Рабочая программа кружка ЮИД "Зеленый глаз"
рабочая программа

Антипова Ольга Владимировна

К сожалению изучения Правил дорожного движения (ПДД) в полной мере не воспитывает детей к безопасному поведению на дорогах. Воспитание полноценного участника дорожного движения способствует формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведению на проезжей части, на что и нацелена данная программа.

 Цель программы - создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, подготовка убежденно-организованных юных инспекторов движения к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа ПДД45.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

г. СКОВОРОДИНО (ФИЛИАЛ № 2, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

«РЕКОМЕНДОВАНО»    

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»                                        

Заведующий

МБОУ СОШ № 3

г. Сковородино филиала № 1

______       О.В. Иглина

Заведующий

филиалом № 2  

 дополнительного

 образования

  _______ С. И. Нуруллаев            

Директор МБОУ СОШ                 № 3 г. Сковородино

______ Т. И. Голдынская

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружка ЮИД «ЗЕЛЕНЫЙ ГЛАЗ»

                     

Возраст детей: 9-13 лет

Количество детей: 20 учеников

Количество часов: 6 ч.

Срок реализации: 2019-2020 г.

Педагогический стаж: 31 год

Категория: Первая

Педагог дополнительного образования: __________   О.В. Антипова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Анализ дорожно-транспортных происшествий выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению в дорожном движении.

К сожалению изучения Правил дорожного движения (ПДД) в полной мере не воспитывает детей к безопасному поведению на дорогах. Воспитание полноценного участника дорожного движения способствует формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведению на проезжей части, на что и нацелена данная программа.

В федеральном и региональном базисном плане отсутствует такой элемент, как вождение велосипеда.  А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после недельного самостоятельного обучение ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде, и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть.

Уже с раннего возраста у учащихся необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Дошкольные образовательные учреждения, школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями, где учащиеся могут получить необходимые систематические знания, навыки безопасного поведения на дороге, умения по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, подготовка убежденно-организованных юных инспекторов движения к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные

  • повысить уровень знаний по ПДД Российской Федерации;
  • помочь усвоить требования разделов ПДД Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
  • оказать содействие в выработке навыков по оказанию ПМП.

Развивающие

  • развивать способность самостоятельно анализировать и оценивать дорожную ситуацию;
  • развивать устойчивые привычки дисциплинарного, осторожного и безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • способствовать развитию таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость;
  • развивать способность к публичным выступлениям, общению с участниками дорожного движения во время рейдов;
  • развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Воспитательные

  • воспитать дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
  • выработать культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
  • сформировать сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • воспитать чувство единения в команде, взаимовыручки, умения прийти на помощь, оказать моральную поддержку.

Программа разработана в рамках ФЗ «О безопасности дорожного движения», закона РФ «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Программа модифицирована на основе программы «Безопасность дорожного движения»: программы для системы доп. образования детей / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников, М.В. Масленникова;  по ред. П.В. Ижевского. – М.: Просвещение, 2009.

Данная программа соответствует учебно-методическим комплектам «Безопасность дорожного движения. 1-4 классы» (под общей редакцией П. В. Ижевского), «Безопасность дорожного движения. 5-9 классы» (под общей редакцией А. Т. Смирнова), вышедшим в издательстве «Просвещение» в 2008-2009 гг.

В данной программе помимо теоретических вопросов, практическая часть построена на обучении детей элементам фигурного вождения велосипеда, преодоления на велосипеде естественных и искусственных препятствий. В программу также вошли теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим.

Направленность образовательной программы профориентационная.

  1. Организация образовательного процесса

  1. Основные принципы образовательной программы

В учебно-воспитательном процессе реализуются следующие дидактические принципы, т.е.  закономерности и законы, составляющие основу учебного процесса и определяющие деятельность педагога и учащихся:

  • Преемственность. Каждая новая тема опирается на уже усвоенное в предыдущей теме.
  • Последовательность и постепенность. Знания по дорожной тематике даются постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации от раздела к разделу.
  • Развивающее обучение. Не следует первоначально заставлять учащихся заучивать сложные термины, определения, схемы и дорожные знаки. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью обучающегося самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанное поведение в реальных дорожных условиях.
  • Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Учащиеся не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений по ПДД.
  • Наглядность. При обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, макеты дорожных знаков, видеофильмы, настольные игры, чтобы можно было увидеть, услышать и потрогать, тем самым реализовав потребность в познании.
  • Единство воспитания и обучения.  На всех этапах обучения необходимо воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.

В основу программы были положены следующие принципы воспитательного процесса:

  1. Личностный подход в воспитании.
  2. Гуманистический   подход   к   построению   отношений   в   воспитательном процессе.
  3. Средовый подход в воспитательной деятельности.
  4. Дифференцированный подход к воспитанию.
  5. Природосообразность воспитания.
  1. Культуросообразность воспитания.
  2. Эстетизация среды жизнедеятельности и развития обучающихся.

  1. Методы обучения

В обучении:

  • практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, практическая работа в библиотеках, выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии с целью изучения программного материала);
  •  наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств, показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов);
  •  словесный (инструктаж, беседы, разъяснения);
  • работа с книгой (чтение, изучение, составление плана);
  •  видеометод (просмотр, обучение).

В воспитании - (по Г. И. Щукиной):

  • методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

  1. Формы организации учебных занятий

В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности учащихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения. Предусматриваются практические работы, конкурсно-соревновательные мероприятия, самостоятельная подготовка и проведение агитационно-пропагандистских мероприятийдляшкольников.
Содержание образования имеет концентрическое построение, состоит из трех уровней сложности: сначала дается общее значение ПДД, второй этап - углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды, третий этап - умение применить ПДД в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.

Организация процесса образования строится с использованием таких классов технологий как игровых и систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

В систему игр входят такие группы как: обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них является подготовкой для агитационной и пропагандистской работы.

  1. Виды деятельности

Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация);
  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
  • практическая отработка координации движений в играх-упражнениях (вводных, групповых, индивидуальных) безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Содержание деятельности отряда юных инспекторов движения имеет несколько  направлений:

Учебно-познавательная деятельность:

  • углубленное изучение ПДД;
  • овладение методами предупреждения ДДТТ;
  • овладение навыками оказания ПМП пострадавшим при ДТП;
  • участие в школьных, районных и областных соревнованиях, конкурсах, слетах;
  • знакомство с деятельностью ГИБДД.

Информационная деятельность:

  • выпуск стенгазет, молний, боевых листков;
  • оформление уголка отряда ЮИД;
  • ведение документации отряда;
  • информирование о результатах работы отряда.

Пропагандистская деятельность:

  • проведение массовой разъяснительной работы по пропаганде ПДД с использованием средств пропаганды;
  • проведение бесед, викторин, кинолекториев, игр по ПДД, тематических праздников, соревнований, конкурсов, викторин для обучающихся младших классов и т.д.;
  • проведение конкурсов рисунков, стихов, инсценированных сказок по ПДД;
  • участие в создании и использовании наглядной агитации и методической базы для изучения ПДД;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Творческая:

  • овладение основами сценического искусства;
  • развитие культуры речи, выразительного чтения;
  • развитие творческих способностей.

Шефская деятельность:

  • организация шефства над учащимися начальной школы;
  • оказание помощи учителям в выработке у обучающихся начальной школы   навыков безопасного поведения на дорогах;
  • подготовка наглядных пособий для учащихся начальной школы;
  • разучивание песен и стихотворений;
  • оказание помощи воспитателям ГДО МБОУ СОШ № 3 г Сковородино в выработке у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах.

Патрульная деятельность:

  • участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах, в целях предотвращения нарушений ПДД;
  • выпуск «Молний» по результатам патруля и рейдов.

Работа с родителями:

  • обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях;
  • информирование родителей о нарушении ПДД;
  • обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению ДДТТ на заседаниях родительского комитета;

  1. Организация образовательного процесса

Участники программы - учащиеся 2-6 классов.

Временные ресурсы - программа рассчитана на 1 год (2019-2020 учебный год).

Количество часов в неделю - 6 часов. В год 216 часов.

Условия, необходимые для реализации программы - спонсорская помощь родителей, Администрации Сковородинского района, МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино (филиал № 2, дополнительное образование), спортивная и материальная база МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино филиала № 1.

  1. Предполагаемый результат реализации программы

В результате учащиеся должны знать:

  • основные положения, понятия и термины из ПДД РФ;
  • нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
  • правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
  • правила поведения при перевозке в салоне легкового автомобиля;
  • способы оказания первой медицинской помощи;
  • основы страхования.
  • техническое устройство велосипеда.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с текстом ПДД, выделять нужную информацию;
  • правильно оценивать дорожную ситуацию;
  • правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
  • самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • управлять велосипедом;
  • оказывать ПМП пострадавшим при ДТП.

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  • участия в конкурсах, соревнованиях.
  • активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

В ходе занятий по изучению и пропаганде ПДД обучающиеся должны сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.

Критериями выполнения программы служат: стабильный интерес учащихся к изучению, выполнению и пропаганде ПДД. Массовость и активность участия в мероприятиях по данной направленности. Результативность по итогам школьных, районных, региональных и Всероссийских конкурсов. Проявление самостоятельности в творческой деятельности.

Кроме этого, исходя из программы и с учетом запросов и проблем современного общества, мы представляем себе идеальный образ юного инспектора дорожного движения:

  • творчески     развитый,    способный     к     продолжению     образования     и самообразования;
  • Умеющий ориентироваться в сложных жизненных ситуациях;
  • Эрудированный,  активный   и   целеустремленный,   умеющий   преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы;
  • Владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом;
  • Трудолюбивый    и    способный    к    самореализации    в    различных    видах деятельности;
  • Соблюдающий ПДД;
  • Владеющий навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения и организация этой работы среди обучающихся;
  • Владеющий умениями оказания ПМП пострадавшим при ДТП.

Кроме того, критерием оценки служат тесты, опросники, ролевые игры, викторины, экскурсии, экзаменационные билеты, предлагаемые по окончании изучения темы.

Режим занятий.

среда - с 1500 – 1700

четверг - с 1500 – 1700

пятница- с 1500 – 1700

 Ожидаемый результат

Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:

 Сокращению количества ДТП с участием обучающихся.

Увеличению количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДД.

Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ).

Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно–транспортного травматизма.

Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения.

Повысить дорожную грамотность обучающихся.

Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой.

Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.

Учет возрастных особенностей в программе воспитания

Естественно, что Программа профилактики ДТТ рассчитана на весь контингент учащихся со 2 по 6 класс, но, работая в коллективе школьников, мы строим воспитательную работу с учетом возрастных особенностей детей. Подростковому возрасту присущи постоянная борьба и процесс становления личности. Поэтому на данном возрастном этапе проводятся мероприятия, позволяющие учащемуся проявить свои способности в творчестве, организации и проведения дела, утвердиться в среде сверстников, заняв соответствующую позицию, которая бы соответствовала личным желаниям личности. КТД, участие в спортивных состязаниях, конкурс «Безопасное колесо» и многое другое, - вот именно то, что способствует социализации подростка. В среднем школьном возрасте - это конкурсы - КВН, участие в работе агитбригады, шефская работа позволяют наиболее полно раскрыться и проявить свои способности. Педагогический коллектив в целом является одним из важных звеньев. Именно учителя осуществляют основную деятельность по пропаганде правил дорожного движения, профилактике ДТП. В работе с учителями я использую такие формы:

Инструктивно-методическая работа.

Обмен опытом.

Выставки методической литературы.

Работа с родителями

Главенствующую роль в обучении безопасному движению должна играть семья. Прежде всего, потому, что модель грамотного, безопасного для него самого и окружающих поведения на улице и дороге ребенок усваивает в дошкольном возрасте, когда рядом с ним самые близкие люди родители. В первую очередь — мама. Но практика показала, что и сами родители часто не знают элементарных правил дорожной безопасности, возрастных особенностей детской психики. Как и чему научат они детей? Мы должны научить и детей, и родителей безопасному поведению на дороге а это возможно при условии знания и выполнения ими Правил дорожного движения, а также умения правильно оценить дорожную ситуацию.

В настоящее время проблема детского дорожно-транспортного травматизма весьма серьезна, и то, что необходимо прививать детям навыки поведения на дорогах, понимают многие родители. Но для детей заучивать любые правила — занятие довольно скучное, поэтому обучать правилам дорожного движения наиболее актуально в игровой познавательной форме, на практике, т.е. – на улице с вовлечением в конкретную дорожную ситуацию: когда ребенок идет в школу, с родителями в гости, в магазин и т.д. Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями также должна проводиться определенная работа: беседы, рекомендации, советы, анкетирование, заседания «круглого стола», диспуты, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.

Родители – важные союзники в Программе оздоровления детей. Вовлечение родителей в работу предусматривает следующие виды деятельности:

Родительские собрания по вопросам ПДД.

Привлечение родителей к участию в УВП.

Совместные походы и соревнования.

Пропаганда среди родителей правил дорожного движения.

Профилактика вредных привычек и др.

Учебно- тематический план

Теоретическая часть

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

Дата проведения

Раздел 1. Введение

Вводное занятие. Инструктаж по  технике безопасности на занятиях кружка

2

1

1

Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД

8

4

4

Подготовка к мероприятию «Посвящение в пешеходы»

3

3

Проведение мероприятия «Посвящение в пешеходы»

1

1

Раздел 2. Организация дорожного движения

Права  и обязанности и ответственность участников дорожного движения.

6

4

2

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

10

4

6

Правила движения пешехода

8

2

6

Где и как переходить улицу?

8

4

4

Элементы улиц и дорог

6

3

3

Регулируемый перекрёсток

6

3

3

Нерегулируемый перекрёсток

8

4

4

Правила движения велосипедистов, мопедиста

8

2

4

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте

6

3

3

Движение группы пешеходов и велосипедистов

6

3

3

Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду.

6

2

4

Фигурное вождение велосипеда. Вводный инструктаж

8

2

6

Дорожная разметка.

6

3

3

Правила  пользования транспор-том

4

2

2

На железной дороге.

6

3

3

Движение по загородной дороге

6

2

4

Дорожные ловушки

10

4

6

Урок-игра «Моя дорога в школу»

2

1

1

Викторина « Светофорчик».

2

1

1

Раздел 4. Первая медицинская помощь

Ожоги, обморожения

6

3

3

Виды кровотечений. Остановка кровотечений

12

4

8

Транспортировка пострадавших

4

1

3

Переломы

12

4

8

Встреча с инспектором ДПС по практическим вопросам.

1

1

Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

3

2

1

Творческая деятельность.

Подготовка к выступлению на конкурсе «Безопасное колесо». Подготовка этапа «Визитная карточка».

12

4

8

 Агитационно-массовая работа. Беседа «Твой друг — велосипед».

3

2

1

Игровые  конкурсные  программмы:«Веселая улица», «Авторинг», «Путешествие по дорогам старухи Аварии», «Когда поют светофоры» , «Знатоки дорожного движения».

6

1

5

Викторины: «Наши верные друзья», «Мы по улице идем», «Мы - пассажиры».

2

2

Акции по правилам ПДД

17

12

5

Раздел 5. Культура поведения пешехода, пассажира, водителя

Ответственность за нарушения ПДД

1

1

Раздел 6. Итоговое занятие

Подведение итогов в конце года. Собрание и заседание отряда ЮИД.

1

1

ИТОГО

   216

91

125

Содержание программы

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка.

Введение: история развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения. Создание отрядов ЮИД. Основные цели и задачи отрядов ЮИД. Вводный инструктаж перед проведением занятий.

Основные направления работы отрядов ЮИД
Воспитание у учащихся патриотических чувств на героических традициях российской полиции,  формирование гуманного отношения к людям, чувства товарищества. Углубленное изучение ПДД РФ, предупреждение ДДТТ, оказание ПМП. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде ПДД. Участие в смотрах и слетах ЮИД, конкурсах и смотрах агитбригад и т. д. Организация работы с юными велосипедистами.

Структура и организация работы отряда ЮИД
Возраст, количество членов отряда ЮИД. Прием в члены отряда. Осуществление руководства штабом отряда ЮИД. Выборы командира и заместителя командира отряда ЮИД.

Обязанности и права юного инспектора движения. Атрибуты юного инспектора движения

Значок «Юный инспектор движения», удостоверение и нарукавная повязка. Одежда: форменная, торжественная, для патрулирования. Знаки различия. Изготовление отрядной символики.

Подготовка  и проведение мероприятия «Посвящение в пешеходы»

ПДД.

Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения.

Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира.

Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.

Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.

Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.

Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.

Регулируемый перекрёсток.

Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.

Нерегулируемый перекрёсток.

Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями.

Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.

Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду.

Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.

Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.

Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.

Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.

Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.

На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.

Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.

Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.

Содержание аптечки

Резиновый жгут, перевязочный материал, бактерицидный пластырь, дезинфицирующие вещества, обезболивающие средства, средства от сердечной недостаточности, простейшие медицинские инструменты.

Правила оказания первой медицинской помощи
Правила наложения жгута. Правила наложения повязок на руку, ногу, голову, грудную клетку. Правила наложения шины. Использование подручных материалов для наложения шины. Правила переноски пострадавших на руках, при помощи лямок, на носилках. Использование подручных материалов для изготовления носилок.

Оказание первой медицинской помощи (практические занятия)

Наложение жгута, различных видов повязок, шины; переноска пострадавших. Оказание ПМП при кровотечении, ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.  Транспортировка пострадавшего Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.

Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки).

         Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска).

         Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.

       Подготовка агитвыступления. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в районных, областных конкурсах, акциях по ПДД.

Агитационно-массовая работа. Беседа «Твой друг — велосипед».

Игровые конкурсные  программы: «Веселая улица», «Авторинг», «Путешествие по дорогам старухи Аварии», «Когда поют светофоры» , «Знатоки дорожного движения».

Викторины: «Наши верные друзья», «Мы по улице идем», «Мы- пассажиры».

Раздел 4. Культура поведения пешехода, пассажира, водителя

Ответственность за нарушения ПДД

Выполнение ПДД — долг каждого человека. Признаки транспортной культуры: вежливость и отзывчивость к другим участникам дорожного движения, дисциплинированность. Повышение культуры — источник снижения аварийности. Ответственность за нарушение ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам несовершеннолетних. Административные взыскания для несовершеннолетних нарушителей ПДД. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Ответственность за нарушения ПДД

Подведение итогов в конце года. Собрание и заседание отряда ЮИД.

Обеспечение программы

  1. Нормативно – правовое обеспечение программы
  •  Конституция РФ
  •  Конвенция «О правах ребенка»
  •  Правила дорожного  движения
  •  Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
  • Уголовный кодекс Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях
  •  Устав МБОУ СОШ № 3 г.Сковородино
  •  Учебный план МБОУ СОШ № 3 г.Сковородино
  •  Учебные программы МБОУ СОШ № 3 г.Сковородино
  •  План воспитательной работы МБОУ СОШ № 3 г.Сковородино
  • Положение об Отряде юных инспекторов движения.
  1. Материально-техническое обеспечение
  • Кабинет информатики и ИКТ, кабинет ОБЖ МБОУ СОШ № 3 г.Сковородино филиал № 1 и их материальная база (телевизор LG, аудиомагнитофон SAMSUNG, компьютеры, мультимедиапроектор EPSON, экран, принтер RICON, звуковые колонки DIALOG).
  1. Информационное обеспечение
  • обзор аналитической информации;
  • оформление информационных стендов;
  • банк данных (разработки уроков, беседы, лекции для учащихся и родителей, разработки внеклассных мероприятий)
  • контрольные срезы, тесты.
  1. Ресурсы Интернет

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  1. Учебно-методическое обеспечение
  • Под ред. Бонитенок Ю.Ю.. Первая помощь. С-П: «Норинт», 2004
  •  «Добрая дорога детства». Всероссийская газета. Учредитель ООО «Стоп-газета - безопасность на дорогах»
  • Елисеева Ю.Ю. Справочник медицинской сестры. М.: Экссмо-Пресс, 2002
  • Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2006
  • Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
  • Обучающая   энциклопедия   по   безопасности   жизнедеятельности.
  • Безопасность   на   улицах   и   дорогах.   Для   учащихся   начальной   школы, преподавателей, родителей. М.: МТЦ «Поиск», 2007
  • Правила дорожного движения. М.: «Третий Рим», 2007

Электронные презентации

  • Дорожная разметка
  • Вертикальная разметка
  • Горизонтальная разметка
  • Разметка проезжей части  дорог
  • На железной дороге
  • Инструктаж по ПДД
  • Правила для маленьких
  • Дорожная азбука (дорожные знаки)
  • Знатоки дорожных знаков
  • Угадай знак
  • Запрещающие знаки
  • Знаки особых предписаний
  • Знаки приоритета
  • Знаки сервиса
  • Предписывающие  знаки  
  • Предупреждающие знаки
  • Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах
  • Перекрестки и их виды
  • Правила проезда перекрестков -10 вариантов
  • Школа светофорных наук
  • Первая помощь при неотложных состояниях
  • Зеленая аптека
  • Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых
  • ПМП в ДТП
  • Бинтовые повязки
  • Виды и техника наложения повязок
  • Кровотечения

Плакаты

  • Детям о правилах дорожного движения (альбом из 10 плакатов)
  • Уголок безопасности дорожного движения: основные элементы дороги, разметка на дороге, виды пешеходных переходов, правила перехода дорог и перекрестков, правила поведения на остановках, дорожные знаки, сигналы светофора, правила езды на велосипеде, скрытые опасности на дороге.
  • Комплект из 16 плакатов по дорожной безопасности для детей «Улица без опасности».

Настольные игры

  • «Дорожные знаки» (в комплект входят 7 знаков и 5 колпаков ограждения).
  • «Дорожная азбука» (набор дорожных знаков на ножке и подставке).
  • Домино с дорожными знаками.
  • «Умный шнурок. Дорожные знаки».
  • «Большая прогулка». Обучающая игра по правилам дорожного движения.
  •  «Я – доктор». Игра знакомит детей с основами медицинских знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа кружка "Мир глазами художника"

Рабочая программа кружка "Мир глазами художника" (художественно-эстетическое направление)...

рабочая программа кружка "Смотрю на мир глазами художника"

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»  для 2-4 классов...