Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"
рабочая программа

Щукина Галина Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Умники и умницы" для детей 9 - 11 лет, рассчитана на 2 года обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования  Москаленского муниципального района Омской области

«Москаленский центр дополнительного образования»

Принято на заседании педсовета

от «___» ____________ 20____ г.

Протокол № ________________

Утверждено:

Приказ № _________

от «___»_____ 20__ г.

__________________

Директор

М.В. Анкудинов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально - педагогической направленности

«Умники и умницы»

Срок реализации программы - 2 года

Возраст детей   9 - 11 лет

Составитель:

Г.В. Щукина

педагог дополнительного образования

 

р.п. Москаленки

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

3

1.1. Обоснование необходимости разработки Программы
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

3

1.2. Цель и задачи программы

3, 4

1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности

4

1.4. Планируемые результаты

7

1.5. Способы определения и фиксации  результатов

8

ІІ. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9

Учебно-тематический план 1 года обучения

9

Учебно-тематический план 2 года обучения

10

ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

11

ІV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

17

V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  

19

VI. ЛИТЕРАТУРА

19

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996 – р   г. Москва  «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Данная программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Программа курса «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 9 до 11 лет.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

   Современным детям предстоит жить в сложном и быстро изменяющемся мире. Реализоваться  и добиться успеха в нём, помогут  развитый интеллект и креативность, поэтому разработка программы направленной на развитие познавательных и творческих способностей детей стала  актуальной. 

   Новизна  программы в том, что она помогает  детям через игру, парное и  групповое взаимодействие:

- развить познавательные способности детей, испытывающих трудности в усвоении учебных дисциплин;

- совершенствовать способности интеллектуально одарённых и познавательно мотивированных детей;

- формировать метапредметные умения.  

    Занятия по данной программе целесообразно проводить в возрасте  9 - 11 лет, так как приобретённые на них познавательные, коммуникативные, регулятивные умения лягут в основу успешного обучения, помогут в освоении учебного материала.

    Данная программа может быть реализована в образовательных учреждениях любого типа – на занятиях в общеобразовательных классах, группах продлённого дня, в  классах компенсирующего обучения.

            Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов  организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

         Цель программы: развитие познавательных способностей, общеучебных умений и навыков  на основе системы развивающих занятий. 

         Основные задачи:

  1.  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2.  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3.  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4.  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5.  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6.  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7.  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
  8.  создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения
  9.  эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
  10.  развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек.

На прохождение программы отводится 144 часа, в год 72 часа, в неделю 2 занятия продолжительностью 40 – 45 минут. Программой предусмотрена звеньевая система занятий.  

Особенности организации учебного процесса.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

И если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных заданий вызывает у детей трудности, так как на традиционных уроках они не встречались с заданиями такого типа, то к концу года большинство учащихся самостоятельно справляются с большинством заданий.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление  ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.  В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени,

Задания на развитие и совершенствование воображения.

 Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление.

     Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

       Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

      Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

      Воспитывающий аспект

 Воспитание системы нравственных межличностных отношении.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определённом порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объёма материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;  

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону активного развития.

Ожидаемый результат:

 учащиеся научатся:

  • Целенаправленно сосредотачиваться;
  • Применять специальные приемы для лучшего запоминания;
  • Строить правильные суждения;
  • Сравнивать различные объекты;
  • Выполнять простые виды анализа и синтеза;
  • Устанавливать связи между понятиями;
  • Комбинировать и планировать;
  • Самостоятельно действовать;
  •  Принимать решения;
  •  Управлять собой в сложных ситуациях;
  • Работать в группе.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Предполагаемые результаты

Личностными результатами изучения курса   1 года обучения  является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   1, 2 года обучения являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий  .

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   1, 2 года обучения являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Способы определения и фиксации  результатов

Основным показателем качества освоения программы является личностный рост ребёнка - желание решать нестандартные и нетиповые задачи, участвовать в интеллектуальных играх, конкурсах, мини-олимпиадах, марафонах.

В процессе реализации программы педагог проводит мониторинг:

- сформированности общеинтеллектуальных умений;

- развития познавательных свойства личности (мышления, внимания, памяти, воображения, пространственного восприятия,  сенсорной координации).

Результаты отслеживаются с помощью наблюдения, тестирования, анкетирования, опроса. По их результатам составляется индивидуальная карта освоения программы. Мониторинг проводится 2 раза в год: в начале года и в конце.

II. УЧЕБНО  -  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Умники и умницы» (9-11 лет),   1 год обучения   (72 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов на 1 звено

Кол-во часов всего

 1

Вводное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

2

Развитие концентрации внимания.

1

2

3

Тренировка внимания.  

1

2

4

Тренировка слуховой памяти.  

1

2

5

Тренировка зрительной памяти.

1

2

6

Развитие аналитических способностей.

1

2

7

Совершенствование воображения.

1

2

8

Развитие логического мышления.

1

2

9

Развитие концентрации внимания.

1

2

10

Тренировка внимания.  

1

2

11

Развитие слуховой памяти.

1

2

12

Тренировка зрительной памяти.  

1

2

13

Развитие аналитических способностей.  

1

2

14

Совершенствование воображения.

1

2

15

Развитие логического мышления.

1

2

16

Развитие концентрации внимания.

1

2

17

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления в середине учебного года

1

2

18

       КВН «Считай, смекай, угадывай!»

1

2

19

Тренировка внимания

1

2

20

Тренировка слуховой памяти.

1

2

21

Тренировка зрительной памяти.  

1

2

22

Развитие аналитических способностей..

1

2

23

Совершенствование воображения.

1

2

24

Развитие логического мышления..

1

2

25

Развитие концентрации внимания.  

1

2

26

Тренировка зрительной памяти..

1

2

27

Развитие аналитических способностей.

1

2

28

Совершенствование воображения.

1

2

29

Развитие логического мышления.

1

2

30

Развитие концентрации внимания.  

1

2

31

Тренировка внимания.

1

2

32

Тренировка слуховой памяти.

1

2

33

Тренировка зрительной памяти.

1

2

34

Развитие аналитических способностей..

1

2

35

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

2

36

        Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

1

2

ИТОГО

36

72

ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

1 год обучения    (72 часа)

Особенность изучения программы 1 года обучения - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на  развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

На каждое занятие  в третьем классе отводится  40 - 45 минут.

Рекомендуемая модель занятия:

  1. «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2 минуты).

2. РАЗМИНКА (3-5 минут).

3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения. (10 минут).

4. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

5. Логически – поисковые задания (10 минут). 

На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил  какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых за дач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.

6. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (2-3 минуты).

7. «Решение нестандартных задач  (10-15 минут).

Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом  занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

УЧЕБНО  -  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Умники и умницы» (9-11 лет), 2 год обучения   (72 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во  часов на 1 звено

Кол-во часов всего

1

Вводное занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

2

Развитие концентрации внимания.

1

2

3

Тренировка внимания.  

1

2

4

Тренировка слуховой памяти.  

1

2

5

Тренировка зрительной памяти.

1

2

6

Развитие аналитических способностей.

1

2

7

Совершенствование воображения.

1

2

8

Развитие логического мышления.

1

2

9

Развитие концентрации внимания.

1

2

10

Тренировка внимания.  

1

2

11

Развитие слуховой памяти.

1

2

12

Тренировка зрительной памяти.  

1

2

13

Развитие аналитических способностей.  

1

2

14

Совершенствование воображения.

1

2

15

Развитие логического мышления.

1

2

16

Развитие концентрации внимания.

1

2

17

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления в середине учебного года

1

2

18

       КВН «Считай, смекай, угадывай!»

1

2

19

Тренировка внимания

1

2

20

Тренировка слуховой памяти.

1

2

21

Тренировка зрительной памяти.  

1

2

22

Развитие аналитических способностей..

1

2

23

Совершенствование воображения.

1

2

24

Развитие логического мышления..

1

2

25

Развитие концентрации внимания.  

1

2

26

Тренировка зрительной памяти..

1

2

27

Развитие аналитических способностей.

1

2

28

Совершенствование воображения.

1

2

29

Развитие логического мышления.

1

2

30

Развитие концентрации внимания.  

1

2

31

Тренировка внимания.

1

2

32

Тренировка слуховой памяти.

1

2

33

Тренировка зрительной памяти.

1

2

34

Развитие аналитических способностей..

1

2

35

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

2

36

  Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

1

2

ИТОГО

36

72

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

2 год обучения (72 часа)

На втором годе обучения все больше внимания теперь уделяется логически - поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания  в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся  например, такие задания, как нахождение закономерностей  нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Решение нестандартных задач формирует познавательную Активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

Материал одного занятия второго года обучения рассчитан на 40 - 45 минут.

Рекомендуемая модель занятия:

  1. «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

  1. РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

  1. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения и мышления (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

  1.  ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

  1. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

     На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

IV. Материально  -  техническое   обеспечение

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, магнитная доска, учебные и методические пособия: О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1-4 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТ, 2011

Наглядно - дидактические пособия

Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги; пазлы, разрезные картинки, ребусы, карточки с заданиями; цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.

Список литературы для педагога

  1. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. Программа курса РПС. 3 класс.  Москва, РОСТ, 2011.
  2. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. Программа курса РПС. 4 класс.  Москва, РОСТ, 2011.
  3. Т.В.Скиба «Лучшие загадки обо всем на свете». Ростов н/Д, Владис, 2013.
  4. И.Л.Никольская. «Гимнастика для ума». Книга для учащихся начальных классов: 1 – 4 классы, Москва. «Экзамен», 2013.

Список литературы для обучающихся

  1. О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 1, 2, 3, 4 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.
  2. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.
  4. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М.: 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Умники и умницы" для детей 5 - 7 лет, рассчитана на 2 года обучения...

Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Умники и умницы", рассяитана на два года обучения для детей 6- 8 лет...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности «Умники и умницы»

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пр...