Сценарий классного часа на тему: «Мой характер и выбор профессии»
классный час (7 класс)

Картель  Тамара Николаевна

Сценарий классного часа по профориениации учашихся среднего звена.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Картель Тамара Николаевна -

                                                        учитель немецкого языка

                                                        высшей категории,

                                                                                Отличник образования

                                                                                Республики Башкортостан

                               Сценарий

                   классного часа  на тему:

    «Мой характер и выбор профессии»

Цели:

1. Выявление учащимися своей профессиональной направленности.

2. Помощь в выборе профессии.

                                     

                     Ход классного часа:

I. Тест Дж. Го л ланд а

             Ведущий.     Этот тест профессиональных предпочтений американского психолога Дж. Голланда поможет вам лучше узнать особенности своей личности. Психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа). Вы также сможете определить, какая профессия вам больше подходит. Конечно, подобные сведения являются ориентировочными. Но они, возможно, заставят вас подумать о своем характере и своих жизненных планах.

У каждого из вас есть бланк ответов. Здесь под каждым номером вы увидите пару профессий. Из этой пары вам нужно выбрать ту, которая вам больше нравится. Всего вы должны сделать 42 выбора.

Бланк ответов

1. а) инженер-техник            б) инженер-контролер

2. а) вязальщик                      б) санитарный врач

3. а) повар                              б) наборщик

4. а) фотограф                       б) заведующий магазином

5. а) чертежник                     б) психиатр

7. а) ученый-химик               б) бухгалтер

8. а) редактор научного журнала б) адвокат

9. а) лингвист                         б) переводчик

10. а) педиатр                         б) статистик

11. а) организатор воспитательной работы   б) председатель профсоюза

12. а) спортивный врач         б) фельетонист

13. а) нотариус                        б) снабженец

14. а) перфоратор                    б) карикатурист

15. а) политический деятель б) писатель

16.а) садовник                        б) метеоролог

17. а) водитель                         б) медсестра

18. а) инженер-электрик        б) секретарь-машинист

19. а) маляр                              б) художник по металл

20. а) биолог                             б) главный врач

21. а) телеоператор                 б) режиссер

22. а) гидрогеолог                   б) ревизор

23. а) зоолог                             б) зоотехник

24. а) экономист                      б) заведующий отделением

25. а) инженер                         б) счетовод

26. а) учитель                           б) командир дружинников

27. а) воспитатель                   б) художник по керамике

28. а) экономист                      б) заведующий отделом

29. а) корректор                       б) критик

30. а) завхоз                             б) директор

31. а) радиоинженер               б) специалист по ядерной физике

32. а) наладчик                        б) механик

33. а) агроном                          б) председатель сельхозкооператива

34. а) закройщик-модельер    б) декоратор

35. а) археолог                         б) эксперт

36. а) работник музея              б) консультант

37. а) ученый                            б) актер

38. а) логопед                          б) стенограф

39. а) врач                                б) дипломат

40. а) главный бухгалтер        б) директор

 41.а) поэт                                б) психолог

 42.а) архивариус                     б) скульптор

        После выполнения учащимися этого теста, ведущий предлагает им подсчитать результаты в соответствии с ключом. Выбранный вариант соответствует 1 баллу, остальные зачеркиваются (не учитываются). Наибольшая сумма баллов указывает на ваш тип личности.

Ключ .

Реалистический тип: 1а, 2а, За, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а,32а,33а,34а.

Интеллектуальный тип: 16,6а, 7а, 8а, 9а, 166,20а, 22а, 22а, 23а, 24а,31б,35а,36а,37а.

Социальный тип: ,26, 66, 10а, 11а, 12а, 176,206, 25а, 26а, 27а, 36б,38а,39а,41б.

Конвенциальный тип: 36, 76, 106,13а, 14а, 186,226, 256, 28а, 29а,32б,38б,40а,42а

Предприимчивый тип: 46, 86,116,136,15а, 236,286, 30а, 336, 356,376,396,406.

Артистический тип: 56, 96, 126, 146, 156, 216, 246, 276, 296, 306,346,41 а, 426.

     Далее ведущий дает учащимся информацию по результатам теста.

1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т. п.

2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитают научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.

3. Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление учить и воспитывать  психологический настрой человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне  от интеллектуальных проблем, активен, но часто зависим от мнения  группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).                                                                                            

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичности, оригинальности, консервативен, зависим, не любит менять деятельность. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчётом.

5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения.

Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравятся практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен, предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и другие.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию, имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности.

Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и тому подобное.

После получения этой информации подумайте, пожалуйста, насколько она в действительности соответствует особенностям вашей личности.

 Есть ли у вас такие черты? Удовлетворяют ли они Вас?

 Еще раз подчеркну, что результаты этого теста могут  определить только тенденции в вашем развитии, общую предрасположенность.

       Возможно, некоторым стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера в жизни и при выборе профессии.

     Самое главное, следует помнить, что очень многое в нашей судьбе зависит от наших желаний и целей.

В заключение классного часа, ведущий приглашает старшеклассников на консультацию к школьному психологу, который может дать более конкретные советы по поводу выбора профессии.

                                                                         Картель Тамара Николаевна –

                                                                      учитель немецкого языка

                                                                     высшей категории,

                                                                 Отличник образования

                                                                 Республики Башкортостан

Инновационные технологии в работе  с родителями учащихся:

 

               Один  из видов инновационных технологий - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребёнка, а что не очень и требует исправления.

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель может вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным  руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы  родители  усвоили одно очень важное правило, продиктованное жизнью «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».

                             Анкета «Знакомство с родителями»:

На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:                      

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?                                

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка!!

3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться  вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны  развиваться в коллективе класса?

5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании коллектива класса?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

                   Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе.

     Назовите их.                                                                  

4. Как складываются отношения с учителями - предметниками у вашего ребенка?                                                              

5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для  самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

                                  Анкета «Ваш ребенок»:

 

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

                Методика «Незаконченные предложения»:

А) Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

 Предложения для учащихя:

                               

  • Школа для меня - это...
  • Класс, в котором я учусь, - это…
  • Учителя для меня — это люди, которые...
  • Мои одноклассники - это...                            
  • Предметы, которые мне нравятся, это...
  • Предметы, которые мне не нравятся, это…

Предложения для родителей:                 

  • Школа, в которой учится мой ребенок, это...
  • Класс, в котором учится мой ребенок, это...
  • Одноклассники моего ребенка-это...
  • Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это...

  • Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это
  • Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...                                        
  • Я радуюсь, когда...

 

Б) Для изучения традиций и обычаев  семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.

Для учащихся:

  • Я радуюсь, когда…
  • Я огорчаюсь, когда...                                                                          
  • Я плачу, когда...                                                          
  • Я злюсь, когда...                        
  • Мне нравится, когда...          
  • Мне не нравится, когда...                                                                            
  • Я верю, когда...                                          
  • Если у меня хорошие новости, то я...
  • Если у меня, плохие новости, то я...                                                                                  Если у меня что-то не получается, то я...

Для родителей: 

           

  • Я радуюсь, когда мой ребенок …
  • Я огорчаюсь, когда мой ребенок …                                                                
  • Я плачу, когда мой ребенок...                                                                
  • Я злюсь, когда ребенок ...
  • Мне нравится, когда мой ребенок...                                                                  
  • Мне не нравится, когда мой ребенок...                                                                    Я не верю, когда мой ребенок…
  • Если у моего ребенка хорошие новости, то...                                                  
  • Если у моего ребенка плохие новости, то...                                                                                                                                Если у моего ребенка что-то не получается, то...

 

 

                         Тест «Я - родитель, я - приятель?!»

На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.

1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты.

        Как вы поступите?

а) выполните просьбу и смотрите передачу вместе;

б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;

в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;

г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.

2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе;

б) людей, копирующих вас в молодости;

в) маленьких взрослых;

г) благодарных слушателей.

3. Какую прическу вы предпочитаете?

а) которая больше всего вам подходит;

б) которая отвечает последней моде;

в) которая копирует чью-то прическу;

г) которая копирует стиль ребенка.

4. Немного о возрасте родителей:        

а) знают ли дети ваш возраст;

б) вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;

в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;

б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;

в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит;

г) следуете своему пониманию стиля.

6. Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг.

          Как вы поступите?

а) посчитаете это личным делом ребенка;

б) станете подшучивать над его (ее) поступком;

в) признаете, что это стильно;

г) сделаете то же самое.

7. Если музыка звучит в доме на полную громкость:

а) вы затыкаете уши ватой;

б) уменьшаете, громкость;

в) миритесь с увлечением своего ребенка;

г) включаете еще громче.

8. Если вы спорите со своим ребенком, то:

а) стараетесь ему не возражать;

б) признаете его правоту;

в) спорите до полной победы;

г) уходите от спора

9. Ваш ребенок празднует день рождения:

а) вы вместе с ним за одним столом;

б) оставляете ребят одних;

в) обслуживаете детей за столом;

г) уходите из дома.

10. Ребенок идет на дискотеку:

а) вы идете вместе с ним;

б) вы не разрешаете ему идти;

в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;

г) вы ограничиваете его во времени.

11. В общении со своими детьми вы:

а) откровенны,

б) закрыты,

в) сдержанны,

г) открыты.

 12. В отношениях со своими детьми вы:

а) ведете себя как приятель;

б) как строгий судья;

в) как друг;

г) как родитель.

Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он  наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми – подростками.

На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против».

Такой тест заставляет многих родителей иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.

В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребёнке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Презентация и сценарий классного часа на тему: "9 декабря - День героев Отечества"

Цель мероприятия Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ " КАК ПЕРЕСТАТЬ БОЯТЬСЯ ЕГЭ"

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «КАК ПЕРЕСТАТЬ БОЯТЬСЯ ЕГЭ»Актуальность     На этапе подготовки к ЕГЭ большая и важная роль возложена не только на учителей-предметников, но ...

Сценарий классного часа на тему «Вся правда о наркотиках».

Основная цель этого классного часа – это пропаганда здорового образа жизни и борьба с таким злом как наркотики.Цели классного часа1. Познакомить школьников с последствиями употребления наркотико...

Сценарий классного часа на тему: "Темперамент и характер человека"

Подростки очень интересуются психологией людей, стремятся познать мир человеческих отношений, найти свое место в нем, самоутвердиться. В 12-15 лет хочется узнать все сразу и опробовать психологи...

Сценарий классного часа на тему «Что нами движет при выборе профессии?»

Это классный час для студентов колледжа. Его основное направление – профориентация учащихся, правильный и осознанный выбор профессии. Вы найдете в нем ответ на главный вопрос: Какую профессию выбрать?...

КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ «На пути к выбору профессии»

необходимо делать выбор, а как это трудно в юношеском возрасте. давайте отнесемся к этому менее серьезно....