Программа дополнительного образования "Мастерок"
рабочая программа (5, 6 класс)

Ильина Оксана Вениаминовна

Программа дополнительного образования художественной направленности "Мастерок" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmamasterok_pdo_ilina_o.v.doc752 КБ

Предварительный просмотр:

IMG_0001

Пояснительная записка

Глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, посуда, всевозможные сосуды и даже ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла. Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости, создания объемного изображения в большей мере способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве, способствует так же усвоению целого ряда математических представлений.

Становится необходимым вовлечение ребенка в прикладное творчество, посредством которого развиваются художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками.

В конечном счете, занятия  лепкой при правильной их организации развивают умственные способности учащихся, трудолюбие, работоспособность, абстрактное мышление, художественный вкус, сила воли, уравновешенность, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Нормативно-правовая база программы:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ),
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) (извлечения).
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы / Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г.№ 295 (ред. от 27.04.2016).
  4. Концепция развития дополнительного образования детей /Распоряжение правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.
  5. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  6. Примерные требования  к программам дополнительного образования детей / Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844.
  7. Методические рекомендациям по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
  8. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. N 09-3242.
  9. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41.

Современный человек живет мире, где все пребывает в движении, заставляющем искать ориентиры среди разноречивости многих представлений и знаний неудержимого потока информации. В попытке осмысления «себя», поиска связи с настоящим и прошлым, внимание человека устремляется на все то, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относится нестареющая, не утрачивающая своей привлекательности художественное мышление наших предков народная пластика и декоративно-прикладное искусство.

 В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира. Обращение к народной культуре, прикосновение к народным ремеслам, традициям, создает условия для развития коммуникативных способностей ребенка, способствует воспитанию бережного отношения к труду и творчеству других людей. Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной пластики очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и декоративно-прикладной деятельности. Глина – это благородный материал. На нем дети развивают мелкую моторику руки, творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства.

Новизна. Знакомство и приобщение школьников к народному творчеству имеет образовательное и воспитательное значение. Это не только приобщение к исторически сложившимся веками культурным корням, но и к эстетическим ценностям, передаваемым из поколения в поколение. Таким образом, занятия в детском объединении «Мастерок» способствуют формированию и развитию творческих способностей, самостоятельности и трудолюбия учащихся. Одной из задач детского объединения является передача ребятам профессиональных навыков, обучение основным приемам лепки и росписи, т.е. заключается в преемственности поколений и сохранение сложившихся культурных традиций.

Педагогическая целесообразность реализации содержания образовательной программы «Мастерок» в применении психолого-педагогических и специальных приемов, способствующих развитию представления, воображения, способности создавать образы, формированию умений передавать образы через лепку; в умении организовать обучающихся с целью, чтобы они ощущали свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом.

Программа «Мастерок» способствует развитию творческих способностей – процесса, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Отличительные особенности программы. В процессе обучения в детском объединении учащиеся проходят начальный курс скульптуры; знакомятся с основными техниками работы с пластичными материалами; образное, пространственное мышление развивается при выполнении творческих работ по собственному замыслу на основе эскизов, схем. Основной тематический материал программы посвящен знакомству обучающихся с глиняными народными промыслами России (кожлянская игрушка, дымковская игрушка, абашевская игрушка, филимоновская игрушка), а также современным художественным творчеством (ковровская, тверская игрушка).

 Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением простейших, затем более сложных изделий из глины и их художественным оформлением.

На занятиях используется местная глина. Комбинируется синяя, сизая, молочно-белая, желтая и красная глина. Места забора глины – Курчатовский район, Большесолдатский район.

Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам глиняных народных промыслов.

     Достижение цели программы «Мастерок» основано на реализации задач:

 Личностные:

  • формирование личностных качеств, обучающихся (ответственности, исполнительности, трудолюбия, аккуратности и др.);
  • формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело;
  • формирование чувств патриотизма и гордости, любви и уважения к большой и малой Родине;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредетные:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • развитие фантазии, образного мышления, воображения;
  • выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;
  • развитие умений организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • формирование умений разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формировать и отстаивать свое мнение.

Предметные:

  • углубление и расширение знаний об истории и развитии народных глиняных ремесел России и родного края;
  • развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
  • развитие способностей воспринимать эстетику природных объектов, выражать свое отношение через пластику глины;
  • развитие познавательного интереса детей к различным видам росписи;
  • приобретение навыков владения различными техниками работы с глиной, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • получение знаний в области композиции и орнамента,
  • формирование знаний по основам композиции, цветоопределения и материаловедения;

Программа «Мастерок» художественной  направленности, по уровню сложности – одноуровневая, по функциональному предназначению – общеразвивающая. Уровень освоения программы – общекультурный (базовый).

В программе прослеживаются предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания. При выполнении эскизов изделий, работы над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики. 

Программа направлена на освоение новых знаний и практических навыков в области декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей у учащихся, креативного мышления, самореализации личности. Данная программа помогает раскрыть в ребенке способность видеть, понимать и создавать красоту окружающего мира собственными руками.

Обучение по программе «Мастерок» подразумевает предметно-практическую деятельность обучающихся. В процессе реализации программы используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с источниками информации, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно - поисковый, ситуационный.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

        Адресат программы. Программа рассчитана на детей возраста 10-12 лет. Период с 10 до 14 лет – период отрочества, характеризуется стремлению к общению со сверстниками, утверждение самостоятельности и независимости. Развивается способность анализировать, обобщать, Стремление подростка овладеть различными умениями повышает чувство компетентности и полноценности. Возрастает значимость мнения сверстников. Задача педагога помочь адаптироваться в коллективе каждому ребенку. Во взаимоотношениях со взрослыми выражены как стремление противопоставить себя им, отстаивать собственную независимость, так и ожидание помощи, поддержки, важность одобрения. Педагогу необходимо стать старшим другом и наставником подростку. Уметь спокойно и доступно анализировать возникающие проблемы, не навязывать своего мнения, дать возможность для проявления большей самостоятельности в работе. Формы работы: викторины, экскурсии, выполнение коллективных работ, проектных работ.

Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения по программе - 144 часа.

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом в 15 минут. Продолжительность занятия составляет 45 минут. Занятия проводятся в группе по 10-15 человек.

Срок реализации образовательной программы составляет 1 год. Программа реализуется с 2014 года, регулярно корректируется согласно требованиям, предъявляемым к программам.

Организация образовательного процесса в объединении осуществляется согласно учебному плану программы. При составлении плана учитываются интересы, потребности учащихся и родителей.

Содержание программы представлено различными видами работы с глиной.

Планируемые результаты.

Личностные результаты. По результатам реализации образовательной программы обучающийся:

  • идентифицирует себя в качестве гражданина и патриота России (самоопределение);
  • проявляет положительные качества: активно включается в общение в процессе взаимодействия со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявляет дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей, ответственность за качество своей деятельности, оказывает бескорыстную помощь своим сверстникам, находит с ними общий язык и общие интересы (нравственно-ценностные установки);
  • готов к самостоятельным действиям и способен к саморазвитию и самообразованию, осуществляет осознанный выбор и построению своей дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе освоения образовательной программы (ценностно-смысловая ориентация);
  • испытывает потребность в здоровом и безопасном образе жизни (ценностно-смысловая ориентация);
  • организовывает самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий, соблюдает требования техники безопасности к местам проведения занятий (самоопределение);
  • взаимодействует со сверстниками в предметно практической - деятельности и реализации творческого потенциала.
  • бережно относится к национальным культурным ценностям и традициям своего народа.

Метапредметные результаты.

По результатам реализации образовательной программы обучающийся:

  • применяет знания и полученный опыт работы с информацией в процессе образовательной и социальной деятельности (познавательные УУД);
  • осуществляет поиск информации с использованием библиотек и интернета (познавательные УУД);
  • объективно оценивать и анализировать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения (регулятивные УУД);
  • планирует конечный результат, проектирует творческую работу, самостоятельно выполняет (регулятивные УУД);
  • умеет работать в команде, принимать позицию других учащихся, планировать сотрудничество, слушать, выступать. Проявляет инициативу, принимает решения (коммуникативные УУД).

Предметные результаты. По результатам реализации образовательной программы обучающийся:

  • знает историю развития народных глиняных ремесел России и родного края;
  • умеет выражать через пластику глины свое отношение к природе, видение окружающего мира;
  • владеет основными приемами росписи изделий;
  • владеет различными техниками работы с глиной (лепка из шара, конуса, цилиндра, жгута и т. д.), а также инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • знает основы композиции, цветоопределения и материаловедения;

Условия реализации программы

Для занятий в кружке необходимо отдельное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к помещениям для проведения занятий. Помещение должно быть просторным, с необходимым количеством мест для  индивидуальных занятий обучающихся, хорошо освещенным. Материалом является подготовленная смесь из серой, белой, желтой, красной глины.  Для занятий учащимся понадобятся следующие инструменты:

  • дощечки для лепки;
  • стеки;
  • небольшие емкости под воду;
  • кисточки;
  • краски гуашевые;
  • наждачная бумага;
  • клей поливинилацетатный (ПВА);
  • лак.

Для организации учебных занятий и оформления творческих работ необходимы:

  • емкости для хранения и обработки глины (ведра, бачки, кастрюли);
  • шкафы-стеллажи для сушки и хранения готовых работ;
  • место для хранения необходимых отделочных материалов и инструментов;
  • витрины для выставки образцов сувениров-игрушек, выставочных композиций;
  • шкаф для наглядных пособий, книг, таблиц и другой методической литературы;
  • лакировочный стол;

 Также необходимо дидактическое (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей) и методическое обеспечение.

При приеме в объединение важно наличие согласия родителей, их заявление, личное желание ребенка. Основанием для отчисления являются систематические пропуски занятий, личное желание ребенка или родителей.

Результативность образовательной  деятельности

  • Уметь различать и лепить форму шара, конуса, цилиндра;
  • Владеть способами декоративной лепки на плоскости;
  • Лепить элементы простейшей посуды;
  • Владеть конструктивными, пластическими, комбинированными способами лепки;
  • Владеть простейшими способами дымковской, абашевской, филимоновской лепки;
  • Мини-выставки работ в объединении;
  • Постоянная экспозиция работ в кабинете;
  • Выставки детских работ для родителей;
  • Участие в плановых выставках МКООДО «Большесолдатский районный Дом детского творчества»;
  • Участие в районных, областных массовых мероприятиях.


Учебный  план

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводная беседа. История игрушек из глины.

2

1

1

Входной

2

Лепка домашних животных (конструктивный способ)

20

1

19

Наблюдение. Текущий контроль

3.

Игрушка-сувенир (комбинированный способ)

     18

2

16

Наблюдение. Текущий контроль

4.

Дымковский промысел.

23

2

21

Наблюдение. Текущий контроль

5.

Знакомство с Кожлянским промыслом.

15

2

13

Наблюдение. Текущий контроль

6.

 Филимоновский промысел.

20

2

18

Наблюдение. Текущий контроль

7.

Абашевский промысел.

20

2

18

Наблюдение. Текущий контроль

8.

 Лепка сувениров в технике.

18

1

17

Наблюдение. Текущий контроль

9.

Оформление выставочных работ

6

-

6

Текущий контроль

10.

Итоговое занятие

2

-

2

Итоговый контроль

 

Итого

144

12

132

Календарный учебный график

Дата проведения

Тема

Теоретические занятия

Кол-во часов

Практические занятия

Кол-во часов

Общее кол-во часов

1

13.09.2019 (2ч.)

Вводное занятие

Инструктаж по безопасным условиям труда. История возникновения игрушек из глины.

1

Лепка простейших элементов игрушек  на основе шара, конуса, цилиндра

1

2

2

19.09.2019 (2 ч.)

20.09.2019 (2 ч.)

26.09.2019 (2 ч.)

27.09.2019 (2 ч.)

03.10.2019 (2 ч.)

04.10.2019 (2 ч.)

10.10.2019 (2 ч.)

11.10.2019 (2 ч.)

17.10.2019 (2 ч.)

18.10.2019 (2 ч.)

Лепка домашних животных (конструктивный способ)

Определение разнообразий животных, их классификация. Описание форм, отличительных черт и соотношений частей тела животных.

1

Лепка основных частей туловища и сопутствующих деталей животного. Сборка деталей животного. Сушка. Роспись.

19

20

3

24.10.2019 (2 ч.)

25.10.2019 (2 ч.)

31.10.2019 (2 ч.)

01.11.2019 (2 ч.)

07.11.2019 (2 ч.)

08.11.2019 (2ч.)

14.11.2019 (2 ч.)

15.11.2019 (2 ч.)

21.11.2019 (2 ч.)

Игрушка-сувенир (комбинированный способ)

Лепка сувениров различными способами. Художественное оформление работы.

2

Составление эскизов 2-3 работ. Выполнение различными способами сувенирной продукции. Сушка. Роспись.

16

18

4

22.11.2019 (2 ч.)

28.11.2019 (2 ч.)

29.11.2019 (2 ч.)

05.12.2019 (2 ч.)

06.12.2019 (2 ч.)

13.12.2019 (2 ч.)

19.12.2019 (2 ч.)

20.12.2019 (2 ч.)

26.12.2019 (2 ч.)

27.12.2019 (2 ч.)

09.01.2020 (2 ч.)

10.01.2020 (1 ч.)

Дымковский промысел

История промысла. Особенности лепки и росписи. Символика росписи дымковской игрушки, элементы росписи: круги, волнистые линии, прямые, сеточка.

2

Лепка птиц (сорока, петух). Роспись красками дымковского промысла.

Лепка четвероногих животных (козлик, корова, баран, олень). Сборка деталей игрушки. Декорирование. Сушка. Роспись.

21

23

5.

10.01.2020 (1 ч.)

16.01. 2020 (2 ч.)

17.01.2020 (2 ч)

23.01.2020 (2 ч.)

24.01.2020 (2 ч.)

30.01.2020 (2 ч.)

31.01.2020 (2 ч.)

06.02.2020 (2 ч.)

Знакомство  с Кожлянским промыслом.

История промысла. Особенности лепки и росписи. Символика росписи Кожлянской игрушки, элементы росписи.

2

 Лепка птиц (петух). Роспись.

Лепка четвероногих животных (кот, козлик, баран). Сборка деталей игрушки. Декорирование. Сушка. Роспись.

13

15

6.

07.02.2020 (2 ч.)

13.02.2020 (2 ч.)

14.02.2020 (2 ч.)

20.02.2020 (2 ч.)

21.02.2020 (2 ч.)

27.02.2020 (2 ч.)

28.02.2020 (2 ч.)

05.03.2020 (2 ч.)

06.03.2020 (2 ч.)

12.03.2020 (2 ч.)

Филимоновский промысел

История филимоновского промысла. Особенности лепки и росписи. Узоры, орнаменты, применяемые в филимоновском промысле.

2

Лепка формы игрушки «из куска», стиль лепки, характерный для филимоновского промысла. Лепка утки, петуха (пластическим способом). Роспись на бумаге. Отработка навыков росписи красками «гуашь».

18

20

7.

13.03.2020 (2 ч.)

19.03.2020 (2 ч.)

20.03.2020 (2 ч.)

26.03.2020 (2 ч.)

27.03.2020 (2 ч.)

02.04.2020 (2 ч.)

03.04.2020 (2 ч.)

09.04.2020 (2 ч.)

10.04.2020 (2 ч.)

16.04.2020 (2 ч.)

Абашевский промысел.

История абашевского промысла. Особенности лепки и росписи. Узоры и налепи, применяемые в абашевском промысле. Узоры, орнаменты.

2

Лепка игрушки из «куска». Лепка животных (козлик, олень, бычок).

18

20

8.

17.04.2020 (2 ч.)

23.04.2020 (2 ч.)

24.04.2020 (2 ч.)

30.04.2020 (2 ч.)

07.05.2020 (2 ч.)

08.05.2020 (2 ч.)

14.05.2020 (2 ч.)

15.05.2020 (2 ч.)

21.05.2020 (2 ч.)

Лепка сувениров в технике.

Разнообразие сувениров, их название. Способы создания сувениров. Сувениры, создаваемые различными способами на основе навыков, полученных в течение года.

1

Составление эскизов (2-3 работы). Декорирование. Сушка. Роспись. Отчетная выставка «Ярмарка сувениров».

17

18

9.

22.05.2020 (2 ч.)

28.05.2020 (2 ч.)

29.05.2020 (2 ч.)

Оформление выставочных работ

Составление эскизов выставки. Подборка названий к экспонатам.

6

6

10.

30.05.2020  (2 ч.)

Итоговое занятие

Составление экспонатов отчетной выставки «Праздник народных промыслов»

2

2

Оценочные материалы. Формы контроля.

 Начальная готовность обучающихся оценивается в процессе собеседования, в результате которого определяется, что обучающийся знает, умеет и какие практические задачи может решать, также оценивается эмоциональное состояние ребенка.

Результаты достижений обучающегося оцениваются с помощью  педагогического наблюдения, мониторинга, анализа результатов деятельности, беседы. Для проведения  мониторинга используются контрольные задания, тесты, диагностика личностного роста, анкетирование, журнал учета.

Используемые формы контроля:   текущий, тематический, итоговый. Формы аттестации: тест, творческая работа, выставка, конкурс, смотр, фестиваль художественного творчества, открытое занятие и др.

В программе используются следующие уровни освоения программы:

Минимальный уровень - обучающийся не выполнил образовательную программу, нерегулярно посещал занятия.

Базовый уровень - обучающийся стабильно занимается, регулярно посещает занятия, выполняет образовательную программу.

Высокий уровень - обучающийся проявляет устойчивый интерес к занятиям, показывает положительную динамику развития способностей, проявляет инициативу и творчество, демонстрирует достижения.

Содержание программы

Занятие 1. Вводное занятие 2ч.

Инструктаж по безопасным условиям труда. История возникновения игрушек из глины. Знакомство детей с простейшими элементами игрушек  на основе шара, конуса, цилиндра.

Занятие 2. Лепка домашних животных (конструктивный способ) 20 ч.

Определение разнообразий животных, их классификация. Описание форм, отличительных черт и соотношений частей тела животных.

Лепка основных частей туловища и сопутствующих деталей животного путем использования наглядных пособий. Обучение сборке деталей животного.

Занятие 3. Игрушка-сувенир (комбинированный способ) 18 ч.

Лепка сувениров различными способами. Обучение основам художественного оформления работы. Составление эскизов 2-3 работ. Выполнение различными способами сувенирной продукции.

 Занятие 4. Дымковский промысел 23 ч.

Знакомство с историей дымковского промысла. Обучение особенностям лепки и росписи. Символика росписи дымковской игрушки, элементы росписи: круги, волнистые линии, прямые, сеточка. Лепка птиц (сорока, петух). Роспись красками дымковского промысла. Лепка четвероногих животных (козлик, корова, баран, олень).

Занятие 5. Знакомство с Кожлянским промыслом 15 ч.

История промысла. Особенности лепки и росписи. Символика росписи Кожлянской игрушки, элементы росписи. Лепка птиц (петух). Роспись. Лепка четвероногих животных (кот, козлик, баран). Сборка деталей игрушки. Декорирование. Сушка. Роспись.

Занятие 6. Филимоновский промысел 20 ч.

Знакомство с историей филимоновского промысла. Знакоство с особенностями лепки и росписи. Узоры, орнаменты, применяемые в филимоновском промысле. Обучение лепке игрушки «из куска». Стиль лепки, характерный для филимоновского промысла. Лепка утки, петуха (пластическим способом). Роспись на бумаге. Отработка навыков росписи красками «гуашь».

   

Занятие 7. Абашевский промысел 20 ч.

Знакомство с историей абашевского промысла. Особенности лепки и росписи абашевской игрушки. Узоры, налепи и  орнаменты, применяемые в абашевском промысле.  Лепка игрушки из «куска». Лепка животных (козлик, олень, бычок).

Занятие 8. Лепка сувениров в технике 18 ч.

Разнообразие сувениров, их название. Обучение способам создания сувениров. Сувениры, создаваемые различными способами на основе навыков, полученных в течение года. Составление учениками эскизов (2-3 работы). Декорирование. Отчетная выставка «ярмарка сувениров».

Занятие 9. Оформление выставочных работ 6 ч.

Составление эскизов выставки. Подборка названий к экспонатам.

Занятие 10. Итоговое занятие 2 ч.

Составление экспонатов отчетной выставки «Праздник народных промыслов».

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

п/п

Раздел

Формы занятий

Приемы и методы организации учебных занятий

Формы подведения итогов

Сроки

1.

Вводное занятие

Групповая

Рассказ

Иллюстративно-наглядный

сентябрь

2.

Лепка домашних животных (конструктивный способ)

Групповая

Индивидуальная

Иллюстративно-наглядный

Самостоятельное изготовление игрушки

сентябрь

3.

Игрушка-сувенир

(комбинированный способ)

Групповая

Индивидуальная

Иллюстративно-наглядный

Демонстрация

практический

Самостоятельное изготовление игрушки

октябрь

4.

Дымковский промысел

Групповая

Индивидуальная

Рассказ

Демонстрация

Практический

Самостоятельное изготовление игрушки

ноябрь

5.

Знакомство с Кожлянским промыслом

Групповая

Индивидуальная

Рассказ

Самостоятельное изготовление игрушки

декабрь

6.

Филимоновский промысел

Групповая

Индивидуальная

Иллюстративно-наглядный

Практический

Самостоятельное изготовление игрушки

7.

Абашевский промысел

Групповая

Индивидуальная

Рассказ

Демонстрация

Практический

Самостоятельное изготовление игрушки

январь

8.

Лепка сувениров в технике.

Групповая

Индивидуальная

Практический

Самостоятельное изготовление игрушки

Отчетная выставка

«Ярмарка сувениров»

февраль-март

9.

Оформление выставочных работ

Групповая

Практический

Самостоятельное оформление работ

апрель-май

10.

Итоговое занятие

Организация выставки

Беседа

Презентация авторских экспонатов

май

Список литературы

Для педагога:

Официально-документальные материалы:

1. Федеральный закон от 29.2012 № 273 «Об образовании в Российской федерации».

2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Концепция развития дополнительного образования детей, утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014года № 1726-р  

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Книги:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. – 2-изд., перераб. –: С-П. Издательство В. А. Михайлова, 1998. – 147 с.

2. Андреева Е.А. Трехминутные развивающие игры для детей. - М.: РИПОЛ классик, 2005. – 320 с.

3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с.

4. Боголюбов Г.М., «Скульптура на занятиях в школьном кружке» – Просвещение, 1995. – 183 с.

5. Брайн Сентенс. Керамика. – М.: Астрель, 2005. – 216 с.

6. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами малой скульптуры (индивидуальный подход): Автореферат дис. Канд. Пед. Наук. – М., 1998. – 78 с.

7. Гамаюнов И. Бог из глины / Игорь Гамаюнов. – М.: МИК, 2013. – 356 c.

8. Голубева Н. А., «Аппликация из природных материалов» – Культура и традиции, 2002. – 132 с.

9. Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества. – В.: Учитель, 2008 – 250 с.

10. Долорс Рос. Керамика. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2010 – 144 с.: ил.

11. Коваленко М.  Керамика. Как лепить из глины / Марина Коваленко. –М.: Коллектор, 2014. – 672 c.

12. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Роспедагенство, 1998. – 128 с.

13. Лельчук, А. М. Глина с характером. Как научить детей лепить из глины и понять язык детского творчества / А.М. Лельчук. – М.: Речь, Сфера, 2011. – 160 c.

14. Ращупкина, С.Ю. Лепка из глины для детей / С.Ю. Ращупкина. – М.: Книга по Требованию, 2010. – 264 c.

15. Ращупкина С. В., Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову. – М.: «РИПОЛ классик», 2010. – 213 с.      

16. Рубцова Е.С. Фантазии из глины. – М., 2007. – 89 с.

17. Солнцева Е. А. Упражнения для развития мелкой моторики. – М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2007. – 93с.

18. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1979. – 243с.

19. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – 2-е изд. – Киев: Рад. школа, 1972. – 244 с.

20. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО Издательство АСТ, 2001. – 128 с.

21. Федоров Г. Н., Послушная глина. Основы художественного ремесла. –  М.: «АСТ-ПРЕСС», 1997. – 135 с.

22. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 207 с.

23. Хапилина И.А. «Азбука народных промыслов» – В.: Учитель, 2012 –199 с.

24. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – В.: Учитель, 2012 –199 с.

Для родителей:

1. Арбат Ю. Путешествие за красотой /Ю. Арбат. – М.: Искусство, 1986. –125 с.

2. Бажин А. О работе с глиной в ДХШ // Юный художник, 1988, №6 с.24-38

3. Вильданова, Т.А. Рукотворное чудо дымки / Т.А. Вильданова. – М.: Искусство, 1998. – 98 с.

4. Газарян С. Прекрасное – своими руками. Народные художественные ремесла / С. Газарян. – М.; Искусство, 1987. – 228 с.

5. Глаголев О. В. Лепим из глины. – М.: Профиздат, 2009. – 96 с.

6. Ерлыкин, Л.А. Поделки своими руками. Изготовление гипсовых форм / Л.А. Ерлыкин. – М.: ТРИЭН, 1997. – 320 с.

7. Купцов, И.И. Родина - жар-птица / И.И. Купцов. – М.: «Советская Россия» 1983. – 196 с.

8. Лепка из глины для детей. – М.: Рипол Классик, 2010. – 264 c.

9. Лепка из пластилина. – М.: Рипол Классик, 2010. – 264 c.

10. Лыкова, И. А. Лепка из пластилина. Сказка. 5-8 лет / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2010. – 103 c.

11. Некрасова М.А. Народные мастера. Традиции и школы. Выпуск №1 «Изобразительное искусство» 1985г.

12. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Изд. центр Академия, 2001.

13. Чаварра Хоамин. Уроки керамики. Ручная лепка. Гончарный круг. –М.: Астрель АСТ, 2003. – 64 с.

Для обучающихся:

1. Асланиди Г.В. Большая иллюстрированная энциклопедия животных. – М.: «Омега»,2005. – 344с: ил.

2. Величкина Г.Б. «Дымковская игрушка». – М.: Мозаика Синтез,2008. – 26 с.

3. Грушко Е.А. «Словарь славянской мифологии». - Н.Н.: Русский купец, 1995. – 89 с.

4. Лыкова И. А. Наша деревушка. Сами лепим дымковские игрушки. Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов. – М.: Цветной мир, 2015. – 16 с.

5. Лыкова И. А. Я леплю из пластилина. Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов. – М.: Мир книги, 2015. – 16 с.

6. Лыкова И. А. Лепим зоосад. Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов для чтения взрослыми детям – М.: Мир книги, 2015. – 18 с.

7. Лыкова И. А.У Лукоморья дуб слепили. Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов. – М.: Мир книги, 2015. – 20 с.

8. Серебренников В.А. «Керамика в современной квартире». – Л.: Художник, 1980. – 64 с.

9. Соломенникова. О.В. «Филимоновские свистульки» – М.: Мозайка Синтез, 2008. – 16с.

10. Федотов Г.М. «Послушная глина». М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 146 с.

Интернет ресурсы

1. https://masteridelo.ru/remeslo/glina/lepka/raskryvaem-vse-sekrety-lepki-iz-gliny-dlya-nachinayushhih.html

2. http://www.filimonovo-museum.ru/toy/technology.html

3. https://filimonofskay-igrushka.ru/uchimsya_lepit

4. https://dymkovo.com/tehnologia.html

5.https://www.toysew.ru/lepim/dymkovskuyu-igrushku-barynya-baryshnya-loshadka.html

6. https://ru.russianarts.online/58694-lepka-abashevskoj-igrushki/

7.https://www.penza-press.ru/lenta-novostey/140328/abashevskaya-igrushka-istoriya-obrazy-i-master-klass-po-lepke-iz-gliny

8. http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=35

9.https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/06/10/master-klass-traditsionnaya-kozhlyanskaya-igrushka

10.https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.perunica.ru%2Fchistiy_ist%2F9136-kozhlyanskaya-glinyanaya-igrushka-kurskiy-solovey.html

11.https://seyminfo.ru/kurskie-shkol-niki-poby-vali-na-master-klasse-po-kozhlyanskoj-igrushke.html

12.http://sad98kursk.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/123-albom-kozhlyanskaya-igrushka-gordost-kurskogo-kraya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...