Дополнительная общеобразовательная программа "Лидер"
рабочая программа

Щукина Галина Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  "Лидер", рассчитана на 2 года обучения ля детей 11 - 17 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования  Москаленского муниципального района Омской области

«Москаленский центр дополнительного образования»

Принято на заседании педсовета

от «___» ____________ 20____ г.

Протокол № ________________

Утверждено:

Приказ № _________

от «___»_____ 20__ г.

__________________

Директор

М.В. Анкудинов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«ЛИДЕР»

Срок реализации программы - 2 года

Возраст детей 11 - 17 лет

Составитель:

Г.В.Щукина

педагог дополнительного образования

р.п. Москаленки

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная  общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Лидер» социально-педагогической направленности разработана на основании следующих нормативных документах: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Направленность программы

Программа социализации и развития личности школьников имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы

Эффективность развития ученического самоуправления в системе дополнительного образования во многом определены компетентностью всех членов воспитательного процесса. Говоря о компетенции учащихся, мы, прежде всего, предполагаем владение ими специальными организаторскими знаниями и умениями, необходимыми для участия в жизни коллектива.

Какими же умениями и навыками должен обладать современный лидер? Несомненно, актуальными остаются знания о закономерностях развития коллектива, приёмы эффективного общения, навыки планирования и анализа деятельности, работа в творческой группе и т.д.

Данная программа направлена на развитие этих качеств у школьников.

Новизна программы

Новизна данной программы заключается, во-первых, в соединении творческого компонента с компонентами развития личности и социализации старшеклассников. Во-вторых, адресная аудитория представляет собой группу, состоящую из обычных школьников.

Педагогическая целесообразность

Программа разработана с учетом психологических особенностей среднего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте.

Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует активному вовлечению школьников в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.

Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции личностных качеств школьников, мешающих достижению жизненного успеха (неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивность, повышенный уровень тревожности.) и развитии личностных качеств, способствующих достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка, толерантность).

Цели и задачи программы

Цель: Создание условий для развития личностных и коллективных ориентации в сфере социальной самореализации.

Задачи:

- Приобретение конкретных социальных и профильных знаний и умений, предусмотренных программой;

- Формирование мотивации к социально значимой деятельности;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование общественно активного коллектива;

- Развитие аналитического и критического мышления, воображения и рефлексивной культуры.

- Создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения

Адресная аудитория

Адресная аудитория данной программы представляет собой группу старшеклассников 11-17 лет.

Сроки и режим реализации программы

Срок реализации программы - 2 года. Данная программа рассчитана на 144 часа для старшеклассников (занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа). При звеньевой системе занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, на каждое звено по 1 часу. В этом случае программа рассчитана на 72 часа.

Форма проведения занятий

Программа реализуется в форме учебного занятия.

Входящие в программу занятия проводятся преимущественно в интерактивной форме и включают в себя социально-психологические тренинги, психологические и деловые игры, дискуссии, конкурсы, проектирование. Запланированы праздники, экскурсии.

Планируемые результаты

Личностные:

  • Анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них;
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

        Метапредметные:

  • Уметь работать в команде, организовывать деловые и эмоциональные взаимодействия;
  • Уметь видеть общую картину ситуации;

        По направленности:

  • Проектировать деятельность, коллектива, собственную
  • Знать основные формы и приёмы работы в коллективе.
  • Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога, и из других источников;
  • Владеть алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно– творческой деятельности.
  • Владеть базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Первый год обучения


п\п

Наименование тематических разделов и тем

Всего часов

144

Всего часов
72

Из них

теория

Прак
тика

1

            Портрет лидера

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

1

0,5

0,5

1.2

Портрет лидера

2

1

0,5

0,5

1.3

Самодиагностика

2

1

0,5

0,5

1.4

Экипаж – одна семья

2

1

0,5

0,5

Итого

8

4

2

2

2

     Структура, функции и средства общения

2.1

Общение. Структура и средства

2

1

0,5

0,5

2.2

Невербальные средства общения

2

1

0,5

0,5

2.3

Речевые средства общения

2

1

0,5

0,5

2.4

Позиции в общении

2

1

0,5

0,5

2.5

Стили общения

4

2

1

1

Итого

12

6

3

3

3

     Коллективное целеполагание

3.1

Чувства, мысли, поведение людей

2

1

0,5

1,5

3.2

Как создать коллектив.

4

2

0,5

1,5

3.3

Разработка сценария

4

2

0,5

1,5

3.4

Страницы истории детского движения

2

1

0,5

0,5

3.5

Мастерская журналистов

4

2

0,5

0,5

3.6

Школа ведущих. Практика сценического искусства. Этюды.

4

2

0,5

1,5

3.7

Проблемные ситуации: как себя вести.

4

1

0,5

0,5

3.8

Компетентное мнение

4

2

1

1

3.9

Методы релаксации

4

2

1

1

Итого

32

16

5,5

10,5

4

      Мастерская оформителя

4.1

Оформительский практикум. Теория красок и цветоведения.

2

1

0,5

0,5

4.2

Техника тонирования, набрызга, акварельная.

2

1

0,5

0,5

4.3

Работа с шаблоном. Шрифт, рамки.

4

2

0,5

1.5

4.4

Оформление стенгазет, стендов

4

2

2

4.5

Сувенирный практикум. Изготовление открыток к празднику.

6

3

3

4.6

Изготовление буклетов.

4

2

2

.Итого

22

11

2,5

8,5

5

      Развитие навыков эффективной коммуникации

5.1

Эффективное взаимодействие. Вербальное и невербальное общение

2

1

0,5

0,5

5.2

Навыки невербального общения.
Позы, жесты, мимика

2

1

0,5

0,5

5.3

Навыки вербального общения.
Приемы убеждения и аргументации.

4

1

0,5

0,5

5.4

Манипулирование в общении. Методы преодоления манипуляций в общении.

4

1

0,5

0,5

5.5

Межличностные и групповые конфликты. Методы управления конфликтом.

4

1

0,5

0,5

5.6

Уверенное поведение в общении

4

1

0,5

0,5

5.7

Навыки уверенного реагирования на критику

4

1

0,5

0,5

5.8

Навыки общения с ровесниками и взрослыми

4

1

0,5

0,5

Итого

28

14

5

9

6

        Игровое направление

6.1

Актерское мастерство лидера

2

1

0,5

0,5

6.2

Правила проведения игр

2

1

0,5

0.5

6.3

Коллективные игры в больших группах

4

2

0,5

1,5

6.4

Интеллектуальные игры

4

2

2

6.5

Разучивание игр, песен, массовок, тренингов

2

1

1

6.6

Составление игровых программ

4

2

0,5

2,5

6.7

Игровой практикум.

6

3

3

Итого

24

12

2

9

7

    Человек. Гражданин. Лидер.

7.1

Российская государственная символика.

2

1

0,5

0,5

7.2

Гражданская позиция лидера.

4

1

0,5

0,5

7.3

Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка.

2

1

0,5

0,5

7.4

Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Тест “Экзаменуем лидера”.

6

1

0,5

0,5

7.5

Смотр ЗУН лидеров. Презентация “Я – лидер”.

4

2

2

Итого:

18

6

2

4

ИТОГО

144

72

21,5

50,5

СОДЕРЖАНИЕ    ПРОГРАММЫ  

Первого года обучения

Раздел I. «Портрет лидера»

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория 0,5 часа. Проведение инструктажа по технике безопасности. Создание доброжелательной атмосферы для сотрудничества, раскрытие основных понятий: деловое общение, цель общения, лидерство.

Практика 0,5 часа. Знакомство подростков друг с другом, установление правил работы в группе.

Упражнения: «Ассоциация», «Звездный час»

Тема 1.2. Портрет лидера.

Теория 0,5 часа. «Кто такой лидер?» - дискуссия.

Практика 0,5 часа. Задание «Портрет лидера» соц. проектирование.

Тема 1.3. Самодиагностика.

Теория 0,5 часа. Понятие самоотношения, личностные особенности. Практика 2 часа. Практика 0,5 часа. Психодиагностика:   психогеометрический тест;  тест Р.Б.Кэттелла (многофакторный опросник личности)

Тема 1.5. Экипаж - одна семья.

Теория 0,5 часа. Понятия: Команда, группа, коллектив.

Практика 0,5 часа. Проект «Построим дом», защита проектов.

Раздел II. «Структура, функции и стили общения»

Тема 2.1. Общение. Структура и средства общения.

Теория 0,5 часа. Общение. Стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Интонация. Мимика, жесты, поза, взгляд, язык. Знание основных терминов: Коммуникация. Перцепция. Мимика. Команда. Успех. Этикет.

Практика 0,5 часа. Тест КОС. Ролевые игры: «Здравствуй и прощай», «Давайте познакомимся». Упражнение «Проблемы общения у всех». Общение.

Тема 2.2 Невербальные средства общения.

Теория 0,5 часа. Основные каналы общения. Невербальное общение. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Знание основных терминов. Невербальная коммуникация. Межличностное общение. Коммуникативные навыки.

Практика 0,5 часа. Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» Анализ ситуаций. Упражнения «Продемонстрируй состояние», «передай чувство», «Монета».

Тема 2.3 Речевые средства общения.

Теория 0,5 часа. Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения.

Практика 0,5 часа. Упражнения: «Двенадцать Я», «Согласие».

Тема 2.4 Позиции в общении.

Теория 0,5 часа. Различные состояния «Я». Эго-состояние «Родитель». Эго-состояние «Взрослый». Эго-состояние «Ребенок».

Практика 0,5 часа. Схема Томаса А. Харриса. Тест «Три Я». Анализ ситуаций. Ролевые игры на эго-состояния.

Тема 2.5 Стили общения.

Теория 1 час. Виды общения. Этикет. Знание основных понятий: Этикет. Манипуляция. .Духовное общение. Деловое общение. Примитивное общение. Формально-деловое общение. Светское общение.

Практика 1 час. Упражнения: «Письмо», «Телефонный разговор», «Слепой и поводырь».

Раздел III. «Коллективное целеполагание»

Теми 3.1. Чувства, мысли, поведение людей.

Теория 0,5 часа. Формирование у подростков способности различать свои чувства, соотносить их с мыслями и поведением. Основные понятия: личность, воспитание, чувства, эмоции, поступок, культура поведения.

Практика 1,5 часа. Упражнения: «Дыхание», «Горящая свеча», «Наблюдатель», «Поддержка нужного состояния», «Настроение».

Тема 3.2. Как создать коллектив?

Теория 0,5 час. Формирование у подростков представлений о коллективе, коллективном труде

Практика 1,5 часа. Упражнения: «Тренировка эмоциональной устойчивости», «Дрессировка», «Коллективная идея».

Тема 3.3 Разработка сценария

Теория 0,5 часа. Основные правила разработки сценариев различных мероприятий, работа с библиотечными фондами, интернет ресурсами.

Практика 1,5 часа. Упражнения: «Праздник за час», «Сегодня веселимся».

Тема 3.4 Страницы истории детского движения

Теория 1 час. Посещение музея, работа с архивными данными. детских организаций Тамбовской области.

Тема 3.5. Мастерская журналистов.

Теория 0,5 часа. Обучение подростков способам написания статей, оформлению, созданию заголовков. Основные понятия: эмоциональное написание, конструктивные способы написания статей.

Практика 0,5 часа. Упражнения: «Лист гласности», «Детский блок», «Внимание! Новости».

Тема 3.6.   Школа ведущих. Практика сценического искусства.

Теория 0,5 часа.   Обучение подростков навыкам сценического искусства. Основные понятия: дикция, мимика, владение собой, управление эмоциями и телом.

Практика 1,5 часа.   Упражнения на работу с дикцией, правила поведения ведущих на сцене.

Тема 3.7.    Проблемные ситуации: как себя вести?

Теория 0,5 часа. Повышение коммуникативной и социально психологической компетентности подростков, овладение знаниями и способами эффективного управления и разрешение проблемных ситуаций, перевода деструктивных отношений в конструктивное русло. Основные понятия: проблемная ситуация, конструктивные способы взаимодействия, ассертивное поведение, техника «Я - высказывание».

Практика 0,5 часа. Упражнения: «Диалог», «Читаем человека как книгу», «Интервью», «По одежке встречают...».

Тема 3.8.    Компетентное мнение.
Теория 1 час. Формирование у подростков навыков положительной критики, принятие критики в свой адрес.

Практика 1 час. Упражнения: диагностический тест «Мой уровень самокритичности», «Сказка про критику царевны».

Тема 3.9.    Методы релаксации.

Теория 1 час. Знакомство подростков с основными методами релаксации, восстановления эмоционального фона.

Практика 1 час. Упражнения: «Ключ», «Солнечный тюльпан».

Раздел IV. «Мастерская оформителя»

Тема 4.1.    Оформительский практикум. Теория красок и цветоведения.

Теория   0,5 часа.  Теория красок и цветоведения. Основные правила при оформлении стендов

Практика 0,5 часа.  Оформление стендов

Тема 4.2. Техника тонирования, набрызга, акварельная.

Теория 0,5 часа.  Основы техники тонирования, набрызга и акварелььная.

Практика 0,5 часа. Оформленеие стендов

Тема 4.3. Работа с шаблоном. Шрифт, рамки.

Теория 0,5 часа.    Основные правила работы с шаблонами при оформлении газет, буклетов, стендов. Различные виды шрифтов, рамок.

Практика 1,5 часа. Оформление газет, буклетов, стендов различными видами шрифтов, рамками.

Тема 4.4. Сувенирный практикум. Изготовление открыток к празднику.

Теория 1 час. Техника изготовления сувениров и открыток.

Практика  2 часа.  Изготовление сувениров на праздники: День учителя, Новый год, День Св. Валентина, День Защитника Отечества, Международный женский день.

Тема 4.5. Изготовление буклетов.

Практика 2 часа.  Изготовление буклетов - проведённых мероприятий, акций.

Раздел V. «Развитие навыков эффективной коммуникации»

Тема 5.1. Эффективное взаимодействие. Вербальное и невербальное общение

Теория 0,5 час. Основные понятия: конструктивное межличностное взаимодействие в процессе общения, вербальное и невербальное общение, эмпатия, ассертивность, культура общения.

Практика 0,5 часа. Упражнения: «Слепой и поводырь», «Захват инициативы в диалоге», «Просьба».

Тема 5.2. Навыки невербального общения. Позы, жесты, мимика

Практика 1 час. Упражнения: «Зеркало», «Поступь профессионала», «Собеседование при приеме на работу»

Тема 5.3. Навыки вербального общения. Приемы убеждения и аргументации

Практика 1 час. Упражнения: «Объявление», «Остров», «Открытие фирмы».

Тема 5.4.  Манипулирование в общении. Методы преодоления манипуляций в общении

Практика 1 час. Упражнения: тест «Насколько вы подвержены чужому влиянию?», игра «Откажись», памятка «Способы сказать «нет», «Как распознать манипуляцию?», «Рекламные ловушки», «Вредные советы», «Психологическое айкидо».

Тема 5.5.   Межличностные и групповые конфликты. Методы управления конфликтом

Практика 1час. Упражнения: «Составляющие конфликта»,«Работа с ассоциациями к понятию «конфликт», «Конфликт невербально».

Тема 5.6.    Уверенное поведение в общении

Практика 1 час. Упражнение: диагностический тест «Насколько я уверен в себе», «Круг силы», «Копилка моих успехов».

Тема 5.7     Навыки уверенного реагирования на критику

Теория 1 час. Развитие у подростков навыков конструктивного реагирования на критику, ассертивного поведения. Основные понятия: отношение к критике, конструктивные способы взаимодействия, ассертивное поведение, техника «Я - высказывание».

Практика 1 час. Упражнения: «Предложение и отказ», «Имея дело с проблемами», «Два руководителя».

Тема 5.8     Навыки  общения со сверстниками и взрослыми.

Практика 1 час. Упражнения «Проверка на прочность», «Здравствуй друг, враг» опросчик « Общаемся с соседями».

Раздел VI. Игровое направление

Тема 6.1.       Актёрское мастерство лидера

Теория 0,5 часа. Формирование навыка целеполагания, подходы к выбору профессии. Основные понятия: личность, потребность, самоактуализация, общество, игра и реальность.

Практика 0,5 часа. Упражнения: «Моя цель», «Машина времени», «Животное», «Весенний сад».

Тема 6.2.    Правила проведения игр

Теория 0,5 часа.  Основные правила проведения игровых программ. Разновидности игр (развивающие, познавательные, подвижные, групповые и т.п.)
Практика 0,5 часа.   «Восстанови порядок», «Кто лишний», «Боулинг».

Тема 6.3.    Коллективные игры в больших группах

Теория 0,5 часа. Формирование основных понятий коллективной игры, задача, цель.

Практика 1,5 часа. Разучивание коллективных игр «Кавбои», «Лошадка», «Зеркало», «Если весело живётся», «Модные движения» и т.д.

Тема 6.4.      Интеллектуальные игры.

Практика 1 час. Упражнения: «Объявление», «Открытие фирмы», «Защити свой выбор», «Презентация проекта».

Тема 6.5.     Игротетники.

Теория 1 час. Привить основное понятие игротетники, работать над созданием условной базовой модели игрового поведения подростков.

Практика 2 часа. Упражнения: «Я-актер», «Я-творец», «Выиграй!»

Планируемое участие в районных и областных мероприятиях

  1. Добровольческая акция «Осенняя Неделя Добра»
  2. Районные акции «Дом без одиночества», «Подари улыбку детям», «Наши добрые дела - малой Родине»
  3. «Осенний сбор детского актива», учеба детского актива, проведение мастер – классов
  4. Декада молодого избирателя.
  5. Всероссийский конкурс «Детство без границ»
  6. Фестивале молодых талантов «Созвездие»
  7. Районный конкурс «Лидер и его команда»
  8. Игровая акция «Непоседа»
  9. Добровольческая акция «Весенняя Неделя Добра»
  10. Маёвка «Россия! Молодость! Весна!»
  11. 9 мая участие в акции «Бессмертный полк»

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения


п\п

Наименование тематических разделов и тем

Всего часов
144

Всего часов
72

Из них

теория

Прак
тика

1

              Лидер во всех аспектах

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

1

0,5

0,5

1.2

Цели, задачи ДОО

Работа с Уставом ДОО

2

1

0,5

0,5

1.3

Лидер во всех аспектах

2

1

0,5

0,5

1.4

Элементы организаторской работы. Игры на выявление лидера

2

1

0,5

0,5

1.5

Правила руководства. Игры на сплочение коллектива

2

1

0,5

0,5

1.6

Мой темперамент и особенности моего поведения

4

2

1

1

1.7

Характер. Методика «Мой характер»

2

1

0,5

0,5

1.8

Портфолио лидера

4

2

0,5

1,5

Итого

20

9

4

6

2

           Полемическое мастерство

2.1

Спор. Его цели и стратегии.

2

1

0,5

0,5

2.2

Типы и особенности участников спора.

2

1

0,5

0,5

2.3

Принципы и правила ведения спора

4

1

0,5

0,5

2.4

Практикум по технике речи

2

1

2

2.5

Конфликт. Формула конфликта.

6

2

1

1

2.6

Управление конфликтами.

6

2

1

1

2.7

Учимся владеть собой. Тренинговая психология

4

2

2

2

Итого

26

7

4

4

3

          Саморазвитие личности

3.1

Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов

2

1

0,5

0,5

3.2

Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие.

2

1

0,5

0,5

3.3

Самовоспитание и достижение жизненных целей.

2

1

0,5

0,5

3.4

Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения.

2

2

1

1

Итого

10

5

2,5

2,5

4

          Правовые основы будущей деятельности

4.1

Основы трудового законодательства. Деловая игра «Моя будущая профессия»

4

2

1

1

4.2

Основы гражданского законодательства. Тренинг

4

2

1

1

4.3

Основы административного и уголовного законодательства

4

2

1

1

Итого

12

6

3

3

5

        Виды деятельности лидера

5.1

Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД.

2

1

0,5

0,5

5.2

Виды КТД.

2

1

0,5

0,5

5.3

Планирование социально-значимых дел, акций «Азбука интересных дел»

2

1

1

5.4

Практикум “В копилку лидера”.

4

2

0,5

1,5

5.5

Проектная деятельность в работе лидера.

2

1

0,5

0,5

5.6

Учимся составлять социальный проект

2

1

2

5.7

Тематика социальных проектов. Выбор темы, работа в группах

2

1

5.8

Защита социального проекта. Презентация

2

1

5.9

Основы организаторской работы.

2

1

5.10

Основные навыки выступления лидера.

2

1

0,5

0,5

5.11

Разные пути общения.

4

2

0,5

1,5

5.12

Тренинги на сплочение коллектива

2

1

0,5

0,5

5.13

Разработка конкурсных программ

4

2

0,5

1,5

5.14

Интеллектуальный марафон

4

2

2

Итого

36

18

1,5

14,5

6

        Корпоративная культура

6.1

Работа со средствами массовой информации

2

1

0,5

0,5

6.2

Правила проведения соцопроса

2

1

0,5

0,5

6.3

Основы создания своей газеты

2

1

1

6.4

Оформление стендов, отрядных уголков

4

2

2

6.5

Символика детской организации

2

1

0,5

0,5

6.6

Как провести практикум  – собрание заседание актива

2

1

0,5

0,5

6.7

Как провести слет, конференцию

2

1

0,5

0,5

6.8

Деловая игра «Чемодан лидера»

2

1

2

6.9

Наша Летопись

4

2

2

6.10

Копилка лидера

4

2

2

Итого

26

13

3,5

9,5

7

          Планирование своей жизни и будущего

7.1

Самоопределение.

2

1

0,5

0,5

7.2

Планирование деятельности

4

2

1

1

7.3

Ответственность за свое будущее

4

2

1

1

7.4

«Стратегия успеха моей жизни» (итоговое занятие)

4

2

2

Итого

14

7

3

5

ИТОГО

144

72

16,5

55,5

СОДЕРЖАНИЕ    ПРОГРАММЫ

Второго года обучения

Раздел I.   «Лидер во всех аспектах»

Тема 1.1.   Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория 0,5  часа.  Проведение инструктажа по технике безопасности. Создание доброжелательной атмосферы для сотрудничества, раскрытие основных понятий: деловое общение, цель общения, лидерство..

Практика 0,5 часа.  Знакомство подростков друг с другом, установление правил работы в группе. Упражнения:  «Ассоциация»,  «Звездный час».

Тема 1.2.   Лидер во всех аспектах.

Теория 0,5 часа.  Лидер, как руководитель, лидер, как организатор, лидер, как наставник.

Практика 1,5 часа.  Задание  «Портрет лидера руководителя, организатора, наставника», социальное проектирование.

Тема 1.3.  Элементы организаторской работы. Игры на выявление лидера.

Теория 0,5 часа.   Понятие организаторской работы, кто такой организатор, личностные особенности.

Практика 0,5 часа.  Упражнение «Я-организатор», игра «Дрессировщик»

Тема 1.4.  Правила руководства. Игры на сплочение коллектива.

Теория 0,5 часа.   Основные правила руководства, личностные особенности руководителя..

Практика 0,5 часа.  Упражнение «Я - руководитель», игра  «Теремок»

Тема 1.5.    Мой темперамент и особенности моего поведения.

Теория 1 час.   Виды темпераментов, их характеристики, особенности проявления.

Практика 1 час.  Тесты на выявление темперамента.

Тема 1.6.  Характер. Методика «Мой характер».

Теория 1 час.   Понятие характера, положительные, отрицательные черты характера. Основные характеристики.

Практика 1 час.  Тест «Какой я». Упражнение «Мой характер»

Тема 1.7.  Портфолио лидера.

Теория 0,5 часа.   Основные правила составления и оформления портфолио лидера.

Практика 0,5 часа.  Составление портфолио.

Раздел II. «Полемическое мастерство»

Тема 2.1 Спор, его цели и стратегии.

Теория 0,5 часа. Спор. Полемика. Варианты протекания дискуссии - спора.

Практика 0,5 часа. Упражнения «Перевоплощение», «Две стороны медали». Игры «Крокодил», «Апельсин».

Тема 2.2.   Типы и особенности участников спора.

Теория 0,5 часа. Типы участников спора. Знание основных понятий: альтруист, дипломат, инициатор, скептик, эгоист, подстрекатель, демагог.

Практика 0,5 часа. Игра «Место в маршрутке», «Телеграф». Упражнение «Свободный микрофон».

Тема 2.3.  Принципы и правила ведения спора.

Теория 1 час. Принципы и правила ведения спора. Альтернатива. Фиаско.

Практика 1 час. Упражнения «Поиск», «Доверительное падение», «Монстр».

Тема 2.4.  Конфликт. Формула конфликта.

Теория 1 час. Понятие конфликта, его составляющие и виды.

Практика 1 час. Упражнения «Составляющие конфликта», «Работа с ассоциациями к понятию «конфликт», «Конфликт невербально».

Тема 2.5.    Управление конфликтами.

Теория 1 час. Развитие у подростков навыков управления конфликтом.

Практика 1 час. Упражнения  «Имея дело с проблемами», «Два руководителя», «В автобусе»

Раздел III. «Саморазвитие личности»

Тема 3.1. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов.

Теория 1 час. Определение последовательности достижения цели. Знание основных понятий: Жизненный план. Планирование.

Практика 1 час. Тест «Оцените свою жизненную ситуацию». Упражнения «Идеальная модель», «Три года», «Разработка жизненного личного плана».

Тема 3.2.       Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие

Теория 1 час. Жизненные и профессиональные ценности.подходы к классификации социальных ценностей. Потребности по Маслоу. Знание основных терминов: Ценности. Мотивация. Субличность. Потребности. Характер. Темперамент.

Практика 1 час. Тест «Методика Рокича». Упражнения «Круг субличностей», «Диалог субличностей», «Психодрама субличностей».

Тема 3.3.        Самовоспитание и достижение жизненных целей.

Теория 1 час. Принцип выполнения творческой работы «Составление путеводителя жизни». Знание таких понятий как, воспитание, самовоспитание, направленность личности, самооценка.

Практика 1 час. Тест «Я - концепция», «Самооценка». Упражнения «Слежка», «Чистка луковицы», «Приятие» (П. Ферручи). Задача «Цепь».

Тема 3.4     Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения.

Теория 1 час. Сильные стороны личности. Положительная самооценка. Агрессия. Виды агрессии, ее причины. Тест «Незаконченные предложения».

Практика 2 часа. Упражнения «Преодоление сомнений в своей силе», «Сильные стороны», «Список претензий», «Мои слабые стороны», «Враги», «Уверенность в себе». Игры «Без маски», «Чемодан».

Раздел IV. «Правовые основы будущей деятельности»

Тема 4.1. Основы трудового  законодательства. Деловая игра «моя будущая профессия»

Теория 1 час. Основные понятия: регулирование трудовой деятельности и гражданских прав в РФ. Трудовой Кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.
       Практика 1 час. Разработка трудового договора.

Тема 4.2.     Основы гражданского законодательства. Тренинг.

Теория 1 час.   Знакомство с основными законами гражданского законодательства.

Практика 1 час. Упражнения «Я гражданин», «Имею право».

Тема 4.3     Основы административного и уголовного законодательства

Теория 1 час. Основные понятия основы административного и уголовного законодательства в РФ.

Практика  1 час. «Разбойники», «Суд над мышкой»,

Раздел V.   Виды деятельности лидера.

Тема 5.1.   Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Теория 0,5 часа.   Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит . Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД.

Практика 0,5 часа.  Подготовка и проведение КТД.

Тема 5.2.   Виды КТД.

Теория 0,5 часа. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.

Практика 0,5 часа.  Разработка КТД.

Тема 5.3.  Практикум “В копилку лидера”.

Практика 2 часа.  Игры коллективного знакомства и общения – “Верёвочка”, “Заводила”, “Весёлые футболисты”, “ Кто ты будешь такой?”. Игры – поединки. Игры на сплочение команды.

Тема 5.4.  Проектная деятельность в работе лидера.

Теория 0,5  часа.  Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач.

Практика 0,5 часа. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации.

Тема 5.5.   Основные навыки выступления лидера.

Теория 0,5 часа.  Советы лидеру – как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?

Практика 0,5 часа.  Упражнения:  «Моя игра», «Машина времени», «Животное», «Весенний сад

Тема 5.6.  Разные пути общения.

Теория 0,5 часа.  Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение.

Практика 1,5 часа  Упражнения направленные на овладение способами эффективного общения.

Тема 5.7.  Основы организаторской работы.

Теория 1  час.. Слагаемые организаторской работы. Качества организатора. Правила организатора. Планирование работы. «Управляющая пятерня». Анализ проделанной работы.

Практика 1 час.  Игры на взаимодействие и сплочение. Комплекс упражнений. Тестирование, анкетирование

Тема 5.8.   Интеллектуальный марафон

Теория 0,5  часа. Развитие мотивации, положительного отношения к интеллектуальному труду. Формирование основных понятий.

Практика 1,5 часа.  Интеллектуальная игра:  «Что?Где?Когда?»

Тема 5.9.   Сувенирный практикум. Изготовление открыток к празднику.

Практика 3 часа.   Изготовление сувениров на праздники: День учителя,   Новый год, День Св. Валентина, День Защитника Отечества, Международный женский день.

Раздел VI. Планирование своей жизни и будущего.

Тема 6.1.     Самоопределение

Теория 1 час. Формирование активной жизненной позиции. Основные понятия: физическое, психическое, духовное здоровье, мировоззрение, самоактуализация.

Практика 1 час. Упражнения: «Лотерея», Проект «2000 дней».

Тема 6.2.     Планирование деятельности.

Теория 1 час.   Выработка умений ставить перед собой цель и добиваться её.  Рефлексия. Формирование навыков в  планировании своей жизни.

Практика 1 час.  Упражнения:  «Я в будущем», «Мой день».

Тема 6.3.     Ответственность за свое будущее

Теория 1 час. Формирование навыков экологии мышления, уверенного поведения, основанного на учете своих достижений, признания в каждом человеке его уникальности. Основные понятия: личность, воспитание, экология мышления, толерантность, эмпатия, культура общения.

Практика 1 час. Упражнения: «Целое или часть», «Я хочу изменить свою жизнь, потому что...», дискуссия «Возможно ли себя изменить?».

Тема 6.4.      Стратегия успеха моей жизни

Теория 1 час. Осознание подростками необходимости планировать свое будущее, выстраивать стратегию достижения успеха и осуществлять шага по ее реализации. Основные понятия: индивидуальность, неповторимость, мировоззрение, самоактуализация.

Практика 2 часа. Конкурс проектов «Стратегия успеха моей жизни»

Планируемое участие в районных и областных мероприятиях

  1. Добровольческая акция «Осенняя Неделя Добра»
  2. Районные акции «Дом без одиночества», «Подари улыбку детям», «Наши добрые дела - малой Родине»
  3. «Осенний сбор детского актива», учеба детского актива, проведение мастер – классов
  4. Декада молодого избирателя.
  5. Всероссийский конкурс «Детство без границ»
  6. Фестивале молодых талантов «Созвездие»
  7. Районный конкурс «Лидер и его команда»
  8. Игровая акция «Непоседа»
  9. Добровольческая акция «Весенняя Неделя Добра»
  10. Маёвка «Россия! Молодость! Весна!»
  11. 9 мая участие в акции «Бессмертный полк»

КОНТРОЛЬНО  -  ОЦЕНОЧНЫЕ  СРЕДСТВА

Формы подведения итогов реализации программы

Итоги программы подводятся в форме проведения конкурса проектов «Стратегия успеха моей жизни».

Способы проверки результатов

Основными способами оценки реализации программы являются:

  1. Начальная диагностика ЗУН воспитанников.
  2. Итоговая диагностика ЗУН воспитанников.
  3. Психологические тесты.
  4. Проектная деятельность.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Основной формой проведения занятий является социальный тренинг, так как тренинговая форма обучения является наиболее эффективной для того, чтобы сформировать у обучающихся практические навыки. На тренинге участники обучающего процесса имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В Тренинге информация усваивается быстрее, участники активно вовлекаются в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.

Основой процесса познания во время тренинга является приобретение собственного опыта. Игровые формы снимают внутренние зажимы и запреты. А при таких условиях обучение становится самой жизнью с яркими эмоциональными переживаниями, активным мыслительным процессом, мощной динамикой личностного роста.

Особое место в программе отводится играм, представляющим собой целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил. Она позволяет участникам получить опыт для их настоящей, реальной жизни. В программе используется несколько видов игр:

Игровые «ободочки». Игровой сюжет выступает обрамлением, фоном, на котором решаются развивающие задачи.

«Игры-проживания». Индивидуальное и групповое освоение игрового пространства, построение его в рамках межличностных отношений, осмысление ценностей личного бытия в создавшейся жизненной ситуации.

«Игры-драмы». Самоопределение каждого участника в игровой ситуации, совершение им ценностно-смыслового выбора и проживания его последствий.

«Деловые игры». В играх данного вида происходит освоение и осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений с другими людьми.

Групповая дискуссия представляет собой совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить мнения, позиции и установки) участников группы в процессе непосредственного общения.

В программе также используется проектная технология, основной целью которой является создание условий для развития умения старшеклассников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки проекта. Проект представляет собой деятельность одного учащегося или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную значимую форму, которая может быть представлена.

Методы воспитания и обучения, применяемые в программе

Среди методов воспитания и обучения, применяемых на занятиях, можно выделить три группы: методы убеждения, стимулирующие (или возвратно-оценочные) методы и методы организации жизни и деятельности участников.

Убеждение представляет собой процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. В рамках программы палитра методов убеждения разнообразна. В программе применяются четыре основные группы методов убеждения:

  • информационные (когда участникам программы в готовом виде предлагаются понятия и представления о чем-либо.);
  • поисковые (когда участники программы совместно с педагогом включаются в поиск ответов на поставленный вопрос);

дискуссионные (когда участникам программы предлагаются различные пути решения проблем и они сами идут к правильному ответу в ходе дискуссии);

  • взаимного просвещения (когда понятия о чем-либо взаимно обогащаются через различные организационные формы, реализуемые самими участниками программы.

Стимулирующие (оценочные) методы являются сильнейшим средством воздействия на личность человека. К ним относятся: одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение - регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности участника программы: стимулирование положительных и торможение отрицательных.

Методы организации жизни и деятельности участников призваны воздействовать на их поведенческо-деятельностную сферу. Их цель - научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов.

Материально-техническое оснащение

Для проведения занятий в студии используется учебный класс, в котором есть необходимое пространство для групповой тренинговой работы.

Необходимо наличие мультимедийной аппаратуры для демонстрации фильмов, канцтоваров (бумага, ручки, папки с файлами, бланки дипломов, сертификатов).

Литература для педагога

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. 1993.
  2. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1991.
  3. Еремин В.А. Улица-подросток- воспитатель. М., 1991.
  4. Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991.
  5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999.
  6. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982
  7. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990.
  8. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997
  1. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997.
  2. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 1991.
  3. Холостова Е. И. Социальная работа с детьми. Учебное пособие. М., 2008.

Литература для детей

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога.-Спб.Питер, 2007-224с
  2. Добротворский И.Л. Технологии успеха. 1001 совет школьнику. - М.: ВЛАДОС, 2006.-186 с.
  3. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. Л., 1991.
  4. Козловский О.В. Выбор професии: методики, тесты, рекомендации. (Библиотека выпускника) - Ростов н/Д:Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2006. - 800 с.
  5. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...