Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия холодного фарфора" стартовый уровень 72 часа
рабочая программа

Пьянкова Галина Васильевна

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году обучения создают свои изделия, не используя шаблоны. Коллективные работы способствуют разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл to_magiya_holodnogo_farfora_startovyy_uroven.docx162.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принята на заседании     Педагогического совета                                    

протокол №_____

от «___»________ 201__г.

     «Утверждаю»

    Директор МБОУ ДО ЦТ «Мастер»

   _______________В.А. Баженова

      приказ №___ -О от«___»___20__г.

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«МАГИЯ ХОЛОДНОГО ФАРФОРА»

(художественная лепка)

Стартовый уровень

Возраст учащихся: 8-12 лет

Срок реализации: 72 часа

        

        

Разработчик: Пьянкова Галина Васильевна,

        педагог дополнительного образования

Приполярный, 2019

Паспорт программы

1.

Полное название программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Магия холодного фарфора»

2.

Основание для

разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (проект).

3.

Автор-разработчик программы

Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

4.

Руководитель программы

Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

5.

Рецензенты программы

-

6.

Организация заявитель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Мастер»

7.

Адрес организации

628158, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район, сп.  Приполярный, 2 микрорайон, дом 2а, корпус 2. cdtmaster@yandex.ru

8.

Тип программы

Общеобразовательная общеразвивающая

9.

Направленность программы

художественная

10.

Год разработки программы

2019

11.

Год последней корректировки программы

2019

12.

Уровень освоения программы

стартовый

13.

Форма реализации программы

групповая

14.

Целевые группы

обучающиеся 8-12 лет

15.

Сроки реализации программы

 1 год

16.

Цель программы

Создание условий для творческого развития личности, художественного вкуса и интереса к новой технике декоративно-прикладного творчества посредством создания миниатюрных изделий из холодного фарфора.

17.

Краткое содержание программы

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году обучения создают свои изделия, не используя шаблоны. Коллективные работы способствуют разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

18.

Ожидаемые результаты

Ожидается, что за год обучения учащиеся творческого объединения «Магия холодного фарфора» усвоят учебную программу в полном объеме. Свободно будут владеть способами и приемами работы с холодным фарфором, проявят свои творческие способности мастерства, научатся заниматься проектной деятельностью, адекватно оценивать и вовремя вносить поправки в свою работу, работать в коллективе, активно участвовать в выставках и конкурсах.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Магия холодного фарфора» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Программа организации образовательной деятельности «Магия холодного фарфора» имеет художественную направленность[1], относится к стартовому уровню[2], которая вводит обучающихся в удивительный мир творчества, предусматривает развитие изобразительных и художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, дает возможность поверить в себя и свои способности.

Лепнина своими руками – в современном мире не новость. Если раньше такие украшения были уделом богатых дворцов, замков и загородных домов, вельмож и сановников, то сегодня эксклюзивную лепнину из холодного фарфора может выполнить любой человек.

Обычно ее используют в классических интерьерах. Леп-декор как нельзя лучше передает атмосферу торжественности и роскоши, которые свойственны классике, но в настоящее время фарфор популярен во всех стилях. Сегодня фарфор не потерял своей ценности, а наоборот широко используется в искусстве создания интерьеров или различных декоративных мелочах.

Холодный фарфор приобрел свои истоки в Аргентине, в начале прошлого века. Придумали особую смесь из кукурузного крахмала, клея, масла и глицерина, которая стала использоваться для художественной лепки. Эта смесь получила название «холодный фарфор».

К числу наиболее актуальных проблем на сегодня относится отсутствие усидчивости, не постоянство в выборе деятельности, отсутствие умений и желания что-либо делать руками. Дети в современном мире адаптированы получать уже готовый продукт, не прилагая каких-либо усилий для его создания. Данная программа «Магия холодного фарфора» способна решить эти проблемы. Она призвана обратить внимание обучающихся на самые обычные невзрачные вещи, которые мы зачастую выбрасываем и научит эти же ненужные старые вещи преобразить с помощью вылепленных элементов из холодного фарфора, превратив их в эксклюзивную вещь, которые на витринах стоят так дорого.

Особенность программы  заключаются в том, что она включает в себя различные элементы декоративно-прикладного искусства: сувенирная лепка, изготовление бижутерии, флористика и т.д. и дает знания, которые помогают изучить и познакомиться с мастерством дизайнера, флориста, скульптора. Программа «Магия холодного фарфора» содержит разделы, включающие в себя как процесс изготовления изделий, так и процесс изготовления самого материала для лепки, составляющие ингредиенты которого можно постоянно изменять, заменять на появляющиеся новинки. Также появляется возможность постоянно экспериментировать с процессом изготовления фарфора и его окрашиванием.

На занятиях обучающиеся познают окружающий мир, развивают мелкую моторику рук, художественный вкус, творческий интерес. Данная программа помогает детям повысить психическую активность, способствует развитию навыков коммуникации, приносит эстетическое удовлетворение во время создания работы, нормализуют эмоциональное состояние, развивает волевые качества, обогащает субъективный опыт ребенка. Воспитание и обучение в объединении осуществляется в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. обучающийся объединения получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственных замыслов и собственных представлений о мире.

Программа предусматривает работу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории обучающегося и медицинским допуском (разрешением врача)[3].

Программа адресована детям с 8 до 12 лет.

Срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель, 72 часа.

Цель программы: создание условий для творческого развития личности, художественного вкуса и интереса к новой технике декоративно-прикладного творчества посредством создания миниатюрных изделий из холодного фарфора.

Задачи программы:

Обучающие:

  • ознакомить детей с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства;
  • обучить основным приемам работы с холодным фарфором;
  • научить конструктивному и пластическому способам лепки;
  • формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Развивающие:

  • развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус;
  • формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорции», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «композиция»;
  • развивать изобразительные способности, художественный вкус; творческое воображение;
  • сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
  • сформировать умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Условия реализации программы – любой желающий ребенок в возрасте 8-12 лет имеет право заниматься в данном творческом объединении, не обладая при этом специальными умениями и навыками. Форма организации деятельности – групповая, минимальное количество обучающихся в одной группе 3 человека, максимальное количество 10. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа в соответствии с требованием СанПин 2.4.4.3172-14[4].

Для реализации программы необходим специалист, педагог дополнительного образования, владеющий многообразием техник и приемов художественной лепки, изготовления различных изделий из холодного фарфора, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.

Реализация данной программы предполагает соблюдение следующих принципов:

- содержательные задачи решаются методом освоения материала «от простого к сложному» в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

- обучающий курс опирается на умение фантазировать, видеть необычное в простых вещах и своими руками создавать настоящие шедевры.

В структуру программы входят три образовательных блока: теория, практика (способствует развитию творческих способностей у детей, развитие мелкой моторики рук при лепке), проектная деятельность (умение использовать имеющиеся и полученные знания при разработке и создании своей авторской работы).

Для реализации программы используются разнообразные формы занятий, которые обусловлены учебно-тематическим планом и задачами.

Формы

Описание

Практическое занятие

Отработка  и освоение практических навыков, умение правильно замешивать массу холодного фарфора по пропорциям, умение вылепливать заготовки различной величины и соединение их в готовое изделие или композицию.

Открытое занятие

Демонстрировать полученные навыки родителям (законным представителям), коллегам, обучающимся из других творческих объединений.

Мастер-класс

Обучающиеся приглашают своих родителей (законных представителей), друзей, других обучающихся на творческие мастерские, на которых совместно с ребенком создаются творческие работы.

Итоговое занятие

Проходит в виде итоговой выставки творческих работ обучающихся объединения.

Для успешной работы творческого объединения, формирования опыта социального взаимодействия обучающихся необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями и привлечение их к активному участию в жизни коллектива.

Формы

Описание

Родительское собрание

Доведение до родителей информации о текущих делах объединения, обсуждение, планирование работы, конкурсная деятельность.

День открытых дверей

Это демонстрация выставок творческих работ родителям (законным представителям), коллегам, обучающимся из других творческих объединений, где можно увидеть приобретенные навыки и умения обучающихся.

Дистанционное общение

Информирование родителей о содержании творческой деятельности, конкурсах через социальную сеть ВКонтакте, сайт ОУ.

Массовые мероприятия

Привлечение родителей к участию в акциях и мероприятиях, организованных ОУ (спортивный праздник, акция, субботник и пр.)

Для реализации программы «Магия холодного фарфора» используются различные педагогические технологии:

  • Технологии проблемного обучения - направленно на развитие самостоятельности обучающегося. Основная идея этого подхода – построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий.
  • Игровые технологии - одна из основных видов деятельности детей, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
  • Технологии по здоровьесбережению - это обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.
  • Проектные технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
  • Информационные технологии - способствует улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникативным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Планируемые результаты - ожидается, что за год обучения обучающиеся творческого объединения «Магия холодного фарфора» усвоят учебную программу в полном объеме. Свободно будут владеть способами и приемами работы с холодным фарфором, проявят свои творческие способности художественного мастерства, научатся заниматься проектной деятельностью, адекватно оценивать и вовремя вносить поправки в свою работу, работать в коллективе, активно участвовать в выставках и конкурсах. В основе занятий лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к праздничным дням календаря. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале.

В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

В результате обучения данной программе обучающиеся приобретут:

Личностные результаты:

  • развитие аналитических способностей, памяти, внимания, воли, глазомера. Пространственного воображения, мелкой моторики рук, соразмерности движения рук, сенсомоторики, образного и логического мышления, художественного вкуса;
  • имеют представления о «скульптуре», «объемности», «пропорциях», «характере предметов», «плоскости», «декоративности», «рельефа»,  композиции»;
  • развиты изобразительные способности, художественный вкус; творческое воображение;
  • сформированы умения и навыки в практической творческой деятельности;
  • умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов.

Предметные результаты:

  • знание основ в области декоративно-прикладного искусства;
  • знание основных приемов работы с холодным фарфором;
  • умение применять конструктивные и пластические способы лепки;
  • умение планировать свою работу и вносить коррективы в первоначальный замысел.

Метапредметные результаты:

  • приобретение навыков трудолюбия, терпения, аккуратности, усидчивости, целенаправленности, критичности, развитие эстетического вкуса, чувства удовлетворения от совместной работы;
  • улучшение коммуникативных способностей работы в коллективе.

По наблюдениям занимающихся преподаванием педагогов,  программа по художественной лепке из холодного фарфора способствует творческому развитию личности ребенка, умению самостоятельно создавать творческие работы, адекватно оценивать свои результаты в работе. Кроме того, программа призвана развивать толерантное поведение, терпимость.

Для успешного результата в освоении программы «Магия холодного фарфора» необходимы следующие учебно-методические материалы:

  • наглядные методические пособия по темам;
  • технологические карты;
  • фонд лучших работ учащихся по разделам и темам;
  • видеоматериал;
  • презентационные материалы по тематике разделов.

При этом виде рукоделия не обойтись без таких инструментов и материалов для лепки из холодного фарфора:

  • скалка;
  • маникюрные ножницы;
  • пинцет, кусачки;
  • зубочистки;
  • кисти, акриловые краски (можно использовать «Гуашь»);
  • разделочная доска;
  • набор стеков для лепки;
  • набор скульптора для лепки из холодного фарфора;
  • силиконовые молды (формочки);
  • влажные салфетки;
  • тонкая проволока или клей для соединения деталей изделий;
  • небольшая емкость для смешивания компонентов. При выборе способов, которые не требуют варки для получения фарфора, подойдет стеклянная и пластиковая посуда, если же вы будете варить компоненты, найдите металлическую емкость, желательно с антипригарным покрытием.
  • ложка для перемешивания всех компонентов массы для лепки;
  • пластиковый контейнер с крышкой или полиэтиленовый пакет, в котором будет храниться готовая масса;
  • кукурузный или картофельный крахмал;
  • клей ПВА;
  • пищевая сода;
  • вазелин или детский крем;
  • глицерин.

Оборудование:

  • столы;
  • стулья;
  • ноутбук;
  • проектор.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля) по разделам

Всего

Теор.

Практ.

Вводное занятие.

2

2

-

-

Приемы и способы лепки из холодного фарфора.

4

2

2

Устный опрос. Самостоятельная работа

Выполнение простых цветочков

8

2

6

Творческая работа

Изготовление сложных цветочков на стебле

26

8

18

Творческая работа

Сувениры из холодного фарфора

28

10

18

Творческая работа

Итоговое занятие

4

4

Тестирование, выставка

Итого:

72

24

48

Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение занятие (2 часа)

Тема 1. Что такое холодный фарфор?

Теория: Вводное занятие. Правила техники безопасности. История возникновения и применения холодного фарфора.

Раздел 2. Приемы и способы лепки из холодного фарфора (4 часа)

Тема 1. Подготовительный этап.

Теория: Основные приемы и способы лепки. Основные приемы и техники росписи и окрашивания холодного фарфора.

Тема 2. Общие этапы изготовления и обработка изделий из холодного фарфора.

Теория: Основной рецепт холодного фарфора. Особенности сушки и глазирования изделий из холодного фарфора.

Практика: Применяем на практике сушку и глазирование изделий из холодного фарфора.

Раздел 3. Выполнение простых цветочков (8 часов).

Тема 1. Ромашка из холодного фарфора.

Теория: Знакомство с процессом изготовления ромашки.

Практика: Подготовка нужных инструментов для работы. Окрашивание теста. Изготовление цветка ромашки и листочек к нему. Декорирование фоторамки ромашками из холодного фарфора.

Тема 2. Мимоза из холодного фарфора.

Теория: Знакомство с процессом изготовления веточки мимозы.

Практика: Подготовка нужных инструментов для работы. Окрашивание теста. Изготовление веточки мимозы. Формирование букетика из веточек мимозы.

Раздел 4. Изготовление сложных цветочков на стебле (26 часов).

Тема 1. Маки из холодного фарфора.

Теория: Знакомство с процессом изготовления мака.

Практика: Подготовка нужных инструментов для работы. Окрашивание теста. Изготовление цветка мака. Формирование букета.

Тема 2. Изготовление букета «Полевое чудо».

Теория: Подготовка нужных инструментов для работы. Окрашиваем тесто. Повторяем приемы изготовления трех видов цветов: мимоза, ромашка, мак.

Практика: Изготовление цветов для букета. Изготовление зелень для букета. Собираем и оформляем букет «Полевое чудо». Глазирование.

Тема 3. Мини – топиарий «Изящная роза».

Теоретика: Просмотр мастер-класса по созданию роз из холодного фарфора. Подготовка инструментов для изготовления роз. Изучение методов по созданию основы для топиария.

Практика: Изготовление роз для топиария (разного цвета из окрашенного холодного фарфора). Изготовление основы для топиария (кашпо, крона, элементы декора). Соединение элементов изделия. Оформление, глазирование готового изделия.

Раздел 5. Сувениры из холодного фарфора (28 часов).

Тема 1. Изготовление сувенирной статуэтки «Медвежонок».

Теория: Что такое сувенир? История появления сувенира. Какие сувениры бывают. Просмотр изображений медвежат из холодного фарфора. Беседа об особенностях туловища медвежонка. Подготовка инструментов для создания статуэтки

Практика: Изготовление статуэтки «Медвежонок». Оформления мордочки и окрашивание медвежонка.

Тема 2. Изготовление фигурки «Ежонок на листочке».

Теория: Просмотр изображений ежей из холодного фарфора. Беседа об особенностях туловища ежонка. Подготовка инструментов для создания фигурки

Практика: Изготовление статуэтки «Ежонок на листочке». Оформления мордочки и окрашивание статуэтки.

Тема 3. Сувениры из окрашенного холодного фарфора.

Теория: Окрашивание холодного фарфора гуашью и акриловыми красками. Изучение способов создания подарков из окрашенного фарфора к 8 Марта. Знакомство с техникой создания магнитика «Кольцо с фруктами» из окрашенного фарфора. Знакомство с техникой созданием бус, браслетов и др. украшения

Практика: Создание подарков из окрашенного фарфора к 8 Марта. Создания магнитика «Кольцо с фруктами» из окрашенного фарфора. Создание украшений (бусы, браслеты и украшения).

Раздел 6. Итоговое занятие (4 часа).

Тема 1. Итоги года.

Практика: Тестирование. Подготовка к выставки объединения «Магия холодного фарфора». Подведение итогов объединенияНаграждение участников различных конкурсов.

Календарный учебный график на 2019- 2020 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

09.09.2019

24.05.2019

36

72 часа

1 раза в неделю по два академических часа

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Система контроля результативности. Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей:

- текущего контроля: на каждом занятии наблюдение педагога за правильностью и качественного выполнения творческой или практической работы по заданной теме;

 - промежуточного: в конце полугодия устраиваются мини-выставки в объединении.

- итогового: в конце учебного года представление творческих работ, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.

Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости. Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

- уровень воспитанности обучающихся;

- микроклимат в детском объединении;

- взаимодействие с родителями.

Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:

- Мотивацию к образовательной деятельности;

- Отношения в коллективе;

- Уровень творческой активности;

- Организаторские способности обучающихся;

- Сформированность навыков и умений.

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Вид контроля

Время проведения контроля

Цель проведения контроля

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявления результата

Первичный

Сентябрь

Определение уровня развития мелкой моторики у детей

Проверка уровня развития мелкой моторики у детей способом динамических заданий на выявление развития мелкой моторики рук. (Приложение № 1, 2)

Таблица результативности (Приложение № 3)

Текущий

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учебного материала и к готовности нового материала.

Наблюдение. (Приложение № 4)

Творческие работы, выставки.

Таблица результативности

Промежуточный

Декабрь-январь

Оценка уровня и качества усвоения изученного материала обучающимися программы по итогам полугодия

Тест и практическая работа на усвоение учебного материала за полугодие

(Приложение № 5)

Сводная таблица по результатам (Приложение № 6)

Итоговый

Май

Определение степени усвоения материала по итогам года.

Мониторинг результативности обучения. Оценивание результатов по итогам общей выставки авторских изделий.

(Приложение № 7)

Творческие выставки.

Сводная таблица по результатам.  Выставка творческих работ.

Занятия проводятся в форме бесед, лекций, презентаций (теоретическая часть) и создании творческих работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть). Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году обучения создают свои изделия, не используя шаблоны. Готовые шаблоны лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Методы обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседы;

Наглядные – демонстрация наглядных пособий, инструментов, готовых изделий;

Метод иллюстрации – предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, демонстрация плоских и объемных моделей;

Практические методы – основаны на практической деятельности обучающихся;

Методы стимулирования и мотивации – стимулирует мотив ребенка учиться, желание активно действовать при решении проблемно-познавательных задач.

Информационные источники

  1. Величко Н. Роспись изделия. – М.: Аст-Пресс, 2009.
  2. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в школе. – М.: Сфера, 2005.
  3. Хохлома. Серия «Народные промыслы». – М.: Околица, 2007.
  4. Евдокимова Э. Холодный фарфор. Цветочные фантазии своими руками-М. Феникс, 2013.
  5. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил.
  6. Губина В.К. Чудеса из полимерной глины. Серия: «Смотри и повторяй» -АСТ. 2015
  7. Доун Шиллер. Сказочные герои из полимерной глины. Ведьмы, тролли, феи и эльфы-Контэнт, 2014
  8. Марунич Е. «Украшения и аксессуары из полимерной глины своими руками» Издательство «Азбука-Аттикус», 2012г.
  9. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.- М: Эксмо, 2004. — 160 с.
  10. Цветы из холодного фарфора http://urokilepki.ru/2012/06/udivitelnye-cvety
  11. Мастера рукоделия https://www.mastera-rukodeliya.ru/lepka/solenoe-testo.html
  12. Изделия из холодного фарфора http://happymodern.ru/izdeliya-iz-xolodnogo-farfora-40-foto-chudesa-svoimi- rukami/
  13. Новые записи в технике холодный фарфор http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1629
  14. Холодный фарфор и все о нем http://www.arubon.ru/index.php/home/lepka/kholodnyj-farfor/44-kholodnyj-farfor-i-vse-o-nem.

 Для обучающихся:

  1. Лебедева А.И. Умелые руки не знают скуки. – М.: Малыш, 2009.
  2. Чурзина Н.О. Игрушки своими руками. – М.: Олма-Пресс; С-Пб изд. Дом «Нева», 2009.
  3. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил.
  4. Зуевская Е., Искусство керамической флористики-Контэнт, 2013
  5. Данилова Т. Цветы из полимерной глины. Основы керамофлористики. –Питер, 2015.
  6. Зимина Н.В. «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009г.  

Для родителей:

  1. Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  2. Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение» ,2000г.
  3. Рубцова Е. «Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки». Владис. 2010г.
  4. Мастера рукоделия https://www.mastera-rukodeliya.ru/lepka/solenoe-testo.html

Приложение № 1 к

ДООП «Магия холодного фарфора» (стартовый уровень)

Динамические задания на выявление развития мелкой моторики рук.

  1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 - 5 раз.
  2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 - 6 раз.
  3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 - 6 раз.
  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 - 6 раз.
  5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 - 4 раза.
  6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 - 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Приложение № 2 к

ДООП «Магия холодного фарфора» (стартовый уровень)

        Лепка из пластилина или соленого теста

Используемые материалы: глина, пластилин, специальное тесто для лепки, нитки, пластмассовый нож, доски для пластилина и т.д.

Содержание: Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

  1. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.) Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и т.д. Если пластилин недоступен, изготовьте для ребенка соленое тесто. Вот рецепт: мука, соль, вода, подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить ребенку.
  1. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.
  2. Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т.д.
  3. Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

hello_html_m7bd46981.jpg

Приложение № 3 к

ДООП «Магия холодного фарфора» (стартовый уровень)

Таблица результативности

ФИО обучающегося

Мелкая моторика рук развита хорошо.

Мелкая моторика рук развита плохо

Мелкая моторика рук развита не развита

1.

Приложение № 4 к

ДООП «Магия холодного фарфора» (стартовый уровень)

Способы определения результативности строятся на основе задач и определяются баллами от 0 до 3.

Критерии

Знания, умения, навыки

Результат освоения материала

1.

  1. Использование в работе приемов техники безопасности.

Не знает (0 баллов)

Знает частично (1 балл)

Знает все приемы (2 балла)

Знает все приемы и все применяет (3 балла)

2.

  1. Освоение технологических навыков.

Плохо осваивает (0 баллов)

Повторяет по образцу с 2-мя ошибками (1 балл)

Повторяет по образцу с 1-ой ошибкой (2 балла)

Выполняет самостоятельно (3 балла)

3.

  1. Проявление творческих способностей.

Выполняет работу без интереса (0 баллов)

Выполняет работу, прислушиваясь к педагогу (1балл)

Выполняет работу, прислушиваясь к педагогу (2 балла)

Хочет выполнять выставочные работы (3 балла)

4.

  1. Развитие коммуникативных навыков.

Работает один по указанию педагога (0 баллов)

Работает в паре (1 балл)

Работает в коллективе, хорошо общается в объединении (2 балла)

Имеет лидерские качества, умеет объяснять и добиваться результатов (3 балла)

Итого баллов:

Приложение № 5 к

ДООП «Магия холодного фарфора» (стартовый уровень)

Тест «Про фарфор» на усвоение учебного материала за полугодие

Выполните, пожалуйста, устный тест «Про фарфор». Выберите правильный ответ.

  1. Где придумали холодный фарфор?

а) В России б) В Аргентине.

  1. Холодный фарфор похож на…

а) пластилин, б) бумагу.

  1. Обязательные ингредиенты…

а) кукурузный крахмал, крем для рук; б) картофель, крем для обуви.

Практическая работа

Готовим материал.

1. Берем 1 столовую ложку обойного клея (с модифицированным крахмалом). 
2. Добавляем 1 соловую ложку пищевой соды. Размешиваем ложкой.
3. Наливаем 1 столовую ложку воды. Размешиваем ложкой.
4. Добавляем несколько капель средства для мытья посуды. Размешиваем ложкой.
5. Тщательно размешиваем руками.
6. Добавляем несколько капель масла Джонсон Бебби (или крема для рук). Вымешиваем.

Изготовление магнита «Снеговик» (Музыка)

1. Раскатываем комочек фарфора до толщины 5 мм. 
2. На полученный «фарфоровый» лист накладываем шаблоны.
3. Аккуратно обрезаем лишнее ножом для пластилина.
4. Скрепляем фигуру.
5. В оставшееся тесто вводим гуашь любого цвета для изготовления шарфа, шапки, варежек, глаз. Перемешиваем.
6. Лепим шарф, шапку, варежки, нос, глаза. 
7. Прикрепляем детали к туловищу.
8. Декорируем сувенир (процарапывание, продавливание и т.д.)
9. После окончательного высыхания сзади приклеиваем магнит.

3) Мини-выставка «Парад снеговиков»

Мини-защита своей работы. 

Приложение № 6 к

ДООП «Магия холодного фарфора» (стартовый уровень)

ФИО обучающихся

Ответы на вопрос

Выполнение практической работы

Ответил на все вопросы

Ответил на часть вопросов

Не ответил ни на один вопрос

Справился

Справился, но допустил ошибки

Не справился

1.

2.

Приложение № 7 к

ДООП «Магия холодного фарфора» (стартовый уровень)

Мониторинг результативности обучения. Оценивание результатов по итогам общей выставки авторских изделий.

Формы и критерии оценивания результатов освоения обучения.

ФИО обучающегося

Название проекта, техники

Критерии оценивания

Итоговая оценка

Знание свойств материалов (глина, фарфор), последовательность выполнения этапов работы

Чистота соединения деталей изделия, цветорешение

Общее оформление проекта, изделия

Система оценивания на общем просмотре.

5 баллов – соответствует всем требованиям к выполнению проектной технологии, работа выполнена безупречно.

4 балла – допущены небольшие погрешности в оформлении проекта.

3 балла – допущены погрешности в технологии изготовления, оформления.

2 балла – проект выполнен не полностью в соответствии с эскизом (40-50%).

1 балл – проект не может считаться выполненным (полное несоответствие эскизу, грубые ошибки при выполнении техники)

Приложение № 8 к

ДООП «Магия холодного фарфора» (стартовый уровень)

Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год

пп

Дата

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

10.09.19

Правила ТБ. История возникновения и применения холодного фарфора.

2

2

17.09.19

Основные приемы и способы лепки. Основные приемы и техники росписи и окрашивания холодного фарфора.

1

1

2

24.09.19

Основной рецепт холодного фарфора. Особенности сушки и глазирования изделий.

1

1

2

01.10.19

Знакомство с процессом изготовления ромашек.

0,5

1,5

2

08.10.19

Изготовление цветка и листиков к нему. Декорирование фоторамки

0,5

1,5

2

15.10.19

Знакомство с процессом изготовления веточки мимозы.

0,5

1,5

2

22.10.19

Выполнение веточек мимозы. Формирование букетика.

0,5

1,5

2

29.10.19

Знакомство с процессом изготовления мака. Изготовление цветов мака на стебле

0,5

1,5

2

05.11.19

Изготовление цветов мака. Формирование букета.

0,5

1,5

2

12.11.19

Повторяем приемы изготовления трех видов цветов: мимоза, ромашка, мак. Изготовления ромашки на стебле

2

2

19.11.19

Изготовление веточек мимозы

0,5

1,5

2

26.11.19

Изготовление мака

2

2

03.12.19

Изготовление зелени для букета

0,5

1,5

2

10.12.19

Сборка и оформление букета.

2

2

17.12.19

Глазирование готового букета

0,5

1,5

2

24.12.19

Просмотр мастер-класса по созданию роз из холодного фарфора. Изучение методов по созданию основы для топиария.

2

2

14.01.20

Изготовление роз для топиария (разного цвета из окрашенного фарфора).

0,5

1,5

2

21.01.20

Изготовление основы для топиария.

0,5

1,5

2

28.01.20

Соединение элементов изделия.

2

2

04.02.20

Оформление и глазирование готового изделия.

0,5

1,5

2

11.02.20

Что такое сувенир? История появления сувенира. Какие сувениры бывают. Просмотр изображений медвежат из холодного фарфора. Беседа об особенностях туловища медвежонка. Продумывание творческой работы

1

1

2

18.02.20

Изготовление статуэтки «медвежонка».

0,5

1,5

2

25.02.20

Изготовление статуэтки «медвежонка».

0,5

1,5

2

03.03.20

Оформление мордочки и окрашивание медвежонка.

0,5

1,5

2

10.03.20

Просмотр изображений ежей из холодного фарфора. Беседа об особенностях туловища ежика. Продумывание творческой работы.

1

1

2

17.03.20

Изготовление статуэтки «Ежонок на листочке».

0,5

1,5

2

24.03.20

 Оформление мордочки и окрашивание статуэтки.

0,5

1,5

2

31.03.20

Окрашивание холодного фарфора гуашью и акриловыми красками.

1

1

2

07.04.20

Изучение способов создания подарков из окрашенного фарфора к 8 Марта

1

1

2

14.04.20

Знакомство с техникой создания магнитика «Кольцо с фруктами» из окрашенного фарфора.

1

1

2

21.04.20

Создание магнитика «Кольцо с фруктами» из окрашенного фарфора.

0,5

1,5

2

28.04.20

Знакомство с техникой создания бус, браслетов и других украшений.

1

1

2

05.05.20

Изготовление бус

0,5

1,5

2

12.05.20

Изготовление браслетов.

0,5

1,5

2

19.05.20

Подготовка творческих работ к выставке. Оформление выставки.

2

2

26.05.20

Подведение итогов года. Награждение участников различных конкурсов.

2

2

Итого

24

48

72


[1] Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

[2] Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

[3] Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации. – Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности общеобразовательным программам № 196 от 09.11.2018. – пункт 19.

[4] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14. – Приложение №3 (Рекомендуемый режим).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа

Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа

Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывяз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" продвинутый уровень 72 часа

Программа «Веселые петельки» носит практико-ориентированный характер, который способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лоскутный мир" стартовый уровень 72 часа

Программа «Лоскутный мир» знакомит детей с необычной техникой декоративно-прикладного творчества Японской техникой «Кинусайга». Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорны...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол»- углубленный уровень

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол»- углубленный уровень...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС» Уровень — базовый 2021-2022 уч.год 74 часа

Общеразвивающая программа «Настольный теннис» имеет физкультурно-спортивную направленность, соответствует базовому уровню.При разработке программы за основу были приняты типовые программа ...