Концепция развития музея Героя Советского Союза М.С.Харченко и Второй Ленинградской Партизанской бригады ГБОУ школы №104 Санкт-Петербурга "Музей - развивающая образовательная среда".
методическая разработка (11 класс)

шиженская нина николаевна

Работа для начинающих заведующих школьными музеями. Учитесь составлять Уставные музейные документы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_razvitiya_2019.docx69.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА                                              «УТВЕРЖДАЮ»

                                                     29. 08. 2019

Заседанием                                                Директор ГБОУ школы № 104

Педагогического Совета                          имени М. С. Харченко

Протокол №1 от 29. 08. 2019                          

                                                                    _________            И.А. Добренко

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

МУЗЕЯ Героя Советского Союза М. С. Харченко и

2 ЛЕНИНГРАДСКОЙ ПАРТИЗАНСКОЙ БРИГАДЫ 

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 104

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 НА 2019-2024 ГОДЫ

«МУЗЕЙ – РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»

Шиженская Нина Николаевна – руководитель музея, учитель географии,

Заслуженный учитель России.

   Пояснительная записка

 

Современное школа - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль образования в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности.

Процесс полноценной социализации подрастающего поколения невозможен без целенаправленной работы по формированию патриотизма как основополагающего качества истинного гражданина нашей великой России.

Школьный музей обладает уникальной возможностью поддерживать связь времен, так как в школе обучались и обучаются не одно поколение детей семей, проживающих в микрорайоне школы, часто родителей и их детей обучают одни и те же учителя. Использование возможностей музейной педагогики, как во внеурочной деятельности, так и на уроках позволит вырабатывать у детей чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей школы, города, своего Отечества, побуждать интерес к истории нашей Родины. Школьный музей может от простой созерцательной экскурсии «продвигать» ребенка к осмыслению серьезных вопросов и проблем родного города, края, страны.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

 Нормативно-правовые документы

В основу разработки проекта положены следующие нормативно-правовые документы:

1. Закон об образовании  в Российской Федерации

2. Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

3 .Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179" Об утверждении положений о музейном фонде Российской Федерации, о государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации"

4. Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»

5. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

6. Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г.  № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации  Концепции развития дополнительного образования детей»;

7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

8.  Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года от 07 февраля 2013 года №3

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 613 н «Об утверждении профессионального стандарта "педагог дополнительного образования детей и взрослых"

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

11. Разъяснения к приказу Минобрнауки от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» 

13. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 25 февраля 2016 г. N 310 "О принятии Концепции гражданско-патриотического воспитания молодежи Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы"

14. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений.

 Историческая справка

Школьный военно-исторический музей Героя Советского Союза Михаила Семеновича Харченко и 2-ой Ленинградской партизанской бригады открыт в 1965 году к 20-летию Победы. Последний раз переаттестован 16.06.2017 года (Свидетельство № 13284).  В создании музея принимали активное участие учащиеся школы, их родители, выпускники школы, взрослые друзья коллектива, бывшие партизаны 2 ЛПБ, местные жители Псковской области.

В октябре 2019 года Члены Совета музея участвовали во Всероссийском конкурсе школьных музеев в городе Москва и заняли 2 место.  Готовясь к представлению Музея юные патриоты выработали свою концепцию школьного музея:

 Что такое музей?

       Место встречи друзей!

Или памяти храм?

                  Вся история там!

События военных дней

Нам сердце и сейчас тревожит.

Любимый школьный наш музей

Все помнить и понять поможет.

Поездки в Партизанский край,

И тишина у обелисков

Все, что казалось далеко,

Становится родным и близким.

И снова рядом с нами Вы,

И мы под Вашею защитой.

Все помним и гордимся мы!

Как можете Вы быть забыты!?

                                                                                        Гордыманов Матвей

 А вот как все начиналось. В 1963 году новый директор школы Волкова Тамара Федоровна поведала трагическую судьбу брата, который пропал без вести в районе Демянского котла Новгородской области, попав в окружение, и попросила оказать содействие в поисках места его захоронения.

 Откликнулись учитель истории Случко Надежда Владимировна, молодые педагоги и члены комсомольской организации. К лету 1964 года был создан туристский клуб «Непоседы» из нескольких поисковых отрядов, которые направились в походы на территорию Партизанского края. В годы Великой Отечественной войны здесь воевали партизанские отряды 2-ой Ленинградской партизанской бригады под командованием Героя Советского Союза комбрига Николая Григорьевича Васильева.

За летний период был собран богатейший материал о патриотах поколения Несгибаемых и деятельности партизанского сопротивления: фотографии, архивные документы, воспоминания. Ученики устанавливали памятники на месте гибели Героев и сожженных деревень, вели поиски военных раритетов.

Имя Героя Васильева Н.Г., комбрига 2 ЛПБ, уже в то время было присвоено школе №2 г. Валдая. «Непоседы» подружились с юными краеведами, завязалась дружба, началось сотрудничество.

Местные жители, среди которых было много участников партизанского движения и фронтовиков, с особой теплотой рассказывали нам о смелом пулеметчике отряда «Грозный» Михаиле Харченко, его сметливости и отваге. Нас тепло встретили родители Героя Советского Союза Михаила Семеновича Харченко в поселке Дедовичи, поделились воспоминаниями о сыне.

По материалам экспедиций была создана Комнаты Славы. Поисковая и тимуровская деятельность Совета Музея была столь яркой и разнообразной, что о музее писали в газете «Ленинские искры», в 1967 г. отряд был приглашен в Москву, где маршал И.С. Конев наградил музей памятной медалью.

Постепенно комната Славы переросла в один из богатейших школьных музеев Ленинграда по истории партизанского движения в Ленинградской области, где насчитывается более 1000 экспонатов, из них 330-подлинники.

Поиски брата Тамары Федоровны мы продолжали. И только в 2011 году удалось найти его могилу в деревне Белебелка Поддорского района, над которой мы шефствуем и реставрируем. Так выпускница школы, а ныне руководитель музея Шиженская Нина Николаевна выполнила обещание, данное своему педагогу.

 Сведения о музее. Аттестационные документы

УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА

ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Свидетельство № 26/2014

Свидетельство №132284/2017

Паспорт №5 от 16. 06. 2017

Наименование

Музей Героя Советского Союза М.С. Харченко и Второй Ленинградской Партизанской бригады

Профиль музея

Военно-исторический

Образовательное

учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко

Субъект

Российской

Федерации

Санкт-Петербург

Электронная

почта

school-104@mail.ru

Адрес (индекс,

Населенный пункт, ул.,д

194100, Санкт-Петербург, ул. М.Харченко,27

 Телефон с кодом города

(812)295-17-87

Сайт музея

school-104@mail.ru

Музейный педагог (ФИО)

Шиженская Нина Николаевна

Дата открытия музея

10.02.1965

Характеристика помещения

2 смежных помещения на 2 этаже общей площадью 64 кв. м, имеется пожарная и охранная сигнализации, в школе круглосуточная охрана. В помещении 4 окна с затемнениями и жалюзи.

Разделы экспозиции

  1. М.С. Харченко – Герой Советского Союза, партизан-пулеметчик Второй Ленинградской Партизанской бригады.

  1. Горят костры партизанские. Вторая Ленинградская Партизанская бригада.

  1. Продовольственный обоз для блокадного Ленинграда.

  1. Вечно будут сиять два слова- ленинградцы и Ленинград.

  1. Партизанский край. Жизнь ради Победы.

  1. Творчество военных художников. А.И. Харшак

  1. Народные мстители. Жизнь и быт партизан под пологом леса.

  1. Юность, подвиг партизанский не забудь!

  1. Оружие Победы

Краткая характеристика основного фонда музея

Количество экспонатов -969. Из них: Основной фонд – 326; научно-вспомогательный фонд – 643. Среди экспонатов основного фонда фотографии М.С. Харченко и бойцов 2-ой ЛПБ, ордена и медали Героя СССР М. Харченко и его боевых друзей, документы, удостоверения и архивные справки М.С. Харченко и его семьи, рукописи воспоминаний партизан и жителей Партизанского края, марки «Герои-партизаны», скульптуры и бюст Героя Харченко, офорты А.И. Харшака, газеты периода Великой Отечественной войны, документальные фильмы «Война народная», поэмы о бойцах 2 ЛПБ Н. Новиченко, личные вещи партизан – предметы обихода и обмундирования.

"УТВЕРЖДАЮ"

Директор ГБОУ школы №104

имени Героя Советского Союза М.С. Харченко

Выборгского района Санкт-Петербурга

__________   И.А. Добренко

«19» февраля 2018 г

АКТ

обследования музея Героя Советского Союза М.С. Харченко и Второй Ленинградской Партизанской бригады

адрес: Санкт-Петербург, ул. Харченко, 27                         «21» февраля 2018 г.

Состав комиссии: председатель –Дробыш В.В., главный специалист отдела образования Выборгского района; члены комиссии: Гусенцова Т.М., методист ДДЮТ Выборгского района, Венедиктова Е.И. методист по воспитательной работе ГБУ ИМЦ Выборгского района Иванова С.Г, учитель истории ГБОУ школа № 110, руководитель музея «Памяти, посвященный блокаде Ленинграда».  

Название музея «Музей Героя Советского Союза М.С. Харченко и Второй Ленинградской Партизанской бригады»

 3.   Документация музея:  

● решение педагогического Совета ГБОУ о создании музея;

● тематико-экспозиционный план 2017 года

● книги учета основного №1 и вспомогательного фондов №2№3,

● картотека на подлинные музейные предметы,

  • Электронный архив
  • Акты приема предметов в экспозицию музея

● план работы совета Музея,

● книги регистрации экскурсий и мероприятий,

● тексты экскурсий, проводимые школьниками,

● книга Отзывов о работе музея,

● альбомы фотографий, периодических изданий, буклеты и постеры, посвященные экспозициям музея и мероприятиям, проводимых на их базе,

● реклама музея -  на сайте школы и Интернет-ресурсах, постерах, буклетах, журналах, газетах, методической литературе

 4.   Разделы экспозиции:

   1.М.С. Харченко – Герой Советского Союза партизан-пулеметчик отряда «Грозный» Второй Ленинградской Партизанской бригады;

   2. Горят костры партизанские. Вторая Ленинградская Партизанская бригада.

   3. Продовольственный обоз для блокадного Ленинграда.

   4. «Вечно будут сиять два слова – ленинградцы и Ленинград»

   5. Партизанский край. Жизнь ради Победы.

   6. Творчество военных художников. А.И. Харшак.

   7. Народные мстители. Жизнь и быт под пологом леса.

   8. Оружие Победы

   9. Юность, подвиг партизанский не забудь

5.   Музейный фонд содержит 969 ед. хранения: основной фонд – 326 ед. хранения, вспомогательный фонд - 643 ед. хранения.  Среди особо ценных экспонатов:  фотографии М.С. Харченко,  членов семьи Героя и бойцов 2-ой ЛПБ, ордена и медали Героя СССР М. Харченко и его боевых друзей, документы, удостоверения и архивные справки М.С. Харченко и его семьи, рукописи воспоминаний партизан и жителей Партизанского края, марки «Герои-партизаны», скульптуры и бюст Героя Харченко, макеты боевых операций, офорты ленинградского художника А.И. Харшака, газеты периода Великой Отечественной войны, документальные фильмы из серии «Война народная», поэмы о бойцах 2 ЛПБ Н. Новиченко, личные вещи партизан – предметы обихода и обмундирования.

6.   Руководитель музея: Шиженская Нина Николаевна

7.   Заключение комиссии:      

 В ходе работы экспертной комиссии по аттестации музея, анализировалось содержание работы по следующим параметрам:

        -наличие тематико-экспозиционного плана и соответствие ему экспозиции конкретной музейной структуры;

        -состояние и учет хранения фондов;

        -место и роль музея в учебно-воспитательном процессе, основные направления деятельности;

организационная структура деятельности, работа детского актива музея;

        -взаимодействие музея с общественными и ветеранскими организациями и Движениями, школьными музеями своего района, города, других регионов, с профильными государственными музеями;

        -определение активности работы музея – участие представителей учебного заведения в районных и городских массовых мероприятиях: конкурсах юных экскурсоводов, поисковой и исследовательской работе по профилю музея, просветительской деятельности как внутри учебного заведения, так и в районе, городе.

        В результате работы комиссии и анализа вышеперечисленной документации было установлено следующее:

 Музей Героя Советского Союза М.С. Харченко и Второй Ленинградской Партизанской бригады ГБОУ школы № 104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга обладает необходимыми для организации музейной работы документами. Музей размещается в отдельном закрытом помещении. Экспозиция музея, в целом, соответствует требованиям, предъявляемым к размещению, демонстрации и хранению экспонатов. Разделы экспозиции соответствуют тематико-экспозиционному плану, концепции, поставленным целям и задачам музея. На базе музея проводится целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Экспозиции музея активно используются в образовательно-воспитательном пространстве школы, развиваются различные формы музейной педагогики. Ежегодно проводятся историко-краеведческие экспедиции в Партизанский край, актив участвует в поисковых экспедициях, устанавливаются и реставрируются памятные знаки на местах гибели партизан. Опыт работы музея обобщен в Санкт-Петербурге и в России.

        На основании анализа документации, состояния экспозиции и хранения экспонатов, общественной, учебно-воспитательной работе музея школы № 104 экспертная комиссия приняла решение о соответствии музея Героя Советского Союза М.С. Харченко и Второй Ленинградской Партизанской бригады ГБОУ школы № 104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко Выборгского района статусу музея образовательного учреждения Санкт-Петербурга.

Цели и задачи школьного музея

Цель создания музея:

         Музей Героя Советского Союза М.С. Харченко создан в целях воспитания у учащихся глубокой сознательной любви к своему Отечеству и родному краю, формирования у них чувства уважения и причастности к героическому прошлому своей Родины, гордости за воинов, покрывших себя неуязвимой славой на полях сражений.

       Задачи работы музея:

           –приобщить учащихся к активной поисковой, исследовательской, экскурсионной деятельности;

          -способствовать всестороннему развитию личности учащихся, развитию их творческой активности, инициативы и        самостоятельности;

           -воспитывать учащихся на примере военного поколения граждан нашей страны, высоких нравственных и гражданских принципов.

Решение выдвинутых задач основывается на следующих принципах:

  • принцип дополнительности, который позволяет компенсировать недостающие знания, умения, навыки через совместную теоретическую и практическую деятельность обучающихся, их родителей и педагогов в школьном военно-историческом музее, содержащую дополнительные знания, расширяющие содержание общеобразовательных предметов;
  •  принцип единства сознания и деятельности, суть которого заключается в том, что человеческая психика проявляется и формируется в активной деятельности – трудовой, учебной, игровой и пр. Данный принцип позволяет достичь не только конечного результата, но и отследить, как этот результат достигнут: какими способами действовали обучающиеся, на сколько самостоятельной была их познавательная деятельность, каковы были их мотивы через формирование непосредственного интереса к «предмету» музейной деятельности;
  • принцип доступности обучения, который требует учета психофизических и возрастных особенностей развития школьников, анализа содержания учебно-воспитательного материла по общеобразовательным предметам и программам дополнительного образования туристско-краеведческого профиля с точки зрения его доступности и такой организации обучения и воспитания, при которой обучающиеся не испытывают интеллектуальных, моральных и физических перегрузок, дискомфорта;
  • принцип связи содержания обучения и воспитания школьных учебных предметов с жизнью через использование активных форм музейной педагогики и туристско-краеведческой деятельности. Реализация данного принципа стимулирует процесс использования обучающимися полученных в школе знаний в решении практических задач в деятельности музея, реальной жизнедеятельности, позволяет анализировать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды, а полученные практические знания использовать на уроках;
  • принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в развивающем образовательном пространстве музея. Реализация данного принципа предполагает использование разнообразных форм организации воспитания, обучения, и духовно-нравственного развития, а также различных способов взаимодействия обучающихся в таких видах деятельности как: индивидуальная работа, работа в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах, в разновозрастном коллективе;
  • принцип комплексного воздействия на личность развивающего, воспитывающего и оздоравливающего характера, направленного на формирование духовно-нравственных и гражданских качеств, патриотизма и любви к Родине, служащих основой выбора обучающимися жизненных идеалов и поведения в социальной среде.

Основные понятия

Развивающая образовательная среда школьного краеведческого музея – комплекс развивающих, обучающих, воспитательных и оздоровительных ресурсов музея для саморазвития и рекреации всех субъектов образовательной деятельности общеобразовательного учреждения. 

Духовное развитие личности школьника – целенаправленная педагогическая деятельность по формированию непреходящих человеческих ценностей и ориентированности личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов.  

Физическое развитие ребенка – формирование у обучающихся устойчивой привычки к здоровому образу жизнедеятельности (физическая, психоинтеллектуальная и трудовая деятельность; двигательная активность, режим, ритм, темп жизни, особенности организации работы, отдыха, активного досуга и общения), положительно влияющей на здоровье.

Предметная среда система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовно-нравственного и физического развития.

Индивидуальный образовательный маршрут является способом реализации идей индивидуализации обучения, воспитания и развития школьника, и представляет собой целенаправленную программу деятельности, ориентированную на личностное развитие сопровождаемого, обеспечивающую в процессе его педагогического сопровождения позицию субъекта в выборе вариативного содержания и форм образования (формального и неформального), соответствующих его мотивации к деятельности, познавательной направленности, темпу индивидуального продвижения по маршруту и потребности к общению. ИОМ в школьном краеведческом музее представлен краеведческим исследованием (проектом), который выполняется обучающимся с целью наблюдения исследуемого объекта или явления, и для сбора краеведческой информации и доказательств исследования, проект выполняется как в образовательном учреждении, так в социальной среде, в том числе в туристском путешествии, экспедиции.

Предметные компетенции формируются в рамках конкретных учебных предметов и выражены в виде требований к подготовке выпускников по данному общеобразовательному предмету (знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни).

Межпредметные компетенции формируются в рамках различных учебных предметов и относятся к определенному кругу учебных предметов (например, естественного цикла: географии, биологии, экологии, химии, физики).

Ключевые компетенции относятся к общему содержанию образования в целом, формируются в процессе основных видов деятельности обучающегося (познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно-досуговой) и позволяют ему овладеть социальным опытом. К ключевым компетентностям относятся ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования.

Формальное образование подразумевает структурированную систему образования от начальной школы до университета. Обучение проводится в специально предназначенных учреждениях (школа, колледж, институт, университет), специально подготовленным персоналом, ведет к получению общепризнанного документа, характеризуется целенаправленной деятельностью обучающихся, является систематизированным, строится по возрастному признаку.

 Общее образование является составной частью формального образования и является обязательным.

Неформальное образование реализуется за рамками формального образования, носит целенаправленный и систематический характер, осуществляется для всех возрастных групп населения, но не всегда сопровождается выдачей документа. Неформальное образование может реализовываться в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками, в семье) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из средств массовой информации; и через учреждения дополнительного образования (повышения квалификации, курсы, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества и т.п.).

 Дополнительное образование детей является составной частью неформального образования и является добровольным. Дополнительное образование детей – вид образования, основное предназначение которого – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей. Это единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности ребенка, посредством реализации дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг.

Дополнительное образование школьников  процесс воспитания, обучения и развития, цели которого по всестороннему удовлетворению образовательных потребностей детей достигаются посредством реализации дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг. Дополнительное образование школьников реализуется как в учреждениях дополнительного образования детей (дома детского творчества, музыкальные и художественные школы, станции юных техников, натуралистов, туристов и т.п.), так и на базе общеобразовательной школы (кружки, секции, объединения дополнительного образования, музеи, клубы и т.п.). 

Внеформальное образование – произвольное обучение, которое включает неструктурированную учебную деятельность и обусловлено воздействием на учащегося различных источников информации: социальной среды, семьи, средств массовой информации и др.     

Туристско-краеведческая деятельность – вид деятельности, состоящий из взаимосвязанных компонентов: туризма и краеведения, являющихся комплексным средством развития и оздоровления подрастающего поколения в активном познании самого себя и окружающей действительности.   

Социально-профессиональные пробы – приобретение практического опыта начальной профессиональной деятельности, который осуществляются через выполнение обучающимися в процессе туристско-краеведческой деятельности (в музее, походной группе, объединении) различных работ (исполнительской, продуктивной, творческой, организаторской направленности) по туристской и/или краеведческой должности, предполагает их сменность в последующих туристско-краеведческих циклах.

Технология проектного обучения основана на методе проектов (появился в США в 20-е гг. XX в., основоположник – Дж. Дьюи) и заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создании конкретного образовательного продукта – проекта («брошенный вперед», замысел в виде прообраза объекта). Проекты различаются по содержанию (экологические, краеведческие, комплексные, исторические, географические, социальные и др.); по продолжительности выполнения, по количеству участников, по способу преобладающей деятельности (познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские и др.).

Технология учебно-исследовательского обучения – основана на использовании исследовательского метода обучения, который заключается в привлечении обучающихся к самостоятельным непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности. Это способствует воспитанию активности, инициативности, любознательности, развивает мышление, поощряет потребность в самостоятельных поисках и «открытиях», удовлетворяет «исследовательский рефлекс». 

Методика - нормативная упорядоченность действий в какой-либо деятельности, а также вербальное ее отражение в форме описания, предписания, представления (мысленного); алгоритм конструирования, организации и осуществления деятельности; алгоритмический процесс осуществления результативной деятельности; алгоритмическое предписание для осуществления результативной деятельности; алгоритмическое описание процесса организации (осуществления) деятельности и способов достижения ее результатов.

Область прикладного, «инструментально-практического» знания об организации и осуществлении результативной деятельности.

Методика коллективной творческой деятельности – коммунарская методика И. П. Иванова, которая раскрепощает личности субъектов (обучаемого и обучающего), является одним из типов форм организации воспитательной деятельности, основное средство современной методики воспитания.  Важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер.

Каждое коллективное творческое дело (КТД) есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому это дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе. Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные. КТД формирует гуманистическое мировоззрение, гражданское самосознание, а также способности к сотрудничеству, к социальному творчеству и сотворчеству, нравственному и гражданскому самоопределению.  

Методическая система – сложившееся в воспитательной практике на основе определенного методического подхода устойчивое сочетание логически взаимосвязанных педагогических технологий (результативных способов осуществления педагогической деятельности), подчиненных определенной стратегии воспитания и реализуемых в соответствующей тактике воспитательного взаимодействия. В науке –  логически выстроенный комплекс идей об организации воспитательного процесса, представленных на уровне общей, частных и конкретных методик.

Традиции музейной деятельности – установившийся порядок в организации и осуществлении деятельности краеведческого музея в школе, поддерживаемый силой общественного мнения, массовых привычек и убеждений, обычаев.

Педагогические условия реализации Концепции – совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, обеспечивающих целенаправленность создания развивающей образовательной среды музея с использованием педагогами современных педагогических технологий, средств и форм образовательной деятельности, которые способствуют формированию личности социально активного россиянина.

Результативность деятельности музея – совокупность положительных результатов (итог деятельности согласно целям), отслеживаемых и получаемых в процессе деятельности школьного краеведческого музея: текущие, промежуточные и итоговые результаты деятельности. Выражается в индикаторах и критериях.

      Основные направления, содержание, формы и методы деятельности

Работа с фондом музея включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейной экспозиции.

    Основные формы и методы деятельности:

- поисковые выезды и выходы на местность (походы, экспедиции, экскурсии), совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями микрорайона, партизанами 2 ЛПБ по сбору музейных предметов;

- работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом, экспозициями школьных музеев, материалами экспедиций военно-исторического клуба.

  • Просветительская (образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности со школьниками (тематические уроки, классные часы, экскурсии, туристско-краеведческие походы, экспедиции и выезды на местность; индивидуальный образовательный маршрут школьника, представленный краеведческой исследовательской, проектной или творческой работой; краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады и др.). 
  •  Информационно-аналитическая деятельность музея включает оформление стендов, витрин, выставок различной тематики; создание видеофильмов и компьютерных носителей краеведческой тематики, сайта музея; составление полных отчетов о походах и экспедициях.
  • Общественно-полезная деятельность музея включает реставрацию музейных экспонатов, создание  и монтаж разделов музейной экспозиции, выполнение общественно-полезной работы на местности (во время походов, экспедиций).  
  • Связь с учреждениями (образования, культуры, науки, общественными организациями и др.), в том числе – на основе договоров о совместной деятельности и сотрудничестве с целью получения краеведческой информации и материалов, научно-методической помощи и консультаций.
  • Проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута обучающихся (выполнение краеведческой исследовательской работы) в рамках одной или нескольких научных областей на основе интегрированного знания.

Педагогические технологии и методики

Педагогические технологии и методы деятельности, используемые педагогами в деятельности музея, позволяют обучающимся овладеть комплексом познавательных, практических, оценочных умений, основами взаимодействия друг с другом, способностью самостоятельно приобретать новые научные знания, интегрировать их, а также приобрести социально-профессиональный опыт и способствовать нравственному и гражданскому самоопределению:

- технология проектного обучения;

- технология учебно-исследовательского обучения;

- технология личностно-ориентированного образования;

- методика коллективной творческой деятельности.

Развитие музейной экспозиции

          1.Сохранение имеющихся разделов экспозиции музея

2.Формирование новых разделов музейной экспозиции по темам:

- блокада Ленинграда (Выборгский район и школа №104 в период блокады);

- оружие партизан 2 ЛПБ;

- медицинская служба 2 ЛПБ (роль хирургов 2 ЛПБ Радевич Л.С. и Иванова И.И.в организации медслужбы);

- юные патриоты 2 ЛПБ;

- роль участников подпольных организаций в борьбе с фашизмом;

- роль женщин Партизанского края в победе над врагом;

      3. Сохранение и пополнение основного и вспомогательного фондов музея, развитие музейной экспозиции в процессе совместной деятельности объединения «Поиск», педагогов школы, партизан 2 ЛПБ и поисковых отрядов Псковской области.

      4.  Проведение исследований с целью написания работ на районные и городские конкурсы по темам:

           - Имя на обелиске (уточнение биографических данных М. С. Харченко);

           - Партизанский обоз в блокированный Ленинград;

           - Роль местных жителей - подпольщиков в партизанском движении на Псковщине.

           - Роль учителей и учеников школ Дедовичского района в партизанском движении

5.  Разработка новых тематических экскурсий по темам:

           - Моя семья в годы Блокады;

- медицинская служба 2 ЛПБ;

- помощь местных жителей партизанам 2 ЛПБ;

- история концлагеря для советских военнопленных в д. Белебелка

- боевой путь 2 ЛПБ;

- деревни, сожженные фашистами за помощь партизанам 2 ЛПБ;

- партизанский край: жизнь и быт под пологом леса (экспозиция лесного домика).

         1.Сохранение имеющихся разделов экспозиции музея

6. Место музея в учебно-воспитательном процессе школы:

Экспозиция музея является существенным дополнением для образования учащихся и воспитания их как нравственной личности. Полученные учащимися начальные знания, умения и навыки экскурсовода и музейного работника позволят применить их в жизни: эрудированность, коммуникативность, культура речи, чувство коллективизма, организаторские способности.

На базе школьного музея проводится культурно-массовая и политико-воспитательная работа с учѐтом высокого идейно-политического и методического уровня, комплексного подхода, актуальности и занимательности, интересов и знаний участников мероприятий, с опорой на экспозицию музея, материалы и актив музея. В работе используются различные формы: уроки Гражданственности и Патриотизма, экскурсии, лекции, беседы, встречи, акции и конкурсы, флеш-мобы, историко-краеведческие экспедиции, спектакли театральной студии, митинги, праздники улицы Харченко для жителей микрорайона, создание видеотеки

Работа музея строится с учетом программного материала и воспитательной работы в классах различных возрастных групп при активном участии педагогов школы,

- уроки истории в 9,11 классах по теме «Великая Отечественная война» начало войны, мобилизация советского народа на борьбу с врагом; Блокада Ленинграда, «Рельсовая война»

- использование материала музея на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе;

- разрабатываются уроки внеклассного чтения для учащихся 1-4 классов;

- использование материалов во внеклассной работе, разработка уроков мужества, бесед, лекций и экскурсий по темам: «История создания школьного музея», «Они защитили Родину», «Партизанское движение в Ленинградской области», «Жизнь во имя Победы», «Жизнь и быт партизан под пологом леса», «Творчество военных художников. А.И. Харшак», «Символ блокадного Ленинграда офорт «За что?», «Имя на обелиске», Дети войны», «Гавроши Великой Отечественной», «Пепел войны стучит в наши сердца», «Подвиги милосердия», и др.

            7. Основные формы деятельности музея

  • - поисково-исследовательское – комплектование фондов музея и изучение ранее      собранного материала; работа в Госархивах м архивах музеев
  • - фондовое – пополнение, учет, хранение, инвентаризация фондов;
  • -экспозиционное – разработка и создание экспозиций, временных выставок, портфелей экскурсоводов, презентаций, видеотеки и медиатеки;
  • Экскурсионно-массовая – проведение экскурсий и музейной игры РДШ «Удивительное рядом», бесед, Уроков Мужества и Гражданственности, реконструкций военных событий, музейных праздников, митингов, Вахт Памяти, экологических десантов, организаций публикаций в местных СМИ.

8. Сведения о посетителях музея:

За последние 3 года проведено более 250 экскурсий. Музей посещают обучающиеся в нашей школе и их родители, выпускники школы, будущие первоклассники и их родители, ветераны Великой Отечественной войны и Блокады, труженики тыла, ветераны педагогического труда, студенты  педагогического университета имени Герцена и института физической культуры имени Лесгафта, жители поселков Дедовичи Псковской области и Поддорье Новгородской области, Псковское Землячество, жители микрорайона МО «Сампсониевское», учащиеся школ Выборгского района – участники музейной игры «Удивительное рядом», активы музеев школ Санкт-Петербурга, в которых созданы музеи Ленинградских Партизанских бригад.

  1. Сотрудничество с общественными организациями, учреждениями образования, науки и культуры:

- Совет Ветеранов Санкт-Петербурга

- Совет Ветеранов Выборгского района Санкт- Петербурга

 - Совет ветеранов педагогического труда Выборгского района

- Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных;

- дворец детского и юношеского творчества Выборгского района;

- муниципальное образование «Сампсониевское»;

- совет общевойсковых соединений Межрегиональной общественной организации      Ленинградских ветеранов войны и военной службы-однополчан;

- Совет ветеранов партизанского движения Санкт-Петербурга;

- совет ветеранов 2 ЛПБ;

 - историко-краеведческий музей поселка Поддорье Новгородской области;

- историко-краеведческий музей поселка Дедовичи Псковской области;

- историко-краеведческий музей города Порхов

- школьный музей 2 ЛПБ школы №346 Невского района Санкт-Петербурга;

- школьный музей 2 ЛПБ гимназии №1590 города Москвы;

-школьный музей 5 ЛПБ гимназии №652 Выборгского района Санкт-Петербурга;

- школьный музей 3 ЛПБ школы №360 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

- школьный музей 9 ЛПБ школы №268 Невского района Санкт-Петербурга

- школьный музей 11 ЛПБ школы №20 Невского района Санкт-Петербурга

- школьный музей 13 ЛПБ школы №266 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

- школьный музей СОШ №1 поселка Дедовичи Псковской области;

- музей 2 ЛПБ многопрофильного техникума поселка Дедовичи

- музей школы поселка Поддорье Новгородской области;

- музей «Партизанская Слава» Станковской школы Дедовичского района Псковской области;

- музей 2 ЛПБ Профессионального лицея Метрополитена Санкт-Петербурга;

- музей СОШ «Токсовский центр образования» имени Героя Советского Союза В. Я. Петрова;

- военно-исторический клуб «Цитадель»;

- военно-историческое объединение Санкт-Петербургского Политехнического Университета имени Петра Великого;

- районная библиотека ЦБС №2 «Батенинская» Выборгского района

- общественная организация «Псковское Землячество».

10. Совершенствование Программы деятельности музея.

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

- Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;

- Федеральный закон "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации " №54-ФЗ 1996 г. и т.д.

Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, боевой путь 386 Ночного Бомбардировочного авиационного ордена Кутузова III степени Новгородского полка. Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательном процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев России.

Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по местам боевой славы, широкое проведение дней защитника Отечества, Вахта памяти и поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ и т.д.

Условия реализации Концепции, влияющие на результативность деятельности музея.

.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

- направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,

- организует учет и хранение существующих фондов,

- проводит экскурсии по экспозициям музея,

- разрабатывает план работы.

К основным  формам  работы Музея относятся:

- общеобразовательные и учебные   экскурсии   по  экспозициям  и выставкам, внемузейным памятникам истории и культуры,  а  также  лекции,  доклады и беседы;

- военно-исторические чтения, научно-практические конференции,  устные журналы, лектории документального кино, музейные уроки;

- тематические вечера, посвященные государственным праздникам, дням воинской  славы  и  другим  знаменательным  датам  в военной истории  армии  и флота;

- в образовательном процессе: старшие школьники проводят в музее экскурсии для младших, учитель проводит здесь часть урока при изучении тем военной истории.

   Для результативности деятельности музея как развивающей образовательной среды необ-     ходима реализация следующих педагогических и организационных условий.

Научно-методическое и программное обеспечение осуществляется через:

  • разработку и апробацию содержания программ дополнительного образования детей по музейной деятельности;
  • реализацию традиций музейной деятельности в 104 школе;
  • создание силами педагогов методического обеспечения и сопровождения музейных форм образовательной деятельности;
  • создание специализированной методической библиотеки, объединяющей фонды методической литературы и собственных разработок учителей и педагогов по проблемам деятельности музея и использования его фондов в образовательном процессе школы;
  • организацию и проведение лекций, семинаров; заседаний методических объединений и педагогических советов по проблемам: формирование развивающей образовательной среды музея, организации краеведческой исследовательской деятельности обучающихся, использование возможностей краеведческого музея в образовательной деятельности школы, обмена опытом и др.;
  • информационно - аналитическое обеспечение образовательного процесса (отслеживание результативности деятельности музея, корректировка целей и задач, направлений, содержания, форм и методов деятельности) и издательская деятельность.  

Оценка эффективности реализации программы развития музея.

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

- возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

- сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,

- оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

 Участие школьного музея в районных, городских и Всероссийских музейных мероприятиях

                                                                                2016-2017 учебный год

Участие в конкурсе

Дата

Кто наградил

1.

Грамота команде 7-В  класса за активное участие в районной открытой игре «Эколого-краеведческое ориентирование. Комплекс СПб Лесотехнического университета.

Октябрь 2016

Директор ДДЮТ Выборгского района Н.А. Савченко

2.

Грамота Шукуровой  М. за 2 место в районном этапе городского конкурса экскурсоводов школьных музеев.

14.11.2016

Директор ДДЮТ Выборгского района Н.А. Савченко

3.

Грамота Ждановой А. за 1 место в районном этапе городской конференции «Война. Блокада. Ленинград»

16.12.2016

Начальник отдела  Образования Выборгского района СПб Панюкова О.И.

4.

Сертификат Шиженской Н.Н. за статью «Музей – развивающая образовательная среда» в сборнике «школьный музей и библиотеки в системе духовно – нравственного воспитания молодежи»

Декабрь 2016

ЦНИ Мануйлов Ю.С.

5.

Диплом лауреата 15 городской  историко-краеведческой конференции «Война. Блокада. Ленинград»  Ждановой Анастасии

28.01.2017

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

6.

Грамота Хасанову Яну за  1 место в районной конференции «Старт в науку» для учащихся 6-8 классов

01.02.2017

Начальник отдела  Образования Выборгского района СПб Панюкова О.И.

7.

Благодарности Шиженской Н.Н. / и еще 14 учителей/ за работу в жюри 19 конкурса юных экскурсоводов музеев общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

18.02.2017

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

8.

Грамота Ждановой А. за  1 место в районном этапе историко-краеведческой олимпиады

01.03.2017

Начальник отдела  Образования Выборгского района СПб Панюкова О.И.

9.

Диплом Хасанову Я. за 3 место в городской конференции «Старт в науку»

04.03.2017

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

10.

Диплом Шукуровой М. за 1  место в  19 конкурсе юных экскурсоводов музеев общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

18.02.2017

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

11.

Благодарность руководителю музея Шиженской Н.Н. за предоставленные материалы для экспонирования в Музее истории Санкт-Петербургского Дворца творчества юных.

Апрель 2017

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

12.

Похвальный отзыв участнику 6 Региональной олимпиады по краеведению школьников Санкт-Петербурга Ждановой Анастасии

25.04.2017

Председатель жюри А.В.Кутузов

13.

Диплом участника международной научно-практической конференции «Военная история: даты, факты, люди» Казаковой С.А.,8В класс

17.04.2017

Директор ДМ «Форпост» Т.Н. Мороз

14.

Благодарственное письмо Шатровой А.А. за подготовку участника международной научно-практической конференции «Военная история: даты, факты, люди»

17.04.2017

Директор ДМ «Форпост» Т.Н. Мороз

15.

Грамоты командам 7Б,7В,7Г,4Г классов за активное участие в открытой районной игре по краеведческому ориентированию «Помним, гордимся, храним», посвященной дню Победы в Великой отечественной войне

Апрель 2017

И.О. директора ДДЮТ Выборгского района А.М. Солодова

16.

Дипломы 1 степени победителям районного дистанционного смотра-конкурса мультимедийных проектов «Города воинской Славы России», посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 Никитину В., Арбузовой Е., Матюшовой А., Кутиной Е., Суини Н.

Май  2017 г.

Начальник отдела  Образования Выборгского района СПб Панюкова О.И.

17.

Благодарность руководителю музея Шиженской Н.Н. за предоставленные материалы для экспонирования на районной выставке «Письма Войны»

Май 2017 г.

Директор ДДЮТ Выборгского района Н.А. Савченко

                                                                                       2017 - 2018 учебный год

Участие в конкурсе

Дата

Кто наградил

1.

Грамота Шукуровой  М. за 2 место в районном этапе  ХХ городского конкурса экскурсоводов на звание «Экскурсовод школьного музея».

14.11.2017

Начальник отдела  Образования Выборгского района СПб Панюкова О.И.

2.

Грамота Ждановой А. за 1 место в районном этапе городской конференции «Война. Блокада. Ленинград»

06.12.2017

Начальник отдела  Образования Выборгского района СПб Панюкова О.И.

3.

Благодарственное письмо Шиженской Н.Н. за активное участие в жюри районного этапа городской конференции «Война. Блокада. Ленинград». Приказ №213

06.12.2017

Директор ДДЮТ Выборгского района Н.А. Савченко

4.

Грамота Мухаммадиевой Джулии за 1 место в конкурсе чтецов «Город Мужества и Славы», посвященном 75-летию прорыва блокады Ленинграда

25.01.2018

СПб ГБУ ЦБС Выборгского р-на Центральная детская библиотека им. Н.А . Внукова

Председатель жюри Л.Н. Борихина

5.

Грамота за 3 место в Открытой Интерактивной игре по краеведческому ориентированию  «Мой город-Санкт-Петербург», посвященной 75-летию прорыва Блокады Ленинграда

27.01.2018

Директор СДЮСШОР Гуреев М.Б.

Главный судья Л.А.Федоров

6.

Диплом лауреата 16 городской историко-краеведческой конференции «Война. Блокада. Ленинград»  Ждановой Анастасии

03.02.2018

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

7.

Благодарность педколлективу за большую многолетнюю работу по патриотическому воспитанию юных петербуржцев, верность традициям краеведения, бережное отношение к исторической памяти о Великой Отечественной войне и подвиге советского народа. Средствами музейной работы.

09.02.2017

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

8.

Грамота Ждановой А. за  1 место в районном этапе историко-краеведческой олимпиады

01.03.2017

Начальник отдела  Образования Выборгского района СПб Панюкова О.И.

9.

Диплом лауреата Шукуровой М. за 1  место в  ХХ городском конкурсе юных экскурсоводов музеев общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

10.02.2018

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

10.

Памятным нагрудным знаком «Партизан-подпольщик» награждена заведующая музеем М.С. Харченко Шиженская Н.Н.

22.02. 2018

Объединенный Совет ветеранов партизанского движения

г. Ленинграда

и Лен. области

11.

Благодарственное письмо. за активное участие в подготовке и проведении межрегиональной историко-краеведческой экспедиции «По боевому пути народных мстителей»

29.03.2018

Депутат ЗакСа Ленинградской области Левченко М.Н

12.

Похвальный отзыв участнику 7 Региональной олимпиады по краеведению школьников Санкт-Петербурга Ждановой Анастасии

07.04.2018

Председатель жюри А.В. Кутузов

13.

Диплом 1 степени Ждановой А., победителю 8 Городской научно-практической конференции  «Ломанская линия»

21.04.2018

Начальник отдела  Образования Выборгского района СПб Панюкова О.И.

14.

Сертификат Ждановой А., участнику 8 научно-практической конференции «Ломанская линия»

21.04.2018

Директор школы №560 Тужикова Е.М.

15.

Благодарность руководителю музея Шиженской Н.Н. за подготовку учебно-исследовательских работ к 8 научно-практической конференции учащихся «Ломанская линия»

21.04. 2018

Начальник отдела  Образования Выборгского района СПб Панюкова О.И.

16.

Благодарственное письмо ДДТЮ Шиженской Н.Н. за активное участие в семинаре руководителей музеев образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга «Роль поисковой и исследовательской работы в пополнении фондов школьных музеев»

16.05.2018

Директор ДДТЮ Выборгского района Н.А. Савченко

17.

Благодарственное письмо ДДТЮ Шиженской Н.Н. за активное участие в выставке музеев образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга «Хранители памяти»

16.05.2018

Директор ДДТЮ Выборгского района Н.А. Савченко

18.

Почетная грамота за проведение Урока патриотизма и гражданственности для жителей микрорайона «Мы живем на улице Героя Советского Союза М.С. Харченко» Шиженской Н.Н. и экскурсоводу музея Кириллову Артему

15.05.2018

Заведующая Батенинской  библиотекой

                                                                    2018 - 2019 учебный год

Участие в конкурсе

Дата

Кто наградил

1.

Диплом Мешалкиной  М. за 3 место в районном этапе  ХХ1 городского конкурса экскурсоводов на звание «Экскурсовод школьного музея».

01.11.2018

Директор ДДТЮ Выборгского района Н.А. Савченко

2.

Грамота Кириллову  А. за 1 место в районном этапе городской конференции «Война. Блокада. Ленинград»

19.12.2017

Директор ДДТЮ Выборгского района Н.А. Савченко

3.

Диплом за 2 место в 7 городском историко-краеведческом конкурсе «Военно-оборонительное зодчество северо-запада Руси», посвященного Дню Героев Отечества

12.2018

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

4.

Свидетельство о публикации   видеоматериала «Музей Героя Советского Союза М.С. Харченко – командира партизанского отряда «Грозный» 2-ой ЛПБ школы №104 Санкт-Петербурга      

09.01.2019  №3598625                

электронное СМИ социальной сети работников образования

5

Диплом Победителя (1 место) во Всероссийском конкурсе «Родина». Название работы: «Деятельность музея Героя Советского Союза М.С. Харченко в период подготовки к 75-летию полного снятия блокады Ленинграда». Номинация: «Нравственно-патриотическое воспитание».

№1340 от 25.01.2019

РОДИНА. Нравственно-патриотический проект для детей и взрослых   http://rodina-konkurs.ru/

6.

Свидетельство о публикации проекта «По боевому пути народных мстителей»

от 25.01.2019

РОДИНА. Нравственно-патриотический проект для детей и взрослых  

7.

Диплом Победителя (1 место) во Всероссийском конкурсе «Родина». Название работы: «Проект «По боевому пути народных мстителей». Номинация «Защитникам Отечества посвящается…»  Кириллову А., Варзаковой А., Гордыманову М., Деликамову Р., руководителю Шиженской Н.Н.

№1342 от 26.01.2019

РОДИНА. Нравственно-патриотический проект для детей и взрослых   

8.

Диплом Победителя (1 место) во Всероссийском конкурсе «Родина» Шиженской Н.Н. Название работы: «Проект «По боевому пути народных мстителей». Номинация «Защитникам Отечества посвящается…»  

№1342 от 26.01.2019

РОДИНА. Нравственно-патриотический проект для детей и взрослых   

9.

Диплом победителя (1 место) Всероссийского педагогического конкурса «Калейдоскоп средств, методов и форм». Конкурсная работа: Проект «По боевому пути народных мстителей»

№ RS 338-9938 от 28.01.2019

Российский Инновационный  Центр Образования взрослых   

http://puцо.рф/result

10.

Сертификат участника игры «Пирамида», посвященной 75-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 6-б классу

19.01.2019

Председатель КС ДЮГПОД «РВС» Васильева О.Е.

11.

Свидетельство о публикации проекта «По боевому пути народных мстителей»

31.01.2019

НБ79018814

Сайт Инфоурок

12.

Сертификат участника и Диплом лауреата 17 городской историко-краеведческой конференции «Война. Блокада. Ленинград» Кириллову Артему

02.02.2019

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

13.

Грамота за 1 место в районном конкурсе музеев образовательных учреждений

Ноябрь 2018

Начальник отдела  Образования Выборгского района СПб Панюкова О.И.

14.

Грамота Кузнецовой И.А. за 1 место в районном конкурсе музеев образовательных учреждений в номинации «Видеофильм»

01.11.2018

И.о. директора ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга Фролова Е.В.

15.

Диплом Кириллову Артему за победу в 17 городской историко-краеведческой   конференции «Война. Блокада. Ленинград».

02.02.2019

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

16.

Грамота за 1 место в районной олимпиаде «Старт в науку» Гордыманову М., Деликамову

06.02.2017

Директор ДДТЮ Выборгского района Н.А. Савченко

17.

Диплом за 1 место Александровой Дарье в 4 районном фестивале чтецов «Я говорю с тобой под свист снарядов», посвященного 75-летию со дня полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады.

26.01.2019

И.О. начальника отдела культуры администрации Выборгского р-на Корбан Е.В.,

Директор СПб ГБУК «Клуб Выборгская сторона» Лившиц Н.И.

18.

Диплом за 3 место Глиновой Алине в 4 районном фестивале чтецов «Я говорю с тобой под свист снарядов», посвященного 75-летию со дня полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады.

26.01.2019

И.О. начальника отдела культуры администрации Выборгского р-на Корбан Е.В.,

Директор СПб ГБУК «Клуб Выборгская сторона» Лившиц Н.И.

19.

иплом  Мешалкиной М. за 1  место в  ХХ1 городском конкурсе юных экскурсоводов музеев общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

26.02.2019

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

20.

Диплом 1 степени победителю городского конкурса музеев образовательных организаций Санкт-Петербурга Музею Героя Советского Союза М.С. Харченко и 2-ой ЛПБ ГБОУ школы №104 Выборгского р-на

26.02.2019

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

21.

Грамота Гордыманову М. и Деликамову Р. За 1 место в районном этапе городской историко-краеведческой конференции школьников «Старт в науку»

Февраль 2019

Начальник отдела  Образования Выборгского района СПб Панюкова О.И.

22.

Благодарственное письмо ДДТЮ Шиженской Н.Н. за активное участие в выставке музеев образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга «После блокады. Награды за творчество в СССР. 1944-1990 гг.»

Март 2019

И.о. директора ДДТЮ Выборгского района Е.В. Фролова

23.

Диплом 1 степени Гордыманову М. и Деликамову Р. за 1 место в  городской историко-краеведческой конференции школьников «Старт в науку»

Март 2019

Генеральный директор ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» М.Р. Катунова

24.

Памятная медаль музею Героя СССР М.С. Харченко ГБОУ школы №104 «Партизанская Слава Петербурга»

21.03.2019

Председатель совета организации ветеранов генерал-майор авиации Волобуев В.Т.

25.

Памятная медаль «Партизанская Слава Петербурга» Шиженской Н.Н.

21.03.2019

Председатель совета организации ветеранов генерал-майор авиации Волобуев В.Т.

26.

Грамота за организацию и проведение районной игры «Удивительное рядом - путешествие по музеям образовательных учреждений Выборгского района» для уч-ся образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга

16.02.2019

Директор ДДТЮ Выборгского района Н.А. Савченко

                                                                    2019 – 2020 учебный год

Участие в конкурсе

Дата

Кто наградил

1

Диплом Шиженской Н.Н. за 1 место в международном педагогическом конкурсе «Лаборатория педагога» номинации «Исследовательская и научная работа». Конкурсная работа – Проект школьного музея «По боевому пути народных мстителей».

 04.09.19

Портал ЕВРОКО.РФ № LD 338 – 15436

2

Диплом Щиженской Н.Н. за 1 место во всероссийском педагогическом конкурсе «Свободное образование» номинации «Патриотическое воспитание». Конкурсная работа «Деятельность музея М.С. Харченко школы №104 Санкт-Петербурга в 2011-2019 гг.».

25.09.19

Портал ОБР.РФ № FA 336 – 13350  

3.

Грамота Шиженской Н.Н.за активное участие в заседании круглого стола  руководителей школьных музеев на Всероссийском конкурсе музеев образовательных организаций.

11.10.2019

Приказ №508

И.о .директора ФГБОУ ДО ФЦДТи К Л.М.Проценко

4

Грамота Шиженской Н.Н. - научному руководителю Дипломанта в личном зачете секции «Военно-исторические музеи» Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации

11.10.2019

Приказ №508

И.о .директора ФГБОУ ДО ФЦДТи К Л.М. Проценко

5

Грамота руководителю музея Героя Советского Союза М.С. Харченко и 2 ЛПБ  Шиженской Н.Н.  руководителю-Призера (2 место) секции «Военно-исторические музеи» Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации.

11.10.2019

Приказ №508

И.о .директора ФГБОУ ДО ФЦДТи К Л.М. Проценко

6

Грамота руководителю музея Героя Советского Союза М.С. Харченко и 2 ЛПБ Шиженской Н.Н., научному руководителю призера  (3 место) в личном зачете секции «Военно-исторические музеи» Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации.

11.10.2019

Приказ №508

И.о .директора ФГБОУ ДО ФЦДТи К Л.М. Проценко

7.

Диплом Музею Героя Советского Союза М.С. Харченко – Призеру (2 место) )  секции «Военно-исторические музеи» Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации

11.10.2019

Приказ №508

И.о .директора ФГБОУ ДО ФЦДТи К Л.М. Проценко

8

Диплом Деликамову Руслану –дипломанту в личном зачете (2 место) секции «Военно-исторические музеи» Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации.

11.10.2019

Приказ №508

И.о .директора ФГБОУ ДО ФЦДТи К Л.М. Проценко

9

Диплом Гордыманову Руслану  – призеру в личном зачете (3 место) секции «Военно-исторические музеи» Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации

11.10.2019

Приказ №508

И.о .директора ФГБОУ ДО ФЦДТи К Л.М. Проценко

10

Грамота Кузнецовой И.А.. - научному руководителю Дипломанта в личном зачете секции «Военно-исторические музеи» Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации

11.10.2019

Приказ №508

И.о .директора ФГБОУ ДО ФЦДТи К Л.М. Проценко

11

Грамота руководителю музея Героя Советского Союза М.С. Харченко и 2 ЛПБ  Кузнецовой И.А.  руководителю-Призера (2 место) секции «Военно-исторические музеи» Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации.

11.10.2019

Приказ №508

И.о .директора ФГБОУ ДО ФЦДТи К Л.М. Проценко

12.

Диплом  Шиженской Н.Н.за 1 место  в Международном педагогическом конкурсе «Успешные практики в образовании» (г. Москва).Номинация  «Передовой опыт. Конкурсная работа  «Деятельность школьного музея Героя Советского Союза М.С. Харченко и 2-ой Ленинградской партизанской бригады»  

21.10.2019

Евразийский институт развития образования имени Януша Корчака

№ RS 338 - 138940

13

Сертификат Шиженской Н.Н. за участие в работе Всероссийской творческой группы «Использование технологии музейной педагогики и ее образовательных возможностей в организациях, осуществляющих учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС» с материалом на тему «Обоз, прорвавший блокаду Ленинграда в марте 1942 года».

25.10.2019

Издание«Слово педагога»

Серия ТГ- №561

Главный редактор

В.В. Богданов

14

Благодарственное письмо Шиженской Н.Н.з активное участие в работе издания «Слово педагога», а также за личный вклад по внедрению информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.  

25.10.2019

№ 117821

Главный редактор

В.В. Богданов

15

Всероссийское педагогическое общество «Доверие»

Свидетельство Шиженской Н.Н.о опубликовании работы «Обоз, прорвавшийся через блокадное кольцо в Ленинград в марте 1942 года» в сборнике «Эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт, перспективы» (г. Москва)

27.10.2019

№ DV 338-49971

Руководитель орг. митета

Шаров В.М.

16

Свидетельство Шиженской Н.Н.о публикации работы «Деятельность музея М.С. Харченко» в номинации «Военно-патриотическое воспитание учащихся» на сайте «Дельфиненок.РФ»

31.10.2019          

№ 000-04318

Председатель жюри Гладилин Е.Ю.

17.

Свидетельство Шиженской Н.Н. о публикации на сайте работы «Подарок блокадному Ленинграду» на сайте «ВРЕМЯ ЗНАНИЙ»

31.10.2019

№ VZ1018-113465

Главный редактор Воробьев И.Г.

18

Свидетельство Шиженской Н.Н. о публикации в электронном СМИ Nsportal.ru видеоматериала «Деятельность музея М.С. Харченко»

01.11.2019

Администратор сети Кадыков С.Ю

19

Диплом педагогического сайта «Стрна образования»

Шиженской Н.Н. за 1 место во Всероссийском конкурсе «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях внедрения ФГОС ООО»

01.11.2019

№ ДД 4516 Главный редактор Богданов В.В.

20.

Диплом Шиженской Н.Н. победителю (1 место) 14 Всероссийского педагогического конкурса «Профессиональный рост» в номинации «Деятельность в системе дополнительного образования». Конкурсная работа «Деятельность школьного музея М.С. Харченко». г Москва.  

04.11.2019

№SV  317 – 113379 Рук. Центра гражданского образования  «Восхождение» Аминов А.М.

21.

Диплом Шиженской Н.Н. победителю (1 место) Международного конкурса «Изумрудный город» номинация «Лучший педагогический проект». Название работы «Визитная карта школьного музея Героя Советского Союза М.С. Харченко.

04.11.2019

№ 63926 Председатель оргкомитета Федосова И.Г.

22.

Диплом Шиженской Н.Н. Победителю (1 место) Всероссийского дистанционного конкурса «Золотая рыбка» для педагогов в номинации «Творческие педагогические работы». Работа «Деятельность школьного музея».

04.11. 2019

 №3Р- 76586

Председатель жюри Соловей Л.Г.

23.

Свидетельство Шиженской Н.Н. о публикации на сайте «Инфоурок» методической разработки статьи по музееведению «Подарок Ленинграду»

05.11.2019 г.

№ ИЯ36052329

Пред.редакционной коллегии И.В. Жаборовский

Мероприятия, проведенные с участием актива школьного музея:

. Опыт работы музея обобщен в Санкт-Петербурге и в России.

1.. Ежегодно проводятся историко-краеведческие экспедиции в Партизанский край. /Проведено 10 экспедиций. Имеются фото- и видеоотчеты/

2.  Актив участвует в поисковых экспедициях /в составе псковского отряда «Бригада-60» и новгородского «Долина»/.

3.  Устанавливаются и реставрируются памятные знаки на местах гибели партизан, сожженных деревень /деревня Леляново, у деревни Шубино на месте гибели М.С. Харченко.

4.  Участвуя в городских акциях «Зеленый пояс Славы», «Безымянная высота», проводим экологические десанты у мемориалов Дороги Жизни, сожженной немцами деревни Большое Заречье, в поселке Дедовичи, мемориальном комплексе деревни Железница высадили 75 лип.

5. Издали книги о героях-партизанах 2 ЛПБ.

6.Ежегодно участвуем в игре-конкурсе по эколого-краеведческому ориентированию, в районе заняли 1 место, в городе-3 место.

7. Ежегодно участвуем и побеждаем в военно-спортивной игре «Зарница».

8.Активно изучаем историю Партизанского края. Совместно с военно-историческим клубом Политехнического Университета показываем реставрацию военных событий партизанской войны., интерактивную выставку оружия Победы.

9. Неоднократно и активно обращались к Президенту России Путину В.В. и Правительству Санкт-Петербурга по вопросу присвоения звания «Край Партизанской Славы» Дедовичскому району Псковской области. С радостью сообщаем, что усердия претворены в жизнь. В 2017 году Дедовичскому району присвоено почетное звание «Край Партизанской Славы» (единственный район в России), а в Санкт-Петербурге появился новый праздник -29 марта День Партизанской Славы (в этот день в блокадный Ленинград прибыл партизанский обоз).

10. Итоги Экспедиции в Партизанский край «По пути народных мстителей», проведенной в феврале 2018 года, подвели и обсудили на Международной конференции «Шла война народная», где наш музей был награжден медалью «Партизанская Слава Ленинграда»

11. Ежегодно проводим саммит Советов музеев Ленинградских Партизанских Бригад школ города, обсуждая участие в совместных акциях и конференциях.

12. Работа школьного музея высоко оценена на Всероссийском конкурсе школьных музеев 5-11 октября 2019 года в Москве. Актив музея занял 2 место. Материалы по музееведению нашей школы будут опубликованы в краеведческих сборниках Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.

13. Второй год активно участвуем в городской акции «Я записываю имена жертв блокады».

14. Участвуем в музейной игре «Удивительное рядом» по школьным музеям Выборгского района.

15. Экспонаты из нашего музея выставляются на городских выставках «Хранители Памяти».

16. Оказали помощь в создании и открытии музеев в многопрофильном техникуме поселка Дедовичи и школе поселка Токсово.

17. Совершили лыжный пробег по трассе маршрута партизанского продовольственного обоза дер. Нивки- дер. Жемчугово.

18.Ежегодно организуем 8 мая праздник улицы Харченко для жителей микрорайона.

19. В канун дня Победы организуем Митинг и шествие Бессмертного полка по улицам микрорайона.

20. Пополнили экспозицию школьного музея новыми макетами, изготовленными учащимися школы «Лесной проспект в дни блокады», «партизанский обоз» и баннером «Дорога через фронт», выполненный по проекту актива музея

21. 10 февраля-День Памяти Героя Харченко. .Ежегодно в этот день в школьном актовом зале аншлаг, ведь школьная театральная студия показывает  премьеру нового спектакля о событиях военной летописи. Дети тонко передают переживания перед лицом сиерти сверстников военного поколения. Зрители не сдерживают слезы. Спектакли снимают телестудии Санкт-Петербурга и показывают по ЦТ «Россия-1». Слава наших артистов перешагнула границы Санкт-Петербурга.

.

 Основные идеи развития школьного музея.

Работа школьного музея является важной составной частью учебно-воспитательной работы школы, одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий активность и самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории Отечества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию у школьников

гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет совет музея, состоящий из представителей 6-11 классов.


При музее организован историко-краеведческий кружок, на занятиях которого обучающиеся знакомятся с основами музейного дела, участвуют в подготовке выставок, экскурсий, презентаций.

Музей способствует социализации и самореализации подростков и старших школьников в коллективной творческой деятельности средствами музееведения. Важна роль музея в создании условий для более активного включения учащихся в поисковую и исследовательскую работу, связанную с историей города и области. Большое значение играет апробирование на школьном, городском и областном уровне знаний, умений и навыков учащихся, связанных с начальным этапом приобщения к исследовательской деятельности и пропаганда научных знаний среди учащихся школы.

Анализ возможностей развития школьного музея.

Неиссякаемым источником гражданско-патриотического воспитания молодежи являются героические страницы истории нашей Родины, подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны, как на фронтах, так и в тылу. Школьный музей имеет большие возможности для воспитания патриотических качеств у подрастающего поколения на героических примерах прошлого, для формирования интереса к истории страны через освещение страниц жизни прошлых поколений. Это дает возможность дальнейшего развития школьного музея.

Основная цель деятельности музея школы, сохранение исторической памяти, способствует развитию чувства патриотизма, гордости за наше Отечество, воспитание гражданственности, любви к Родине; привлечение учащихся школы к изучению исторического и культурного наследия родного города, школы, семьи, Отечества через познавательную, творческую и практическую деятельность. Для выполнения этой цели ставятся следующие задачи по развитию возможностей школьного музея:

- Повышение интереса к изучению прошлого школы, города, Партизанского края, к истории России.

- Воспитание чувства уважения к родному городу и к горожанам на примерах из прошлого.

- Использование музея в учебной, воспитательной работе.

- Связь поколений через встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружеников тыла, земляков, которые прославили наш город и область.

Одно из условий возможностей развития деятельности школьного музея: преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся разных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору и изучению музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий, что способствует пропаганде в школе системы краеведческого и музееведческого образования учащихся.

Деятельность музея способствует воспитанию и обучению учащихся через систему дополнительного образования и самообразования. Для развития школьного музея необходимо:

- организационная работа с Советом Музея - проведение членов совета музея по программе обучения юных музееведов на занятиях в кружке при школьном музее;

- поисковая, научно-исследовательская работа проводится через составленные поисковые задания, учитывающие возраст и интересы учащихся;

- работа с фондами и над экспозицией музея;

- массовые акции и мероприятия;

- экскурсии, связанные с тематикой музея и историческими датами

Условия, необходимые для реализации программы:

- решение кадрового вопроса руководства музея;

- совершенствование механизмов оценки качества воспитательной работы;

- современно оборудованное образовательно-воспитательное музейное пространство;

- комфортная здоровьесберегающая обучающая среда;

- улучшение материально-технической базы школьного музея.

Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы развития музея

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- возрождения истинных духовных ценностей российского народа;

- сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций;

-оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Деятельность музея обеспечивает интеграцию содержания общего и дополнительного образования школьников, расширяя, углубляя и систематизируя знания по общеобразовательным предметам и фундаментальным наукам; обеспечивает метапредметную интеграцию знаний, формирующую мировоззрение обучающегося и адекватное миропонимание; обеспечивает формирование предметных, метапредметных и ключевых компетенций обучающихся, позволяющих применять теоретические знания в практической деятельности, умение анализировать, ставить цель, продуцировать идеи, идеи, планировать, проектировать, продуктивно действовать, принимать решения и т.д.

Критерии образовательной результативности:

  • на уровне музея: динамика увеличения фондов, количество образовательных мероприятий; количество работ, представленных на краеведческих конференциях, конкурсах; количество посетивших музей;
  • на уровне обучающихся: количество школьников, вовлеченных в деятельность музея; количество школьников, вовлеченных в краеведческую исследовательскую деятельность; качество знаний, сформированность предметных, межпредметных и ключевых компетенций;
  • на уровне педагогов: мотивация на участие в деятельности музея, обогащение опытом практической деятельности по музейной педагогике; участие в научно-исследовательской работе; степень удовлетворенности участием в музейной деятельности;
  • на уровне школы: количество школьников-участников краеведческих конкурсов, конференций, олимпиад; количество педагогов, включенных в деятельность музея; владение педагогами методиками организации поисково-исследовательской работы; количество проведенных в музее образовательных мероприятий.

 Социально-педагогической результативности – степени успешности функционирования военно-исторического музея в достижении социальной значимости деятельности школы, отраженной в критериях и показателях на уровнях родителей  и школы.

Критерии социально-педагогической результативности:

  • на уровне родителей: приобретение психолого-педагогических знаний о своем ребенке, улучшение взаимоотношений с ним, мотивация на участие в разнообразных формах общего и дополнительного образования школы;
  • на уровне школы: престиж школы в среде родителей, количество школьников и родителей, вовлеченных в деятельность музея; количество выпускников, поступивших в профильные вузы; количество проведенных на базе музея районных и  городских мероприятий.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

Экспозиция музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад"

Экспозиция музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" (презентация) ГБОУ Школа № 268 Невского района Санкт-Петербурга...

Статья "Юность, подвиг партизанский не забудь!" к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза М.С. Харченко, пулеметчика и командира отряда "Грозный" Второй Ленинградской Партизанской бригады

Из опыта патриотического воспитания в школе №104 имени Героя Советского Союза Михаила Семеновича Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга. О деятельности школьного музея, об организации историко-к...

Статья "Жизнь во имя Победы. Межрегиональная экспедиция в Партизанский край "По боевому пути народных мстителей", посвященная 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Харченко, командира отряда "Грозный" Второй ЛПБ"

Из опыта военно-патриотического воспитания учащихся школы №104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко. В статье раскрываются методы подготовки и проведения историко-краеведческих экспедиций в Парт...

Положение о школьном музее Героя Советского Союза М.С. Харченко и 2 ЛПБ

Моя работа пригодится начинающим заведующим школьных музеев....

План работы музея Героя Советского Союза М.С.Харченко школы №104 Санкт-Петербурга на 2021/2022 учебный год

Эта публкация может помочь начинающим руководителям школьных музеев в планировании работы...