прошло мероприятие под названием «Сказочный нетворкинг». Организаторы пригласили своих коллег, спонсоров, перспективных партнеров на деловой вечер знакомств, на который следовало прийти всей семьей. Программа была составлено учитывая интересы и детей, и взрослых. В нее входили: мастер-классы по созданию игрушки и интерактивный кукольный спектакль (для малышей), время детей и семейных знакомств, а также мастер-классы «Эффективная деловая сеть», «Как воспитать успешную личность» для взрослых. Завершилось мероприятие совместным чаепитием с пряниками, бубликами и настоящим русским самоваром[8].

ЧЕЛОВЕКО-КРУЖОК — показатель измерения численности обучающихся по программам дополнительного образования, соответствующий количеству детей, осваивающих конкретную программу дополнительного образования. Как статистический показатель человеко-кружок противопоставлен такому показателю, как уникальный обучающийся: если первый учитывает количество школьников, осваивающих данную конкретную программу, то второй — общее количество лиц, охваченных дополнительным образованием.

Форсайт-сессия. "Форсайт" - совместный "взгляд вперед", "взгляд в будущее". Эта технология применяется в целях мобилизации интеллектуальных ресурсов активной группы людей для качественного прорыва в проблемной области.

Динамика сегодняшней жизни такова, что требует постоянных изменений и развития. Можно сожалеть по поводу сложившихся неблагоприятных условий в профессиональной/личной среде, а можно самим выращивать будущее, в котором мы хотим жить.

Новейшие инструменты дают возможность нам самим выбрать свое “желаемое” будущее с учетом долгосрочных трендов, разработать сценарии его достижения и уже сегодня начать предпринимать действия, которые приведут нас к этому будущему. Одним из таких инструментов является форсайт-сессия – технология прогнозирования будущего.

Уникальность форсайт-сессии в том, что она позволяет увидеть различные варианты развития и сформировать более реалистичный взгляд на будущее, разработать стратегию его достижения, найти новые идеи, сфокусироваться на цели и составить план с указанием основных этапов оптимального движения к результату.

Она учит нас мыслить проактивно, т.е. предвидеть то, что будет и  заранее предпримешь шаги, чтобы быть готовым, когда окно возможностей откроется.

Минимальная продолжительность форсайт-сессии — 2-4 часа.  

Цель форсайт-сессии: осознание наиболее актуального и перспективного направления развития организации.

Задачи:

  • Создание основы для принятия эффективных решений
  • Появление свежих, простых в реализации идей
  • Появление заряда энергии и уверенности в будущем.

Форсайт – не является ни прогнозом развития событий, ни планом действий. Это карта достаточно вероятных событий, которые могут произойти в обозримом будущем и которые важно учитывать при принятии решений в настоящем.

Практическая часть

«Будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести»

Денис Габор (физик, нобелевский лауреат)

Дорожная карта ««Эффективные технологии успеха ЦДТ»

Ведущий проговаривает и прописывает (на флипчарте либо на презентационном слайде) цель и основные задачи сессии, маршрут работы, основные результаты, которые должны быть получены в ходе групповой деятельности; объявляет регламент работы; устанавливает правила группового взаимодействия. Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда, проводит небольшую дискуссию на тему, что такое успех, успешная организация, успешное будущее. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

Цель: создание желаемого образа будущего ЦДТ и определение стратегий его достижения.

Задача:

  • Формирование единого «поля представлений» об актуальных трендах и событиях будущего для ЦДТ;
  • Составление «карты будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей;
  • Согласование своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на достижение поставленных целей.
  • Формирование «дорожной карты» успешного будущего ЦДТ.

В условиях повышающейся день ото дня конкурентной среды в системе дополнительного образования города остро встает вопрос о способах формирования положительного имиджа нашего учреждения среди родительской общественности, повышения посещаемости центра, привлечении новых родителей и детей в кружки ЦДТ. Задачей нашей группы - обсудить сильные и слабые стороны ЦДТ в области привлечения новых клиентов, представить образ современного ЦДТ, сделать дерзкий прогноз на ближайшие 5 лет.

Разделимся на 5 групп:

Задание 1. Анализ существующих трендов /недостатки ЦДТ

Проведите мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в системе дополнительного образования, какие тренды нужно поддерживать для формирования успеха ЦДТ, какие тренды мешают развитию и совершенствованию ЦДТ. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеиваем на флипчарт.

Тренды дополнительного образования

Недостатки

Тренд – это устойчивые тенденции, важное заметное направление чего-либо

Напр., отток детей в соцсети

- иностранные языки

-технические направления (роботехника, фотовидео студии)

-легоконструирование

- современная хореография

- инклюзивное образование

- развитие памяти, скорочтения

- обучение взрослых

- обучение малышей

- укрупнение образовательных центров доп.образования (кванториумы)

- поколение Z

Профессии будущего

Узкая специализация педкадров

Задание 2.

Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделировать и нарисовать 3-4 альтернативных сценариев по улучшению работу ЦДТ на ближайшие 5 лет.

Задание 3. Построение дорожной карты

После окончания работы по моделированию успешного будущего группам предлагается разработать план развития ЦДТ на 5 лет и внести основные мероприятия в дорожную карту. Каждая группа прикрепляет свои листки на дорожную карту, и представитель каждой группы защищает "свое будущее".

Также на карте существует "черный список" (туда отправляются невыполнимые события).

Необходимые материалы: доска или флипчарт, бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров.

Дорожная карта «Путь к будущему»

Недостатки

Тренды

2019

2020

2021

2022

2023

Вывод: Форсайт не является ни прогнозом развития событий, ни планом действий. Это карта достаточно вероятных событий, которые могут произойти в обозримом будущем и которые важно учитывать при принятии решений в настоящем.

Вывод

Таким образом, лексика фиксирует все изменения, происходящие в окружающей нас действительности. Особенно оперативно реагирует на все новое лексика, связанная со сферой межличностных и межгосударственных отношений, отражающая политические процессы, коммуникативные и компьютерные технологии, которые входят в нашу жизнь и становятся повседневной реальностью.

Список литературы

  1. Воронцова Ю.А. Факторы разработки понятий и терминов в отечественной педагогике на рубеже 19-20 веков. / Историко-педагогический журнал, № 3, 2015. С.168-175 https://cyberleninka.ru/article/v/faktory-razrabotki-ponyatiy-i-terminov-v-otechestvennoy-pedagogike-na-rubezhe-xix-xx-vekov 
  2. Понарина Н. Н. О новых терминах в образовательной сфере. Журнал

Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/o-novyh-terminah-v-obrazovatelnoy-sfere 


[1] Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. https://pedtehno.ru/content/keys-stadi 

[2] Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. https://pedtehno.ru/content/kouching 

[3] Анисцына Н. Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе // Креативная экономика. 2010 № 4 (40). С. 91–97.

[4] Нормативные документы по дуальной системе обучения от 24.04.2013. URL: www.ksturu/article 

[5] Красикова Т. Ю. Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему. URL: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/10/782/ 

[6] Соколова Е.И. ТЕРМИН «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР» В ПОНЯТИЙНОМ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ. Соколова Е. И. Термин «образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 2 (6), 2014. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2371 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования.

Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования....

Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

«Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения в условиях перехода ОУ на новые ФГОС»

Основной проблемой национальной системы образования на сегодняшний день является ее низкая социальная эффективность, невостребованность получаемых учащимися образовательных результатов вне самой систе...

Дополнительное образование – уникальное явление в системе образования.

Статья про специфику работы в дополнительном образовании...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе. : «Введение новой лексики по теме «Природные явления»

Учитель: Сабанаева Дарья АлександровнаПредмет:   английский язык, 7 классУМК: «Английский язык. «Звездный английский» 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений и ...

НОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ, АССОЦИАЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Методическая поддержка - это оперативное и перспективное р...