Использование приёмов технологии продуктивного чтения на логопедических занятиях
материал

Сайфуллина Светлана Степановна

 В данной статье рассматривается проблема обучения чтению детей с общим недоразвитием речи. Проанализировано влияние речевых нарушений на формирование смыслового чтения. Показаны приёмы, которые способствуют полноценному восприятию текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayfullina_tsdik_statya_v_sbornik_rip.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Сайфуллина Светлана Степановна,                                       учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ,  высшая квалификационная категория

      Использование приёмов технологии продуктивного чтения на логопедических занятиях  

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема обучения чтению детей с общим недоразвитием речи.  Проанализировано влияние речевых нарушений на формирование смыслового чтения. Показаны приёмы, которые способствуют полноценному восприятию текста, стимулируют развитие лексико-грамматического строя речи и речемыслительной деятельности в целом.

Ключевые слова: компетентный читатель, общее недоразвитие речи, технология продуктивного чтения, диалог с автором, синквейн.

С  введением  ФГОС  НОО  обозначились  новые  цели  современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности,  умеющей  учиться  самостоятельно. Это  умение напрямую связано с умением читать, быть компетентным читателем.                                     Поэтому перед современной школой как никогда остро стоит вопрос, как научить детей читать рационально, эффективно и сознательно. Процесс этот достаточно сложен.  К тому же с каждым годом возрастает количество детей, испытывающих трудности в обучении чтению. Значительную их часть составляют дети с различными нарушениями речи. Большие затруднения при обучении чтению испытывают дети с общим недоразвитием речи, которое проявляется не только в дефектах произношения, но и в лексико-грамматических средствах языка.                                                                    

Дефектное развитие речи детей приводит к нарушению или несформированности отдельных процессов или операций, необходимых                для формирования правильного навыка чтения. Установлено, что у детей      с ОНР в качестве вторичных фиксируются следующие особенности: неустойчивое внимание, недостаточно развиты наблюдательность к языковым явлениям, способность к запоминанию, словесно-логическое мышление.                                                                                                                             Всё это приводит к специфическим сложностям в понимании текста, в формировании смыслового чтения. У детей заметно снижается интерес к чтению, они читают неохотно, только по принуждению. Значит, надо искать такие образовательные технологии, которые позволяют не только увлечь ребёнка предстоящим процессом чтения, вовлечь его в самую суть этого процесса, но и подвести его к достижению тех результатов, о которых говорится в стандартах второго поколения.                                                              

В полной мере отвечает этим требованиям технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской. В её основе лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс. Она обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем. 

        Данная технология предполагает три этапа работы с текстом:

        I этап. Работа с текстом до чтения. 
Самое главное на данном этапе – вызвать у детей желание, мотивацию прочитать то или иное произведение. Мы пытаемся угадать о чём этот текст по его названию,  иллюстрациям  к  нему,  по  первому  и  последнему  абзацу,  иногда по фамилии  автора  (если  детям  уже  знакомы  его  произведения);  находим  и  проговариваем трудные  и длинные  слова, их значение.                

        Словарной работе при обучении чтению детей с ОНР следует уделять особое внимание. Объяснять значения слов можно через показ предметов, картинок или с помощью толкового словаря. Данная технология  предполагает комментированное чтение.

        Например, читаем текст по Н. Сладкову «Муравейник».

        «На полянке стоит странный муравейник – в крапинку». (Объяснение значения слова: «в крапинку – с мелкими пятнышками»). Включаем приём  диалога с автором: что это может быть? Дети высказывают свои предположения: может быть, на муравейник упали листья, выросли мелкие грибы или ягоды? Или белка уронила орешки? Один ученик предположил, что там могло быть очень много ходов и выходов, таких мелких дырочек, и получился узор в крапинку.

        Далее мы ищем ответ у автора – проверяем свои догадки и предположения.        

        II этап. Работа с текстом во время чтения. 
1. Дети самостоятельно читают текст про себя с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
2.
Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.                        Через этот приём формируется умение задавать вопросы по тексту, замечать проблемные или конфликтные места. Это и есть так называемый  диалог с автором через текст. И это умение не возникает само собой, его необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Авторы технологии рекомендуют расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста); можно включить ещё один сигнал – З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).  Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.                                                                                                                                                  Продолжаем читать текст:

        «Купол (тут же уточняем значение слова – выпуклая крыша) выложен белыми комочками липкой сосновой смолы.(П)  Откуда появилась смола (липкий, твердеющий на воздухе сок хвойных растений)?(В) Ведь возле муравейника нет сосен.» (О)

        Дети высказывают предположение, что это, наверное, натаскали сами муравьи, ведь они много чего несут в свой дом.

         «Сами муравьи и наносили смолу.(П)  (Вопрос: для чего?) Понятно, когда они несут гусениц, жуков, комаров. Но зачем им смола? А они старательно волокут тяжёлые комья, втаскивают на самый верх и внутрь не заносят.» (О)

        Было предположение, что это нужно для защиты от врагов – они прилипнут к смоле и сами станут добычей муравьёв. Продолжаем чтение:

        «Это муравьи крышу смолят (покрывают или пропитывают смолой).(П)  Смола тает на солнце, растекается и слепляет мусор и хвоинки. Купол накрывается плёнкой. (Вопрос: для чего это нужно? Высказываем предположения и сверяем их с текстом). Никакой дождь муравьям не страшен. На муравейнике непромокаемая смоляная крыша!»

        Конечно, когда чтение проходит с комментированием, это может занять много времени на уроке. Но именно такое чтение позволяет поддерживать интерес к тексту от начала до конца, вызывает у учащихся собственные ассоциации и развивает воображение. Дети учатся рассуждать. А рассуждение – это ключ к развитию мышления.

        III этап. Работа с текстом после чтения. 
        Задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.  Виды работ при этом  могут быть самые разные: рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана, подбор пословиц и метафор к тексту и т.д.  

        На этом этапе можно с успехом использовать приём «Синквейн». Мы его называем «Лесенкой из слов». Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Сравнительно недавно педагоги стали применять его для активизации познавательной деятельности и развития речи. Так на основе традиционного синквейна появился дидактический, который составляется главным образом по смыслу и не придерживается строгих правил, свойственных традиционному синквейну. Состоит из пяти строк:

- первая строка – одно слово, существительное;

- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие данный предмет или явление;

- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия предмета, о котором идёт речь;

- четвёртая строка – предложение из нескольких слов по теме синквейна;

- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Здесь хорошо отрабатывать обобщающие понятия.

После прочтения рассказа «Муравейник»  со второклассниками мы составили такие «Лесенки из слов»:

  1. Смола.
  2. Липкая, сосновая.
  3. Тает, растекается, слепляет.
  4. Смола защищает муравейник от дождя.
  5. Плёнка, защита.
  1. Муравьи.
  2. Трудолюбивые, дружные.
  3. Трудятся, волокут, стараются.
  4. Муравьи смолят купол муравейника.
  5. Насекомые.  

Синквейн  позволяет оценивать полученную информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах. Он удачно встраивается в систему технологии продуктивного чтения. Кроме того, это замечательный способ для пополнения и активизации словаря, развития  грамматического строя речи, речемыслительной деятельности в целом.

        Таким образом, технология продуктивного чтения помогает учащимся максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

        Использованная литература

  1. Бунеев  Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению / Бунеев Р.Н. // Начальная школа. – 2014. - №4 – с. 50-55 - документ с сайта school2100.com
  2. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – Спб, 1998.
  3. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/ Светловская Н.Н // Начальная школа. – 2003. - №1 – с.11-18.
  4. Ястребова А.В. Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок. Москва «Аркти» 2007

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях, журнал "ЛОГОПЕД" № 3, 2011 г.

Представлены авторские компьютерные игры-презентации по автоматизации поставленных звуков на разных этапах работы....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....

Художественное своеобразие и символика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с использованием приёма технологи продуктивного чтения.

   Урок разработан с применением стратегии технологии продуктивного чтения «список проблем книги», направленной на обучение приёмам интерпретации текста, обобщение содержа...

Конспект урока с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

в конспекте представлена работа на уроке литературы в 5 классе с использованием приема технологии критического мышления чтение с остановками...