Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шоу-театр «Столица» Искусство театра»
рабочая программа (9 класс)

Карамушка Елена Викторовна

Данная программа обеспечивает создание условий для социального, профессионального, культурного самоопределения, а так же для творческой самореализации личности каждого участника коллектива и содействует укреплению психического и физического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_teatra.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ

                 Государственное бюджетное образовательное учреждение

             дополнительного образования города Москвы

              «Центр детского творчества «Свиблово»

129343, Москва, улица Амундсена, дом 14, корп.1                              

Тел:   8-499-760-01-15                                                                                              e-mail: sviblovo@edu.mos.ru

факс: 8-499-760-01-17                                                                                           http:// centrsviblovo.mskobr.ru 

ОГРН  1077759314500,   ИНН 7716585000,   КПП 771601001

Утверждено.

Педсовет

Протокол №….

От ……… 201…г

Утверждаю

Директор ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»

_________________С.В.Уварова

……….. 2019г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Шоу-театр «Столица» Искусство театра»

Направленность программы: художественная

Уровень программы: углубленный

Возраст обучающихся: 12-18 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель программы:

педагог дополнительного образования

Карамушка Елена Викторовна

МОСКВА

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище,

 быть может, и не стоило бы класть в него столько труда.  

Но театр есть искусство отражать жизнь»

Станиславский

 

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Театр, как вид творчества, для детей является не только формой досуга, еще одним способом развлечься, но и помогает им лучше понять самих себя, заставляет задуматься о природе человеческого опыта, становится школой нравственного и эстетического воспитания. Именно обращение к театральному искусству дает возможность ребенку почувствовать себя свободнее и взглянуть на мир другими глазами. Преодолевая рамки пространства и времени, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Занятия сценическим творчеством развивают сферу чувств, пробуждают соучастие, сопереживание – качества, столь необходимые в наше время. Театр способен раскрыть перед ребенком всю глубину мироздания и почувствовать себя полноценной и самоценной личностью в современном мире.

Сегодня, когда общество направлено на повышение социального престижа, интеллекта и научных знаний, где педагогическая установка в первую очередь преследует развитие мышления, необходимо поддерживать в детях умение восхищаться и удивляться, видеть новое и видеть по-новому хорошо знакомое, расширять свои интересы.

Занятия в коллективе  способствуют развитию воображения, наблюдательности, находчивости, отзывчивости, развитию  речи, развитию творческих  способностей.

Работа  над пьесами и выступления перед зрителями  воспитывают желание приносить  радость людям, воспитывают чувство ответственности  за общее дело.    

          Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.

Программа имеет практическое направление, так как дети изучают искусство театра «изнутри», с первых шагов освоения актерской техники до создания учебного спектакля и показа готовой работы на зрителя (друзей, родителей, приглашенных гостей).  Основная форма учебных занятий – урок-беседа, урок-тренинг, урок-репетиция, комплексный урок и сценический показ.

Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики.

Цель и задачи программы

      Цель: Развитие духовных, творческих и интеллектуальных  способностей подростков на основе художественно-творческой деятельности в области театрального искусства.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • совершенствование грамматического строя речи подростка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
  • формирование практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей подростка;
  • совершенствование актерских навыков и творческой самостоятельности воспитанников через постановку музыкальных, театральных спектаклей, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.

Развивающие задачи:

  • развитие творческой активности воспитанников через раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развивать в процессе работы на сцене в форме творческой мастерской:
  • наблюдательность;
  • творческую фантазию и воображение;
  •  внимание и память;
  •  ассоциативное и образное мышление;
  •  чувство ритма;
  •  логическое мышление;
  •  способность выстраивать событийный ряд;
  •  способность определения основной мысли произведения;
  • способность анализировать предлагаемый  материал;
  •  уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя.
  • развивать в процессе постановочной работы:
  • партнерские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;
  • развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к состраданию, сочувствию;
  • самодисциплину, умение организовать себя и свое время;
  • чувство ответственности;

Воспитательные задачи:

  • воспитание эстетического восприятия, художественного вкуса;
  • интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
  • творческой активности ребенка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
  • духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.
  • воспитание норм поведения в коллективе при соблюдении определенных  правил.

Отличительные особенности (новизна) программы

«Тот кто, обращаясь к старому,

способен открывать новое,

достоин быть учителем»

Конфуций

Существенное  отличие  данной программы от ранее выпущенных состоит в дифференциации  учебного  материала  в зависимости от возраста и способностей воспитанника.  Важным разделом в программе является формирование воспитательной среды коллектива. Воспитательная работа неотъемлема от учебного процесса, является его составной частью.

Отличительная особенность данной программы состоит в более детальной и тщательной работе по всем видам деятельности, составляющих основу театра. Предметная специализация, на которой строится  обучение по данной программе, по этапный, разноуровневый  характер освоения программы, обуславливает характер требований  к  усвоению содержанию программы.

В тоже время программа носит системный характер и включает в себя комплекс знаний, умений и навыков, освоив которые воспитанники приобретают опыт творческой деятельности, позволяющий им либо продолжить свое образование в учебных заведениях соответствующего профиля, либо использовать полученную подготовку в сфере досуга.

Таким образом, данная программа обеспечивает создание условий для социального, профессионального, культурного самоопределения, а так же для творческой самореализации личности каждого участника коллектива и содействует укреплению психического и физического здоровья детей.

Возраст обучающихся по программе

Программой предусмотрено обучение детей от 12 до 18 лет.

Срок реализации программы

Программа на 3 года обучения (436 часов). Выполнение программы рассчитано на 140 часов по первому году обучения, и по 148 учебных часа, по каждому и последующих годов обучения.

Формы и режим занятий

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю, с недельной нагрузкой 4 часа. Время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15 минутный перерыв. Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления воспитанников.

Формы проведения учебных занятий

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.  Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления. Численность воспитанников в группе 12 человек. Для успешной реализации программы возможны объединения групп с целью отработки совместных концертных номеров или постановки общего спектакля.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы

Первый год обучения

Предметные результаты

Учащиеся будут знать:

  • правила поведения и технику безопасности на занятиях;
  • правила поведения в театре;
  • что такое мизансцена тела;
  • знать о театре как виде искусства, особенностях театра;
  • уметь разбираться в театральных терминах;

Учащиеся будут уметь:

  • разбираться в театральных терминах;
  • работать с жестами и мимикой: объяснять жестами свои желания; угадывать через жест желания других; приветствовать жестами; с помощью рук конструировать сказочных персонажей; в мимике отразить настроение;
  • свободно владеть телом;
  • сосредотачиваться на задании преподавателя и выполнять его: одновременно командой выполнять заданные движения и придумывать новые; восстанавливать последовательность всех предметов задания; изменять свое поведение в соответствии с заданием;
  • ориентироваться в сценическом пространстве; равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в разных темпах; превращать комнату в сценическую площадку для разыгрывания придуманных историй;
  • словесно воздействовать на партнера;
  • участвовать в этюде;

Личностные результаты программы

  • развитие памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие образного мышления;
  • развитие пластики тела;
  • развитие сценической выразительности;
  • развитие художественного вкуса.

Метапредметные результаты программы

  • уметь согласовывать свои действия с другими подростками;
  • уметь фиксировать и осмысливать особенности поведения в этюдах и собственных работах.

Второй год обучения

Предметные результаты

Учащиеся будут знать:

  • о контрастах в жизни и в театре;
  • что такое этюд, событие, роль;
  • понятия: драма, драматургия, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина, пролог, эпилог, ремарка;

Учащиеся будут уметь:

  • переносить внимание с предмета на себя и свое тело;
  • участвовать в упражнениях на: активизацию ассоциативного и образного мышления, развитие эмоциональной памяти, импровизационное самочувствие, развитие логики;
  • выполнять задания с музыкальным сопровождением;
  • объяснять свое поведение в том или ином упражнении или этюде; находить оправдание заданной позе; организовывать события в маленьком этюде;
  • запоминать заданные преподавателем мизансцены;
  • анализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;

Личностные результаты программы

  • развитие памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие образного мышления;
  • развитие пластики тела;
  • развитие сценической выразительности;
  • развитие художественного вкуса.
  • знает культуру поведения в театре и на концерте;

Метапредметные результаты программы

  • умеет сочинять этюды на предполагаемые обстоятельства;
  • пользоваться словесными действиями;
  • умеет пользоваться интонацией;
  • умеет анализировать свою работу и работу товарищей;
  •  умеет точно соблюдать текст;
  • имеет навык игры в музыкальном спектакле
  • учитывает разные мнения, и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  •  формирует собственное мнение и позицию;
  •  адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи.

Третий год обучения

Предметные результаты

Учащиеся будут знать:

  • о контрастах в жизни и в театре;
  • что такое этюд, событие, роль;
  • понятия: драма, драматургия, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина, пролог, эпилог, ремарка;

Учащиеся будут уметь:

  • вносить корректировки в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;
  • выполнять комплекс психофизических игр и упражнений;
  • сохранять рабочее самочувствие в условиях публичного одиночества;
  • держать объект внимания;
  • по возможности логично, последовательно и непрерывно существовать в этюде;
  • сочинять простейшие этюды на заданные действия в предлагаемых обстоятельствах;
  • выделять действенную основу простых сюжетов (сказка, басня).

Личностные результаты программы

  • развитие памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие образного мышления;
  • развитие пластики тела;
  • развитие сценической выразительности;
  • развивает стремление к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора;
  • развитие художественного вкуса;
  • знает культуру поведения в театре и на концерте.

Метапредметные результаты программы

  • умеет сочинять этюды;
  • имеет навык ответственности перед зрителем и искусством;
  •  умеет пользоваться интонацией;
  • умеет точно соблюдать текст;
  • имеет навык игры в музыкальном спектакле;
  • формирует собственное мнение и позицию;
  •  адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи.

Механизм выявления образовательных результатов программы

        В процессе освоения обучающимися предмета «Искусство театра»,  преподаватель контролирует качество полученных знаний, умений и навыков, в соответствии с определенными критериями показателей. Осуществляет оперативное управление учебным процессом, обеспечивает выполнение обучающей, проверочной,  воспитательной и корректирующей функций. Освоение разделов программы могут контролироваться в форме проведения открытых уроков, показа персонажей, устного опроса, коллективного обсуждения.

Основной  формой промежуточной аттестации по программе «Искусство театра» является открытое занятие в форме показа творческих работ с элементами концерта-спектакля, а также  интерактивных игр. Итоговые занятия в форме показа творческих работ с приглашением зрителей проводятся в конце второго  года обучения углубленного уровня. Уровень освоения программы детьми определяется не дифференцированной оценкой, а по совокупности их работы в течение всего процесса обучения,  по следующим критериям:

Высокий уровень освоения программы. Воспитанник активно, с  творческим интересом занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям. Готов помочь в работе. Работоспособен. Материал усваивается на высоком уровне. Инициативен. Сценически выразителен. Владеет сценическим вниманием, общением. Фантазия и воображение у ребенка активно развиты. Пластичен. Принимает и развивает игровую роль. Поддерживает ролевой диалог. Использует разные сюжеты игры. Ребенок  активен при перемене ролей. На высоком уровне владеет словесным действием.  

Средний уровень освоения программы. Ребенок достаточно активно, занимается в коллективе. Уважительно относится к другим детям, но замкнут. Тяжело идет на контакт. Не слишком работоспособен, т.к. быстро утомляется. Материал усваивается частично. Знает об элементах сценическое  внимание, общение. Фантазия и воображение не достаточно развиты. Не достаточно пластичен. Частично владеет словесным действием. Видны, его желание и стремление развиваться.

Низкий уровень освоения программы. Недисциплинированность. Неуважение к коллективу. Пропуски без уважительных причин. Не может провести игру. Не владеет сценическим вниманием. Не усваивает материал. Следует рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейших занятий, согласовав показатели по данному предмету с уровнем показателей по другим предметам. Необходимы личная беседа с воспитанником и родителями, для рассмотрения вопроса о дальнейшей целесообразности занятий по общеразвивающей программе.

По результатам текущей и промежуточной аттестации знания оцениваются по безотметочной системе. Например, в творческом коллективе «Столица» используется наклейка  в виде театральной маски или бумажные медальки «разных достоинств» в виде театральных масок:

3 маски – отлично;

2 маски – хорошо;

1 маска – удовлетворительно.

При анализе уровня усвоения программного материала обучающимися используются  карты достижений обучающихся.

Формы подведения итогов реализации программы

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года.

Определение уровня развития детей, их творческих способностей.

Беседа, опрос

Текущий контроль

В течение всего учебного года.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа.

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения.

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение (в том числе самостоятельное). Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Конкурс, фестиваль, праздник.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

1 год обучения

№№

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Входной контроль

2

Основы театральной культуры

4

4

8

2.1

Театр как вид искусства

2

2

4

2.2

Древнейшие формы театральных представлений

2

2

4

Реферат

3

Актерские тренинги и упражнения

4

30

34

Практикум

3.1

Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания

2

4

6

Игровой тренинг

3.2

Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов

1

4

5

3.3

Творческое оправдание и фантазия

2

4

6

Показ персонажей

3.4

Сценическое отношение и оценка факта

1

4

5

3.5

Оценка и ритм

1

5

6

3.6

Чувство правды и контроль

1

5

6

4

Техника актерской игры, основы исполнительского мастерства

6

14

20

Игровой тренинг

4.1

Сценическая задача и чувство. Сценическое действие

2

4

6

Выполнение творческих этюдов

4.2

Мысль и подтекст

2

4

6

Коллективное обсуждение

4.3

Сценический образ как «комплекс отношений»

2

6

8

Сдача партий

5

Работа над сценическим произведением

9

65

74

5.1

Пьеса как канва для выбора логики действий

2

4

6

5.2

Тема, сверхзадача, событийный ряд

2

4

6

5.3

Анализ пьесы по событиям

4

6

10

Анализ пьесы

5.4

Работа над отдельными эпизодами

-

6

6

Практикум

5.5

Закрепление мизансцен

-

12

12

5.6

Выразительность речи, мимики, жестов

-

8

8

Сдача партий

5.7

Изготовление реквизита, декораций

1

5

6

5.8

Прогонные и генеральные репетиции

-

18

18

Показ персонажей

6

Итоговое занятие

-

2

2

Открытый урок

ИТОГО:

24

128

140

Примечание: Расчет часов учебно-тематического плана представлен на:

- 36 учебных недель;

- одну учебную группу

Учебно-тематический план

2 год обучения

№№

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Входной контроль

2

Основы театральной культуры

8

16

24

2.1

 Страницы истории театра: средневековый площадной театр

2

4

6

2.2

Страницы истории театра: Театры, где играют дети

2

4

6

2.3

Гении русской сцены

2

4

6

Реферат

2.4

Великие русские драматурги

2

4

6

Реферат

3

Актерская грамота

6

36

42

анализ практической деятельности

3.1

Средства актерского искусства

2

12

14

Игровой тренинг

3.2

Актер и его роли

2

12

14

Игровой тренинг

3.3

Импровизация

2

12

14

Практикум

4

Художественное чтение

4

20

24

Исполнение текста

4.1

Индивидуальные формы выступления

2

10

12

Исполнение текста

4.2

Разнообразие художественных приемов литературы

2

10

12

капустник

5

Работа над пьесой

13

38

52

анализ пьесы

5.1

Пьеса – основа спектакля

3

3

6

5.2

Текст-основа постановки

3

3

6

5.3

Театральный грим.

4

4

8

создание эскизов более сложного грима

5.4

Театральный костюм

3

5

8

реферат на тему: «Эпохи в зеркале моды»

5.5

Репетиционный период

-

23

23

Обсуждение премьерного спектакля

6

Итоговое занятие

1

3

4

Показ творческих работ

ИТОГО:

33

115

148

Примечание. Расчет часов учебно-тематического плана представлен на:

- 38учебных недель;

- одну учебную группу

Учебно-тематический план

3 год обучения

№№

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Входной контроль

2

Основы театральной культуры

5

5

10

2.1

История русского театра

2

2

4

Чтение и анализ пьес

2.2

Страницы истории театра: Школьный театр в конце  XVII в., Симеон Полоцкий

1

1

2

Реферат

2.3

Гении русской сцены

Творчество выдающихся деятелей  русского театра XX века.                            

1

1

2

Реферат

2.4

Великие русские драматурги

1

1

2

Чтение и анализ пьес

3

Сценическая речь

15

29

44

3.1

Устное слово. Стихи

4

4

8

Разбор текста

3.2

Работа над стихами (выразительное чтение)

4

4

8

Чтение

3.3

Сверхзадача чтеца. Кульминация и видение событий

2

6

8

3.4

Басня. Мораль басни как сверхзадача чтеца

2

6

8

Актерская работа с текстом

3.5

Индивидуальные формы выступления

1

7

8

Исполнение текста

3.6

Разнообразие художественных приемов литературы

2

2

4

капустник

4

Актерская грамота

7

37

44

анализ практической деятельности

4.1

Средства актерского искусства

4

12

16

Игровой тренинг

4.2

Актер и его роли

2

12

14

Игровой тренинг

4.3

Импровизация

1

13

14

Практикум

5

Работа над пьесой

9

39

48

анализ пьесы

5.1

Пьеса – основа спектакля

2

2

4

5.2

Текст-основа постановки

2

4

6

5.3

Театральный грим.

4

4

8

создание эскизов более сложного грима

5.4

Театральный костюм

1

5

6

5.5

Репетиционный период

-

24

24

Обсуждение премьерного спектакля

6

Итоговое занятие

1

3

4

Показ творческих работ

ИТОГО:

38

114

152

Примечание. Расчет часов учебно-тематического плана представлен на:

- 38учебных недель;

- одну учебную группу

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методические особенности реализации программы

Содержание учебного предмета

 Занятия по данному предмету состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации воспитанников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

 Основу практической части предмета составили  познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые игры и тренинги.    Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определенных предлагаемых обстоятельствах, включены в программу обучения и осваиваются  путём игровой методики. Обучение по программе «Искусство театра» направлено на закрепление и расширение знаний полученных на базовом этапе. На углубленном этапе обучения продолжается совершенствование выразительности и яркости поведения в  выступлении ребенка-актера перед зрителем. А также усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию воспитанников на исполнительскую работу и создание «характера» на сцене. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции.

         Обучение по предмету «Искусство театра» проходит в форме игровой деятельности, с постановкой  игровых задач, игровых действий под руководством педагога.

          Игровые комплексы и упражнения сгруппированы по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности.

          Занятия ведутся в групповой форме, но индивидуальный подход к каждому ученику очень важен. Педагог создает условия для проявления инициативы и самостоятельности ребенка.

          Важно создание творческой атмосферы занятий, атмосферы доброжелательности, и вместе с тем - осознанной дисциплины. На занятиях соблюдается творческая дисциплина.

         Педагог развивает мотивацию обучающихся, поддерживает их уверенность в дальнейших творческих успехах, ставит новые задачи с учётом психофизических особенностей каждого.

Примерная структура занятия:

1.Разминка. Игровые комплексы и тренинги:

– для снятия  излишнего мышечного напряжения;

– для развития  внимания и памяти;

– для развития фантазии, воображения;

– для развития сценического общения.

2. Сюжетно-ролевые или режиссерские игры.

3. Обсуждение занятия.

         В учебный процесс  в каникулярное время включены групповые  посещения музеев и выставок, посвященных истории театра, игровых программ;  драматических, музыкальных театров; концертов и других мероприятий в сфере культуры.

         Практикуются и  виртуальные экскурсии  с использованием информационных средств, возможностей интернет-пространства, что способствует устойчивому развитию  уровня  общей культуры ребенка, а также освоению дальнейших навыков самостоятельной работы  в процессе изучения  программы «Искусство театра» в целом.

          Предполагается участие группы в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Методы обучения

          Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • игровой метод;
  • метод сюжетно-ролевой игры;
  • метод перемены ролей в одной и той же сюжетно-ролевой игре;
  • практико-ориентированный метод;
  • проблемный метод;
  • рефлексивный метод.

Методическое обеспечение программы

Название учебной темы

Название и форма методического материала

Введение в мир театра

Инструктаж по технике безопасности

электронные презентации «Правила поведения в театре» «Виды театрального искусства» фото, иллюстрации

История театра. Театр как вид искусства  

карточки с раздаточным материалом, литература по теме,  видеофильмы, иллюстрации, репродукции к темам по истории театра

Гении русской сцены

наглядные демонстрационные пособия, открытки

папка-накопитель «Гении русской сцены»

Актерская грамота  

карточки с заданиями

Работа над пьесой

индивидуальные карточки с упражнениями по теме

Театральный грим

гримировальный набор, различные кисти, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши

Театральный костюм

иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши

Материально-технические условия реализации программы

Материально-техническая база Центра творчества, соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой.

Требования к помещению для учебных занятий:

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами,  СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" Аудиторные занятия проводятся в просторном, светлом, хорошо проветриваемом помещении, свободном от мебели. Сценические показы проводятся в специально оборудованном театральном зале, оснащенным световой и звуковой аппаратурой. Специально оборудованные помещения для переодевания, раздельно для мальчиков и девочек. Помещение для хранения реквизита, бутафории, театральных костюмов.

Требования к мебели:

Для обеспечения учебного процесса необходима учебная мебель: стулья, сценические станки, кубы, стол, лавки;

Требования к оборудованию учебного процесса:

  • Технические средства (Магнитофон, DVD проигрыватель, компьютер)
  • Фортепиано
  • Костюмная база

Требования к оснащению учебного процесса:

  • Спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи)
  • Индивидуальные коврики для тренинга
  • Реквизит
  • Дидактические материалы

         На занятиях необходима рабочая форма одежды, репетиционные костюмы однотонного темного цвета. Удобная нескользящая обувь (ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1.   Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2.  Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3.  Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4.  Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5.  Горчаков Н.М.
 Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6.  Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. -  М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9.  Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
 
12.  Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13.  Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19.  Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21.  Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22.  Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.

                                           ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.  Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». -  М.: ГИТИС, 2004.
3.  Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5.  Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6.  Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7.  Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
8.  Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
10. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001.

СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Актерское мастерство. – Режим доступа: http://acterprofi.ru.
  2. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.
  3. Античный театр. – Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru.
  4. Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: http://www.art-world-theatre.ru.
  5. Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm
  6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
  7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles
  8. Средневековый театр Западной Европы. – Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm
  9. Средневековый театр. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06
  10.  Западноевропейский театр. – Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru
  11.  Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru
  12.  Театральная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru.
  13.  История: Кино. Театр. – Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php
  14.  Театры мира. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat
  15.  Театры народов мира. – Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/
  16.  Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа  http://biblioteka.teatr-obraz.ru
  17.  Хрестоматия актёра. – Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 1 модуль Возраст обучающихся: 6,6 - 11 лет.Срок реал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль» скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализац...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализ...