Рабочая программа по внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 6-9 классы
рабочая программа (6, 7, 8, 9 класс)

Зарипова Эльвира Фанисовна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 6-9 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:

• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

• Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

• Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

0213

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа  с. Тучубаево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО                                                                        

 Педагогическим советом

Протокол от     2019 г.№1

 Согласовано

зам.директора по УВР

________Исмагилова Т.Т. 

                       2019 г.

       

 Утверждаю

директор школы

 _____________ Зулькаров Р.Ф. 

Приказ от           2019г  №    

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

6-9 классы

Зарипова Эльвира Фанисовна

учитель  высшей категории

Тучубаево -2019

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 6-9 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:

• Федеральный закон от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);

• Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

• Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Основные содержательные линии курса:

У6 -7 класс

Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова.  М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся  6-7 класса в сфере экономики семьи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • Деньги, роль денег в нашей жизни;
  • Семейный бюджет, структура семейных доходов и расходов;
  • Кредиты. Виды кредитов.
  • Социальные службы;
  • Пенсионная система РФ;
  • Налоговая система РФ.

.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:

  • умение грамотно распоряжаться деньгами.
  • овладение начальными навыками  адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о семейном бюджете.

Требования  к предметным результатам освоения курса:

- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое планирование, социальные выплаты.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными:   результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

ЕБ8-9 класс

Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват.орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц.  М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

 «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8-9 класса в сфере экономики семьи.

В 8 -9классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Цели и планируемые результаты.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки,  налоговый орган, пенсионная система и др.

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса:

— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

Требования к предметным результатам освоения курса:

— владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские карты, финансовое  мошеничество,  финансовое планирование, форс-мажор, страхование,

Содержание

6 класс (17 часов)

Раздел 1. Основная проблема экономики

Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок

Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

Раздел 3. Формы организации бизнеса

Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом

Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

Раздел 5. Ты – потребитель

Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Раздел 6. Законы спроса и предложения

Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».

Раздел 7. Рыночное равновесие

Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

Раздел 8. Возникновение банков

Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг

Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».

Раздел 10. Профессии банковской сферы

Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

Раздел 11. Проектная деятельность

Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

Раздел 12 Личное финансовое планирование 

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».

Раздел 13. Финансы и кредит

Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».

Раздел 14.Расчетно-кассовые операции

Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

Раздел 15. Инвестиции

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие».

Раздел 16. Страхование 

Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».

Раздел 17. Пенсии

Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»

Раздел 18. Жилье в собственность: миф или реальность

Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья».

Раздел 19. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность»

8 -9 классы

Раздел 1. Потребительская культура

Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».

Раздел 2. Потребитель и закон

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Раздел 3. Потребитель – король на рынке

Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».

Раздел 4. Куда уходят деньги?

Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

Раздел 5. Информация для потребителя

Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».

Раздел 6. Искусство покупать

Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».

Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг

Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

Раздел 8. Кто защищает права потребителей

Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»

Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

Раздел 10. Защита проектов

Раздел 11. Управление денежными средствами семьи

Тема 1. Происхождение денег.

Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»

Тема 3. Контроль семейных расходов.

Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

Тема 4. Построение семейного бюджета

Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»

Раздел 12. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).

Раздел 13. Риски в мире денег

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»

Тема 8. Риски в мире денег.

Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы. 

Раздел 14. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»

Тема 10. Собственный бизнес.

Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»

Тема 11. Валюта в современном мире.

Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы. 

Раздел 15. Человек и государство: как они взаимодействуют

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

Приложение

Тематическое планирование 5-6

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

примечание

по плану

факт

1

Роль денег в нашей жизни. Современные деньги в России

1

6.09

2

Ресурсосбережение  основа финансового благополучия.

1

13.09

3

Финансовое благополучие семьи.

1

20.09

4

Бюджет семьи.

1

27.09

5

Понятие «Семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность?

1

4.10

6

Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

1

18.10

7

Купля – продажа. Товары и услуги.

1

25.10

8

Виды торговли. Типы магазинов.

1

8.11

9

Рациональный бюджет школьника. Сколько стоит ученик?

1

15.11

10

Виды торговли.

1

22.11

11

Дисконтные карты. Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги.

1

29.11

12

Пластиковые карты. Правила пользования.

1

6.12

13

Банковский вклад. Виды банковских вкладов.

1

13.12

14

Что такое пенсия.

1

20.12.

15

Услуги службы занятости населению.

1

27.12

16

Налоговая система РФ

1

17.01

17

Что такое финансовое мошенничество. Страховой рынок России.

1

24.01

18

Роль денег в нашей жизни.

1

31.01

19

Структура доходов семьи.

1

7.02

20

Зарплата как источник дохода.

1

14.02

21

Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов.

1

21.02

22

Составление, анализ семейного бюджета.

1

28.02

23

Что такое финансовое мошенничество.

1

6.03

24

Фальшивые деньги.  Тест.

1

13.03

25

Кредиты. Виды кредитов.

1

20.03

26

Микрофинансовые кооперативы.

1

3.04

27

Банковская карта.

1

10.04

28

Кредитная карта.

1

17.04

29

Возможности банковской карты.

1

24.04

30

Социальные службы.

1

8.05

31

Пенсионная система РФ.

1

15.05

32

Налоговая система РФ.

1

22.05

33

Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность. Тест.

1

29.05

Приложение

Тематическое планирование 8-9 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

примечания

по плану

факт

1

Деньги. Виды денег.

1

3.09

2

Банки. История развития банков.

1

10.09

3

Денежные переводы, счета и вклады. Тест.

1

17.09

4

Кредитные продукты.

1

24.09

5

Виды кредитов и их свойства.

1

1.10

6

Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги.

1

8.10

7

Что такое кредитная история.

1

15.10

8

Микрофинансовые организации.

1

22.10

9

Инфляция. Причины и последствия.

1

5.11

10

Что такое страхование, как оно работает.

1

12.11

11

Мошенничество на финансовых рынках.

1

19.11

12

Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей".

1

26.11

13

Личный и семейный бюджет

1

3.12

14

Цели планирования составление плана.

1

10.12

15

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

17.12

16

Подоходный налог. Налог на имущество.

1

24.12

17

Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды.

1

14.01

18

Современные деньги России и других стран.

1

21.01

19

Практическая работа. Деньги. Тест.

1

28.01

20

Структура доходов семьи.

1

4.02

21

Зарплата как источник дохода.

1

11.02

22

Безработица: почему она возникает и какой бывает. Пособие по безработице .

1

18.02

23

Структура семейных расходов.

1

25.02

24

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

1

3.03

25

Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт.

1

10.03

26

Что такое финансовое мошенничество.

1

17.03

27

Пенсионное законодательство Российской Федерации.

1

7.04

28

Банки и их функции.

1

14.04

29

Банковский кредит и условия его предоставления.

1

21.04

30

Банковские карты. Виды банковских карт.

1

28.04

31

Налог. Какие налоги вам предстоит платить.

1

12.04

32

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

19.04

33

Практическая работа. Финансовая грамотность. зачёт.

1

26.04

 

Список литературы:

  1. Интернет ресурсы:
  1.  Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования».

  2. Информационное общество. Портал государственных услуг.

  1. Печатные издания:

  1. Деловой вестник «Ваши личные финансы», издатель  ООО «Р-консалт», г. Томск, главный редактор М.С. Сергейчук, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

рабочая программа внеурояной деятельности 10-11 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Содержание программу внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика», «обществознание» и «экономика». Занятия содержат  игры,  делов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов

Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов.Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5&ndash...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс

Разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс...