«Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования»
рабочая программа (6, 7 класс)

Путова Юлия Петровна

Цель программы: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности.

Программа рассчитана на 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_orientirovaniyu_putovoy.docx51.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Великий Новгород

Принята на педагогическом совете

Протокол № ___

от  «___» __________ 2018 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  школы

дата

Дополнительная общеразвивающая программа

«Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования»

для учащихся 6-8 классов

1 год обучения

68 часов

автор-составитель: Путова Юлия Петровна

педагог: Путова Юлия Петровна

Великий Новгород

2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования» составлена в соответствии с

- Федеральным  Законом от 29 декабря 2012 года № 273-Фз «Об Образовании в Российской Федерации»,
             - Приказом Минобрнауки Рф «Об утверждении  порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013 Г. N 1008,

             -Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 Г. N 41 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических  правил и нормативов Санпин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

-Письмом Минобрнауки России От 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")

В основе школьного туризма лежат фундаментальные, неустаревающие принципы образования и воспитания: гуманно - демократический, концептуально - методологический, системно - целостный (системно – интегрированный), творчески развивающий, личностно - ориентированный, созидающе – деятельностный. Туризм и спортивное ориентирование помогают учащимся в освоении учебных дисциплин по основам различных наук. Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.

Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности. Человек, который хорошо знает природу, свободно читает её закрытые для непривычного глаза «письмена».

Туризм воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.

Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.

Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.

Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.

В курсе используются современные космические технологии, данные которых можно применять для сравнения, как было, и что и как изменяется. Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию.

Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла  опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.

Основные направления и содержание деятельности.

Программа направлена на решение следующих образовательно-воспитательных задач:

 - привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;

 - утверждение здорового образа жизни;

 - формирование бережного отношения к природе;

 - воспитание высоких волевых и морально-этических качеств.

Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 6-8 классов, занятия проводятся в группе от 10 до 15 человек. Зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Время, отведенное на обучение, составляет от 68 часов в год.

Учащиеся знакомятся с картой, компасом, получают простейшие навыки работы с картой и компасом на местности. В физической подготовке основной упор делается на общефизическую подготовку.

Цель программы: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности;

создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Задачи:

  1. в области образования

- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки

- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом

- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи

- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

2. в области воспитания:

- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей

- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке

- гуманное отношение к окружающему миру

- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости

3. в области физической подготовки:

- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями)

- участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.

Исходя из целей и задач, сформулированных в  программе, используются следующие методы и формы работы:

 - Поисково - исследовательский метод ( самостоятельная работа кружковцев  с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях)

- Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях

- Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей

- Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы:

- проведение соревнований по спортивному ориентированию

- участие в туристических слётах

- участие в военно-спортивных играх

- проведение конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы

- участие в экскурсиях и однодневных походах

- проведение экологических акций в пригородных районах и самом городе

Прогнозируемые результаты и критерии их оценки:

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.

В процессе обучения предусмотрены теоретические зачёты и практические отчёты за время походов и экскурсий, обсуждение докладов и рефератов по изучаемым темам и предложенным проектам.

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.

По завершении обучения учащиеся должны

знать:

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- основные разделы пройденной программы;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

 уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе  естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; 

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

В конце обучения воспитанники должны выполнять требования контрольных нормативов, а также показывать соответствующие результаты в соревнованиях. Оценка получаемых результатов проверяется и тестированием.

Различные климатические условия и наличие материальной базы может служить основанием для корректировки сроков реализации программы и изменений в календарном учебном графике.

 Этапы и сроки реализации.

1. Подготовительно-организационный - сентябрь.

2. Основной (теоретический и практический) - сентябрь - май.

3. Заключительный (летние походы, соревнования) – май, июнь.

Учебно – тематический  план

п/п

Наименование тем, разделов

Количество  часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

5.1

5.2

 6

 7

8

9

10

Организационный период (одна неделя)

Вводное занятие. Введение в образовательную программу.

Определение расстояний простейшими способами («походные эталоны»)

Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам.

Поход выходного дня

Организация и подготовка похода

Анализ похода и его итоги

Топография и ориентирование

Краеведение. История Новгорода и Новгородской области. Выполнение краеведческих заданий.

Физическая подготовка (учебные соревнования, спортивные игры на природе). Туристская техника.

Поведение на соревнованиях, в походах и на туристических слётах. Организация бивака и приготовление пищи. Обеспечение безопасности.

Зелёная аптека. Доврачебная медицинская помощь. Приёмы самоконтроля.

    -

    2

    4

    2

   

    8

    2

    8

     8

     

    16

    8

     6

    -

    1

    1

    1

 

    2

    1

    3

    4

     2

      2

     3      

     -

     1

    3

    1

   

     6

     1

    5

     4

    14

    6

     3

Сдача нормативов по ОФП

Тестирование

Доклад

Презентация, видео- и фотоматериалы

Зачёт

Доклады, презентации

Сдача нормативов

Тестирование, отчёт

Тестирование, доклады.

Итого:

   64

 

    20

    44

Содержание программы

  1. Вводное занятие – 2 часа

Теория: Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного образа жизни. (1 час)

Практика: Диагностика общей физической подготовки учащихся, разучивание простого комплекса физических упражнений. (1 час)

  1. Определение расстояний простейшими способами – 4 часа 

Теория: Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) (1 час)

Практика: Измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.). (3 часа)

  1. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам. Ориентир по аэрофотоснимкам – 2 часа.

Теория: Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. (1 час) Практика: Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование  без компаса и карты. (1 час)

  1. Поход выходного дня – 10 часов.

Организация и подготовка похода – 8 часов.

Теория: Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению,  созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения.

Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. (2 часа)

Практика: Укладка в рюкзак личного снаряжения. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Ориентирование при смене направления вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами. Кратчайшие пути, срезки. (6 часов)

После похода анализ его и итоги – 2 часа.

Теория: Обсуждение выявленных проблем (1 час)

Практика: Просмотр видео- и фотоматериалов (1 час)

  1. Топография и ориентирование – 8 часов.

Теория: Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Компас и его устройство. (3 часа)

Практика: Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. (5 часов)

  1. Краеведение. История Новгорода и Новгородской области. Выполнение краеведческих заданий – 8 часов.

Теория: Великий Новгород как древний русский город, изменения в топографии края, связанные с историческими фактами. (4 часа)

Практика: Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения, сбор и оформление краеведческого материала. Ведение полевого дневника. (4 часа)

  1. Физическая подготовка. Туристская техника – 16 часов.

Теория: Правила безопасности при занятиях физической подготовкой. Правила подвижных спортивных игр. (2 часа)

Практика: Подъём и спуск спортивным способом. Преодоление препятствий. Переправа по бревну и параллельно натянутым верёвкам. Преодоление условного «болота». Вязка узлов. Игры на местности. (14 часов)

  1. Поведение на соревнованиях, в походах и на туристических слётах. Организация бивака и приготовление пищи. Обеспечение безопасности – 8 часов.

Теория: Личное и групповое туристское снаряжение. Виды костров. Организация бивуаков, лагеря. Организация питания в полевых условиях, набор продуктов, приготовление пищи на костре. Гигиена в условиях полевого лагеря. Распределение временных и постоянных обязанностей в группе. Обеспечение безопасности при проведении полевого лагеря. (2 часа)

Практика: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических качеств, специфических для спортсменов-ориентировщиков: специальной выносливости, быстроты, ловкости, силовой выносливости. Упражнения для развития выносливости. Бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности. Бег с картой. Поход с использованием мелкомасштабной и крупномасштабной карты. (6 часов)

  1. Зелёная аптека и доврачебная помощь – 6 часов.

Теория: Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках лекарственные и ядовитые растения края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Состав походной аптечки. (3 часа)

Практика: Умение отличать в походе, на экскурсии лекарственные и ядовитые растения края. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. (3 часа)

Условия реализации программы.

Эффективность тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки и учета индивидуальных особенностей занимающихся.

Техника и тактика спортивного ориентирования тесно связана с топографией, памятью, вниманием и мышлением спортсмена. Для проведения таких занятий необходим специально оборудованный класс.

На начальных этапах тренировки следует планировать только подготовительные и контрольные соревнования, основными целями которых являются приобретение соревновательного опыта и повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.

Средства обучения

Используется поэтажная план-схема здания школы, на которой нанесены дистанции соревнований. План-схема черно-белая или цветная, карты-схемы территорий школьных участков, дворов, скверов, детских площадок, стадионов и т.п. (желательно в цветном варианте), цветные карты парков, больших скверов, лесных окраин населенных пунктов, выполненные в условных знаках международной федерации ориентирования.

Вспомогательными средствами обучения в данной методике являются маршрутные программированные листы (эвристики) и “контрольники” (основа действий каждого спортсмена на маршруте).

Маршрутные программированные листы – это поэтапное описание прохождения каждого из учебных маршрутов с перечислением наиболее характерных ориентиров, встречающихся на трассе, подробным растолкованием действий спортсменов – ориентировщиков на перегонах и в районах КП.

“Контрольники” – это количество использованных маршрутных листов (чем меньше, тем лучше).

    Все карты, схемы, планы должны быть в количестве 3-4 единиц на группу. Степень их использования - 36% от продолжительности программы.

Основные требования к местности и дистанциям во время занятий с детьми.

Местность для упражнений с элементами ориентирования и проведения соревнований по ориентированию (полигон) должна соответствовать возрасту, уровню квалификации и физической подготовленности участников. Не должно быть участков, представляющих опасность для жизни учащихся, район должен быть ограничен со всех сторон.

Требования к дистанциям.

  1. Рисунок трассы по форме: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, трапеция, ромб.
  2. Контрольные пункты располагаются равномерно. Первый КП – недалеко от старта. Большие ориентиры – впереди или после КП. Из точки КП не должно быть видно лишней информации, только необходимая. Не должно быть никаких параллельных или аналогичных ситуаций.
  3. Ориентиры – крупные, понятные, хорошо заметные на местности и хорошо читаемые на карте объекты, единственные в этом районе.

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

15

14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30

Лекция, тренировка

2

Вводное занятие. Введение в образовательную программу.

Кабинет, школьная площадка

Сдача нормативов по ОФП

2

сентябрь

22, 29

14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30

Лекция, тренировка, игра

4

Определение расстояний простейшими способами

Кабинет, школьная площадка

Тестирование

3

октябрь

6

14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30

Семинар, игра

2

Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам

Кабинет, школьная площадка

Доклад

4

октябрь

14, 20

10.00 – 10.40, 10.50 – 18.20,

14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30

Инструктаж, поход,

дискуссия

10

Поход выходного дня

Новгородский район,

кабинет

Презентация, видео- и фотоматериалы

5

Ноябрь, декабрь

17, 24

1, 8

14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30

Лекция, составление плана, чтение карты

8

Топография и ориентирование

Кабинет, школьная площадка

Зачёт

6

Декабрь, январь

15, 22

19, 26

14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30

Семинар, экскурсии, игра

8

Краеведение. История Новгорода и Новгородской области. Выполнение краеведческих заданий

Кабинет, школьная площадка, близлежащие улицы города

Доклады, презентации

7

Февраль,

Март

апрель

9, 16, 23

2, 16, 23

13

14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30

Инструктаж, игры, тренировки

14

Физическая подготовка. Туристская техника

Кабинет, школьная площадка

Сдача нормативов

8

Апрель,

май

20, 27

12

14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30

10.00 – 14. 00

Инструктаж, игры

Поход

8

Поведение на соревнованиях, в походах и на туристических слётах. Организация бивака и приготовление пищи. Обеспечение безопасности

Кабинет, школьная площадка,

Новгородский район

Тестирование, отчёт

9

май

18,

25

14.00 – 14.40, 14.50 – 15.30

10.00 – 14. 00

Лекция, практикум (оказание первой помощи)

поход

6

Зелёная аптека и доврачебная помощь

Кабинет, школьная площадка,

Новгородский район

Тестирование, доклады.

Рекомендуемая литература.

  • Для педагога:

1. Нормативная:

1.1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1995г.

1.2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 1990г.

 2. Туризм:

2.1. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 1983г.

2.2. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.

3. Топография и ориентирование. Туристская техника:

3.1.Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 1983г.

4. Подготовка и проведение похода:

4.1.Организация и проведение спортивного туристского похода. – М.: Турист, 1986г.

4.2.А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.

5. Краеведение:

5.1.И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 1974гю

5.2.Работа кружка юных туристов в школе: Методические рекомендации.- М.: Турист, 1989г.

6. Зелёная аптека:

6.1.Ю.Шальков «Здоровье туриста». – М.: Физкультура и спорт, 1987г.

7. Медицина:

7.1. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 1991г

- Для учащегося:

 К.В. Бардин  «Азбука туризма». М., Просвещение, 1973.

А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 1969г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа и поурочное планирование туристического кружка для 6-8 классов "Пешеходный туризм и спортивное ориентирование"

Программа «Спортивное ориентирование» и «пешеходный туризм», предназначенная для детей 13-16 лет, разработана на основе министерской программы «Туризм и краеведение» и предусматривает приобретение нео...

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»...

Совершенствование физических качеств дошкольников, посредством организации игр с элементами спортивного ориентирования

Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливванию организма, улучшению здоровья, совершенствованию физических качеств....

Спортивное ориентирование – составная часть спортивного туризма.

Спортивное ориентирование – составная часть спортивного  туризма....